Убийство императора Маврикия и воцарение узурпатора Фоки 1445 привело к новой войне с персами 1446 . Видимо, угроза персидского нашествия заставила св. Софрония и блж. Иоанна Мосха покинуть Святую Землю и отправиться сначала в Антиохию, а затем в Малую Азию. Примерно около 607 года они во второй раз приезжают в Египет. Ситуация в Египетской церкви в это время была чрезвычайно сложной. Начиная с конца эпохи Юстиниана христиане в этой стране фактически раскололись на две части: православному меньшинству, концентрирующемуся главным образом в Александрии, противостояло монофизит- ское большинство со своей особой иерархией. Первые были преимущественно греками (и грекоязычными), принадлежа к высшим и состоятельным слоям населения, а вторые являлись коптами, находящимися на низших и средних ступенях социальной лестницы; в численном соотношении это выражалось как 200 тысяч греков к 5–6 миллионам коптов 1447 . Монофизиты чувствовали себя совершенно свободно во всем Египте, часто просто игнорируя «мелкитов» (так они называли православных); в частности, их «патриарх» Анастасий (604–616 гг.) спокойно появлялся в Александрии, рукополагая здесь своих «иереев» 1448 . Когда два друга вновь появились в Египте, то православным патриархом здесь был свт. Евлогий Александрийский – непримиримый оппонент монофизитов и защитник вероопределения Халкидонского Собора (вкупе с «Томосом к Флавиану» святого папы Льва Великого ) 1449 . Но отношения между ним и двумя странни- ками-монахами как-то не сложились, вероятно, потому, что они прибыли в Александрию незадолго до кончины этого благодатного святителя. Наоборот, самые тесные и дружественные связи установились у них со свт. Иоанном Милостивым, занявшим Александрийскую кафедру в 610 году (после краткого патриаршества Феодора в 608–609 годах). Личностью этот патриарх был замечательной 1450 . Сын византийского правителя (эпарха) Кипра, Иоанн принадлежал к аристократическим верхам державы ромеев; он был женат, имел детей и первоначально избрал служивое поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Логика христианская кажется не трудна и легко может быть понимаема и изучаема... для того, чтобы полюбить, изучить и усвоить ее всем сердцем, а между тем ее то, эту христианскую логику, и забыли почти все – и простые, и ученые (мнимо ученые) и ни мало в нее не вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утомительные науки, искусства и художества, мастерства; и оправдана небесная логика и премудрость чадами ее вроде Серафима Саровского , Феодосия Черниговского и прочих святых. Кто их мирян нынче ищет эту драгоценную жемчужину, то сокровище бесценное, но мало ценимое? Не забывай, христианин, что ты – по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви – гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые – ветхозаветные и новозаветные. «Несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу» ( Ефес. 2, 19 ). Какая глупая, бессмысленная плоть наша в своих похотениях: сколь она гибельна, если не обуздывать, и не распинать ее со страстями и похотями! Прекрасно сказано в тропаре преподобным: «презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней». Припомни выражения апостола о грехах язычников, иудеев: «жены бо их измениша естественную подобу в презестествнную. Такожде и мужи, оставльше естественную подобу женска пола, разжегошася пахотию своею друг на друга, мужи на мужех студ содевающе, и возмездие еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще» ( Римл. 1,26,27 ). Как люди из-за угождения плоти извратили всякий порядок Божий, порядок творения! В конце концов и мы все должны будем оставить здешний краткий век и перейти в вечность и явиться к святому и праведному Судии и Творцу всех Богу и дать отчет о всей своей жизни! Как и с чем мы явимся? Какой суд и приговор Его услышим на всю вечность? Вот о чем мы должны чаще размышлять, о чем заботиться. О, помышляйте все об этой будущей судьбе и готовьте дела свои благие, плоды свои духовные; да не явится никто бесплодным деревом. Виноградный сад, насажденный Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

