В правой руке Она держит хартию с молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Прчистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено 18 июня/1 июля н. ст. Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжён, один только Боголюбский образ чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе в Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы, Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, после чего, татары в страхе бежали с Русской земли - Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. В 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца (она считалась охранной иконой русских царевичей). Благочестивый царь Фёдор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие - эпидемия моровой язвы - чумы (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях - так прошёл весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию - народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню - Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКАЯ УГЛИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня), чудотворный образ, находящийся в местном ряду иконостаса ц. св. царевича Димитрия «на крови» в Угличе. По сообщению Угличского летописца (90-е гг. XVIII в.), время и обстоятельства прославления иконы связаны с эпидемией чумы, свирепствовавшей в 1654 г. в Москве и соседних с нею городах. После того как 2 семейства угличан внезапно заболели и к вечеру того же дня умерли, горожане ожидали, что чума не оставит никого в живых. Однако посадскому человеку по имени Афанасий Кустов около ц. св. царевича Димитрия «на крови» были явлены 3 мальчика, к-рых он принял за детей жившего неподалеку воеводы. Один из отроков подошел к Афанасию и попросил его объявить на городском собрании, что «Господь гневается на жителей города Углича за грехи их и посылает на них моровую язву; поэтому они должны молиться Господу Богу и Пречистой Матери Его и призывать на помощь угодников Божиих - царевича Димитрия, князя Романа и других, и Господь услышит их молитву и отвратит гнев Свой». Кустов поступил так, как указал ему отрок. Жители Углича откликнулись на призыв к покаянию, явились в храм св. царевича Димитрия «на крови» и совершили торжественное молебствие пред Боголюбской иконой Божией Матери. Эпидемия прекратилась. Иконе было установлено празднование. Икона была написана в нач. 90-х гг. XVII в., возможно, царским изографом Петром Федоровым Билиндиным , артель к-рого выполняла заказы для каменной ц. царевича Димитрия «на крови». В 1867 г. врезок с иконы с изображением Богоматери был перенесен на новую основу. Лит.: Сказания о чудотворных иконах Богоматери, о Ее милостях роду человеческому. Коломна, 1993. Т. 1. С. 354; Горстка А. Н. , Кистенёва С. В. Церковь царевича Димитрия «на крови». Рыбинск, 1998. С. 16. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси

