Предстоятель Украинской Православной Церкви с паломническим визитом посетил Владимир Владимир, 6 марта 2005 г. По случаю 850-летия явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому, Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Владимирскую епархию, по приглашению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Блаженнейшего Владыку сопровождал секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский - сообщает сервер " Православие в Украине " . Историческая справка. Древний город Владимир был основан около 1000 лет назад. Во время путешествия в 1155 году князя Андрея Боголюбского из Вышгорода в Ростов с Киево-Вышгородской иконой Божией Матери, неподалеку от Владимира тележка с чудотворной иконой остановилась и никто не мог ее сдвинуть с места. Князь долго молился перед иконой, и явилась ему Божия Матерь, Которая повелела на этом месте основать монашескую обитель. В память об этом событии князь заказал написать икону, которая со временем прославилась великими чудесами и исцелениями. Икону назвали Боголюбской. Это одна из древнейших чудотворных икон работы русских мастеров, которая сохранилась доныне. Икона, перед которой молился князь Андрей, осталась во Владимире в возведенном князем Успенском соборе. Теперь эту Вышгородскую икону, которая ранее прибыла в Киев из Константинополя, называют Владимирской. Она является одной из великих святынь Русской Православной Церкви и сегодня хранится в Свято-Николаевском храме Третьяковской галереи. Вечером 5 марта Блаженнейшего Митрополита Владимира в древнем Успенском соборе Владимира встречали священники Владимирской епархии и многочисленные богомольцы. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил молебен перед древним списком Владимирской иконы Божией Матери, поклонился мощам святого благоверного князя Андрея Боголюбского, святого благоверного князя Георгия, а также частице мощей святого благоверного князя Александра Невского, который в Успенском соборе Владимира был возведен на великокняжеский престол. В Успенском соборе Предстоятеля Украинской Православной Церкви приветствовал губернатор Владимирской области Николай Виноградов и председатель Законодательного Собрания Анатолий Бобров. Губернатор вручил Блаженнейшему Владимиру медаль Владимирской области „За добро и милосердие”.

http://pravoslavie.ru/12895.html

Пред этой иконой происходило настолование и венчание правителей России; пред этой иконой происходило избрание и настолование первоиерархов русских. Таким образом, с этой иконой тесно связаны исторические судьбы нашего народа. Дорогие братья и сестры, в иконе Боголюбской Божией Матери, Боголюбивой, есть замечательная, очень важная для нас подробность: князь велел изобразить Ее так, как он видел во сне. Но вместе с тем велел поместить и себя там коленопреклоненно, молящегося о земле Русской. В то время государственная власть, будучи христианской, православной, будучи покровительницей церкви и веры, действительно выступала от имени всего народа как бы ходатайством, как бы символом этого народа пред Богом, пред Божией Матерью, пред церковью. Потом появился список, несколько списков этой иконы Боголюбской, начиная с конца XIV, XV, XVI веков. И вот появился список московский, который мы с вами видим, который сейчас у нас здесь. Вы видите, что на этом списке пред Божией Матерью предстательствует в молитве народ русский, за землю нашу уже не князь, а сонмы святителей, сонмы архиереев, духовенства. Так все менялось в истории, так, действительно, к этому времени церковь с ее организацией, с ее институтами историческими была выразительницей чаяний, надежд, славы и могущества нашего народа. И так это было изображено на списке. Но история идет, времена меняются, и, дорогие братья и сестры, если бы сейчас нынешний живописец в порыве вдохновения Божьего писал новый список с этой иконы, то он должен был бы изобразить у ног Божией Матери, держащей в правой руке свиток, а левой молящейся ко Спасителю, не князя и не сонмы святителей и духовенства. Он должен был бы изобразить, чтобы быть верным истории и нынешнему времени, вас, дорогие братья и сестры, простой народ Божий, который сейчас молится за землю Русскую, за народ русский, за страну нашу, молится за всех, и которым держится вера наша, на котором основана церковь наша. Ибо князья, власти государственные, институты государственные в истории меняются, менялись и будут меняться — таков закон истории.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Судя по размеру, икона могла принадлежать к числу паломнических и «раздаточных» образов одного извода. Это подтверждается др. близкой по иконографии, стилю и времени создания иконой «Собор Муромских святых» (ЦМиАР, привезена из Хвалынска, куда поступила из Черемшан; см.: Иконы Мурома. 2004. С. 29. Ил. 19). Ее особенностью является изображение фигуры И. в коленопреклоненном молении на переднем плане, отделенной от др. Муромских святых кремлевской стеной. Это соответствует сакральной топографии Мурома и его окрестностей, поскольку мощи св. муромских князей находились в городских храмах, а И. была погребена за пределами города, в церкви с. Лазарева. Предположительно И.