Церковные праздники устанавливались и в память о благодеяниях Божиих, явленных через чудотворные иконы. В 1730 г. от Смоленской иконы Божией Матери, находящейся в Троице-Сергиевой лавре, получил исцеление псаломщик, у которого руки были скрючены и пригнуты к спине. Память об этом событии празднуется 28 июля. В 1760 г. установлено празднование иконе Божией Матери «Утоли моя печали», хранившейся в московском храме Святителя Николая в Пыжах, в память об исцелении больной женщины после молебна перед этим святым образом. Многие исцеления от икон Пресвятой Богородицы совершались во время страшной чумы 1771 г. Особенно прославились исцелениями чтимые списки с Боголюбской иконы: Боголюбская-Московская, Боголюбская-Зимаровская, Боголюбская-Юрьевская. В воспоминание об избавлении от моровой язвы 1771 г. установлено также празднование Калужской иконе Божией Матери. Явление этой иконы произошло еще в 1748 г. в селе Тинькове под Калугой, в доме помещика Хитрова. Одна из служанок, перебирая старые вещи на чердаке, обнаружила в холстинном свертке изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках и приняла его за портрет игумении. Другая служанка, Евдокия, отличавшаяся вспыльчивым нравом, в это время бранилась, и подруга, укоряя ее, пригрозила ей гневом «игумении». Евдокия, придя в исступление, плюнула на лик и тотчас упала без чувств. В следующую ночь родителям Евдокии явилась Богородица и открыла им, что это Ее лик был поруган их дочерью. Царица Небесная повелела им совершить молебен перед обретенной иконой. После молебна больная выздоровела. Эта икона еще много раз проявляла чудесное покровительство православным людям: и в чуму 1771 г., и в Отечественную войну 1812 г., когда многие из русских и французских солдат видели этот образ «на воздусех», и после таких видений всегда побеждало русское оружие. Новоявленным святым и прославленным иконам составлялись службы и акафисты. Новые службы составлялись и тем святым, имена которых давно уже вошли в церковный календарь. Митрополит Платон написал акафист преподобному Сергию Радонежскому. Священник Иоанн Алексеев составил акафист и службу святителю Стефану Пермскому, а протоиерей Иоанн Красовский – службу Феодоровской иконе Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКАЯ МОСКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по др. сведениям, появился там в царствование Петра Алексеевича (1696-1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в наст. время хранится в московской ц. св. апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот. датировка иконы (размер: 198 ´ 126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери . Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены в неск. рядов молящиеся святые: московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщмч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева. размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить неск. причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от к-рого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и ц. Максима Блаженного). Б. М. и. прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по нек-рым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

http://pravenc.ru/text/149499.html

Боголюбская икона Божией Матери в молении Ростовских чудотворцев. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Боголюбская икона Божией Матери в молении Ростовских чудотворцев. Кон. XVII в. (ГМЗРК) С XVII в. получили распространение иконы «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (2-я пол. XVII в., ГМЗРК; 2-я пол. XVIII в., ГРМ). Судя по надписям на Владимирской иконе Божией Матери с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК), создание этого образа было значимым для жителей Ростова («Сию святую Икону Владимирские Божия Матери Ростовское градское Общество вручило Ростовской дружине ратников Государственнаго подвижнаго ополчения в напутствие ее при выступлении из г. Ростова в поход месяца Июля 24 дня 1855 года»). Икона была написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения для участия в Крымской войне 1853-1856 гг., впосл. образ был поставлен в Успенском соборе Ростова ( Вахрина. 1998. С. 105-106). На полях иконы в овальных медальонах представлены поясные изображения рус. святых (среди них преобладают Ростовские), И.- 4-й сверху на левом поле. В иконописи XVIII - нач. XX в. сохранялись древние традиции иконографии И.: в верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК) в молитвенном обращении к Св. Троице написаны избранные святые, среди Ростовских чудотворцев представлен И. в соответствии с текстами иконописных подлинников ( Вахрина. 1998. С. 100). На иконе «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери» (1-я четв. XIX в., ГМЗРК) И. изображен в белом клобуке, его борода с проседью сужается книзу. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове изображены все (в т. ч. местночтимые) Ростовские святители. На образе 1838 г. И. с темно-русой бородой, на иконе кон. XIX - нач. XX в. борода святителя с проседью. На иконе «Ростовские святые» 1902 г. иконописца В. П. Гурьянова (Там же. С. 110) И. представлен справа от свт. Леонтия, с Евангелием в руках, с седой бородой.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Византийская икона Божией Матери XII века (находится в г. Фрайзинге. Бавария) была написана в XII веке и является, вероятно, знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») в Константинополе. Образ Владимирской иконы Богоматери также связан с образом Феодоровской иконы. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городетского монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10 – 13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) Феодоровская икона Богоматери без ризы Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Испорчена реставрацией И.Э.Грабаря (подробнее в книге А.В.Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012г.) Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Богомладенца Христа. (Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155 – 156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50 – 54, 62 – 63). Феодоровская икона до 1917 года Название «Феодоровская» икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

