– Что они делают до сих пор? Зачем так литургию затягивают? Все им чего-нибудь не хватает, концерты вместо службы устраивают! А когда колокольный звон раздавался прежде окончания нашей литургии, батюшка начинал горячо возмущаться: – Ну куда они так спешат?! Что, молиться им в тягость? Только и думают, как бы в трапезной поскорей очутиться! Весело было с нашим молодым настоятелем: что бы ни случилось, мы всегда оказывались правыми. Мало-помалу становились мы с моим молодым духовником православными ригористами. Неофит – всегда ригорист. Это нормально, я тоже был таким, этого не стоит стесняться, просто нужно уметь спокойно взрослеть и благодарить Бога за тот путь, которым Он вел тебя. Это было забавное время, для примера расскажу одну историю. Появилась возможность вместе с друзьями отдохнуть в Айя-Напе 48 на Кипре, жена буквально вынуждала меня согласиться. – Я православный! – оборонялся я. – Как можно человеку на пляже раздеться?! Но жена вместе с друзьями все-таки меня уговорили, да и духовник тоже сказал: «Поезжай...» Я сдался. Приехали. Айя-Напа – молодежный город, «сущий ад»: повсюду бары, дискотеки, полуобнаженные тела. И только маленький монастырь, но и вокруг него отовсюду день и ночь гремит музыка. В монастыре всего один священник в черной рясе и с большой бородой, я с такой же бородой и тоже в черной одежде. И во всем городе нас таких двое. Все со мной почтительно здороваться стали, как с духовным лицом, даже сам этот кипрский священник. На пляж я не ходил – это место для падших, а я ведь подвижником стать собирался. Сидел и весь день кресты вырезал из самшита. Как-то подошел ко мне один русский отдыхающий и спросил: – Что, брат, панкуешь? – Нет, – говорю, – я ортодокс. Но Бог утешает нас, несмотря на всю нашу наивность и заносчивость. Помню, именно тогда произошло настоящее чудо – появилась возможность на один день съездить в Иерусалим. Я словно на седьмое небо тогда взошел, оказавшись на Святой Земле! В то время, в конце 1980-х, к нашему приходу прибился бездомный «старец», известный персонаж в церковных кругах Тбилиси. Он был из бывших баптистов, знал наизусть Писание, внешне жил, словно блаженный. Позже стало ясно, что он шизофреник: лжестарец стал утверждать, что через него Богородица волю свою возвещает, стал прятать свои состриженные ногти или упавшие с бороды волосы, заявляя, что на него кто-то постоянно пытается навести порчу. А прежде мы смотрели на него с благоговением... Причем в Патриархии его раскусили давно и выпроводили, поэтому наряду с другими поучениями «старец» вещал об отступлении Святейшего и других епископов и священников от чистоты Православия. Помню, в Петровский пост он стал проповедовать, что настоящий пост – это полный отказ от пищи. И мы начали голодовки. Тот пост был длинным – тридцать два дня я ничего не ел! Слава Богу, выдержал, а некоторые наши головой повредились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возненавидь, безумец, свою плотскую волю и желай бедности! У Господа ничего не было на земле, – учись и ты презирать временное. Благоговейное рассмотрение Страстей Господних подвигает нас отказаться от всякого удовольствия. Апостол Павел пишет Филиппинцам, чтобы они думали о Страсти Христовой. Мы должны растить в нашем сердце воспоминание об этих страшных Страстях. Мы должны повествовать о них таким образом, чтобы память о них не пропадала. Поэтому у себя в душе имей постоянную мысль и скорбь о Его Страсти. Всегда сострадай, скорби и сораспинайся Самому Спасителю твоему. Так и ты будешь прославлен вместе с Ним в день Воскресения. Если у тебя есть привязанности и телесные утехи, не надейся тогда на отдых в иной жизни. Как говорит Великий Афанасий: «Тот, кто отдыхает в этом мире, пусть