Существуют мнения, что Софья дала свое согласие на брак лишь после обещания московского князя, что тот прекратит платить дань татарам, а ее официальный титул будет «царевна цареградская». За пять веков до этих событий киевский князь Владимир, чтобы стать мужем византийской принцессы, тоже выполнил ряд требований, сформулированных близнецами-правителями христианской империи: отказался от многоженства, языческих ритуалов, крестился, признал над собой верховенство кесарей константинопольских, обрел своего духовника. Обращение киевлян, а затем новгородцев в христианство, строительство Софийских соборов на центральных площадях городов, проповедь св. Писания были уже следствиями состоявшегося политического и брачного союза. Так что Софья Палеолог, скорее всего, могла следовать этой древней традиции. Ведь перед ней стояла архисложная задача - свить в «медвежьем углу» гнездо, достойное двуглавого орла. Иначе ее миссия в качестве исторической личности оказалась бы несостоятельной. Софья прожила в Москве немногим более четверти века, и за эти годы небольшое удельное княжество не только обрело политический суверенитет, но и на порядок расширило свои владения. Город, изначально основанный как сторожевая застава (подобно Византосу), на протяжении всего XIV века активно состязался с другими русскими городами, чтобы стать местом постоянного пребывания митрополита - высшего православного иерарха на Руси. Но безусловный моральный авторитет в качестве столичного города Москва обрела для ростовских, костромских, ярославских, суздальских, нижегородских, рязанских князей лишь после того, как византийская принцесса стала супругой Ивана III. Удельное княжество, отказавшись быть данником Орды, стремительно превращалось в обширное государство с соответствующими институтами и амбициями. Некогда Андрей Боголюбский проложил незарастающую тропу из Киева во Владимир на Клязьме и впоследствии Владимирское княжество станет родиной и главным полем деятельности для строителей св. Руси. Двор Софьи, перебравшись из италийского полуострова в сердцевину волжско-окского треугольника, также проложил тропу, но уже для европейских рыцарей и мастеров. Итальянские архитекторы за короткие сроки возвели в центре Москвы несколько выдающихся каменных строений, соответствующих царственному достоинству правителей православной страны. Приглашенные архитекторы приступили к сооружению и целого ряда крепостей-кремлей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/07/...

Хельга Патаки не только пишет книжки, но и устраивает прогулки по всем тем местам, о которых пишет. Присоединиться к компании можно каждому, вся информация на сайте краеведческого проекта « Город наизнанку ». А можно пройтись по всем этим маршрутам самостоятельно, вооружившись картами, которые Хельга подготовила для издательства «Самокат». Это нарисованные художниками готовые маршруты и список вопросов, которые напечатаны прямо на картах — в каждом наборе их по девять. Нужно идти и внимательно смотреть по сторонам — ведь ответы на вопросы вы найдете прямо на улицах города! На сегодняшний день вышло два набора — « Московское ралли » и « Городское ралли Санкт-Петербург » . Неподалеку от Санкт-Петербурга находится уникальный город — Петергоф. Сюда, конечно, отправляемся когда жарко — вместе с Юлией Ивановой и её книжкой « Петергоф. Столица фонтанов » . Будем любоваться Большим каскадом, бегать под струями фонтанов-шутих, а заодно узнаем, откуда берется вся эта уйма воды. Ведь только представьте — в фонтанах Петергофа нет ни одного насоса! По Петербургу и окрестностям можно путешествовать и с издательством «Фордевинд», которое выпустило серию путеводителей для детей и взрослых. Все они прекрасно проиллюстрированы, дополнены обучающими и развивающими играми. Широка страна моя родная — столицы мы посмотрели, едем дальше. Можно остаться на северо-западе России с путеводителем того же издательства с заманчивым названием « От Пскова до Архангельска » и побывать по дороге во всех городах, которые только попадутся на пути — Изборске, Печорах, Пушкинских Горах, Великом Новгороде, Вологде, Каргаполе и даже на Соловках! Хотите об Архангельске ещё больше? Тогда читаем книжку Елены Максимовой « Архангельск. Город у Белого моря » . («Настя и Никита») Узнаем, кто такие поморы, что такое верфь и почему мама не пускала молодого царя Петра Первого на море. Да, о царях тоже беспокоятся мамы. А можно взять иллюстрированный путеводитель « Золотое кольцо » («Фордевинд») и проехаться по классическому, но от этого не ставшего менее прекрасным, маршруту. Александров, Владимир, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Кострома, Суздаль и Плес, Муром и Мышкин — 15 древних городов и отличный повод познакомиться с такими понятиями как раздробленность, опричнина, смута, монголо-татарское иго и с персонажами русской истории — Александром Невским, Андреем Боголюбским, Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Иваном Сусаниным и другими.

http://pravmir.ru/knizhnaya-polka-nasti-...