- одна из фигур на раме с Муромской иконой Божией Матери и с предстоящими святыми (XVIII в., ГИМ). Сюжет и иконография указывают на муромское происхождение иконы: в среднике 1-й четв. XVIII в. представлены блгв. князья Константин, Михаил, Феодор, справа от них на раме - благоверные кн. Петр и кнг. Феврония, слева - свт. Петр, митр. Московский (?), и жен. фигура в мирском одеянии, вероятно, И. В верхнем регистре - Муромская икона Божией Матери с предстоящими св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, внизу - «Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского». Собор Муромских святых. Икона. Кон. XVII в. (МИХМ) Собор Муромских святых. Икона. Кон. XVII в. (МИХМ) Блгв. князья Константин, Михаил, и Феодор, с Муромской иконой Божией Матери и избранными святыми. 1-я четв., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ) Блгв. князья Константин, Михаил, и Феодор, с Муромской иконой Божией Матери и избранными святыми. 1-я четв., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ) Прекращение служения молебнов И., изъятие икон и запрет на ее новые изображения повлияли на содержание и композицию «Собора Муромских святых». На иконе такого извода, с избранными святыми, кон. XVIII - нач. XIX в. из собрания М. К. Левина (МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2004. С. 350-351. Кат. 73) вместо И. рядом с благоверными кн. Петром и кнг. Февронией изображена мц. Параскева Пятница. В среднике маленького 3-створчатого складня с Боголюбской и Муромской иконами Божией Матери и Успением Богородицы, нач. XIX в. (МИХМ; см.: Сухова О. А. Шитый покров Муромских князей//ПКНО, 1990. М., 1992. С. 400. Ил.), среди Муромских чудотворцев на традиц. месте помещена фигура И., но надпись изменена («С Yльяhiя мчница»). На нек-рых иконах XIX в. представлено не 6, а 5 Муромских святых (без образа И.).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Письменные свидетельства и датировка Точная датировка Б. и. затруднена, поскольку в древнейших письменных источниках сведения о ней отсутствуют. Принято считать, что чудотворный образ был создан ок. 1158 г., т. е. в период правления кн. Андрея во Владимире (1155-1174). Не исключено, что Б. и. могла быть создана после 1177 г., когда кн. Глеб Рязанский «много... зла створи церкви Боголюбьскои юже бе оукрасил Андреи князь добрыи иконами и всяким оузорочьем» (Лаврентьевская летопись//ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383). Н. Н. Воронин датировал Боголюбский дворцовый ансамбль 1158-1165 гг. (известие о закладке Боголюбова приведено в Новгородской четвертой летописи под 1158 г.), наиболее вероятно, что Б. и. была написана по заказу кн. Андрея сразу после сооружения храма в его загородной резиденции, в 1150-1160-х гг. или в 3-й четв. XII в. Упоминания о Б. и. отсутствуют в ранней редакции «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и впервые встречаются в житии кн. Андрея Боголюбского (нач. XVIII в.). Наиболее подробные сведения об иконе содержатся в «Летописи Боголюбского монастыря» (1767-1769), составленной игум. Аристархом. Несмотря на позднее происхождение этого источника, уникальность и разнообразие его свидетельств говорят о том, что ее составитель мог использовать не сохранившиеся до наст. времени документы или лит. произведения. В «Летописи» сообщается об остановке повозки с Владимирской иконой в окрестностях Владимира, о совершении кн. Андреем молитвы, во время к-рой ему явилась Богоматерь со свитком в правой руке, повелевшая поставить икону не в Ростове, а во Владимире и на месте Ее явления основать храм и мон-рь. Вскоре кн. Андрей заложил каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы и приказал иконописцам изобразить Богоматерь так, как Она ему явилась. Князь поместил икону в новый храм, установив праздник в честь образа в день явления Богоматери 18 июня. Мон-рь, основанный кн. Андреем, стал называться Боголюбским в память о явлении Богородицы. Это название перешло и на чудотворную икону (вариант «Боголюбивая», вероятно, представляет собой народное переосмысление эпитета «Боголюбская»). Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», Деисус из 5 фигур на верхнем поле Б. и. повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед к-рыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Б. и. оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы - единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и " утаенных молитв к Богу присвоение " . От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. Храбрый воин (Андрей - означает " мужественный " ), участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысл Божий незримо спасал князя-молитвенника. Так, 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день. Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности Юрия Долгорукого, он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: " Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал " . Когда в 1544 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе. Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской . В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/910094.htm...