не надеется найти вечный мир. Царствие Небесное принадлежит не отдыхающим, но проходящим жизнь в великой скорби и стеснении. Лучше смерть за Бога, чем жизнь в лени и позоре». А Григорий Нисский подтверждает: «Те, кто живут в легкости и усладе, те притворяются христианами. Они враждуют с Крестом, они противники Креста. Крест души – это уставное умерщвление, не требующее (не ищущее) никаких облегчений». То же самое говорит и святой Епифаний Кипрский : «Дух Божий не живет в тех, кто проводит свою жизнь в успокоении. В них живет дух диавола». Некий из любящих Бога твердо считал, что раз «поклялся – каждый день я умираю». Этим и отличаются сыны Бога от других: они в скорбях, а мир утопает в усладах и развлечениях. Бог не благоволил, чтобы Его возлюбленные отдыхали, пока они в теле. Он скорее пожелал, чтобы они были в трудах, простоте, нужде и немощи, уничижении, переживаниях... Господь знал, что невозможно в расслабленности тела быть в любви к Нему, поэтому и затрудняет нам наслаждение и отдых. Любитель мира тоже часто думает о спасительной Страсти, но не возделывает ее в своем сердце. Он не чувствует боли, чтобы горячо поплакать. Поэтому он следует плотским повелениям. Есть две причины безчувственности. Первая – малость вещи. Малая вещь, конечно, не берется в расчет. Когда падает лист с дерева на землю, этого не слышно. Но вырывая с корнем и ломая дерево,– трудятся все, не только люди, но и животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

В Лыхнах святилище связано, как и греческий храм Х века с именем Богородицы, которая считается его " апаимбаром " т.е. духом-покровителем. Думаю, та же история и с духом Дыдрыпша, т.к. на его горе также есть остатки византийского храма. О сильной же приверженности в недалеком прошлом части абхазов исламу свидетельствует мухаджирство. Что, как не общность веры, заставило многих абхазов бросать столь дорогую им родную землю и переселяться в Турцию? До некоторой степени можно предполагать в верованиях абхазов и зороастрийские корни. Семь апаимбаров напоминают семь амэша-спента, а некоторые формулы молитв удивительно близки к формулам яштов. Но здесь могут быть и простые совпадения. В любом случае, складывается представление, что как раз современная вера абхазов безусловно имеет синкретическую природу. На древние верования последовательно накладывались зороастризм, христианство и ислам, Периферийное положение Абхазии относительно центров всех этих великих религий проповедь на чужом языке и отсутствие крупных культурных центров и религиозных школ сделали народную веру более внешней и обрядовой, чем глубокой. Мухаджирство же и последовавшие вскоре гонения на веру как таковую при передаче и светской и церковной власти в Абхазии грузинам, вовсе подорвали основы конфессиональной религиозности. " Свято место пусто не бывает " , и народная религия до того сосуществовавшая с религией институциональной, практически полностью заместила ее. Каков же характер этой народной веры? Действительно ли это монотеизм, как полагает соискатель? Думаю, что в сегодняшней Абхазии мы встречаемся с сильно деградировавшей теистической религией, которой немного оставалось, чтобы перейти в религию немонистическую. Бог-Творец постепенно превращается в " Бога отдыхающего " . Главное религиозное внимание приковано к апаимбарам и родовым " ангелам " , которые в народном сознании из энергий Творца постепенно становятся самодостаточными существами. Эсхатологическая составляющая религии крайне ослаблена. Культовые практики упрощены и сделаны " удобными " : люди постепенно под разными предлогами перестали ходить трудными тропами в древние горные святилища, но священнодействуют поближе к дому, а то и просто на приусадебном участке жреца.

