Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГ ОТДЫХАЮЩИЙ [лат. Deus otiosus], религиеведческий термин, обозначающий бога-творца, к-рый в силу неких причин отдалился от своего творения и больше не участвует в его жизни и судьбе. Вера в Б. о. распространена гл. обр. среди неписьменных народов. Отношения Б. о. с людьми обычно проходят 2 этапа: на первом- чаще всего «в начале времен» - он живет среди людей на земле или на небесах, оберегает их и дает им законы; на втором он удаляется от людей на небеса или изгоняет оттуда людей. Причины, по к-рым это происходит, у разных народов различны или не называются вовсе (т. к. считаются великой тайной, напр. в Австралии у народностей аранда, селкнамы и мурингу). В Африке мн. племена верят в то, что бог-творец покинул людей из-за их поступков, нарушающих законы, к-рые он им дал. Б. о. оставил мир под властью своих детей-богов или духов-родоначальников, к-рые с этих пор являются главными объектами поклонения. Напр., у нанайцев и ульчей Б. о. (Эндури, Боа Эндури) молились только раз в году, причем проводили обряд старейшины, а не шаман. Ненцы приносили жертвы Небу (Нум) дважды в год, а в остальное время о нем не вспоминали. При обилии пластических образов многочисленных духов у всех неписьменных народов изображать Б. о. не принято. Мн. народы обращаются к Б. о. только в наиболее тяжелых жизненных обстоятельствах - голоде, стихийных бедствиях, смертельных болезнях, при этом, напр., банту Зап. Судана не ограничиваются обычными религ. обрядами и жертвами, но объявляют пост, воздержание от супружеского общения и бдение, дабы очиститься и разжалобить своего небесного отца. У нек-рых народов сохраняются представления о том, что Б. о. в конце времен вернется на землю и будет судить людей. Этого времени, когда «небо упадет на землю», ожидают со страхом. Если религ. жизнь народа, знавшего Б. о., угасает, напр. под воздействием атеистической пропаганды, поклонение ему прекращается в первую очередь, в то время как привычные обряды, связанные с духами, сохраняются достаточно долго. С др. стороны, там, где начинается оживление религ. жизни, возникают пророческие и харизматические движения, Б. о. становится активным компонентом религ. верований и культа. Это произошло с культом бога-творца Мвари у народа шона (Зимбабве), к-рому стала покровительствовать правящая царская династия Розви.

http://pravenc.ru/text/149593.html

  «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся» (Даниил 3:17–18).   Империи возникают и рушатся, могущественные вожди достигают высот власти и теряют все. Навуходоносор, бросивший трех евреев в огненную печь, в конце концов впал в безумие и питался травой, как животное. Сколько империй, возникших после царства Навуходоносора — Персия, Греция, Рим, столь величественных в пору своего расцвета, — последовали за Вавилоном на свалку истории, а евреи — народ Божий — пережили все губительные погромы. Медленно, болезненно пишет Бог историю земли, пишет ее подвигами Своих верных последователей. Мучительная история евреев преподносит нам совершенно неожиданный урок: нельзя ошибиться, приписывая Богу свойства личности. Бог — не слепая сила, разместившаяся где–то на небесах, не греческая абстракция, не материальный сверхчеловек римлян и уж, конечно, не отдыхающий после своих трудов ремесленник деистов. Бог — это Личность. Он входит в жизнь людей, вмешивается в семейные отношения, появляется там, где Его не ждут, назначает вождями людей, которых никто бы на этот пост не выбрал, требует с людей отчета. И что самое главное — Бог любит. Великий иудейский богослов Абрахам Хешель сформулировал это в книге «Пророки» следующим образом:   «Бог открывает Себя пророку не в виде абстрактного абсолюта, а в личных, интимных отношениях с миром. Он не только приказывает и требует повиновения, Он также воспринимает и чувствует то, что происходит в мире, и реагирует на это. События и поступки людей вызывают у Него радость или скорбь, удовольствие или гнев. Деяния людей могут тронуть Его, огорчить, разгневать или, напротив, угодить Ему и порадовать Его. Бог Израиля — это Бог, Который любит, Бог, Который открывается человеку и заботится о нем. Он не только правит миром в величии Своей мощи и мудрости, Он также непосредственно реагирует на события истории».