Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него " (ст. 21-24). Тысяченачальнику следовало узнать, в чем дело, и притом от них самих; а он, не сделав ничего такого, приказывает бить его. " Тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него " . Ему следовало спросить самих кричавших, что из сказанного (Павлом) они находили преступным; а он просто пользуется своею властью и действует в угодность им: не о том он заботился, чтобы поступить справедливо, но о том, как бы утолить гнев их, совершенно несправедливый. " Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? " (ст. 25) Не ложь сказал Павел, назвав себя римлянином, да не будет, он действительно был римлянин. Потому тысяченачальник и устрашился, услышав это. Чего же, скажут, он устрашился? " Разве вам позволено " : из-за другого он боялся, чтобы самого не схватили и не подвергли еще большему наказанию. И, смотри, не просто говорит, но: " разве вам позволено? " Две вины: (наказывают) без суда и притом римлянина. Удостоившиеся называться этим именем пользовались тогда великими преимуществами; и не все удостаивались его. Со времен Адриана, говорят, все (римские подданные) стали называться римлянами; а прежде было не так. Он назвал себя римлянином для того, чтобы избежать бичевания, так как если бы его бичевали, то он подвергся бы презрению; а, сказавши это, он привел их в великий страх. Если бы бичевали его, то дело приняло бы другой оборот, и даже убили бы его; а теперь вышло не так. Смотри, как Бог попускает совершаться многому и человеческими средствами, как в этом случае, так и в других. Тысяченачальник своим ответом: " я за большие деньги приобрел это гражданство " показывает, что он подозревал, не есть ли это один предлог со стороны Павла, называющего себя римлянином; может быть, он заключал так по наружной простоте Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1703...

Наконец, возлюбить Бога нужно всею крепостию нашею, иными словами, всем нашим телесным составом. Не только ум, душа и сердце должны быть сосудами, вмещающими любовь к Богу, но и тело наше должно быть проникнуто этой любовью. Мы слышали сегодня слова апостола Павла: “Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем” (2 Кор. 4:10). Как может Бог быть прославлен через наше человеческое тело? И как слава Иисусова может открыться через наше тело? Прежде всего, если мы не будем допускать многочисленных пороков, грехов и страстей, связанных с жизнью нашего тела. С какой легкостью некоторые из нас относятся к нарушению седьмой заповеди – “не прелюбодействуй”. Как часто приходится на исповеди слышать об абортах как о чем-то повседневном, обыденном; слышать о внебрачных связях, о супружеской неверности. Но пока мы живем так, мы не можем говорить о том, что через наше тело прославляется Христос. Если в душе, сердце, уме и теле человека царствует любовь Божия, то это значит, что человек – на пути к святости. Почему многие святые достигали такого состояния, что их тела изменялись, преображались, и после смерти их останки сохранялись нетленными, более того, становились благоуханными? Именно потому, что тела святых были пронизаны любовью Божией еще при жизни святых. Но и мы в меру своих сил должны стремиться к тому, чтобы наше тело становилось храмом Божиим, храмом Святого Духа. С первой заповедью связана и вторая – “возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Одно не бывает без другого. Мы не можем любить Бога всем сердцем, всею душою, всем умом и всею крепостию, и при этом не любить ближнего. Но мы не сможем по-настоящему любить ближних, если не научимся любить Бога. Невозможно любить ближнего и при этом нарушать седьмую заповедь. Блудная страсть не имеет ничего общего с любовью. По внешнему своему облику она может напоминать любовь, но сущность ее противоположна, потому что подлинная любовь к ближнему – это любовь жертвенная, а не влечение, направленное на удовлетворение похоти.

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

Не надо удивляться подобному длинному перечислению всех тех товаров, которыми торговали купцы, то есть священнослужители. В средние века папы и католические епископы были не только духовными пастырями христиан, но и правителями и властителями целых государств, областей и городов и господами множества крепостных. Последние были на положении рабов и могли продаваться и покупаться, как животные. Вот почему Откровение говорит также: «Купцы твои были вельможи земли» ( Откр.18:23 ). И, повторяем, это явление наблюдалось в Церквах, начиная со времени Константина Великого . Но если теперь уже нет прав на крепостных, то материальные богатства имеются и сейчас в огромных размерах у церковных организаций. Прежде всего это относится к Ватикану – верхушке Католической церкви. Ватикан обладает несметными богатствами во всех частях мира: ему принадлежат земли, банки, предприятия и огромное количество акций в акционерных обществах всего мира. Ватикан считается самой богатой и могущественной из всех капиталистических организаций. Поэтому неудивительны слова Откровения: «В один час погибло такое богатство!» ( Откр.18:17 ) 31 . И далее Откровение говорит: «И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час» ( Откр.18:17–19 ). Итак, плач будет у всех истинных пастырей церковных (кормчих, по терминологии Откровения), и их пасомых (плывущих на кораблях) и ищущих спасения своих душ (торгующих на море), то есть уже вне официальной узаконенной Церкви, – они также будут оплакивать разорение церковных организаций. Однако Откровение не разделяет их печаль – торжествующей Церкви дается от Бога повеление: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним» (то есть Вавилоном) ( Откр.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