http://pravenc.ru/text/149501.html

С верой в помощь и покровительство Божией Матери, русские бросились на болгар и разбили их. После победы князь и войско со слезами благодарили Пресвятую Деву, стоя на коленях перед ее чудотворным образом, и в это время чудный свет, исшедший от лика Божией Матери, осенил всех предстоявших. И еще несколько раз Владимирская икона Божией Матери оказывала Русским помощь во время нашествия врагов. Так, например, в 1521-м году Москва была чудесным образом спасена от набега татар, которые подошли под самую Москву и хотели сжечь ее. Но Господь услышал молитву русских, молившихся пред иконой Его Пречистой Матери, и спас их от врагов. Рассказывают, что татары увидели вокруг Москвы множество войска и, устрашенные, побежали. В память этой помощи Божией Матери установлен праздник 23-го июня. Икона Владимирской Божией Матери была перенесена из Владимира в Москву в то самое время, когда страшный завоеватель Тамерлан, направлявшийся со своими полчищами на Москву, мгновенно повернул из русской земли обратно в свои степи. Память этого торжественного перенесения иконы празднуется 21-го мая, и в этот день церковь , воспоминая благодеяния, оказанные этой иконой, воспевает следующую песнь: «Сегодня торжествует город Москва, потому что принимает зарю солнечную, чудотворную Твою икону, Владычица. К ней мы приходим и молимся. Тебе же взываем: молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, чтобы Он сохранил этот город и все города и страны христианские невредимыми от нашествия врагов и спас души наша Своим милосердием». Икона эта находится теперь в Москве, в Успенском соборе. Много чудес оказала в России и икона Знамения Божией Матери, которая находится в Новгороде, в соборе, освященном в честь Божией Матери. В 1170 году великий князь Андрей Боголюбский осадил Новгород. Новгородцы обратились с горячей мольбою к Господу. Уже два дня продолжалась осада и в продолжение этих двух дней жители города не переставали умолять Бога о помощи. Вместе с ними молился и благочестивый архиепископ города, Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Но если, братие мои, Она имеет полное право на наше самое глубокое к Ней благоговение, то как не правы те из нас, кто единую Богоматерь как бы разделяет в своем представлении, и то у них «запрестольная Божия Матерь, то Казанская, то Скорбящая» и т.д. Други мои! Ужели нужно доказывать, что Богоматерь едина, а это только иконы Ее разные, и что пред той ли, другой ли иконой вы молитесь, вы все той же единой Богоматери молитесь, которая предстоите на небе престолу Сына Своего, превыше архангелов и ангелов херувимов и серафимов, молящися о нас ко Господу, – что не Божия Матерь – запрестольная, Казанская, а это только иконы Ее зовутся: запрестольная, Казанская, Владимирская? Зовутся же они так потому, что запрестольная икона занимает место за престолом, а прочие пишутся по образцу икон, первоначально прославленных в том или ином городе, например: в Казани, Владимире. Но понятное дело, повторю и еще раз, сама то Божия Матерь все же одна, и как бы она ни изображалась, стоящей или сидящей, во весь рост или в пояс, с Младенцем Иисусом на руках или без Него (как на иконе Боголюбской), в существе дела разницы тут положительно нет никакой, и тот в высшей степени неразумно поступает, кто отслушал, например, молебен Божией Матери пред Ее иконой, зовомой Казанскою, и тут же просит начать другой молебен – «,запрестольной» Богородице и потом – Скорбящей и т.д. Как будто Божия Матерь не одна? «Но у меня, скажешь, есть желание помолиться и пред другой иконой?» Прекрасно. Но скажи ты мне: когда мы пред иконой молимся, иконе ли собственно должны мы молиться, или тому, кто изображен на иконе? Конечно, никак уже не изображению вещественному, как бы оно ни было для нас священно. А когда так, вот и суди: где же тут здравый-то смысл, что ты требуешь 3–5 молебнов отслужить к ряду Божией Матери? Ты, значит, иконе молебствуешь? Но это неправильно. Нет, скажешь, молебствую Божией Матери. Но ты выслушал уже Ей молебен. Сошлешься на то, что тебе очень нравятся песнопения из службы в честь той или иной иконы? Что же, так и попроси служащих пропеть три-четыре тропаря, а молебен все же пусть будет один, и если угодно, с акафистом 6 . Вообще надо сказать вам, братие мои, большинство из вас, при всем своем усердии, которого я ни отрицал в вас, ни порицать, само собою, и не думаю, не право судить о молебствиях, полагая суть их в том, чтобы сразу, как можно больше, справить молебнов и притом каждому святому, каждой иконе, свой молебен, отдельный. Как будто счет и количество значит тут что-нибудь?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

«Поместив выше глубоко знаменательное сообщение князя Н.Д. Жевахова, приведем здесь историческую справку о заступлении Царицы Небесной от святых чудотворных Ее икон в бедственные времена нашего многострадального отечества на протяжении многих веков его существования. Вспоминая великие благодеяния, полученные от Матери Божией нашим отечеством, по всей справедливости Ее можно назвать «Взбранною Воеводою православной Русской Земли» . Русские православные люди в годины бедствий, и особенно когда на них нападали внешние враги, всегда прибегали с покаянием и горячей молитвой ко Господу и Царице Небесной. Отправляясь на ратное поле, они всегда брали с собой тот или иной чудотворный образ Божией Матери. Перечислим кратко те случаи дивного заступления Богоматери чрез Ее святые иконы на протяжении многих веков в жизни русских людей. В княжение Андрея Боголюбского, в 1164 г., напали на Русь волжские болгары. Перед сражением на бранном поле горячо молился князь Андрей пред чудотворным образом Владимирской Божией Матери, и враги были разбиты наголову. Когда после битвы князь с духовенством и воинами приносили свою благодарственную молитву пред сим чудотворным образом, то от Животворящего Креста и от сей иконы воссиял необыкновенный свет, который озарил весь полк. Память о сем чуде и доселе сохраняется в празднестве первого августа, которое тогда же было установлено по желанию Андрея Боголюбского. В 1395 году в княжение Василия Дмитриевича эта же икона Владимирской Божией Матери спасла нашу родину от нашествия Тамерлана. Князь, воины и весь народ пламенно молились пред этой иконой. Тамерлан в сонном грозном видении был устрашен явлением Божией Матери, окруженной святителями и тьмами молнеобразных воинов. Грозно обратив свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы Русской земли, а молненосные воины устремились на Тамерлана. Устрашенный таким видением, он приказал своим войскам оставить русские пределы. Торжественно встречена икона Божией Матери с похода в г. Москве духовенством и всем народом.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Боголюбская Зимаровская - описание Названа икона по наименованию села Зимарово Рязанской области. Представляет собой список (копию) владимирской БОГОЛЮБСКОЙ иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Икона, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска. После нашествия татар в XIII веке икона была найдена расколотой в кустах недалеко от города. При приставлении одной половины к другой обе части ее чудесным образом мгновенно соединились, но одна половина её так и осталась немного выше другой. На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как икона была найдена в день Благовещения, существует ещё один местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю). До 1771 года об этой иконе ничего не было известно, неизвестно также, когда и каким образом она стала одной из домашних святынь зимаровского помещика Лопухина, жившего в Москве на Пречистенской улице. В 1771 году эта икона прославилась необычайным образом. К Лопухину пришёл больной житель Москвы и просил позволения отслужить молебен пред Боголюбской иконой Божией Матери. Хозяин смутился. В комнатах у него не оказалось такой иконы. Больной настойчиво утверждал, что такая икона есть у него в доме и что он видел её во сне. Больному дозволено было искать икону по всему дому. И вот после долгих поисков образ Пресвятой Богородицы был найден на чердаке среди хлама. Больной сразу узнал виденную им во сне икону. Икону очистили от пыли и пред ней отслужили молебен. Больной тотчас выздоровел. Весть об этом чуде тут же разнеслась по всей Москве, и болящие стали стекаться в дом Лопухина. Перед кончиной (около 1780 года) владелец иконы завещал отправить её на свою родину, где она находится и по сей день в Боголюбском храме села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Чтимый список (копия) чудотворной иконы находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В Георгиевском храме села Городище Рыбновского района Рязанской области чтится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся чудесами и исцелениями уже в советское время. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская Зимаровская " .