http://religare.ru/2_26861.html

Побывав в Одесском Иверском монастыре и посетив Свято-Успенский монастырь, мы заехали к нашим друзьям в санаторий имени Горького, представляющий из себя старый парк с минеральным бюветом, находящийся на живописном берегу моря. Здесь есть множество старинных зданий с колоннами, это леченые корпуса, клуб и столовая, жилые корпуса. Все осталось так, как было в старое советское время, когда сюда приезжали люди по путевкам от профсоюза. Только у входа обращает на себя внимание новая прекрасная деревянная часовня Почаевской Божией Матери. Руководство этого санатория можно назвать социально-ориентированным, в отличие от многих других эти люди идут навстречу в просьбах принять и подлечить больного священника, нуждающуюся семью. Сейчас земля этой чудесной старой здравницы находится под угрозой рейдерского захвата. Здесь тоже линия фронта! Часть земли у санатория уже забрали, просто поставив забор и начав строительство, а к самому забору вплотную подступили строящиеся новомодные отели. Узнав об этом, мы по просьбе наших друзей, собрав сотрудников и отдыхающих, обошли санаторий крестным ходом с большими и малыми крестоходными иконами. Слава Богу, на этот раз с нами был батюшка отец Ювеналий, который шел, молился и постоянно кадил. Все сильно молились, читали «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи», «Взбранной Воеводе» и все, что полагается в таких случаях. В конце иконы принесли в административный корпус , приложились и батюшка помазал всех маслом. Я очень надеюсь и молюсь, что Божия Матерь защитит санаторий от рейдерских захватов и не допустит строительства коммерческих отелей на этом месте. Но нужна и позитивная программа. Нужны нормальные современные корпуса и соответствующий уровень сервиса. Очень бы хотелось, чтобы наше народное достояние, не просто оставались в неприкосновенности, или поддерживалось как это возможно сделать без денег и инвестиций, но модернизировалось на наши народные деньги и как следует служило обычным людям - старикам, больным детям, нашим многодетным семьям.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/16/...

Так как на Большой Охте народ все больше резчики, золотильщики и столяры, то резьба и позолота иконостаса превосходная, киот тоже; над престолом устроена резная сень в виде красной с золотом занавеси с летящими с четырех углов ангелами; вообще, резных ангелов везде множество; даже клироса украшены ими, и крылья у них истерты руками причетников; в иных местах устроены ангелы, держащие в руках довольно большие иконы Спасителя и Божией Матери. В алтаре в первый раз здесь видел икону: «Жертву не восхотел, тело же совершил ми еси», – и Бог Отец держит на коленях умершего Бога Сына, а кругом ангелы с орудиями крестных старадий. Икона на холсте очень большая и довольно хорошая – по правую сторону от престола. О. диакон, пришедши, показал жертвуемое: воздухи и пелены – очень хорошие есть; прочее взял больше из вежливости; образов же в другой Церкви, куда повели показать, – на холсте – больших, совсем не мог взять – старье ужасное, и все очень неизящно. Сюда же подошел священник о. Измаил Спасский, бывший на старшем курсе, когда я был в Академии. Долго потом с о. диаконом в Церкви мы ждали покровов из кладбищенской Церкви и тридцать рублей денег от старосты; покровы принесли, и о. диакон смело пожертвовал оба, хотя один из них был вычеркнут протоиереем из списка; за деньгами велели после побыть у о. протоиерея. О. диакон рассказал, между прочим, как инспектор Семинарии Нечаев несправедливо преследовал его детей и заставил исключиться; оба они теперь уже на службе, кончив курс в других заведениях. – Привезши воздухи и покровы домой, отправился во Владимирскую Церковь, когда звонили к вечерне. О. протоиерей Соколов оказался отдыхающим, и я безуспешно вернулся. Вечером отправился к Путятиным, застал всенощную, служимую о. Алексеем Колоколовым, – завтра сорок дней после смерти графини. – После всенощной чай; были княгини Орбелиани, Дашкова; спор с графом о способах улучшения духовенства; он ужасно против нынешних семинарий. После у Евгения Евфимовича, у которого застал молодого Дашкова, собирающего старые гравюры, как Евгений – старые книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Она избалована и дурно воспитана. К ней приходит много народу целый день, так что у нея нет времени чувствовать себя одинокой, а когда ты вернешься, она будет плакаться, что она все время чувствовала себя несчастной. Она окружена несколькими большими твоими фотографиями — ея собственные увеличенные снимки. Оне — в каждом углу, и есть еще множество маленьких. Мы высадили  Н. П.  