не убегать от трудностей жизни, а принимать их. — Здравствуйте, батюшка, я из Владимира. Благословите Нину. Поздравляю вас с Праздником иконы Божией Матери «Споручница грешных»! Дай Бог вам здоровья, крепости сил, крепости духа! 22-го был   праздник сорока мучеников Севастийских. В 15-ом году я прочитала в календаре Костромской епархии об их страданиях, и что это было в Армении на озере Севан. Знаете, меня прямо как обухом по голове — я ведь там была. Правда, была давно, в 89-ом году. Как Армянская Церковь почитает их? Это озеро считается как бы святым или нет? Разъясните, пожалуйста. О. Олег Стеняев: — Я знаю про озеро Севан, что это очень чистое озеро. Я думаю, эта чистота связана с тем подвигом, который совершили эти мученики. Когда небесные венцы спускались с неба на их блаженные головы... Как в Евангелии от Матфея, 5:11, сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». А в Евангелии от Луки, 6:22, мы находим: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Вот здесь надо понять, что эти воины были очень мужественными людьми. Они служили в римской армии... Владимир Носов: — Спецназ того времени. О. Олег Стеняев: — Да. Они исполняли гражданский долг, и они были верноподданные своих правителей. Это не какие-то мятежники, это не какой-то Майдан в озере. Но когда их поставили перед дилеммой: или они отрекутся от Христа, или погибнут — они избирают для себя смерть. Их казнят за то, что они сохраняют своё верование. На самом деле, с древних времён считалось, что, спасая свою жизнь, человек может как бы идти на некоторые компромиссы, потому что заповеди Божьи даны не для смерти, а для жизни. Но есть такие случаи, когда компромисс невозможен. Ну, какой компромисс возможен? Гонят в одном месте -  беги в другое. А если тебя уже схватили, и если тебя ставят перед дилеммой: отречешься ты или погибнешь  - здесь уже компромисс невозможен.

http://radonezh.ru/text/chto-imeet-v-vid...

