Что мы можем сказать о «механизме» сотворения мира, кроме того, что он сотворен Словом (Имже вся быша), что акты творения мгновены (или вне времени – время творится вместе с остальной тварью; Той рече и быша), что они разделены на шесть дней, и что каждая тварь добра зело. Это все, что есть в Священном Писании и это все, что есть по этому вопросу у Святых Отцев (если, например, вдумчиво прочесть ту же 11-ю книгу «Исповеди»). Кто может тут что-то добавить? Если добавить нечего, то зачем огород городить об 11-ти измерениях, ландшафте вселенных и прочих эзотерических вещах, высосанных из пальца. Относительно «бога» теистического эволюционизма (явившегося, к слову, только в начале 20-го века) позвольте привести цитату из Докинса (The God delusion, стр. 144 – оригинальное издание) с незначительными купюрами: Они [теистические эволюционисты] замечают, что эволюция путем естественного отбора была бы очень легким и элегантным путем к достижению разнообразия живых существ. Богу совсем ничего не надо было бы делать. Питер Аткинс [соратник Докинса] развивает эту мысль до достаточно безбожного вывода, постулируя гипотетически ленивого Бога, который старается сделать как можно меньше, чтобы создать вселенную с жизнью. Ленивый Бог Аткинса даже ленивее Бога деистов эпохи Просвещения - ... отдыхающий, бездеятельный, безработный, поверхностный, бесполезный. ... в общем неудачник. Знаете, он прав! Если Вы (образно говоря) серьезно принимаете теорию эволюции и понимаете что Вы принимаете, то это «катафатическое» описание Бога как раз и соответсвует логически «научному» пониманию эволюции. Простите, но представляемая Вами проблема конфликта науки с Церковью в вопросе творения – псевдопроблема. Ее нет, как нет и, объективно, «науки». Есть ученые и есть научное сообщество, которые на личном или коллективном уровне верят или не верят во что-то. Эта вера и определяет то как они воспринимают Шестоднев. С тех пор (начало 19-го в) как методологический материализм стал краеугольным камнем научного сообщества, Шестоднев стал мракобесием (для них). Проблема с Церковью не у «науки», а у материалистов и научных эволюционистов. Ну и как Вы предлагаете смягчить этот островатый угол?

http://pravoslavie.ru/31062.html

Добрались мы до места, где я уже на дно встал. Сил совсем никаких нет. Парень меня просит: «Спасите маму». Да так сказал, как в сердце уколол. Я ему отвечаю, что бояться не надо, с твоей мамой все будет хорошо. А где тут хорошо? Ребят пока держу, на прочее энергии не осталось. Мальчику приказываю: «Зови на помощь». Нужна еще помощь, я один не знаю, что еще смогу. Он крикнул: помогите, мол, тонем. Опять спокойным голосом, как в первый раз. Я на него как цыкну: «Кричи истошно!» И тут он заорал. Звонко и впечатляюще. С самого начала надо было так кричать. Дай Бог ему здоровья. После этого пронзительного вопля рядом с нами мигом оказался худенький мужчина средних лет, тоже отдыхающий. Я попросил его: «Выведите ребят на берег». И передал с рук на руки незнакомого мальчика и Лёху. Развернулся в обратную дорогу. Вроде бы уже хорошо, что с ребятами разобрался, но мне не то чтобы радостно… Опять произошла перемена чувств. Тяжко стало на душе. Не страшно, а тяжко. Страх как прошел, так больше и не вернулся. Зато пришла тоска заунывная. Я когда парня забирал, прикинул: женщина килограммов на 100, не меньше. Мне до нее доплыть-то большая проблема. А если она за меня ошалело цепляться начнет, то мы потонем с ней на пару. В мутной воде спасатели нас могут и не отловить вовремя. Плыву я с похоронным настроением, а в голове мысль: «Когда я парня забирал, на руку его повесил. Нельзя так делать. Правда, он был легкий, и это было не опасно. Всё получилось тогда, но маму надо только за волосы брать». Подплыл я к ней вплотную. Вижу: печальная картина. Эта женщина лет тридцати имела на голове волосы длиной два-три сантиметра. Плохо, ухватиться не за что. С другой стороны, женщина до сих пор продержалась на поверхности воды. Без мальчика ей легче плавать, хотя она так и не смогла хоть чуточку приблизиться к берегу. Да, самое главное не сказал: признаков паники у нее не было – вот удача. Я захватил ее руку и поплыл. Она нисколько не мешала, напротив, тоже подгребала, очень скоординированно. Мы успели продвинуться совсем немного, метра на два, когда столкнулись со спасателями в оранжевых жилетах. Я с облегчением уступил свое место, и двое мускулистых мужчин подхватили женщину с обеих сторон. Вот здесь уже наступило время радости. Ура! На берегу меня сразу нашел Лёха. По пляжу суетился народ, кто-то вызвал на всякий случай «скорую». Мы обтерлись махровыми полотенцами и пошли в номер. Скажу без утайки: во мне произошла еще одна перемена чувств. Опять в дурную сторону.

