Людиновская икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». Икона. 30–50-е гг. XVIII в. (Казанский собор в Людинове) В с. Юрьевском прославилась чудесами Боголюбская (Юрьевская) икона Божией Матери, один из списков Боголюбской иконы Божией Матери . История иконы была записана в 1836 г. со слов жителя с. Сушева Боровского у. заштатного свящ. Матвея Ермилова (род. в 1770), который «с самого малолетства своего подлинно знал все происшествия о чудотворной иконе». В нач. XVIII в. крестник Петра I, стольник и полковник московских стрельцов Борис Миронович Батурин, отличился перед государем и в награду попросил отдать ему Боголюбскую икону Божией Матери, к-рая находилась в придворном храме. Икону Батурин хранил в своем доме в сельце Стенине Боровского у. Выдавая дочь Прасковью замуж за помещика из соседнего с. Юрьевского Семена Ильича Загряжского, он благословил ее этой иконой, затем икона перешла к детям и внукам Прасковьи. С одним из потомков Батурина, гвардии прапорщиком Николаем Васильевичем Загряжским, в 60-х гг. XVIII в. произошел знаменательный случай. Когда ополчившиеся на помещика крепостные вошли ночью в дом, чтобы убить его, Загряжский в страхе спрятался за большой иконой Боголюбской Божией Матери. Когда злоумышленники уже были в комнате с образами, отчаявшийся спастись помещик встал из-за иконы во весь рост, но крестьяне не увидели его. Потрясенный Загряжский дал обет построить в селе, где уже была Благовещенская ц., еще одну, чтобы поместить в ней спасшую его икону. 8 июня 1771 г. Геннадий, еп. Переславский и Дмитровский, подписал храмозданную грамоту на постройку в с. Юрьевском теплой деревянной церкви «во имя Пресвятой Богородицы явления Ея Боголюбския... и по построении убрать оную иконостасом и святыми иконами по подобию лучших российских церквей благолепно и благостройно». В том же году разразилась эпидемия чумы. Жители с. Юрьевского и окрестных деревень попросили у помещика Боголюбскую икону, чтобы совершить с ней крестные ходы вокруг селений, после чего эпидемия прекратилась. С той же просьбой обратились и жители Боровска и Малоярославца, где после крестного хода с чудотворным образом также прекратилось распространение чумы.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец Андрей Иванович Остерман определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей. В XIX в. последней помещицей села была Тютчева. Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г. В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром». Икона «Всех Скорбящих Радость», на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из с. Некоморно. Оно было в 2-х километрах на юго-восток от с. Новое и теперь уничтожено, земля распахана (сохранились лишь фундамент храма и несколько могил с кладбища). С появлением этой иконы в с. Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления ,повелевающей найти Её икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону. Изображение почти пропало, доску использовали как скамейку, на ней курили, ямка, прожжённая пеплом, до сих пор видна на шее образа Богоматери. Когда икону обмыли и этой водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Спасский храм имеет два уровня. Главный престол церкви, освящённый во имя Всемилостивого Спаса, размещён в верхнем храме. Нижний придел освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. С XIX века здесь хранится чудотворный " Смоленский " образ Пресвятой Богородицы. Божией милостью, благодаря пребыванию этой иконы, в 1871 году приход избежал эпидемии холеры, и прихожане украсили образ серебряной ризой, впоследствии заменённой на позолоченную. Одной из главных святынь Спасского храма является любимая и особенно почитаемая верующими чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, удивительным образом явленная одному из настоятелей храма - архимандриту Василию (Капалину). В 1991 году отцу Василию несколько раз во сне являлась сама Царица Небесная, которая сказала, что на колокольне в небрежении находится Её чудотворный образ. Помолившись, архимандрит Василий осмотрел колокольню, и обнаружил на её лестнице, что одна из ступенек заметно шире и длиннее остальных. Ступеньку освободили, омыли святой водой и на обратной стороне заметили чуть видимые контуры иконы Божией Матери. Обретённую икону поставили в храме, со временем тёмное изображение стало светлеть и становиться всё более чётким. По сей день Боголюбский образ Божией Матери, расположенный в нижнем храме справа от алтаря, обновляется, являя миру силу нескончаемой любви Божией ко всем верующим. Перед чудотворной иконой каждую пятницу служится молебен с акафистом. Нижний придел храма интересен также ещё двумя иконами. Образом в честь Иисуса Христа, написанным в петровское время, и иконой во имя Николая Чудотворца и святой царицы Александры. Икона небесных покровителей Царя Николая I и его супруги Александры Фёдоровны была написана 1 апреля 1903 года в честь 50-летия открытия Николаевской (Октябрьской) железной дороги на средства церковного старосты Дарьина, служащих станции Подсолнечная и добровольных жертвователей. Также в Спасском храме находятся икона св. блгв. князя Александра Невского, переданная в дар 19 февраля 1861 года от благодарных христиан, написанная в память об отмене крепостного права, частицы мощей свт. Амвросия, епископа Медиоланского, мч. Татианы.

