И теперь употребляет обыкновенное приветствие, о чем сказано в других местах. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. В первом послании обещал придти к ним, но так как не пришел, то предполагал, что очень опечалил их мыслью, будто предпочел им других. Итак, желая оправдаться и показать, что его задержали многие случившиеся с ним искушения, предлагает прекрасное объяснение в свою защиту. Благодарю, говорит, Бога, спасшего меня от опасностей; чрез это благодарение намекает на то, что были некоторые великие препятствия удерживавшие его, за освобождение от которых и благодарит. Поставь к слову Бог знак препинания, потом начинай: и Отец Господа. Если же и совместно будешь понимать это: Бог и Отец Господа, то ничего не будет нового, ибо Он есть одного и Того же Христа - по человечеству Бог, а по Божественности Отец. Отец милосердия и Бог всякого утешения. То есть Он явил столь великие щедроты, что извел нас из самых врат смерти и удостоил нас всякого утешения в скорбях. У святых был обычай называть Бога по благодеяниям, получаемым от Него. Так, по случаю победы на войне Давид говорит: возлюблю Тебя, Господи, крепость моя (Пс.17:2), и еще: Господь крепость жизни моей (Пс.26:1); по случаю избавления от помрачения и затмения ума и от печали: Господь просвещение мое (Пс.29:1). Так и теперь Павел называет Бога Отцом щедрот и Богом утешения вследствие того, что с ним случилось. Заметь же его смиренномудрие: получив избавление от искушений за благовестие, он не говорит, что избавление по достоинству, но по щедротам Божиим. Утешающий нас во всякой скорби нашей. Не сказал: не перестающий удручать нас, но - утешающий нас во время скорбей; ибо если Он и попускает удручать нас, то для того, чтобы мы чрез терпение стяжали награду; когда же видит, что мы изнемогаем, то утешает нас; и это делает всегда. Поэтому не сказал, что Он однажды утешил, но утешающий, то есть всегда; и не в той или другой скорби, но во всякой. Чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

Итак, Христос – Сущий, Который был изначально и Который снова придет в этот мир судить его. Он вездесущий и дающий существование всему, как об этом сказано у пророка Исаии: «Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд». Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это?» ( Ис.41:1–4 ). Дело в том, что Бог ставит некоего человека, который и называется «муж правды», для свершения праведного суда Бога. В дальнейшем Исаия говорит, что этого человека будут звать Кир. Это имя персидского царя, который родится спустя 150 лет после данного пророчества. Впоследствии Кир создал огромное Персидское государство. Но вот вопрос: почему, как он сумел это сделать? «Кто совершил?» – спрашивает Господь. И отвечает: «Тот, Кто от начала вызывает роды» ( Ис.41:4 ), то есть вызывает к жизни все поколения. Владыка всех поколений, Господь Бог ! Бог – Властелин поколений. Господь властвует над временем, по Его слову зажглось Солнце, появилась Луна, Он распростер небеса и создал Землю, воздвиг на ней жизнь, сотворил человека. Господь повелевал допотопными исполинами, по Его слову обрушились воды на землю, по Его слову держался на водах ковчег, Его слово низвергло Вавилон, Его слово спасло Авраама. Он и теперь Тот же – Господин всех времен, и последних в том числе. Бог Всемогущий – великий и суверенный правитель, и нет другого Бога, кроме Него. Чуть дальше Господь сказал о Себе так: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф» ( Ис.44:6 ), то есть Господин небесных сил, Которому кланяются все небесные силы, Которому подчинены и перед Которым трепещут ангельские миры, огненные и пламенеющие духи. «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю» ( Ис.44:6–8 ). Он – единственная твердыня во вселенной, единственный центр мира, Великий Повелитель, Который властной рукою влечет вселенную к цели, Им Самим предначертанной. Поэтому и говорит о Себе: «Я первый и Я последний», то есть начало и конец мира. Господь – Вседержитель, держащий все в Своей могущественной руке, потому что Он всему дает бытие. Он дает крепость крепким, а вся Его крепость и могущество, и разум, и сила превосходят всякую власть и даже всякое человеческое представление о власти и могуществе. Господь является единовластным повелителем мировой истории. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