http://pravoslavie.ru/62722.html

Уехал на отдых и забываю молиться Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) о том, где и как отдыхающим провести Успенский пост 15 августа, 2017 Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) о том, где и как отдыхающим провести Успенский пост Летом есть хочется меньше, значит, проще думать о духовном. Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) подбадривает читателей «Правмира» в начале Успенского поста. «Тебя сегодня рукополагают!» Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) Успенский пост для меня особенный и любимый еще и потому, что священническая хиротония у меня была как раз на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Причем неожиданно для меня. Приезжаю в епархиальное управление, а епархиальный секретарь говорит: «Я тебя поздравляю!» Отвечаю: «Да, батюшка, с праздником!» В ответ слышу: «И с рукоположением. Тебя сегодня рукополагают». Как и любой многодневный пост, он предваряет праздник. В данном случае – праздник Успения Пресвятой Богородицы. И смысл этого поста – сосредоточиться на молитве, меньше уделять внимание телесному, избавиться от дебелости плоти. В некоторые дни предусмотрены службы по образцу великопостных, так называемые аллилуйные (вместо «Бог Господь» на утрене поется «Аллилуия») – без литургии. В Греческой Церкви существует традиция служения каждый день Параклисиса Божией Матери. Эта служба состоит из канона и акафиста Пресвятой Богородице. Все молитвословия поются церковным хором. В прошениях мы просим Богородицу укрепить нас и спасти нас. Этим постом мы, с одной стороны, подражаем Божией Матери, постившейся за всех нас, а с другой – подготавливаем себя к Ее Успению. Иерусалимское предание гласит, что за три дня до Успения архангел Гавриил явился Богородице и принес Ей весть об Успении, после чего Она наложила на Себя сугубый пост и пребывала все дни в молитве. Поэтому хорошо было бы и нам в эти дни полностью посвятить себя молитвенному деланию. Как известно, сытое брюхо – к учению глухо. А молитва – это и есть учение Спасения. Поэтому в этот пост желательно углубить свою церковную жизнь, чаще бывать на богослужениях, обязательно причаститься Святых Христовых Таин.

http://pravmir.ru/uehal-na-otdyih-i-zaby...

