Боящимся Его Он сделает угодное и услышит вопль их и спасет их. Сохраняет Господь всех любящих его и сокрушит всех нечестивых. Хвалу Господу изрекут уста мои, и благословит Господа всякая плоть во век века (in aeternum et jugiter) [cm. 18–21]. В псалме CXLV: Хвали, душа моя, Господа. Я буду хвалить Господа в жизни моей и воспевать Господу моему, пока живу. Не полагайтесь на начальников и на сына человеческаго, у которого нет спасения [ст. 1, 2]. Блажен тот, у которого помощник Бог Иакова; надежда такового на Господа Бога его [ст. 5]. В псалме CLVI: Хвалите Господа, ибо Он благ; песнь Господа нашего [или: Господу нашему] – ибо [это] должно: прекрасная похвала [ст. 1]. Господь воздвигающий смиренных, унижающий нечестивых до земли. Пойте Господу в исповедании, пойте Богу нашему [ст. 7?] Его хотение не в крепости коня, и благоволение Его не к крепости голеней мужа. Благоволение Господа к тем, которые боятся Его и ожидают милосердия Его [ст. 10, 11]. В псалме CXLVIII. Да хвалят имя Господа цари земли и все народы, князья и все судии земли, юноши и девы, старцы и дети [ст. 11–13]. В псалме CXLIX: Пойте Господу песнь новую; хвала Его в собрании святых. Да возвеселится Израиль о Творце своем, и сыны Сиона да торжествуют о Царе своем [ст. 1, 2]. Он возвысит смиренных в Спасителе [in Jesu]. Взыграют святые в слове; будут восхвалять на ложах своих. Восхваления Бога в гортани их [ст. 6]. В псалме CL: Хвалите Господа в святых Его, хвалите Его в крепости могущества Его. Хвалите Его в силах Его. Хвалите Его во множестве величия Его [ст. 1–2]. Все дышащее пусть хвалит Господа [ст. 6]. А теперь мы собрали из книги Соломона то, что, по нашему мнению, необходимо для этой книги, и прежде всего из книги Притчей. Эта книга почти вся имеет важное значение для наставления в благочестивых нравах, если только она будет правильно понимаема. Но то, что [в ней] темно, я пропущу. Пусть эти места будут достоянием читателей и любителей духовных писаний, чтобы они могли упражняться [в них]. Мы же в этом труде своем решили подобрать то, что относится, – как легко уразуметь, к прохождению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вопрошающий. Какой смысл имеет пришествие агнца и приятие им книги от руки седящего на престоле? Отвещающий. Сим является, что Отец и Сын имеют единую волю, якоже и сам Господь во Евангелии глаголет: «снидох, не да творю волю мою, на волю пославшаго мя Отца» ( Ин.6:38 ). Откр.5:8–13 «И егда прият книгу, четыре животна и двадесять и четыри старцы падоша пред агнцем, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых: и поют песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея: яко заклался и искупил еси Богови нас кровию своею от всякого колена и языка и людей и племен: и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи: и воцаримся на земли. И видех, и слышах глас ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тысяща тысящами, глаголюще гласом великим: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси и на земли, и под землей, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле и агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков». Вопрошающий. Почему славословие агнцу воздается от животных и старец, от всех сил небесных, и от всякого создания на небеси и на земли? Отвещающий. Потому, что чрез страдание Господне, имже искупися от первого преступления человеческий род, и небесная и земная, и ангели и человецы совокупишася воедино, по слову апостола ( Еф.1:22 ): «и того даде главу выше всех церкви»; и паки: «яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим.8:21 ). Вопрошающий. Что означают слова: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение? Отвещающий. Всеми сими словами является, что заколенный агнец, по Божественному своему естеству, единосущен есть Отцу, ибо все сии слова свойственны Богу. Честь, слава и благословение потому принадлежат агнцу, что он есть Бог благословенный во веки. Ему же принадлежат сила и крепость, и сим является, что верующая в него Церковь не имать побеждена быти во веки, ибо Создатель ее непобедим. Ему принадлежат также богатство и премудрость, и сим является, что неизреченной своей мудростью и щедротами он вся устрояет к нашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Лк.10:27 . Он же отвещáв речé: возлюбиши Гóспода Бóга твоегó от всегó сéрдца твоегó, и от всея души твоея, и всéю крепостию твоéю, и всем помышлéнием твоим: и ближняго своегó яко сáм себé. Лк.10:28 . Речé же емý: прáво отвещáл еси: сиé сотвори, и жив бýдеши. (Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.) (Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.) Возлюбиши (возлюби) Господа Бога Твоего и пр. Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея ( Втор.6:5 ). Возлюби Господа всецело, всем существом своим, со всеми его силами – вообще всею душою твоею, в частности всем сердцем твоим, т. е. всею способностью или силою, которою мы чувствуем или желаем, всею крепостию твоею, т. е. всею силою своей воли, и всем разумением (помышлением) своим, т. е. всею способностью или силою, которою мы познаем. – У еванг. Матфея и Марка тут прибавлено: сея есть первая заповедь – первая не по чему-либо, но по важности и значению в отношении других заповедей: она есть основание всех других заповедей, и исполнение ея есть источник всех других добродетелей. Бог – выше всех существ, и должен быть любим высшею любовию. Человек и создан был для того, чтобы любил Бога, и любовь к Богу в нем должна царствовать над всем, что есть в душе его. И ближнего своего возлюби, как самого себя (яко сам себе). Люби ближнего своего, как самого себя, т. е. желай и делай ближнему добро, как себе самому, не желай и не делай ему того, чего не желал бы самому себе – ни зла, ни вреда, ни неприятности ( Мф.7:12 ). Лк.10:29 . Он же хотя оправдитися сáм, речé ко Иисýсу: и ктó éсть ближний мóй? (Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?) Хотя оправдитися сам (желая оправдать себя). То есть, законнику стало неловко, когда он спрашивал Иисуса Христа о том, что сам знает, и он, желая оправдать себя, т. е. поправиться, предложил Господу новый вопрос: кто мой ближний. Вопрос этот у иудейских законников был спорный, подобно вопросу о том: какая наибольшая заповедь в законе? ( Мф.22:36 ), и в решении его много они заблуждались: так как иные из них называли ближними только своих единоплеменников и единоверцев, т. е. иудеев, как происходящих от Авраама, исключая отсюда всех остальных людей ( Мф.5:43 .); а другие, в своей мнимой праведности, считали ближними только таких же праведников, как они сами, отвращаясь от мнимых грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Рассуждение Преподобный Пафнутий Боровский говорил своим ученикам, что душу человека и его тайные дела можно распознать по взору очей. Ученикам это казалось невероятным, пока сей Божий человек не удостоверил это на самом деле, причем неоднократно. Прозирая в чужие судьбы, преподобный Пафнутий предузрел и свою собственную. За неделю до смерти, будучи еще здоров, он предсказал, что в следующий четверг разлучится с этим А на рассвете оного четверга радостно воскликнул: «Сей день Господень – радуйтеся, людие! Се прииде чаемый день!» – Вот как встречает смерть человек, который весь свой век помышлял о разлучении с этим и о встрече с Богом. Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как два Ангела являются ученикам, пока те всё еще смотрят вслед вознесшегося Господа; 2) как Ангелы возвещают, что Господь [паки] придет таким же образом , как ученики видели Его восходящим на небо . Проповедь о силе слова Господня Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Иер. 23:29 Да, Господи, слово Твое и вправду – как огонь, согревающий [и воодушевляющий] праведника и попаляющий грешника. И впрямь оно – как молот, размягчающий окаменелую твердость сердец у людей кающихся и в прах разбивающий сердца нераскаянных грешников. Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге ( Лк. 24:32 )? – спрашивали Апостолы после беседы с воскресшим Господом. Если сердце у человека праведно, то оно пламенеет от слова Господня, и тает от умиления, и расширяется от любви. А если сердце у человека неправедно, если окаменело оно от греха, то словом Господним оно пожигается и еще больше отвердевает. И ожесточилось сердце фараона . Напрасно укрываются грешники в свои крепости каменные, в свои крепости железные, в свои крепости серебряные и золотые – отвергая броню Божией праведности. Когда Бог изречет суд над этими мощными оплотами, в которые замыкают себя грешники, слово Господне опустится на них, как могучий и неотвратимый молот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так восставь же то, что Ты потряс. Ты хмельною влагой изумленья Напоил нас, Боже, допьяна. Так не отвергай мои моленья. Залечи земные поврежденья; Знающим, сколь власть Твоя грозна, Нам на будущие времена Знаменье даруй и очищенье. И в святилище Своем к нам всем Обратил Создатель речь такую: «Вам на радость разделю Сихем, Раздроблю Сокхоф и возликую!» И еще Господь изрек оттуда: «Галаад, Манассия, Ефрем — Вот кто