Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ По обычном псалме поем кафизму 1ю всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и праздника 4 , поемыя на самый праздник, и святых 3, глас 1. НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма поем всю 1 кафизму. На Господи воззвах: стихиры воскресные 3 и праздника 4 , поющиеся на самый праздник, и святых 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Подобен: Небесных полков: Богоотца вси восхвалим, Давида царя,/из него бо пройде жезл — Дева./И из Нея возсия цвет — Христос,/и Адама со Евою от тли воззва,/яко Благоутробен. Восхвалим все Богоотца, Давида царя,/ибо от него произошел жезл — Дева./И от Нее взошел цвет — Христос,/и Адама с Евою от тления избавив, воссоздал,/как милосердный. Пророческая проречения виде в старости/яве Иосиф Обручник,/проявленно исполняемая,/обручение воистинну странное,/откровение Ангелы прием,/Богу слава, — вопиющих, —/на землю мир низпославшему. Пророков предсказания открыто исполняющимися/в старости увидел ясно Иосиф обручник,/получив по жребию обручение необычайное,/указания свыше через Ангелов приняв,/“Богу слава, — возглашавших, —/ибо Он на землю мир ниспослал!” Брата Божия вси восхвалим,/яко святителя суща,/мучением же паки просиявша доблественне./Егоже молитвами, Иисусе Боже наш,/в вертепе и в пеленах повивыйся,/спаси вся, поющия Тя. Брата Божия все восхвалим,/как истинного иерарха,/и мучением также просиявшего доблестно./Его молитвами, Иисусе, Боже наш,/в пещере и в яслях повитый пеленами,/спаси всех, воспевающих Тебя! Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых,/царя пророка и апостола, перваго епископа:/тех бо ученьми лести избавльшеся,/Христа славословим, от Девы возсиявшаго и воплощшагося,/еже спасти души наша. Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых,/царя-пророка и апостола, первого епископа:/ибо их учениями от заблуждения избавившись,/Христа славословим, от Девы воссиявшего/и воплотившегося, чтобы спасти души наши. И ныне, Богородичен гласа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

В этой молитве Иисус Христос вполне открыл Свою Божественную славу, именуя Себя Сыном Божиим, вечным, единосущным и единочестным Богу Отцу, Господом всякой плоти, рожденным от Бога Отца, источником вечной блаженной жизни для всех. Чтение Евангелия в неделю святых отец поучает верующих обращаться с молитвою к Богу во всех делах, и кои чем важнее, тем сильнее обязуют нас к молитве. При молитве Своей Спаситель возвел очи Свои на небо. Если Сын Божия со внутреннею Своею молитвою соединял и внешнее выражение ее, сколько же необходимо и важно для нас, зависящих всегда от влияния чувств, сопровождать внутреннюю молитву наружными знаками, – свидетелями богатства и достоинства чувствований сердечных? Седмица Пятидесятницы Начало и событие праздника Пятидесятница или Пятидесятидневное ее продолжение начинается и оканчивается семидневным празднеством, которое в начале называется седмицею или неделею Пасхи, а в конце седмицею или неделею Пятидесятницы. День Пятидесятницы был праздником в Церкви ветхозаветной. Возвеселишися пред Господем Богом твоим, сказано в законе, ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, иже во градех твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, яже в вас, на месте, идеже изберет Господь Бог твой призывати имя Его тамо ( Втор.16:11 ). Ветхозаветная Церковь совершала праздник Пятидесятницы по истечении 7 седмиц – в 50 день от Пасхи своей и потому назывался он в ветхом завете праздником седмиц ( Втор.16:9–10 ); – праздновала в благодарность Богу за произращение новых плодов земных ( Чис.28:26 ) и новой жатвы ( Исх.23:16 ), в память Синайского законоположения и торжественного вступления Бога в завет со всем народом избранным 593 . Праздник ветхозаветной Пятидесятницы в память Синайского законоположения, был предпразднством и преобразованием новозаветной Пятидесятницы и Сионского законоположения. Еще пр. Исаия предсказал, что из Сиона изыдет закон, и слово Господа из Иерусалима (2:3), и пр. Иоиль предвозвестил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и будет в горе Сионе и в Иерусалиме спасаемый (2:28, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Первой из членов новонасажденной Своей Церкви глава ее Иисус Христос по воскресении Своем явился, как упоминают наши церковнобогослужебные книги, пречистой Матери Своей. Так в Богослужении в неделю жен Мироносиц Церковь , обращаясь к Богоматери, воспевает: «Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, чистая: и иже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная» 437 . Далее, – начиная с первого дня Пасхи и до самого отдания светлого праздника, в продолжение шести недель, мы постоянно слышим торжественную песнь Пресвятой Деве; «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба». Из сих песней можно заключать, что Богоматерь видела Господа, и первая услышала от Ангелов благовестие о воскресении Его. Исторические сказания действительно повествуют о том, что Господь по воскресении Своем прежде всех явился пречистой Матери Своей «И первее убо, – говорит синаксарь во святую и великую Пасху, – воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей. Что говорит Матфей? В одном месте находим: бе же ту (при погребении) Мария Магдалина, и другая Мария, седящи прямо гроба (27:61); в другом: прииде (в глубокое утро воскресения Христова) Мария Магдалина, и другая Мария, видети гроб (28:1). Какое лице скрывается здесь под выражением: другая Мария? Синаксарь указывает в нем Пресвятую Деву, Матерь Господа, – что весьма естественно, и более чем вероятно. Если бы это была не Она, то Евангелист вместо неопределенного, другия, сказал бы, какая именно Мария, во-первых потому, что здесь же, говоря о двух Мариях, одну прямо назвал Магдалиною; во-вторых потому, что недавно повествуя о распятии Господа и упоминая о присутствующих при оном святых женах, святый повествователь озвачил каждую из них собственным ее прозванием: бяху же ту, – говорит, и жены: в нихже бе Мария Магдалина, и Мария, Иакова и Иосии мати, и мати сыну Зеведеову, т. е. Саломия и иныя многия. Употребляя вместо определенного выражения неопределенное – другая Мария, св. Матфей очевидно имеет намерение отличить сию Марию от всех прочих известных Марий, и указать именно на ту, которую христиане могли узнать и без прямого названия и которой враги христианства не должны были знать. Впрочем, синаксарь между женами, приходившими на гроб и видевшими воскресение Спасителя, разумеет ту, которая названа Мариею Иосифовою. Иосий был сын Иосифа, обрученника Пресвятой Девы. Но, чтобы воскресение не казалось сомнительным по явлении Воскресшего Матери Своей, Евангелисты глаголют, что Он первее является Магдалине Марии 438 . Св. Димитрий Ростовский , описывая жизнь Марии Магдалины, также замечает, что первое явление Господа было Пресвятой Деве: «от Господа толь бяше любима, пишет он о Магдалине, – яко первее всех – по Пречистой Матери Своей, – Господь Своим по воскресении явлением почти ю» 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Гимнография Основным днем памяти И. О. является Богоотец святых неделя (Неделя по Рождестве Христовом), в к-рую совершается память сродников Христа по плоти. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 160-162) в этот день на Пс 50 и на входе поется тропарь 2-го гласа Εαγγελζου, Ιωσφ (    ). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 310-311) И. О. прославляется в песнопениях Недели по Рождестве Христовом: в отпустительном тропаре 2-го гласа     в каноне 4-го гласа с ирмосом:          в каноне 8-го гласа с ирмосом:  ()[  ]    ()[  ] в цикле стихир-подобнов и в неск. самогласнах. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 358-361) память И. О. также отмечается 26 дек. вместе с празднованием Собору Пресв. Богородицы и с памятью сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; И. О. назначаются неск. стихир и седален. В Неделю по Рождестве Христовом песнопения, в которых прославляется И. О., следующие: тот же отпустительный тропарь, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», по 2 стихиры-подобна на стиховне вечерни и на хвалитех, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 86-87) указания в Неделю по Рождестве Христовом в целом те же, что и в Евергетидском. В богослужебных книгах Иерусалимского устава память И. О. также отмечается в Неделю по Рождестве Христовом. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. в этот день поются тот же отпустительный тропарь, что и в Типиконах студийской традиции, канон, 2 цикла стихир-подобнов. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указаны 2 кондака, в которых упоминается И. О.: 3-го гласа    и 1-го гласа     В совр. богослужебных книгах в Неделю по Рождестве Христовом содержатся следующие песнопения, в к-рых прославляется И. О.: отпустительный тропарь 2-го гласа Εαγγελζου, Ιωσφ (    ); кондак 3-го гласа Εφροσνης σμερον (    ); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Χριστο σε μλπω δεξιν παρασττην. Ιωσφ (Христова тебя пою правого помощника) 1-го гласа, ирмос: Χριστς γεννται (    ), нач.: Χριστο θερπον μακριε (Христова служителя, блаженне) - только в греч. Минее; канон авторства Космы Маюмского без акростиха 4-го гласа, ирмос: Ασομα σοι Κριε (      ), нач.: Ασομα σοι Κριε (      ) (в греч. Минее этот канон посвящен прор. Давиду и Иакову, брату Господню, в нем были переработаны все тропари, в к-рых фигурирует И. О.; вероятно, это объясняется наличием в греч. Минее отдельного канона в честь И. О.); цикл стихир-подобнов; 2 седальна; светилен.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

136 на об. и 137); наконец – на тот, если 26-е падет на воскресенье («Подобает ведати, яко аще по Рожд. Хр. неделя сия случится в 26» и т.д., л. 137 на об. и 138). 10 . Еже пο плоти Обрезание Господа и Бога нашего Иисуса Христа и память еже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии каппадокийския, 1 января, с знаком . Под этим числом в 48 гл. Типикона изложено сначала седмичное последование этого праздника (л. 142 и 143); оно же – и субботнее, только последнее, как будет сказано ниже, имеет особенность в чтениях из Апостола и Евангелия: потом – воскресное (мр. гл., л. 143 на об. и 144). Как об этом празднике, так и обо всех других господских, недванадесятых праздниках, за исключением праздника 1 августа, следует заметить, что они, в отличие от дванадесятых, не имеют ни предпразднства, ни попразднства. Еще: если господский недванадесятый праздник случится в воскресенье, то воскресная служба не отменяется и на утрени читается воскресное, а не праздничное, евангелие. 11 . Собор 325 святаго славнаго пророка, Предтечи Крестителя Иоанна, 7 января, с красным знаком . Под этим числом в 48 гл. Тип., л. 151, изложено седмичное последование праздника: оно же – и субботнее, только последнее, как будет сказано ниже, имеет особенность в чтениях из Апостола и Евангелия. О воскресном на 152 л. сделано такое замечание: «Подобает ведати: аще случится Собор Иоанна Предтечи в неделю, поем службу Предтечи, якоже Собору Богородицы: прежде воскресно, и праздника, и Предтечи, якоже наутрии Рождества Христова указася – святых праведных Богоотцев, аще в неделю память их будет». Это указание надобно понимать так: если Собор Предтечи случится в воскресенье, то за богослужением поются песнопения сначала воскресные, потом праздника (иначе, попразднства Крещения Господня) и, наконец, Предтечи, подобно тому, как в день Собора Богородицы, случившийся в воскресенье 26 декабря, поются сначала воскресные песнопения, потом праздника (иначе, попразднства Рождества Христова) и, наконец, Богоотцев (Давида царя, Иосифа Обручника и Иакова, брата Божия) и как это изображено в мр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Еще не протекло, говорил некогда св. Златоуст, седми дней после того, как мы совершили священное торжество Пятидесятницы, и вот сретил нас лик св. мучеников, или лучше ополчение и воинство мучеников не меньшее воинства св. Ангелов, которое видел патриарх Иаков» 632 . Из сих слов св. Иоанна Златоустаг о можно заключать, что праздник в честь всех св. мучеников получил начало свое в первые времена христианства. По времени с ликом всех св. мучеников, прославляемых в первую неделю по Пятидесятнице, Церковь соединила празднование и прочим святым. «В неделю, следующую за Пятидесятницею, говорит синаксарь на эту неделю, православная Церковь совершает праздник всех святых. Св. Отцы установили совершать его по сошествии Св. Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло чрез Апостолов пришествие Св. Духа, – как оно освятило соестественных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчивая за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь. Всесвятый Дух совершает то, что превыше законов естества: Он, сошедши долу в виде огня, по природе своей стремящегося выспрь, персть, естественно тяготеющую долу, возвышает горе. Незадолго пред сим естество наше было превознесено и посаждено одесную славы Отчей, то есть, плоть принятая и обоженная Богом Словом, вознесшимся на небо; а ныне влечет Он туда всех, как обещал то Сын Божий, указывая на главную цель, для которой явился Он во плоти и исполнил Божественный совет о приведении всех в соединение и мир с Богом. Итак естество человеческое в лике всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои. Это первая причина настоящаго праздника в честь всех святых». «Вторая причина. Есть много святых, угодивших Богу совершенною добродетелию, которые, однако, получив у Бога великую честь, остаются неизвестными для людей. Весьма много есть святых и на Востоке и на Западе, так что, по причине великой многочисленности их, нет возможности воздавать каждому из них, по церковному чиноположению, должную почесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И. Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей). 12 . Пятидесятница. День Святой Троицы (50-й день по Пасхе, воскресенье). 13 .День Святого Духа (понедельник после Пятидесятницы). 14 . Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых. К числу служб подвижного годового цикла относится и Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших. 15 VI Вселенский Собор снял разногласия по этому вопросу, определив общее время окончания поста – в полночь. 16 Согласно Седьмому Апостольскому правилу, которое является древнейшим церковным установлением, Пасха Христова должна праздноваться в первый воскресный день за весенним полнолунием, которое может быть либо в самый день весеннего равноденствия, либо непосредственно после него, но ни в коем случае не ранее. 17 Суббота (от евр. шаббат – покой) – первый день недели, он посвящался Богу. После Христова Воскресения таким днем стал следующий после субботы день – воскресенье. 18 8 Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова (которое имеет 5 дней предпразднства) и Богоявления (имеющего 4 предпразднственных дня). Пятидесятница предпразднства не имеет, поскольку накануне совершается поминовение усопших. 19 На следующий день после некоторых Господских и Богородичных праздников прославляются участники священного события, в честь которого был установлен праздник: после праздника Рождества Пресвятой Богородицы следует праздник в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны; после праздника Рождества Христова – Собор Пресвятой Богородицы; после праздника Крещения Господня – Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; после праздника Сретения Господня совершается память святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы – Собор Архангела Гавриила. 20 Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднства не будет, а если случится в Вербное воскресенье, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднства, ни попразднства, а только один день праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Рождество Твое, Христе Боже наш,/озарило мир светом знания,/ибо чрез него звездам служащие/звездою были научаемы/Тебе поклоняться, Солнцу правды,/и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило./Господи, слава Тебе! (2) И тропарь святых, глас 2 Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу:/Деву видел еси рождшую,/с пастыри славословил еси,/с волхвы поклонился еси,/Ангелом весть прием./Моли Христа Бога спасти души наша. И тропарь святых, глас 2 Благовествуй, Иосиф,/о чудесах Давиду Богоотцу:/ты видел Деву, носящую во чреве,/с пастухами славословил, с волхвами поклонился,/через Ангела извещение получив./Моли Христа Бога о спасении душ наших! А где не служится бдение, тропарь воскресный, Слава: святых, И ныне: праздника. А идеже несть всенощнаго бдения, на повечерии по трисвятом: На повечерии после трисвятого: Кондак Богоотцев, глас 3. Подобен: Дева днесь: Кондак Богоотцов, глас 3 Подобен: Дева в сей день: Веселия днесь Давид исполняется Божественный,/Иосиф же хваление со Иаковом приносит:/венец бо сродством Христовым приемше, радуются,/и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют:/Щедре, спасай Тебе чтущия. Радости исполняется в сей день Давид божественный,/Иосиф же с Иаковом хвалу приносит./Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются,/и неизреченно на земле Рожденного/воспевают и взывают:/“Милосердный, спасай Тебя почитающих!” Слава, и ныне, кондак праздника, глас 3. Самоподобен: Слава, и ныне, кондак праздника, глас 3, самоподобен Дева днесь Пресущественнаго раждает,/и земля вертеп Неприступному приносит./Ангели с пастырьми славословят,/волсви же со звездою путешествуют:/нас бо ради родися/Отроча Младо, Превечный Бог. Дева в сей день Сверхсущественного рождает,/и земля пещеру Неприступному приносит;/Ангелы с пастухами славословят,/волхвы же за звездою путешествуют,/ибо ради нас родилось/Дитя младое, предвечный Бог! НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ПАМЯТЬ СВВ. ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА, ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

