В княжеском хозяйстве бортничество было таким же путем, какими были рыбные ловли и луга, а эти статьи не были княжескими регалиями ни в удельное время, ни после 70 . Правда, доходные угодья, принадлежавшие частным землевладельцам, не были свободны от налогов. Вообще на земли владельческие и черные крестьянские падали разные путные сборы и повинности, которые взимались администрацией того или другого пути смотря по роду налога или подлежавшего ему угодья. На эти налоги косвенно указывают льготные грамоты XV и XVI веков, освобождавшие от них некоторые привилегированные земли. В договоре сыновей Калиты рядом с конюшим путем упомянуто о праве князя «кони ставити», т. е. ставить их на обывательский корм; из льготных грамот видно, что на Конюшенный приказ ясельничие сбирали с непривилегированных землевладельцев туковые деньги, что крестьяне кормили государева коня, косили сено на государевых лугах, ловчие с государевыми бобровниками и псарями, проезжая по частным землям на свое дело, брали у крестьян кормы себе и собакам, брали людей и подводы на медвежьи и лисьи поля, что в пользу стольнича пути взималось езовое, сбор с рыбных ловель и т. п. Но все это не сообщало путям характера регалий: угодья и доходные сельские промыслы подлежали путным налогам и повинностям наравне с другими доходными статьями городского и сельского хозяйства. Хлебопашество не было регалией; однако с хлеба в земле или на корню казна взимала, как известно, пошлину или подать, «доколе рожь из земли выйдет» или «по кои места была рожь в земли», по выражению актов XVI века 71 . Так администрация каждого пути слагалась из двух главных отправлений: она заведовала эксплуатацией известного хозяйственного угодья на дворцовых землях князя и взиманием известных налогов и повинностей, падавших на недворцовые земли, если они не были освобождены от того особыми льготными грамотами. По актам удельного времени управители дворцовых путей вместе с дворецким всего чаще являются при князе, как его правительственные сотрудники; почти только из них и состояло высшее центральное управление в северном удельном княжестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

27 Две подобные амфоры найдены в Мирмекии в составе ритуального комплекса VIII-IX вв. н. э. с захоронением черепа мужчины в сопровождении жернова(!), открытого на глубине 0,60 м от современной поверхности (Гайдукевич В. Ф., 1987, с. 165). 28 Обычно в отчетах и публикациях подобные изделия описываются как напильники или орудия для обработки кожи. 29 К средневековому времени относились профильные обломки высокогорлых гончарных кувшинов красно-коричневой глины с вытянутым туловом и плоским дном, фрагменты горшков, украшенных «струйчатым» орнаментом, типичных для «салтовских» памятников второй половины VIII – начала IX вв., отдельные фрагменты стенок стеклянных сосудов (См. Отчет ААЭ, 1998 г., рис. 255–264). Кроме этих находок отмечу найденное в котловане 1 метательное ядро из песчаника (к. о. 126); в котловане 2 обнаружены небольшая железная крица подпрямоугольной формы, сильно коррозированные обломки малопонятных железных изделий, граффити на стенках амфор: (к. о.49:51), фрагмент плохо читаемого клейма на ручке светлоглиняной узкогорлой амфоры (к. о. 52), пирамидальные грузила коричневой глины, кружки из стенок амфор, кремневый отщеп (к. о. 50), донце стеклянного сосуда, точильный брусок (к. о. 25), пращевые и метательные ядра (к. о. 48, 75, 16, 212,71, 24,22, 23, 83) (рис. 261–262); в котловане 3 найден железный гвоздь с большой круглой шляпкой (к. о. 53), а в котловане 4 – тонкая бронзовая пластинка (п. о. 2403). 31 К примеру, культ ханаанского (финикийского) происхождения Баала-Элагабала требовал регулярных человеческих жертвоприношений, поэтому на праздниках в его честь кровь закалаемых на алтарях людей лилась рекой (Бобровникова Т. А., 1996, с. 12 и сл.). Массовые человеческие жертвоприношения финикийцев и их ближайших родственников – карфагенян поражали современников и сохранились у многих древних авторов. Пунийцы совершали в честь Баала кровавые религиозные обряды и прибегали к злодеяниям как к средству исцеления (Justin. XVIII, 6–7). Помимо ежегодно сжигания живого человека (Plin., N.H, XXXVI, 39) в жертву Баалу отдавали самых красивых из военнопленных (Diod., XX, 65, I; Suid. Sardanios gelos), во время удачных войн приносили ему тысячи иноземцев (Diod., XIII, 62, 4), а в некоторых местах стариков, достигших 70 лет, убивали, согласно обычаю, ударом дубины (Suid. Sardanios gelos).