В 1906-1908 гг. Б. являлся попечителем Оренбургского учебного округа, в 1909-1917 гг.- членом Совета министра народного просвещения, в последующие годы работал в Казанском ун-те. Осенью 1912 г. Б. посетил неск. уч-щ, мектебе и медресе в Туркестане и по результатам поездки опубликовал кн. «Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии» (СПб., 1913). Ученый приветствовал Февральскую революцию 1917 г., считал, что инородцы должны получить политическую и экономическую свободу. В брошюре «Путешествие Карла Маркса на остров Утопию» (Каз., 1918) критиковал экономическую теорию основоположника марксизма. В 1918-1921 гг. Б. являлся профессором Северо-восточного археологического и этнографического ин-та в Казани, предпринимал усилия по возрождению востоковедения. По его инициативе при Казанском об-ве археологии, истории и этнографии была создана Востоковедная комиссия, целью к-рой было восстановление в Казанском ун-те восточного фак-та, 12 марта 1919 г. Б. был избран ее председателем. Похоронен на Арском кладбище в Казани. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 3039. VI отд. 1 стол; НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 228а, 379. Соч.: Из чтений на съезде учителей нар. училищ Казанской губ. Каз., 1882; Стат. очерк Сатышевского р-на Мамадышского у.: По данным подворной переписи 1883 г. Каз., 1883; Сб. упражнений в умственном счете: Пособие для учителей начальных училищ. Каз., 1890; Правила для воспитанников Казанской учительской семинарии. Каз., 1893; Калмыцкие издания Правосл. Миссионерского об-ва (по вопросу рец. А. М. Позднеева). СПб., 1895; Инородческое население Казанской губ. Каз., 1899. Вып. 1: Татары, вотяки, мордва: Внекл. чтение в сельской школе. Каз., 1900; Итоги нар. образования в Казанской губ. за 1900 г. по данным отчетов уездных училищных советов. Каз., 1902; Школьная сеть Казанской губ.: (Проект). Каз., 1905; Методика начального преподавания арифметики и сб. упражнений в умственном счете. Каз., 1913; Война с Германией, Австро-Венгрией, Турцией. Каз., 1914; Что такое хороший урок: Из бесед с учителями. Каз., 1914; Земля и воля. Каз., 1917; Новая жизнь. Каз., 1917; Беда, висящая над Рус. землею. Каз., 1917; Об учреждении Востоковедной комиссии. Об экспедиции для обследования языка и быта вотяков. Восстановление Восточного фак-та в Казани. Каз., 1919. С. 167-210.

