Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах. Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами – откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности. О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в т. ч. даже отчеканенные в VIII в. Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и др. тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину. Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. «Правда», – пишет историк В. О. Ключевский , – строго отличает отдачу имущества на хранение – «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный – от долгосрочного и, наконец, заем – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит – хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 50-х годов преподавался в спб. семинарии и монгольский язык. По определению св. Синода от 8 марта 1858., «для преуспеяния проповеди слова Божия между язычествующими бурятами (иркутской епархии) – признано необходимым вызвать в С. -Петербург из Иркутска 7 или 8 молодых людей из местного духовенства, для преподавания им полного миссионерского образования, с обучением их в здешнем университете и монгольскому языку». Профессор университета, действ. статский советник Попов изъявил согласие преподавать в семинарии монг. язык за приличное вознаграждение (см. в отд. Экономия), с зачислением на службу по духовному ведомству. Первоначально предположено было назначить 1 урок для монг. языка, но митр. Григорий предложил назначить 3 урока, «дабы дело пошло успешнее». Из своих воспитанников не нашлось охотников заниматься по монгольски. Из 7 же, приехавших иркутских воспитанников, 4 уже окончили курс к сент. 1858 г. Митрополит предлагал оставить их еще на год в семинарии, но, по определению св. Синода, они помещены были вольнослушателями в духовную академию и должны были ходить на уроки монгольского языка, вместе с тремя остальными, обучавшимися в семинарии. (См. в отд. Воспитанники). Попов представил программу уроков на 4 года, по 2 урока в неделю. 1) Чтение и письмо, грамматика, перевод кратких изречений. 2) Перевод с монгольского избранных буддийских сочинений и ознакомление с буддизмом. 3) Догматические сочинения буддизма и перевод с русского или славянского на монгольский кратких изречений и молитв. 4) Продолжение того же; перевод на монгольский Евангелия и богослуж. книг и разговоры. Выписаны были следующие учебные руководства: монгольская грамматика Бобровникова, монг. хрестоматия Попова, монг. хрест. Ковалевского, монгольско-российско немецкий словарь Шмидта, монг. русск. франц. словарь Ковалевского, Geschichte der Ost-Mongolen, von Schmidt, и до 10 изданий разных монгольских книг – выписаны чрез Иркутское духовное начальство. Из Хозяйственного упр. безмездно высланы: служебник, требник и начатки христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Ср. Бабаев] Бобанины , чаще Бобынины : Никита Иванович, 1577 г., Коломна; Бобынины, XVI–XVII вв., Тула; Панкрат, подьячий, дозорщик Рязанского уезда, 1614 г.; Бобынины в конце XVII в., Мещера и Галич Бобарыка , Бобарыкины : Федор Андреевич Бобарыка Гавшин-Кобылин [см. Гавша, Кобыла], вторая половина XV в.; от него – Бобарыкины [см. Поздей] Ср. бабалыка – неряха, неопрятная женщина (Даль) Бобарыковы : Салтан [см. Салтан], Грибан [см. Грибан], Крячко [см. Крячко] и Домачной [см. Домачний] Андреевичи, 1568 г., Ярославль; в XV–XVI вв. Бобарыковы – новгородские своеземцы [Ср. Боборыковы] Бобач Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Бобинин ( Бобынины ) Никита Иванович, 1577 г., Ко ломна; Бобынины в конце XVI в. в Мещере и Галиче Бобков Василий Гаврилович, межевщик, 1562 г., Стародуб-Ряполовский; Степан Иванович, 1530 г. Бобоедовы : Матвей Евсевьевич, 1569 г., Ярославль; Крячко [см. Крячко] Антонов, убит в 1571 г. под Москвой Бобок, Бобос : кн. Иван Борисович Туренин [см. Туреня], первая половина XVI в.; Иван Емельянович Бобосов, 1627 г., Москва; Иван Андреевич Бобос Волынский [см. Волынский], первая половина XVI в. Боболь Иван Андреевич Волынский [см. Волынский], первая половина XVI в.; Иван Иванович Кудреватый [см. Кудреватый] Боболь Беззубцев [см. Беззубец], вторая половина XV в. Боболь – щеголь, франт Боборыковы , в XVI в. в Ярославле и Твери [см. Домачний, Саур, Туча] [Ср. Бобарыковы] Бобоша : Алексей Федорович Воронин [см. Ворона], пер вая половина XV в.; ему принадлежало существующее ныне селение Бобошино в бывшем Переяславском уезде; Бобоша, крестьянин, 1564 г., Обонежье; Бобоша, крестьянин, 1624 г., Курмыш Бобр, Бобровы : Дмитрий Васильевич Бобр СорокоумовГлебов [см. Сорокоум], постельничий вел. кн. Ивана III, третья четверть XV в.; от него – Бобровы Бобрешенок Федор, крестьянин, 1627 г., Белев Бобринец Игнатий Пушкин [см. Пушка], конец XV в. Бобрище, Бобрищевы : Иван Александрович Бобрище Пушкин [см. Пушка], первая половина XVI в.; от него – Бобрищевы-Пушкины Бобровников, первая четверть XV в., Торжок

