Желая вечно радоваться в раю, сперва отбрось всякое мирское попечение и плотское сладострастие. Не ищи Господа в мирских оградах, не шатайся там, где Его не найдешь. Ты можешь найти Его в колючках и терниях, как Его увидел Моисей в терновом кусте, то есть в стесненной жизни. Любители мира «ищут Бога» в радостях и вкушениях, потому и не удостаиваются Его найти. Пока Моисей был в Египте, Господь ему не являлся. И ты не удостоишься никогда Его видеть, пока находишься во тьме мирской. Оставь дворец Фараона, возненавидь ту честь, которую там имел, и всякое телесное удовольствие,– тогда получишь неувядаемую честь и духовное утешение от Бога. Воздерживайся от тленных и безполезных блюд – у них нет вкуса. Ты его ощущаешь только в тот момент, когда их поглощаешь. Если ты желаешь быть удостоенным есть сладчайшую манну, пищу Небес, желаешь возвысить свой ум, вкушая неизреченное веселье, то возненавидь сердечно все вещи, сущие под небом и дающие тебе усладу. Несчастный твой желудок полон вредных соков, и поэтому для тебя невкусна сладостная небесная пища. Всеблагой Бог всегда готов приобщить тебя к Своим щедрым дарованиям, кои у Него в изобилии, – но и ты предложи, принеси сердце чистое, не занятое вещами мира. Если у тебя нет небесного утешения, то причиной и поводом стал сам ты: ты не протянул пустого сосуда, чтобы его можно было заполнить божественным миром. Если Господь не дает тебе ту благодать, которую Он даровал Своим друзьям, то это твое собственное падение, ибо ты не возжелал так, как делали в прежние времена святые апостолы, мученики и преподобные. Они подражали Христу нагие, с повреждением плоти, бичуемые дикостью, опаляемые огнем, рассекаемые мечами и копьями, будучи предаваемы на различную смерть. Подвижники, мужи и жены, шли со множеством злостраданий по узкому и скорбному пути спасения. А сегодня лишь немногие совершенно не жалеют себя. Много тех, кто жаждут быть рабами двух хозяев: Бога и мира. Но так невозможно. Как же ты хочешь, нагруженный богатством и почестями, дающий плоти столько удовольствий, прийти и оказаться там, где стоят свободные от всякой любви к миру, перенесшие столько страданий ради Господа? Оставь напрасную надежду. Пусть тебе не покажется тяжелым оставить не только мир, но и родных, друзей, возлюбленных ради Господа,– как сам Господь говорит в священном Евангелии: Кто не откажется от отца, матери, братьев, детей, жен, и самого себя – ради любви ко Мне, тот не может. быть Моим учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Так как Иордан чрезвычайно быстр и легко может снести даже умеющего плавать, то путеводитель и кавасы не позволяют заходить далеко в реку (не выше колен); кроме того, иногда протягивается канат вдоль реки, отделяющий более глубокие места от мелких; дальше каната не пускают купающихся. Кто не может окунуться по причине тесноты, тот просит соседа, хотя облить его пригоршнею воды; это возливание воды пригоршнями, это широкое крещение вообще напоминает те времена, когда на берегах Иордана жил Предтеча, «крестяй приходящий народ водою и духом», и невольно при этом сердце и ум паломника переносится за 18 веков тому назад. Искони у купающихся в Иордане паломников укоренился обычай погрузиться в чистых сорочках, иначе было бы и неудобно при такой массе присутствующих; теперь же этот обычай, по крайней мере, у наших паломников, имеет настоящее религиозное значение. Белая сорочка и одежда, в которой паломник погружается в Иордан, по выходе из воды снимается, высушивается на кустах и отныне уже не одевается вовсе; благочестивый поклонник бережет ее «на смертный час», оставляя своим родным завет – одеть на него тогда Иорданскую сорочку, чтобы в ней и отойти в другой мир, чтобы с нею и быть положенным во гроб. Этот трогательный простой обычай свидетельствует только о том, как тепло и свято смотрит паломник на свое паломничество, с какою верою он несет свой крест и как высоко он ценит