   Церковные праздники устанавливались и в память о благодеяниях Божиих, явленных чрез чудотворные иконы. В 1730 году от Смоленской иконы Божией Матери,находящейся в Троице-Сергиевой Лавре, получил исцеление псаломщик, у которого руки были скрючены и пригнуты к спине. Память об этом событии празднуется 28июля.    В 1760 году установлено празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали», хранившейся в Московском храме святителя Николая в Пупышах, в память обисцелении больной женщины пос­ле молебна перед этим святым образом. Многие исцеления от икон Пресвятой Богородицы совершались во время страшной чумы 1771года. Особенно прославились исцелениями чтимые списки с Боголюбской иконы, Боголюбская-Московская, Боголюбская-Замаровская и Боголюбская-Юрьевская иконы. Ввоспоминание об избавлении от моровой язвы 1771 года установлено также празднование Калужской иконы Божией Матери. Явление этой иконы произошло еще в 1748году в селе Тинькове под Калугой, в доме помещика Хитрова. Одна из служанок, пе­ребирая старые вещи на чердаке, обнаружила в холстином сверт­ке изображениеженщины в темном одеянии с книгой в руках и приняла его за портрет игумений. Другая служанка, Евдокия, отличавшаяся вспыльчивым нравом, в это времябранилась, и подруга, укоряя ее, пригрозила ей гневом «игумений». Евдокия, прийдя в исступление, плюнула на лик, и тотчас упала без чувств... В следующуюночь родителям Евдокии явилась Богородица и открыла им, что это Ее лик был поруган их дочерью. Царица Небесная повелела им совершить молебен передобретенной иконой. После молебна больная выздоровела.    Эта икона много раз еще проявляла чудесное покровительство православным людям, и в чуму 1771 года, и в Отечественную войну 1812 года, когда многие изрусских и французских солдат видели этот образ «на воздусех», и после таких видений всегда побеждало русское оружие.    Новоявленным святым и прославленным иконам составлялись службы и акафисты. Новые службы составлялись и тем святым, имена которых давно уже вошли вцерковный календарь. Митрополит Платон написал акафист преподобному Сергию Радонежскому. Священник Иоанн Алексеев составил акафист и службу святителюСтефану Пермскому, а протоиерей Иоанн Красозский – службу Фе­одоровской иконе Божией Матере.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Церковь Все рубрики Епископ Афанасий Евтич Еп. Афанасий Евтич о Таинстве Святой Евхаристии Проблема правильного понимания смысла и значения Святого Таинства Евхаристии является одной из сложнейших проблем, вызывающая многие споры. При множестве разных названий, толкований, интерпретации Таинства, является ли все это лишь второстепенным? Каким должно быть отношение к священным обрядам Церкви? Эти и многие другие вопросы затронул в своей лекции специально для читателей портала " Богослов.Ru " епископ Афанасий (Евтич). Редакция " Правмира " Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Еп. Афанасий Евтич о Таинстве Святой Евхаристии Проблема правильного понимания смысла и значения Святого Таинства Евхаристии является одной из сложнейших проблем, вызывающая многие споры. При множестве разных названий, толкований, интерпретации Таинства, является ли все это лишь второстепенным? Каким должно быть отношение к священным обрядам Церкви? Эти и многие другие вопросы затронул в своей лекции специально для читателей портала " Богослов.Ru " епископ Афанасий (Евтич). Епископ Афанасий Евтич Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Редакция " Правмира "

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

Икона Божией Матери «Милостивая». ХХ в. Икона Божией Матери «Милостивая». ХХ в. В 1993 г. монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» был передан РПЦ, клирики и прихожане городского Димитриевского храма собирали средства на его реставрацию. 17 апр. 1997 г. мон-рь возобновлен. 31 авг. 1997 г. освящен храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» с двумя приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя прп. Серафима Саровского. В 2006-2010 гг. в К. м. проведены реставрационные работы в соборном храме и келейном корпусе, благоустроено монастырское кладбище (на территории монастыря найдены захоронения 2 настоятельниц - Рафаилы (Волковой; † 1923) и Филареты). В сент. 2010 г. К. м. возвращено здание келейного корпуса (с сер. XX в. в нем размещалось общежитие технологического техникума). Рязанская епархия ходатайствует об освобождении храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рый используется под учебный корпус Кадомского технологического техникума; здания бывш. сестринского корпуса (используется с 1920 правоохранительными органами; ныне в нем располагается ОВД по Кадомскому р-ну). К 2012 г. в К. м. почитаются икона Божией Матери «Милостивая» (написана в Афинах; братия Киккского мон-ря (о-в Кипр) в течение 40 дней служила молебны перед иконой до ее отправления в Кадом); Боголюбская икона Божией Матери (привезена из Москвы духовником мон-ря архим. Афанасием (Культиновым)); икона Божией Матери «Знамение». Из кадомского Димитриевского собора в К. м. возвращен монастырский образ св. вмч. Пантелеимона (XIX в.). С февр. 2008 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Павла (Пономарёва) в соборе в честь иконы Божией Матери «Милостивая» пребывает ковчег с частицами мощей: св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Феодорита, еп. Рязанского, Питирима, еп. Тамбовского, прмч. Гедеона Афонского, мц. Харитины, прп. Евпраксии, девы Тавенской, преподобных Кукши Одесского, Александры и Марфы Дивеевских, блж. Василия Московского. Недалеко от монастыря расположены 2 святых источника, не упоминаемые в дореволюционных описаниях: св. Иоанна Предтечи и бессребреников Космы и Дамиана.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

