27. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: " путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего " ? Здесь, мне кажется, Бог хотел восстановить и подкрепить притесненных и угнетенных, которые столь продолжительное время были в плену, говоря как бы так: Я не далек от тебя, не сокрыты от Меня твои пути, не отнял Я суда твоего, Я нахожусь близ тебя, чтобы помочь тебе; придет, и уже есть, спасение твое; не были сокрыты от Меня пути твои, но грехи твои скрыли лицо Мое от тебя, и ради неправд твоих Я пренебрегал права твои. Когда иудеи говорили: почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? (Ис.58:3), то Он знал и даже в совершенстве знал о том, но презирал их ради многих неправд. Потому Он говорит только о премудрости, – говоря как бы так: Он в совершенстве все знает и измеряет, исчисляет и все называет по имени. Разве, говорит, Я не знаю и не могу искупить вас? Конечно, все это Я знаю и все предвижу. Если Я измерил Своими руками небо, то тем более Я провижу вас; если Я сотворил землю ради вас, как бы ничто, то разве Я не могу помочь вам? Я сотворил жителей ее, как саранчу, и князей ее, как не владеющих ничем: могу ли Я Сам нуждаться в чем- либо? Итак, кому же вы уподобите Меня? Я не упрекал вас за всесожжения ваши, так как и Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения . Ничего я не скрыл от Тебя, – все Ты знал от начала. 28-31. Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли . Акила говорит: " творит концы земли " ; Симмах говорит: " сотворил " . Почему сказано: разве ты не знаешь? Потому что тебе должно было знать Бога или из самого порядка вещей, или из того, что Я прежде поведал обо всем. Не говори: я научился этому от диаволов. Единому Богу свойственно быть вечным и сотворить концы земли, а также и то, что следует далее: не утомляется и не изнемогает . Акила говорит: " ослабеет " ; а Симмах говорит: " не утомился, не утрудился " . Иные же переводчики думают, что эти слова произнесены ради колебания евреев. Известно, что ангелы также не алчут и не утруждаются. Но ты прежде познал творческую силу Его, – премудрость и непостижимость существа Его из того, что Он все сотворил из ничего. Разум Его неисследим . Акила говорит: нет исследования; Симмах: нет меры премудрости Его; Феодотион: нет конца премудрости Его. Справедливо сказано: Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость ; а другие переводчики: дающий ослабевшему силу. Богу свойственно не только то, что Он Сам ни в чем не нуждается, но и то, что Он разделяет между другими то, в чем Сам не нуждается. И изнемогшему дарует крепость . Те (еретики) нечестиво приписывают какое-то зло Божественной природе, в которой нет ничего злого, но Бог каждому воздает по Своему правому, достойному суду. Когда Он кого-либо мучит, то Он не гневается, и когда наказывает, то Сам не предается страсти, тогда как мы, мучая кого-либо, сами чахнем вследствие великого гнева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2 Как стремится олень к источникам водным, так стремится душа моя к Тебе, Боже! 3 Возжаждала душа моя Бога Крепкого, Живого: когда приду в обитель Его и встану пред лицом Божиим? 4 Были слезы мои хлебом мне день и ночь, когда говорили мне всяк день, насмехаясь: «Где Бог твой?» 5 Вспомнил я это и излил пред самим собой душу свою: вот пройду я к месту обители дивной, до самого дома Божия, при криках радости и прославления, звуках праздничных! 6 Что прискорбна ты, душа моя? И что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославляю Его: «В Тебе спасение мое, Ты Бог мой!» 7 В смятение пришла душа моя, и я вспоминаю Тебя на земле Иорданской и Ермониимской, на горе Малой. 8 Бездна бездну призывает гласом пучин Твоих. Высокие воды Твои и волны Твои прошли надо мной. 9 Днем ниспошлет мне Господь милость Свою, и ночью вознесется к Нему песнь моя, молитва Богу, Владыке жизни моей. 10 Скажу Богу: «Ты Заступник мой, что забыл Ты меня? И что я хожу, сетуя, когда оскорбляет меня враг?» 11 Когда содрогались кости мои, враги мои поносили меня, говоря мне всяк день: «Где Бог твой?» 12 Что прискорбна ты, душа моя? И что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославляю Его: «В Тебе спасение мое, Ты Бог мой!» Псалом 42 Псалом Давиду, не надписан у еврей. Псалом Давида, не надписан у евреев, 42. 1 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. 2 Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? 3 Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя. 4 И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой. 5 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. 1 Суди меня, Боже, и разреши тяжбу мою; от народа нечестивого, от человека неправедного и лукавого избавь меня! 2 Ибо Ты, Боже, крепость моя, – что отринул Ты меня? И что я хожу, сетуя, когда оскорбляет меня враг? 3 Пошли мне свет Твой и истину Твою; они наставят меня и введут меня на гору святую Твою и в обители Твои. 4 И пойду к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою, и прославлю Тебя на гуслях, Боже, Боже мой! 5 Что прискорбна ты, душа моя? И что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославляю Его: «В Тебе спасение мое, Ты Бог мой!»