В 1760 году установлено празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали», хранившейся в Московском храме святителя Николая в Пупышах, в память об исцелении больной женщины после молебна перед этим святым образом. Многие исцеления от икон Пресвятой Богородицы совершались во время страшной чумы 1771 года. Особенно прославились исцелениями чтимые списки с Боголюбской иконы, Боголюбская-Московская, Боголюбская-Замаровская и Боголюбская-Юрьевская иконы. В воспоминание об избавлении от моровой язвы 1771 года установлено также празднование Калужской иконы Божией Матери. Явление этой иконы произошло еще в 1748 году в селе Тинькове под Калугой, в доме помещика Хитрова. Одна из служанок, перебирая старые вещи на чердаке, обнаружила в холстином свертке изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках и приняла его за портрет игумении. Другая служанка, Евдокия, отличавшаяся вспыльчивым нравом, в это время бранилась, и подруга, укоряя ее, пригрозила ей гневом «игумении». Евдокия, прийдя в исступление, плюнула на лик, и тотчас упала без чувств... В следующую ночь родителям Евдокии явилась Богородица и открыла им, что это Ее лик был поруган их дочерью. Царица Небесная повелела им совершить молебен перед обретенной иконой. После молебна больная выздоровела. Эта икона много раз еще проявляла чудесное покровительство православным людям, и в чуму 1771 года, и в Отечественную войну 1812 года, когда многие из русских и французских солдат видели этот образ «на воздусех», и после таких видений всегда побеждало русское оружие. Новоявленным святым и прославленным иконам составлялись службы и акафисты. Новые службы составлялись и тем святым, имена которых давно уже вошли в церковный календарь. Митрополит Платон написал акафист преподобному Сергию Радонежскому. Священник Иоанн Алексеев составил акафист и службу святителю Стефану Пермскому, а протоиерей Иоанн Красовский – службу Феодоровской иконе Божией Матере. В течение всего столетия просматривались и исправлялись Богослужебные чины и последования. Особенно важным был труд по исправлению Постной и Цветной Триоди, предпринятый игуменом Софронием (Младеновичем). Исправлены были также чин принятия иноверцев и еретиков, чин на умовение ног, чин мироварения. Митрополит Гавриил внес исправления в последовании Православия и в чин исповедания. Во избежание неисправностей и опечаток Библия , Богослужебные книги и Кормчая книга могли издаваться не иначе как по благословлению Святейшего Синода и только в синодальных типографиях в Москве и Петербурге, а также в типографии Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Боголюбская икона была одной из самых первых, переданных в 1990-х годах сотрудниками музея в ведение Владимиро-Суздальской епархии. И соглашение о передаче памятника Владимирскому Свято-Успенскому монастырю предусматривало, что принимающая сторона обеспечит его сохранность и создаст оптимальный для него температурно-влажностный режим. — В монастыре ежедневно ведется журнал наблюдений за тем, где, когда и как надо проветривать помещение главного собора. Вплоть до того, какую форточку в какое время открывать. Ковчег, в котором находилась икона, работал автономно: если внутри него увеличивалась влажность, он эту влагу забирал; как только становилось суше, он ее отдавал. Но в самом помещении храма, в целях экономии электроэнергии, монастырь отключил специальные осушители, которые регулировали температурно-влажностный режим в помещении. Это способствовало нарушению микроклимата в витрине Боголюбской иконы, — говорит Ольга Петрова, главный хранитель фондов ВСМЗ. – Конечно, монахини монастыря очень переживают. Это чувствуется. Звонят, справляются о состоянии иконы, молятся о ее благополучии. Думаю, ситуация с Боголюбской иконой Божией Матери нас многому научит. Среди основных причин обострения болезни святыни специалисты называют также и замену в храме, где находилась икона, без обсуждения на научно-методическом совете прежних полов на полы гранитные и, как результат, нарушение условий ее содержания. В течение прошлого столетия «Боголюбская Богородица» проходила четыре курса лечения. И в 1918 году, перед первой реставрацией, комиссия под Руководством И.