Вел. кн. Всеволод Юрьевич. Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Следующий по хронологии вероятный «портрет» В. Ю.- фреска Архангельского собора Московского Кремля, выполненная в 1652-1666 гг. по иконографии предшествующей росписи 1564-1565 гг. На юго-вост. столпе представлен вел. князь с именем Димитрий. Первый исследователь росписи В. Н. Крылова связала это изображение с В. Ю.- единственным вел. князем, предшественником князей московских, с именем Димитрий (дано при крещении). Князь представлен фронтально в рост, руки перед грудью - правая в благословляющем жесте, ладонь левой раскрыта вовне. Облачен в платье красного цвета с охряным поясом и каймами, украшенное цветочным орнаментом голубовато-зеленого цвета. Поверх платья накинута зеленая ферезея с серо-голубым круглым воротником, украшенная крупным цветочным орнаментом, заключенным в квадрифолии. На голове - красная круглая шапка с меховой опушкой; на ногах - охряного цвета сапоги. Князь изображен средовеком с волнистыми, закрывающими уши волосами, бородой средней длины, чуть сужающейся книзу. Образ заключен в рамку с киотчатым завершением и относится к представительскому типу изображения князя в парадном облачении. В росписи Архангельского собора эта фигура входит в состав т. н. исторического цикла, где представлены князья - владимирские самодержцы, начиная от блгв. кн. Андрея Боголюбского. В Степенной книге царского родословия, составитель к-рой митр. Афанасий предположительно являлся и автором программы росписи Архангельского собора, В. Ю. уделено особое внимание. В ней сообщается, что князь, хотя и был младшим из сыновей Юрия Долгорукого, однако «наследовал степень старейшинства по всей Русстей земли» и стал «истинным кореноплодителем, первоначальствующим русским самодержцем» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 221). Как и др. князья «исторического цикла», В. Ю. представлен с нимбом. На миниатюрах Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в. (Лаптевский том. РНБ. F. IV. 233.- Л. 89 об., 330 об., 333-355 об., 357, 361), В. Ю., подобно др. князьям, представлен в княжеских одеждах или верхом на коне в доспехах.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Надеюсь, что предложенные мной версии раззадорят поисковый энтузиазм молодых исследователей. Ищите и обретёте! Вы на пути к разгадке тайн! А брутальные выходки царицы, запечатленные в легенде Лермонтова М. Ю. «Тамара» – отражение 800-летних идеологических диверсий ассасинов и ее противников-сородичей, в частности, Юрия Боголюбского, бесславно сгинувшего на Северном Кавказе, недалеко от нынешней гребенской (терской) станицы Наурской. Дадианова Т. В. О Марии-Ясыне – великой просветительнице земли Русской//Ярославская культура, 2004, 1-2. Чачанидзе В. И. Пётр Ивер и археологические раскопки грузинского монастыря в Иерусалиме. Тбилиси: Мецниереба, 1977,с. 31-37. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/4017153

была сделана новая штукатурка и по ней произведена новая художественная живопись прекрасного греческого письма. Затем предположено было вновь выштукатурить внутри и расписать живописью и весь храм и, устроив в нем духовое отопление, сделать его из холодного теплым. В 1882 году приступлено было к выполнению и этого плана. Высокопреосвященнейший Феогност, приняв в соображение, что в 1859 г. академиком Солнцевым в двух местах на сводах были найдены остатки древних фресок 12 века, сделал распоряжение, чтобы соборное духовенство и староста, при начале настоящих работ, тщательно испытали, не найдется ли и еще где под старой штукатуркой каких-либо остатков фресок? Результаты такого испытания превзошли всякое ожидание. Под старой штукатуркой, под масляной краской, за иконостасом, во многих частях храма найдены