http://pravenc.ru/text/149427.html

Голубинского написал и в 1899 защитил дисс. о христианизации удмуртов. 18951896 – эксперт на «Мултанском процессе» по обвинению удмуртов в человеческих жертвоприношениях. Служил в Училищном совете при Св. Синоде. 1918 – работал в Московском архивном управлении, в 1919–1924 возглавлял Вятский губернский архивный комитет. В 19221941 работал в Вятском институте краеведения. В 1944 – д-р исторических наук. В 1946 полностью ослеп. Скончался в Ленинграде (Прокашев. ЛАФ I. 413). 959 Бобровников Николай Александрович (18541921). После смерти отца усыновлен Н.И. Ильминским . Окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та. 1877 – поступил на военную службу. 1878 – препод. Казанской учительской семинарии. Для изучения систем народного образования посетил Францию, Германию, Англию, Австрию, Грецию, Турцию, Египет. 1891 – и. о. директора Казанской учительской семинарии, 1892 – директор. Один из активнейших деятелей миссии в Казанском крае. В 19061908 попечитель Оренбургского учебного округа, 19091917 – член Совета министра народного просвещения. 19181921 – проф. Северо-Восточного археологического и этнографического института в Казани (ПЭ V. 383384). 966 Указ о созыве в Казани миссионерского съезда принят 4 июня 1909 г. на основе пожелания другого Особого совещания, которое заседало несколько ранее (Казанский съезд. I). Материалами этого совещания мы не располагаем. 977 Несмотря на господство системы Н. Ильминского , миссионеры продолжали пользоваться и арабской графикой. Так, например, в 1910 в столице вышла книга священника Ефрема Елисеева, содержащая противомусульманский катехизис, чины присоединения к православию, заповеди и молитвы, напечатанные параллельно на русском (ряд текстов – на церковнославянском) языке и на татарском в кириллической и в арабской графике. В предисловии автор сообщает, что деньги на это издание Синод выделил благодаря поддержке К.П. Победоносцева (Елисеев. О единой). 978 Серафим (Иноземцев; 184026.09.1911). 1865 – окончил Казанский ун-т, учитель классической гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В другом своем сочинении Шмидт также говорит, что на пустоту не должно смотреть, как на совершенное уничтожение и отсутствие разумения, какое, по-видимому, могло бы дать значение это выражение (пустота), но гораздо лучше под именем пустоты разу­меть внутреннейшее соединение и собрание (Vereinigung und Zusam­menziehung) этого разумения, состояние в высшей степени совер­шенного истинного бытия, и это бытие должно представлять, как противоположность мнимому и несовершенному бытию в мире материальных творений. (Uber Buddhism. Memories… Akad. т. I, p. 98. 1830 г.). Но не допускается-ли в буддизме так называемое «истинное бытие» только по контрасту с «небытием» всего остального, по жгучему желанию буддизма иметь подлинное устойчивое разумное бытие? На самом же деле, как можно назвать вечным, бесконечным и разумом одаренным бытием то, что не имеет никаких положительных атрибутов, что совершенно чуждо полноты истин­ного живого бытия и определяется, как голое «ничто». Конечно, можно буддийское понятие о «пустоте» называть истинным бытием в пантеистическом смысле, особенно по туманным грезам не­мецких пантеистов о «чистом бытии», – но все эти понятия будут крайне противны живому, личному духу человека, требующему для себя абсолютного личного бытия, полноты всякой жизни и сознания. 137 О. Щербатской. Зап. В. О. И. Р. А. Об. т. XIV, стр. 158. Бобровников так анализировал понятие буддийской пустоты. По понятиям буддистов я и мое не истинны и пустота. Отсюда сле­дует, что в очищенном состоянии духа не будет ни я, ни мое. (Эльдеб. билик. Барамит. л. 15 наоб. «Эти две вещи: «я» и «мое» – неистинны и пустота»). Следовательно, в этом состоянии индиви­дуальности сольются в одно целое. Но так как я и мое – пустота, т. е. на самом деле не существуют, то и в настоящем состоя­нии отдельные индивидуумы существуют очевидно только по види­мости. Сущность всех вещей составляет одно целое, «сущность вещей – одна» (Найман Минкгату, л. 323 на об.). Индивидуальное существо в настоящем своем состоянии по­тому кажется особенным от другого, что имеет свои частные формы или признаки. Все эти частные признаки должны исчезнуть, когда души сольются в одно целое. А потому и теперь, «очами мудрости воистину пришедших (т. е. будд) не усматривается ни единого отличительного признака в вещах» (Алтай кгэрэл, л. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Мистика, в которой выражалась жизнь сердца индийских философов, у него почти незаметна». Взято из ненапечатанной рукописи Бобровникова: «Изложение религиознаго учения монголов». Стр. 133–143. 15 Нам нет смысла останавливаться на историческом ха­рактере личности Будды, времени его жизни и т. п. исторических вопросах, так как мы имеем в виду буддизм, как философ­скую доктрину, постепенно в течении многих веков развивав­шуюся и неизбежно приходящую к тем выводам, к которым логически влекли ее взятые за основу принципы. В тибетском сочинении «румтай намшаг» и переводной статье покойного Горского (книга Джанджа Хутукты), выписки из которой найдены нами в записках по буддизму Ковалевского, мы находим следующие интересные общие замечания о начале буддизма. Эти замечания интересны тем, что они принадлежат самим буддистам, являясь их религиозным убеждением. «Основателем буддизма был могущественнейший Шакья, тот, кому нет равнаго по мудрости во всех мирах, кто совокупил в себе все перлы безчисленных совер­шенств, кто даровал существам трех стран истинно-спаситель­ный и действительно совершенный путь и сам явил себя руково­дителем, кто рыканием льва провозгласил миру свою проповедь о рождении из нидан (звеньев причинной связи явлений) и ею сокрушил мудрования лжеучителей. В-то время, когда мир, подав­ленный тяжестью неведения и омрачения, вращавшийся в бедствен­ном круговороте рождения, старости, болезней и смерти, терзае­мый чудовищами суеты и обольщения, превратился в дикую пустыню, где все телесное и духовное было погребено в грязи и прахе, и когда все существа, низверженные в такую пропасть, жалобным голосом непрестанно вопияли о сострадании, – он, возрастивший в себе милосердие до неизмеримого величия, воззрел на мир страда­ний и произнес обет: «я явлюсь врачеством для всех, кто только может видеть, слышать, двигаться и осязать; я сделаюсь главою учения, какого мир еще не знал, владыкой всякаго стремления к достижению освобождения, я покажу великую драгоценность «боди». Кто перескажет великие, как солнце, подвиги и ужасныя страда­ния, которыя он подъял, перерождаясь безчисленные биллионы калп в различных формах и телах, чтобы только существа, косневшия в невежестве могли слышать его учение и чтобы только выполнить ему свой неизменный и твердый обет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Как внутренняя основа всех вещей, пустота называется: сущность-пустота. Поскольку в этой основе исчезает различие пред­метов, как частностей, она называется беспредметная пустота и беспредметная сущность-пустота. Когда она остается без проявле­ния в конечных формах, тогда она в своем виде пустота. А когда она проявляется в конечных формах, тогда, несмотря на видимость и осязаемость форм конечного, все сущее бывает пу­стотой. Таким образом во всех этих пустотах различным обра­зом перевертывается одна и та же пустота («Излож. рел. учен. мон­голов». Этот рукописный труд Бобровникова в 1-й главе заклю­чает «Историческия замечания о буддизме» – 1 – 128, во II-й «Фило­софию буддийскую – 128 – 201 стр. Здесь говорится о характере буддий­ской философии, о буддийской метафизике и ее основах, о пустоте; здесь же приводится оригинальный взгляд на буддийскую теорию мирообразования. Содержанием III-eй главы намечалось «Религиозные элементы в буддизме», но эта глава не была написана, хотя в чер­новом виде набрасывалась. Заканчивается рукопись рассуждением о Праджне-Парамите. Краткие выдержки из этого труда можно ви­деть в Уч. Зап. Каз. Унив. 1865 г.). 143 Магистерская диссертация Васильева: «Дух Алтан-Гэрэла. Об основаниях буддийской философии» рукописная, защищенная в 1839 г. при Казанск. Универ.. Мы не имели возможности видеть са­мой рукописи за очевидной утратой ее. Но в архиве Университета при деле о защите диссертации нам удалось найти те основные положения, которые представляют сущность работы. Всего наме­чено 9 тезисов: 1) Всякая религия заключает в себе философские основания, 2) За основание буддизма надо принимать пустоту, как бытие отрешенное, начало и сущность всего. 3) Божество само по себе есть для буддиста тоже пустота. 4) В отношении к конечным оно представляется, как олицетворение премудрости. 5) Буддизм подавляет всякое внешнее проявление духа. 6) По его идеям фило­соф, бодисатва, просвещенный и святой – одно и тоже. 7) Космоло­гия буддизма не проистекает из его философских начал. 8) На «Улигэр-ун-Далай» должно смотреть, как на религиозную поэму. 9) В Алтан-Гэрэл можно видеть изменение чисто буддийских по­нятий под влиянием браманизма. (См. Дело Канцелярии Совета Имп. Каз. Унив. 1838 г. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