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Каннибальское безумие и человеческие жертвы вряд ли можно объяснить последствиями и пережитками голодных для людей эпох. Это явление коренилось в самой поврежденной человеческой природе, в извращенном понимании богопочитания и благочестия, непонимании сущности смерти, в первобытном страхе перед ее неизбежным приходом, специфической попытке осмысления невидимой грани жизни и смерти, надежде и ожидании грядущего посмертного возрождения. Убийство жертв творилось во имя этой цели, а переживание смерти давало язычникам осязаемое представление о священности жизни. Таким образом, ощущение светлой стороны религиозной жизни древних меркнет, когда едва приоткрывается ее потусторонняя, хтоническая составляющая и становится ясным всепобеждающая и великая сила христианства, поразившая основы языческого восприятия жизни. Современные попытки возрождения неоязычества возвращают человечество в преисподнюю, откуда уже не будет никакого выхода. Библиография 1 . Андреев Ю. В., 1998. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб. 2 . Андреев Ю. В., 2002. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб. 3 . Анохин В. А. 1986. Монетное дело Боспора. Киев. 4 . Античные города Северного Причерноморья. 1984. М. 5 . Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции, 2000. Под ред. В. И. Кузищина. СПб. 6 . Астахов В. А., 1995. Центральная власть и города в позднеантичном Боспоре//Проблемы социальной истории Европы: от античности до нового времени. Брянск. 7 . Беглова Е. А., 2000. Ритуальный комплекс Тенгинского могильника//Таманская старина. Вып. 3. Греки и варвары на Боспоре Киммерийском (VII-I вв. до н. э.). СПб. 8 . Бобровникова Т. А., 1996. Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических воин. Кн. 1. Воронеж. 9 . Болотов В.В. , 2001. История церкви в период до Константина Великого //Лекции по истории древней церкви//Собрание церковно-исторических трудов. Т. 3. 10 . Буркерт В., 2000. Ритуал жертвоприношения, охотничьи и погребальные обряды//Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности и до наших дней. М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Была организована сеть школ с центральной семинарией в Казани, и Ильминский был назначен директором семинарии. Но самой важной работой оставались переводы. Это требовало большой творческой энергии, и для этого Ильминский нашел помощь у крещеных татар. Кроме того, одним из самых эффективных методов оказалось введение богослужения на татарском языке. Из помощников и последователей Ильминского следует упомянуть протоиерея Малова, Остроумова и татарина Тимофеева. Принципы, заложенные Ильминским, нашли применение и в других сферах миссионерских начинаний среди местного населения. В отношении организации анти-ламаистских дебатов, ему не было равных в Казанской академии. А. А. Бобровников был крупным знатоком монголо-бурятского диалекта и составителем первой удачной монголо-калмыцкой грамматики того времени. Уроженец Иркутской губернии и сын миссионера, общаясь с бурятами, он ощущал личную близость с этим монгольским народом. Книжные занятия он дополнял научными экспедициями. Но он не был инициативным человеком и не смог найти правильные методы перевода, хотя и находил погрешности в прежних переводах. При всей неполноте, работа Казанской академии имела огромное значение для помощи миссионерам в понимании души не-европейцев, и она еще недостаточно оценена, а ее опыт не использован в полной мере. 4 Русская миссионерская работа среди инородцев была прервана насильно. Евангелие Христа на русской почве стало невозможным, и вследствие этого произошел возврат к прежним верованиям, особенно у ламаистских племен Поволжья и Сибири, хотя ислам по какой-то причине одно время пользовался частичной свободой. Нам не дано предвидеть будущее или угадать судьбу христианской веры у местных племен России; но мы можем – и должны – оглянуться назад, чтобы понять и осмыслить уроки прошлого, согласно сказанному: «Кто сотворит и научит так, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мт.5:19 ). Читать далее Источник: Свидетельство истины : Сборник статей/Прот. Георгий Флоровский ; [сост., примеч. и коммент. А.А. Почекунина]. - Санкт-Петербург : Духовное наследие, 2017. - 481 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