свое счастье – побывать у тех или других святынь Святой земли. Во время купания старейший из архиереев благословляет пищу, а иногда, «снисходя к немощи людской», и ракичку. На берегах Иордана в кустах и на траве располагаются опять живописные группы отдыхающих и закусывающих, чем Бог послал. Кто закусит и отдохнет, тот идет в густую заросль, покрывающую берега священной реки, рвет там веточки и цветки на память и вырезывает так называемую, Иорданскую палку, которая идет с каждым паломником обязательно в Россию. На берегах Иордана паломники проводят весь день 5 января и всю ночь на Крещение. Еще до заката солнца служится вечерня, а после заката всенощная, на которой исповедуются те, которые не успели сделать этого в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23-27 августа В 6 часов утра мимо нашей палатки проехал с конвоем генерал Куропаткин, а в 8 часов выступили и мы из Янтая по направлению к Мукдену. Выехали на большую Мандаринскую дорогу и втянулись в массу обозов, движущихся по ней. Армия, более двухсот тысяч людей, несколько десятков тысяч животных, движется сразу; обозы идут в восемь рядов. Крики, брань: обоз каждой части хочет пройти вперед и потому старается сбить соседний; подолгу стоят. А что творится, когда эта масса подходит к какому-либо мостику!.. Уму непостижимо!.. Я ехал на своем Китайце — чудная лошадка, быстро бежит и, как мышь, шныряет между повозками. Переехали вброд две широких реки; сапоги мои были в воде. Весь день ничего не ел, кроме одного сухаря, голова от солнца разболелась. Наконец наступила темнота, и в 8.30 вечера мы остановились ночевать на пашне, в бороздах которой еще стояла вода — дожди замучили. Лошади прямо падают. Палатки разбивать некогда: завтра уходим в 4 часа. Солдаты нарезали гаоляну, постлали его на пашню, поставили на него походную кровать, и я, завернувшись в бурку, забылся часа на три. В 2 часа уже встал, дрожа от холода и сырости; всю ночь обозы шли; конечно, я не раздевался. 24 августа. Это великое переселение народа продолжалось. Картины те же, только гораздо больше встречалось павших животных. Китайцы разбежались, деревни почти пусты, а что осталось, солдаты берут, едят, жгут. Это китайцам невольная отплата за то, что так ужасно дорого драли раньше с нас. 24  августа мы без остановки ехали с 5 часов утра до 6.30 вечера, остановились в деревне и ночевали в фанзе. 25  августа к вечеру прибыли в Мукден и остановились биваком около городской стены под деревьями, разбили палатку, устроились, сварили кое-что поесть и, кажется, отдохнем несколько дней, а затем или далее в Телин, или снова на Ляоян. Не могу описать этого отступления; пишу кратко — некогда; хочется хотя что-нибудь записать, а главное, недостает слов изобразить пережитые картины. Одно скажу, что несколько раз, глядя на солдат, на муки их и животных, я вдруг начинал рыдать. Конечно, это не было бегство наше: под Ляояном наши хорошо сражались, но перейти всей армии на новые позиции с обозами — очень трудно! Через реку Хуанхэ, что у Мукдена, перекинуто два моста. По ним идут только войска, а обозы бегущих китайцев с женщинами, детьми, имуществом должны искать брода. И вот они со страхом лезут в воду; ослы и мулы их почти плывут; колеса все под водой; крики… Одно время мы ехали около линии железной дороги. Лежат кучи брошенных пушечных гильз; рядом с ними отдыхающая пехота раскладывает костры; солдаты роются в гильзах… и в одной куче нашли девять нестреляных снарядов. Еще минута — и они могли разорваться! Бог спас.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