И как огонь угашается водой, так да угаснет свет его во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины. Да проклянет его Бог Отец, сотворивший человека! Да проклянет его Сын Божий, пострадавший за нас! Да проклянет его Дух Святый, ниспосланный нам во святом крещении! Да проклянут его небеса, и земля, и все, что на них есть святого!.. Да будет он проклят, где бы не находился – в доме или на поле, на большой дороге или на глухой тропинке, в лесу, или в роще, или в храме! Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти, за едой и за питьем, голодный, жаждущий, постящийся, засыпающий, спящий, бодрствующий, ходящий, стоящий, сидящий, лежащий, работающий, отдыхающий, мочащийся, испражняющийся и кровоточащий! Да будет он проклят во всех способностях своего тела! Да будет он проклят снаружи и внутри! Да будет он проклят в волосах главы своей! Да будет он проклят в мозгу своем! Да будет он проклят в темени, в висках, во лбу, в ушах, в бровях, в глазах, в щеках (и так вплоть до ступней. – " ЧС " .). Да не будет в нем ничего здорового! " Даже в преддверии просвещенного XX века католическая анафема изобиловала множеством проклятий. Вот как отлучали от католической церкви бывшего священника Лео Таксиля, известного автора " Забавного евангелия " и других книг, высмеивавших католицизм: " Во имя всемогущего Бога Отца, Сына и Святого Духа, Священного Писания, святой и беспорочной Девы Марии, Матери Бога, во имя всех славных добродетелью ангелов, архангелов, престолов, могуществ, херувимов, серафимов, во имя патриархов, пророков, евангелистов, святых преподобных, мучеников и исповедников и всех прочих, спасенных Господом, Мы провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, которые именуется Леон Таксиль, и изгоняем его от дверей Святой Божьей церкви. И Бог Отец, Который сотворил мир, его проклинает; и Бог Сын, Который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух, Который возродил людей крещением, его проклинает. И святой Михаил, ходатай душ, его проклинает.

http://religare.ru/2_35889.html

Неужели этой миссии нет сейчас у русского народа? Она была, но он не смог соответствовать ей? Начавшиеся в феврале 2022 года военные действия, попущенные Богом, – это результат того, что Россия плохо или хорошо свою миссию пытается выполнять. Или все же не пытается? Корни происходящих сейчас бед лежат очень глубоко. Они связаны с убийством святого Царя Николая II и его семьи. По словам архимандрита Иеронима (Тестина), настоятеля храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в Санкт-Петербурге, Бог и через 100 лет после того кровавого злодеяния не дождался всенародного покаяния в грехе цареубийства, и предавший Помазанника Божьего и веру Православную народ вынужден был пройти через горнило революций и войн, чтобы очиститься и возродиться уже как народ Святой Руси. Но покаяния как не было, так и нет. Невинная кровь продолжает литься, вопия к небу. Отец Иероним рассказал об истории своего храма и о том страшном месте, на котором он стоит. Первый Кирпичный завод, переоборудованный в секретный объект НКВД, был самым большим крематорием во время Великой Отечественной войны. В блокадном Ленинграде здесь сожгли около миллиона погибших от голода, холода и бомбежек горожан и защитников города. 7 октября 1945 года на месте Кирпично-пензового завода 1 был заложен парк. Он должен был быть коммунистически оптимистичным и позитивным. Ничто не должно было напоминать о тех жертвах , которые покоятся здесь в прудах и газонах. Здесь жила и любила гулять с родителями замечательная женщина Наталья Косырева, постоянная участница крестных ходов, которая узнала о сожженных в крематории жертвах блокадного Ленинграда лишь недавно, когда был снят гриф «Совершенно секретно» с документов, проливающих свет на те трагические события. В 1990-е годы инициативная группа ветеранов, потомков погибших ленинградцев и защитников города, установила первый деревянный крест на месте печей завода. Со стороны коммунистической общественности и коммерческих структур было жесткое противодействие установке Поклонного креста. Дважды он был уничтожен. Но теперь 27 января, 7 и 9 мая, 8 сентября и в престольный праздник жители города по традиции приезжают сюда на панихиду и крестный ход. Они идут от Креста по дорожкам мимо живописных газонов, где покоится прах погибших, мимо пруда, на дне которого также лежат тонны пепла от сожженных тел. А на лодках катаются отдыхающие, не знающие или не желающие знать, что парк разбит на священной земле – самом большом братском захоронении в Европе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/ro...

