Здесь М.А.Черкасова и А.Д.Абдо и передали С.В.Бобровниковой «две чрезвычайно интересные и поучительные рукописи», которые она предполагала напечатать вместе с описанием посещённых ею палестинских и сирийских школ, но оставила эту затею из-за расстроившегося здоровья, решив опубликовать их отдельным изданием. Выход в свет «нового издания» сестёр-сотрудниц был 30 июля 1911 г. анонсирован «Казанским Телеграфом», сообщившем о том, что «в этой небольшой, но содержательной книжке» описывается, как простая русская женщина «просвещала православных арабов города Бейрута, какими средствами она добивалась в этом блестящих успехов». «В этой книжке, между прочим, – подчёркивалось в газете, – излагается г[оспо]жой [М.А.]Черкасовой новый способ обучения детей грамоте, заменяющий известный звуковой метод барона Корфа». 13 Средства от продажи книги (15 копеек за экземпляр) поступали «на обучение детей» в Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине Мамадышского уезда Казанской губернии 14 . Исследования С.В.Чичериной (Бобровниковой) помещались и на страницах самого СБСГ: например, отрывок из одного из её докладов «Инородцы-магометане (татары, башкиры, киргизы)» 9 от 31 января 1910 г.) и статья «Сила и объединение мусульман» из книги «О языке преподавания в школах для восточных инородцев» 46 от 18 сентября 1910 г.). В последней она, в частности, пришла к выводу о необходимости «принять все меры к защите крещёных и язычествующих инородцев от поглощения исламом» и для того, «чтобы крещёные инородцы в отношении пользования природным языком имели те же права, как и татары-мусульмане», а также – ничем не содействовать «слиянию отдельных мусульманских племён в одну мусульманскую нацию». В журнале можно встретить также статьи и комментарии за подписью «О.Ермолаева» и «О.Е.», которые, скорее всего, принадлежали Ольге Петровне Ермолаевой: к примеру, «Братская Жизнь» 20 от 18 апреля 1910 г.). В 35 от 3 июля 1910 г. был также помещён её доклад на Казанском миссионерском съезде 1910 г. «О призвании женщины на служение Миссии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оренбургская газета „Вакт“ в 572 номере, от 28 января, в ст. „заседание совещания“ сообщает, что открытое 12 января при министерстве внутренних дел под председательством директора департамента иностранных исповеданий гофмейстера А. Н. Харузина специальное совещание по инородческому (мусульманскому) вопросу состоит из членов: „начальников Казанской и Вятской губ., „директора» Казанской академии – миссионера Алексия, миссионера – Андрея, епископа Мамадышского, бывшего попечителя Казанского учебного округа С. М. Спешкова, А. А. Остроумова, Н. А. Бобровникова и других“. Цель этого совещания, по словам газеты: „расследование обнаружившегося, за последние годы национального и религиозного движения среди мусульман, живущих в Поволжье и Приуралье, причин перехода инородцев в ислам, а также – для обсуждения специальных мер, желательных в интересах правительства и христианства. При открытии совещания председатель г. Харузин в своей речи познакомил собравшихся членов с положением инородческого дела в Поволжье и указал на причины, побудившие министерство открыть особое совещание по инородческому вопросу. В Поволжье очень много инородцев. Их религиозно-бытовое состояние требует внимательного расследования с государственной точки зрения. Среди этих инородцев живёт несколько миллионов фанатично настроенных мусульман; усилившееся среди них политическое и религиозное движение, как показывают наблюдения, становится опасным: факты, подобные отпадению около 50 тысяч крещёных татар в магометанство, являются крайне печальными. Далее г. Харузин в своей речи выяснил, что русское культурное влияние отразилось на инородцах весьма слабо и что интересы русского народа попираются инородческими (мусульманскими) массами в ущерб государственным интересам, а потому такому движению необходимо противодействовать; для этой цели необходимо принять меры к усилению русского религиозно-просветительного, культурного и административного влияния на инородческие племена. Происшедшие за последнее время перемены в Турции и Персии не остались без влияния на религиозные и политические воззрения русских мусульман: стремление мусульман к обновлению двигается быстро вперёд и достигло уже до степени разрушения старинных устоев жизни, – мусульмане усиленно стремятся к просвещению и цивилизации. Воскресив свои национальные традиции, инородцы стремятся к сепаратизму и усиленно работают в этом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—394— братчины продолжали для пиров сытить мёд и варить пиво, но старались приготовить