От смирения нигде не скроется благочестие: ни на страницах истории, ни в дремучих лесах. Оно знает, что подвижники веры и благочестия не будут «отдыхать» и после своей кончины. Они «не стоят на пути, где складывают руки, они поселяются там, где за Русскую землю предстательствуют святые, где пишется священная летопись Божьего народа, откуда чудодействует Сергий» 93 . И вот народ ценит именно таких не отдыхающих деятелей с добрым сердцем, дорогим в наше «милосердное время» 94 . Об оптинском старце Амвросии, так любимом и уважаемом Русским народом, рассказывают: в последние дни он стал глух и нем. Раз как-то старец проговорил: «вы не слушаетесь, вот и отнял у меня Бог дар слова, и слух отнял, чтобы не слышать, как вы проситесь жить по своей воле». Андрей Петрович выписывает эту русскую памятку о русском смиренном человеке и поясняет, что «беззаветно веровавшее и беззаветно любившее сердце, безграничное, всеобъемлющее, как наша Русь православная, никогда не отдыхало: оно звало к закону и откровению – и народ понимал этот зов, – так понимал, что не мог даже представить себе, как можно жить без такого старца, если он умрёт. Почитатели о. Амвросия желали, чтобы доброе сердце его никогда не отходило от них – и отец Амвросий успокаивает их: «уж если я с вами тут всё возился, то там – то от вас уже верно не уйдёшь» 95 . И библеист, вместе с старцем Амвросием, но неизменно языком Библии говорит, что для любви нет пространства и времени. И как художественно и оригинально точен язык верующего библеиста. Говоря о подвигах старца Амвросия и о влиянии его на народ, желавший осветить свои «потёмки», библеист подтверждает силу этого влияния заявлениями верующих, замечая, что всё сказанное о старце Амвросии «пережито. Испытано. Удостоверено» 96 . Говоря в другом месте о настроении смирения, библеист показывает, что смирение, соединённое с христианской любовью, умеет разбираться в самых сложных явлениях общественной жизни, умеет отвечать на людские страдания. Кончина мученика – Государя Освободителя заставляет библеиста как бы идти ко гробу его вместе с смиреной Русью. «Пойдём – приглашает он – ко гробу с истерзанным трупом и спросим: отчего же эти раны по рукам твоим?» и слышен ответ: «так я изранен в доме любящих меня» ( Зах.13:6 ) 97 . И призывая, далее, русское общество к самоосуждению за покушение на Государя и за его убийство, Андрей Петрович говорит с негодованием о неблагодарной расплате: «мы платили. Мы платили по срокам исправно. Много платили… А 1-го марта 1881 г. совсем дочиста уплатили. Уплата произведена!.. Эта уплата запишется железным резцом

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Пара тут! – Непаханая, отдыхающая земля. Полодни бегут! – Полдни, полудни, полыдни – название южного ветра (а также середины дня). «Полодни бегут» – движение нагретого воздуха над пашней. Мужики жеребьями попутались, делятся. – Жеребьевка – обычный способ распределения участков земли между крестьянами. Акциз – государственный налог. Казни были. – Имеется в виду библейское сказание о казнях, которые послал бог, чтобы заставить фараона разрешить еврейскому народу покинуть Египет: воды Нила превратились в кровь, невиданно размножились жабы, мухи, пошел мор на скот, тела людей покрылись нарывами и т. д. Самой страшной казнью было избиение богом Яхве первородных младенцев у всех египтян. Исход из Египта, согласно Библии, происходил под руководством Моисея, вождя еврейского народа. Генри Джордж (Джорж Генри; 1839–1897) – американский экономист, публицист, радикал, пропагандист буржуазных реформистских взглядов среди рабочих, автор идеи «единого земельного налога» как средства достижения всеобщего достатка. Стровка и попута – раздоры и путаница. Как быть с мужиками? Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1909, 23 июля. Они в самодельных «дипломатах»… – «Дипломат» – кустарная верхняя одежда. Землеустроительные комиссии – учреждения, созданные повсеместно для ликвидации общинного землевладения. Сей, велит, люцерну, или могар, или томашлак… – Клевер, томашлак, люцерна, могар – названия урожайных кормовых трав и удобрений. …привяжи овцу к колу. – Речь идет о стойловом содержании овец, при отсутствии выпасов из-за «укрепления» земли по новому закону. …прямо через банк (не чрез комиссии)… – Имеется в виду так называемый Крестьянский банк, учрежденный согласно указу 9 ноября 1906 г. для купли-продажи земли. Дубовый дол Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1909, 1 августа. …утренник побелил зеленя… – Утренний мороз покрыл инеем хлебные всходы. …земли болтущей! – Не занятой никем земли. …не пелена к пелене… – Пелена – плоскость стены. При новом хозяйстве… можно иметь только меринов. – Имеется в виду невозможность свободного содержания конского молодняка из-за отсутствия свободной земли для выпаса.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Однако в 1983 г. конец пришел лишь для самого Иванова. Никакое “состояние здоровья” не помогло ему избежать общей участи всех людей. Природа, согласно Иванову, бесконечна и безначальна: По всей истории, если разобраться, то в Природе нету конца и нету у ней начала. Это вполне согласуется с советскими материалистическими догмами. Но знакомясь далее с космогоническими выкладками Иванова, мы узнаем, например, что: солнца как такового нету, есть в Природе сами люди. У них как было первое начальное самоволие, так оно и осталось: не любовь к Природе, а одно капризное дело. Если бы солнышко было такое как мы с вами думаем — оно бы нас попалило… Человек родил солнышко и в жизни ему стал верить как Богу — выше от себя. И последняя цитата о мистических взаимоотношениях Иванова с “Природой”: Встречался я с такой Природою. В степи на равнине передо мной лежали две изложенные дороги. А по одной мне приходилось идти в то место, куда это надо. А точно я не знал закружился. На мое это все осоздавшееся Природа откликнулась — как Богу человека подослала, которого я дождался, спросил у него как у земного человека. Он от меня мою вежливость услышал: я перед ним извинился, сказал: — скажите мне, пожалуйста, как прямее попасть на Синельниково? Он мне ответил и рукой показал: “Иди по этой дороге”. Я сказал ему спасибо, сам не прошел 10 метров, вспомнил, обернулся посмотреть, а этого человека не оказалось. Как вы думаете: кто это был за человек? — Природа. Это Природа мне помогла, она мне дорогу показала. Я с нею повстречался и теперь иду по ней. Из сказанного очевидно, что сам Иванов считал себя Богом — партнером и победителем всесильной личностной “Природы”. Иванов не нашей дорогой идет, он нашел дорогу Богову и по ней ступает от самого Адлера до самого Ленинграда не побоялся Природы ступить на землю своею босою ногою на снег. Я не убийца спустился на дно океана. Тогда когда мое имя признается всеми народами, что я иду по такой дороге, по которой идет один Бог. Он безвреден, а полезен в жизни. Ему, как человеку одному из всех нас доверено ходить по земле не так как ходят все люди одетые, накормленные и в доме отдыхающие. Люди от этого дела зависимые, умирающие. А Иванов независимый — ОН БОГ ПРИРОДЫ, ОН ЧЕЛОВЕК ЖИЗНИ, ОН СОХРАНИТЕЛЬ ВСЕМУ ДЕЛУ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Когда же дети его сообщили ему, как по просьбе Иеровоама у последнего вновь ожила рука, старик испугался, как бы чужой прорицатель не затмил его самого в глазах царя и не снискал бы себе большего, чем пользовался он сам, благоволения Иеровоама, и велел своим сыновьям немедленно оседлать осла и приготовить его ему для поездки. Сыновья поспешили исполнить это приказание, и затем старик сел на осла и направился вслед за пророком [Иадоном], которого наконец и настиг отдыхающим под огромным ветвистым и тенистым дубом. Приветствовав его сначала, он затем выразил ему упрек за то, что Иадон не зашел к нему и не воспользовался его гостеприимством. Когда же последний возразил, что Господь Бог запретил ему останавливаться у кого бы то ни было в этом городе, то старик заметил: «Но во всяком случае это запрещение Господне не относится ко мне и со мною ты мог бы разделить свою трапезу; ведь я такой же пророк, как и ты, и отличаюсь таким же, как и ты, богопочитанием. Теперь же я послан