Мозаикам Санта Мария Маджоре близки два цикла, территориально весьма удаленные друг от друга: это мозаичные композиции церкви Осиос Давид в Салониках и капеллы Сан Аквилино в церкви Сап Лоренцо в Милане (обе – V в.). В первой сохранилась лишь апсидная композиция, представляющая сцену сложного символического содержания. В центре на радуге восседает Спас Эммануил с текстом пророчества Исайи (25:9) на развернутом свитке: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!». Христа окружает мандорла с символами евангелистов. Две безымянные фигуры по сторонам (возможно, Иезекииль и Аввакум), по предположению А. Н. Грабара, могли идентифицироваться и как апостолы Петр и Павел. Внизу – холм с четырьмя райскими реками. Композиция явно имеет отношение к теме божественной теофании; одновременно существует мнение, что здесь иллюстрируется тема Христа как источника воды живой, или так называемое Латомское чудо – символический образ спасенных, «страны живых». Стиль обнаруживает те же тенденции, чтобы ли отмечены в мозаиках Санта Мария Маджоре. Экстатическое видение уподоблено детскому сновидению. Та же легкость и непосредственность, такое ж е хаотическое движение кубиков смальты, та же постоянная вибрация цвета, те же детские мягкие типы ликов. Может быть, только чуть усилены силуэты, более однородно и цельно выглядит линия контуров. Но символ здесь, как и в мозаиках Санта Мария Маджоре, еще не стал плотью культуры, сложные по смыслу композиции воспринимаются сквозь призму очень живого чувства. Рисунок. См. изображение в оригинале Мозаики Сан Аквилино в Милане, несомненно, исполнены под очень сильным греческим влиянием, если не греческими мастерами. Об этом свидетельствуют, наряду со стилем, некоторые иконографические детали. Мозаики расположены в конхах экседр восьмилепесткового маленького храма. И жертвеннике – «Огненное восхождение Илии », в правой экседре – «Отослание апостолов на проповедь ». В северной экседре, слева от входа, сохранились эпизоды жития св. Пелагия. Качество этих мозаик столь же высокое, как и в Санта Мария Маджоре. Особая воздушность форм при их полной иллюзорности достигнута просветленностью колорита: в нем преобладают серебристо сизые, сероватые и белые оттенки. Обилие сияющих белых тонов роднит эти мозаики с естественным колоритом античных мозаик, одновременно придавая их образной характеристике впечатление чистоты, доверчивости, незащищенности. Отмеченное в римском цикле смешение ветхозаветной эпопеи с эллинской буколикой прослеживается и здесь: «Огненное восхождение Илии» сопровождается пасторальной идиллией, где пророк Елисей трактован как отдыхающий пастушок на берегу ручья. В цикле жития св. Пелагия обнаруживаются стилистические совпадения с ранней греческой мозаикой в базилике Св. Дмитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остаюсь любящий вас сын, отец и брат иерей Иоанн Бойков 1933 года января 7 дня нового стиля. Дорогие родные: мама, Фроня, Нина, Вера, сестра Нюта и брат Яша! Поздравляю вас всех с праздником Рождества Христова и желаю вам здоровья, счастья и всякого благополучия. Из больницы меня 1 декабря доктор выписал, и поместили меня в 1-ю роту, в которой находятся выздоравливающие и отдыхающие, где я нахожусь и в настоящее время. Работать пока никуда не посылали, так как по выходе из больницы я поставлен в инвалиды, но только на один месяц. 1 января срок моей инвалидности истек, и меня 5-го числа января месяца вызывали на комиссию для определения моего здоровья и степени трудоспособности. Я на означенной комиссии был, а результат какой получился, еще не могу сказать. Вчера вечером ходил к нарядчику (нарядчик – это лицо в роте, которое наряжает на работу заключенных), но оказывается, что еще списки не получены. Здоровье мое теперь поправилось и силы окрепли. В роте, где я нахожусь, условия жизни хорошие. Питание удовлетворительное. Сухарей мне хватит надолго, деньжонки у меня тоже есть, на руках около десяти рублей. Поэтому обо мне не беспокойтесь: я, слава Богу, сыт и всем доволен. Дорогая Фроня, Нина и Вера! Немного места осталось, но напишу вам несколько строк. Написал бы вам много, но, согласно правилам, писанье мое ограничено этим листком бумаги. Во-первых, поздравляю дорогую дочку Нину с днем Ангела, а вас с дорогой именинницей. Дай Бог вам здоровья и всякого благополучия. Спасибо, Фроня, за письмецо, пишите мне и не забывайте меня. Береги Нину и Веру. Адрес мой: город Красно-Вишерск Уральской области. УВИТЛ ОГПУ 1-я рота, з/к Бойкову Ивану Яковлевичу. Пока до свидания. 8 февраля 1933 года. Дорогая мама, Фроня, Нина, Вера, сестра Нюта и брат Яша! Шлю вам свой привет и желаю вам от Бога здоровья, счастья и всякого благополучия в жизни. Что же касается меня, то я, слава Богу, жив, здоров и благополучен. Живу еще по-прежнему без перемен. Помещаюсь в той же 1й роте для отдыхающих.