26. Алимова Б.М., Сефербеков Р.И. Табасаранцы//Народы Дагестана/Отв. ред. С.А.Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева. М.: Наука, 2002. С. 434-444 (РГНФ проект 01-01-16131 д). 27. Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-койсубулинцев//Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2002. 3. С.63-69. 28. Сефербеков Р.И. Из этнографии табасаранцев//Возрождение: прошлое, настоящее и будущее народов Дагестана: Табасаранцы. Махачкала, 2002. 8. С.39-43 (соавтор – Б.М.Алимова). 29. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные верования (доисламский период)//Возрождение: прошлое, настоящее и будущее народов Дагестана: Табасаранцы. Махачкала, 2002. 8. С.61-65. 30. Бобровников В.О., Сефербеков Р.И. Абу Муслим у мусульман Восточного Кавказа (к истории и этнографии культов святых)//Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М.: «Вост. лит.» РАН, 2003. С.154-214. (РГНФ проект 02-01-16110). 31. Сефербеков Р.И. О персонификации радуги у народов Дагестана//Народы Дагестана: Этнос и политика. Махачкала, 2003. 6. С.35. 32. Сефербеков Р.И. О влиянии этногенетических процессов на формирование пантеона и пандемониума дагестанцев//Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий, Махачкала, 2004. 1. С.142-145. 33. Сефербеков Р.И, Чабталова Р.Г. К характеристике некоторых мифологических персонажей даргинцев-мегебцев//Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. Вып.7. С.119-121. 34. Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидатлинцев.//Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. 17. С.69-76. 35. Алигаджиева З.А., Сефербеков Р.И.  К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-андалальцев//Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. 19. С. 103-110. 36. Сефербеков Р.И.  Мифологические персонажи традиционных религиозных представлений азербайджанцев Табасарана//Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2005. 1. С. 95-104.