Предвечным с поручением пригласить тебя к себе разделить со мною трапезу». Иадон послушался этих лживых слов и вернулся назад. В то время, однако, пока они еще закусывали и благодушно разговаривали друг с другом. Господь Бог внезапно явился Иадону и объявил ему, что он будет наказан за нарушение Его повеления и вот в чем будет состоять это наказание: когда он выступит в путь, на него нападет лев, который растерзает его и лишит его таким образом погребения вблизи могил его предков. В этом, думается мне, следует видеть особенное решение Господа Бога, решение, в силу которого Иеровоам путем заведомо ложного сообщения был удержан от того, чтобы поверить словам Иадона. В то время как Иадон совершал обратное путешествие свое в Иерусалим, на него действительно напал лев и, сорвав его с осла, растерзал до смерти. При этом он не причинил ослу ни малейшего вреда, но лег возле него и тела умерщвленного пророка у дороги и стерег их до тех пор, пока несколько путешественников не увидали этого и, придя в город [Вифил], не сообщили об этом лжепророку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Человек, бежавший от мира, считается не побежденным, но победителем, заслуживающим высшего удивления. Убегая от самого себя, ты попираешь свои вожделения, противостоишь злым движением, укрощаешь внешнего человека и подчиняешь того, кто царит во вне. Это и есть славная и блестящая победа, значащая более, чем победить царства и государства всего мира. Такую многовозлюбленнейшую и похвальную победу пел всеблаженный Давид. Чтобы ты понял, что победа берется Божественной силой и помощью, Давид не сказал, что «я побил моих врагов», но Ты попрал. Избегай своих желаний победить себя. Оставь мир, чтобы его победить. Нет более ясной победы, чем победить волю плоти и выдерживать ругань. Пусть тебе не кажется тяжелым молчание и стойкость, ибо за тебя сражается Господь. Когда ты победишь, знай, что от Бога к тебе пришла сила и помощь. Если ты будешь побежден, то это будет твое собственное падение, ибо Бог не позволяет нам быть искушаемыми больше, чем можем вынести. Обычно судьи боя делят пополам оружие двух команд, чтобы они сражались вместе. У них должно быть оружия поровну, дабы никто не имел перевеса. Так и праведный Судия Бог, когда мы выходим на зрелище мира, чтобы сражаться с врагом, делит оружие и не позволяет, чтобы с нами сражались с большим искушением и силой, чем мы можем вынести. Если два бойца выходят сразиться, они равны по оружию и силе. Если один из них будет иметь соратника, а другой нет, то кто, как ты думаешь, победит? Без сомнения, тот, у кого есть союзник. Будь внимателен и точен. Солдаты, сражающиеся и борющиеся одновременно, и есть участвующие в битве дух и плоть. Они смертельные враги. От тебя зависит, кому помочь, чтобы была победа в войне. Если ты расслабишь плоть пьянством, пирушками и удовольствиями, то побеждена будет бедная душа. А если ты поможешь ей постами и молитвами, то она завоюет победу. Так что ты должен больше помогать душе, ибо если победит душа, то душа победит вместе с телом, и они унаследуют Царствие Небесное, и будут радоваться вместе с Господом Христом вечным радостным ликованием. Но если победит тело, то оно будет получать возмездие вместе с душой в нескончаемом мучении. Если ты любишь свою плоть, то не сможешь сделать ей ничего лучше, как только подчинить ее духу. А когда ты ласкаешься к ней и обслуживаешь ее, тогда, поистине, ты ее ненавидишь и враждебен ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

