«Осмысление религиозного содержания власти как служения и ревности о вере, а не только о владении, бывшее в прежние времена лишь достоянием отдельных выдающихся государственных деятелей (например, Андрея Боголюбского), в годы монгольского ига получило окончательное толкование. Русский народ как писал А. Карташев «по контрасту с азиатской тьмой навалившегося на него татарского ига, сначала языческого, а потом мусульманского (XIII-XV века) сразу же осознал себя носителем света Христовой веры, защитником ее от неверных, а свою землю почувствовал как «святую Русь, исторически почувствовал себя совершеннолетним, духовно вырос в великую нацию». Так что развитие московского царства до империи неразрывно связано с понятием служения, прежде всего. Миф о «филофействе» как программе «русского и советского империализма» до сих пор отражает плакатное представление о России в либерально-западнической литературе. К.С. Гаджиев в объемной книге, претендующей на современный масштабный обзор политико-государственных учений, повторяет ходульное клише, будто бы учение «Москва – Третий Рим» послужило основой территориального формирования Российской империи. Этот штамп отражает невежество безрелигиозного историзма в отношении равно принадлежащего как восточному, так и западному христианству учения о Риме, о Царстве – одного из глубочайших толкований сопряжения вселенской духовной истории и истории земной, которое не разделяет Восток и Запад христианской ойкумены, но подтверждает их единство именно в христианской истории. В старину идея и весь комплекс понятий о «всемирной империи» принадлежали не светскому, политическому, но религиозному мировоззрению и отражали искание Спасения. Первые сочинения и интерпретация видений пророка Даниила и его толкований сна царя Навуходоносора о четырех царствах, последнее из которых – царство антихриста, первые зачатки учения о Риме как царстве Христианской Истины пронизаны не идеей мирового господства или торжества, или превосходства, а спасения и относятся к разряду эсхатологической литературы.

http://pravmir.ru/moskva-tretiy-rim-myis...

присягу). Так, в 1228 году князья двух мордовских племен Мокши и Эрзи, Пуреша и Пургас, отчаянно воевали между собою. Пуреша сделался ротником князя Юрия и просил у него помощи против своего соперника, а Пургас приглашал к себе на помощь против Пуреши болгарского князя, но болгарский князь не успел ничего сделать, а русские вошли в землю Пургаса Эрзю (называемая в летописи Русь Пургасова), опустошили ее и загнали Мордву в неприступные дремучие леса. В 1230 году Пургас покусился было на Нижний Новгород, но был отбит, а сын Пуреши напал на него с половцами и вконец опустошил его волость. Эти события сильно способствовали русской колонизации на востоке. Инородцы покидали свои прежние жилища, бежали на юг или удалялись за Волгу, а остатки их, удерживаясь в прежней земле, принимали крещение и скоро переделывались в русских. Восточно-русская народная стихия, расширяясь далее на восток, вместе с тем принимала в себя иноплеменную кровь и, таким образом, сохраняя основание славянской народности, являлась все более и более смешанною с другими. Так развивался и устанавливался тип великорусского народа. ПРИМЕЧАНИЯ 1. По одним известиям, был один купол, по другим-пять; вероятнее первое, потому что в те времена обыкновенно строились церкви с одним верхом. 2. Ссора началась из-за того, что слуги Ростиславичей украли Мстиславовых коней и наложили на них свои клейма. Бояре Бориславичи, Петр и Нестор, уверили Давида, что Мстислав в отмщение за то хочет, зазвавши их на обед, взять под стражу. Через несколько времени Мстислав действительно призвал на обед Давида и Рюрика. Эти князья, возбужденные наговорами бояр, прежде всего потребовали, чтобы Мстислав поцеловал крест, что им не будет ничего дурного. Мстислав обиделся; оскорбилась за него и его дружина. " Не годится тебе крест целовать, - говорили его дружинники, - без нашего ведома тебе нельзя было ни замыслить, ни сделать того, что они говорят, а мы все знаем твою истинную любовь к братьям, ведаем, что ты прав перед Богом и людьми. Пошли им и скажи: я целую вам крест в том, что не мыслил ничего дурного против вас, только вы мне выдайте того, кто на меня клевещет " . Обе стороны поцеловали на этом друг другу крест, но Давид потом не исполнил желания Мстислава. " Если я выдам тех, которые мне говорили, - сказал он, - то вперед мне никто ничего не скажет " . От этого возникла холодность между Мстиславом и Ростиславичами. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435564/