И действительно. Врач ничего не понимает... А я знаю: архиерей слово держит. Каждый день владыка совершал какое-либо чудо. Помогал многим. Каждый день владыка совершал какое-либо чудо. Помогал многим Помню, 33-й год моего служения в Церкви шел, и я уж владыке посетовал как-то: вот бы на Святой земле побывать... И он меня снарядил! Причем и время-то еще такое выбрал: между Пасхой и Троицей, когда народу там не очень много, и не так еще жарко. Даже месяца не прошло, – как я ему только было заикнулся о том. Вернулся я, мне так понравилось (до этого я почти невыездной был)... Благодарю владыку. – А можно еще на Афон? – вдруг вырвалось у меня. – Ты совсем обнаглел! – тут же отзывается. – Хотя бы через год... – стал я торговаться. – А? Тут уж он испытывал. Но ничего не забывал. Полтора года прошло, смотрит, я и виду не подаю: нет – так нет, – и отправил! Сначала по монастырям и храмам материковой Греции, потом – с заездом на остров Керкиру, к святителю Спиридону Тримифунтскому, и после – Афон. На четыре дня. Незабываемо. Владыка всегда призывал к миру, любви и согласию. Даже когда надо было кого-то из священников наказывать, он давал им время на покаяние, а всех призывал молиться о них. – Совместная молитва, – говорил, – творит чудеса. Так и выходило: провинившиеся каялись, исправлялись, – так, что и никаких прещений не требовалось уже. Сейчас, бывает, священники увлекутся проповедью в Интернете, а их там люди мирского устроения начинают расхваливать, превозносить, относиться к ним как к гуру, решающему все их проблемы. И миссионера-батюшку, бедного, смотришь, «понесло...». Владыка и таких отмаливал. Те потом сами, как про какое-то наваждение, о случившемся вспоминали, возвращались к службе – и тут уж точно были благодарны архипастырю за его молитвенную бдительность. Настоящий апостол. «Суть бытия – общение. Спасаясь сам, помоги спастись другим» Владимир Гаврилович Бобровников , кандидат исторических наук, г. Волгоград: – Для плотского человека, погруженного в бурное течение мира сего со всеми его страстями и грехами, странно порою видеть и даже просто слышать о таких людях, кто живут по Закону Божию, дышат иначе, соприкасаясь с миром Небесным. О людях, знающих Бога, нельзя умалчивать нам, еще плененными земными страстями, надо ставить их на свещнице для себя, дабы найти святое утешение, взирая на их подвиг жизни и как-то учась тому.

http://pravoslavie.ru/133032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕДРЕСЕ [Араб. мадраса], мусульм. учебное заведение. Первые М. появились в Хорасане и Ср. Азии в X в. К XI-XII вв. они стали ведущим типом среди ислам. учебных заведений. М. специализировались на преподавании мусульм. права (фикх), по одному из толков (мазхаб) суннитского ислама, хотя позднее в одном М. могли изучать фикх по неск. мазхабам. В М. поступали после окончания мектеба или домашней коранической школы. Преподавателей (мударрисы) набирали из знатоков этико-правовых норм ислама и методики фикха. Обучение велось в форме лекций и диспутов. Программ в М. не было. В дополнение к праву изучали Коран, хадисы, арабский язык и литературу, богословие (калам), а также светские дисциплины. М. существовали обычно за счет частных пожертвований (вакфов), которые выделялись и на б-ки при М. Среди учредителей М. были известные правители Низам аль-Мульк и Салах-ад-Дин. К числу наиболее знаменитых М. относятся Низамия в Багдаде, Эль-Азхар в Каире, Эз-Зейтун в Тунисе, Бу-Инания в Фесе, Мисбахия в Марокко, Улугбека в Самарканде, Мири-Араб в Бухаре. М. оказали влияние на становление системы колледжей в средневек. Зап. Европе. В Новое время М. на Ближ. и Ср. Востоке пришли в упадок. Традиц. набор изучаемых в них предметов, содержание учебных пособий и методика преподавания стали обновляться лишь в посл. трети XIX-XX в., с распространением движения джадидизма и появлением использующих новые методы обучения М. Во 2-й трети XX в. часть М. сливаются с ун-тами. В СССР все мусульм. школы были закрыты, за исключением бухарского М. Мири-Араб и ташкентского Баракхан (закрыт в 1961; открыт в 1971 как Ташкентский исламский ин-т им. имама Аль-Бухари, ныне Высший исламский ин-т имени имама аль-Бухари), в которых велась подготовка духовенства. Сеть М. была восстановлена в 90-х гг. XX в. В постсоветское время программа обучения в М. секуляризируется за счет включения в нее дисциплин общеобразовательных школ. Выпускники М. продолжают образование в частных и гос. вузах. Лит.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966; Medieval Education in Islam and the West/Ed. G. Makdisi e. a. P., 1977; Islamic Education in the Soviet Union and Its Successor States/Ed. M. Kemper e. a. L.; N. Y., 2010. В. О. Бобровников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562772.html

