Стали иметь мы также и множество хлеба и вина, то есть крепости и веселия, если истинно слово, говорящее: «хлеб, который укрепляет сердце человека, и вино, которое веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Таким образом хлеб служит знамением мысленной и духовной крепости, а вино — веселия. То и другое дано тем, которые во Христе, чрез Него. Ибо иначе каким образом мы соделались твердыми в благочестии и некоторым образом неподвижными, способными право мыслить и непоколебимо утвержденными? Мы получили власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк. 10:19). Это, думаю, значит множество хлеба. Но и множество вина получили мы: потому что «упованием» радуемся и соделались веселыми, как написано (Рим. 12:12; Рим. 15:13). Ибо мы ожидаем вышних обителей, жизни в нетлении, долговечного жития, соцарствования Самому Христу. Да будет сказано это и о нас, так как к сему по справедливости приводит слово. Затем сила благословения может быть перенесена опять на Самого Еммануила. Ибо «да послужат тебе народы , — сказано, — и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими» (Быт. 27:29); потому что Еммануил наименован первородным, когда соделался подобен нам и именно стал первородным «во многих братиях» (Рим. 8:29). Но по этой причине Он не потерял ничего из того, в силу чего Он есть и Бог, и Господь всяческих. Мы поклоняемся Ему, как Владыке, и Он господствует, как Бог, над призванными благодатью к тому, чтобы быть братьями Его. Ибо сказано «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс. 88:7) Итак, господствует Еммануил, как Бог, над приведенными в состояние братий Его, и Ему «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:10—11). И «проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!» (Быт. 27:29). Речь ясна; потому что прокляты и богоненавистны злословящие Его, и напротив, исполнены благ, даруемых свыше и от Бога благословляющие, то есть возвещающие Его Божественную славу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые 13 с крепостью и силой воскликнут: Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4, 8 ). Тогда всякая тварь на небе, и на земле, и под землей с трепетом и крепостью возопиет: Благословен Грядущий Царь во имя Господне! ( Мф. 21, 9 ). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующих, Пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силой многой и несравнимой славой, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: Се, грядет с облаками небесными, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные ( Откр. 1, 7 ). Какая душа сможет тогда найти в себе столько сил, чтобы стерпеть это? Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места ( Откр. 20, 11 ). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут: кто же после того в состоянии будет устоять? Куда убежим мы, грешные, когда увидим Престолы поставленные и сидящего Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест Престола? Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо совьется, как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы 14 ада, в который явится Христос на облаках со святыми Ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, христолюбцы, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже и в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

3. Боже! Отринул Ты нас, и низложил Ты нас, разгневался, (но) и – ущедрил (греч. пожалел) Ты нас. 4. Стрясл-еси землю, и смутил-еси ю: исцели сокрушение ея, яко – подвижеся. 4. Ты сотряс землю и в смятение привел ее: исцели повреждение ее, ибо она поколеблена. 5. Показал-еси людям жестокая: напоил-еси нас вином умиления. 5. Явил Ты людям жестокое: напоил нас вином огорчения. 6. Дал-еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука, – 6. Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы убежать от (разящаго) лука, – 7. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, Спаси десницею Твоею, и – услыши мя. 7. Дабы избавились возлюбленные Твои. Спаси десницею Твоею, и – услышь меня! 8. БОГ возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сиким, и юдоль жилищ размерю. 8. Бог изрек во святом Своем. – (Я же) возрадуюсь и разделю Сихем, и долину жилищ размерю. 9. Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы моея; Иуда – царь мой. 9. Мой есть Галаад, и мой есть Манассия, Ефрем – крепость главы моей, Иуда – царь мой. 10. Моав – коноб упования моего: на Идумею простру сапог мой: мне иноплеменницы покоришася… 10. Моав – сосуд (горн) надежды моей: на Идумею простру сапог мой: мне иноплеменники покорились... 11. Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи? 11. Кто отведет меня в город укрепленный? или кто доведет меня до Идумеи? 12. Не Ты ли, БОЖЕ, отринувый нас?! и – не изыдеши в силах наших?.. 12. Не Ты ли, Боже, отринувший нас? – и не выйдешь в силах наших… 13. Даждь нам помощь от скорби, и – суетно спасение человеческо. 13. Дай нам помощь от скорби, и (ведь) – суетно (ненадежно) спасение человеческое. 14. О БОЗЕ сотворим силу: и Той уничижит стужающыя нам! 14. О Боге сотворим (в Боге обретем) мы силу: и Он уничижит угнетающих нас! Примечание к Псалму LIX-мy Ст. 3–4. В понимании этого места можно слова ст. 4-го принимать в аллегорическом смысле, как указание на явное и великое проявление действия Промысла Божия в помощи Своему народу против врагов его. Но вернее псалмопевец говорил здесь и о буквальном сотрясении и движении земли, т. е. об устрашившем их землетрясении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

4 . Даждь им Господи по делом их. «Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам, – говорит бл. Феод., – потому сказанное им есть не зложелание, а справедливый приговор; ибо говорит: воздаждь воздаяние их им, т.е. пусть впадут в собственные козни, какие устрояют другим». С Евр.: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». 5 . Яко не разумеша в дела Господня, т.е. эти враги мои потому заслуживают наказания, что невнимательны к делам Божиим, «не захотели приять собственного своего спасения» (св. Афан.); «не пожелали изучить ни слова, ни дела Божия» (бл. Феод,); а потому уверен, что Ты, Господи, разрушишь дела их, как разрушают негодное здание, погубишь их самих без надежды на восстание, «потому что для худых домостроителей полезно разорение лукавого домостроительства» (Бл. Феод.). С Евр.: «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их, и не созиждет их». 6 . Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Яко услыша. Это пророк узнал, конечно, по откровению свыше, а потому вдруг изменяет прошения свои на славословие и благодарение. 7 . Господь помощник мой, и защититель мой, на Него упова сердце мое; – показывается причина, почему Господь Бог помог Давиду, спас его, – потому, что он сердечно уповал на Него, а таковое упование не посрамляет, благоугодно Господу и благотворно для надеющегося. И поможе ми, и процвете плоть моя. Цветение есть символ благоденствия, радости и счастия; слово же плоть означает и тело и внешнее состояние. Т.е. «избавившись от злостраданий в бегстве, ожил я, расцвел и возвратил себе прежнее здравие вследствие благодушия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий, бл. Иероним и другие 184 разумеют воскресение Господа Иисуса Христа и воскресение людей. С Евр.: «Господь крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнию моею». 8 . Господь утверждение людей Своих, и защититель спасений христа Своего есть. «Давид называет себя христом, как царя, – говорит бл. Феод., – потому что имя сие было общее царям, пророкам и священникам». Т.е. его, Давида, помазанного Богом, не раз, а много раз Бог защищал от врагов, как бы щитом покрывал его; много спасений получил от Господа. С Евр.: «Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Воля их будет совершенно свободна от грехов: в царстве света и славы нет места греху ( 1Кор.15:56 ); в него не войдет никакая скверна ( Апок.21:27 ); там будет одна правда и истина, и праведники будут совершенно непорочны, чисты и святы, – будут облечены в белые ризы (6:11), в белый и чистый виссон (19:8). Они войдут в приятнейшее общение между собою, – и тогда ты, христианин, увидишься с теми, с коими был связан здесь на земле духовными узами любви, родства, дружбы, – увидишь Матерь Божию, честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, увидишь ангелов Божиих, св. праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, святителей. Особенно же праведники будут наслаждаться созерцанием Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а в Нем и чрез Него Бога Отца и Бога Духа святаго. Господь Бог будет для них всем: и светом, просвещающим их, и древом животным и хлебом небесным, питающим их, и источником воды