26 апреля 1727 года вместе со своим спутником, афонским монахом Дионисием, В. Г. Барский снова сошёл на кипрский берег у Лимасола: «Есть же место то, идеже ми пристахом, рекомое Лемесо (Лимасол), еже есть мал град, и аще здания лепотна суть, понеже от плинф блатяних, не палених зиждемая, но на ровном, веселом же и мягком поле, при брезе морстем стоит» 75 , – писал Барский о Лимасоле. Через четыре дня он уже был в Никосии, где имел аудиенцию у главы Кипрской Церкви, которым тогда был Сильвестр (1718–1731): «Идохом первее к архиепископу всего Кипра, иже есть тамо в великой чести, – сообщает Барский, – и давши нам свое архиерейское благословение, отосла нас на малое пребывание в гостинницу, при храме святаго Антония стоящую, яже иногда бяше монастирь, ныне же мирская церковь » 76 . В. Г. Барскому удалось посетить также ряд храмов и обителей Кипра, находившихся в различных частях острова; он побывал в столичном храме святой Софии, превращённой турками в мечеть: «Наипаче же обретается даже доселе церковь святия Софии, велика и зело прекрасная, от камене резанного зданна, яже издалече вне града зрится, – писал Барский. – Ныне турки превратиша ю на свой мечеть, идеже собирающеся молитву деют, и несть христианину волно внити внутрь» 77 . Барский также приводит важные сведения о количестве храмов, имевшихся в Никосии в 1727 году: « Церковь християнских внутрь града всех суть 9, прочее же все турецкие мечети, иже от святих церквей превратиша; монастира несть ни единаго греческого внутрь, французский же един и едина арменская церковь » 78 . В описании Ларнаки В. Г. Барский традиционно упомянул о епископском служении святого Лазаря в этом городе и, помимо этого, отметил наличие здесь инославных христиан: «Есть же в Ларнаце едина церковь французская и монастирь францешканов, иноков римских» 79 . Барский совершил паломничество в знаменитый монастырь Кикко и описал чудотворную икону, издревле хранившуюся в монастырском храме: «Тамо в храме обретается едина икона Пресвятия Деви Богородици, именуемая Одигитрия, держащая на правици Господа нашего Иисуса яко младенца зело умиленна, сицевим образом, – писал Барский, – Ея же исписание не зрится, – вся покровенна есть, кроме лица, среброкованною шатою. Чудотворением от ветхих времен – даже до нине – прославляемая; пред нею же на всяк день иноци молебний канон поют. Не токмо же кипрский народ, но и окрестние далекие странни в велицем почитании икону ту имут» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Радуйся, яко о Тебе радуется ангельский собор; Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род. Радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя; Радуйся, Радосте наша, услаждающая скорбныя сердца к Тебе отверстыя. Радуйся, благая Заступнице, на помощь к нам ускоряющая; Радуйся, залог спасительный нам в иконе Твоей даровавшая. Радуйся, град Владивосток пришествием Своим от врагов сохранявшая; Радуйся, перенесением иконы Твоея в Порт-Артур, победу России обещавшая. Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая. Кондак 7 Хотя человек некий исполнити Волю Божию, и доставити в осажденную варварами крепость, икону Пресвятыя Богородицы «Порт-Артурскую», отправися в путь и достигши токмо града Дальняго, не обрете веры у воев наших в помощь Богоматери, и со слезами воззва к Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати человеческий род: огнем, мечем, гладом и болезньми, и сотвори в наказание поражение русских воев и полонение безбожными японцами иконы Твоея «Порт-Артурския». Сего ради, Владычице, припадаем и усердно молим Тя: не даждь нам до конца погибнути, но двери милосердия Твоего отверзи нам, вопиющим: Радуйся, Спасителя мира рождшая; Радуйся, спасения нашего главизна. Радуйся, Мати Божия, обреченная на страдание; Радуйся, Мати милосердия, отъемлющая всякую слезу от люте страждующих. Радуйся, слезы умиления нам подающая; Радуйся, от страстей нас избавляющая. Радуйся, погибающих грешников спасающая; Радуйся, Царице небеси и земли, молитвы раб Своих приемлющая. Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая. Кондак 8 Странни и пришельцы есмы на земли сей, житие наше суетно и маловременно есть. Мы же смерти безвестное во ум никогдаже приемлем, ни помышляем о Страшнем Судищи Христове, в нем же имамы праведному Судии предстати и дати ответ о всяком деле же и слове. Темже молим Тя, Владычице, возбуди ны от сна греховнаго, да сподобимся Твоим ходатайством получить прощение грехов и во гласе радования воспевати Христу Богу: Аллилуиа. Икос 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Очевидно, это вдувание им Духа Святого не было обычным, потом всем христианам подаваемым, сообщением благодатных Духа даров: то было даровано им, как мы знаем, и именно им – в день Пятидесятницы. Недоступное для нас в силу «гадательного» 441 лишь характера ведения нашего, оно было, конечно, сообщением некоей, Ему