Уникальная надпись оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси 29 декабря. ПРАВМИР. В ходе реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили настенную надпись, в которой перечислены 20 заговорщиков, убивших святого князя Андрея Боголюбского в 1174 году. Уникальная надпись оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси. Ее нашли и исследуют московские эпиграфисты – профессор ВШЭ Алексей Гиппиус и научный сотрудник Института славяноведения РАН Савва Михеев, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Института археологии РАН. «Убийство князя – одно из самых загадочных событий второй половины XII века. Можно полагать, что это событие – следствие острых конфликтов среди политической элиты Владимиро-Суздальской земли. Однако детали этих конфликтов, которые часто интерпретируют как столкновение княжеской власти и боярства, нам неизвестны. Возможность получить новые данные о событиях 1174 года, известных нам по летописному рассказу – совершенно неожиданная удача», – заявил директор Института археологии РАН академик Николай Макаров. Ученые рассказали, что найденную ими надпись чуть было не уничтожили во время реставрации. Она сохранилась благодаря вмешательству научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника, которые настояли на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, как предполагалось сначала. Андрей Боголюбский совершил два успешных похода на Волжскую Булгарию, после одного из которых был убит заговорщиками из числа его приближенных. Общее число заговорщиков составило 20 человек по летописи, в ночь на 29 июня 1174 года они пришли к дверям княжеских покоев в Боголюбове и умертвили князя. Надпись об убийстве расположена ровно посередине южной абсиды собора. Она сделана в два столбца, которые обведены в общую рамку с крестом сверху. В левом столбце – полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а в правом – краткое сообщение об убийстве. Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского

http://pravmir.ru/arheologi-obnaruzhili-...

В университетском основном богословии включали в свои курсы лекций раздел, посвященный сравнительному историческому изучению религий, протоиерей Василий Рождественский (более 40 лет преподававший данную дисциплину в Санкт-Петербургском университете ), протоиерей Николай Боголюбский (профессор Московского университета ), протоиерей Иаков Галахов (профессор Томского университета ). В то же время следует обратить внимание на то, что рассматриваемое структурное изменение основного богословия не было чем-то оригинальным для данной дисциплины как таковой. По мнению профессора В. К. Шохина, данный раздел из курса лекций епископа Хрисанфа соответствовал архитектонике тогдашних немецких католических курсов по фундаментальной теологии, которые он хорошо знал . Так, один из «отцов-основателей» католической фундаментальной теологии Иоганн Себастьян фон Дрей (1777–1853)  в своем главном сочинении «Апологетика как научное доказательство божественности христианства в его явлении» проводит достаточно подробный сравнительный анализ языческих (естественных) религий и религии богооткровенной . Указанная тематика и сегодня присутствует в немецких учебниках по фундаментальной теологии, как правило, в разделе или трактате «Откровение», посвященном теории Откровения и обоснованию богооткровенного характера христианства . Отметим, что вклад епископа Хрисанфа (Ретивцева) в становление и развитие отечественного основного богословия синодального периода не ограничивается только лишь введением им нового для нее историко-философского метода фундаментально-теологической работы, который, несомненно, позволил значительно усилить апологетическую составляющую основного богословия как базовой теологической дисциплины. К заслугам владыки Хрисанфа можно отнести и возрождение основного богословия в стенах Санкт-Петербургской духовной академии после периода его стагнации и упадка, продлившегося с 1853 по 1867 гг., когда данная дисциплина фактически утратила статус самостоятельного богословского предмета, превратившись вместе с гомилетикой в некую «прицепную» науку .