Э. Грабаря сделала такое заключение: «Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника». «То, что икона Боголюбской Богородицы существует, — уже само по себе чудо!» — убеждены и реставраторы, и священники.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путем Святого Князя Сегодня начинается Боголюбский крестный ход 20.06.2011 976 Время на чтение 7 минут 21 июня в Вышгороде, что под Киевом, начинается Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери, посвященный 900-летию святого благоверного князя Андрея Боголюбского . Впервые за 900 лет Крестный ход из Вышгорода в Боголюбово повторяет путь, который прошел русский государственник, первый некоронованный русский царь святой благоверный князь Андрей Боголюбский, положивший начало централизованному русскому государству. Мы попросили рассказать об этом Крестном ходе одного из его организаторов сопредседателя движения «За веру православную» Павла Безукладичного. - Павел Андреевич, как родилась идея этого Крестного хода? Каковы его главные цели? - Основные организаторы - движение «За веру православную», фонд Андрея Боголюбского и СРУБ (Союз России, Украины и Беларуси) были совершенно едины в решении почтить память св. блгв. князя Андрея Боголюбского Крестным ходом. Крестные ходы часто организовываются во время проведения больших церковных торжеств. А таких праздников, как 900-летний юбилей св. блгв. князя Андрея Боголюбского, у нас в России единицы. Можно вспомнить 1000-летие Крещения Руси, 875-летие святого князя Владимира… Андрей Боголюбский почитается как первый некоронованный царь России. Сильный, мужественный, мудрый человек, во многом опередивший свое время, он понимал, что Русь объединять надо, создал первое единое государство, включающее в себя и Киев, и Новгород, и Владимир. Хотелось бы, чтобы полузабытое имя этого государственного деятеля, совершившего подвиг объединения русских земель, было возвращено благодарным потомкам и увековечено. Это и есть одна из главных целей праздника и Крестного хода. Еще одна, не менее важная цель - объединение людей. В последнее время даже появилось такое понятие - атомизация общества, распад социальных связей, когда каждый живет своей жизнью. Разобщены не только отдельные люди, но и организации. В России существует большое количество православных общин, которые живут как бы отдельно, сами по себе. Наша задача -эти отдельные социальные атомы - и отдельных людей, и общины - снова собрать и объединить, и на этой основе начать возрождение православной платформы, на которой строится российское государство. Это конечно дело долгое, нам и жизни может не хватить, но когда-то надо начинать. И многодневные крестные ходы, обладающие удивительной объединяющей силой, помогут этому процессу. Во время Крестного хода читаются совместные молитвы, псалтырь, акафисты святым.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/21/...

Обустраивал монастырь и сам царь Петр. Кроме обновленной Боголюбской церкви, в 1690 году по указу государя в обители появилась теплая (отапливаемая) церковь преподобного Сергия Радонежского - в память спасения молодого Петра в Троице-Сергиевой Лавре во время известного заговора против него царевны Софьи в 1689 году. Спасение же Петра пришлось на 8 августа (ст. ст.), поэтому позднее в 1744 году статс-дамой Нарышкиной в монастыре была основана и церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, празднуемой в тот день. (Образ был после революции передан в Третьяковскую галерею.) Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским. Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.) Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.

http://pravoslavie.ru/83.html

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями 1 июля. ПРАВМИР. Боголюбская икона Божией Матери – одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный, по преданию, евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где позже образовался монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-bogolyub...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010