http://pravmir.ru/ne-stanu-predatelem-ce...

Позанимавшись до двух часов дня в школе, я, никогда в жизни не отдыхавший и не отдыхающий до сих пор после обеда, почувствовал сильную усталость и прямо необходимость лечь и заснуть. Не знаю, долго ли я спал, но только ясно вижу такой сон. Еду я будто бы из села Ж. (где мой родной брат) в село К., к месту моего учительства, – еду по красиво расположенному на реке Липовице селу Покровскому и подъезжаю к площади, где невдалеке от реки и большой дороги стоит церковь . По площади, вижу, идет масса народа из церкви, и мне поэтому подумалось, что сегодня должно быть престольный праздник Покрова Божией Матери. И уже почти проехавши площадь, я как будто спохватился, что проехал мимо храма Божьего и не перекрестился, и чтобы перекреститься, оглянулся назад по направлению к церкви. Смотрю, на крыльце, ведущем в церковь , стоят будто бы два духовных лица, показавшиеся мне монахами (оба в чёрных одеждах, один русый, другой брюнет). Они усиленно будто бы махали мне руками, приглашая меня к себе. Я велел извозчику повернуть лошадь и подъехать к церкви. Церковь оказалась большой каменной и над западными её дверями был написан образ Покрова Пресвятой Богородицы (чего на самом деле там не было и нет до сих пор). У Божией Матери вижу я архиерейский омофор, который будто бы стал спускаться вниз. Мне захотелось взять его на руки, но вспомнив, что омофор я не имею права брать руками, взял и подставили под него свою шею. На шею он и спустился. Только что окончилось это знаменательное сновидение, как меня толкают в бока и будят. Смотрю, в комнате моей стоят два духовных лица, оба священники, из которых один мне даже родственник, живущий и доселе. Видя гостей, я, конечно, быстро вскочил с постели, начал угощать их чаем и во время чая рассказал им только что виденный мною сон. Выслушавши с видимым удовольствием этот мой сон, мои гости стали объяснять цель посещения своего моей школы. „В селе Покровском на Липовицы, – начали они, – 25 января 1895 г. умер священник о. П. У покойного осталась большая семья и невеста. Преосвященный Орловский сжалился над горем семьи и предоставил ей право найти кандидата во священники на это место, со взятием, если можно, упомянутой невесты. Мы, – прибавили они не без смущения, – приехали к тебе сватами, с предложением невесты и места в том селе. Не отрицаем, что материальное состояние осиротевшей семьи очень скудное, и сама семья, по своей многочисленности, малолетству и болезненности, едва ли обещает тебе большую находку и радость, но за эту семью видимо Сам Бог и Царица Небесная, и ты кстати рассказал нам сейчас свое сновидение“.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