В связи с этим напрашивается следующий вывод: храм имел закрытый притвор, но не белокаменный, а деревянный (археологические исследования при столь сложной стратиграфии практически неспособны обнаружить остатки таких притворов). Между постройкой церкви и дворца (конец 1150-х–начало 1160-х годов) и убийством Боголюбского (1174 год) прошло около пятнадцати лет, и неудивительно, что белокаменный замок в условиях процветания Суздальского великого княжества при Андрее Юрьевиче (т.е. в полной безопасности от нападений внешних врагов) постепенно «оброс» множеством деревянных пристроек утилитарного характера (чем, как правило, являются притворы для храмов). Эта ситуация для Древней Руси абсолютно типична. В заключение вспомним слова летописи: «Сый благоверный и христолюбивый князь Андрей уподобися царю Соломану, яко дом Господу Богу и церковь преславну святыя Богородицы Рожества посреди города камену создав Боголюбом и удиви ю паче всих церквии… и створи церковь сию в память собе». И, действительно, память об Андрее Юрьевиче оказалась неотделимой от его уникального архитектурного ансамбля в Боголюбове: князь вошел в историю как Андрей Боголюбский. Заложив Рождественский собор, князь Андрей призвал искусных иконописцев и велел изобразить Божию Матерь так, как он видел ее в явлении; стоящую во весь рост со свитком в левой руке и обращенную ликом к спасителю, находящемуся в правом верхнем углу. Перед ней – коленопреклоненный Андрей Боголюбский. Когда храм был построен, князь поместил в него этот образ и установил ежегодное празднование в честь явления Богородицы 18 июня (1 июля по н.ст.). Икона получила название Боголюбской. Она прославлена множеством чудотворений. Одно из самых значимых случилось в 1771 году, когда благодатная помощь спасла Владимирскую губернию от эпидемии чумы. В память о чудесном избавлении ежегодно совершался крестный ход с этой иконой во Владимир. Православные святыни России./Бегиян С.Р. – Минск.: Харвест, 2006. Прим модератора: точный средневековый список (первая копия, высотой примерно 1,5м) с этой иконы сейчас находится в соборе Боголюбивой Божией Матери в открытом доступе всем православным христианам.

http://sobory.ru/article/?object=02498

Издавна святая церковь прославляла этого великого мужа, который мощной рукой воссоздал на севере царство, рассыпавшееся от междоусобий юга, был светильником веры в обширных своих пределах, начиная от удельного Вышгорода до Великого Киева и Владимира и дальнего Новгорода. Если бы святая церковь и не причла его за благочестивую жизнь и страдальческую кончину к лику своих Святых, то уже одно имя Боголюбского вполне бы выразило всю его святость. Кто другой во всей нашей истории может похвалиться таким прозванием, которое невольно исторгнулось из уст современников? И как близок к сердцу этот Боголюбивый Князь Андрей со своей чудотворной иконой Боголюбской Матери Божией, пред которой он сам написан на коленях в великокняжеской одежде, но без княжеского венца, замененного мученическим. Вот очерк истории жизни и кончины Святого Князя Андрея Боголюбского, соединенный с историей тех священных событий, вследствие которых Благоверный Князь Андрей основал монастырь со святыми храмами и город Боголюбов, а во Владимире построил великолепный храм в честь Успения Богоматери, в котором после страдальческой кончины, последовавшей от злодейской руки Кучковичей, похоронено его святое тело. Время и место рождения Князя Андрея Боголюбского, его пребывание в Вышгороде, отправление в Ростов и остановление ему пути чудесным явлением Богоматери Благоверный и Боголюбивый Князь Андрей, второй сын Великого Князя Киевского Георгия Владимировича Долгорукого-Мономаха, родился в городе Суздале в 1110 году; около 1135 года вступил в брак с дочерью богатого Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне Москва. В это время Суздальская область занимала обширные пространства по верхнему и среднему течению реки Волги и по её притокам. Отличаясь суровым климатом, населенная бедными финскими племенами (Весь и Меря), она считалась самым последним уделом между волостями Великого Князя Киевского Владимира Мономаха , а потому и досталась младшему сыну его Юрию (Георгию) Долгорукому. Благодаря деятельности Князя Юрия Долгорукого, этот глухой край вскоре оживился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010