Крестный ход - это такое действо, которое не обходится без чудес. С нами был такой яркий случай, когда мы проходили границу между Украиной и Белоруссией в Черниговской области, где нас так хорошо встречали, что в одном из храмов мы забыли икону Андрея Боголюбского. Я решил, что её на обратном пути заберут украинцы, поскольку нас уже ждали в Гомеле и мы торопились. Но не тут-то было. Мы очень быстро почувствовали силу святого князя Андрея. Мы ехали на двух автобусах, украинском и российском. Украинский автобус быстро прошел таможню, а мы простояли два часа на украинской таможне, а потом на белорусской таможне нас вообще пропускать не хотели, а после долгой беготни по кабинетам нас вообще пригрозили арестовать и посадить в клетку. Затем разрешили быстро уехать обратно, и мы снова два часа стояли на украинской таможне. В общем, мы зависли между двух границ. Мысль, которая сначала возникла, о том, что мы виновны в том, что забыли икону, все более укреплялась. После долгих мучений нас все-таки выпустили, но и тут радость была преждевременной, у нас закончилось топливо… Мы приехали на АЗС, протягиваю деньги, чтобы заправиться, и в этот момент отключается электричество. Вот после этого нас объял суеверный ужас, даже водители начали креститься и говорить, что надо ехать за иконой, иначе нас тут всех поубивают. В общем, приехали мы в храм, забрали икону, и дальше даже говорить не о чем, все таможни прошли за 10 минут. Когда попадаешь в такие ситуации, то начинаешь больше понимать и верить. Начинался крестный ход с Почаевской Лавры. Думаю, что такое если и бывало, то крайне редко, чтобы крестный ход из России, Украины и Белоруссии прошел вокруг Почаевской лавры. Они живут довольно замкнутой жизнью, и посторонние люди там бывают довольно редко. На встречу крестному ходу вышло огромное количество людей, наши казаки часа полтора держали на плечах иконы, пока непрерывным потоком под ними проходил народ. Киев - второе чудо. Пройти по центру Киева с хоругвями во время чемпионата мира по футболу - это не просто. Порядка 2-3 километров мы прошли по центру Киева под взглядами иностранцев и украинских националистов, впечатление осталось яркое. Патриархия благословила нас строить в Москве храм Андрея Боголюбского, и когда мы попали в Вышгород под Киевом, увидели там часть фундамента (он накрыт стеклом) храма, который был во времена Андрея Боголюбского, и из которого в свое время вывезли бывшую Вышгородскую, а ныне Владимирскую икону Божией Матери. Мы упросили настоятеля дать нам камень, чтобы вложить его в фундамент будущего храма, первого в России во имя Андрея Боголюбского. Теперь вот будет богослужение, и мы заложим этот камень в основание храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/05/pa...