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Мне рассказывал человек, который прислал завещание и остальные документы. Мэр Буржа. — Ни слова больше, мадемуазель. Эти двое — сообщники. Это сговор. Теперь мне все понятно. — А мне нет. К сожалению. — Они в тюрьме все время держались вместе, водой не разольешь. — С замиранием сердца он произнес: — А теперь прощайте, мадемуазель. И благослови вас Бог. — Слово «Dieu» он выговорил с оттяжкой, любовно, он и в самом деле его любил, как одно из самых действенных во всем арсенале сентиментального лицедейства. «Благослови Бог», «Бог свидетель», «Бог простит» — все эти велеречивые, заезженные фразы драпировались вокруг слова «Dieu» картинными складками. Каросс повернулся и замедленно шагнул к двери. — А последние слова Мишеля? 16 Облокотясь на забор, Каросс наблюдал за маленькой фигуркой, приближавшейся через поле со стороны Сен-Жана. Он стоял в непринужденной позе человека, отдыхающего в собственном саду; один раз он даже хохотнул негромко в ответ на какую-то пришедшую ему в голову мысль, но когда фигура приблизилась настолько, что можно было безошибочно узнать в ней Шарло, непринужденность Каросса сменилась некоторой настороженностью, напряжением ума. Шарло, помня о револьвере в его брючном кармане, остановился в отдалении, глядя ему прямо в лицо. — Я думал, вы давно ушли. — Я решил остаться. — Здесь? Каросс мягко заметил: — В конце концов, дом-то принадлежит мне. — Кароссу, который сотрудничал с немцами? — Нет. Жану-Луи Шавелю, который проявил малодушие. — Но, решив сыграть Шавеля, вы забываете две вещи. — Мне кажется, эта роль у меня получается неплохо. — Если вы намерены изображать Шавеля, вам нельзя будет войти в дом или вам снова плюнут в лицо. — А во-вторых? — Все это давно уже не принадлежит Шавелю. Каросс опять хохотнул и оторвался от забора, не вынимая руки из кармана с револьвером — «на всякий случай». Он сказал: — У меня имеется на это два ответа, милейший. Потрясенный такой самоуверенностью, Шарло крикнул ему: — Перестаньте паясничать! — Видите ли, — мягко возразил Каросс, — мне без особого труда удалось уверить ее в правильности моей версии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Авва Аммон сказал им: - Бог да простит вам согрешение ваше. После этого он помолился и велел всем выйти. За братьями пошёл и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвинённого брата и сказал ему с любовью: - Брат, внимай себе. Волк, лиса или заяц? Однажды летом трое деревенских жителей вышли на высокий обрыв, под которым зеленели кусты терновника, а вдоль песчаного берега плавно текла река. Один из сельчан воскликнул: - Смотрите, в кустах волк сидит! - Нет, для волка слишком жёлтый, - возразил второй. - Кажется, это лиса. Третий крестьянин пригляделся и сказал: - Да оно шевелится, и белая шёрстка есть. Наверное, это заяц, только ещё не весь вылинял. Давайте-ка поглядим поближе! Тихонько, стараясь не шуметь, спустились они по тропинке к реке. Глянули - а это жёлтое с белым узором полотенце, забытое кем-то из отдыхающих на ветке кустарника. " Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его " (Еф. 1:17). Воробей Две маленькие сестрички, прослушав библейскую историю об изгнании Адама и Евы из рая, сказали папе: - Папа, если бы мы с Леной были в раю, то ни за что бы не съели плод познания добра и зла. Ведь Бог не разрешил его трогать, правда, папа? - Правда, - улыбнулся отец и уложил детей спать. На утро папа встал раньше всех, поймал во дворе воробья и посадил его в непрозрачную кастрюльку. Разбудив девочек, он показал им кастрюльку, которую поставил на подоконник отрытого окна в кухне и сказал: - Пожалуйста, не снимайте крышку с этой кастрюльки, пока я не приду с работы. Когда я вернусь, то сам покажу вам сюрприз, который там находится. Если будете послушны, куплю вам новую игру. Папа ушёл с мамой на работу, а ребятишки остались дома одни. Всеми силами пытались они себя отвлечь от кастрюльки, стоящей на кухне. Они давно переиграли во все игры, какие знали, но любопытство не давало им покоя - очень хотелось заглянуть в кастрюльку. В конце концов, старшенькая Маша уговорила сестричку Лену, которая ещё боялась, что папа будет ругаться, заглянуть в кастрюльку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Цельс начинает свою критику с первых глав книги Бытия. Он находит, что иудеи в своих рассказах о происхождении и первой истории мира и человека много заимствовали у греков и других более древних народов, но только передали чужие предания со свойственной им грубостью и невежеством и составили нелепые басни, которые даже старухи постыдятся рассказывать для усыпления ребенка. Мир много древнее, чем думали евреи, он пережил в своей истории много катастроф, но евреи знают из них только одну – потоп, нелепые