http://sobory.ru/article/?object=07927

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий 4 мин., 24.04.2020 Мы помним, что молятся не иконам, а перед иконами, обращаясь к Господу, Богородице, святым... И спасает нас не икона, а Господь. Об избавлении от морового поветрия можно молиться перед любой иконой, но некоторые из образов остались в истории именно как те иконы, перед которыми русские люди особо молились во время эпидемий. 1. Боголюбская («Боголюбивая») Московская икона Пресвятой Богородицы Образ написан в 1157 году. Прославился во время моровой язвы (чумы), свирепствовавшей в Москве в 1771 году. Икона находилась над Варварскими воротами Китай-города. По свидетельствам современников, многие люди получали исцеления от чумы после молитв перед ней. Память о чудесной помощи Богородицы совершалась ежегодно 18 июня. В канун этого дня образ снимался с ворот для народного поклонения. 2. Икона Божией Матери «Умиление» В 1337 году в Новгороде случилась эпидемия чумы. Люди молились Богородице перед чудотворной иконой «Умиление», просили Её о заступничестве и помощи. Моровое поветрие прекратилось. Перед образом «Умиление» молятся не только об избавлении от эпидемий - просят об исцелении недугов, о даровании покорности воле Божией. 3. Смоленская-Шуйская икона Божией Матери Образ Богородицы был написан Герасимом Иконниковом в Шуе «во избавление от постигших их бед и несчастий» во время эпидемии чумы 1653 года. Писать икону Герасиму было велено с образа Смоленской иконы «со всяким благоговением и поспешностию», чтобы успеть за неделю. Но, по преданию, во время работы над образом случилось нечто необыкновенное — положение ножек и ручек Младенца изменилось. На следующий день иконописец поправил рисунок, но икона вновь изменила свой вид. Через неделю образ был завершён. Икону установили в Воскресенском соборе. По свидетельствам, от неё исходило яркое свечение. Люди стали стекаться к иконе, молиться... Эпидемия продолжалась. К сожалению, самого Герасима Иконникова и его семью чума не пощадила, но через некоторое время после усердной общей молитвы болезнь вдруг разом прекратилась сначала у прихожан храма, а потом и во всей Шуе. 4. Грузинская икона Божией Матери

http://foma.ru/pered-kakimi-ikonami-moli...