– По каким личным качествам вы подбираете себе помощников, сотрудников? – В первую очередь, чтобы они были не дураки, потому что дурак – хоть верующий, хоть не верующий, – он все дурак; чтобы искринка была в глазах и желание сознательно служить Богу. В Иваново, помню, супруга одного из соборных священнослужителей рассказывала моему духовному наставнику отцу Николаю Винокурову о своих детях: «Старший будет поступать в институт, а если не поступит, то, на худой конец, пойдет в семинарию». Батюшка тогда ничего матушке не сказал, а когда вошел в алтарь, то его трясло. Вот и я не хочу вокруг себя иметь людей, для которых церковь – это «на худой конец», потому что не могут обустроить себя в другом месте. – Владыка, если выдается свободное время, на чем сердце отдыхает? – Люблю плавать, выбрав уединенное место, где меньше глаз. В Приднестровье осуществить это было очень тяжело. В летние месяцы берега реки запружены отдыхающими. Как-то в жаркий день после службы на Троицу выбрал уединенное место, зашел в воду… Тут подплывает ко мне иподиакон и говорит, что на берегу семья прихожан ждет, когда я выйду: хотят взять благословение. Пришлось мне сидеть в воде и ждать, пока они уйдут. В Нью-Йорке испытываю радость, когда по вечерам хожу в расположенный рядом Центральный парк. Стараюсь не пропустить издающиеся работы современных богословов. Мой бывший сокурсник по Богословскому институту протодиакон Андрей Кураев книгу за книгой выпускает. Если встретимся, разве можно сказать ему, что не читал?! Из художественной литературы люблю Джека Лондона, Теодора Драйзера. – Что для вас счастье? – Когда чувствую, что Бог меня не покидает. – А чувство богооставленности вам знакомо? – Все люди должны его время от времени испытывать. Потому что, не испытав этого чувства, не будешь дорожить тем, когда чувствуешь рядом Божие присутствие и помощь. В этот момент нет сил произносить молитвы, не поворачиваются «шестеренки» в голове, чтобы сказать: «Слава Тебе, Господи». И только усилием воли начинаешь говорить: «Помоги, Господи, не брось и не оставь меня…»

http://pravoslavie.ru/35076.html

Старый Иерусалим ночью. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru У Гроба, на наше счастье, почти никого не было, только греческие монахи готовились к службе. Я обошёл Кувуклию, часовню над Гробом Спасителя. Опять в памяти зазвучал молитвенный распев: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли спо-доби чистым сердцем Тебе славити». Справа от часовни на деревянных скамьях спали богомольцы. Они пришли сюда ещё с вечера. Сейчас просыпались, тоже готовились к службе. У входа в часовню (внутрь уже не пускали) горели свечи. В одном подсвечнике, как цветы в вазе, стояли снежно-белые горящие свечи. Добавил и я свою, решив не отходить от часовни, чтобы, даст Бог, причаститься у Гроба Господня. Я знал, что у Гроба причащают нескольких, а остальных, перенеся Чашу со Святыми Дарами, причащают у алтаря храма Воскресения. Дьякон возгласил: — Благослови, Владыко! Возгласил он, конечно, по-гречески, по-гречески и ответил ему ведущий службу епископ, но слова были наши, общие, литургические: — Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. — Ами-и-инь! — согласно включился в молитву хор наших монахинь из Горней. Мне было очень хорошо видно и придел Ангела, и сам Гроб. Удивительно, как священнослужители, облачённые в служебные одежды и на вид очень грузные, так легко и ловко поворачивались, входили и выходили из Гроба на преддверие. Частое каждение приносило необыкновенный прохладный горьковатый запах ладана. Какой-то очень родной, в нём была чистота и простор смолистого высокого бора. Молитвенными, почти детскими голосами хор монахинь пел: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения». Новые возгласы диакона, выход Владыки и его благословение. Видимо, по случаю участия монахинь из Горней — по-русски: — Мир вам! — И духови Твоему, — отвечает хор. И вот уже «Блаженства». Начинается Литургия верных. Тут все верные от самого начала. Ибо, когда были возгласы: «Оглашенные, изыдите», никто не ушёл. А вот и «Херувимская». Тихо-тихо в храме. Такое ощущение, что его огромные, ночью пустые пространства, отдыхающие от нашествия паломников и туристов, сейчас заполняются безшютными херувимами, несущими земле весть о спасении. «Всякое ныне житейское отложим попечение».

http://pravoslavie.ru/38190.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010