3) Вера эта имеет дерзновение и упование на Божие милосердие, человеколюбие и помощь, поскольку высоко почитает благодатные Божии обещания милости, помощи и избавления всем, верующим в Него и верою призывающим Его. Она верует несомненно Обещавшему: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим. 10:13 ). И еще: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» ( Пс.49:15 ). Поэтому вера называется «осуществление ожидаемого», по учению апостола ( Евр.11:1 ). Ибо видит невидимое как видимое и будущее как настоящее, как и о святом Аврааме, отце верных, пишется: «Был вполне уверен, что Бог силен исполнить обещанное» ( Рим 4:21 ). И Христос говорит расслабленному: «Дерзай чадо, отпускаются тебе грехи твои» ( Мф. 9:2 ). Так милосердием Божиим и всякого верного ободряет вера, в сердце его живущая. Дерзай, так как Бог милостив, и потому помилует тебя. Он Истинен, – и потому исполнит Свое обещание, услышит тебя, призывающего Его. Он Всесилен, – и потому может избавить тебя. Отсюда бывает, что верный с горячим дерзновением любви Бога называет своим Богом: «Боже, Боже мой, к Тебе с утра взываю» ( Пс.62:2 ). «Боже мой, Милость моя» ( Пс.58:18 ); своею крепостью, утверждением, прибежищем: «Возлюблю Тебя, Господи, Крепость моя! Господь – утверждение мое, и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него; Защитник мой и рог спасения моего» ( Пс.17:2–3 ). Такое дерзновение веры изображается и в 90-м псалме: «Живущий помощью Вышнего», – и прочее. Так и св. Иоанн Дамаскин , духом радуясь и играя, поет в своих песнях к Богу: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог ! Ты мое радование!» – и прочее (Песнь 4, глас 8). Отсюда в сердцах верных радость и веселие духовное восстает, так что они показывают себя не только готовыми к страданию за Бога, но и с радостью воспринимают его, как пишется об апостолах: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:41 ). Радость эта преизобильно растет и претворяет их сердца в духовное играние и воскликновение, когда взирают они с верою на будущую славу, уготованную терпящим скорбь и любящим Бога, вспоминают утешительное слово Христово: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

(40) Отменил Ты союз с рабом Твоим, поверг на землю венец его . (41) Разрушил все ограды его, превратил крепости его в развалины. (42) Грабят его все проходящие мимо по дороге, стал он посмешищем у соседей своих. (43) Поднял Ты десницу преследователей его, обрадовал всех неприятелей его. (44) Ты также обратил назад острие меча его, не укрепил его на войне. (45) Отнял у него блеск, престол его в землю втоптал. (46) Сократил дни юности его, покрыл его стыдом навеки. (47) Доколе, Бог, будешь скрываться непрестанно, будет пылать, словно огонь, Твой гнев? (48) Помню я, какой мой век: зачем тщетно создал Ты всех сынов человеческих? . (49) Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от власти могилы вовек? (50) Где прежнее милосердие Твое, Господь, о [котором] Ты клялся Давиду верностью Твоею? (51) Вспомни, Господь, поругание рабов Твоих, которое я ношу в груди моей, от всех многочисленных народов, (52) как поносят враги Твои, Бог, как глумятся над запозданием помазанника Твоего! (53) Благословен Бог вовеки! Амен и амен. 90. (1) Молитва Моше , человека Всесильного [Бога]. Господь! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. (2) Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты – Всесильный [Бог]! (3) Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!». (4) Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. (5) Он текут как во сне: под утро, как сено увядают. (6) Утром цветет и зеленеет, вечером – вянет и засыхает. (7) Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. (8) Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки – пред светочем лика Твоего. (9) Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. (10) Дней нашей жизни – семьдесят лет, а при [большой] крепости – восемьдесят лет, надменность их – суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. (11) Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