Письменные свидетельства и датировка Точная датировка Б. и. затруднена, поскольку в древнейших письменных источниках сведения о ней отсутствуют. Принято считать, что чудотворный образ был создан ок. 1158 г., т. е. в период правления кн. Андрея во Владимире (1155-1174). Не исключено, что Б. и. могла быть создана после 1177 г., когда кн. Глеб Рязанский «много... зла створи церкви Боголюбьскои юже бе оукрасил Андреи князь добрыи иконами и всяким оузорочьем» (Лаврентьевская летопись//ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383). Н. Н. Воронин датировал Боголюбский дворцовый ансамбль 1158-1165 гг. (известие о закладке Боголюбова приведено в Новгородской четвертой летописи под 1158 г.), наиболее вероятно, что Б. и. была написана по заказу кн. Андрея сразу после сооружения храма в его загородной резиденции, в 1150-1160-х гг. или в 3-й четв. XII в. Упоминания о Б. и. отсутствуют в ранней редакции «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и впервые встречаются в житии кн. Андрея Боголюбского (нач. XVIII в.). Наиболее подробные сведения об иконе содержатся в «Летописи Боголюбского монастыря» (1767-1769), составленной игум. Аристархом. Несмотря на позднее происхождение этого источника, уникальность и разнообразие его свидетельств говорят о том, что ее составитель мог использовать не сохранившиеся до наст. времени документы или лит. произведения. В «Летописи» сообщается об остановке повозки с Владимирской иконой в окрестностях Владимира, о совершении кн. Андреем молитвы, во время к-рой ему явилась Богоматерь со свитком в правой руке, повелевшая поставить икону не в Ростове, а во Владимире и на месте Ее явления основать храм и мон-рь. Вскоре кн. Андрей заложил каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы и приказал иконописцам изобразить Богоматерь так, как Она ему явилась. Князь поместил икону в новый храм, установив праздник в честь образа в день явления Богоматери 18 июня. Мон-рь, основанный кн. Андреем, стал называться Боголюбским в память о явлении Богородицы. Это название перешло и на чудотворную икону (вариант «Боголюбивая», вероятно, представляет собой народное переосмысление эпитета «Боголюбская»). Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», Деисус из 5 фигур на верхнем поле Б. и. повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед к-рыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Б. и. оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы - единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Боголюбская икона была одной из самых первых, переданных в 1990-х годах сотрудниками музея в ведение Владимиро-Суздальской епархии. И соглашение о передаче памятника Владимирскому Свято-Успенскому монастырю предусматривало, что принимающая сторона обеспечит его сохранность и создаст оптимальный для него температурно-влажностный режим. — В монастыре ежедневно ведется журнал наблюдений за тем, где, когда и как надо проветривать помещение главного собора. Вплоть до того, какую форточку в какое время открывать. Ковчег, в котором находилась икона, работал автономно: если внутри него увеличивалась влажность, он эту влагу забирал; как только становилось суше, он ее отдавал. Но в самом помещении храма, в целях экономии электроэнергии, монастырь отключил специальные осушители, которые регулировали температурно-влажностный режим в помещении. Это способствовало нарушению микроклимата в витрине Боголюбской иконы, — говорит Ольга Петрова, главный хранитель фондов ВСМЗ. – Конечно, монахини монастыря очень переживают. Это чувствуется. Звонят, справляются о состоянии иконы, молятся о ее благополучии. Думаю, ситуация с Боголюбской иконой Божией Матери нас многому научит. Среди основных причин обострения болезни святыни специалисты называют также и замену в храме, где находилась икона, без обсуждения на научно-методическом совете прежних полов на полы гранитные и, как результат, нарушение условий ее содержания. В течение прошлого столетия «Боголюбская Богородица» проходила четыре курса лечения. И в 1918 году, перед первой реставрацией, комиссия под Руководством И.Э. Грабаря сделала такое заключение: «Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника». «То, что икона Боголюбской Богородицы существует, — уже само по себе чудо!» — убеждены и реставраторы, и священники.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-ka...