были древние фрески, хорошо сохранившиеся, иные даже без всяких повреждений. Ученые члены Археологического Московского Общества признали, что эта стенопись принадлежит 12 веку и написана при св. строителе храма – Великом князе Андрее Боголюбском искусными византийскими изографами. Таким образом, во многих местах на столпах, сводах и арках уставленного лесами храма взорам посетителей, во всякое время дня допускавшихся сюда, предстали изображения священных событий, св. угодников и орнаменты – дивные произведения древней византийской живописи, отличающейся не яркостью и игрой колеров, а художественным и строгим выражением высших религиозных идей 155 . И вот, к ноябрю месяцу текущего года вся реставрация собора была кончена. Причастные к делу искренно сознавались, что не иначе, как Сам Господь помог в такое короткое время исполнить все предпринятое по возобновлению храма, – и притом с таким успехом. – Древняя стенопись была восстановлена как нельзя лучше. На местах, где не сохранилось древних фресок, там вновь написали в таком же точно византийском стиле священные изображения, многие из них точные копии с фресок 12 века других древних храмов (Спасо-Нередицкого и Старо-Ладожского), другие – изображения событий, относящихся близко к истории древнего храма 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Единство Священной Русской Истории Святого Великого князя-мученика Андрея Боголюбского традиционно в историографии называют первым по факту русским царём. Он и совершает рывок к Русскому царству, перенеся столицу из обнищавшего государственным смыслом, но внешне величественного Киева. Если мы посмотрим на дальнейшую историю России, то заметим, что этот алгоритм постоянно повторяется перед рывком в развитии нашего государства. Первый русский император Пётр Великий в 1703 году основывает новую столицу государства даже не просто на окраине русского мира, а на территории, которая на тот момент де-юре принадлежала другому государству – Швеции. Только через 18 лет, в 1721 году, по Ништадтскому мирному договору эти территории отойдут к России. А на тот момент это была территория чужого государства. Но именно там Пётр Алексеевич основывает новую столицу и после этого страна осуществляет мощнейший рывок и превращается в сильнейшую мировую державу, крупнейшую империю мира, каковой и подобает быть Третьему Риму. Рывок к Русской империи начался с переноса столицы. Как это ни парадоксально, но в этой же логике действует полный антипод Царской России – Владимир Ульянов- Ленин . Большевики, захватившие власть в Петрограде в октябре 1917 года, уже в марте 1918 года переносят столицу в Москву. Абсурдное решение с точки зрения марксистской логики, ведь опора большевиков – это рабочие. А самый индустриальный город Империи – Петроград. Опираться на рабочих можно было только там. Москва тогда – это пролетарское захолустье, мещанский, купеческий, мелкобуржуазный в терминологии марксизма, город. Но именно туда, на окраину пролетарского мира, переносит столицу Ленин, что даёт мощный толчок развитию государства. Большевики совершили рывок к русской супердержаве. Словом, это поистине загадочный алгоритм русской истории – перед историческим рывком столица России переносилась на окраину государства. Поэтому, если сегодня говорить о перспективах развития государства Российского, не такими уж безумными представляются предложения тех политологов, которые говорят о необходимости переноса столицы России из Московского мегаполиса куда-нибудь в Сибирь, в те места, которые ещё не обжиты русским народом, но которые являются основой нашего существования, основой нашего бюджета. Если конечно, у России еще остались силы на новый исторический рывок...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/09/o_...