крепость Мне и крепость всем, И на царство от Меня — Иуда. Что же до Моавового дома, Этот дом мне будет что коноб — Сей сосуд для омовенья стоп, И стопой я потопчу Едома!» Господи, но кто ж во град введет Рать мою и следом мой народ? Господи, не Ты ль, что нас отринул, Без благословения покинул Наши рати, шедшие в поход? Нам к кому взывать, когда не к Богу? Помощь от людей — тщета и прах. Всё от Бога, всё в его руках. Только от Него нам ждать подмогу. Н. Басовский - 60-й псалом (Золотой венец Давида) Господь, Ты нас отринул, прогневался на нас, Ты сокрушил нас, Боже, и это неспроста. Верни нам состраданье — ведь землю Ты потряс, и расколол на части, и вот она пуста. Жесткого паденья и горького вина, когда Ты нас оставил, хлебнули мы сполна. Так подари же знамя боящимся Тебя, чтобы они с Тобою за истиной пошли, спаси Своей десницей и, праведных любя, избавь людей от бедствий и землю исцели! И Бог меня услышал в святилище Своём и повелел расширить мой строящийся дом: «В Шхем и его долины вернусь Я, как домой, опять Моими будут Менаше и Гильад, Иуда и Эфраим — оплот защитный Мой, Моав — с водою чаша, где ручейки звенят; на земли филистимлян Я брошу свой башмак и на полях Эдома оставлю тот же знак». Кто сдаст мне вражью крепость и кто введёт в Эдом? Всё это Ты, когда-то отринувший меня. Ты дашь войскам отвагу, Ты укрепишь мой дом и воинам поможешь, от вражьих стрел храня. Тщета — людская помощь; с Тобою мы сильны, и Ты низложишь силу врагов моей страны. Псалом 60. Канонический русский перевод 1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида. 2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! 3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, 4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. 5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих, 6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. 7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род, 8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. 9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день. Н. Гребнев - Псалом 60

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Грозно, неумолимо слово Божие, и все исполнится по реченному Богом. Однако Бог бесконечно милостив — долготерпелив и многомилостив, — и Он никогда не лишает нас надежды. Если мы послушны заповеди Его, Он не замедлит с исполнением Своих самых лучших обетований. Вот что обещает Бог Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении». Еще раз нам открывается, откуда берется, в чем заключена крепость народа. Она от Бога и в Боге. Бог обещает произвести от одного верного Ему человека целый народ — любимый Им народ, избранный Им народ, который всегда будет любимым, пока он хранит верность своему Господу. Когда Бог взял Авраама от своего собственного народа, Он дал ему обетование сделать его родоначальником другого народа. Он отсек его как ветвь от дикой маслины, чтобы тот стал корнем доброй. Здесь было великое испытание веры Авраама, потому что он был уже стар, и жена его была давно неплодной. И пусть это будет нам также в напоминание — как бы ни был ослаблен наш народ, сколь бы численно не уменьшился он, какие бы непреодолимые естественные преграды для его роста ни возникали — Бог может все чудесно изменить. Услышим то, что Бог говорит Аврааму, устанавливая завет между Собой и верным Ему человеком: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну». Теперь как никогда должно быть ясно, что в нашей нынешней войне, последней всемирной и духовной войне, которая идет сейчас, вся наша защита от многочисленных врагов — Господь Бог наш. И все нападение наше — Господь Бог наш. Если Бог с нами — кто против нас? Но если Бог против нас, говорит святитель Феофан Затворник, — то кто за нас? И вот обетование, венчающее все остальное: «И благословятся в тебе все племена земные», потому что это обетование указывает на Мессию, на Христа, в Котором все обетования «да» и «аминь». Иисус Христос — великое благословение рода человеческого, самое величайшее, какое когда-либо было. Если покается наш народ и если он снова будет со Христом, он не только себя сохранит, но благословение его распространится на все народы. В последние времена, как и в первые, все совершается по слову Господню: «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Уразумеем самое главное, что речь здесь идет не только о временной жизни и смерти, а о вечной нашей участи, о вечной участи всех людей. И столь велика сила покаяния, что Бог силен Крестом Своим «из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/v_...