напитков побольше, а выпить поменьше; остаток этот предназначался в продажу, а вырученные деньги поступали на нужды церковные, на дела благотворительные, а оставшийся от сычения мёда воск шёл на церковные свечи. Братчины суть организованные церковно-приходские союзы. Сведения о древнерусских братчинах постоянно появляются в древнерусских актах, начиная с XII и кончая XVII столетием, и указывают на сильную сплочённость наших церковно-приходских общин. Опираясь на эти многочисленные исторические свидетельства, можно, кажется, с достаточной уверенностью заключить о том, что существование таких братчин указывало вместе с тем и на то, что в этой местности были образованы церковные православные союзы при местных приходских храмах, с выбранными церковными старостами во главе приходского самоуправления, с возложением на всех прихожан обязанности заботиться о нуждах своей церкви и оказывать попечение ютящимся около храмов местным бедным, больным, дряхлым и увечным, с правом примирительного суда и расправы над провинившимися сочленами, с неизбежными складочными пирами в дни больших праздников, а также в дни местных храмовых. – Эти церковно-приходские союзы являлись весьма полезными для церкви учреждениями и были отнюдь не случайными и редкими явлениями в нашей древней жизни, а напротив повсеместно составляли, как бы неизбежную и характерную принадлежность древнерусского быта. Так, из указанных грамот и из других источников, о которых речь ниже, мы видим в глубокую древность такие братчины повсюду; в землях Новгородских, Псковских, Московских, Полоцких и прочих частях западной России, в городах Владимире, Угличе, Ярославле 628 , в кре- —395— стьянском быту и у горожан Белозерского края (Заозерье, Московского княжества, в XV веке) у рыболовов Переяславских (на озере Переяславле, во Владимирской области), в крае Онежском у Онежан, у горожан Устюжских, в волостях Двинских (у Холмогорцев, Унян и Ненокшаи), у разных дворцовых и монастырских крестьян, в том числе у бобровников (занимавшихся бобровым промыслом) в разных волостях и местечках русского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ал. Бобровников, но Вы его знаете: о. Михаила 46 тоже знаете; одного только не знаете, вероятно, – это математика Рожанского. Оп поступил к нам в 1877 году, но после уже Вашего отъезда из Казани. Человек тоже отличный и замечательно, служа у нас учителем, он в то же время слушал в университете полные курсы медицинского факультета, и нынче держал экзамен вместе с кончалыми медиками. Стало быть, у нас за Кабаном преобладает любознательность. Откровенно скажу, что известие Катаринского о Вашем желании удрать из Ташкента мне пришлось весьма кстати и как раз в точку попало на мои давнишние мысли и чувства. За последние годы я сильно одряхлел и исхандрился. И как ни бьются мои милые и самоотверженно-деятельные и мне не по заслугам радеющие сослуживцы, но я вижу и чувствую, что я сильно их только торможу, – я разумею особенно свою администрацию и хозяйственную часть. Все это меня просто сокрушает. И я давно помышляю удалиться от директорства. Одно только меня озабочивало и смущало: – как бы мой случайный преемник не постарался уничтожить то самородное и душевное, хорошее, что в Казанской семинарии заложили и выработали несравненные наставники семинарии; а я имел благоразумие не мешать их делу, я был тем нулем, который хотя сам не имеет никакого значения, но занимая место, возвышает значимые-то цифры в десять раз. Может случиться, что новый директор все истребит. Кстати: нашелся же директор Д. Д. Семенов, известный в педагогической литературе и заслуженный педагог, который раскритиковал нашу семинарию. Вы другое дело: Вы единственный человек, который, по моему убеждению, можете и то, что есть в семинарии доброго и хорошего, поддержать, недостающее восполнить и душевно заняться ее дальнейшим движением вперед к улучшению и возрастанию. Я рад, что попечитель П. Д. так именно понял Вас. На мое желание оставить службу с исполнением второго пятилетия, он только заметил, что он и сам, пожалуй, не прочь в отставку, что нынче вообще служить весьма трудно, и потому моя эта мысль его не изумила.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