Наука этнология не отмечает такого народа как «украинец» вплоть до XIX века. Причём, сначала «украинцами» местных жителей стали называть поляки, затем австрийцы и германцы. В сознание малороссов это наименование внедрялось несколько веков. Начиная с века XV. Тогдашний титул Царя Ивана III гласил, что он является властителем Великия, Белыя и Малыя Руси. Однако, в то время страна ещё была разделена на части. Великая и часть Белой Руси принадлежала Москве , часть Белой - за Литве, Червонная и Чёрная - за Речи Посполитой. Стремление Московского Царя объединить под своей властью исторические русские земли вызвало резкую ответную реакцию поляков. Вот тогда-то и родилась идея объявить московитов не русскими, а ещё лучше и не славянами. Тогда же жители польской украйны превратились в «украинцев», вовсе не родственных «клятым москалям» и схизматикам. «А как же древние укры?» - возмутится на это щирый казак. Наука этнология на это отвечает, что «укры» - это всего лишь возможные и не доказанные фактами версии происхождения наименования «украинцы». По одной из этих версий племя «украны» входило в большой племенной союз балтийских лютичей. Но к XII веку они были ассимилированы германцами. Возможно какая-то их часть переселилась в Поднепровье, но на имени народа и государства это никак не отразилось. В Древней Руси жили русы, а не украинцы. Ещё одна версия о древнем кочевом народе «укров» никакими историческими документами не подтверждена. И, наконец, третья версия о том, что украинцы - это старославянские волхвы и вовсе из области мифотворчества. Общеизвестно, что столицей Древнерусского государства был Киев. Но также хорошо известно, что большинство русских правителей приходили княжить в Киев из северной столицы (Ладоги, затем Новгорода): Аскольд и Дир, Олег, Игорь, псковитянка Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав. Много русской крови было пролито за обладание великокняжеским Киевским Престолом в междоусобной брани. Ради прекращения междоусобицы Великий князь Андрей Боголюбский (подобно Римскому Императору Константину) перенёс свою резиденцию из Киева во Владимир на Клязьме. В 1169 году объединённая русская рать, в наказание за незаконный захват Великокняжеского Престола волынским князем Мстиславом Изяславичем, взяла штурмом Киев и подвергла его разорению. После этого Киев окончательно потерял статус столицы. (Опять же подобно Риму при столичной Византии).

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

С середины октября обновленческое течение принимает все более программный вид. На заседании Общества 13 октября прот. Николай Добронравов обратился к собратьям с призывом выработать программу действий. И в частности: печатать протоколы собраний в органе Общества в самом подробном виде, «просить Владыку, чтобы был указан срок съезда духовенства, чтобы мы могли подготовиться; съезд должен состоять из выборных депутатов… желательно, чтобы и сельскому духовенству было предложено выработать свои мысли по вопросам о реформах и прислать все в Общество; нужно войти в сношения с частными кружками, где обсуждаются те же вопросы; попросить протоколы и резолюции съездов из других епархий; вопросы наших собраний должны быть открыты и для светской печати». В заключение было высказано предложение о выборе нового председателя Общества, который бы шел «навстречу нашим желаниям» . Высочайший Манифест 17 октября изменил многое в России. Что же касается Общества, то его деятельность приняла еще более «свободное» выражение. На следующий же день после опубликования Манифеста большой зал гостеприимного Епархиального дома собрал около 200 человек. Секретарь Общества зачитал текст Царского Манифеста, после чего стены зала огласило «Многая лета» Государю Императору. Было окончательно решено избрать новый совет и нового председателя. 27 октября председателем стал прот. Николай Боголюбский, его помощником – свящ. Николай Попов. И вскоре избрали новый Совет. Так во главе Общества утвердились представители «передового» направления. Одним из первых дел нового Совета было издание поучений для простого народа, «в народном духе, самых общепонятных» . Для составления поучений была избрана специальная комиссия. Листовки, разъясняющие, «в чем должны выразиться начала, на которых основывается эта свобода: неприкосновенность личности, свобода слова, свобода совести, свобода собраний и союзов» , – печатались без благословения Владыки . Собрание 27 октября знаменательно и тем, что Общество поддержало автономию Духовных Академий и послало им телеграммы с пожеланиями «успеха» в этом деле. Телеграммы, как и подписи к ним, было решено опубликовать в газетах. Об этом собрании сохранилось свидетельство в дневнике Л.А. Тихомирова. «Выбрали председателем Боголюбского. Послали сочувственные телеграммы духовным академиям с пожеланием автономии. Один священник предложил служить панихиду по " жертвам освободительного движения " ... Боже, что за хулиганы же " батюшки " !» .