http://pravicon.com/info-244

25 мая 1997 года был освящен престол в трапезном Благовещенском храме (XVII b.), в котором периодически совершаются богослужения. В июне 1997 года возобновлены службы в соборе Боголюбской иконы Божией Матери. За эти годы обитель преобразилась. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и еще девять малых боковых. В апреле 1999 года накануне Пасхи в соборе Боголюбской иконы Божией Матери грани том и мрамором выложен пол, белым мрамором – солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Идет восстановление росписи (отреставрированная площадь более 1200 кв. м). Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, реставрируются келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола ве сом 1 и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном. Силами и средствами Боголюбского монастыря восстанавливается Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII b. в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских подвижников. В монастыре чудесным образом мироточили иконы, под куполом Боголюбского собора явился лик государя Николая II, убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского – 17 июля. Архитектурные памятники обители входят в состав «Золотого кольца» России, их посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Вот в подробности порядок крестного хода по церемониалу: причетник Предтеченской церкви с фонарем, диакон Сретенской ц. с запрестольным Крестом Успенского Собора и по сторонам его причетники: Богословской ц. и Ильинской с запрестольными крестами Дмитриевского собора. Ключарь, несущие хоругви: а) Николоградской и Георгиевской ц. (от каждой по одной); б) Знаменской и Борисоглебской (по одной); в) Троицкой (две); г) Николозлатовратской и Успенского женского монастыря (по одной); д) Дмитриевского собора (две); е) Церкви архиерейского дома (одну хоругвь) и кафедрального Успенского собора (три хоругви). Певчие по два в ряд. Диаконы Георгиевской и Скорбянщенской ц. с кадильницами. Диаконы Николоградской и Богославской ц. с иконой Благоверного Вел. Князя Андрея Боголюбского. Иереи Петропавловской и Казанской ц. с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. Несшие св. мощи Благоверного Князя Глеба – диаконы церквей: Воскресенской и Знаменской, Николозлатовратской и Кладбищенской, и священники церквей: Кладбищенской и Сретенской – духовного училища, Успенского женского монастыря – Николай Покровский и Николоградской, Скорбянщенской и Спасской. Несшие св. мощи Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского – диаконы церквей: Богородицкой-семинарской и Сергиевской и священники церквей: соборной – Василий Шепелев и Успенского женского монастыря – Иоанн Говоров, Мироносицкой и Борисоглебской, Предтеченской и Никологалейской, соборный – Дмитрий Миловский и Дмитриевского собора. Несшие св. мощи Благоверного Великого Князя Георгия – диаконы: Успенского Собора – Авроров и Беневоленский и священники церквей: Ильинской и Знаменской – Александр Альбицкий, Вознесенской и Воскресенской, Введенской – Епархиального ж. училища и Сергиевской, протоиереи: Ризоположенской на Золотых воротах и Богословской. Священник Симеон Еленевкий и Боголюбовский казначей Иероним. Протоиерей Богородицкой Семинарской церкви и эконом архиерейского дома Ректор духовной Семинарии. Посошник с орлецом и свещеносец. Протоиереи и Иподиаконы с дикирием и трикирием. Диаконы Мироносицкой церкви и Предтеченской с рипидами. Архимандриты: Суздальского Спасоевфимиева монастыря со св. Крестом и Муромского Спасского со св. Евангелием. высокопреосвященнейший Владыка. Протодиакон, соборный диакон Николай Меморский, диаконы Дмитриевского собора и Успенского женского монастыря и книгодержец.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