басни, которые даже старухи постыдятся рассказывать для усыпления ребенка. Мир много древнее, чем думали евреи, он пережил в своей истории много катастроф, но евреи знают из них только одну – потоп, нелепую басню, заимствованную из греческого предания о Девкалион; 144 евреи рассказывают самые наивные истории – о творении мира на несколько дней раньше, чем явились самые дни, 145 о Боге, отдыхающем в седьмой день, как отдыхает уставший работник, имеющий нужду восстановить силы, 146 о том, как Бог сделал человека собственными руками по своему образцу, дунул на него, извлек ему жену из его ребра, 147 о рае, насажденном самим Богом, 148 о змее, потоп, ковчеге, вместившем все существа земли; 149 о том, как в дальнейшей истории Бог доставлял своим избранникам ослов, овец, верблюдов, колодцы. 150 Цельс смеется над грубостью и антропоморфизмом этих рассказов; – нельзя говорить, что великий Бог утомляется, что Он работает собственными руками, даже, что приказывает кому-либо; Бог не имеет ни рук, ни рта, ни глаз, ни ушей, ни цвета, ни фигуры. Он не мог создать человека по своему образу, потому что у Него нет формы. 151 «Наиболее умные из иудеев и христиан, говорит Цельс, краснеют за все эти смешные вымыслы и стараются освободиться от затруднения, прибегнув к аллегории». 152 Но и Цельс и Порфирий осуждают христиан за применение к истолкованию библейских рассказов аллегорического метода, которым сами так широко пользовались. «Эти рассказы, говорит Цельс, не допускают аллегории, и те, к которым пробовали приложить ее, стали еще нелепее, потому что показывают безрассудное желание создать между вещами несуществующие отношения; 153 «аллегории, приложенные к этим рассказам, показывают у тех, кто это делает, более доброты и снисходительности, чем здравого смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Рад, что о. Иосиф побывал в родных местах, повидал друзей. Как хотелось бы мне, хотя бы так же ненадолго повидать всех вас. Но Господь требует еще от нас и этой скорби и этого лишения. Буди святая воля Его, слава Богу за все. Всем сердцем соболезную и соскорблю всем скорбящим и озлобленным друзьям моим, трудящимся и почти не отдыхающим, все время занятым заботами о добывании хлеба насущного, скорбящим о разлуке с дорогими и любимыми, – не имеющим возможности даже с живущими в одной комнате проводить вместе столько времени, сколько хотелось бы. Это величайшее бедствие нашего времени. Современный человек стремится посредством всякого рода техники облегчить свой труд, сократить его, сократить время на него. Но это стремление не освящается молитвой, делается без призывания Божия благословения и потому, вместо того чтобы получить больше времени для личной жизни, его совсем почти не остается для нее. И, как члены одного сообщества, несут наказание и те, которые всякое свое дело освящают молитвой. И утешаюсь я тем, что Вы, родная моя Ниночка, страдая вместе со всем окружающим обществом, при всех скорбях и тяжелых переживаниях, сохраняете «бодрое настроение». Помоги Бог , чтобы так же было и в дальнейшем. Сердечное спасибо за добрую память Володе. Взаимно приветствую его. Как его отчество? И моей Верочке привет. На всех вас и на всех друзей наших общих призываю Божие благословение. С любовию богомолец Ваш Е(пископ] А[фанасий] Письмо 39 Диакону Иосифу Потапову 25 февраля 1943 г . г. Ишим † Милость Божия буди с Вами, дорогой мой о. Иосиф! Сердечно приветствую Вас с сегодняшним Праздником и с исполнением трех седмиц лет Вашего прислуживания. Молю Бога, да вящего сподобит служения. Молю Бога, да даст мне еще раз возгласить о Вас: аксиос. Приветствую и с наступающим постом. Радуюсь, что побывали в родных краях и утешились общением с родными. Особенно радуюсь тому, что, как сообщают видевшие Вас, Вы, хотя и похудели, но по-прежнему жизнерадостный и улыбающийся. Слава Богу! Дай Бог, чтобы никакие житейские скорби не отняли у Вас всегдашней улыбки, не сломили Вашей жизнерадостности, не поколебали Вашей преданности воле Господней, готовности всякие невзгоды терпеть ради Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Псалом 61 Покорный воле Господа, при нападении многих, упорных, льстивых и злых врагов, Давид находит у Бога спасение своей жизни и защиту своей чести, вопреки суетным расчетам оных. 1. В конец, о Идифуме, псалом Давиду. Псалом, написанный Давидом, был передан левиту – певцу Идифуму для исполнения при богослужении. Ср. Пс.38:1 . 