Николай Ильминский - выдающийся учёный и общественный деятель. Его место на олимпе истории науки. А там уже давно законсервированный пантеон. Чтобы поместить в нём новый персонаж, надо не просто подвинуть прежних обитателей, надо пересмотреть существующие приоритеты. Страшно даже представить, сколько дополнительных усилий потребует такое благодеяние: нужны будут новые экспертизы, сопоставления и заключения, оценки и переоценки, смещения и перемещения, устранения и нововведения, - одним словом, полная ревизия научного оборота по той или иной отрасли знаний. Ну, скажем, применительно к Н.И.Ильминскому, в области ориенталистики, языкознания, филологии, педагогики, не говоря уже о богословии. Плюс ко всему прочему, возможно, придётся потеснить учёного, с характеристикой типа «морально устойчив, предан, не судим, не был, не состоял» и т.п. А тут миссионер, ясно - мракобес. Да и занимался всю жизнь инородцами. Такое для подлинного советского учёного, да если ещё и с постсоветской русофильской примесью, неприемлемо. Так Бог с ним, Н.И.Ильминским, пусть всё останется по-старому. Немало личностей второго и третьего ряда - Е.А.Малов, например, Н.А.Бобровников, С.В.Смоленский, - исследуй, пиши, кто хочет. По поводу татарских националистов больше, чем сказано, говорить не хочется. Отмечу лишь, что разносторонней деятельностью Н.И.Ильминского они не интересовались, трудов не читали, экспертизы и оценки содеянного им не производили - выхватили из нечистоплотных публикаций злопыхателей ходячие инсинуации и, соревнуясь друг с другом, в десятках, сотнях, может быть, уже в тысяче работ повторяют одни и те же байки. Может ли зацикленный на таких представлениях учёный позволить себе исследование столь непопулярной в Татарстане личности и всего, связанного с ней? С этим пока приходится мириться, но не унывать. Н.И.Ильминский, как и все смертные, наверное, не идеален. Хотя, как рассудить. Те, кто знают его труды не понаслышке, любят, уважают и почитают его. Уже не первый год инициативная группа занимается сбором и оформлением необходимых документов для канонизации Н.И.Ильминского в лике святых. Состоявшаяся 16 мая 2012 года научно-практическая конференция, посвященная его 190-летию, на тему «Н.И.Ильминский - просветитель народов России», поддержала эту инициативу.

http://pravoslavie.ru/55796.html

Всякий философ, прежде чем его душа пробудится к творчески созидательной работе мысли, живёт воззрениями окружающей среды. Он как бы с молоком матери втягивает в себя эти воззрения, и они становятся обычно тем исходным пунктом, от которого пускают ростки, а потом и развиваются в мастистое древо собственные философские взгляды того или иного жреца свободной творческой мысли. Каждое философское течение вырастает из предшествовавших ему философских систем, то как их контраст, то как их дальнейшее развитие и уяснение. История философии представляет нам постоянную смену этих течений человеческой мысли в неизбежной за­висимости их от господствующих воззрений тех или иных предшествовавших философских систем и взглядов. Буддизм, как своеобразная попытка осмыслить человеческую жизнь, как оригинальная философия жизни и бытия, также имеет глубокое отношение к предшествовавшей ему индийской философии. Он вырос на почве этой философии, среди философской атмосферы индийской жизни, отсюда восприяв соки для самостоятельных творческих идей, и он оригинален для нас, а не для индийца и не для тех, кто близко знаком с философией древней Индии, кто жил ею и родился в ней. Древняя Индия – страна философии, по преимуществу – философии оригинальной, крайне своеобразной и отличной от философии Европы. Философ Европы рассуждал, соображал, анализировал умом объекты мысли и искал рассудком истины жизни. Индиец углублялся в себя, он созерцал и через самоуглубление в процессе созерцания пытался постигнуть сущность бытия, найти пути к разумному существованию. Он стремился выжать истину из своего существа и предавался своеобразным философским исканиям её со всем пылом огненной южной природы. «Индийская философия, – пишет Бобровников, – резко отличается своим характером от философии греческой и новейшей... Между отличительными чертами индийской философии должно поставить особенный приём философствования, непонятный для европейца, – это созерцание. Созерцание индийца вовсе не похоже на наше размышление. Он не предавался свободному течению мысли, но старался останавливать её, сосредоточивая всё существо своё в одну точку. Он старался уравновесить всё существо своё, приходил в неподвижнейшее и вместе напряжённейшее состояние и ожидал внутреннего озарения. Созерцатель, как выражаются индийцы, втягивает в себя чувства подобно тому, как черепаха – ноги, и заботится, чтобы ничто внешнее не поколебало пламенника его созерцания...