http://pravoslavie.ru/5279.html

459 ...и наста иный царь... Саин именем... – Саин – фигура легендарная. Историческим преемником Батые был его брат хан Берке. В 1256 г. он убил сына Батые Сартака и в 1257 г. стал золотоордынским ханом. 460 ...царь Саин и возгради... град Казань... – Здесь автор излагает одну из многочисленных легенд о возникновении Казани. В действительности Казань – исконное болгарское поселение. Оно было основано в 1401–1402 гг., по-видимому, выходцами из Старой Казани (Иски-Казань), в 45 верстах выше по течению р. Казанки, основанной в 1361 г. В русских летописях Казань упоминается под 1376, 1382 и 1398–1399 гг., в связи с военными походами русских в Волжскую Болгарию. Однако, по мнению ряда историков, Казань в этих летописных статьях упомянута ошибочно. 461 Тое же глаголют ростовскую чернь... вселившихся в Болгарскую землю и Орду... – По известиям русских летописей, древний народ меря, обитавший в Ростовской земле, ушел в землю волжских болгар, не пожелав принять христианство. Автор отождествляет этот народ, уже исчезнувший, с «отяками» – удмуртами. 462 ...Белые реки Воложки... – Река Белая – левый приток Камы, впадает в нее несколько выше устья р. Вятки. 463 ...до великие Орды Нагайские. – Ногайская Орда – феодальное государство кочевников, в конце XIV – начале XV в. выделившееся из Золотой Орды. Занимало территорию от Северного Прикаспия и Волги до Иртыша. 464 Болшия болгары – на Дунае. – Имеются в виду славянские племена, предки современных болгар, жившие по берегам Дуная. Первое Болгарское царство пало в 1018 г. под ударами войск византийского императора Василия II Болгаробойцы. 465 Того же первие взя... Андрей Юрьевичь Владимирский... – Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111–1174), сын Юрия Долгорукого. Поход его относится к 1164 г. Согласно летописным данным, русские заняли «славный город Бряхимов» и повоевали некоторые другие. 466 И бысть Казань столный град вместо Бряхимова. – Столицей Волжской Булгарии в X–XV вв. был не Бряхимов, а город Булгар. Казань во времена Андрея Боголюбского еще не существовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае те же рекреации и тоже церковное торжество по случаю сретения иконы Боголюбской Божией Матери. Во второй половине июня и в первой июля частные экзамены, около 15-го числа торжественный акт с теми же атрибутами, как и в прошедшем году. На этом акте я получил в дар другой экземпляр тех же пиитических правил Байбакова. На другой день нам объявлены разрядные списки: я переведён в числе первых учеников в среднее отделение. За тем отпуск по домам. Во время вакации я познакомился в Горицах с купеческим сыном, Владимиром Александровичем Борисовым. Борисов – личность, в своём роде, очень примечательная. Сообщу здесь о нём некоторые биографические сведения. Он родился в 1809 году в селе Нижнем-Ландехе, Гороховского уезда; по смерти отца, в 1811 —109— 1836 г. году, мать его, уроженка села Гориц. из купеческого дома Барановых, переехала с своим семейством на свою родину. Десяти лет его отдали учиться грамоте причетнику, у коего он успел выучить только азбуку. В 1820 году в селе Дунилове открыто было приходское училище, куда его перевели для дальнейшего образования. Здесь он изучил Часослов и Псалтирь и научился писать, – тем и окончилось его образование. „К счастью, – буду продолжать далее словами самого Борисова, – в это время я отыскал у себя в доме краткую старинную географию. от которой был в восторге и никогда с ней не