13 Название «Боголюбский» правда было дано князю Андрею по тому поводу, что он построил город Боголюбово и в нем монастырь с тем же именем; но и самое название св. Андреем города Боголюбовом и монастыря Боголюбовым свидетельствует о его благочестии, а затем не сроднилось-бы с именем князя название «Боголюбский», еели бы не был он действительно боголюбивым. 15 Св. икона названа Боголюбскою и Боголюбивою, монастырь Боголюбовым. Основал здесь свят. Андрей и город, назвал его Боголюбовом; монастырь и в нем св. икона существуют доныне, а на месте города – село Боголюбово. Св. икона Божией Матери, написанная св. Евангелистом Лукой, со времени поставления ее во Владимире называется Владимирской. В 1395 г. она перенесена была в Москву, и в день перенесения ея Богоматерь чудесно защитила Русскую землю от нашествия Тамерлана. И ныне сия свящ. икона находится в Московском Успенском Соборе. 16 Золотые ворота – белокаменное здание, имевшее, вероятно, позлащенные ворота под аркой. Самое белокаменное здание существует и до сего времени, ныне на верху его церковь в честь положения ризы Богоматери. При открытии Золотых ворот, по устроении их совершилось чудо: своды их обрушились и засыпали камнями 12 человек, но по молитве Благоверного Князя пред св. иконой Богоматери, принесенной из Вышегорода, все засыпанные были вынуты из-под камней живыми. 17 Нетленные мощи Глеба Андреевича, причтенного церковью к лику святых, открыто почивают во Владимирском Успенском соборе. Был и еще у св. Великого Князя Андрея сын Юрий, которого он в 1173 или 74 г. послал на княжение в Новгород и который потом был на княжении в дальней Грузии, а где кончил жизнь, неизвестно. 19 В сборнике Троице-Сергиевой лавры XVII века при описании Владимирских храмов, их достопримечательностей и святынь, говорится: «на левой стране (Успенскаго храма девичьего Княгинина монастыря), в том же пределе, в стене, в каменном гробу мощи великомученика Аврамия Болгарскаго. Над гробом висят вериги его, кладут их на боляших, кто изступит ума, и поют молебная. По совершении ж молебна мнози приемлют здравие». По вере, душевные и телесные исцеления от мощей Св. Мученика подаются и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Закрыть Богоматерь Владимирская Путь от «украинского» Вышгорода к «москальскому» Суздалю 10.09.2016 340 Время на чтение 8 минут Сегодня во всех храмах на Украине отмечается память Владимирской иконы Божией Матери. Даже в церквях, захваченных никем не признанным, но национально-сознательным «киевским патриархатом». И это несмотря на то, что Владимир на Клязьме, в честь которого названа икона - «первая столица клятой Москальщины», а освятивший чудотворным образом великокняжеский Владимирский престол Андрей Боголюбский - « первый клятый москаль ». Все три чествования Владимирской Богоматери в православном календаре связаны со спасением Москвы: в 1395 году - от войск Тимура; в 1480 году - от Золотой орды хана Ахмата; в 1521 году - от крымского хана Мехмед Гирея. Пред Владимирской иконой совершались избрание и поставление первого предстоятеля автокефальной Русской Церкви митрополита Ионы (1448 г.), первого Патриарха Московского и всея Руси святителя Иова (1589 г.). И ведь народ до сих пор чтит этот образ и на Украине (где вряд ли найдётся епархия без прихода Владимирской иконы), и в Белоруссии, и в Молдавии, и в Казахстане, и в Прибалтике! В краях, казалось бы, «веками угнетённых» тем самым Царством, зерно которого было брошено под Владимиром на Клязьме и взошло на берегах Угры, зовущейся с той поры Поясом Богородицы. А сложилось так потому, что все эти идеологические мифы - об «извечной европейскости свободолюбивых укров и белорусских литвинов», об «азиатской природе тюрьмы народов» - наносное, навязанное в последнюю сотню лет нашей многовековой истории. Память же поколений, хранимая в православных сообществах, удерживает историческую правду. Правду без прикрас и умолчаний. Путь от «украинского» Вышгорода к «москальскому» Суздалю Андрей Боголюбский, князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский, великий князь Владимирский... Это он перевёз чудотворный образ из своей «украинской» вотчины Вышгорода под «москальский» Суздаль. По понятиям украинских неонацистов, князь Андрей - «монголо-татарский угро-финн», лишь по недоразумению имевший своими отцом и дедом «чистокровных украинцев» Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха. Да, «воевал» Киев, мать городов русских (заметьте: не украинских). Однако украинские историки, начиная с Грушевского, упорно игнорируют тот факт, что под знамёна князя Андрея собралась рать из 11 княжеств, большая часть которых располагалась на территории нынешней Украины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Боголюбская икона Божией Матери (Боголюбивая) ходатайством и усердием преосвященнейшего владыки Евлогия была передана Княгинину монастырю из Владимирского музея в 1992 году. И вновь Богородица явила себя Заступницей и Покровительницей. В монастыре помнят много чудесных случаев. Девятилетняя девочка сильно заикалась. Бабушка привела ее в Успенский храм монастыря к Боголюбской с верой в помощь Богородицы. Девочку причастили. А потом она сама, уже не заикаясь, рассказывала всем, что ее «Боженька исцелил». От масла из лампадки перед чудотворной иконой очень быстро прошли ожоги у ребенка. Человек повредил ногу, ему грозила ампутация. Друг принес ему масло от Боголюбской иконы, благодаря чему произошло исцеление… А мой случай простой: горячо возжелав много лет назад хоть глазком взглянуть на Боголюбскую, я за два дня пребывания во Владимире – неожиданно – не только посмотрела, но и помолилась пред ней, прикладывалась много раз, матушка настоятельница благословила маслом от возжигаемой перед ней лампадки… Простой случай, но разве не чудесный? И литургию в Успенском соборе отстояла я на следующее утро. И не простую – архиерейскую. Так что с избытком дал мне через несколько лет святой благоверный князь Андрей Боголюбский просимое у него в краткой молитве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 января, 2023 7 января, 2023 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 14 октября, 2023 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 13 апреля, 2023 9 апреля, 2023 8 января, 2023 7 января, 2023 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ili-bogo...

