Ослабивши Киев, он обратил свое внимание на Новгород и отправил туда те же войска, что были под Киевом, чтобы укротить своеволие Новгородцев. Нару­шать права и не такого могущественного князя, как Андрей Боголюбский, нельзя было безнаказанно, между тем как Новгородцы не только преступили крестное целование, данное ими Андрею, выгнав его подручника, Святослава и посадив против его воли князя Романа, но вместе с этим князем напали на Суздальские дружины в Двинской области и собрали двойную дань с Суздальцев, живших там вместе с Новгородцами. Андрей решил наказать их так же, как и своевольных Киевлян. «Нельзя, рассуждают летописцы, по этому поводу оправдывать Новгородцев... разве перед­ние князи велели им преступать крест и соромлять своих внуков или правнуков, целовать им крест и после изменять присяги? Злое неверстие в них вкоренилось. До которых пор Богу терпеть над ними? Вот и навел он наказание на них рукою благоверного князя Андрея». 78 Новгородцы увидали свою беду неминучую; уже в трех церквах плакала икона Богородицы, предвещая всем горе. Действительно, в следующем же году к Новгороду подступили дружины Андрея и его союзников под начальством, того же боярина Бориса Жидиславича. Сам Андрей не участвовал в походе. Началась пра­вильная осада Новгорода. Новгородцы сильно укрепили стены города, ворота и башни. Суздальцы были вполне уверены в победе и уже в уме своем делили между собою Новгородские улицы. Но у Новгородцев был сильный защитник, сильный не физическими силами, но силами духовными, силою горячей молитвы. Это был еп. Новгородский Иоанн, славившийся своими духовными подвигами. Благочестивое предание сообщает, что в то время, как его соотечественники бились на стенах го­рода, проливая кровь и принимая смерть, Иоанн три дня молился, чтобы Господь отвратил праведный гнев свой от Новгорода. Молитва его была услышана. Он полу­чил указание свыше – идти в Ильинскую улицу, взять там в церкви икону Божией Матери и идти с нею к стенам города с крестным ходом. Еп. Иоанн объ­явил о своем откровении Новгородцам и устроен был крестный ход с вышеуказанной чудотворной иконой на стены города. Лишь только показалась икона на за­брале около городских ворот, как совершилось чудо. Суздальцев облек как бы какой-то туман и они в смятении начали убивать друг друга и наконец, обратились в бегство. Новгородцы, ободренные помощью свыше, бросились за ними в погоню, захватили их обоз и наловили столько пленных, что Суздальцев в Новгороде продавали за бесценок, – по две ногаты за человека. 79 Так Новгородцы чудесно избавились от грозившей им беды, благодаря молитвам своего благочестивого епископа Иоанна и чудесному заступлению Божией Матери, коей установлено в честь этого чуда празднование 27 ноября, а самая чудотворная икона получила название Знаменской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона Знамение Пресвятой Богородицы – одна из наиболее почитаемых в русском православии. Икону относят к XII веку, но ее серьезно поновляли в XVI веке, так что от древней живописи на лицевой стороне сохранились только фрагменты. В 1170 году войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, осадили Новгород. По решению архиепископа Новгородского Иоанна икону вынесли из храма и обнесли ею крепостную стену. Осаждавшие обстреливали крепость, и одна из выпущенных ими стрел попала в икону, отчего из глаз Богородицы потекли слезы. Суздальцы были охвачены ужасом, побросали оружие и отступили от города. Первоначально икона находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильине улице, а с XIV столетия – в специально построенном для нее Знаменском соборе. После революции ее передали в Новгородский музей-заповедник. В августе 1991 года икону вернули Церкви и поместили перед иконостасом новгородского Софийского собора. Боголюбская икона Божией Матери была написана для Рождественского храма в загородной резиденции князя Андрея Боголюбского, построенной под Владимиром, на месте явления Богородицы. По преданию, Божья Матерь явилась князю в походном шатре во время перенесения Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода. Икона сильно пострадала от времени и неудачных реставраций. В 1992 году изначальный образ передали в Свято-Успенский девичий Княгинин монастырь во Владимире, но после резкого ухудшения состояния ее сохранности в 2009 году она была возвращена во Владимиро-Суздальский музей, где находится на реставрации вплоть до настоящего времени. – Что случилось с Боголюбской иконой во Владимире? – Ну, если говорить с музейной и хранительской точки зрения – с ней произошла катастрофа. Из трех названных произведений Боголюбская икона Божией Матери была всегда самой сложной. На момент снятия оклада в 1918 году состояние ее сохранности было чудовищным – авторский грунт и живопись были сильно разрушены и находились под множеством слоев разновременной записи и потемневшей олифы. Уже тогда икону частично расчистили и законсервировали, а в 1946 году, когда она, наконец, оказалась во Владимирском музее, выяснилось, что древний левкас очень неустойчив и отстает от основы, так что икону нужно было укреплять заново. Но и этого оказалось недостаточно – в 1958 году икону передали в ВХНРЦ, где она провела целых двадцать лет!

