Слава: 27. Псалом Давида.    К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, не безмолвствуй со мною, дабы, когда Ты будешь безмолвен со мною, я не уподобился нисходящим в могилу. Услышь, Господи, голос моления моего, когда я молюсь Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему. Не похить меня с грешниками, не погуби меня с делающими неправду, говорящими: “мир” ближним своим, тогда как зло в сердцах их. Воздай им, Господи, по делам их и по лукавству замыслов их, по делам рук их воздай им, воздай им должное. Ибо они не уразумели дел Господних и дел рук Его: низложи их и не восставляй. Благословен Господь, ибо Он услышал голос моления моего. Господь — помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и процвела плоть моя, и волею моею исповедаю Его. Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое, и упаси их, и вознеси их до века. 28. Псалом Давида. На исход скинии.    Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его, поклонитесь Господу во дворе святом Его. Глас Господа на водах: Бог славы возгремел, Господь (возгремел) на водах многих. Глас Господа крепок, глас Господа великолепен. Глас Господа сокрушает кедры, и истребит Господь кедры ливанские. И сотрет их в прах, как тельца ливанского, а возлюбленный – как сын единорога. Глас Господа высекает пламя огня. Глас Господа потрясает пустыню, и потрясет Господь пустыню Каддийскую. Глас Господа укрепляет оленей и обнажает дубравы. И в храме Его всякий возвещает славу (Его). Господь потоп населяет, и будет восседать Господь (как) Царь во век. Господь крепость людям Своим даст. Господь благословит людей Своих миром. 29. Псалом песни. На обновление дома Давидова.    Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня. Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты извел из ада душу мою и спас меня от нисходящих в могилу. Пойте Господу, преподобные Его, поведайте память о святыне Его. Ибо наказание в ярости Его, и жизнь в воле Его: вечером водворится плач, а утром – радость. Я сказал в благоденствии моем: “не поколеблюсь во век: Господи, по благоволению Твоему дай силу доброте моей!” Ты же отвратил лице Свое, и я был смущен. К Тебе, Господи, воззову, и Богу моему помолюсь. Что пользы в крови моей, когда я должен истлеть? Ужели прославит Тебя прах? Или возвестит он истину Твою? Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне. Ты обратил плач мой в радость мне, разорвал вретище мое, и опоясал меня веселием. Да воспоет Тебя слава моя, и да не буду сокрушаться. Господи, Боже мой! Во век буду исповедовать Тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    «Первая из всех заповедей, – отвечал Господь, – есть сия: слыши, Израиль! Господь Бог наш есть Господь один, посему возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим и всей крепостью твоей (Втор.6:5)! Сия заповедь более всех.   Вторая, подобная ей, заповедь сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18)! Иной заповеди больше этих нет. В этих двух заповедях состоит весь закон и все Пророки». (Это сущность всего закона!) Ответ этот был самый лучший, хотя и не заключал в себе численного деления заповедей, к которому привыкли законники. Фарисеи оттого именно и не могли согласиться, какая большая заповедь, что считали и измеряли заповеди, вместо того, чтобы проникаться духом их и исполнять их на самом деле.   Не без особенного намерения, произнося заповедь о любви к Богу, Иисус Христос упомянул о единстве Божьем. Это для того, чтобы иудеи, когда Он называл Себя Сыном Божьим, не толковали слов Его так, словно Он проповедовал двоебожие. В опровержение этой клеветы теперь ясно и с силой сказано, что единство Божье есть первая мысль, которую надо иметь при исполнении своих обязанностей.   Ответ Иисусов совершенно удовлетворил желанию книжника, предложившего вопрос. « Так, Учитель. Ты сказал совершенную истину: кроме Бога, нами исповедуемого, нет другого; и любить Его всем сердцем, всем умом, всей душой и всей крепостью, и любить ближнего, как самого себя, – это больше всех жертв и всесожжений!» Из уст книжника-фарисея слышать такое здравое суждение, произнесенное от сердца и с силой, – был случай редкий. Господь за все время служения Своего немного слышал таких здравых суждений.   «Ты не далек от Царствия Божьего!» – сказал Он книжнику (Мк.12:34); светлый, исполненный милосердия взгляд подтвердил этот отзыв. Тем огорчительнее было для прочих фарисеев слышать от своего собрата слова, которые отзывались явной изменой их секте, постоянно утверждавшей, что предания выше писания, обряды важнее заповедей.   Для многих, вероятно, желательно было бы знать о дальнейшей судьбе этого книжника. Предание не говорит о нем ничего. Можно думать, что он рано или поздно ощутил близость Царствия Божьего и, сделавшись последователем Иисуса Христа, собственной жизнью оправдал, что любовь к Богу и ближнему есть большая из всех заповедей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=598