присущей, силы или сущности, сообщением, относящимся именно к этому, продолжающему Его дело, посланничеству их. А слово апостол, как известно, и значит – посланник. Но уже совершенно ясное, и по буквальному тексту точное, указание на такое значение апостолов для церкви видим мы в послании к Ефесянам. Отстраняя, теперь для нас странное, но тогда очень естественное и распространенное, высокомерное и пренебрежительное отношение евреев-израильтян по крови, к христианам – новому Израилю по вере, как к каким-то пришельцам и прозелитам, ап. Павел не раз разъяснял, какая выше-земная честь принадлежит им, как вошедшим в небеса уходящую, Церковь Христову. «Несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше (как члены церкви, вместе со всем историческим составом ее) на основании апостол и пророк , сущу краеугольну (Самому) Иисусу Христу» 442 . Итак, краеугольный камень для церкви (ясно, что она мыслится здесь, как на земле созидаемый Божий Дом) 443 и вместе Глава ее – это Господь, как водрузивший ее на Своем Кресте, – создавший ее Искупительной Жертвой Своей. Но затем – первым рядом и, как буквально сказано, – основанием ее – явились апостолы и пророки 444 . Поэтому-то и должны мы дорожить не только идейным признаком, но и самым именем – Церковь апостольская. И вселенское предание так и сделало: в 9 члене символа веры мы так и читаем: «… (верую) во едину святую соборную и апостольскую Церковь». Но на какие же черты в учении веры христианской и в определении признаков Церкви указывает самое это слово «апостольская» ? Ответ на это уже дан был выше в учении о священном предании, и прежде всего в тех текстах священного Писания, которые так ясно устанавливали, нам, что священное наше – подлинное – Предание есть такой же голос учения апостольского, как и Священное Писание . Припомним заповедь апостола Павла: «… тем же убо, братие, стойте и держите предания, им же научистеся или словом, или посланием нашим» 445 , где он в одном слове «Предание» объединяет и изустное научение – Предание и письменное послание, и если угодно, на первом месте ставить предание изустное . Видели мы, как хвалил он Коринфян за то, что они так хорошо помнят учение его, и предание, которое он передал им держать 446 : здесь опять, хотя бы в том же практическом «держании» того, что сообщено апостолом, имеется ввиду прежде всего Предание в тесном смысле слова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Павла, " к Сионстей горе, и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму небесному и там ангелов, торжеству, и Церкви первородных (торжествующему собору и церкви первенцев) на небесах написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу " (Евр. 12,22-24): т.е. чрез вступление в завет с Богом и Христом верующие приступают к невидимой горе Сионской, вступают в общение с небом и живущими на нем ангелами и духами праведников - Церкви первородних (по благочестию), названных так потому, что они усвоены Богу, как некогда прообразовательно усвоялись Ему первенцы. Здесь, в горнем Иерусалиме, верующие приближаются к Самому Христу и Богу. В посл. к Ефесянам ап. Павел учит, что хотя мы и живем на земле, но не чужды святым: " Темже убо ктому несте странни и пришельцы, но сожителе святым " (Еф. 2,19). Следовательно, Церковь в ее широком понимании включает в Себя Церковь земную и Церковь небесную, включает в себя все разумно - нравственные существа. Все верующие, живые и отошедшие в иной мир принадлежат к Церкви при условии, что умершие отошли в иной мир в вере и покаянии. Церковь, включающая живущих на земле, называется видимой Церковью земной. Она называется Церковью странствующую или воинствующею: первое слово по своему смыслу отвечает изречению Ап. Павла: " не имамы зде пребывающего града, но грядущаго взыскуем " - имеется в виду небесный Иерусалим. Второе слово " воинствующая " придано Церкви в отображение ее борьбы с врагами спасения. Церковь, включающая ангелов, святых и всех усопших в вере и покаянии - невидима и называется небесною или торжествующее. Она торжествующая потому, что она достигла горнего Иерусалима, духовного отечества всех верующих, она свобода от искушений врагов и всех опасностей земного странствования. Она торжествует, участвуя в бесконечной славе и блаженстве вместе со Христом. Победителем смерти и ада, в общении с сонмами чистейших духов - ангелов. Понятно, что земная Церковь есть установление приуготовительное к переходу в Церковь небесную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2197...