На этом Фоне Америка манила своими неограниченными, как мне тогда казалось, возможностями. Я делал ставку на свой жизненный и бизнесопыт, на изворотливость ума и нетривиальность мышления, которые выгодно отличают нашего человека. Поработаю учителем не больше года, думал я тогда, за это время присмотрюсь и «замучу» чтонибудь интересное и прибыльное. Боже, как я тогда ошибался… Думаю, читатель уже понял, что автор этой книги не кто иной, как самый настоящий авантюрист. B хорошем понимании этого слова. Каково же было мое удивление, когда, приехав в Америку, я понял, что почти все из одиннадцати приехавших со мной педагогов такие же джентльмены удачи, как и я сам. Итак, кто мы? Справедливости ради нужно сразу оговориться, что абсолютно у всех нас был реальный, а не нарисованный педагогический опыт. Причем у некоторых по 20 с лишним лет. Все мы совершенно разные, с очень разным прошлым, из разных городов России. Половина имеет ученые степени и, соответственно, опыт преподавания не в средней школе, а в вузе. И это совершенно логично. Как вы думаете, много ли российских учителей средней школы читают газету «Иностранец» и знают английский язык? Но чем я был поражен больше всего – так это возрастным составом нашей группы. Лишь двоим из нас – Кате и Славе – было меньше тридцати. Они же лучше других знали английский язык. А понастоящему хорошо его знала только Катя, закончившая инфак университета. Еще трое – Сергей Бобровник, Катя Подосинникова и ваш покорный слуга – находились в диапазоне 30 – 40 лет. Андрей, Геннадий и Саша – 40 – 50. Но что самое удивительное, были еще Александр Сергеевич и Лариса Евгеньевна, люди почти пенсионного возраста. Таким образом, команда подобралась отнюдь не молодая. Я никак не предполагал, что люди в этом возрасте могут решиться на подобную авантюру. Несмотря на все возможные различия, в первый год работы мы были единодушны в оценке американской школы и окружающей нас жизни. В целом наши взгляды близки и сейчас, но по прошествии лет оценка некоторых деталей начала несколько различаться. Скорость этих изменений зависела от быстроты адаптации или, если угодно, американизации каждого из нас.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=524

Щапов, Афанасий Прокопьевич, известный историк; родился в 1830 г. в селе Анге, Верхоленского уезда, в 200 верстах от Иркутска, в семье местного бедного дьячка; мать его была бурятка. На 9-м году отец Щ. отдал его вместе со старшим братом в Иркутское духовное училище, где Щ. воспитывался на казенный счет, и после 6-летней горькой жизни, в 1846 г., лучшим учеником перешел в местную семинарию, грубостью своих нравов оставлявшую в тени даже Петербургскую бурсу, известную с этой стороны по описанию Помяловского (царившие в семинарии порядки подробно описаны С. С. Шашковым в его «Автобиографии», «Восточное Обозрение», 1884 г., 30, а M. B. Загоскиным изображены в беллетристической форме, в романе «Магистр», сборник газеты «Сибирь», 1876 г.). Учился здесь Щ. сначала плохо и неизменно пребывал на «камчатке», да иначе и быть не могло, по той простой причине, что ему недоставало учебников, выдававшихся начальством семинарии в видах экономии только немногим. Когда же случайно одним из учителей Щ. были обнаружены его блестящие способности, и ему выдали нужные книги, он быстро удостоился перевода на первую парту – место отличнейших. В 1852 г. Щ. окончил курс семинарии и, как один из лучших учеников ее, был отправлен казеннокоштным студентом в Казанскую духовную академию. Здесь, несмотря на мало подходящие условия, едва ли чем отличавшиеся от семинарских, он усердно работал. «Часов по 17 в сутки, – рассказывает его товарищ по академии, – проводил он за конторкой, так что от его сапог образовалось углубление на полу; студенты водили друг друга смотреть это диво, а углубления прозвали «ямами столпника Афанасия». О необыкновенном трудолюбии Щ., как на академической скамье, так и впоследствии, сохранился целый ряд свидетельств. Отвлеченные вопросы его мало занимали; в своих занятиях он искал положительных, фактических знаний. Уже тогда в нем явна была жилка историка – интересовался он почти исключительно русской литературой и особенно русской историей. Значительное влияние на него в эту пору имели профессора академии A. A. Бобровников, Беневоленский, Д. Ф. Гусев и проф. университета С. В. Ешевский, а для области занятий и направления последующей деятельности большую роль сыграли бывшая при академии прекрасная библиотека по расколу и знакомство с богатейшим собранием рукописей Соловецкого монастыря, которое во время Крымской войны было перевезено сначала в Петербург, а затем в Казань. Щ. участвовал в составлении описи этих рукописей, попутно знакомился с их содержанием и сделал для себя множество извлечений и выписок оттуда, использованных им при составлении своей магистерской диссертации, которой он весь отдался на последнем курсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Мир и сансара не потому должны быть отвергаемы, что они мучительны, а потому, что мир пуст, т. е. что в нем нет ни одной точки, на