расставался; потом нашёл некоторые и другие книги и в 6-ти частях собрание путешествий Циммермана, от чего и получил охоту к чтению, а брат мои старший Пётр, привёз из Москвы и подарил мне пространную всеобщую географию, только что тогда вышедшую, составленную Кряжовым (См. Расписание книгам Смирдина 3592)… Этими книгами я для себя открыл, казалось, новый неведомый мир и стал читать путешествия, особливо любил из них: „Путешествие в Хиву капитана Муравьева“ и „Плен Головина в Японии“. После лёгкого чтения стал приучать себя к более серьёзному, для каковой цели выписывал в 1826 и 1827 годах Московские Ведомости, в которых печатались тогда протоколы Московского общества истории и древностей российских, – что и возбудило во мне первую охоту к занятию древностями... В 1832 году познакомился я с известным Нерехотским историком и археологом, священником М.Я. Диевым 1019 . С этого времени начал я уже вести некоторые заметки о Шуйских древностях... Статьи же собственного сочинения начал я печатать с 1837 года, сначала в Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду и Москвитянине... В письменных занятиях много обязан я наставлениями и поправками бывшему учителю Шуйского уездного училища В. А. Беляеву , с которым познакомился в Шуе в 1838 году, куда я переехал жить из Гориц в 1836 году“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Проблема в том, что в позднесоветское время, когда здесь располагалось Министерство культуры РСФСР, уже в насыпанном грунте проложили коммуникации. Теперь все они подлежат перекладке. Это довольно трудоемкая, но, впрочем, решаемая операция. — Как же быть в таком случае с древним монастырским кладбищем, где находятся основные захоро­нения? — Его судьба напрямую зависит не столько от предстоящей реставрации и рекультивации земельного слоя, сколько от того, что сейчас мы не распоряжаемся этой частичкой бывшего монастырского двора. Ее — единственную из до сих пор не переданных монастырю в управление — занимает 878-й детский сад. Конечно, не все кладбище занято дошкольным учреждением, но как раз на месте захоронений располагается детская площадка. Это, конечно, ненормально. Сейчас мы попросили московские власти предоставить более подходящий для детского отдыха участок, нежели древнейшее городское кладбище. Когда эта земля освободится, здесь откроется один из исторических московских некрополей. — В другом конце монастырской территории — ближе к Петровке — есть похожее место, связанное с трагическими событиями Москвы, с пребыванием наполеоновских войск в 1812 году... — Оно локализовано, но пока, к сожалению, не абсолютно точно. Из исторических источников мы знаем, что, когда в Москве стояли французы, в Высоко-Петровском монастыре размещалась тысяча наполеоновских кавалеристов. В Боголюбской церкви находилась резиденция назначенного французским военным губернатором Москвы маршала Мортье. Здесь же судили и расстреливали горожан, виновных, по мнению оккупантов, в поджоге Москвы. По свидетельствам очевидцев, хоронили их в братской могиле — одном общем рве, вырытом под крепостной стеной по Петровке. Сейчас это место символически отмечено поклонным крестом между колокольней и Толгской церковью. Надеюсь, после удаления чужеродного верхнего слоя земли и подробного изучения культурного слоя мы сможем точно определить расположение братской могилы и достойно воздадим должное уважение памяти наших предков, погибших от рук чужеземных завоевателей.

http://e-vestnik.ru/interviews/vysoko-pe...