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

III. Братия! Пример свв. мучеников не должен остаться для нас без силы! Кто не старается иметь веры, подобной их вере, – мужества, подобного их мужеству, любви, подобной их любви; тот не может хорошо исполнять никакой своей должности, и тем паче главной должности – очищать свое сердце и спасать свою душу. Кто боится Бога не больше как людей, кто не решается потерять для своей веры ничего сколько-нибудь любезного ему на земле: тот не может устоять ни в каком духовном сражении: тот большей частью погиб для благочестия и идет по большой дороге греха прямо к погибели. Господь по Своему неизреченному милосердию да соблюдет нас твердыми в вере и любви молитвами свв. мучеников Савела, Мануила и Исмаила, которых совершаем память. Аминь. (Составлено по Четьи Минеям и кн. «Слова и беседы на все воскресные и праздничные дни» Григория, архиепископа Казанского и Свияжского, т. III.). Восемнадцатый день Поучение 1-е. Празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Всегда ли мы можем надеяться получить, чего просим, у Божией Матери?) I. Beчhымu памятниками чудесной помощи Царицы Небесной страждущим христианам служат многочисленные чудотворные Ее иконы, украшающие землю русскую. Между ними издревле благоговейно чтится на святой Руси образ Боголюбской Божией Матери, празднество в честь коего ныне совершается. Эта чудотворная икона написана была в двенадцатом веке, по повелению св. благоверного великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского. В 1771–1772 гг. во многих местах России, особенно в Москве и Владимире, свирепствовала страшная и губительная моровая язва. Народ целыми сотнями умирал от страшной заразы, и никакие врачебные средства не могли спасти заболевавших от мучительной смерти. Тогда некоторые благочестивые жители г. Владимира испросили себе позволение принести чудотворную икону Боголюбской Божией Матери из Боголюбова монастыря, где ранее находилась она, в г. Владимир для совершения ей всенародных молебствий. После крестного хода с чудотворной иконой почти все, даже самые безнадежные, больные выздоровели, и из сотни больных умерло лишь двое-трое, а затем вскоре моровая язва и окончательно прекратилась во Владимире. Между тем, моровая язва продолжала свирепствовать в Москве, унося в могилу каждый день по нескольку человек. Жители первопрестольного града в страхе прибегали к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их об избавлении от праведного гнева Божия. Когда слух о чудотворениях Боголюбской иконы Божией Матери во Владимире дошел до Москвы, то и здесь стали притекать с мольбой к этой иконе, слезно прося Заступницу усердную, Матерь Господа вышнего, об избавлении рода христианского от губительной болезни. По вере и усердию молящихся болезнь и здесь начала ослабевать. С того времени и в Москве прославилась Боголюбская икона Божией Матери и доселе с благоговением чтится всеми набожными горожанами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Эта икона была получена из Греции Черниговским князем Всеволодом Ярославичем от имп. Константина, который, выдавая свою дочь Анну в 1046 г. за него, благословил его этой иконой. По смерти его она перешла к Смоленскому князю Владимиру Мономаху. «Одигитрия» значит «Путеводительница».    27 ноября — Знамение Пресвятыя Богородицы, бывшее в великом Новгороде в 1170 г. во время осады Новгорода суздальцами. Одна стрела, пущенная суздальцем, ударилась в икону, вынесенную св. Иоанном, архиепископом Новгородским, и слезы потекли из очей Богоматери на фелонь архиепископа. Гнев Божий разогнал тогда осаждающих.    