http://azbyka.ru/molitvoslov/psaltir-po-...

4. Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и нивочто дах крепость мою: сего ради суд мой пред Господем, и труд мой пред Богом моим. 4. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. Ст. 4. Ближайшей целью явления Отрока Господня в мир служит восстановление падшего дома Израилева, собрание заблудших овец его в одно стадо ( Мф. 15:24; 23:37 ). Упорство израильтян составляет препятствие к непосредственному достижению этой цели; так что в отношении их труды Отрока Господня являются как бы напрасными: они не принимают его благовестия ( Ин. 1:11 ), не оценивают его и не воздают ему должной чести ( Ис. 53:3 ). Но дело Отрока Господня находится пред судом Божиим, и от Бога следует возмездие за труд его. 5. И ныне тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба себе, еже собрати иакова к нему, и исраиля; соберуся и прославлюся пред Господем, Бог мой будет мне крепость. 5. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова, и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. Ст. 5. Господь говорит Отроку своему, посылаемому для обращения и собрания народа израильского, что, хотя этот народ не обратится к нему и не соберется вокруг него, как своего пастыря ( Мф. 33:37 ), тем не менее Он, Отрок Господень, будет почтен в очах Господа и Бог явит в нем силу свою. Славянскому: соберуся=συναχϑσομαι соответствует еврейское: , что по Ketib=не соберется (т. е. Исраиль), как правильно Симм. Феод.; α σραηλ ο συναχϑσεται; а по Keri, понимающему =не, как =к нему, и к нему соберется (т. е. Исраиль), как переводит Акила: α σραηλ υτ συναχϑσεται, ср. рус. син. п. Блаж. Иерон. отстаивает здесь перевод по Ketib: non congregabitur, понимая все выражение: Израиль не обратится к Господу. 70, вместо читали: , почему: συναχϑσομαι=соберуся. 6. И рече ми: велие ти есть, еже назватися тебе рабом моим, еже возставити племена иаковля, и разсеяние исраилево обратити: се дах тя в завет рода, во свет языком, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

  27. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: " путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего " ? Здесь, мне кажется, Бог хотел восстановить и подкрепить притеснен­ных и угнетенных, которые столь продолжительное время были в плену, говоря как бы так: Я не далек от тебя, не со­крыты от Меня твои пути, не отнял Я суда твоего, Я нахо­жусь близ тебя, чтобы помочь тебе; придет, и уже есть, спасение твое; не были сокрыты от Меня пути твои, но грехи твои скрыли лицо Мое от тебя, и ради неправд твоих Я пренебре­гал права твои. Когда иудеи говорили: почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? (Ис.58:3), то Он знал и даже в совершенстве знал о том, но прези­рал их ради многих неправд. Потому Он говорит только о премудрости, – говоря как бы так: Он в совершенстве все знает и измеряет, исчисляет и все называет по имени. Разве, говорит, Я не знаю и не могу искупить вас? Конечно, все это Я знаю и все предвижу. Если Я измерил Своими ру­ками небо, то тем более Я провижу вас; если Я сотворил землю ради вас, как бы ничто, то разве Я не могу помочь вам? Я сотворил жителей ее, как саранчу, и князей ее, как не владеющих ничем: могу ли Я Сам нуждаться в чем- либо? Итак, кому же вы уподобите Меня? Я не упрекал вас за всесож­жения ваши, так как и Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения . Ничего я не скрыл от Тебя, – все Ты знал от начала.   28-31. Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли . Акила говорит: " творит концы земли " ; Симмах говорит: " сотворил " . Почему сказано: разве ты не знаешь? Потому что тебе должно было знать Бога или из самого порядка вещей, или из того, что Я прежде поведал обо всем. Не говори: я научился этому от диаволов. Единому Богу свойственно быть вечным и сотворить концы земли, а также и то, что следует далее: не утомляется и не изнемогает . Акила говорит: " ослабеет " ; а Сим­мах говорит: " не утомился, не утрудился " . Иные же перевод­чики думают, что эти слова произнесены ради колебания евреев. Известно, что ангелы также не алчут и не утруждаются. Но ты прежде познал творческую силу Его, – премудрость и непостижи­мость существа Его из того, что Он все сотворил из ни­чего. Разум Его неисследим . Акила говорит: нет исследования; Симмах: нет меры премудрости Его; Фео­дотион: нет конца премудрости Его. Справедливо сказано: Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость ; а другие переводчики: дающий ослабев­шему силу. Богу свойственно не только то, что Он Сам ни в чем не нуждается, но и то, что