Система обороны северных новгородских земель проходила по нижнему течению реки Волхов и вдоль южного берега Ладожского озера до восточного берега Финского залива и состояла из крепостей Ладоги, Орехова, Копорья, Корелы и Тиверска, часть из которых были начали строить в начале XII века. Водскую дорогу прикрывало Копорье. Карельское и выборгское направления защищала Корела, построенная в устье реки Вуоксы. Крепость Ладога стала опорным пунктом новгородцев в Карелии и защищала торговые пути Новгорода с севера – Невско-Ладожско-Волховские речные дороги. Позднее новгородцы основали там и город Олонец. Западная система обороны проходила вдоль восточных берегов Чудского, Гнилого и Псковского озер до верховий реки Великой и её притоков и состояла из крепостей Гдова, Кобылы, Изборска, Острова, Вышегорода, Красного, Опочки. Строительство этих крепостей началось в XIII веке при Довмонте, и продолжилось весь XIV век. Гдов и Кобыла прикрывали дорогу от Нарвы на Псков по восточным берегам Чудского и Псковского озер, Изборск контролировал прямую дорогу на Псков из Ливонии, Остров и Опочка (Колож), построенные в среднем течении реки Великой, прикрывали Псков от Литвы. Торжок стоял на Яжелбицкой дороге к Москве и Твери. Торопец находился на смоленской дороге. Порхов и Великие Луки прикрывали Псков с юга, охраняя и полоцкую дорогу. При военных походах эти города нельзя было обойти, они прикрывали дальные подступы к Новгороду и первыми встречали войска неприятеля. Там и начинались военные действия, что позволяло Новгороду подготовиться к войне и собрать войска. Город имел мощные крепостные стены, вал и ров. В центре Новгорода находилась каменная крепость – Детинец. Столица старалась как можно сильнее укрепить города своей республики, особенно пограничные. После взятия в 1066 году Новгорода Всеславом Полоцким и до 1478 года, когда город сдался войскам московского великого князя Ивана III, столица северной республики ни разу не была захвачена врагом, а единственная четырехдневная осада коалиции князей 1169 года, когда на Новгород шло объединенное войско смоленских, полоцких, муромских и рязанских князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом, была отражена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С большою вероятностью можно допустить, что двуперстие началось с Андрея I Боголюбского, когда финский элемент принял ближайшее участие в политической и общественной жизни плотно надвинувшихся славян. Постепенно входя в употребление вне контроля духовенства греческого происхождения, оно сделалось наконец господствующим и вытеснило незаметно троеперстие; этому помогло прекращение сношений с Византией и даже с приднепровскою Русью вообще изолированность северной Руси, как бы оторвано татарами от остального христианского. Очевидно, Александр I Невский употреблял уже двуперстие, как и сын, московский князь Данила, признанный святым. Как знамение креста двумя, а не тремя перстами, так и много другое в богослужебной обрядности изменилось от многих причин в России и изменилось до неузнаваемости, до смешного, а между тем, подданные московского государства только себя и считали единственно истинно православным родом в целом свете. Греки, принесшие в Россию христианство , потеряли над народом свое прежнее значение и обаяние, так что москвичи перестали уже и доверять греческим книгам, объясняя это тем, что греки, живя под властью неверных, воспитывались и печатали свои книги на латинском западе. С изобретением книгопечатания московские книжники считали свои старые рукописные переводы, переполненные ошибками, бессмыслицею и производными вставками, более правильными, чем греческие подлинники в том виде, как они были напечатаны. Такой взгляд особенно утвердили в народе «справщики книг» при патриархах Иоасафе и Иосифе. Сам Никон, в первые годы своего архимандритства, разделял этот взгляд говорил, что «как малороссияне», так и греки потеряли веру и крепость добрых нравов; покой и честь их прельстили, они своему чреву работают и нет у них постоянства». Только позднейшие беседы с Иерусалимским патриархом Паисием поколебали его предубеждение и заставили задуматься над необходимостью серьезной ревизии русской церковной обрядности. Между тем, еще при знаменитом Максиме Греке (сконч. 1536 г.) нашлись образованные люди, которые обратили внимание на разноречия, попадавшиеся в различных богослужебных книгах, и грубые искажения смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010