7Каждый вечер они вновь появляются, воют, как псы, вокруг города ходят. 8Из уст своих ругательства изрыгают, во рту у них, словно меч, слова ранящие. «Кто услышит?» — думают они. 9Но Ты, Господи, посмеешься над ними, униженью предашь язычников. Бог — крепость моя. 11 Мой Бог в любви Своей неизменной пойдет впереди меня и на врагов моих даст мне смотреть с торжеством. 12Не умертви их разом, Господи, дабы народ мой не забыл о том, что нечестивцев ожидает; рассей и низложи их силою Своей, Защитник наш. 13Что ни слово у них, то грех и ругательство, пусть же гордыней своей, как сетью, они уловлены будут и проклятьями, и ложью, которые они изрекали! 14 Истреби их во гневе Своем, истреби, дабы совсем их не стало. Все узнают тогда, что Бог правит в Израиле, 15Каждый вечер они вновь появляются, воют, как псы, вокруг города ходят. 16Бродят они в поисках пищи и рычат, когда остаются голодными. 17А я воспевать буду силу Твою и с утра раннего, ликуя, любовь Твою неизменную восхвалять, ибо Ты крепостью был для меня, прибежищем в день бедствия моего. 18Ты — источник силы моей, хвалу я Тебе воспою, ибо Ты, Боже, — крепость моя, Бог, являющий мне любовь Свою неизменную.   ПСАЛОМ 60 (59) Руководителю хора На мелодию «Лилия завета» В наставление 2(когда он воевал с сирийцами Месопотамии и с сирийцами Цовы, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч эдомитян в долине Соли)   3Боже! Отверг Ты нас и в бегство обратил, 4 Сотряс Ты землю всю, разверз ее, сомкни ж расселины ее, ибо вот-вот развалится она. 5Ты трудности великие увидеть дал народу Своему, шатаемся мы от вина, которым напоил Ты нас во гневе. 7Дабы любимый Твой народ мог быть спасен, «Восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф, как отобранную землю, размерю. 9Мой Галаад и Манассия — Мой, шлем на голове Моей — Ефрем, а скипетр Мой — Иуда. 10Моав — умывальная чаша Моя, обувь брошу Мою на Эдом, как им завладевший. 11 Кто введет меня в град укрепленный, до Эдома кто меня сопроводит, 12если не Ты, Бог, нас отринувший и не выступающий с войсками нашими?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

    П. Таким образом, нужно думать, что мы будем участвовать в том, что совершают с опасностью жизни святые, ведущие себя мужественно и приложившие большое старание о приобретении похвалы.     К. Конечно так: они, будучи сами преисполнены божественных даров, которые получили посредством трудов и усилий и бесчисленных подвигов, и нас сверх того преисполняют тем, что даровано им по любви Божией. Так и блаженный Павел, обращаясь к некоторым из уверовавших, говорит: «ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» (Рим.1:11). Разве не назовешь ты небесным даром и духовным дарованием безукоризненное и неложное познание о Боге и точное ведение обо всем наилучшем?     П. Да; это знание животворно: потому что точное знание Того, Кто по естеству и истинно есть Создатель всего и Бог, и каков наилучший путь жизни, ведет к долговечной и нескончаемой жизни.     К. Ты сказал правильно. И Сам Христос, научая нас этому, заповедал Апостолам: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Но, кроме того, и в другом отношении светлость святых может быть небесполезною для других людей, а именно: в их достохвальных делах как бы исчезают наши падения, и добротолюбивый наш Бог, по вниманию к душевной крепости славных мужей, прощает и слабейшим их проступки. Так, например, израильтяне, неудержимо устремясь к преслушанию и не оставив неиспытанным никакого вида непотребства, неизбежно возбудили против себя гнев Законодателя; но когда Сей восхотел уже наказать тех, которые столь грубо оскорбили Его, за их дерзость, а между тем пророк Иеремия вознес Ему молитвы за них, то что же отвечал ему Бог? «Походите, — сказал Он, — по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» (Иер.5:1). Точно