возле станции и были дома около 11. Я хотела каждый день ходить в церковь, а попала только раз. Это так грустно, так как церковь такая помощь, когда на сердце печально. Мы всегда ставим свечки, прежде чем идем в госпиталь, и я люблю молиться, чтобы Бог и Святая Дева благословили дело рук наших и помогли нам помочь больным. Я так рада, что ты себя чувствуешь лучше. Такия поездки полезны, так как ты все таки чувствуешь себя ближе ко всем, ты мог видеть начальников и слышать все от них непосредственно и передать им свои мысли. 25. Здравствуй, мое сокровище. Сегодня фельдегерь возьмет письмо позднее, и я могу еще немного написать. Это может быть последнее письмо, если Фредерикс прав, говоря, что ты возвращаешься завтра. Но мне кажется, что этого не будет, так как ты, наверное, захочешь посмотреть гусар, улан, артиллерию и другия войска, отдыхающия в Вильне. Сегодня ночью было два градуса мороза, теперь опять яркое солнце. Мы будем в 11 в госпитале. Я все не могу принимать лекарство. Это очень неприятно, так как у меня каждый день болит голова, хотя и не очень сильно, и я чувствую свое сердце, хотя оно не расширено. Но все же я сегодня не должна утомляться. Я по настоящему не дышала свежим воздухом с тех пор, как ты уехал. Сергею немного лучше. Княгиня Орлова тоже чувствует себя совсем хорошо, она только слаба. Беби спал и чувствует себя хорошо. Продолжают говорить об этом имении в Балтийских провинциях, где есть отмечениое белым место, и на озере находился гидроплан. Наши офицеры, переодетые в штатское, видели его. Туда никому не позволяют пройти. Я бы хотела, чтобы об этом произвели серьезноеразледование.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-imperatri...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Монах Моисей Святогорец. Неизвестный Христос     Монах Моисей Святогорец. Неизвестный Христос      Монах Моисей Святогорец предлагает нам рождественское размышление. Монах Моисей - виднейший богослов Эллады. Как здвезда он просиял на словесном небосводе Греции. А после его ухода из жизни на Афоне у многих остались лишь тяжелые воспоминания о нем, как о непростом человеке. Как тут не задуматься? Как не вспомнить слова Симеона Афонского: Пока ты молчишь – имеешь молитву; стоит тебе заговорить – имеешь только слова. .. Простите за столь грустное вступление.   Христос пришел в мир как Искупитель и Спаситель. Сегодня, две тысячи лет после Его прихода, Он остается практически неизвестным в мире, поддельным, реформированным, измененным, фальшивым благодаря некоторым или многим людям, которые находятся рядом с нами. Бог — не тиран, не начальник, не жестокий, не страшный, не является недоступным, непримиримым и неизвестным христианской религии, разным конфессиям и многочисленным сектам. Он не блаженно отдыхающий на седьмом небе, не далекий, не трудный, не безразличный, не чужой. Христос не бог гуманизма, рационализма, схоластики, западной философии.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=24...

«Отец мой был беден, но очень благочестив. Перед литургией он всегда ждал батюшку в дверях церкви. Хотя мать моя не была неблагочестивой, однако она редко ходила в церковь , предпочитая в воскресенье сидеть дома, готовить для семьи и делать домашнюю работу. Когда оба моих родителя почили, я увидел, – говорит монах, – их обоих во сне: отец мой находился в прекрасном, цветущем саду и там вкушал райское блаженство, а мать моя с большой болью мне говорила: «Дай мне, дитя мое, поесть немного из твоей тарелки! Я голодна!» Проснувшись на другой день, он подумал: Так как мать моя умерла, какую пищу она может требовать? Конечно, она нуждается в пище духовной. Не мешкая, я пошел в монастырь святого Саввы и попросил совершить сорокоуст во имя моей матери, чтобы Бог ее приподнял слегка и была бы она вместе с моим отцом, чтобы они радовались и вместе наслаждались красотой Рая. Однако прежде, чем закончился сорокоуст, я увидел во сне отца, который говорил мне с хмурым видом: – Почему ты отнял у меня мою порцию? Поверьте, – сказал монах, – я так и обмер! Совсем не знал, что ответить! На другой день я попросил добавить имя моего отца в сорокоуст, и как только он закончился, я заказал и второй для обоих моих родителей. Затем я снова увидел их, отдыхающих и довольных, и больше они меня не беспокоили. С тех пор прошло очень много времени, больше двадцати лет, я часто совершаю поминания о них и каждый год заказываю по сорокоусту, чтобы они имели больше покоя в Господе» 238 . 78.  Давным-давно один молодой священник рассказал мне следующий невероятный случай: «Моя мать, которая не хотела, чтобы я стал священником, умерла на третий год после моего рукоположения. Как священник я совершил все, что полагалось и ничего более. Однажды вечером, в сумерках, я вышел с кладбища и подумал: «Не пойти ли мне поставить ей свечку?» Я действительно зажег свечку и присел на камень. У меня не было с собой епитрахили, и поэтому я не прочитал Трисвятое. Вдруг у меня как бы закружилась голова, и мне показалось, что начали открываться могилы, подниматься мертвые тела людей и кричать!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