http://bogoslov.ru/person/426785

— Пока проходила перепроверка стекол биопсии, мне начали приходить в вотсапе предложения о чудо-вакцине, излечивающей от любого вида рака и на любой стадии, — рассказывает Оксана. — Курс 30 дней приема волшебных капель и 200 тысяч рублей за все удовольствие. Я выслала фото заключения биопсии. И у меня эти якобы врачи просили уточнить мой диагноз и стадию. Я на приеме рассказала своему онкологу. Посмеялись с ним. — Отдельная тема — это БАДы, — говорит Ирина Калугина, пациентка с раком. — Предлагают БАДы покупать постоянно. Причем одна продавец мне слезным голосом рассказывала историю, как она отказалась от лучевой терапии и вылечилась с помощью БАДов. — Лечение травами и БАДами бесконтрольно — большой риск, — комментирует онколог с 27-летним стажем Ирина Королева. — В определенной концентрации травы могут быть ядовиты. Кроме того, мы не знаем, как эти БАДы и травы могут сочетаться с терапией, которую прописал врач, и какой эффект они дадут, как повлияют на опухоль. Поэтому всегда нужно советоваться с доктором, если вы хотите еще дополнительно пить травы или БАДы. Мошенники предлагают лечиться водой, конопляным маслом, бобровой струей, вытяжками из рогов оленей… Этот список бесконечный. Онкопациентке Валентине Самсоновой-Глинской прислали такое сообщение: «Добрый день, Валентина. Меня зовут Бобровников Алексей, по образованию радиоинженер, но мне удалось разработать новую технологию лечения онкологических заболеваний. Суть технологии — дополнительное насыщение всех клеток организма кислородом, отчего погибают только онкологические клетки, для которых лишний кислород является ядом. В Екатеринбурге у меня открыт “Оздоровительный центр Бобровникова”, где эта технология внедрена. Технология опробована при лечении многих онкологических заболеваний».  — Мне настойчиво писала женщина, которая предлагала лечиться водой за деньги, — рассказывает Марина Кириллова, которая сейчас проходит лечение в онкодиспансере. — Вот что она писала: «Здравствуйте, у меня мама болела раком желудка 4-й стадии с метастазами в легких. Была неоперабельна. Через знакомую узнали о женщине, которая лечит рак и тяжело излечимые болезни водой. Так как мама сама медик и скептически относилась ко всему этому, но выбора не было, решили попробовать. Через пару дней после лечения появился аппетит, прошла тошнота и рвота, мама стала лучше чувствовать себя, а через несколько месяцев мама выздоровела. Трудно в это поверить, но это так. Эта женщина очень сильная целитель, лечит водой дистанционно».

http://pravmir.ru/lechim-ot-raka-sodoj-i...

Аввакума за его ратоборство с «веселыми» выбранил боярин В. П. Шереметев (это было в 1647 или 1648 г.). Учителю Аввакума, «первому боголюбцу» Ивану Неронову, еще раньше пришлось пострадать от защитников скоморохов. Однажды в Вологде во время святок его избили люди архиерея (!), в чьем доме веселились ряженые. «Бияху Божия иерея» и в Нижнем Новгороде, где Неронов продолжал «запрещать» скоморошьи игры и «сокрушать» их бубны и домры [Материалы для истории раскола, 246 и след.]. Источники не оставляют сомнений, что какая–то часть государственных людей и церковных архипастырей не одобряла гонений на скоморохов. Поскольку «боголюбцы» в 30— 40–е гг. были партией новаторов, постольку защитников «веселых» допустимо отождествить с консервативной группировкой, старавшейся сохранить прежнее состояние вещей. Чтобы понять, каким оно было, следует заново прочесть знаменитую 19–ю статью–вопрос «Стоглава» (1551). «Да по дальним странам ходят скомрахи ватагами многими, по шестидесят и по семидесят человек и по сту, и по деревням у християн сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. Ответ. Благочестивому царю своя заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы впредь такое насилство и безчиние не было» [Стоглав, 137]); 19–й вопрос становится понятнее при сопоставлении с уставными грамотами, где также идет речь о скоморохах  . В числе особых прав, которые пожаловал в 1470 г. князь Юрий Васильевич Дмитровский некоторым селам Троицкого монастыря, было право не принимать скоморохов: «Также и скоморохи у них в тех селех не играют». В уставной грамоте 1509 г. дмитровского же князя Юрия Ивановича бобровникам Каменского стана сказано: «А скоморохом у них ловчей и его тиун по деревням сильно играти не ослобожает; кто их пустит на двор добровольно, и они тут играют, а учнут у них по деревням скоморохи играти сильно, и они их из волости вышлют вон безпенно». Сходно — в уставной онежской грамоте 1536 г.: «А скоморохом у них в волости сильно не играти, а кто у них учнет в волости играти сильно, и старосты и волостные люди вышлют их из волости вон, и пени им в том нет».