http://bogoslov.ru/article/6192841

Федор Федорович ответил, что по случаю церковного праздника Боголюбской иконы Божией матери кроме 1 июля 1937 года служители культа собирались у него в доме 1 июля 1936 г. — «Следствием установлено, что Вы вместе с другими церковниками проводите контрреволюционную деятельность, направленную против существую­щего советского строя. Требую от Вас дать правдивые показания по данному вопросу!» — «Контрреволюционной деятельности, направленной против существую­щего советского строя, я не проводил и не провожу». Этим допросом следствие было завершено. Все это время родствен­ники Федора Федоровича носили ему в Звенигородскую тюрьму передачи, их принимали, но свидания не давали. Однако иногда им удавалось переговорить с ним через тюремное окно. Федора Федоровича посадили сначала в Бутырскую тюрьму, затем перевели в Таганскую. 17 сентября лейтенант госбезопасности П. Столетов подготовил обвинительное заключение по следственному делу по обвинению Гусева Ф. Ф. по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК. В нем сказано, что Гусев Ф. Ф, «вел среди колхозников контрреволюционную деятельность, распространяя гнусную контрреволюционную клевету против Соввласти, выступал в защиту расстрелянных врагов народа, высказывал террористические настроения в отношении членов советского правительства». На основании этих измышле­ний следователь постановил представить следственное дело на рассмотрение судебной тройки при Управлении НКВД по Московской области. 11 октября 1937 года тройка УНКВД постановила: «Гусева Ф.Ф. заключить в исправтрудлагерь, сроком на десть лет, считая срок с 24.8.37 г.». Федор Федорович был направлен в Амурскую область, в Югвостлаг . Родные получили от него несколько коротких писем, которые под его диктовку писали такие же как он осужденные, потому что сам он писать не умел. Сообщал, что работает сторожем в лагерном огороде. В последнем письме написал: «Пухнут ноги, опухоль дошла выше колен. Чувствую себя плохо, наверно, умру на чужой земле». Скончался в Югвостлаге 1 февраля 1940 года и был погребен в безвестной могиле.

http://drevo-info.ru/articles/14511.html

Второй момент касается приюта. Проблема этого приюта, как и многих других церковных или частных приютов, не только религиозных, в том, что на самом деле нет единой правовой базы, которая бы регламентировала деятельность приютов — сиротских, нарко- или алкоголереабилитационных центров, домов престарелых. Когда каждая религиозная организация устраивает свои социальные какие-то институты, социальные центры, она просто не может в силу своей природы не проповедовать в этих центрах. Понятно, что мировоззрение тех людей, которые являются воспитателями или пастырями, неизменно будет прививаться даже иногда достаточно упорно тем, кто поступает в эти социальные учреждения. —  Сегодня можно услышать даже предложения запретить все церковные приюты… — Ни в коем случае нельзя запрещать. Но это тонкая и сложная материя, тут должно быть абсолютное сотрудничество религиозных организаций  и государства в этом вопросе. Никакой гражданин на территории России не может находиться вне гражданского поля, будь он монахом, будь он священником, будь он верующим, сжигает он свой паспорт или не сжигает – он все равно остается гражданином, несмотря на свое личное решение. С ним надо уметь разговаривать. Поэтому по вопросам детских приютов, конечно, должна быть  создана какая-то совместная комиссия, в данном случае Московской патриархии, и возможно, других религиозных организаций. Нужно делиться опытом с протестантскими церквями, с католической церковью, с мусульманами, с иудеями — у всех есть свои свои социальные учреждения. Патриархия как инициатор этого вопроса должна выступить разработчиком и помощником в сотрудничестве с Министерством юстиции, Министерством образования в разработке неких правил, которые будут иметь характер если и не законопроекта и не закона, то по крайней мере какой-то нормативной инструкции как вести себя в этой ситуации. Это второй момент. Третий момент. Мне кажется странным то, что при наличии церковного суда священники обратились в светский суд. Такая история должна быть историей внутри церковного расследования.