В разрушении дома Израилева, в падении всех земных надежд его Бог не оставляет пророка, является ему во всем Своем величии и через него продолжает говорить Израилю: Бог один остается его утешением, его оплотом. Но не в этом ли и есть начало спасения и не в этом ли всецелом обращении Израиля к истинному Богу – путь Промысла? В Боге – единственное высшее благо пророка и благо Израиля, его царство, его слава, его крепость и сила. В Боге его  жизнь, жизнь праведных. Под этой жизнью разумеется не бессмертие отдельных лиц и не загробное существование. Социальный характер религии Ягве всего лучше характеризуется именно тем, что загробные чаяния так долго не имели для нее никакого значения: Бог праотцев не есть Бог мертвых, Он – Бог живых. Под «жизнью» же разумеется полнота личного и национального существования. Эту полноту верный Израиль находит только в Боге, в общении с Богом, в котором он черпает свою непоколебимую крепость, свое утешение не только     –  235  –   в будущем, но и в настоящем: «Он взирает на лицо Божие и насыщается Его образом» (Пс. 26, 15). Он верит и сознает, что Бог ведет его за руку и просвещает его Своим советом и словом. В Боге все правда, сила и спасение; в Нем сокрыта будущая слава и настоящая, вечная жизнь: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот удаляющиеся от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.  А мне благо приближаться к Богу» (Пс. 72). В этом вся суть религии и нравственности Израиля: его благо в том, чтобы «приближаться к Богу», наполняться Его сознанием, насыщаться Его образом, в этом «жизнь». И потому высшая молитва каждого верного есть молитва о том, чтобы Бог наставил и просветил его в его «путях», а молитва всего Израиля – о том, чтобы имя Божие прославилось, чтобы Бог пришел, чтобы царство Божие пришло. Вместе с ним придет и оправдание Израиля, вечное оправдание его веры и надежды, которое «праведные» и «мудрые» предвкушают уже в настоящем, в общении с Богом, в сознании его  близости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Он воздаст ему по делам его». ( Ос.12:1–3 ). Имя Иакова приводит пророка к воспоминанию о том праотце, родоначальнике народа, который своим ревностным, заявленным еще во время своего рождения стремлением к достижению первородства и соединенных с ним благословений, и своей во время возмужалости и крепости сил совершенной борьбой с Богом, окончившейся для него, ради молитвы его, победоносно, оставил образец подражания и вместе с тем залог спасения для тех, кто произошел от нее, и носит имя его. «В матернем чреве, говорит пророк, держался он за пяту брата своего и в крепости своей боролся с Богом. Боролся с Ангелом», разъясняет борьбу пророк, с тем Ангелом, в котором открывал Себя в Ветхом завете Сам Иегова – невидимый Бог, – боролся «и одолел», а одолел потому, что «плакал и умолял Его» (ср. Быт.33:27 ). Борьба Иакова с Богом была борьба при посредстве молитвы, умоляющая молитва доставила Иакову победу, плодом этой победы было то, что Иаков, по возвращении своем из Месопотамии, «в Вефиле нашел Его», в Вефиле получил откровение Иеговы и благословение от Него, благословоние такого рода: «И сказал ему Бог: имя твое Иаков. Отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек имя ему: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог всемогущий; плодись и умножайся, народ, и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих». ( Быт.35:10–11 ). Это благословение Бог изрек в Вефиле не одному Иакову, но в лице его и всему потомству его: " и там, говорит пророк, Он (в лице Иакова, давая ему обетование) глаголал с нами», глаголал тот Бог, который, призывая Моисея к освобождению народа из Египта, называл себя Господом, Богом отцов этого народа, Богом Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.3:15 ), называл так потому, что Израиль времен Моисея только тогда и мог питать полное доверие к Божественному призванию Моисея на освобождение народа из египетского рабства, когда бы призывающий был тот именно Бог, который открывался праотцам их, как Бог спасения их, а теперь именует Себя Богом воинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