Был ли Павел один против всех? Историк говорит, что иудеи хотели убить его вне храма; а это показывает, что они встретили какое-нибудь препятствие или со стороны бывших с ним друзей, или от других, более сострадательных иудеев, не допустивших исполнения замысла. Волнение усилилось, когда прибыл с несколькими воинами и сотниками. тысяченачальник, заведовавший караулом подле самого храма, в крепости Антонии. При виде воинов, иудеи «перестали бить Павла»; но тысяченачальник, освободив его из их рук, «велел сковать его двумя цепями», и потом «спрашивал: кто он и что сделал?» Вот следы римской политики, которая, из угождения народу, сначала сковала апостола, а потом допрашивает, соображаясь с народным криком. То же самое было двадцать пять лет тому назад – при Пилате. Но расспрашивать в первые минуты было невозможно. «В народе одни кричали одно, другие – другое» (XXI, 34), и, вероятно, очень немногие могли с точностью сказать, в чем обвиняли Павла. Тысяченачальник, «не могши, по причине смятения, узнать ничего верного, повелел вести его в крепость» (XXI, 34). Но толпа могла подумать, что его хотят освободить, а потому бросилась за воинами по ступенькам крепостной лестницы. Слышался ропот и крик, требовавший смерти; воины, ведшие Павла, должны были нести его, потому ли, что цепи мешали ему идти скоро, или он не хотел ускорить шагов в виду возмущения. Несмотря на волнение, Павел остался совершенно спокоен. Взойдя на лестницу, перед дверями крепости, он просил v тысяченачальника позволения говорить к народу. «Горе мне, если я не благовествую», – писал он Коринфянам; и вот теперь, в нескольких шагах от храма, на этой лестнице, внизу которой волновалась яростная толпа, Бог устроил ему, так сказать, новую кафедру, с которой должно раздаться его слово, тем более красноречивое и свободное, что его руки были скованы. Тысяченачальник согласился на просьбу Павла. Он вообразил, что ему удалось захватить некоторого египетского иудея, который незадолго перед тем произвел волнение. Своими ложными пророчествами он привлек иудеев на Масличную гору, откуда обещал показать им чудесное зрелище – падение городской стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В иносказательном смысле мы можем сказать, что укоряются ересиархи, делающие различных идолов в сердце своем или посредством красноречивого изложения, что означает серебро, или блеска золота, что относится к уму, или не гниющего дерева, то есть пустых учений, которые считают прочными измышляющие их и утверждают их посредством диалектического искусства, чтобы они не были поколеблены и не пали, но стояли на твердом корне. Ст. 21–26. Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было вам возвещено от начала? Разве вы не уразумели оснований земли? Он сидит на круге земли, и обитатели ее как саранча. Он распростер небеса как тонкую ткань (nihilum), и раскинул их как шатер для обитания. Он делает исследователей тайн как бы несуществующими, обратил судей земли в пустоту. По истине, не насажден, не посеян, не укоренился в земле ствол их: внезапно дохнул Он на них, и они высохли, и вихрь унесет их как солому. И кому вы уподобили Меня и с кем сравняли? говорит Святый. Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их: Тот, кто выводит по счету воинство их и называет все по имени. По множеству могущества, силы и крепости, и ничто не оставлено. Семьдесят : Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было возвещено вам от начала? Разве вы не познали оснований земли? Он держит круг земли и обитателей ее как саранчу. Он поставил небо κακ свод и раскинул как шатер для обитания. Он дает князьям царствовать, как ничтожество, и создал землю, как ничтожную. Ибо не будут насаждены и посеяны, и не утвердится в земле корень их. Дохнул на них, и они иссохли, и буря поднимет их, как солому. Кому же теперь вы уподобили Меня? Буду ли Я равен им? сказал Святый. Поднимите вверх глаза ваши и посмотрите, кто показал все это? Он выводит по счету воинство ( ornatum ) свое, всех назовет по имени, от многой славы и в силе крепости ничто не скрывается от Тебя. Сначала Я, говорит, учил