http://pravmir.ru/maksim-she/

Мне кажется, что точные ответы на эти четыре вопроса должны иметь не малое значение и в глазах самого А. П. Лебедева и его читателей. В своей статье 299) А. П. Лебедев говорит, что он в жизнь свою ни на кого не возводил клеветы. Не знаю, какое из употребляемых им в обилии «кислых» слов он найдёт уместным употребить по отношению к следующему случаю. Читал А. П. Лебедев свою прощальную лекцию в аудитории московской духовной академии. На лекцию он приглашал и профессоров академии и преподавателей Вифанской семинарии; действительно, были и профессора, и преподаватели семинарии, и студенты всех курсов. В лекции своей он изображал себя каким-то великомучеником, страдавшим от многих гонителей; эпоха гонений наступила для него со времени напечатания им докторской диссертации. В число гонителей попал и секретарь московского духовно-цензурного комитета. Секретарю доставлена была рукопись: «Несколько слов в защиту отцов первого вселенского собора и вообще православия. По поводу выхода книги: Вселенские соборы IV и V века, профессора московской духовной академии А. П. Лебедева . Ф. Матвеева. В лист, 22 стр.». Рукопись эта должна была иметь вредное значение для диссертации А. П. Лебедева, и секретарь, племянник П. С. Казанского , послал эту рукопись на цензурное рассмотрение к другому дяде своему M. С. Боголюбскому, а не к какому-либо другому цензору, из желания повредить автору диссертации «Вселенские соборы», ему, А. П. Лебедеву. Вижу в этом рассказе разнообразные следы и несообразительности рассказчика и мало-способности его к строгой исторической критике. Во-первых, в течение целых двадцати пяти лет человек не сумел заметить, что у меня ни разу не появлялось желания отплатить ему за отзыв его о докторском сочинении П. С. Казанского . Не появлялось оно потому, что я, ценя надлежащим образом и способности, и трудолюбие А. П. Лебедева , объяснял себе происхождение его отзыва тем только, что он ещё молод и зелен. Это такие качества, которые с летами могли исчезнуть. Во-вторых, не сообразил человек, что я мог отплатить ему, если бы хотел, нисколько не нуждаясь в рукописи Матвеева; перо у меня и теперь из рук ещё не валится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Тихона Задонского Серафимовская-Понетаевская Троицкая-Бирская Ягодинская-Введенская Колчеданская-Покровская Крестовоздвиженская – Иерусалимская – Флоро-Лаврская-Лукинская Марии Магдалины-Порховская Рождество-Богородицкая-Феодоровская Тихвинская-Краишевская Троицкая-Ковыляевская Троицкая-Творожковская Благовещенская-Херсонская Волгская-Владимирская Параскево-Воскресенская-Пайгармская Тихвинская-Екатеринославская Успенская-Оренбургская Троицкая-Димитриевская-Грязнухинская Благовещенская-Бежецкая Казанская-Боголюбская-Петропавловская Новоузенская-Троицкая Владычне-Покровская-Московская Вознесенская-Кинешемская Благовещенская-Сарапульская Варваринская-Сомовская Воскресенская-Знаменско-Ключищенская Иоанно-Ильинская-Псковская Дубовская-Вознесенская Покровская-Балашовская Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская Казанская-Вышневолоцкая Иосифовская-Марьевская Каменнобродская-Троицкая Успенская-Валдайская Выксунская-Иверская Троицкая-Новая или Новографская Успенская-Богородицкая-Пермская Чагринская-Покровская Богородицкая-Казанская-Ключегорская Иоанно-Предтечевская-Леушинская Казанская-Колычевская Марии-Магдалининская-Коноплинская Покровская-Медянская Троицкая-Черемисская-Козмодемьянская Троицкая-Чуфаровская Введенская-Киевская Феодоровская-Богородице-Ахтырская Казанско-Богородицкая-Бугульминская Предтечевская-Посошковская Софийская-Тулиновская Ахтырская-Гусевская Покровская-Уральская Тихоновская-Троицкая-Задонская Воскресенская-Феодоровская- Сергиева Кутузовская Казанская-Головинская Макариева-Желтоводская-Троицкая Пановская-Троицкая Введенская-Краснинская Сергиевская-Сарайская Смоленская-Старо-Костычская Богородицкая-Лесненская Вохоновская-Мариинская Знаменско-Мариинская-Яранская Казанская-Шамординская Скорбященская-Мало-Пицкая Теклатская-Покровская Богородицкая – Рождественская – Козельщинская Покровская-Быковская Севастьянова – Спасо-Преображенская-Сохотская Богородицкая-Читанская Рдейская-Богородицкая-Успенская Шелтомежская-Шестаковская Николаевская-Больше-Мажарская Орская Спасская Тихоновская-Лукояновская Троицкая-Лаишевская Александро-Невская-Акатовская Каслинская-Казанская Николо-Тихвинская-Пятницкая Троицкая-Богодуховская Покровская-Шиханская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Купец, чем