   Психология толпы искала публичных молений с крестными ходами. Все это было запрещено. Народ по обычаю скоплялся у Варварских ворот пред иконой Боголюбской Божией Матери в ожидании привычных молебнов. А их не было. И потому приставили лестницу и влезали к иконе, прикладывали к ней платки, материи и уносили.    У бродячих крестцовых попов этим отнималась исключительно богатая пожива. Синод в запретительном указе писал о крестцовых попах: «богослужения в торжища превратили и руки к приятию гнусной мзды простерли». Бантыш-Каменский пишет: «мерзкие козлы, оставившие приходы, стояли тут с аналоями, делая торжище, а не моление. Городские, домовые и уездные попы толпами бродили». Амвросий, думая канализовать неудержимый напор народа и контролировать поток денег, распорядился икону Боголюбской Божией Матери снять со стены и поместить в ближайшей церкви преподобных Кира и Иоанна. И служащие крестцовые попы были бы не лишены работы, но под контролем. Бродячие попы стакнулись с чернью, постановили не давать отчетов консистории, а ее посланников встретить градом камней. Это уже форменный бунт. Ни архиерей, ни консистория, ни полиция этого не разгадали. Пропустили начало пожара. 15 сентября 1771 г. из Чудова монастыря, где были апартаменты митрополита, явился в церковь Кира и Иоанна архиерейский чиновник («подьячий») с военным нарядом из 6 солдат для опечатания кружки с деньгами. Толпа встретила этих слабых делегатов законной власти самочинно возглавившим ее каким-то плац-майором в окружении нескольких батальонных солдат. Революционный майор первый приложил свою печать к ящику с деньгами, лишь после него туда же приложил свою печать и официальный подьячий. Толпа взорвалась и заорала: «Богородицу грабят!.. Бей их грабителей-еретиков!» Раздался набат на Спасских воротах. По знаку его забили набат все «сорок сороков». Стало зловеще страшно. Полиция растерялась. Архиеп. Амвросий бежал из Чудова монастыря на окраину Москвы, к Калужским воротам, к помощнику градоначальника Собакину, но тот лежал больной — в постели. Пришлось бежать за Девичье поле, в Донской монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По одной из легенд, Боголюбская икона Божией Матери, которая позднее будет именоваться Зимаровской, была установлена над входом, в крепостоной башне града Пронска (по другим источникам - в княжеской резиденции в Боголюбово). Во время татарского нашествия икону басурмане сняли с ворот, раскололи и бросили в кусты. Однако она сама собой срослась. Правда, не очень ровно - одна часть немного выше другой. Где икона была несколько веков, неизвестно. Обретена вновь она была только во второй половине XVIII века. Владельцем этого чудотворного списка стал Василий Абрамович Лопухин, который даже и не подозревал об истинной ценности иконы. Она к тому времени пришла в ветхость и хранилась в кладовой московского дома Лопухина на Пречистенской улице. В 1771 году в Москве свирепствовала моровая язва. Одному из заболевших во сне было видение. Следуя ему, он пришёл к Лопухину, куда было указано свыше, с просьбой совершения молитвы перед Боголюбской иконой. Поиски образа не сразу увенчались успехом, однако святыня была найдена и заболевший москвич после молитвы смог исцелиться. Слух об этом распространился по Москве довольно молниеносно. В дом Лопухина стали стекаться люди. Чтобы избежать столпотворения в своём жилище, Василий Абрамович передаёт икону в церковь, где служил его духовник. Однако священник прихода, в котором состоял Лопухин, стал настоятельно просить его передать икону в приходскую