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Мы видели на севере в числе бояр окольничих, стольников, чашников. Встречаем также должность конюшего, дворского. В современных источниках указана только одна обязанность дворского: ведать слуг княжеских – мастеровых и промышленных, но, конечно, деятельность его этим не ограничивалась. Встречаем казначеев, ключников, тиунов: все эти должностные лица могли быть из свободных и из холопей. Относительно ключников свободных в завещании князя Владимира Андреевича серпуховского находим следующее распоряжение: «Что мои ключники некупленные, а покупили деревни за моим ключем, сами ключники детям моим не надобны, а деревни их детям моим». В рассказе о Мамаевом побоище встречаем рынду, который тут имеет обязанность возить великокняжеское знамя. Из лиц правительственных находим древний сан тысяцкого и видим его уничтожение в Москве при Димитрии Донском. Не встречаем более посадников, вместо них находим наместников, волостелей, становщиков и околичников, которые различались друг от друга обширностию и важностию управляемых участков. В жалованных грамотах обыкновенно говорится, что наместники и волостели не въезжают в известные волости, не судят тамошних людей и не посылают к ним ни за чем. Великий князь Василий Димитриевич требует от дяди своего Владимира Андреевича, чтобы тот не судил судов московских без великокняжеских наместников; если в отсутствие великого князя из Москвы подаст ему просьбу москвич на москвича то он дает пристава и посылает к своим наместникам, которые должны разобрать дело вместе с наместниками удельного князя. Тиуны являются с прежним значением. При разбирательстве дел употреблялись чиновники: приставы, доводчики; селами управляли посельские, о которых нам прямо известно, что они могли быть из несвободных слуг княжеских; для письменных дел употреблялись дьяки и подьячие; дьяки употреблялись также и для дел посольских: так, Шемяка послал в Казань дьяка своего Федора Дубенского стараться о том, чтоб великого князя Василия Васильевича не выпускали из плена. Описи земель производились писцами. Для сбора разного рода податей существовал ряд чиновников под названием данщиков, боровщиков (от бора), бельщиков (от белки), ямщиков (от яма), бобровников, закосников, бортников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Да кому же, говорит святитель, сделать мне увещание из Писания? Тем, кому воспрещается принятие христианской веры для негодного интереса и глупого суеверства, которые вовсе Писания не знают и коим знать оное все способы отъемлются, a я должен увещевать из Писания. Какая несообразность со здравым рассудком и пр. 72 Так стеснялась и связывалась светскою властью миссионерская деятельность и тех, вероятно, не многочисленных священников, которые, вняв призыву своих архипастырей, хотели послужить христианскому просвещению инородцев Сибири. Совершенно иной, вполне покровительственный делу миссии характер носят отношения к ней сибирского генерал-губернатора M. М. Сперанского. Близко ознакомившись с положением и бытом инородцев и со злоупотреблениями тайшей и родоначальников, стеснявших свободу совести инородцев, он издал 9 июня 1820 года циркуляр, которым воспрещал им препятствовать переходу Бурят в христианство . 73 Можно представить, до какой степени ободрительно подействовал этот циркуляр на тогдашнего Иркутского архиепископа Михаила II (Бурдукова) (1814–1830). И действительно, святитель, с приложением копии с губернаторского циркуляра, немедленно дал знать указами священникам тех приходов, в районе которых жили Буряты, чтобы «священники, несмотря на прежние предписания местной власти, возбранявшие крестить иноверцев без получения сведений о согласии на то их родоначальников, безбоязненно крестили всех приходящих к ним и желающих крещения, только, во-первых, no довольном научении их христианскому закону, во-вторых, не входя во внешние дела братских (Бурят), особливо «советуя» женатым крещающимся не покидать мужей или жен своих некрещенных «. 74 Вместе с тем архиепископом Михаилом были составлены и преподаны в руководство духовенству правила, «кои приходский священник должен наблюдать при обращении иноверных в веру христианскую, или при утверждении в оной новообращенных». 75 Из приходского духовенства, при преосвященном Михаиле особо трудился на миссионерском поприще священник Кульской церкви Александр Бобровников, которому предписано было заниматься проповедью Евангелия между соседними Бурятами, Сотрудником его был M. М. Сперанский, новокрещенный Бурят, крестник Сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанского. Но так как и при новых своих обязанностях, священник Бобровников оставался в тоже время приходским священником, а Сперанский должен был содержаться на свои личные средства, имея только право «не в пример другим», носить священническую рясу, то миссионерская деятельность вышеуказанных лиц не сопровождалась сколько-нибудь заметными результатами. Впрочем, о. Бобровников оставил после себя капитальный ученый труд – Грамматику монгольского языка. 76

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010