- И многие видят великую заслугу Владимирской иконы Богородицы в том, что в 1480 году, через 100 лет после Куликовской битвы, русское войско одержало окончательную победу над татарами... - Да, Владимирская икона Божией Матери только в Москве находится более 600 лет. В XII веке она была принесена из Константинополя в Киев как дар Юрию Долгорукому, сын которого, Андрей Боголюбский, привез ее во Владимир. В конце XIV века, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом перенесли в Москву. Люди молились об избавлении от ига, и Божия Матерь помогла: войска Тамерлана повернули обратно. В 1480 году Владимирская икона спасла Россию и от нашествия хана Ахмата. Он пытался форсировать реку Угру, но получил отпор. Православные верующие молились перед иконой о заступничестве. Ордынцы отступили. Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, - вопрос веры. Икона имеет несколько записей, относящихся в том числе и к XIV-XVI векам. Мы верим, что эта икона написана евангелистом Лукой, что это его заступление за землю русскую. И, конечно, через эту икону - покров Царицы Небесной над всей русской землей. В 1993 году перед Владимирской иконой, которая была перенесена из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор, коленопреклонно молились, чтобы предотвратить гражданскую войну. Смута была прекращена во многом потому, что и Святейший Патриарх Алексий Второй, и все молившиеся с ним москвичи получили возможность этого заступничества. - Как показывает опыт принесения других православных святынь, поклониться им приходят миллионы верующих россиян. Не могли бы Вы рассказать о традиции принесения мощей в нашу страну и их почитания? - Принесение святынь всегда вдохновляло и оживляло религиозную жизнь страны. Более чем тысячелетняя история Русской церкви знает сотни и сотни случаев принесения святых мощей, которые были обретены как в христианском, так и в нехристианском мире. Это происходило и в средние века, и в более поздние времена. Можно вспомнить императора Павла I, который, будучи главой Мальтийского ордена, был инициатором принесения в Гатчину десницы святого Иоанна Предтечи вместе с частью Креста Господня и Филермской иконой Божией Матери. Приносимые святыни всегда торжественно, с радостью встречались русскими людьми, устраивались крестные ходы с ними по городам и весям. Этим святыням всегда было уготовано достойное место в самых почитаемых церквях и соборах России, будь то Кремль в Москве, в Нижнем Новгороде, Суздале или Санкт-Петербурге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Спасский храм имеет два уровня. Главный престол церкви, освящённый во имя Всемилостивого Спаса, размещён в верхнем храме. Нижний придел освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. С XIX века здесь хранится чудотворный " Смоленский " образ Пресвятой Богородицы. Божией милостью, благодаря пребыванию этой иконы, в 1871 году приход избежал эпидемии холеры, и прихожане украсили образ серебряной ризой, впоследствии заменённой на позолоченную. Одной из главных святынь Спасского храма является любимая и особенно почитаемая верующими чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, удивительным образом явленная одному из настоятелей храма - архимандриту Василию (Капалину). В 1991 году отцу Василию несколько раз во сне являлась сама Царица Небесная, которая сказала, что на колокольне в небрежении находится Её чудотворный образ. Помолившись, архимандрит Василий осмотрел колокольню, и обнаружил на её лестнице, что одна из ступенек заметно шире и длиннее остальных. Ступеньку освободили, омыли святой водой и на обратной стороне заметили чуть видимые контуры иконы Божией Матери. Обретённую икону поставили в храме, со временем тёмное изображение стало светлеть и становиться всё более чётким. По сей день Боголюбский образ Божией Матери, расположенный в нижнем храме справа от алтаря, обновляется, являя миру силу нескончаемой любви Божией ко всем верующим. Перед чудотворной иконой каждую пятницу служится молебен с акафистом. Нижний придел храма интересен также ещё двумя иконами. Образом в честь Иисуса Христа, написанным в петровское время, и иконой во имя Николая Чудотворца и святой царицы Александры. Икона небесных покровителей Царя Николая I и его супруги Александры Фёдоровны была написана 1 апреля 1903 года в честь 50-летия открытия Николаевской (Октябрьской) железной дороги на средства церковного старосты Дарьина, служащих станции Подсолнечная и добровольных жертвователей. Также в Спасском храме находятся икона св. блгв. князя Александра Невского, переданная в дар 19 февраля 1861 года от благодарных христиан, написанная в память об отмене крепостного права, частицы мощей свт. Амвросия, епископа Медиоланского, мч. Татианы.

http://sobory.ru/article/?object=07927

И вот, в семействе Карповых возникло благое намерение построить храм в близком расстоянии от усадьбы Сушнево и станции Болдино, чтобы в него всегда был беспрепятственный путь, как для этого семейства, так и для жителей станции Болдино и окрестных селений. Место для храма, по совету архитектора Карицкого, избрано на земле, принадлежавшей Г.Ф. Карпову, в двух верстах от Сушнева и ста саженях от станции Болдино, на сухом ровном грунте. Вскоре испрошено было благословение на это святое дело от Высокопреосвященнейшего Феогноста. Чтобы ускорить дело и иметь под рукой материал в достаточном количестве для построения храма, Карпов устроил на своей земле кирпичный завод. Осенью прошлого и весной настоящего года произведены были предварительные работы: выкопаны рвы под стены храма и забучены, а равно приготовлен материал для постройки. Так как храм предположено устроить в честь иконы Боголюбской Божией Матери, которую ежегодно приносят к 6 августа в приход с. Абакумова, то Г.Ф. Карповым испрошено было Архипастырское благословение совершить закладку именно в праздник Преображения Господня, с молебствием перед благоговейно чтимой иконой. Утром 6 августа в храме с. Абакумова, куда уже принесена была св. икона Боголюбивой Божией Матери, из окрестных деревень собралось значительное число прихожан. По окончании литургии, из храма начался крестный ход с св. иконами и хоругвями по направлению к Болдинской станции, через дер. Липню. Ненастная, дождливая погода несколько препятствовала торжесвенности хода; но когда он прибыл на место закладки, погода прояснилась, засияло солнце, которое уже не скрывалось до окончания торжества. Несмотря на ненастную погоду до этого времени, к торжеству закладки храма собралось огромное количество народу. Кроме прихожан трехштатного прихода с. Абакумова, сюда прибыло множество богомольцев и из соседних приходов; среди православных находились здесь и старообрядцы, а в числе гостей храмоздателя Карпова в общей молитве участвовали Тимофей Саввич Морозов, супруга его, Мария Федоровна и другие родственники Анны Тимофеевны Карповой. На освящение закладки приглашен был местный благочинный с. Орехова Лев Левшин.