вас посредством естественного закона, а потом чрез закон, написанный Моисеем, засвидетельствовал, что идолы были ничто и что творцом мира был сам Бог, который такую массу земли основал на морях и поместил на реках, чтобы весьма тяжелый элемент висел на легких водах по воле Бога, который, как царь, сидит на круге ее, вследствие чего некоторые утверждают, что земля пунктообразна и шаровидна и что обитатели ее подобны саранче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Василия — не так, но он говорит вообще о почитании, — так что твое мнение отпадает. Во-вторых, как может быть почитаемо то, чему, вместе с тем, не воздается поклонение, — видим ли мы это вверху или внизу? По крайней мере, мы почитаем животворящий крест и покланяемся (ему) и тогда, когда он является вверху, и тогда, когда видим его внизу. Так и в нашем примере, — царя (мы почитаем) и вверху сидящего и внизу видимого; точно также и военачальника, и начальника области, равно как господина и учителя. Но мысль нашу следует перенести к божественным словам. Что тебе представляется, когда (Писание) говорит: «достоин еси, Господи и Боже наш святый, прияти славу и честь и силу» (Апок. 4:11)? И опять: «достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь, и славу и благословение» (Апок. 5:12). И снова: «седящему на престоле и агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.» Аминь (Апок. 5:13). И опять: «благословение и слава, и премудрость и хвала, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь» (Апок. 7:12). Вот во всех этих (местах) о поклонении нигде не упоминается; но разве, вследствие того, что оно не указывается, — мы откажем в поклонении Агнцу заколенному, т. е. Богу и Спасителю нашему? Или быть может ясно, что все то, что относится к одному и тому же порядку, является равномощным? Посему, достойный чести — достоин и поклонения, достойный крепости — достоин и силы, достойный благословения — достоин и славы; и все остальное провозглашается во взаимной зависимости. Итак, если ты откажешь в поклонении изображению первообраза, то, очевидно, откажешь и в чести, и в крепости, и в славе; но, когда есть одно свойство, невозможно, чтобы совместно не находились и другие, равные по значению. Прими также и другую мысль. «Иже не чтит Сына, — говорит Писание, — не чтит Отца пославшего Его» (Иоан. 5:23). Как тебе кажется? Неужели честь, воздаваемая Отцу и Сыну, чужда поклонения? Но это и подумать — неразумно. Опять Бог всего (существующего) говорит чрез пророка Исаию: «се Аз полагаю...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Все сии небесные круги, все сии разумных тварей и Ангелов и человеков состояния, яко под единоцарственным владычеством Триипостасного Божества находящиеся, составляют и всегда будут составлять славное Царство Божие. Сие же славное Царство Божие все будет исполнено неизреченного блаженства Его. – Какого блаженства? Во-первых, Свет Божий будет освещать все пространство Царствия Божия, будет великолепнейшим украшением оного, будет драгоценнейшим одеянием небесных жителей. Небесный град, говорит Иоанн Богослов, будет не требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и Светильник его – Агнец. И языцы спасени во Свете его пойдут, и царие земстии принесут славу и честь свою в него 1342 . Подобно и в другом месте подтверждает, тако глаголя: нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильник, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я 1343 . – Во-вторых, все Царство Божие такой Славы и такого Величества, от Триипостасного Существа Божия происходящих, исполнено будет, что всякой тамо уже пребывающий в беспрестанном будет восхищении; и тем паче, что всякой и себя самого узрит объята Славою и Величеством от Бога происходящим, узрит себя в таком преображении, в каком видели Божественные Апостолы Господа и Учителя своего Иисуса Христа на Фаворе, узрит в подобном прославлении по оному Спасителеву прошению: Отче! святи их во истину Твою, да и тии будут священи воистину. Да вси едино будут якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии е нас едино будут! И Аз Славу, юже дал еси Мне, дах им, и дам им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Отче! хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят Славу Мою, юже дал еси Мне, и да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них 1344 . – В-третьих, все Царство Божие будет оглашаемо приятнейшею гармониею, восхитительнейшим согласием, согласнейшим пением и Богохвалением. Как Ангели, небесные жители ныне воспевают Триединому