8 ноября 1945 года в Оломоуце состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, на котором обсуждался вопрос юрисдикции. Решено было просить СПЦ отпустить Чешскую епархию из своей юрисдикции и позволить ей переход в подчинение Русской Православной Церкви. Также было решено просить Святейшего Патриарха Московского принять Чешскую епархию в свою юрисдикцию с условием сохранения ей автономии, оговоренной в Уставе, утвержденном Священным Синодом СПЦ и правительством Чехословацкой республики. Высказывалась также просьба сохранить в Чешских землях богослужебные традиции, сложившиеся при епископе Горазде, которые, не противореча Священному Преданию Православной Церкви, в то же время соответствуют потребностям чешского народа. Предполагалось, что Патриарх Московский проведет специальные переговоры по вопросу смены юрисдикции с Патриархом Сербским. Собрание также постановило отправить в Москву делегацию для ведения переговоров по вопросу перемены юрисдикции и последующего дарования автокефалии. За эти решения проголосовало 37 членов епархиального собрания. Двое воздержались. 10 января 1946 года в Москву прибыла делегация Чешской Православной Церкви в составе Епископского администратора Чешской епархии протоиерея Честмира Крачмара, священников: Иржи (Георгия) Новака и Ростислава Гофмана, мирян: прокуриста Б. Л. Черкеса, профессора И. И. Билаго, доктора В. Г. Грузина. В тот же день делегация была принята в Патриархии Святейшим Патриархом Алексием в присутствии Митрополита Крутицкого Николая и управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Н. Ф. Колчицкого. Глава Чешской делегации протоиерей Ч. Крачмар произнес речь, написанную на церковно-славянском языке. В ней он кратко описал историю и современное состояние Православия в Чешских землях. Отец Честмир в частности отметил, что Русская Церковь заботилась о православных чехах еще в XIX веке: «Несмы странни ни в велицем и славнем граде сем стольнем Москве, ни в Церкви всея Руси, зане от семидесяти лет и паче обретостася во граде сем мужие языка нашего, просяще помощи в деле устроения Православныя церкви во стольнем граде нашем Празе. И моление их бысть услышано и в лето тысяча восемьсот семьдесят четвертое бе освящение храма святителя Николая Мир Ликийских чудотворца в Празе и от того часа Церковь всея Руси поставляше нам пресвитеры и прочий причет церковный и всяческое попечение о нас творяще, дондеже прииде первая рать великая на ны. Вся сия помянувши и скорби и печали дний сих зря, рекохом в себе: Прейдем до Москвы, отонюду же прииде нам помощь иногда». В конце речи высказывалась просьба «прияти Чешскую Православную Епархию под высокую руку Патриарха Московского и всея Руси».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Богоучрежденность пресвитерской степени видна из того, что апостолы рукополагали себе пресвитеров на вся церкви ( Деян.14:23 ). Пресвитеры получают от епископа, при своем рукоположении, власть и право учить вверенных им пасомых, совершать таинства, но в зависимости от епископа. Богоучрежденность в Церкви степени диаконской видна из приветствия ап. Павла Церкви Филиппийской: всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппах, с епископы и диаконы, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1:1–2). Следовательно, к служителям церкви ап. относит и диаконов. Диаконы совершать таинства права не имеют, а только прислуживают при их совершении епископам и пресвитерам. Средоточие церковной власти. Если средоточие духовной власти над каждой частной церковью заключается в епископе, то несколько частных церквей могут подлежать распоряжениям собора всех своих епископов, а церковь вселенская вверена всем вообще епископам – собору вселенскому. Сами апостолы подали пример такого управления церковью, когда, по поводу возникших недоумений между христианами, собрались в Иерусалим и решили дело сообща. Глава церкви – Господь Иисус. Церковь Христова находится в самом тесном союзе с Иисусом Христом. Он пребывает в ней и подает ей жизнь, входит в теснейшее единение с каждым из ее верующих членов в таинстве евхаристии. Поэтому-то в Св. Писании Христос называется главой Церкви, а она телом: Христос глава церкви и Той Спаситель тела ( Еф.5:23 ). Существенные свойства Церкви исчислены в Никео-Цареградском символе, где она называется единою , святою, соборною и апостольскою. 1 . Церковь едина. Господь Иисус Христос хотел основать едину церковь: «созижду церковь Мою» , и действительно основал; называл Себя пастырем единого стада и об единстве всех верующих молился Отцу: да вси едино будут: яко же Ты, Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут ( Ин.17:21 ). Церковь есть одно тело, глава которого Иисус Христос и податель жизни один Дух Святый. 2 . Церковь свята: a) по своему началу и основанию: ктому несте странни и пришельцы, но сожители святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо растет в Церковь Святую о Господе ( Еф. 2:19–21 ). б) По своему назначению (см. Ефес. 5:25–27 ). в) По своему устройству. Глава ее Всесвятой Господь Иисус ( Евр. 7:26 ); в ней пребывает всегда Всесвятой Дух ( Рим.8:14–17 ); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