2–3. Не Богу ли повинется дута моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой: не подвижуся наипаче. Признавая совершенную зависимость своей жизни от воли Божией, Давид, вместе с тем, исповедует и свою покорность Господу – Не Богу ли повинется душа моя? – Разумеется, непременно и только Богу будет повинна – покорна, подчинена – душа моя, говорит Давид: она есть и должна быть покорна только Богу, потому что от Него даруется спасение моей душе. А спасение душе дается от Бога потому, что Он Бог Спаситель и Заступник именной мой, ибо я исповедую только Его своим Богом, ищу спасения только у Него и надеюсь на заступление только от Него. При такой вере и надежде, в союзе с Богом, я, говорит Давид, не подвижусь – не поколеблюсь – наипаче, или – совершенно твердо буду стоять на своем месте и в своем звании. 4–5. Доколе належит на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену. Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. Не только сам Давид видел, но и враги его должны были неоднократно видеть, как Сам Господь охраняет его жизнь; но, ослепленные своей злобой, они не видали или не желали того видеть. Вот почему Давид с удивлением спрашивает их: доколе вы належите на человека? – доколе дружно и настойчиво налегаете на одного человека, т. е. на него, Давида? – разумеется, пора бы вам перестать делать это в виду явно безуспешной борьбы. Но, нет! – убиваете вси вы, – вы неуклонно стремитесь все вместе к убийству. Яко стене преклонене и оплоту возриновену, – вы обрушиваетесь на человека, как падает стена наклонившаяся – пошатнувшаяся в основании, или оплот – забор, подтолкнутый снизу; они неожиданно и неотразимо падают и убивают человека – какого либо честного труженика, мирно отдыхающего близ такой стены или под таким забором. Но враги поступают так потому, что решили уничижить и уничтожить Давида. – Обаче, говорит Давиде, цену мою совещаща отринути: они, на совещании своем, постановили лишить меня всякой цены или поставили меня ни во что, не ценят даже и жизнь мою, как бы вещь, никому ненужную или даже вредную, чтобы тем легче и безнаказанно уничтожить меня. Текоша в жажди, или – бегут томимые жаждой крови моей, – преследуют ради убийства. Но так как в этом они не достигают цели, то употребляют самое низкое коварство: они устами благословляют – желают всего доброго, а в сердце своем клянут – желают собственно непременной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Господь да хранит вас всех, мои родные, мои дорогие. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию богомолец Ваш е А . Нине Сергеевне и Вере Владимировне Фиолетовым 10/23–11–43 г. Милость Божия буди с вами, родные мои Ниночка, Женя и все, все... Вчера был обрадован получением после долгого перерыва двух ваших писем 1 и 2. Слава Богу, все благополучно. Только не стало доброй и усердной ко храму Божию Марии Ивановны. Царство ей Небесное. Рад, что о. Иосиф побывал в родных местах, повидал друзей. Как хотелось бы мне хотя бы так же ненадолго повидать всех вас. Но Господь требует еще от нас и этой скорби и этого лишения. Буди святая воля Его, слава Богу за всё. Всем сердцем соболезную и соскорблю всем скорбящим и озлобленным друзьям моим, трудящимся и почти не отдыхающим, все время занятым заботами о добывании хлеба насущного, скорбящим о разлуке с дорогими и любимыми, не имеющим возможности даже с живущими в одной комнате проводить вместе столько времени, сколько хотелось бы. Это величайшее бедствие нашего времени. Современный человек стремится посредством всякого рода техники облегчить свой труд, сократить его, сократить время на него. Но это стремление не освящается молитвой, делается без призывания Божия благословения, и потому вместо того чтобы получить больше времени для личной жизни, его совсем почти не остается для нее. И как члены одного общества, несут наказание и те, которые всякое свое дело освящают молитвой. И утешаюсь я тем, что Вы, родная моя Ниночка, страдая вместе с окружающим обществом, при всех скорбях и тяжелых переживаниях сохраняете «бодрое настроение». Помоги Бог, чтобы так же было и в дальнейшем. С любовию богомолец Ваш е А . 20 февраля/ 5 марта 1943 г. Милость Божия буди с Вами, родная моя Ниночка! Всем сердцем разделяю Ваши скорби. Помоги Вам Господь все перенести и найти утешение прежде всего в Господе же, а потом в Верочке. «Тяжел Ваш крест, — скажу словами И.С.Никитина, — и Ваша чаша горька, — но жив Господь всего. Да не смутится сердце Ваше, молитесь, веруйте в Него... Слеза ль падет у Вас, Он знает число всех каплей дождевых, и Ваши слезы сосчитает, оценит каждую из них... С Ним благо все, с Ним свет во тьме» ...