http://sobory.ru/article/?object=41955

Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 1 1/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир. В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову монастырю приписан Покровский монастырь, находящийся в 1 1/2 версте от города Боголюбова; он основан в 1165 году; здесь хранится современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится во Владимир. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158 г.) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы. Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи». Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Про Песчанскую же икону мне пришло обнадеживающее письмо от тех людей, которых я встретила в нашем храме о том, что для нашего Крестного хода пишется Песчанская икона. Потом мы ездили в большой Крестный ход из Почаева в Боголюбово, в Екатеринбург и Алапаевск. Меня уже начала мучить совесть по поводу того, что я понимаю как это важно выполнить что благословила Богородица, но все медлю и по-прежнему не выполняю Волю Царицы Небесной. Тут у меня сильно замироточила Иверская, которую я всегда беру с собой в Крестный ход и на всякие мероприятия. Миро обильно потекло из ручки Божией Матери и чтобы не заворачивать икону и не убирать ее в сумку, я стала носить ее в руках, как в крестном ходе. В конце июля в моей семье случились события, в результате которых мне пришлось срочно ехать в Псков. И уже оттуда, исполняя мечту моего сына Димы, вместе с детьми поехали на Валаам молиться за нашего папу Александра. Поскольку в этот момент на остров ожидались высокие гости, Владыка Панкратий благословил нам остановиться на несколько дней на питерском подворье Валаамского монастыря. Там во время трапезы стали разговаривать с одним человеком, поделилась, что мне для Крестного хода с Песчанской иконой нужна карта военных действий октября 1915 года. Представьте себе, на следующий день он мне ее принес и подарил! На Валааме тоже случилось чудо. После Божественной Литургии в верхнем отремонтированном Преображенском храме, когда, по мнению моих детей, мы сами не понимали, где мы – на Небе или на земле, ко мне подходит тот самый человек, что был с Песчанской иконой у нас в храме Успения в Москве. Он нам сообщил, что Песчанская икона для нашего Крестного хода уже написана и находится в городе Александро-Невский в Рязанской области! Это тоже было удивительное совпадение. Ранней весной мы были с Крестным ходом в этом замечательном городе, тогда туда приехали сразу два крестных хода с разных сторон и встретились на дороге: наш из Москвы с Владимирской и Боголюбской и казаки из Липецка с большой крестоходной иконой Донская и Успение на обороте. А в нашу сторону от храма св. кн. Александра Невского двинулся Крестный ход с большими хоругвями из местных жителей. Народу было так много, наверное, 1000 человек! Мы все встретились и пошли к храму. Казалось, что идет весь город! Под иконы кидали цветы. Было всеобщее ликование, праздник. Все люди даже не поместились в ограду храма. После был торжественный молебен, единым Духом, единым сердцем. Помню, после него я обратилась ко всем матерям, чтобы в этот день, когда Сама Богородица пришла к ним в город своими иконами, они все со слезами молились за своих детей, мужей, за нашу погибающую страну, потому что молитва матери со дна ада достанет. Многие плакали и молились. Мы пошли дальше, к другому храму, где нас тоже торжественно встречали. Рядом с этим богоспасаемым городом похоронен Герой России, генерал Скобелев.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/24/tu...