Богу – Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних 1345 : так и все православные человеки тогда едиными устами воспоют – Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворени; во всех концах Царства единодушно возопиют – Достоин еси Господи хвалы и песней, яко заклася, и искупил еси Богови нас Кровию Своею от всякаго колена и языка и людей и племен, и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи; и воцаримся! Достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение! Всяко создание, еже есть ныне на небеси и иа земли и на мори, радостно возглаголет во Царствии Божии: Благословение и честь и слава и держава и премудрость и хвала и сила и крепость Богу нашему во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Глава 41. Кир, как прообраз «Мужа правды» Мессии, который пострадает в борьбе с языческими народами, но победит их и уничтожит идолопоклонство 1. Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд». (Обновляйтеся ко мне, острови, князи бо изменят крепость: да приближатся, и да глаголют вкупе, тогда суд да возвещают). Грозное слово Господа обращено к «островам». Так назывались не только земли, лежащие в открытом море и со всех сторон окруженные водой, – собственно острова и преимущественно острова Средиземного моря, но и прибрежные страны, непосредственно прилегавшие к морю (напр. Египет и др.). Жители таких островов, ведя независимую общественную жизнь, были богаты и горды. Господь призывает их изменить свой образ жизни, обновиться: прежнюю и уже устаревшую, грубую языческую религию оставить и обратиться к Нему, единому истинному Богу. Они должны будут это сделать, потому что их князья изменят крепость: всякое могущество и вооружение князей будет низложено всемогуществом Бога-Вседержителя, дабы водворить правду на земле, даровать спасение «всякой плоти» и открыть славу царства Божия (ст.2, 11–12, 15–16, 19–20, 25 ср.40:3–7, 10, 23, 30). И как обыкновенно, в виду грозных обстоятельств, люди сходятся и советуются о своем спасении; так и теперь все народы «да приближатся, и да глаголют вкупе»: прежде разделенные и враждебные, теперь они должны сблизиться и совещаться о суде Божием над собой и, проникаясь страхом перед Богом, должны понять Его суд и искренно обратиться к Нему (ст.2,5,20–21). 2–4. Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я тот же. (Кто восстави от восток правду, призва ю к ногам своим, и пойдет: даст пред языки, и цари ужасит, и повержет на землю мечы их, и аки стеблие отвержены луцы их. И проженет я, и пройдет с миром путь ног его: Кто содела, и сотвори сия? призва ю, призываяй ю от начала родов: аз Бог первый, и в грядущая аз есмь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

" Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня " (Быт.49:17). " Всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи! "  (Быт.49:17-18). Дивиться и изумляться надобно, как этот праведник, провидя все очами духа, предсказывал сынам своим, что с каждым из них случится. Он предвозвещает то, что будет уже через долгое время. " Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам " (Быт.49:19). " Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства " (Быт.49:20). " Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви " (Быт.49:21). Вкратце коснувшись этих сынов, Иаков переходит затем к Иосифу и говорит: Иосиф сын возвращенный, ревностный: Иосиф сын возвращенный, отрасль плодоносного дерева (ст. 22). Ты с самого начала сделался предметом зависти: " огорчали его, и стреляли и враждовали на него " , – разумеет соумышление против него братьев. Так как выше сказано было, что они принесли отцу злую хулу на Иосифа, то (Иаков) и говорит здесь: " огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы " (Быт.49:23), указывая на их смертоубийственный замысел. И сотрошася с крепостию луки их (в русском переводе этих слов нет). Смотри, как, сказав о покушениях их против Иосифа, говорит теперь о том, что после с ними самими случилось: сотрошася с крепостию луки их, и разслабеша жилы мышцей рук их (в русском переводе этих слов нет). Они покушались убить его и, сколько могли, приводили в дополнение свой замысел; но луки их сокрушились и мышцы их ослабели. Не действительно ли это с ними и случилось, когда они услышали слова Иосифа: " я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет " (Быт. 45:4)? Тогда особенно, тогда ослабели их мышцы от рук мощного Бога Иаковлева (ст. 24). " Оттуда Пастырь и твердыня Израиля, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе " . Тот, Кто ослабил мышцы их, говорит он, всемогущ. Сам Бог мой помог тебе. Посмотри на эту искреннюю любовь праведника к Господу, по которой он Господа вселенной называет только своим Богом, не ограничивая тем Его владычества и не отвергая Его власти над вселенной, но выражая собственную свою сильную любовь к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