Недаром же написано: «кто умножает познания, умножает скорбь» (Екк.1:18). Но «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Отсюда восходят они к духу крепости, когда мир умирает для них и они для мира; так что среди превратностей этой жизни и множества неправды любовь в них не оскудевает, но возрастает искание и жажда правды, пока не насытятся в безконечном царстве святых и общении с ангелами. Потому что «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6). Однако же вследствие тяжести искушений и соблазнов, так как сказано: «Горе миру от соблазнов» (Мф.18:7), человеческая слабость может поддаваться обольщениям, и поэтому необходимо иметь дух совета. Потому что не так сильна бывает в этой преходящей жизни способность крепости, чтобы, если кому предстоит борьба с лукавым противником, он не терпел иногда поражений, особенно чрез искушение языка, так как если кто «скажет брату своему... “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф.5:22). Итак, что же есть дух совета, если не то, на что указывает Господь, когда говорит: «прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37). Поэтому, как в порядке даров Духа Святого дух совета полагается на пятом месте, так в Евангелии в пятой заповеди блаженств ублажаются милостивые: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Шестым считается у пророка Исаии (в обратном порядке) дух разума, когда сердца очищаются от всякого призрака плотской суеты, и до конца человек руководится чистым стремлением. Поэтому и в 6-ой заповеди блаженств Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Когда же достигнет человек последней степени совершенства, он останавливается, успокаивается, наслаждаясь блаженным миром. Но кто является концом для нас, как не Христос Бог? «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). И кто премудрость Божия, кто Сын Божий, как не Христос? В нем делаются все, кто бы они ни были, мудрецами и детьми Божиими, и это есть полный и вечный мир. И потому, как у Исаии дар мудрости считается седьмым для восходящих снизу вверх, хотя сам он, научая нас спускается, наоборот, сверху вниз, так и Господь в утешение нас в седьмой заповеди блаженств ублажает миротворцев: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О, как возвеличен человек от Бога и как сам себя унижает человек! Человек почтен титлом 120 сына Божия и готовится в наследники Богу, сонаследники же Христу [ Рим. 8, 17 ], – а он (жалкий человек, и я первый) прилагается скотам несмысленным и уподобляется им [ Пс. 48, 13 ]. Что в брате имеется, то и во мне; какие у него грехи есть, такие и у меня. Несомненно, всё, что имеет худого какой-либо брат, есть и во мне, ибо одна у всех греховная природа. Разница только в том, что он, может быть, грешит явно, а я тайно, или он не делает какого-либо доброго дела, а я, подвигнутый благодатию Божиею и сознанием множества грехов своих, делаю, хотя и делаю не всегда с охотою, благодушием, а часто и с огорчением в сердце. Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе [ Рим. 3, 23 – 24 ]. Потому и сказано: Не судите, да не судимы будете (сами), ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего... [ Мф. 7, 1 –3 ]. Всякий грех ближний делает не сам от себя, а по научению диавольскому, ослепленный от него и насилуемый им. Как исполнять делом заповеди о любви к Богу и ближнему? Вот как: грех постоянно усиливается царить в нашей душе и в нашей плоти, в наших мыслях, чувствах, желаниях, намерениях, предприятиях, словах и делах. Если ты любишь Бога – борись со всяким грехом и не допускай ему гнездиться в сердце, например злобе, гордости, зависти, скупости и прочим страстям; всеми мерами старайся, чтоб в тебе было одно доброе, чтоб в тебе царствовал Бог, а не диавол; всеми силами возненавидь грех, всею силою, всею крепостию возлюби добродетель, и ты будешь любить Бога всем сердцем, и всею мыслию, и всею крепостию, как написано [ Втор. 6, 5 ; Мф. 22, 37 и др.]. А как исполнить заповедь о любви к ближнему? А вот как: с каким бы ты человеком ни встретился в жизни и где-либо – дома ли, в церкви ли, на улице ли, в чужом ли доме, – желай ему искренно добра, как себе, и смотри на него, как на себя; если видишь в нем немощи, грехи, пороки – пожалей его и помолись об нем внутренно, или дома на молитве, или в церкви, помоги ему в душевной беде братским словом участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Оружия христианского воинства: 1 . Вера, как апостол говорит: сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин. 5, 4 ). Вера же всю крепость и силу свою получает от Христа, Сына Божьего, на Котором, как на твердом и непоколебимом основании, утверждается и подвизается против сатаны и слуг его. Потому далее говорит апостол: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий ( 1Ин. 5, 5 ). Этим оружием и святой Петр учит нас вооружаться и противиться супостату нашему диаволу: противостойте ему твердою верою ( 1Пет. 5, 9 ). Вера же требует того, чтобы мы, ополчаясь против супостата нашего, не на свою силу и разум, крепость и искусство, но на Того, в Кого веруем, надеялись и от Него единого помощи, наставления и победы ожидали. Нет там и веры, где нет надежды на того, в кого веруют. И потому должно в своих силах отчаяться, чтобы благонадежными быть в силе Христовой. Потому святой Павел и говорит: гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор. 12, 9 )... Но при этом должно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, как Петр святой увещевает: трезвитесь, бодрствуйте ( 1Пет. 5, 8 ). Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим, и брань эта требует подвига. Потому ленивый и сонливый напрасно надеется на Помощника Христа. 2 . Слово Божие – меч духовный, по слову апостола: и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф. 6, 17 ), – есть также оружие против врагов. Этим оружием поразил Сам Христос сатану, когда тот искушал его в пустыне, и против предложенных им козней Писание приводил, которым посрамлял искусителя (см. Мф. 4, 1–11 ). Так подал образ и нам в нужных случаях тем же оружием против него с Божией помощью бороться. К отчаянью ли нас приводит – да прилагаем милосердие Божие, грешникам кающимся обещанное. В гордость ли возносит – отвечаем ему, что земля и пепел мы и что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет ( Лк. 18, 14 ), и Бог гордым противится ( 1Пет. 5, 5 ). Сребролюбием ли, сластолюбием и прочими стрелами хочет уязвить нас – да находим приличные против стрел его пособия из того же Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