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

д.; я ему тоже пояснил, что, действительно, директора (рассчитывая, что это будете Вы) непременно следует обставить людьми издавна к нему близкими по образованию и складу мыслей и направлению, – что де при отсутствии внутреннего единомыслия между воспитывающей корпорацией в учительской семинарии невозможно воспитательное значение семинарии, которое, однако, в ней главное. Сообщу теперь Вам нечто о нашей семинарии, которая Вас, без сомнения, по-прежнему интересует. Схоронили мы Ивана Павловича, – потеря, конечно, невознаградимая. Трудно найти такую разностороннюю способность, такую точность, пытливость и силу мысли, такую самоотверженность для семинарии и т.д. На место его поступил Н. А. Бобровников, который кончил курс в 1877 году в мае, отбыл военную службу, как вольноопределяющийся, состоял рядовым, портупей-юнкером и достиг чина прапорщика, но начал харкать кровью, поэтому вышел за болезнью в отставку, полечился в Старой Руссе. В половине июля он определен учителем математики в Казанскую учительскую семинарию. Как в военной службе он тщательно (выполнял) свои обязанности, так и в семинарии теперь усердно ведет преподавание, особенно ему нравится заниматься с третьим классом. Вы помните курс Тихонова, – Вы их учили в 1-м классе. Курс остался маленький – 25 человек; из числа их Торопов Владимир и Загибенин умерли чахоткой. Этот курс в прошлом учебном году был любимый у Ивана Павловича, и он их сильно заправил. Поэтому они и ловко следят за преподаванием Бобровникова, а сей по возможности старается держаться методы покойника. – Мастерские еще очевиднее осиротели. Сначала, почти думалось, прекратить их; но Александр Павлович сказал, что надо продолжать, потому что мастера все те же, которых нашел покойный и сам их приноровил и воспитал – они и будут продолжать в том же направлении; а что, если теперь закрыть заведение, отпустить этих мастеров, после того новых-то и не найдешь, – дело пропадет окончательно. И пошла помаленьку; теперь, впрочем, Александр Павлович принял на себя заведывание мастерскими, – хлопочет и своей энергией поддерживает, по крайней мере, деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

По сути дела они запрягают телег впереди лошади, или точнее, вообще без лошади. Без конкретных примеров общие законы не могут быть поняты и усвоены. 3анимаясь этим каждый день и имея возможность сравнивать, я очень хорошо вижу и понимаю это. Недавно президент Буш издал вердикт, называющийся N " o child left behind, что значит «Ни одного неуспевающего ребенка». Название говорит само за себя, и по сути это дальнейшее развитие рассмотренного выше постулата о равных возможностях. Идея для Америки не нова, но в этот раз президентский почин получил дальнейшее развитие, непосредственно коснувшееся всех учителейиностранцев. В соответствии с этим указом в школах Америки не должно остаться ни одного несертифицированного учителя. Дли нас, работающих на основании временного разрешения нашего дистрикта, это означало, что мы должны получить полноценный американский сертификат. Главным же условием его получения служила сдача экзамена по американской педагогике. Причем те, кто не имел российского педагогического образования, принудительно направлялись на курсы за «скромную» плату в 3500 долларов. К моей великой радости, университетское образование было приравнено к педагогическому. Таким образом, мне нужно было только сдать экзамен. Я как мог, оттягивал это знаменательное событие, надеясь на то, что уволюсь раньше, чем меня окончательно припрут к стенке. Но в конце концов, мне пришлось пройти через это, последним изо всей нашей команды. Комуто, включая вашего покорного слугу, удалось сдать этот экзамен с первого раза. Ктото сдал со второго. А комуто экзамен не дался и с третьего захода. Например, наш общий коллега Сергей Бобровник сдал его только с девятой ходки. Самое смешное, что именно у него и было настоящее, еще советское, педагогическое образование. Мой коллега по первой школе Саша Миронычев уже сделал четыре попытки и до сих пор не сдал экзамен, несмотря на то что отдал за обучение 4000 долларов и полгода ходил на эти курсы. Что интересно, трудности возникли в основном у тех, кто имел российское педагогическое образование. Я же воспользовался советом моих американских коллег, которые проинструктировали меня следующим образом:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=524