Он разделяет между дру­гими то, в чем Сам не нуждается. И изнемогшему дарует крепость . Те (еретики) нечестиво приписывают какое-то зло Божествен­ной природе, в которой нет ничего злого, но Бог каждому воздает по Своему правому, достойному суду. Когда Он кого-либо мучит, то Он не гневается, и когда наказывает, то Сам не предается страсти, тогда как мы, мучая кого-либо, сами чах­нем вследствие великого гнева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Давид ни во что ставил для себя труд шествовать по назначенному Богом пути до излияния пота, но, быв препоясан по чреслам своим по выражению Апостола Павла (Ефес. 6:14-16) истиной, облекшись в броню праведности, обувшись в готовность благовестить мир, а более всего защитившись верой в грядущего Христа Господа, и шлемом спасения Его, и мечом духовным слова Божьего, наконец молитвой - желал он сам добровольно идти определенной ему дорогой. Каждый и из нас должен размышлять о себе и знать, что Бог желает, чтобы я был терпелив в страдании, чист от пороков в своей жизни, охотно прощал своих врагов, о всех хорошо думал и говорил, пока они не обнаружили себя в противном - и почему бы мне не быть во всем этом согласным с желанием Божьим? Правда, что до сего времени мое своеволие служило мне к тому препятствием и как бы каменной стеной, преграждающей мне путь следования по Божьему указанию к богоугодной жизни. Но с сей поры, когда свет благодати просветил мою душу, такая стена не устрашит меня, перескочу и чрез нее. Ибо все могу сделать силой во мне укрепляющего меня Христа. Всякий, читающий или слушающий благоговейно жития и деяния святых угодников Божьих многократно будет повторять слова царственного пророка: " Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев - Он дает силу и крепость народу Своему " (Пс. 67:36)! Он Вечный, который всегда был, есть и не будет иметь конца, Он дает силу и крепость людям Своим (всем по заповедям Его живущим), Он, благословенный Бог наш и Творец. Это видим мы явственно сбывшимся на деле во святых Апостолах и их преемниках и последователях их учению. Апостолы, избранные Богом для проповеди Имени Господа нашего Христа, учения и спасительных для рода человеческого дел Его, имели столь великое дерзновение (безбоязненность, мужество и веру) и совершили столь дивные дела - они силой истины и живой веры каких не переходили стен лжи, суеверия и неразумия? Для них не было ничего неудобного и непреодолимого в деле Евангельской проповеди - в сравнительно короткое время облетели они, как бы на серафимских крыльях любви Божественной, весь мир, в те поры известный. Над ними исполнились слова пророка Исаии: " надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся " (Ис. 40:31). Они, имея крепкое упование на Бога и как бы поясом опоясанные исполнением Его воли, обошли всю землю и море безбоязненно с проповедью всем народам в поднебесной о царствии Божием, обучая с убеждением всех веровать в Господа нашего Иисуса Христа, презирая все угрозы своих противников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Если мы хотим составить верное представление о вере и характере Давида, то должны обратиться к одному псалму, который, несомненно, ему принадлежит. Это великолепное, полное ярких монументальных образов славословие, дышащее ароматом поэзии Востока, приоткрывает завесу времени и вводит во внутренний мир переживаний Давида [ 541 ]: Возлюблю Тебя, о Ягве, оплот мой! Ягве, скала моя, крепость моя, мой избавитель. Бог мой — скала убежища моего, Щит мой, рог спасения моего, крепость моя. Прославляемого Ягве я призову И спасусь от врагов моих. Муки смертные объяли меня, Гибельный потоп устрашил меня, Цепи преисподней опутали меня, И сети смерти окружили меня, В томлении моем воззвал я к Ягве, Взмолился я к Богу моему, Из чертога своего Он услышал голос мой, И мой вопль дошел до слуха Его. Загудела и содрогнулась земля, Задрожали основания гор И тряслись от гнева Его. Дым поднялся от ноздрей Его, И пылающий огонь от уст Его, Раскаленные уголья рассыпались от Него. И склонил Он небеса, и сошел Он вниз Во мгле, окружающей ноги Его. Он встал на херувима и полетел, Понесся на крыльях ветра. И Он сделал мрак одеянием своим, Темные тучи покровом своим. От вспышек пламени Его бегут облака, Падает град и уголья… Простирает Он руку с высоты и берет меня, Извлекает из вод великих, Избавляет меня от могучего врага, От ненавидящих меня, когда они усилились… В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, беззаветно верящий в помощь и покровительство Бога Израилева. Он зовет Его в тяжкий час, и Бог отцов слышит его. Он