которую ум мог бы достойно обратить свое внимание, на чем он мог бы покоиться. Следовательно, высшая мудрость требует «ни о чем не думать, ни к чему не прилепляться, а возвышаться в чистейшую область разума». (См. Заметки по буддизму – рукопись, стр. 317–319). В махаяне, таким образом, мы встречаемся с самым крайним видом субъективизма, где «принимаются за данные только внутренние явления и на внешний мир почти не обращается никакого внимания, так как считается возможным постичь его через созерцание своего «я». «Кто понял «я», – тот в совершенстве знает все три мира; кто в совершенстве понял «я», – тот находится по ту сторону вещей» («Эльдеб билик парамит», л. 34). «Дух есть источник всякой мудрости; чтобы сделаться буддой, не ищите этого где-нибудь инде» («Сэткилуи толи», л. 36. Рукопись Бобровникова – «Устные наставления Манджушри»). «Но каким образом по понятиям буддизма сущность вещей, или пустота переходит в мир явлений, на это мы нигде не находим у буддистов объяснения, исключая разве отрывочных объяснений в роде того, что все существа и все вещи происходят от пристрастия к «я» и «мое», а «я» и «мое» явились от глупости, но как явилась эта глупость и как она может существовать прежде существования «я», об этом умалчивается» (ibidem). 126 (Элдэб. билик. Парамит. л. 82). Бобровников (рукопись). Изложение религиозного учения монголов, стр. 181. 134 Ibidem, p. 81, 86. Правда, некоторые исследователи буддизма, напр., Ковалевский в своей неоконченной рукописи о буддизме, указывал, что буддизм желал видеть в «пустоте» «истинное, абсолютное бытие, поглощающее всю сущность вселенной, несотво­ренное и вечное, бесконечное и разумом одаренное, составляющее эссенцию пяти стихий, наслаждающееся непрерывным спокойствием». Шмидт, хотя и замечал, что термин «пустота» (санскрит. «шулья», кит. «кун», монг. «хогосун») означает отсутствие всего, но однако, по его мнению, «безконечная единица, называемая «хогосун arap», т. е. пустое пространство не означает пустого пространства, по строгому понятию слова, потому что она заключает в себе все, что есть и что будет. Сами буддисты любят толковать об этом понятии, но нигде не объясняют его вполне удовлетворительно. (Forschungen im Gebite der altern relig. polit. und liter. 1824 г. p. 182).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Хотя пратьекабудды при таком поведении не спасаются в полном смысле, – так как, чтобы понять природу духа, понять пустоту, нужно прежде понять ничтожность мира, – все-таки они подходят к пути спасения, а потому их средства и их правила называются средствами спасения. Общее отличие шраваков и пратьекабудд от бодисатв состоит в том, что их мудрость духовная относится только к миру и его явлениям, а не к сущности мира и отвлеченному духу. Высшие существа, т. е. бодисатвы обладают высшим познанием, они познают, что все вещи в сущности пустота, не рождены, не имеют для себя оснований или корня (т. е. самобытия)» (Бобровников. Рукопись. Устн. наст. Манджушри). Достигается бодисатское состояние, как мы уже говорили, через осуществление 6 парамит. «Упражняясь в 6 парамитах, говорит буддийское сочинение «тонил хуин чимэк», проникнувшись божественной мыслью, спасающийся вступает на путь бодисатв и достигает бодисатских областей, т. е. степеней совершенства. Если мы спросим, каков этот путь, то это есть путь стяжания, путь борьбы, путь видения, путь созерцания, путь достижения до конца. Вот эти 5 путей». Под путем стяжания разумеется собрание добрых дел – это, по мнению Ковалевского, осуществление 5 начальных парамит: милостыни, обетов (исполнение духовных обязанностей) терпения, усердия и созерцания, (Хр. II, ст. 481). «Возбудив божественную мысль, приняв наставление от учителя, спасающиеся стараются о добродетели, пока не родится благодетельная высшая мудрость, т. е. шестая парамита – мудрости». Этот путь называется путем стяжания или собрания потому, что здесь собирают сокровища добродетели и делаются сосудом добродетели. В это время усовершаются в 12 предметах из 37 членного пути «боди»: 4 отрешения от привязанностей (привязанность к телу, к самосознанию, к мысли, к учению); 4 истинных отречения: (отречение от грешных учений, препятствовать появлению вредных, способствовать появлению полезных, распространять прежние); 4 чудесных свойства (желания, старания, мысли, понимания).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