197. Ihering 1877. 198. «Дигесты» 9.2.11, Ульпиан в 18-й книге «Комментариев к Эдикту». Здесь и далее перевод приводится по изданию: Дигесты Юстиниана: в 8 т./пер. Т.А. Бобровниковой; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002. 199. Примеры заимствованы из: «Дигесты» 47.2.36, Ульпиан в 41-й книге «Комментариев» к Сабину; «Дигесты» 9.2.33, Павел во 2-й книге «Комментариев к Плавцию». 200. Wirszubski 1950. Этимологию см. в: Benveniste 1963:262–272. 201. В хронике Уолтера из Хеминбурга (Walter of Guisborough 1957:216); см. Clanchy 1993:2–5. 202. Aylmer 1980. 203. Tuck 1979:49, ср. Tully 1993:252; Blackburn 1997:63–64. 204. Пример автора, который открыто связывает это с долгом: Roitman 2003:224. О предметах как уникальных деталях человеческой истории существует богатая литература; см.: Hoskins 1999; Graeber 2001. 205. «Илиада» 9:342–344. 206. Evans-Pritchard 1948:36; cf., Sahlins 1981. 207. Геродот 1.138. 208. Геродот 3.102–105. 209. Lambert 1971;Lemche 1979:16. 210. Самый подробный обзор этой литературы приводит Хадсон (Hudson 1993). 211. Hudson 1993:20. 212. Grierson 1977:17, цитирует Cerny 1954:907. 213. Bleiberg2002. 214. Versteeg 2002:199; см. Lorton 1977:42–44. 215. Диодор Сицилийский 1.79. Сравнение греческих и египетских источников по этому вопросу см. в: Westermann 1955:50–51. 216. Гуань-Цзы, цит. по: Schaps 2006:20. 217. Scheidel 2004:5. 218. Kan 1978:92; Martzloff 2002:178. 219. Ян ти лунь 12/462-6, в: Gale (1967): 12. 220. Гуань-цзы (73 12), Rickett (1998:397). 221. Ясперс К. Смысл и назначение истории/пер. М.И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. 222. Parkes 1959:71. 223. Prakash & Singh 1968; Dhavalikar 1974; Kosambi 1981; Gupta & Hardaker 1995. 224. Schaps 2006:34. Схожее объяснение см. в: Schoenberger 2008. 225. Elayi&Elayi 1992. 226. Starr 1977:113; см. Lee 2000. 227. Резюме изложения событий в «Политике» (1304b27-31) no: Keyt (1997:103). 228. Ingham 2004:99-100. 229. MacDonald2006:43. 230. О денежных нуждах армий Александра cM.:Davies 1996:80 и далее, 83; в целом о тыловом обеспечении: Engels 1978.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