18 И всё рукотворное скроют, 19 внеся в пещеры, и в расселины скал, и в норы земные, от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он восстанет сокрушить землю. 20 Ибо в тот день выбросит человек мерзости свои золотые и серебряные, которые они сделали себе для поклонения суетным предметам и летучим мышам, 21 чтобы войти в щели твёрдых утёсов и в расселины скал от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он восстанет сокрушить землю.  Прокимен (псалом 14), глас 4: Господи, кто обитает/в жилищи Твоем?  Стих: Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем. На вечерне Прокимен (псалом 15), глас 4: Благословлю Господа/вразумившаго мя.  Стих: Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Чтение Бытия  4–19] 4 Это — книга происхождения неба и земли, когда они возникли, в тот день, в который сотворил Господь Бог небо и землю, 5 и всякую полевую зелень, прежде появления её на земле, и всякую полевую траву, прежде, чем она взошла. Ибо Господь Бог не посылал дождя на землю и не было человека для возделывания её, 6 поток же проистекал из земли и орошал всё лицо земли. 7 И образовал Бог человека, взяв прах из земли, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой. 8 И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и ввёл туда человека, которого создал. 9 И произрастил Бог ещё из земли всякое дерево, прекрасное на вид и хорошее в пищу, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10 Река же выходит из Эдема, чтобы орошать рай, и потом разделяется на четыре реки. 11 Имя одной — Фисон: она окружает всю землю Евилатскую, там есть золото, 12 и золото той земли хорошее, и там есть гранат и зеленый камень. 13 И имя второй реки — Геон: она окружает всю землю Эфиопскую. 14 И третья река — Тигр: она течёт прямо к Ассирии. А четвёртая река — Евфрат. 15 И взял Господь Бог человека, которого создал, и ввёл его в рай наслаждения, чтобы возделывать его и хранить. 16 И заповедал Господь Бог Адаму, говоря: «От всякого дерева, которое в раю, ты будешь есть, 17 от дерева же познания добра и зла — от него не ешьте, а в какой день вкусите от него — смертью умрёте».

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Еще в другом отношении саддукеи оказываются неведущими Писания. Если бы они разумели его, то поняли бы, почему сказано: Аз есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова, - что указывает на живых. Ибо (Господь) не сказал: Аз бех, но - есмь (Бог их), как бы присущих, а не погибших. Но может быть, скажет кто-нибудь, что Господь сказал это только о душе праотцов, а не вместе о теле, и что отсюда нельзя заключать о воскресении тел. На это я скажу, что Авраамом называется не одна душа, но совокупно душа и тело, так как Бог есть Бог и тела, и оно пред Богом живо, а не обратилось в небытие. Далее, поелику саддукеи не веровали (только) воскресению тел, то и Господь сказал о телах, что они живы у Бога, а не о душах: последнее признавали и саддукеи. Затем обрати внимание и на то: воскресение есть восстание падшего (в землю, в прах): но пала не душа (она бессмертна), а тело: следовательно оно и восстанет, снова соединясь с единосоюзною душою. И приступль един от книжник, слышав их стязающихся, и видев, яко добре отвеща им, вопроси Его: кая есть первая всех заповедий? Иисус же отвеща ему: яко первейши всех заповедий: слыши, Исраилю, Господь Бог ваш, Господь един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая заповедь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего яко сам себе. Большая сих ина заповедь несть. И рече Ему книжник: добре, учителю, воистинну рекл еси, яко един есть Бог, и несть ин разве Его. И еже любити Его всем сердцем, и всем разумом, и всею душею и всею крепостию: и еже любити ближняго яко себе, боле есть всех всесожжений и жертв. Иисус же видев, яко смысленно отвеща, рече ему: не далече еси от царствия Божия. И никтоже смеяше ктому Его вопросити. Матфей говорит, что книжник подошел (ко Христу) искушая: а Марк замечает о нем, что он смысленно отвеща. Не противоречат ли евангелисты друг другу? Нет: сначала, вероятно, он спрашивал, как человек искушающий, а потом вразумился ответом Христовым и отвечал разумно, и таким образом был похвален.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010