185 Из вышеописанных всех предложений всяк ясно может видеть, что молитися Господеви соборне или наедине важная есть должность Богослужения, и такового существа, что мы когда ее исполняем, то самым делом исповедуем истинного Бога нашего быть Богом всемогущим, вездесущим, премудрым и преблагим. Истина сия на четырех первых заповедях Господних утверждена есть, и таким исповеданием представляем о себе то, что мы познали, яко той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его. Псал. 99:3 . Не токмо же в таковое исповедание создателя нашего посредством молитвы приходим, но беседуя к нему якоже чада к Отцу, и моля его благоутробие, приемлем от него силу Святого Духа, ум наш просвещающую, сердца движущую, и наставляющую всегда звати к нему: авва Отче!. И так к нему приближаяся, не к тому бываем, как апостол сказывает, странни и пришельцы, но сожители святым, и принии Богу, то есть, собственные люди Божии. Ефес.2:19 . 186 Никто убо не должен презирать, ниже оставлять молитвы, яко средства, от Бога установленного, спасительного. Вси бо от мала даже да велика обязаны суть имя Господа Вседержителя от чиста сердца призывать. 2Тим. 2:19, 22 ., и тем ему единому Боголепно честь, Славу, Хвалу, Благодарение и поклонение приносить по оной заповеди: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши, и к нему прилепишися, Мф. 4:10 . Второзак.6:13. Часть 2. О молитве, яко о должности священнической В части сей следует означит: 1) Заповеди Господни, которые о молитве, яко должности священнической, упоминают. 2) О ком, о чем, и когда подобает священником молитися. 3) Строение тайн требует от своих строителей особливых молитв и приуготовления. 187 1.Заповеди, возлагающие молитву на священников. Сам Господь, законополагая в Ветхозаветной своей церкви чин служения, определив к тому нарочитых мужей, Аарона и Левитов, и даде им заповеди молитися: и будет, сказал Он, сие вам (священником) законное вечное, еже молитися о сынах Иилевых, и о всех грехах их. Левит.16:34 . И паки: да помолится жрец о всем сонме сынов Иилевых, и оставится им. Числ. 15:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

По этой причине святость, о которой мы все тоскуем, не есть что-то, чего мы не зна­ем: святость есть нечто, что мы принимаем в Крещении и что требует сохранения и соблю­дения. «Темже убо ктому несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу» (Еф. 2:19). Поэтому мы должны последовать призыву апостола Павла: «Умертвите убо уды ваша, яже на земли» (Кол. 3:5), то есть всякий плотской и своекорыстный помысел, потому что мы — чада воскресения. Христос, воистину воскресший из мертвых, и нашу человече­скую природу с Ним совоскреси и «спосади на Небесных» (Еф. 2:6). И коль скоро мы «совоскресли» со Христом, «горняя да мудрствуем, а не земная» (ср. Кол. 3:2).    Как мертвый не может принимать участие в окружающей действительности, так и умерший для греха христианин не имеет ничего общего со всем многообразием греха. Мы умерли вместе с Христом, «спогребшеся Ему крещением» (Кол. 2:12); поэтому мы должны и распяться вместе со Христом, и жить уже не для самих себя, но жить для Христа так, чтобы Он жил в нас (см. Гал. 2:20). Так что если в нас живет Христос, мы не можем принимать лишь отрицательную позицию относительно греха, но должны идти дальше и к разумным делам, к деланию заповедей Божиих. «Уклонися от зла, — говорит пророк Давид, — и сотво­ри благо, взыщи мира, и пожени и» (Пс. 33:15). Если этого не будет, если внутри нас не про­изойдет «охристовление», «гражданствование» во Христе (христополития), «христомыслие», «христодействование», то это будет означать одно из двух: либо что Христос не вопло­тился действительным образом и, следовательно, не соединился с нашей природой, либо что мы невосприимчивы к энергиям Его Благодати. Однако, Слово воистину «плоть бысть» (Ин. 1:14), то есть стало человеком. Это означает, что только наша злая воля повинна во всех на­ших неудачах.    Совершенный во Христе человек достигает того, что берет на свою ответственность все причины своего разлучения с Богом и с людьми. Бескорыстие, как самое характерное прояв­ление любви по Богу, требует единства и взаимопонимания, потому что начало всякого зла происходит от индивидуализма и своекорыстия, разрушающих единство и гармонию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010