покидает свои неприступные вершины и в урагане мчится защитить от врагов своего избранника. Ягве, преломившийся через призму души Давида, — это Бог-воитель, грозный микеланджеловский Саваоф, парящий среди молний над ревущей стихией. Но внезапно в космические раскаты псалма вторгаются иные звуки: Ягве воздал мне по правде моей, По чистоте рук моих наградил меня, Ибо я держался пути Ягве И не был нечестивым перед Богом моим, Ибо — предо мною все заповеди Его, И от заветов Его не отступал я, И я был непорочен пред лицом Его, И остерегался я впасть во грех… Угнетенных людей Ты спасаешь И одним взглядом поражаешь надменных [ 542 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Мк.12:29 . Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый, Слыши, Израилю, Господь Бог ваш, Господь един есть. Этими словами предварена заповедь о любви к Богу ( Втор. 6:4–5 ), потому что эта заповедь тесно связана с истиной единства Божия, так как истинно любить можно только единого истинного Бога. Словами Слыши, Израиль, Моисей возбуждал особенное внимание к своему указанию на главнейшую заповедь закона. С этой же целью, конечно, и Господь говорит их. Мк.12:30 . и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь! ( Втор.6:4–5 ). Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея ( Втор.6:5 ). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, т.е. всей способностью, или силой, которой мы чувствуем или желаем, и всею душею твоею, т.е. вообще возлюби Господа всецело, – всем существом своим, со всеми его силами; и всем разумением (умом) твоим, т.е. всей способностью или силой, которой мы познаем; и всей крепостью твоею, т.е. всей силой воли – третьей человеческой способности или силы. Сия есть (вот) первая заповедь – первая не по чему-либо, но по важности и значению других заповедей: она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее есть источник всех других добродетелей. Бог – высший всех существ, и должен быть любим высшей любовью (Мих.). Человек и создан был для того, чтобы любить Бога, и любовь к Богу в нем должна царствовать над всем, что есть в душе его. Мк.12:31 . Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Лев.19:18 ). Эта заповедь также дана Богом чрез Моисея ( Лев.19:18 ). Люби ближнего, как самого себя, т.е. желай и делай ближнему добро, как себе самому, и не желай и не делай ему того, чего не желал бы себе самому – ни зла, ни вреда, ни неприятности. Эта заповедь та же, что Господь ранее высказал в своей нагорной проповеди: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними ( Мф.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Не менее твердо так могли исповедовать Бога и «сыны Ионадава». 7–8. Яко чудо бых многим, и Ты Помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Постоянная потребность благодарить Бога и восхвалять Его в песнях – псалмах у Давида была тем более, что судьба его была дивною, даже и для других – Так как я, говорит Давид, был для многих чудом, т. е. судьба моя была для них дивною, и это потому, что Ты, Господи, явно для них был моим сильным Помощником: то да наполнятся уста мои хвалою, иначе – громко, всем голосом своим и в слух всех я буду воспевать славу Твою, и постоянно – весь день или всякий день я буду воспевать великолепие Твое – великие дела Твоего промысла, в которых торжественно и очевидно для всех открываются Твои возвышенные мысли, святил чувства и непоколебимые решения Твоей воли. Весьма дивною была и жизнь Рехавитов, этих всегдашних бесприютных скитальцев, но всегда благочестивых и всегда благополучных. 9–11. Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. От рождения и во всю жизнь находясь под дивным покровом милости Божией (ст. 7), Давид просит, чтобы Господь не лишил его этой милости до конца оной, особенно во время глубокой старости. – Не отвергни меня во время старости, молите Давид, – когда обыкновенно оставляют человека все, как бы никому ненужного. – Когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня, – при лишении крепости телесных сил уже нельзя будет переносить тех лишений, какие необходимо переживались при изгнании из дома и скитании по пустыням. Такая молитва теперь особенно уместна, потому что другие, особенно враги, думают, что Господь оставил Давида. – «Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: Бог оставил его, пожените – бегите, преследуйте его, и имите – схватите его, ибо нет никого, кто избавил бы его», – разумеется, потому что он надеялся только на Бога, а Бог оставил его (ст. 1, 3, 5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