— Летопись свидетельствует, что во время монголо-татарского нашествия хана Батыя, между 1237-1240 годами, монастырский храм в честь Рождества Богородицы был сожжен. Одна только Боголюбская Богородица уцелела. А в 1395 году, во время нашествия Тамерлана, ее вместе с Владимирской иконой увезли в Москву. Народ верил, что это спасет Русь от татар. И в день встречи икон у стен первопрестольной, как мы знаем из церковного предания, Пречистая Дева явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы. И татары бежали. Страна была спасена. История установления регулярных крестных ходов в честь Боголюбской иконы начинается в XVIII столетии. В 1774 году, после завершения войны между Россией и Турцией, на Родину стали возвращаться солдаты. А вместе с ними, сначала в Москву, а затем во Владимир, пришла моровая язва. — Болезнь выкашивала сотни людей! Оставалась надежда лишь на помощь Божию, — продолжает отец Сергий. — Народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось. Один заезжий лекарь их убеждал в том, что при стечении большого количества людей эпидемия усилится. И все же 22 октября икона была внесена из Боголюбова во Владимир, совершены всенародные молебны. Из 200 ранее заболевших умерли лишь трое. Остальные получили исцеление. И в ноябре чума прекратилась. А лекарь восклицал: «Это чудо!». В тот же год жители Владимира отправили письмо Екатерине II с просьбой разрешить проводить ежегодные крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери. И высочайшее разрешение было получено. — Сам крестный ход фактически начинался 3 июня – по новому стилю, в праздник Владимирской иконы Божией Матери. А завершался лишь 1 июля. Объясню, почему. На Владимирскую, 3 июня, Боголюбскую икону торжественным шествием уносили во владимирский Константино-Еленинский храм.  И после молебна крестный ход продолжал шествие в центр города, к Успенскому собору. На соборной площади, в присутствии войска, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров, крестный ход встречал епархиальный архиерей. Людей на праздник приходило очень много – до 18 тысяч человек! – восклицает отец Сергий. — Чуть ли не за неделю до его начала все гостиницы были переполнены приезжими.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Описание иконы Прибавление Ума (Подательница Ума) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Этот образ Богоматери носит еще и другое наименование — «Прибавление ума». Он находится в Спасопреображенском храме города Рыбинска Ярославской губернии. Богоматерь изображена на нем в рост и с Предвечным Младенцем на руках. В этом изображении вылилась в соответствующие внешние формы глубокая религиозная вера православных христиан в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Ее Сыном о даровании людям благ вещественных и духовных, между которыми просвещение ума и сердца светом Божественной истины занимает первенствующее место. Поэтому, родители тех детей, которые не оказывают особых успехов в усвоении начальных оснований веры и грамотности, нередко обращаются с молитвой к Богоматери и Ее Младенцу Иисусу как источнику высшей и неземной мудрости и разума, и просят о «прибавлении ума» их скудоумным от рождения детям и о даровании помощи в усвоении ими книжного учения, преподаваемого в школе. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Прибавление Ума Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Прибавление ума " Молитва первая О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказ[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Прибавление Ума Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Прибавление ума " Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери, Небеси и земли Царице, врачевство духовное всему миру подающей, благодарственная пения приносим о даровании Божественнаго сокрови[...] Изображения иконы Прибавление Ума (Подательница Ума) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Богоматерь Иверская, Богоматерь Боголюбская, Богоматерь «Прибавление ума», Богоматерь Руденская. Четырехчастная икона (фрагмент). 1780-е годы. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия

http://pravicon.com/icon-270

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010