От наших раненых и увечных перейдем теперь к пленным врагам. Это та область, где ярко выступает пред нами заповедь о любви к врагам, – область, где христианство одержало уже славную победу над «ветхим» человеком. Ранее жребий пленных был самый плачевный и бедственный. На их долю выпадало быть в постоянном угнетении и рабстве. Особенно тяжела была участь пленных германцев, с которыми мы сейчас ведем войну. Это подтверждает самое слово их «склаве» (раб). Многие пленные, которыми у немцев большей частью бывали славяне, были у них, как крепостные, предметом торга и продажи, и так как большая часть их крепостных рабов состояла из пленных славян, то это название получили у них и все крепостные рабы. Таким образом, из слова «славе» – славянин, вышло y них «склаве» – раб. Уже в Ветхом Завете мы усматриваем зарю лучшего обращения с пленными. В дни пророка Исаии Факей. сын Ремалиин, царь Израильский, разбил царя Иудейского Ахаза ( 2Пар.28:6–15 ). Совершив эту победу, войска Факея взяли у иудеев в плен двести тысяч жен и дочерей, и отправили их в Самарию. Когда они подошли к воротам города, вышел к ним навстречу пророк Одед и сказал: вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес. И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим? И так послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас. Когда воины услышали эти слова пророка, тогда они оставили пленных у начальников и всего собрания. А эти последние взяли их и всех нагих из них одели и обули, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их. Да, поистине в город пальм, ибо весь этот образ действий благоухает, как прекрасная пальма победы на лугу древнего времени. Будем поступать так же и мы со своими врагами, и это даст нам над ними такую победу, которая сильнее преодолеет зло, чем победа с оружием в руках. И при всем этом наши христианские взоры и наша молитва направляются к миру, и мы горячо молимся, да не укоснит Господь положить конец настоящей страшной войне. Но, как христиане, не можем отказаться от надежды и на тот великий и всеобщий мир, который наступит в то время, когда не будет воевать ни один народ, когда люди, по слову Божию, перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы ( Ис.2:4 ). Неложно слово Божие, и тот пасхальный привет Спасителя: Мир вам! – не должен остаться напрасным. Он, как всякая божественная сила, постепенно будет проникать во все народы. Тот Божественный Герой, Который не чужой, но Своей собственной кровью одержал победу над грехом и всеми силами ада, не оставит поля сражения, но более и более будет побеждать зло и в наших сердцах, и в сердцах всех народов. Слово пред молебном о даровании победы русскому воинству 107

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому и получилось, что из тех, кто слушали Его слова о Его Плоти и Крови, некоторые, не веруя, отошли, а другие, веруя, остались; ведь никто не может прийти к Нему, кроме тех, кому дано это от Отца, а потому также и от Самого Сына и от Святого Духа. Ибо нераздельны дары и действия нераздельной Троицы, но Сын, воздавая здесь почесть Отцу, не предлагает свидетельства о неком расстоянии [между Ними], но показывает великий пример смирения. Что ответил бы пелагианам апостол Павел 13 . Здесь вновь эти защитники свободного решения (а вернее – обманщики, поскольку гордецы, и гордецы, поскольку самонадеянные), намереваясь говорить не против нас, но против самого Евангелия, что другое могут сказать, кроме того, что сам апостол привел себе в возражение, говоря как бы от лица их: Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» 44 . Это возражение он предложил сам себе как бы от кого-то другого, приводя словно бы голос тех, кто не желают принимать сказанного им выше: Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает 45 . Потому и мы вместе с апостолом скажем подобным [людям]: А ты кто, человек, что возражаешь Богу? 46 – ведь не сможем мы найти, что сказать лучше его. Почему одни ожесточаются, а другие избавляются 14 . И если поищем мы вину, [по причине которой происходит] ожесточение, то найдем ее. Ибо из-за вины в грехе осуждена вся смесь [людей]; и ожесточает Бог , не наделяя злобностью, но отказывая в милосердии. Кому не уделяется милосердие, те недостойны этого и не заслуживают этого, но скорее достойны и заслуживают того, чтобы им не уделялось [милосердие]. А если поищем заслугу для [явления] милосердия, то не найдем ее, поскольку нет тут никакой заслуги, чтобы не лишилась силы благодать, если окажется, что она не подается даром, но воздастся за заслуги 47 . Нет никакой заслуги, которой приобреталась бы вера 15 . Ведь если мы скажем, что вера предшествовала [благодати], и в ней заключалась заслуга, [способствующая получению] благодати, то какую же заслугу имел человек до веры, чтобы получить [саму эту] веру? Что он имеет, чего бы не получил? А если получил, что хвалится, как будто не получил? 48 Ибо как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением Духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия 49 , как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если бы не получил Духа, о Котором говорит апостол: Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия 50 , так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о котором тот же [апостол] говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал, и потому говорил», и мы веруем, и потому говорим 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010