В нем содержится: α) Письма к ученым мужам, составлявшие часть другого какого-либо сборника писем о. Порфирия, судя по тому, что над этой рубрикой стоит ΙΙΙ. Здесь находятся 36 писем, частью написанных рукой о. Порфирия, на русском, французском и греческом языках к разным лицам, частью переписанных другой рукой, 1842–1878 гг.; а именно: И. Шафарику (1), англиканскому диакону Пальмеру (1), Константину Тишендорфу (9), И.И. Срезневскому (3), издателю «Духовной Беседы» протоиерею I. Яхонтову (1), саксонскому посланнику графу Кеннерицу (1), доктору Цунку (3), г. Туху (1), А.Н. Муравьеву (1), в совет Импер. Новороссийского университета (4), в Импер. Академии Наук (1), в совет и правление С.-Петербургского университета (3), в киевскую временную комиссию для разбора древних актов (1), в общество любителей духовного просвещения (1), Московскому священнику Михаилу Боголюбскому (1), попечителю киевск. учебного округа П. Антоновичу (1), настоятелю Знаменского монастыря архим. Сергию (1), Гартгаузену (1), профессору богословия в С.-Петербургском университете В. Г. Рождественскому (1), еписк. симферопольскому Гурию (1); в особенности интересны ответные письма к Тишендорфу, из которых одно напечатано (Т.К.Д.А. 1865). β) 16 подлинных писем к о. Πорфирию следующих профессоров и ученых: И.И. Срезневского (2), Α.Ф. Гильфердинга (1), протоиерея Μ.И. Горчакова (1), Т.Д. Флоринского (3), барона В.Р. Розена (3), А.А. Цагарели (1) с обширным «письмом (вчерне) преосвященного Порфирия к доценту Спб. университета Цагарели о грузинских иконах», от 1/5 декабря 1883 года, и другим коротким, Ф. Курганова (2), Н.И. Ильминского (1), Фил. Терновского (1), Н. Эмина (1), преподавателя тульской духовной Н. Троицкого (3) о грузинской надписи на палице с 2-мя ответами преосвящ. Порфирия. γ) Письма разных лиц к о. Порфирию: бывшего военного учителя А. Алексеева (2), князя В.Ф. Одоевского (1), библиографа Ст. Пономарева (1), М.П. Сабинина (2) с ответом о. Порфирия, вел. кн. Константина Николаевича (1) по поводу записки Мансурова, Б.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Зариным, «который имеет ожидать меня во Владимире». А епископу владимирскому Ксенофонту Бантыш-Каменский писал тогда же: «и) прикажите о. архимандриту Боголюбскому протопить подворье для меня с товарищи; 2) дать... архиву моему постоять у вас на дворе, где семинария, тут (он пространен; безопасен будет от пожару». А 7-го января он отправил донесение и в коллегию (получено было 22-го января), в котором писал: «По полученным из Москвы известиям, что архивские кладовые уже очищены, комнаты присутственные во всем исправлены и для управляющего архивом (лишившегося от пожару своего дома) назначена тамо правительством, неподалеку от архива, квартира, – дано было знать здешнему господину губернатору о заготовлении на станциях лошадей; и сие не только им господином губернатором тогда же исполнено, но и к володимирскому губернатору о том же сообщено было с нарочно туда посланным архивским чиновником. Вследствие сего архивские все бумаги, увязанные в тюки, со всеми чиновниками намерены сего 11-го числа (если Богу угодно будет) выехать из Нижнего-Новгорода в Москву. О чем сим государственной коллегии почтеннейше извещается. Действительный статский советник Николай Бантыш-Каменский. За секретаря коллежский ассессор Наумов». «Претерпев, в течение двух недель, по выезде из Нижнего Новгорода, все путевые трудности от чрезвычайной стужи, от угаров в избах и от медлительной поставки переменных по станциям лошадей 39 , наконец, с Божиею помощию сего 25-го числа управляющий архивом действительный статский советник Николай Бантыш-Каменский благополучно приехал с коллежским архивом и с чиновниками в Москву; и поместив все дела в трактатной и в кладовых архивских палатах, предоставил, как будет потеплее, разложить оные по дворам и шкапам, и поверив с реестрами целость оных, донесть о том государственной коллегии. От Нижнего до Московской губернии под архив и чиновников получал он на станциях подводы мирские без платежа денег, о чем даваны крестьянам от архива квитанции; но в Московской губернии, по причине раззорения оной, следуя совету градоначальника Московского, плачены на трех станциях прогонные до Москвы деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Почему-то в украинской историографии эта трагедия оказывается первым и последним кровопролитным захватом Киева вплоть