В этот же день мы празднуем и «Знамение» Иконы Божией Матери Курския-Коренныя, которая чудесно явилась в лесу у корня 1295 г.    26 августа, 23 июня и 21 мая три праздника Сретения Чудотворныя Иконы Божией Матери Владимирския. Все три праздника установлены в память чудесного спасения России от врагов по молитвам перед величайшей святыней русского народа, чудотворной иконой Божией Матери Владимирской. Эта икона, по преданию, писана самим Евангелистом Лукой. Она вывезена была из Константинополя в Киев в 1144 г. а из Киева перенесена кн. Андреем Боголюбским во Владимир. 26 августа празднуется в память избавления России от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана в 1395 г.; 23 июня в память избавления Москвы от татарского хана Ахмата и окончательного падения татарского ига в 1480 г.; 21 мая в память поновления сей святыни в 1514 г. в доме митрополита Варлаама и в память избавления Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г. Перед этой великой святыней, помещавшейся в Московском Успенском соборе, избирались митрополиты, а затем и патриархи всея Руси. Праздники средние со знаком креста в полукружии    Это праздники, которым по уставу совершается всенощное бдение. В Типиконе они отмечаются со знаком креста в полукружии красного цвета, и о них сказано: «им же бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени», то есть перед каноном празднуемому святому читается канон Пресвятой Богородицы, который помещается тут же на ряду в Минеи, или тот, который печатается в Октоихе в конце книги, после 4 и 8 гласа, с ирмосом: «Колесницегонителя фараоня погрузи», или канон Богородице, находящийся в Следованной Псалтири с ирмосом: «Воду прошед, яко сушу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Давыдовское. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери. /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Боголюбской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 2000. Адрес: Владимирская область, Кольчугинский район, село Давыдовское Координаты: 56.369441, 39.367688 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Родник, освященный в честь «Боголюбской» иконы Божией Матери, расположен в 1,5 км от Свято-Покровского храма в селе Давыдовское Кольчугинского района Владимирской области. Святой источник обустроен, над ним сооружена небольшая деревянная часовня. С середины XIX одной из главных святынь Свято-Покровского храма являлась чудотворная «Боголюбская» икона Пресвятой Богородицы, которую в здешних краях называют «Боголюбивая». В 90-х годах XX века икона была похищена. Ныне в храме имеется ещё один чтимый Боголюбский образ, который находится в иконостасе Никольского придела. Когда Боголюбивая икона появилась в Покровской церкви села Давыдовского— неизвестно. Но о том, когда стали особо почитать именно эту икону, история сохранила следующее предание. В 1843 году (по другим данным - в 1848) в Юрьевском уезде свирепствовала эпидемия холеры. Все православные люди горячо молились Божией Матери перед Её Боголюбским образом, и Пресвятая Богородица явила чудо: 18 июня (1 июля) 1843 года, в праздник Боголюбского образа, в селе Давыдовском забил источник, вода в нём не была заражена. А те, кто с верою притекали ко святой иконе, получали исцеление. После этого чуда жители установили ежегодный Крестный ход с чудотворной иконой на источник, где совершали водосвятие. В советский период эти шествия были запрещены, но в сердцах верующих не угасла благодарность Божией Матери за её милость. В 2000 г., в Давыдовском была возрождена древняя благочестивая традиция – 1 июля совершать Крестный ход с Боголюбивой иконой на источник. В этот день приезжает много паломников из разных мест на торжественное богослужение. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=56564