В 1997-1999 гг. в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского р-на Дагестана последовательно реализовывалась программа «Джамаата» по построению «исламского общества и государственности». В общине действовала система подготовки «талибан», включавшая обучение как религ., так и военным предметам. В авг. 1999 г. т. н. Армия освобождения Сев. Кавказа, в состав к-рой кроме «Джамаата» вошли и ряд др. экстремистских орг-ций, захватила неск. сел Ботлихского р-на (Дагестан) и провозгласила создание Исламской Республики Дагестан. Большинство населения отнеслось к вторжению враждебно, в его отражении активно участвовали не только федеральные силы, но и ополченцы-мусульмане. Моджахеды потерпели поражение и вынуждены были отступить в Чечню. Затем федеральные и дагестан. власти провели операцию против «ваххабитской республики» в селах Карамахи и Чабанмахи. В нач. XXI в. в России продолжали свою деятельность неск. ваххабитских орг-ций, точная численность к-рых неизвестна, т. к. большинство из них находились на нелегальном положении. Ист.: Qutb S. This Religion of Islam. Delhi, 1974; Islam: The Religion of the Future. Delhi, 1976; Social Justice in Islam. N. Y., 1980; Maudoodi A. A. The Ethical View-point of Islam. Rampur, 1954; Islamic Law & Constitution. Karachi, 1955; Process of Islamic Revolution. Rampur, 1959; Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга Единобожия. Баку, 1997. Лит.: Tibi B. The Crisis of Modern Islam. Salt Lake City, 1988; Ayubi N. Political Islam. L., 1991; Abu-Rabi I. M. Intellectual Origins of Islamic Resurgence in the Arab World. N. Y., 1996; Бобровников В. , Ярлыкапов А. «Ваххабиты» Северного Кавказа//Ислам на территории бывшей Российской империи: Энцикл. словарь. М., 1999. Т. 2. С. 19-23; Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000; Рощин М. Ю. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе//Теократия. М., 2002. 3. С. 40-50. М. Ю. Рощин Рубрики: Ключевые слова: ЗАХИРИТЫ последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883)

http://pravenc.ru/text/149961.html

Сведения о миссионерском отделении Предположивши издать под названием «Миссионерского Противомусульманского Сборника» труды студентов миссионерского противомусульманского отделения, редакция этого Миссионерского Сборника считает весьма благовременным и уместным представить, вместо предисловия, некоторые сведения о самом миссионерском отделении. Миссионерские науки предполагалось ввести в казанской академии при самом почти ее открытии. Еще в 1842 г., сверх предметов общих для всех академий, из казанской академии предположено было учредить, со временем, особые кафедры для преподавания языков, употребляемых языческими народами в сибирских и других епархиях казанского духовно-учебного округа. После разных соображений, академическое правление признало нужным преподавать студентам казанской академии турецко-татарский и арабский язык, а также монгольский и калмыцкий языки, с целию приготовить некоторых воспитанников академии к занятию кафедр, имеющих открыться по этим языкам в академии и некоторых семинариях. Студентам академии предоставлен был свободный выбор изучать языки или турецко-татарский с арабским, или монгольский с калмыцким. Преподавание означенных языков в академии приняли на себя, во приглашению правления, безмездно, преподаватели казанского университета, А.К. Казем-Бек и А.В. Попов, первый преподавание языка турецко-татарского с арабским, второй – монгольского и калмыцкого. Преподавания этих языков началось в казанской академии с января 1845 года 1 . В 1846/7 учебном году кафедры этих языков заняли уже воспитанники казанской академии: кафедру турецко-татарского языка с арабским занял Н.И. Ильминский , монголо-калмыцкого – А.А. Бобровников 2 . В 1854 году произошла весьма важная перемена в постановке инородческих языков в казанской академии. Перемена эта была следствием усиленных забот тогдашнего высокопреосвященнейшего казанского, архиепископа Григория. В 1853 году он представлял в свят. Синод свои соображения об учреждении в казанской академии и семинариях казанского округа миссионерских отделений для приготовления деятелей к просвещению Христовым учением инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Александр Васильевич (23.02.1861, с. Шутнерево Чебоксарского у. Казанской губ.- 23.10.1943, Казань), деятель народного образования, миссионер, тюрколог (этнолог и фольклорист). Сын священника чуваш. села, чуваш. языком владел с детства. В 1869-1876 гг. учился в Чебоксарском ДУ, затем в Казанской ДС (1876-1882), на церковно-практическом отд-нии КазДА, к-рую окончил в 1886 г., в академии изучал предметы миссионерского (противомусульм.) направления, овладел татар. и араб. языками. С 1886 г. преподавал в Оренбургской ДС греч. язык, предметы миссионерского цикла, музыку. 16 авг. 1887 г. по рекомендации Н. И. Ильминского и инспектора Оренбургского учебного окр. В. В. Катаринского (бывш. ректор Чебоксарского ДУ) назначен инспектором народных уч-щ Тургайской обл. (в г. Кустанае). На этой должности сменил казах. просветителя И. Алтынсарина. В 1887-1894 гг. по инициативе В. было открыто более 30 русско-киргиз. школ (в XIX в. «киргизами» называли казахов, среди к-рых и проходила миссионерская деятельность В.), 6 школ для русских, 3 уездных уч-ща, педагогический класс для подготовки учителей казах. школ. В. был сторонником системы Ильминского, выступал против упрощенного миссионерства и политики, направленной на обрусение новокрещеных. Вместе с тем он старался ослабить влияние татар. мусульм. духовенства на казахов, поручая преподавание исламского вероучения в русско-казах. уч-щах не муллам, а светским преподавателям, пользовавшимся учебником Алтынсарина, в к-ром содержались сведения о Библии и христианстве. В. резко возражал против распространения казах. книг и газет, напечатанных араб. алфавитом, вслед за Ильминским считая, что это способствует укреплению ислама. Занимался совершенствованием казах. алфавита на основе кириллицы, разработанного Ильминским и Алтынсарином. В окт. 1894 г. В. был назначен советником Тургайского обл. правления (находилось в Оренбурге). В 1899-1906 гг. являлся редактором Тургайской обл. газеты. 7 окт. 1906 г. по предложению Н. А. Бобровникова был назначен окружным инспектором народных уч-щ Оренбургской губ. С 14 марта 1909 г. директор народных уч-щ Симбирской губ., с 4 сент. 1911 г. директор народных уч-щ Казанской губ. В Симбирске и Казани продолжал заниматься вопросами просвещения казахов, издал казах. букварь и учебник рус. языка для казах. школ, в к-рых внес изменения в казах. алфавит. В. участвовал в деятельности переводческой комиссии при Гурия Казанского свт . братстве, по-видимому, был одним из переводчиков или редакторов перевода Четвероевангелия на казах. язык, изданного в 1901 г. Во время пребывания в Симбирске участвовал в редактировании и обсуждении переводов Пятикнижия на чуваш. язык, к-рыми занимался И. Я. Яковлев .