19. Я наказывал вам в недавнем поучении не отособляться и не оставаться наедине в скрытных местах, а некоторые из вас все же были в них опять. «Что хощеме? С палицей ли приду к вам, или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор. 4, 21 ). Всяко я говорил, и вы не послушались; всяко видели вы, что брат ваш понес за это епитимию, и вы не удержали себя. Внимайте, чтоб кто не впал в тот же род греха. Не напрасно и не везде говорятся поучения. «Несть бо нестроения Бог, но мipa» ( 1Кор. 14, 33 ). «Вся убо благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ), да о всем славится в нас Господь. Оттуда и отсюда сходящиеся братия, внимайте себе, где и как сесть, и как сообращаться, не как получившие разрешение на вся, но как связанные Духом, не как никем не назираемые, но как назираемые Господом, видящим всякое движение и всякое действие ваше; не кружитесь туда и сюда, как влекомые, но будьте как отдыхающие в странствиях своих; внимайте рукоделью, молитвам и псалмопениям вашим; ничего не сокровиществуйте себе здесь сребролюбно, но довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Господь Сам сказал: «не оставлю тебе ниже презрю тя» (Иис. Нав. 1, 5 ); так что у нас всякой с дерзновением может говорить: «Господь мне помощник и не убоюся что сотворит мне человек» ( Пс. 117, 6 ). 20. Поминайте о братиях ваших, «ихже взирающе на скончание жительства подражайте вере их» ( Евр. 13, 7 ). Таков блаженный Дометиан, которого мы воспели, и память которого со святыми. Какую куплю совершил он? какую жизнь провел? – Не многими трудами и подвигами какое стяжал он вечное наследие? Был он человек бедный и незначительный по плоти; но поскольку избрал он себе добродетель и возлюбил Бога; то Бог и возвысил его, по слову Писания: «токмо прославляющие Мя прославлю; и уничижаяй Мя бесчестен будет» ( 1Цар. 2, 30 ). Радоваться и веселиться надлежит о таких братиях. Но какая от этого польза, если мы не привнесем к сему нечто и с своей стороны? Привнесши же по силе своей, будем иметь часть со святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Один ребенок спросил батюшку: – Геронда, где я был до своего рождения? – В Божественном замысле, дитя мое. В один из воскресных дней к батюшке пришла духовная дочь со своей четырехлетней дочкой. Отец Епифаний сразу же заметил, что девочка чем-то раздражена, и спросил о причине этого. Девочка не отвечала, но ее мать рассказала, что она ударила своего дядю, когда тот играл с ней, и, несмотря на все уговоры, не хотела просить у него прощения. Тогда батюшка взял девочку за руку, повел в соседнюю комнату, позвонил ее дяде и обратился к малышке: – А ну-ка, моя милая девочка, давай попроси прощения у своего дяди. Девочка молчала. – Только одно словечко. Скажи его, дитя мое, а я завтра дам тебе подарок. Скажи это маленькое словечко. Девочка упорно молчала. Тогда батюшка сказал: – Видишь, как диавол боится этого слова, даже если его произносит маленькая девочка. Посмотри, как крепко он тебя связал и не отпускает. Уговоры продолжались более получаса, наконец батюшка с укором произнес: – Слушай, дитя мое. Если ты не попросишь прощения, то и Бог не станет помогать тебе и ты заболеешь. Слышишь? Заболеешь! Девочка сквозь зубы, запинаясь, произнесла «простите». Но батюшка не отступал: – Скажи погромче, дитя мое, громче, чтобы диавол услышал и убежал далеко-далеко. Малышка сказала немного громче. Тогда отец Епифаний поцеловал ее, дал денег на подарок и вернулся в кабинет, где его ждали посетители. – Пусть все дадут по сто драхм N, потому что сегодня она сражалась с диаволом и вышла победительницей, – объявил он. – Батюшка, благословите мне вместе с супругой и с отцом N поехать в Лондон. – А кому вы оставите детей? – Моей матери и свояченице. – Тогда поезжайте. Только после того, как батюшка убедился, что дети будут находиться под присмотром, он дал свое благословение на поездку. Не нужно требовать у Бога Отец Епифаний рассказал одну историю, которую слышал от знакомого епископа. Много лет назад этот епископ поправлял свое здоровье на курорте, где были целебные источники. Там он познакомился с отдыхающим – серьезным, благочестивым и, как казалось, духовно зрелым мужчиной средних лет. Как-то раз этот господин рассказал ему свою историю, начав ее такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010