энергичнее входит в свое купеческое дело, забывая другие интересы, тем успешнее ведет его. Я хочу сказать, что фамильный характер московских князей не принадлежал к числу коренных условий их успехов, а был сам произведением тех же условий: их фамильные свойства не создали политического и национального могущества Москвы, а сами были делом исторических сил и условий, создавших это могуществе, были такой же второстепенной, производной причиной возвышения Московского княжества, какою, например, было содействие плотного московского боярства, привлеченного в Москву удобным ее географическим положением, - боярства, которое не раз и выручало своих князей в трудные минуты. Условия жизни нередко складываются так своенравно, что крупные люди размениваются на мелкие дела, подобно князю Андрею Боголюбскому, а людям некрупным приходится делать большие дела, подобно князьям московским.  ЛЕКЦИЯ XXIII ВОЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ. НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ. ЕГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ; СТОРОНЫ И КОНЦЫ ОБЛАСТЬ НОВГОРОДА: ПЯТИНЫ И ВОЛОСТИ. УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЕ НОВГОРОДСКОЙ ВОЛЬНОСТИ ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НОВГОРОДА К КНЯЗЬЯМ. УПРАВЛЕНИЕ. ВЕЧЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К КНЯЗЬЯМ. ПОСАДНИК И ТЫСЯЦКИЙ. СУД. СОВЕТ ГОСПОД. ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ПРИГОВОРЫ ИХ ОТНОШЕНИЕ К ГЛАВНОМУ ГОРОДУ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мы кончили изучение удельного порядка владения и того процесса, которым одно из удельных княжеств поднялось над другими и потом поглотило все другие. Мы останавливаемся на половине XV в., на том моменте в истории Московского княжества, когда оно готовилось завершить этот процесс и поглотить последние самостоятельные княжества, еще оставшиеся в Северной Руси. Но Московское княжество, некогда одно из многих удельных и потом вобравшее в себя все уделы, не было единственной политической формой на Руси в те века. Рядом с ним существовали две другие формы, в которых общественные элементы находились совсем в других сочетаниях. То были: 1) казачество, 2) вольные городские общины. Казачество в XV в. еще только завязывалось. Напротив, вольные городские общины тогда уже доживали свой век.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Таким образом, из живых ещё преданий о Платоне, равно из самых его деяний и сочинений составился очерк его жизни. Хотя этот эскиз начертан не столько искусною, сколько усердною рукою; однако надеюсь, что он освежит память о том, что могло бы предано быть забвению, и сохранить то, что легко могло бы быть утрачено навсегда. Ревнуя быть верным исторической истине, я не предпоставлял факту свои идеи, а выводил заключения о свойствах и заслугах Архипастыря нашего единственно на основании его дел. Если труд мой, при всей добросовестности его, не удовлетворит всем притязаниям совопросников; то, по крайней мере, может служить материалом для будущего биографа М. Платона, для Истории Церкви и просвещения в отечестве нашем, ибо жизнь сего Архипастыря, учителя и отчизнолюбца, тесно связанная с Историей конца XVIII и начала XIX века, важная во многих отношениях, получила в ней высокое значение; имя его увековечилось в памяти русских людей и сделалось народным 3 . В книге «Венок на могилу преосв. Иннокентия Архиепископа Таврического М. 1864 г. на стр. 17 сказано, что он в предсмертные дни – слушал чтение книг, преимущественно проповедей М.М. Филарета и жизни М. Платона, описанной И. Снегирёвым. Дельною и добросовестною критикой я готов воспользоваться; на притязательную и недоброхотную буду отвечать молчанием, руководствуясь Апостольским словом: Аще кто мнится спорлив быти, мы такового обычая не имамы. ( 1Кор. 11:16 ). Предисловие к IV изданию Настоящее издание печатается с III издания, которое было ещё раз пересмотрено покойным автором, И.М. Снегирёвым, пополнено и исправлено. Примечания г. Рогова, лично знавшего М. Платона и удостоившегося от него стихотворного привета (см. приложения), сообщены нам достопочтенным о. Протоиереем М.С. Боголюбским, коему за сие и приносим глубокую благодарность. Издатели. Вифания 1890 года. 1  Fortsetzungen und Ergänzungen zu C.G.Iochers ullgem Gelehrten Lericon angesangen von Т.Е. Apelunc.und fortgefetzt von R.W. Notermund, VI Th. Bremen, 1819. in 4-o.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010