животным, их напаяющим. И вот, среди сего велелепного света и славы Божества, среди славословий светоносныхъ духов, со страхом и трепетом взывающих: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и будет ( Апок.4:8 ), и спасенные земнородные будут торжествовать спасение рода человеческого, совершенное Сыном Божиим на земле, во днех плоти. Христос Спаситель – на престоле с Богом Отцом и Святым Духом; Агнец Божий, от вечности закланный в совете Триипостасного Божества и во днех плоти принесший Себя в жертву за грехи людей, приял власть и силу, какую всегда имел на небе и на земле; Пасха наша – Христос, пожренная за наше оправдание и спасение, теперь в Божественной славе, в небесном величии: и понесутся к престолу Божию хвалебные гимны и торжественные песни земнородных: спасение Богу нашему, сидящему на престоле и Агнцу ( Апок.7:10 )! Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение (– 5, 12)! И повторять эти гимны и песни Ангелы, окружающие престол Вседержителя: Достоин, достоин, Аминь! Благословение, и слава, и премудрость, и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякое наше старание и подвиг как ради добра, так и против греха бессилен без помощи Божией, поскольку мы весьма растленны и немощны. Потому и сказано нам Спасителем нашим: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ). Поэтому у Него должно просить и искать всякого добра, и крепости, и силы против греха. Книги святые учат нас, чтобы мы знали, что делать и от чего уклоняться. Но Христос Господь просвещает разум наш и подает нам силу и крепость, чтобы желать и делать, как лоза сок свой сообщает розгам. Итак, должно ко Христу приближаться, и к Нему воздыхать, и у Него силы и крепости во всем просить и ожидать. Верен Обещавший ( Евр. 10, 23 ) и хочет помочь тем, ради которых в мир пришел и пострадал. Старание человеческое само собою ничего не может: ни начать, ни делать, ни совершить не может человек без Бога. Без Меня не можете делать ничего, – говорит Христос ( Ин. 15, 5 ). Бог начинает дело спасения нашего, делает и совершает, если Ему не противимся и делаем то, что благодать Его производит. Итак, везде нужна нам Божия помощь. Обещается же Божия помощь тем, которые верой просят у Него: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Лк. 11, 9 ). И те, которые верой просят, ищут и стучат в двери неба, всегда для просящих с верой открытые, по обещанию принимают, обретают то, и открывается им. Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Лк. 11, 10 ), – говорит Христос. Ибо если люди, будучи злы, умеют даяния благие давать детям своим, тем более Отец Небесный, Который по естеству Благ и есть Источник благ, даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк. 11, 13 ). И родители, хотя желают помочь чадам своим, но часто бывает, что не могут, ибо не все человек может, что хочет. Бог же не так, но Он все может. Все хочет подать нам, ибо Благ; и все может, ибо Всемогущ. Поэтому должны мы в таких тесных обстоятельствах, в таком трудном и опасном подвиге нашем против врагов наших не унывать, не отчаиваться, но к Нему, как многомилостивому Отцу, Поборнику, Защитнику и Помощнику нашему, прибегать с верой, просить Его, искать у Него, всегда стучать воздыханием и верой в двери милосердия Его. Тогда Начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа ( Флп. 1, 6 ). Тогда силою Своею Божественной соблюдет нас через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время ( 1Пет. 1, 5 ). Тогда Призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратко временном страдании вашем, да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Пет. 5, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Господь говорит тебе в Евангелии: Если... хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя [ Мф. 19, 17 ; Лк. 10, 27 ]. Ты говоришь: научи меня, как мне любить Бога и ближнего? А вот как: Господь сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, или: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди [ Ин. 14, 23, 15 ]. А заповедь Его такова: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга [ Ин. 15, 12 ]. Итак, если ты всеми силами стремишься жить во взаимной любви к ближнему, не подаешь причины к несогласию, поступаешь со всеми так, как хочешь, чтоб поступали другие с тобою, чего не желаешь себе, того и другим не желаешь, если оказываешь