церковь, что не устраивало духовника. Чтобы решить эту ситуацию, икону (примерно в 1780 году) перевозят во владения Лопухина - в село Зимарово Рязанской губернии. С тех пор образ именуется " Зимаровская Боголюбская " . Непосредственно населённый пункт Зимарово звался также Архангельское и Васильевское. Архангельским село было из-за одноимённой церкви, издавна там существовавшей, Васильевским - от имени владельца земель Василия Абрамовича Лопухина. В последней четверти XVIII века он создаёт здесь усадьбу. С первой половины XIX века ею владела семья Колобовых. После того как на Надежде Петровне Колобовой женился рязанский общественный деятель эпохи Александра II, работавший в комитете по проведению крестьянской реформы, князь Сергей Васильевич Волконский, земли перешли к этой известной фамилии. Следующим владельцем поместья стал их сын Николай Сергеевич Волконский, русский политический деятель. Он долго был земским деятелем Рязанской губернии. Был членом первой Государственной Думы, после роспуска которой избрался членом Государственного Совета от Рязанского земства. Затем отказался от этой должности и был избран от Рязанской губернии членом Государственной Думы III созыва. Представители рода Волконских были похоронены в фамильном склепе возле храма села Зимарова. В советские годы часовню-склеп разрушили. В 2007 году на этом месте был установлен поминальный крест.

http://sobory.ru/article/?object=07565

Здесь мне отгородили ширмой угол комнаты. Ходить несколько дней, не снимая клобука и мантии, мне было трудновато из-за терзавших меня паразитов. Их я унаследовал в Саратове и долго не мог от них избавиться.Посвящение во иеродиакона сопровождалось некоторым моим смущением. Архиепископ Феодор [ 3 ] все торопил с хождением вокруг престола, покрикивал на меня, чем смущал мою душу. Со дня хиротонии я вступил в чреду литургийного служения. Господь по неизреченной милости и долготерпению вот уже почти десять лет сподобляет мое недостоинство предстояния Его Божественному престолу.Спустя несколько дней, вслед за постригом, у меня заболели ноги. На них открылись кровоточащие язвы. Пришлось многократно ходить в Павловскую больницу на прижигание. В раны вливался какой-то жгучий состав с йодом.Кроме пения на клиросе и несения богослужебной чреды, Преосвященный Гурий за послушание вменил мне в обязанность служение молебнов в Боголюбской часовне, что на Варварке, а после своего назначения настоятелем в Покровский монастырь [ 4 ] обязал меня сопровождать его в эту обитель по воскресным и праздничным дням и там иеродиаконствовать. Так первые годы моей жизни в Москве протекали под покровом Божией Матери и князя Даниила, московского чудотворца. Великим счастьем одарил меня Господь, сподобив каждое воскресенье вечером стоять за молебным акафистом пред чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери и совершать каждение. Покров Царицы Небесной я всегда чувствовал над собой и в Покровском монастыре — также. От него я питался и получал главную жизненную поддержку. С богомольцами Данилова монастыря у меня была крайне слабая духовная связь. Напротив, в Покровской обители на меня от всех исходили непритворная теплая ласка и истинная любовь.В Москве я возобновил и свое обучение в Духовной академии [ 5 ], которая, доживая последние дни, ютилась в разных местах города: в Епархиальном доме, в церкви Иоанна Воина, в церкви Петровского монастыря и в храме Живоначальной Троицы в Листах у Сухаревки. Профессура в академии оставалась еще старая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010