82 Село Каменка упоминается в акте от 1609 года 5 июля по делу о конокрадстве (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 360). 84 Село Ивановичи упоминается в акте от 1618 года 3 мая в жалобе Адама Шкляревского, слуги князя Януша Острожского, на казацкого полковника Калиновского и его товарищей о том, что они имения князя Януша ограбили, причём в с. Ивановичах замучили насмерть сына атаманова Григория Чечелевича, который и был погребён в этом селе при церкви Пречистенской («Святое Пречистое»). (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 232–235). 85 По народному преданию, в местности, занятой ныне этим селом, в изобилии некогда росла крапива, в густых чащах которой укрывались местные жители от набегов крымских татар. Отсюда, вероятно, и возникшее впоследствии поселение названо Крапивной. Село это упоминается в акте от 1650 года 6 мая в жалобе пана Вацлава Юрьевича на крестьян Киевского подкомория Юрия Немирича, которые ограбили во время казацкого восстания имение жалобщика с. Зарубинцы, причём жителям этого села и с. Крапивни они приказали отвезти награбленное в м. Горошки (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 566). 86 Лисовщина – нынешнее имение знаменитого князя М. Кутузова-Смоленского; старожилы и доселе указывают в соседнем лесу место, где стоял дом князя. Ныне это село принадлежит поляку-католику Гедцольду, владеющему им на имя некоего унтер-офицера Иванова. Село это упоминается в акте от 1501 года в инвентаре г. Житомира, с исчислением приписанных к нему сёл и земель, а также крестьянских повинностей и даней, составленном ещё при короле польском Александре и подтверждённом королём Станиславом Августом 22 апреля 1788 года. По этому инвентарю Яким – кузнец – держал землю Лисовщину, а с этой земли дани давал в пользу Житом. замка 40 грошей, полюдья два ведра мёду, две куницы, ловчему куницу и бобровнику 5 грошей (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 4). 87 Село Новополь – под именем с. Нового-Поля, – упоминается в акте от 1618 года 2 мая в жалобе Адама Шкляревского, слуги Януша Острожского, кастеляна Краковского на казацкого полковника Калиновского и его товарищей о том, что они имение князя Януша Острожского ограбили, причём из с. Нового-Поля увели 20 лошадей (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

По мере того как они приближались к Серадзу, все чаще клубилась пыль на дорогах, а когда вдали показались городские башни, весь тракт был уже запружен рыцарями, солтысами и вооруженными местными жителями, которые двигались к месту сбора. Увидев эти толпы народа, крепкого и сильного, упорного в бою, привычного к лишениям, непогоде, холоду и тяжким трудам, старый Мацько исполнился бодрости и в душе пророчил себе верную победу. XLIX И вот вспыхнула наконец война : вначале стычек с врагом было не так уж много, да и судьба на первых порах не особенно благоприятствовала полякам. Пока подошли польские силы, крестоносцы взяли Бобровники, сровняли с землей Злоторыю и снова заняли несчастную, с таким трудом возвращенную недавно добжинскую землю. При посредничестве чехов и венгров пожар войны на время был притушен, Польша и орден заключили перемирие , во время которого чешский король Вацлав должен был их рассудить. Но противники не перестали стягивать свои войска; всю зиму и весну они продвигали их навстречу друг другу, так что, когда чешский король, подкупленный орденом, решил дело в пользу крестоносцев , снова возникла угроза войны. Меж тем наступило лето, а вместе с ним подошли и народы под предводительством Витовта. После переправы у Червинска оба войска и хоругви мазовецких князей соединились. По другую сторону реки, в лагере под Свенцем, стояло сто тысяч закованных в броню немцев. Король хотел переправиться через Дрвенцу и идти кратчайшим путем в Мальборк, но переправа оказалась невозможной, и он повернул от Кужентника к Дзялдову и, разгромив замок крестоносцев Домбровно , или Гильгенбург, расположился там лагерем. И сам король, да и польские, и литовские вельможи знали, что вскоре должно произойти решительное сражение, но думали, что это может случиться не раньше, чем через несколько дней. Они полагали, что магистр, преградив дорогу королю, пожелает дать отдых своим войскам, чтобы на смертный бой они вышли свежими, неутомленными. А тем временем королевские войска остановились на ночь в Домбровно. Взятие этой крепости без приказа и даже вопреки воле военного совета воодушевило короля и Витовта; это был сильно укрепленный замок с толстыми стенами и многочисленной стражей, защищенный озером. Польские рыцари захватили его молниеносно и с такой неукротимой яростью, что, прежде чем подошло все войско, от города и замка остались только дымящиеся развалины, среди которых дикие воины Витовта и татары Саладина добивали остатки отчаянно защищавшихся немецких кнехтов.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010