посильную помощь нуждающимся и всё это делаешь ради заповеди Спасителя – то ты любишь и Бога, и ближнего, потому что ближнего любишь для Бога видя в нем образ Божий, любишь его из послушания заповеди Божией. Скажешь еще: научи меня, как частнее проявлять мне любовь к ближнему – этому образу Божию, в лице которого Сам Бог благоволит принимать Себе услуги? Отвечаю: многоразличны проявления любви и милосердия к ближнему. Различен милования образ, говорит Златоуст, и широка заповедь сия [ Пс. 118, 96 ]. Пришел к тебе гость – прими его ласково, приветливо, угости радушно и с любовию – и ты оказал любовь; прими странника в дом, угости, упокой, утешь его – и ты оказал любовь; просит кто пройти с ним версту – иди и больше, и ты окажешь любовь; прости обиду обидевшему – и ты окажешь любовь; подай нищему – и ты окажешь любовь; дай взаймы – и ты окажешь любовь; посети больного – и ты окажешь любовь; заступи сирот от обид – и ты окажешь любовь; посети вдовицу в скорби – и ты окажешь любовь; походатайствуй за слабого пред сильным – и ты окажешь любовь; заступи немощного – и ты окажешь любовь; утешь печального – и окажешь любовь; наставь невежду – и ты окажешь любовь; подай совет ближнему в затруднении или в опасности – и ты окажешь любовь. Делай это по возможности часто, не считая своих милостей, как Бог без счету посылает тебе Свои милости, делай ради заповеди Господней, из любви к Законодателю; окажи беспрекословное, спешное послушание всем заповедям Его, когда Он пошлет тебе к тому случай; еще: не привязывайся сердцем ни к чему больше Бога: пусть Творец и Благодетель твой преимуществует у тебя в сердце пред всем земным: пред земными родителями, женою, детьми, благодетелями, родственниками, друзьями, пред всеми людьми, пред всеми вещами и удовольствиями – и ты возлюбишь Бога всем сердцем... всею душою... всею крепостию... и всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя [ Лк. 10, 27 ]. Умудряйся таким образом в любви, и получишь живот вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Да, Моисею приходится действовать в одиночку, и он действует, воплощая не ошибки, от которых его спасает Бог, а великолепный стратегический замысел, которым Бог ему дал командовать, дабы познали все египтяне, Кто Господь. Итак, расположение лагеря в виду египетских крепостей приводит к прогнозируемому результату: возвещено было царю Египетскому, что народ бежал. Понятен вопрос египтян: зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам? Экономический ущерб огромен для Египта, и здесь можно было бы говорить об историческом примере подрыва военно-промышленного потенциала, но эта тема уже затрагивалась в начале описания исхода, и давались некоторые ссылки. Вопрос египтян только подтверждает важность решения проблемы удержания рабочей силы в подчинении. Вернёмся к спорному вопросу о том, зачем Моисей, ведя евреев обходным путем, избегая военных дорог, располагает свой лагерь в строго определённом месте, вблизи нескольких египетских крепостей и как бы ждёт там. То, что случилось дальше, просчитывалось и без особых военных познаний: Фараон запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и рабов его, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою. И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном (Исх 14:6–9). Здесь для правильного понимания дальнейших событий важно отметить, что автор, а это Моисей, который исполняет весь этот план, шестикратно в этом коротком отрывке акцентирует внимание на том, что именно конница пустилась в погоню за Израилем. Причём египетская конница — это колесницы как отдельный и самостоятельный вид вооружения, прекрасно подходивший для атаки на открытой местности. В то же время в предыдущих отрывках о войске евреев настоятельно говорилось как о пехоте. Зачем ветхозаветный текст так чётко разграничивает составы армий, если нет никакого стратегического замысла, а народ Божий в итоге спасается только чудом? Нет сомнений, что Моисей был прекрасно осведомлён о составе вооружения египетской армии и о том, на чём может его преследовать фараон.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