е. Аммон, так как аттоп ( ) значит вера. Вместе с тем обрати внимание и на то, что уже не перечисляются здесь, как выше было, цари десяти колен, т. е. цари Израильские, а только цари Иудейские; потому что десять колен во время царя Езекии, отца Манассии, были отведены в плен Ассириянами ( 4Цар.17:23 ). Это заключается в приступе и в оглавлении Софонии относительно происхождения [его] и времени [пророчества]. Теперь же посмотрим, что содержится в самом пророчестве. Соф.1:2–3 . Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. Собирая соберу всё от лица земли, говорит Господь, собирая человека и скот, собирая птицу небесную и рыбы морей: и будут развалины нечестивых, и погублю людей с лица земли, говорит Господь. LXX: В конец оскудеют от лица земли; оскудеет человек и скот подъяремный, оскудеют птицы небесные и рыбы морские и будут изнемогать крепостию нечестивые и уничтожу нечестивых от лица земли, говорит Господь Внесенный нами в текст Семидесяти слова: и нечестивые будут изнемогать крепостию прибавлены из перевода Феодотиона. Симмах вместо этого перевел: и соблазны с нечестивыми, как бы подразумеваются слова: будут собраны или: оскудеют. Итак мы должны, следуя своему обыкновению, сначала раскрыть историю, а потом уже рассуждать о более возвышенном. Несомненно, что последним царством над двумя коленами, которые называются коленами Иуды и Виниамина, было царство Иосии. В самом деле, по убиении его, сыновья его, царствовавшие после него, и его внуки должны почитаться не столько царями, сколько игрушками в руках царя Египетского и Халдеев, подвергавшимися мучительным истязаниям в плену и насильственной смерти. И так в виду того, что народ мог извинять себя худыми царями и говорить: «Мы хотим служить Богу, но встречаем противодействие со стороны царей» и дается ему царь праведный. Но хотя он и обнаруживает величайшую ревность ко Господу, однако народ продолжает оставаться в идолослужении, то Бог указывает истинную причину гнева [Своего] и пророчествует о низвержении Иерусалима, о пленении Иуды и победах Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Желают люди другим угождать. Ты желай и старайся Богу, Господу твоему угождать. Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым ( Гал. 1, 10 ). Но и то написано: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию ( Рим. 15, 2 ). А когда так угождаем людям, то Богу угождаем, так как угождать людям повелел Бог. Желают люди успокоить тело. Ты желай и старайся успокоить и умиротворить совесть свою и ум свой от злых и суетных помыслов… Желают люди силы и крепости телесной. Ты желай силы и крепости душевной... Желают люди долго жить. Ты, христианин, желай блаженно умереть... Желают люди в милости быть у царей, князей и вельмож. Ты, христианин, желай и старайся быть в милости у Бога, Вседержителя, Небесного Царя. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения ( Пс. 145, 3 )... Желают люди видеть царя или высокопоставленное лицо. Ты, христианин, больше всего желай и старайся видеть Бога… Вот, возлюбленный христианин, желания души христианской! Вот воздыхания и внутренние движения христианина, пекущегося о своем спасении! Кто чего желает усердно, того усердно ищет и обретает. Про сите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий полу чает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф. 7, 7–8 ). Христос говорит: сказано древ ним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодейство вал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 27–28 ). Отсюда заключаем, что и тот есть прелюбодей, который хочет прелюбодействовать и нечистые мысли в сердце питает, хотя с женщиной и не совокупляется телом; и тот убийца, который ненавидит брата своего ( 1Ин. 3, 15 ), злобится на ближнего и хочет ему повредить или убить его, хотя и не убивает на деле; и тот есть тать и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает на деле; и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается; и тот льстец и обманщик, который хочет прельстить и обмануть, хотя делом и не совершает того. То же и о прочих злых помышлениях разуметь должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010