http://pravenc.ru/text/149813.html

Волостель тиуна, праветчика и доводчика ранее году не переменяет. Без старосты и без лучших людей волостель и его тиун суда не судят. Случится в волости душегубство и душегубца не сыщут, то крестьяне обязаны заплатить наместникам за голову четыре рубля виры и платят эту виру целою волостью; если же сыщут душегубца, то выдают его наместникам и их тиунам и тогда ничего не платят; при смертном случае, в котором никто не виноват (например, если кто утонет и проч.), крестьяне также ничего не платят. Волостелинские, и тиунские, и боярские люди, и никто другой на пиры и на братчины к крестьянам незваные не входят, а кто придет пить незваный, того вышлют безнаказанно; если же не пойдет вон, станет пить силою и причинится тут крестьянам какой-нибудь вред, то незваный гость платит вдвое без суда и исправы, а от великого князя быть ему в казни и продаже. Попрошатаям у них по волости просить не ездить. Кто в одной волости выдаст дочь замуж, тот дает волостелю за новоженный убрус 4 деньги; а кто выдаст дочь замуж из волости в волость, тот дает за выводную куницу два алтына. Скоморохам у них в волости не играть. С лошадиного пятна волостель берет по деньге с купца и продавца. Князья, бояре, воеводы ратные и всякие ездоки насильно в волости не ставятся, кормов, проводников, подвод у крестьян не берут, а если где остановятся, покупают корм по вольной цене. - Такого же содержания уставная грамота, данная удельным дмитровским князем Юрием Иоанновичем Каменного стана бобровникам, которые находились в ведении ловчего; права последнего определены одинаково с правами волостеля в предыдущей грамоте; но, кроме того, определен способ раскладки повинностей; кормы ловчего, тиунов и доводчиков, побор дворский, бобровники с десятскими и добрыми людьми между собою мечут со столца по дани и по пашне: которая деревня больше пашнею и угодьем, на ту больше корму и поборов положат; собрав эти кормы, староста с десятскими платят ловчему, его тиуну и доводчику побор в городе Дмитрове по праздникам; а тиуну и доводчику по деревням самим не ездить, кормов и побору не брать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010