На Боголюбской иконе Божией Матери «в молении Ростовских чудотворцев» (кон. XVII в., ГМЗРК) И. представлен в монашеских одеждах (в надписи назван «преподобный»), с короткими кудрявыми волосами и со средней величины бородой (см. также икону-пядницу XIX в. из собрания ГМИР). Известна прорись с иконы XVII в. с группой Ростовских святых и с архангелом перед Богоматерью с Младенцем (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 447). Образ И. предположительно есть на иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Centuries: Из коллекции И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК) в молении к Св. Троице Новозаветной написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, И.- крайний слева во 2-м ряду, за прп. Петром, царевичем Ордынским. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» - 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - И. изображен крайним слева в верхних рядах, волнистые волосы и борода с проседью, руки сложены на груди. Его образ включен также в иконную композицию «Собор Ростовских чудотворцев» XIX в., возможно связанную с ростовским мон-рем в честь Рождества Пресв. Богородицы (ГМИР, см.: Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собрания ГМИР//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 217, 409. Ил. 8). Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Несмотря на широкое почитание И., во 2-й пол. XVII в. его образ не встречается в росписях храмов, построенных в Ростове и Ярославле митр. Ионой (Сысоевичем).

http://pravenc.ru/text/469398.html

И вот, в семействе Карповых возникло благое намерение построить храм в близком расстоянии от усадьбы Сушнево и станции Болдино, чтобы в него всегда был беспрепятственный путь, как для этого семейства, так и для жителей станции Болдино и окрестных селений. Место для храма, по совету архитектора Карицкого, избрано на земле, принадлежавшей Г.Ф. Карпову, в двух верстах от Сушнева и ста саженях от станции Болдино, на сухом ровном грунте. Вскоре испрошено было благословение на это святое дело от Высокопреосвященнейшего Феогноста. Чтобы ускорить дело и иметь под рукой материал в достаточном количестве для построения храма, Карпов устроил на своей земле кирпичный завод. Осенью прошлого и весной настоящего года произведены были предварительные работы: выкопаны рвы под стены храма и забучены, а равно приготовлен материал для постройки. Так как храм предположено устроить в честь иконы Боголюбской Божией Матери, которую ежегодно приносят к 6 августа в приход с. Абакумова, то Г.Ф. Карповым испрошено было Архипастырское благословение совершить закладку именно в праздник Преображения Господня, с молебствием перед благоговейно чтимой иконой. Утром 6 августа в храме с. Абакумова, куда уже принесена была св. икона Боголюбивой Божией Матери, из окрестных деревень собралось значительное число прихожан. По окончании литургии, из храма начался крестный ход с св. иконами и хоругвями по направлению к Болдинской станции, через дер. Липню. Ненастная, дождливая погода несколько препятствовала торжесвенности хода; но когда он прибыл на место закладки, погода прояснилась, засияло солнце, которое уже не скрывалось до окончания торжества. Несмотря на ненастную погоду до этого времени, к торжеству закладки храма собралось огромное количество народу. Кроме прихожан трехштатного прихода с. Абакумова, сюда прибыло множество богомольцев и из соседних приходов; среди православных находились здесь и старообрядцы, а в числе гостей храмоздателя Карпова в общей молитве участвовали Тимофей Саввич Морозов, супруга его, Мария Федоровна и другие родственники Анны Тимофеевны Карповой. На освящение закладки приглашен был местный благочинный с. Орехова Лев Левшин.

http://sobory.ru/article/?object=41955

Икона Пресвятой Богородицы всегда была особенно любима русским народом. В чудотворных иконах Богородица пришла к нам впервые в половине XI века как " Одигитрия " с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной замуж за великого князя Всеволода Ярославича. Позже икона стала именоваться " Одигитрия Смоленская " . В начале XII века из Константинополя в Киев в дар от патриарха Луки Хризоверга была привезена икона Божией Матери. Дар этот символизировал преемство двух культур - византийской и русской, теснейшую духовную связь двух миров - греческого и славянского. Из Киева в новую столицу - Владимир эту икону перенес князь Андрей Боголюбский, за иконой закрепляется имя " Владимирская икона Божией Матери " . Россию можно назвать Богородичной страной, в истории христианства немного стран ощущали такую тесную связь с Богородицей, отдавая себя под Ее покровительство. В числе этих стран Грузия. Эта земля, по Преданию, выпала Марии по жребию, но пошел туда на проповедь апостол Симон Кананит, а Божия Матерь обещала Грузии Свое покровительство. В Польше Богородица почитается Королевой страны, в средние века Ливонию (ныне часть Латвии) папа Иннокентий III назвал " Терра Мариана " - земля Марии. С принятием Христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, посвящена Богородице. В XII веке Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь праздник - Покров Пресвятой Богородицы, выразив идею покровительства Божией Матери Русской земле. В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, Успенский собор в Москве будет именоваться Домом Богородицы, с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии. За десять веков христианской культуры в России создано множество икон Богоматери. Иконы Богоматери отличаются от икон других святых и ангелов разнообразием иконографических типов, их количеством и интенсивностью почитания. Календарь Русской Церкви насчитывает около 300 икон Богоматери, прославленных чудесами и литургически празднуемых. Сергиевская Минея 1901 года издания перечисляет 700 наименований Богородичных икон.

http://pravicon.com/text-15

Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 1 1/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир. В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову монастырю приписан Покровский монастырь, находящийся в 1 1/2 версте от города Боголюбова; он основан в 1165 году; здесь хранится современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится во Владимир. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158 г.) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы. Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи». Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Изображение иконы Боголюбская Зимаровская #178 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Боголюбская Зимаровская #178 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская Зимаровская Скачать или распечатать изображение 178.jpg 114x202, 0.02 MPix, 9 Kb. 1x1.7cm @ 300DPI (1.4x2.6cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (478) , (16) . в этом году (за прошлые годы с 2009-11-10) Происхождение изображения: Загружено 2009-11-10, анонимно. Описание: Образ из церкви Иконы Божией Матери Боголюбская в Зимарово. Церковь известна хранившейся в ней чудотворной иконой Богоматери Боголюбской-Зимаровской. Известно, что Зимаровская икона была одним из древних списков с той самой оригинальной Боголюбской иконы, написанной еще в начале XII века. В настоящее время в интернете под видом Зимаровской иконы часто предлагаются различные образы Боголюбской иконы, не являющиеся Зимаровской иконой. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская Зимаровская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-178

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010