Мне пришло письмо из Синодального одела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ, в котором говорилось, что ни насельников, ни прихожан монастыря, ни других людей не волнует ситуация с производством презервативов в Боголюбово. Я читала эти строчки, а рядом на столе лежало три тысячи подписей против завода по изготовлению контрацепции. В Синодальном отделе либо не в теме, хотя должны знать суть ситуации, ведь скандал вышел на федеральный уровень, либо человек, написавший письмо, лжесвидетельствует. И то, и другое говорит о профнепригодности. К сожалению, я неоднократно сталкивалась с такими ситуациями. Многие поджали хвост, опасаясь власти или священноначалия, говоря: наверно, решение уже принято. Вот-вот нам сейчас что-то скажут, дадут директиву. Мы им отвечали: «Как же вам не стыдно?! Мы не себя, а Божию Матерь защищаем!» Мы призывали губернатора: Защитите Божию Матерь. И Она вас и ваших детей непременно защитит! Наша борьба выявила настоящих мужественных православных христиан и приспособленцев, исповедующих лозунг «как бы чего ни вышло». Нам звонили со всех уголков страны, в том числе из Александро-Свирского монастыря. Кроме того, началась страшная информационная война внутри страны против России, которую я испытала на собственной шкуре. Одно дело, когда в США и Европе ведут против нас информационную войну, а другое дело оказаться под прицелом клеветы и лжи внутри страны. К сожалению, эта ситуация выявила гниль и в церковной среде. Победа – это не наша заслуга. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей» (Пс. 113:9). После крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери вокруг завода были достигнуты принципиальные договоренности со Спичаковым. По Божиему промыслу мы встретились с ним после молитвенного шествия и повели его на место явления Божией Матери, поговорили с ним по-человечески, объяснили ему духовные аспекты, научили правильно креститься, ибо он совершал крестное знамение слева направо. За чашкой чая мы плодотворно побеседовали, и произошло настоящее чудо! И это промыслительная история произошла в день именин святого князя Андрея Боголюбского – вечером 12 декабря, когда колокола звали ко Всенощной. Я подумала с удивлением: надо же, князь Андрей привел его к себе в свой день. Для меня это событие явилось подтверждением промысла Божия. За победу надо благодарить Божию Матерь и князя Андрея Боголюбского.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/14/vd...

Соборный во имя Зачатия св. Анны, построен в 1691 г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем; находящийся в связи с ним под одной крышей во имя св. Иакова, епископа ростовского, (построен графиней А. А. Орловой-Чесменской в 1836 г.) . В северной стороне соборного храма покоятся под спудом мощи основателя монастыря св. Иакова, епископа ростовского. Над гробницей находится серебряная рака, сооруженная графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, а на стене, за гробницей, в золоченой раме за стеклом находится икона св. Иакова, шитая золотом по малиновому бархату. В юго-западном углу того же храма почивают на вскрытии в великолепной раке из кованого серебра с чеканкой, устроенной наподобие гробницы императрицей Елизаветой Петровной, мощи св. Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым. Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г. В соборном храме находятся две замечательные иконы: на западной стороне правого столба местно чтимая Ватопедская икона Божией Матери, келейная св. Димитрия, привезенная им в Ростов в 1702 г. при вступлении на митрополию, и на западной стороне левого столба - Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами: с этой иконой встречала св. Димитрия ростовская епархия. Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г. Основанный в конце XIV века Зачатьевский собор, как и все другие строения обители, был деревянным. В 1686 году деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Подобно другим; храмам, построенным в это время собор имел шатровую колокольню о шести колоколах. В 1725 году усердием епископа Ростовского Георгия (Дашкова) был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный Зачатьевский придел. В 1754 году по указу святителя Арсения (Мацеевича; † 1772) соборный храм обители был переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел — в честь святителя Иакова. В Зачатьевском соборе хранились чудотворная Ватопедская икона и особо чтимая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с припадающими Ростовскими чудотворцами. Обе эти иконы принадлежали святителю Димитрию и были принесены в храм вслед за его гробом. Они почитались богомольцами еще до обретения святых мощей святителя Димитрия, в последующие годы были богато украшены.

http://sobory.ru/article/?object=05709

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010