40 У западных отцов Церкви не встречается термин «домостроительство», однако смысл их высказываний вполне подходит под этот термин. См., например, у св. Григория Великого : «Так и всемогущий Сын говорит, что не знает того дня, нас обращая в незнающих. То есть не Сам Он не знает его, но нам не позволяет узнать» (цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет . Т. 2: Евангелие от Марка. С. 230). 42 См.: Пеликан Я. Указ. соч. Т. 1. С. 239. См. похожую мысль о Мк. 13:32 у свт. Фотия Константинопольского : «Разве затруднительно [признать], что Тот, Кто сделался утомляющимся и покрывающимся потом, отдыхающим посредством сна... воспринял также и это неведение о грядущем дне, так что Он не позволил [Самому Себе] выйти за пределы [свойственной людям] меры как во всех прочих вещах, так и в человеческом знании? Ведь как Бог и Создатель всего Он вместе с Отцом знает все, однако как человек не отверг [от Себя] свойственного людям неведения» ( Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии. Вопрос 114 [no PG]=Письмо 228 [по критическому изданию]/Пер. Д.В. Смирнова [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://vk.com/sacredtexts?w=wall-111677185_25767 (дата обращения: 23.06.2017)). 43 См.: Contr. Eunom. IV: «Итак, умолчал Он о времени Суда потому только, что не полезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до Суда еще далеко, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии» ( Василий Великий , свт. Творения. Т. 1. M., 2008. С. 188). Современные исследователи ставят под сомнение принадлежность этого текста свт. Василию. 47 Сидоров А.И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа... С. 251. Как замечает проф. Сидоров, «создается впечатление, что мысли святителя по данной проблеме вплотную сближаются с монофизитской точкой зрения... Тем не менее нельзя не заметить существенного различия между св. Евлогием и его оппонентами-монофизитами: александрийский предстоятель не соединяет рассматриваемый им вопрос с учением об одном действии Господа и не соотносит ведение или неведение с Лицом Богочеловека» (Там же. С. 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Никогда но видали его праздным или отдыхающим среди дня в покойном положении; если немощь принуждала его лечь, то он принимал самое неудобное положение, чтобы не предаться сну, по его мнению, безвременному. Об его келейных молитвенных подвигах один Господь знает. Так проведена жизнь от ранней молодости до восьмидесяти пяти лет – без роздыха, без развлечений, без всяких так называемых утешений плоти, в заботах, трудах, бдении, воздержании» 110 . Одежда его была самая простая в обыденной жизни: черный шерстяной подрясник, пояс из черной шерстяной материи, черная скуфейка на голове, простые чулки и туфли на ногах 111 ; и только для парадных выходов и выездов он имел более ценную верхнюю одежду, что было неизбежно в его положении. В «порабощении и умерщвлении тела трудом» трудно было и найти, кажется, равного ему. Что же касается до «молитвенных бдений и коленопреклонений», то, кроме сказанного выше, вот еще свидетельство лица, близко знавшего святителя Филарета: «Мы знаем, – говорило это лицо с церковной кафедры в день памяти св. праведного Филарета Милостивого, чрез 11 дней по кончине митрополита Филарета, – что почивший святитель проходил подвиг непрестанной молитвы. И только что воссиявшее солнце долгого летнего дня и длинное бессолнечное утро зимы – чему свидетелями были в скромной келлии великого иерарха? После утреннего молитвословия он предавался продолжительному, глубоко благоговейному чтению слова Божия, т.е. тому молитвенному действию, в котором сам Бог беседует к человеку в словах Евангелистов, Апостолов, Пророков. Затем каждодневно шел во храм, или для участия молитвою в совершаемой священником службе, или для причащения св. Христовых тайн, или для принесения бескровной жертвы. Он был чужд мысли, будто бы продолжительность молитвы не полезна, будто бы достаточно нескольких слов и воздыханий, чтобы очищена и освящена была грешная душа. Мгновенное восхищение разбойника в рай или оправдание мытаря признавал он чудом милосердия Божественного, а не поводом для нас к ослаблению молитвенного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010