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Машанов , Профессор Духовной Академии по кафедре Священного Писания П.А. Юнгеров , Инспектор чувашских школ Казанского Учебного Округа И.Я. Яковлев, Инспектор инородческих школ Оренбургского Учебного Округа, кандидат Духовной Академии В.В. Катаринский, М.В. Бадмаев (природный калмык и Директор учительской Семинарии И.Я. Бобровников) 2) разрешения продолжать работу Комиссии на тех же началах и теми же способами, как это велось доселе и 3) утверждения Председателем Комиссии, но единогласному ее избранию, Профессора Духовной Академии М.А. Машанова и возложения на него тех обязанностей, которые нес Николай Иванович как по общему заведыванию делами Комиссии, так и по просмотру переводов, особенно на языки сибирских инородцев. Постановлением Совета 23 января 1892 г. все вышеупомянутые ходатайства были утверждены 8 , чем упрочивалось до известной степени дальнейшее существование Переводческой Комиссии на прежних основаниях. Здесь не излишне привести отзыв Н.И. Ильминскаго о Профессоре М.А. Машанове , который занял после него и доселе занимает место Председателя Переводческой Комиссии. “Профессор Академии М.А. Машанов , говорит Н.И. Ильминский 9 , по своему знанию Еврейского и Арабского, а также греческого и татарского языков и по своему обширному знакомству с историей и учением мухаммеданства может быть весьма полезным сотрудником Комиссии при переводах священных книг, особенно же при составлении и переводе религиозно-нравственных противомусульманских трактатов, в которых в настоящее время чувствуется потребность”. По поводу утверждения Советом Православного Миссионерского Общества Профессора М.А. Машанова в должности Председателя Переводческой Комиссии, а других членов сей Комиссии в их настоящем звании, надобно сказать, что с самого основания Православным Миссионерским Обществом Переводческой Комиссии в Казани в 1876 году право назначения и утверждения личного состава сей Комиссии всегда принадлежало Совету Общества и доселе никем не было оспариваемо или подвергаемо сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

… снова поднял Жмудь … – Восстание в Жемайтии снова разгорелось в мае 1409 г. с ведома и согласия Витовта, оказавшего повстанцам поддержку. Орден пытался выяснить, придет ли король на помощь Витовту, и услышал от польских послов, что врагов Литвы Польша считает своими врагами. …вспыхнула… война… – Речь идет о Великой войне (1409—1411) между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польским королевством и Великим княжеством Литовским – с другой. Крестоносцы перешли границу в середине августа 1409 г., сожгли замки в Добжине на Висле (ныне Влоцлавское воеводство), Бобровниках, Злоторые, вырезав гарнизоны и не пощадив мирного населения. Король 28 сентября осадил Быдгощ и на восьмой день взял его. При посредничестве чехов… – Посольство Вацлава IV (см. примеч. к с. 24) прибыло во время осады Быдгоща. …заключили перемирие… – 8 октября 1409 г. сроком до 24 июня следующего года. …решил дело в пользу крестоносцев… – Вацлав IV, получивший от крестоносцев 60 тысяч флоринов, 15 февраля 1410 г. вынес в Праге решение, согласно которому орден обязывался возвратить Добжинскую землю только в том случае, если получит Жемайтию. Польские послы опротестовали решение, зачитанное не по-латыни, а на немецком языке, и демонстративно покинули зал. Польша отвергла приговор третейского суда и не отправила послов во Вроцлав на его формальное оглашение 14 мая. … переправа у Червинска… – Переправа у Червинска и соединение войск произошли 30 июня – 2 июля 1410 г. Домбровно – было взято 13 июля 1410 г. …два предводителя всех войск… – В настоящее время среди историков доминирует следующая точка зрения: объединенными польско-литовско-русскими силами командовал под Грюнвальдом Владислав II Ягелло, в расстановке польских войск на левом крыле ему помогал Зындрам из Машковиц, командование правым крылом осуществлял Витовт. Полагают, что недооценка полководческой роли короля шла от Длугоша, который описывал Грюнвальдскую битву под влиянием рассказов Збигнева Олесницкого. …вели… хоругви. – Земовита IV под Грюнвальдом не было. Он выслал на битву две хоругви и сыновей.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010