так же Он сказал, что отвратил бы наказание огнем от содомлян, если бы между ними нашлось хотя бы пять человек праведных и добрых. Таким образом, и весьма великих грешников заслуги святых иногда избавляют от немедленного наказания, смягчая гнев Божий и удерживая ярость. Что же касается до тех, которые искренно приняли веру, но не могут достигнуть такой крепости душевной, чтобы собственным трудом приобретать богатство божественных даров, таковых святые делают участниками в своей славе, руководствуя их, сколько возможно, привлекая ко всему тому, что угодно Богу, делая их общниками своих подвигов и подавая душам других людей то, чего сами едва достигают с великим трудом. Что мы действительно будем соучастниками святых в присущей им доблести и общниками их подвигов вследствие того, что Бог по своей кротости и человеколюбию как бы смесит и сольет воедино наши прегрешения с их праведностью и недостаточное соединит с совершеннейшим, чтобы оно было приемлемо, это можно доказать также из следующего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   Если Святой Божий Дух растворяется в воздухе, то почему, говоря о Нем, пророк Исаия называет Его Духом Божиим, Духом премудрости, Духом разума, Духом совета, Духом крепости, Духом ведения, Духом благочестия, Духом страха Божия? (См. Ис. 11:2—3). Ведь дыхание, растворяющееся в воздухе, не подает ни мудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, но вскоре после появления уходит в небытие.    Праведный Иов говорит: «Дух Божий, сотворивший мне таковое» (Ср.: Иов 33:4). Определим смысл слов и воистину поймем, что значат слова Иова «Дух Божий, сотворивший мне таковое». Писание говорит о том, что сотворил таковое Иову Бог. Многое в Писании сказано об Иове; и всегда говорится, что именно Бог сотворил ему таковое. Разве противоречат слова праведного Иова Священному Писанию? Да не будет этого! Желая показать всем людям, что Одна Сила, Одно Существо и Одно Божество Отца и Святого Духа, этот праведный, непорочный, великий и правдивый человек говорит: «Дух Божий, сотворивший мне таковое». Где еретические слова, утверждающие, будто Дух Божий исходит от Бога и растворяется в воздухе? Вот, Иов свидетельствует о Нем как о Боге. Если бы Дух Божий растворялся в воздухе, как Иов мог бы сказать о Нем: «Дух Божий, сотворивший мне таковое»? Писание же говорит, что именно Бог сотворил с Иовом все, что сотворил, — то есть все, что случилось с Иовом.    Подобно этому Давид говорит и свидетельствует о Святом Духе как о Боге, Владыке и Создателе людей и всего творения, ибо Давид говорит Богу о тленном и смертном человеческом естестве: «Отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются» (Пс. 103:29—30). Вдумайся в эти слова! Давид сказал: «отнимешь дух их», то есть души их, — «умирают», переходят в небытие; слова «в персть свою возвращаются» означают, что каждый человек создан из праха, и когда умрет, тогда возвратится в прах свой; слова же «пошлешь дух Твой — созидаются» сказаны о всеобщем воскресении, ибо тогда Бог Отец пошлет Святого, Животворящего и Единосущного Своего Духа и созиждет, то есть воскресит тела и соединит их с душами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 15 1–21. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море. 22–27. Путешествие по пустыне Сур, отсутствие пресной воды и ропот израильтян; чудо в Мерре и приход в Елим. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения ( Исх.15:1–2 ), распадается на три части. Первая ( Исх.15:3–8 ) изображает всемогущество Всевышнего, Мужа брани, выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая ( Исх.15:9–13 ), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья ( Исх.15:14–18 ) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы. Исх.15:1 .  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Тема песни – прославление величия Всевышнего ( «высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае – поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море». Исх.15:2 .  Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти – дело не сил Израиля, а силы Господа ( Исх.14:31 ); народ заявил себя только испугом и воплями ( Исх. 14:10 ), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля ( Быт. 28:20–21 ). Он, хранивший отцов ( 1Пар.16:19–22 ), исполнил данные им обетования ( Быт.15:14 ), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым ( 2Цар. 22:47 , Пс. 98:5, 117:28 , Ис. 25:1, 57:15 ). Исх.15:3 .  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Исх.15:4 .  Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Исх.15:5 .  Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.110:6–8 Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте. Одна из наиболее важных статей Завета, учиненного Богом с Авраамом, состояла в том, что Господь Бог обещал дать потомкам его землю Ханаанскую, которая и названа была потом обетованною (т.е. обещанною) землею. Упомянув выше, что Господь Бог обещал помнить завет Свой, заключенный с Авраамом и другими патриархами израильского народа, пророк говорит здесь, что Господь Бог представил (возвести) людям Своим и доказательство непреложности Своего Завета (крепость дел Своих) в том, что дал им достояние язык, т.е. землю, которою раньше владели язычники, или, как выражено в переводе с еврейского: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников». А следующие слова пророка: Дела рук Его истина и суд представляют как бы оправдание предыдущей речи, чтобы кто не подумал, что Бог несправедливо поступил, отняв землю Палестинскую у хананеев и отдав ее израильтянам. Жители Ханаанской земли своим нечестием, идолопоклонством и крайним развращением ( Лев.18:24–30 ) заслужили гнев Божий и наказание, а потому и подверглись, по суду Божию, лишению своей земли и изгнанию из нея. И вот пророк свидетельствует: «Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (пер. с евр.). Пс.110:9–10 Избавление посла людем Своим: заповеда в век Завет Свой: свято и страшно имя Его. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века. Многократно и различные избавления посылал Господь людем Своим в течение долговечной истории еврейского народа: так, Он избавил их от рабства египетского, избавил от нашествия ассириян и от нападений разных других народов, избавил, наконец, от самого тяжкого бедствия, от 70-летнего плена вавилонского. Но псалмопевец, нужно думать, говорит здесь не о том или другом из этих избавлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Что же такое любовь? В греческом языке есть несколько слов, которые обозначают разновидности этого чувства. Одно из них обозначает преимущественно любовь плотскую, другое, совершенно иное по звучанию, – любовь дружескую, третье – любовь к Богу, и так далее. Русский язык в этом отношении имеет некоторый недостаток: одно и то же слово «любовь» обозначает иногда противоположные вещи, например любовь к Богу и прелюбодеяние. Может быть, отчасти из-за этого происходит и некоторая путаница в понятиях. Чтобы выяснить, что такое любовь, уместно для начала взять повествование из Евангелия от Марка. Некий книжник, услышав, что Господь Иисус Христос хорошо говорил о воскресении мертвых, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя 122 . Обратите внимание: прежде чем любить Бога всею душею, нужно понять, что Он есть Господь единый. В первую очередь, конечно же, в том смысле, что Бог один, и только Он один достоин такой любви, которую люди обязаны испытывать к Существу, давшему им даже само их бытие. Но можно подразумевать здесь и некоторый сокровенный смысл. Господь Бог наш есть Господь единый, то есть у нас в конечном счете один Господин – Бог . Хотя, конечно же, и законная светская власть, в особенности православная царская власть, и та власть, которая дарована в Церкви патриархам, архиереям, священникам, каждому в своей мере, – в конечном счете восходит к единому Богу. И мы обязаны повиноваться любой государственной власти или как установлению или как попущению Божию, до тех пор, пока это не противоречит нашей христианской совести – не нашим политическим или экономическим взглядам, а христианской совести. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010