до его взятия монголами. Наверное, потому, что все последующие захваты и грабежи Киева никак не вписываются в схему «русские против украинцев». Например, черниговское нашествие 1203 года, названное в киевской летописи бедствием небывалым. Тогда был сожжен Подол, разграблены София, Десятинная и все монастыри, уничтожены все священники и монахи, а девушки отданы половцам в качестве платы за союзничество. Затем последовали жестокий разгром Киева северскими князьями и захват города Даниилом Галицким в 1238 году, когда Батый уже вошёл в пределы Руси. После бесчинств Даниила в некогда культурной европейской столице монголам вообще уже нечего не осталось для поживы. Как объяснял сии деяния в своём шутливо-пародийном « Украинском сатириконе » директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, «своими грабежами Киева славные галичане совершали геройский поступок, не давая пользоваться всеми украинскими плодами только клятым москалям». И ещё исторической справедливости ради следует заметить, что самым последовательным союзником князя Андрея в его военных походах на землях нынешней Украины был Галицкий князь Володим ирко. Собственно же «Украиной» (Залесской Украиной) и киевляне, и галичане называли в те века как раз Владимирскую землю, где уже расстраивалась Москва . Первый московский кремль построил как раз по распоряжению Великого князя Киевского Юрия Долгорукого его сын - князь Вышгородский Андрей. Однако не в том главная заслуга Андрея Боголюбского перед Русью. Почти столетие - с 1115-го по 1201 год Русь не испытывала нашествий иноплеменников. «Князья, граждане и смерды так к этому привыкли, что даже вообразить не могли, чтобы их кто-то мог затронуть, - писал Лев Николаевич Гумилёв. - Поэтому они... сосредоточили внимание на внутренних склоках, постепенно перераставших в межгосударственные войны. А тем временем романо-германский католический Запад переполнялся силой пассионарности... Однако пока героические бодричи, свирепые лютичи, предприимчивые поморяне и стойкие финны-суоми сдерживали железный натиск на Восток, в Новгороде, Пскове, Полоцке и Смоленске люди чувствовали себя спокойно и уверенно, полагая, что события на Балтике их не касаются. Ах, как легкомысленны они были!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Мы видели, при каком отношении городов к князю началась северная русская история, видели, как при первом же князе, захотевшем прочно утвердиться на севере, необходимо последовало столкновение его с дружиною и городом, который считал себя также властию в окружающей стране. Андрей Боголюбский погиб вследствие новых отношений к дружине; но преемники его воспользовались своими отношениями к большинству северных городов, городов новых, и успели осилить старый вечевой город Ростов, отнять у его жителей значение властей. Вследствие этого в области верхней Волги, в области новорожденного Московского государства, явилась только одна власть, власть княжеская. Но на западе представителем старинного двоевластия, власти княжеской и власти города, явился Новгород Великий, с явным преимуществом власти города, потому что эта власть была постоянная, а князья менялись беспрестанно. Начинается борьба между северным единовластителем и Новгородом, как представителем древнего двоевластия. Новгород стоит за то, что он власть, он государь: великий князь требует, чтоб он был признан государем, чтобы в Новгороде была одна власть государева. Великий князь победил, ибо Новгород представлял собою библейскую статую с золотою головою и глиняными ногами. Несколько знатных и богатых фамилий захватили в свои руки всю власть и наполнили последнее время новгородской истории своими усобицами. Разрыв между их интересами и интересами низшего народонаселения произошел давно; давно послышалась жалоба, что богатые хотят себе легко. а бедным тяжело; движения последних прекращаются; ясно видно, что их сила сломлена знатью, на вече господствуют люди, находящиеся на жалованье последней, и силою решают дела в пользу своих милостивцев. Но легко понять, что следствием такого положения дел была страшная внутренняя слабость. Люди, в руках которых власть, не могут рассчитывать на низшие слои народонаселения, которые становятся все равнодушнее к старой воле, приносящей пользу не им. Вот почему в борьбе своей с великим князем московским правители Новгорода начинают постоянно деньгами выкупать свою волю страшное средство, всего лучше показывавшее великим князьям слабость Новгорода, легкость, с какою можно его покорить окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

" , помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном . Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением Всеволода Юрьевича, представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. . В соответствии с текстом Всеволод Юрьевич изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевропейские реалии: Всеволод Юрьевич либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки. Следующий по хронологии вероятный " портрет " Всеволода Юрьевича - фреска Архангельского собора Московского Кремля, выполненная в 1652-1666 годах по иконографии предшествующей росписи 1564-1565 годов. На юго-восточном столпе представлен вел. князь с именем Димитрий. Первый исследователь росписи В. Н. Крылова связала это изображение с Всеволодом Юрьевичем - единственным вел. князем, предшественником князей московских, с именем Димитрий (дано при крещении). Князь представлен фронтально в рост, руки перед грудью - правая в благословляющем жесте, ладонь левой раскрыта вовне. Облачен в платье красного цвета с охряным поясом и каймами, украшенное цветочным орнаментом голубовато-зеленого цвета. Поверх платья накинута зеленая ферезея с серо-голубым круглым воротником, украшенная крупным цветочным орнаментом, заключенным в квадрифолии. На голове - красная круглая шапка с меховой опушкой; на ногах - охряного цвета сапоги. Князь изображен средовеком с волнистыми, закрывающими уши волосами, бородой средней длины, чуть сужающейся книзу. Образ заключен в рамку с киотчатым завершением и относится к представительскому типу изображения князя в парадном облачении. В росписи Архангельского собора эта фигура входит в состав т. н. исторического цикла, где представлены князья - владимирские самодержцы, начиная от блгв. кн. Андрея Боголюбского. В Степенной книге царского родословия, составитель к-рой митр. Афанасий предположительно являлся и автором программы росписи Архангельского собора, Всеволоду Юрьевичу уделено особое внимание.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Бахметев в сопровождении троих драгунов и двоих гусар поехал сам и нашел, что от Ильинских до Варварских ворот по обе стороны стены стоит множество народа, тысяч до десяти, и большая часть вооружена дубьем. На вопрос, зачем сбежался народ, обер-полицеймейстеру отвечали, что народ сбежался по набатному бою, а набат произошел оттого, что шестеро солдат с архиерейским подьячим пришли для вынутая из ящиков денег, подаваемых Богомольцами на боголюбскую икону Богородицы. Около ящиков стоял караул от московского гарнизона; эти караульные объявили, что не позволят распоряжаться ящиками без позволения своего командира (плац-майора); от этого сначала произошел шум, а потом драка: злодеи побиты, которые хотели образ ободрать и казну, принадлежащую Богоматери, покрасть, а народ собрался стоять за мать пресвятую богородицу до последнего издыхания. Видя, что с своим конвоем из пяти человек он не в состоянии ничего сделать, Бахметев поехал к Еропкину, который жил в своем доме на Стоженке. В Воскресенских воротах он встретил толпу тысяч до трех, бегущую с дубьем по Тверской, Моховой и из Охотного ряда под предводительством мужика с бородою, в синем китайчатом балахоне, который постоянно кричал что есть мочи: «Ребята, поспешайте постоять за мать пресвятую богородицу и не допустите ограбить божию матерь!» Бахметев успел остановить толпу, человек двадцать или больше из нее стали на сторону обер-полицеймейстера и сделались совершенно ему послушными, так что с их помощью «синий балахон» был схвачен и посажен в будку; на Моховой схватили также другого горлана с помощью господских людей. Приехавши к Еропкину, Бахметев услыхал от него: «Делайте все то, что предусмотрите к лучшему; а я вам ни команды, ни способов дать не могу», Бахметев поехал назад, заехал в будку, где посадил «синий балахон», но вместо него нашел в будке только изувеченных людей, приставленных караулить «балахон». Еще прежде, отправляясь к Еропкину, Бахметев послал полицейского майора к народу с требованием, чтоб отдали под полицейский караул архиерейского подьячего и команду, пришедших к образу за деньгами, потому что такие злодеи должны быть наказаны публично, а что прибиты народом – этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010