http://pravoslavie.ru/30754.html

Сидя в оренбургской глуши, мудрый ученый-востоковед В. В. Григорьев делился своими заветными мыслями с одним из корреспондентов: " Крымская война будет иметь своего двойника в Империи. Дай Бог только, чтобы роль французов и англичан досталась в этой компании народу, а роль России - помеществу " (15, с.473). Что и случилось. Прошло не так уж много времени, и Россия стала центром мировой революции... Что же касается революции русской, то Крымскому полуострову пришлось пережить одни из самых драматических страниц кровавой междоусобицы гражданской войны. Оставаясь " последним оплотом Российской империи " , Крым в холодном декабре 1920 года превратился во " всероссийское кладбище " , над которым не заходило " Солнце мертвых " . Символично, что уходящая Россия отправилась к чужим берегам от священных стен Херсонеса-Корсуня, оставляя купель Святого Владимира во власти красных безбожников. Новая Россия строила свой новый мир как бы с чистого листа. Революция освободила огромную энергию, копившуюся на протяжении столетий в народной толще. Ее преобразующая сила за 70 лет советской власти коренным образом изменила облик полуострова. В годы Великой Отечественной войны Крым не раз был в центре событий, оказавших влияние на судьбу России и мира. Сегодня не часто вспоминают, что решение Гитлера в конце лета 1941 года повернуть свои наступающие армии с московского направления на Украину и Крым во многом предопределило исход войны. 21 августа он издал приказ, в первом пункте которого говорилось: " Важнейшей целью до наступления зимы считать не захват Москвы, а захват Крыма... " (16, с. 273; 17, с. 227-228). В результате немецкие войска потеряли реальную возможность овладеть столицей СССР. После войны гитлеровские генералы назовут это решение фюрера роковым, предопределившим поражение Германии во Второй мировой войне. Героическая оборона Севастополя, трагедия Крымского фронта, Аджимушкай, штурм Сапун-горы навсегда останутся в анналах русской военной истории. Так же, как Крымская конференция 1945 года - в истории мировой дипломатии. Решения конференции в Ялте способствовали обретению Советским Союзом статуса сверхдержавы. Под сенью этого статуса, Крым переживает свой " золотой век " , становится подлинной всесоюзной здравницей, местом массового паломничества миллионов нетребовательных советских отдыхающих.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/25/...

Наиболее ясное представление об этой религии дает нам святилище Дыдрыпш, жрецы которого сохранили многие ритуалы и религиозные представления своих предков, полузабытые или утраченные в других местах. Это объясняется тем обстоятельством, что святилище Дыдрыпш оставалось единственным из семи главных абхазских святилищ, которое продолжало функционировать непрерывно в течение всего советского периода. Поэтому излагаемые ниже сведения о традиционной религии абхазов даются в основном со слов нынешнего жреца этого святилища Заура Чичба. У абхазов один Бог – Анцэа , он является Богом-Творцом и создателем всего мира. Этого единого верховного Бога почитают последователи всех мировых религий, но только каждый по-своему. У Бога имеются апаимбары – " ангелы, высшие существа, слуги и представители Бога на Земле " , которые докладывают Богу обо всем происходящем. Наиболее почитаемым среди апаимбаров является Дыдрыпш. В литературе слово " апаимбар " часто переводится так " пророк " . Действительно, скорее всего оно происходит от слова " пайгамбар " – в переводе с фарси " несущий послание " (от Аллаха) – т.е. от одного из имен пророка Мохаммеда. Здесь мы имеем наглядный пример заимствования традиционной религией чуждого ей термина при полной утрате этим термином своего первоначального значения. Ныне слово " апаимбар " переводится абхазскими жрецами исключительно как " ангел " . Другое значение этого слова – " старший человек " , пользующийся авторитетом у " младших " родственников и знакомых. Каждый из апаимбаров занят своим делом: они наблюдают за домом, очагом, скотом, горами и морем. Людей же создают и определяют их судьбу " ашачща " ( " ашацва " ) – создатели и боги судьбы (дословно – " те, кто раздают, делят " ). Когда человек рождается, ашачща " делят: какое кому счастье, кто сколько лет проживет " . Некоторые из опрошенных считали, что время от времени ашачща прилетают к дому новорожденного в виде голубей, они могут прилетать к отдыхающему у дороги путнику, которого предупреждают об изменении его судьбы и т.п. Ашачща, как и апаимбары, обо всем докладывают Богу.

http://religare.ru/2_26839_1_21.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010