д. – от недели Всех Святых до недели о Мытаре и Фарисее следующего года, т. е. до начала Триоди. Немногие из сих недель посвящены особым празднованиям и имеют особенные наименования, независимо от порядка последования их. Сии немногие недели, как-то: пред Воздвижением и по Воздвижении Креста, пред Рождеством Христовым и по Рождестве, пред Просвещением (т. е. пред праздником Крещения) и по Просвещении, суть недели предпразднственные и попразднственные, т. е. предшествующие и последующие некоторым великим праздникам, предмет коих распространяя на недели им предшествующие и последующие, Церковь называет их именем тех самых праздников. Впрочем, не нарушая порядка, в котором недели по Пятидесятнице следуют, их можно разделить по литургийным Евангелиям дней воскресных на дни последования. В первом, заключающем 17 недель, предлагаются Евангелия от Матфея; во втором, содержащем последние недели по Пятидесятнице, преимущественно читаются Евангелия от Луки. Как пред Пасхою – в продолжение Великого поста чтения Евангелия на воскресных литургиях большею частью содержат учение о покаянии, а от Пасхи в продолжение Пятидесятницы – раскрывают Божественную силу и славу Искупителя – источника благодати и истины, так в недели по Пятидесятниц Церковь чтениями Евангелия научает нас пользоваться источниками благодати и истины и творить плоды достойные покаяния. О чтениях Апостольских на литургиях должно заметить, что оне совершаются в продолжение года по порядку книг Апостольских, расположенных в Библии , исключая Соборные послания, которые постановлено Церковью читать, равно как и послания Апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова, на бдениях дней воскресных, по благословении хлебов, начиная от недели Всех Святых и продолжая до недели Пасхи 636 . Кроме этого назначения, послания Соборные, как паримии, читаются во дни памяти священных писателей посланий. В Пятидесятницу читаются Деяния св. Апостолов 637 ; по Пятидесятнице – послания св. Ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам, Галатам, Ефесеям, Филипписиям, Колоссаям, Солунянам, к Тимофею, Титу, Филимону; в Четыредесятницу – к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В виде огненных язык – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал Предтеча ( Мф.3:11 ), и освящения учеников Христовых. По гласу Церкви сошествие Св. Духа есть решительное очищение грехов 595 . А св. Григорий Двоеслов беседует: «когда извне явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искреннею любовию к Богу» 596 . В виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований Св. Духа. Как древле Бог, смесив языки, разделил и рассеял говоривших одним языком, так ныне разделил языки и послал Апостолов во весь мир, дабы рассеянных людей по всей вселенной собрать во едину св. Церковь . В виде языков седших – в означение почивания Св. Духа во святых 597 . Древле «языки смесились за дерзость столпотворения: ныне же языки разделились ради славы Боговедения» 598 . «Надобно было, говорит Григорий Нисский , чтобы народы, рассеянные при вещественном столпотворении, снова соединились при духовном строительстве Церкви» 599 . В виде язык, седших на главы Апостолов, в освящение главного и владычествующего члена тела, и самого ума, силою которого говорит язык, или как бы во образ рукоположения пастырей Церкви. Благословенный Дух, почив на Апостолах в виде огненных языков, утвердил в памяти их спасительные для человеков изречения Христа 600 . Значение события Сошествие Св. Духа на Апостолов есть совершение нового вечного завета с человеками, о котором предсказал пр. Иеремия: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет новый. Сей завет, егоже завещаю, дая законы Моя его мысли их и на сердцах их напишу их ( Иер.31:31–34 . Евр.8:8–12 ). Дух Святый, сшедший ва Апостолов, Дух истины ( Ин.16:13 ), Дух премудрости и откровения ( Еф.1:17 . Лк.11:20 ) начертал вместо Синайского новый Сионский закон, о котором предсказал пр. Исаия (2:3), не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца плотяных ( 2Кор.3:3 ). Место закона Синайского заступила благодать Св. Духа, законополагающего 601 , подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати ( Рим.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010