По смерти Иисуса Навина израильтяне не сдержали своего обещания и нарушили завет Господень. Часто впадали они в идолопоклонство, и тогда Бог предавал их в руки врагов; но когда снова обращались к Господу, Бог для избавления их воздвигал людей сильных, которые были вместе и судиями народа. Таковых судей было двенадцать и в числе их одна женщина, по имени Деворра. В ее правление случилась война у израильтян с Иавином, царем Ханаанским, царствовавшим в Ассоре. Полководец его Сисара около 20-ти лет опустошал землю Израильскую. Тогда сыны Израилевы обратились к пророчице Деворре с просьбою спасти их от неприятеля. Та призвала к себе Барака, приказала ему собрать десять тысяч войска и отправиться с ними к горе Фавор, где он должен был встретиться с Сисарою. Но такова была вера в могущество Деворры, что Варак не иначе решился идти на войну, как только если Деворра пойдет вместе с войском. Деворра согласилась на это, сказав, однако, Вараку, что за это малодушие слава победы достанется не ему, а женщине. И действительно, когда израильтяне разбили Сисару, он скрылся было в доме Иаили, жены одного владельца Кинея, которая и умертвила его ночью. Таким образом, Варак лишен был славы убить или взять в плен своего противника. В другой раз сыны Израилевы согрешили перед Богом и Господь наслал на них мадианитян, которые огромными толпами вторгались в землю Ханаанскую, опустошали поля и угоняли скот израильский. Семь лет сряду продолжались нападения их, и они не встречали себе нигде сопротивления. Наконец сыны Израилевы возопили ко Господу о помощи, и Бог воздвиг им избавителя. Это был молодой человек из колена Манассиина, по имени Гедеон. Однажды он молотил пшеницу на гумне отца своего, собираясь в побег от мадианитян, как перед ним является Ангел Господень и говорит ему: «Господь с тобою, сильный крепостью!» «Ах! – отвечал Гедеон. – Если бы Господь был с нами, не постигло бы нас такое несчастие! И где теперь все чудеса Его, о которых нам рассказывали отцы наши? Нет, нас оставил теперь Господь и предал в руки мадианитян!» Ангел Господень взглянул на него и сказал: «Изыди с этою крепостью твоею, и спасешь Израиля от руки мадиамской. Смотри! Я посылаю тебя». «Мне ли спасать Израиля? – возразил Гедеон. – Я самый младший из братьев моих, да и семейство мое незначительное в целом колене Манассиином».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пожелаем сами себе и друг другу от Бога, чтобы Он дал нам, как и Ап. Павлу, дух силы, и любви, и здравомыслия ( 2Тим. 1:7 ). Известно, что в припадках горячки человек обнаруживает в несколько раз больше силы нежели сколько имеет ее, когда здоров. Но и узы любви без здравомыслия означают особенного образа рабское состояние в грехе; здравомыслием же сопровождаемая любовь и сила есть даяние доброе, и дар совершенный, свыше сходящий от Отца светов ( Иак. 1:17 ). Односторонности искони ведут бедное человечество многоразличными путями к многоразличным заблуждениям ума и сердца. Не Тот же ли Создатель дал человеку разум, Который и чувствительностию одарил его? Не один ли Бог сотворил сердце и голову? Он есть един, хотя и три в Едином, и во всех произведениях сего первообраза всякой истинной красоты мы видим печать единства, которою знаменуется многоразличие. Не проявляется ли сия истина и в ответе Иисуса Христа одному книжнику, который спросил Его: Какая первая из всех заповедей? Иисус ответствовал ему: «Первая из всех заповедей есть сия: слыши Израиль Господь Бог наш, есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею; вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12:29–31 ). Вы видите, как разнообразие сил, составляющих это сотворенное: Я, которое Единый вечный, Единый достойный сказать о Себе: Я, в высочайшем и глубочайшем, в обширнейшем и бесконечном, в независимом и неограниченном смысле и силе этого слова, сотворил по образу и по подобию Своему, – вы видите, как это разнообразие в порядке закона Божия приводится в единство, скрепляемое любовию к Богу, и как это разнообразие человеков, союзом истинной и чистой любви связуемых, в каждом из них соединяется с Богом, и из всех составляет единство, подражающее единству Единого, в Троице славимого; вы видите также, что истинная любовь к Богу – любить Его не только всем сердцем, и всею крепостию, но и всем разумением, так что и разум любообилен, и любовь благоразумна, и он и она укрепляются Господом и могуществом силы Его ( Еф. 6:10 ). Теперь мы видим, как надобно понимать сие слово Ап. Павла: «Не дух боязни дал нам Бог , но дух силы, и любви, и здравомыслия» ( 2Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010