Далее, мы должны повиноваться Богу. В обыкновенной жизни мы называем послушным своему отцу только такого сына, который охотно исполняет волю отца, то есть делает то, что отец повелевает, и не ропщет, если отец поступает с ним не так, как бы хотелось ему. То же самое нужно сказать и о повиновении Богу. Оно состоит именно в охотном и безропотном подчинении воле Божией. Сам Иисус Христос был послушлив даже до смерти и смерти крестной. Точно так же должны поступать и мы; а это будет тогда, когда мы непрестанно будем готовы делать то, что Бог повелевает, и не будем роптать, когда Он не то будет делать с нами, чего бы мы желали. К внутреннему же богопочтению принадлежит также обязанность поклоняться Богу. Бог есть существо Высочайшее, Творец неба и земли и всех нас. Как же нам не благоговеть пред Ним и не поклоняться Ему? О святых Ангелах говорится в Откровении Иоанна: «и все Ангелы стояли вокруг престола… и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость, и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков». Так и святые Ангелы поклоняются Богу, как Существу Высочайшему. Подобно этому должны поступать и мы. Но из этих же слов святого Иоанна видно, что Ангелы не только поклоняются Богу, но вместе воздают Ему благословение, славу и благодарение, то есть славословят и благодарят Бога. Славословить и благодарить Бога должны также и мы. Посмотрим теперь, в чем состоят эти обязанности. Итак, что значит славословить Бога? Когда израильтяне прошли посуху через Чермное море, то воспели Господу песнь, которая начиналась так: «пою Господу, ибо Он высоко превознесся… Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением». Этой песнью они прославляли то чудо Божие, благодаря которому они прошли посуху через Чермное море. В нем наглядно проявились всемогущество и благость Божии в отношении к израильтянам. Сии же Божественные свойства должны прославлять и все мы, и если будем поступать так, то тем самым будем славословить Бога. И не одни только всемогущество и благость, но можно также прославлять святость, премудрость, одним словом, все высочайшие совершенства Божии. Поэтому славословить Бога значит прославлять Божественные совершенства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И, когда карозута закончилась, диакон говорит: Помолимся, мир с нами. Священник отвечает тихим голосом: Господи, очисти по милости Твоей грехи и прегрешения рабов Твоих и освяти наши уста по благодати Твоей, дабы они принесли плоды хвалы Твоей высочайшей божественности со всеми святыми Твоими в Царстве Твоем. И если есть чаши, которые не освящались, то здесь знаменует их. И, выпрямившись от поклона, возвышает голос и говорит: И сподобь нас, Господи Боже наш, всегда беспорочно стоять пред Тобою с чистым сердцем, открытым лицом и с тем дерзновением, что по Твоей милости было предано нам, чтобы всем нам равно призывать Тебя, говоря так. И отвечают: Отче наш и далее. Канона, который говорится вместо И сподобь нас в Господские праздники. И всели в нас, Господи, покой Твой и мир Твой в сердца наши. Истину Твою да возвестит язык наш, и крест Твой пусть будет хранителем душ наших. Мы творим уста наши новыми арфами и поем губами нашими огненными. Сподобь нас, Господи, с дерзновением молиться пред Тобою тою чистой и святой молитвою, которою обучили уста Твои животворящие учеников Твоих – истинных причастников Твоих Таинств: всякий раз, когда вы молитесь, так молитесь и благодарите, говоря – И отвечают – Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков, аминь. И повторяет священник тихо следующую молитву: Господи, Бог крепкий, Бог наш благой и Отец наш милостивый, просим и молим величие Твоего милосердия: не введи нас, Господи, во искушение, но избавь нас от лукавого и сил его. Ибо Твое есть Царство, и сила, крепость, доблесть, и власть на небесах и на земле. Ныне и присно и во век веков. Аминь. Или эту. Но когда есть эта [молитва], то произносится громко: Ей, Господи Боже наш, мы просим и молим милосердие Твоей благости: не введи, не введи нас, Господи, во искушение, но спаси и избавь нас от лукавого и сил его. Ибо Твое есть Царство, и сила, крепость, доблесть, и власть на небесах и на земле. Ныне и присно. И, знаменуя себя, возвышает голос: И во век веков . И отвечают: Аминь. И говорит священник: Мир с вами. И отвечает народ: И с тобой, и с духом твоим. И продолжает: Святое святым подобает в согласии. И отвечает народ: Един Отец Святой, един Сын Святой, един Дух Святой. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, во век веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010