...Аз есмь пастырь добрый и знаю Моя, и знают Мя Моя, и душу Мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести; и глас Мой услышат, и будет едино стадо (и) един пастырь”. Еще образ – образ главы и тела ( Еф.1:22–23 ): Отец “вся покори под нозе Его, и того даде главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его, исполнение Исполняющаго всяческая во всех” Здесь Церковь уподобляется живому организму, в котором есть голова и тело, члены тела. Без головы тело мертво, а с головой тело живет. Образ строящегося здания ( Еф 2:19–22 ): “Темже убо ктому несте странни и пришельцы, но сожители святым и приснии (т.е. родственники) Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, о Немже всяко создание составляемо растет в Церковь Святую о Господе; о Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом”. Здесь двойной образ: строящегося на 12 камнях – Апостолах здания и краеугольного камня – Господа нашего Иисуса Христа. Интересное выражение – “приснии Богу” (родственники Богу). Речь о том, что это и здание, и дом, и семья. В других местах у апостолов это подчеркивается, когда речь идет о доме и семье. ( 1Тим.3:15 ) – “Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины”. ( Евр.3:6 ) – “Христос же якоже Сын в дому Своем; егоже дом мы есмы”. Здесь речь идет о семье. То есть Церковь понимается и как здание строящееся, и как живущие в этом доме и составляющие одну семью (“приснии Богу”) ( Евр. 11:10 ); (град Божий), ( Еф. 5:23 , 2Кор.11:2 ) (невеста Христова). Интересный образ есть в ( Гал. 4:26 ) – жена и матерь верующих. Как надо понимать этот образ? Апостол Павел много внимания уделяет Церкви; он сравнивает Церковь с супружеской жизнью, говорит о том, что Церковь – это невеста Христова или жена и матерь верующих. Конечно, Церковь здесь уподобляется Еве. Если Сам Христос уподобляется второму Адаму, и как от первого Адама, из ребра его, была сотворена Ева , и они явились родоначальниками всего человечества, наследующими первородный грех, так и Церковь уподобляется Его жене и как бы создана из ребра второго Адама. Имеется в виду, что мы – от костей Его, от плоти Его, из Его Крови произошла Церковь. Это – происхождение Церкви на мистическом уровне. Конечно, образы только приблизительно передают то, что мы не можем определить точными понятиями. В притчах Господь дал еще много определений Церкви: и рыболовная сеть, и брачный пир, и поле. Их много именно потому, что не удается дать точное определение Церкви. Понятие о Церкви становится более объемным. Конечно, хорошо было бы иметь точное определение, чтобы можно было сказать, почему человек не может спастись вне Церкви. А когда имеешь дело с мистическими понятиями, все становится очень сложным. Основание Церкви Иисусом Христом

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Златоуст (изъясняя Еф. 4:4 ), и отвечает: «верные всех мест вселенной, живущие, умершие и имеющие явиться на свет, а также угодившие Богу и до пришествия Христова составляют одно тело. Почему? Потому что и они познали Христа. Откуда это видно? Авраам, отец наш, сказано, рад бы был видеть день Мой: и виде, и возрадовася ( Иоан. 8:46 ). И еще: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне; о Мне бо той писа и пророки (5:46). Действительно, не стали бы писать о том, о ком не знали, что сказать» 476 ). Блаж. Августин учит: «под церковью не разумейте одних тех, которые начали быть святыми по пришествии и рождении Господа; к церкви принадлежат и все святые, какие только когда-либо были» 477 ). То, что они перешли в иной мир, не препятствует им быть членами никогда не умирающего духовного тела Христова – церкви, ибо это изменение состояния ощутительно только в глазах наших, а Господь Бог несть Бог мервых, но живых: вси бо Тому живи суть ( Лук. 20:37–38 ). Поэтому верующие, живущие на земле, вступая в церковь , по словам ап. Павла, приступают не к горе осязаемей,.. но к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тьмам ангелов, торжеству и церкви первородных (торжествующему собору и церкви первенцев), на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к ходатаю завета новаго Иисусу ( Евр. 12:18. 22–24 ), т. е. чрез вступление в завет с Богом и Христом приступают к невидимой горе Сионской, вступают в ближайшее общение с небом; для них открывается свободный и невозбранный доступ к общению со множеством ангелов, с величественным собором и церковью духов праведных людей, достигших совершенства, написанных на небесах, в качестве граждан Иерусалима небесного, приискренне усвоенных Богу, подобно как некогда прообразовательно усвоялись Ему первородные; наконец, в этом сообществе небесных граждан они имеют дерзновение приближаться и к Самому Царю небесного града, Богу и Христу. Тот же апостол учит, что мы хотя и живем на земле, но несмы странни (чужие) и пришельцы, а сожителе (сограждане) святым ( Еф. 2:19 ); вышний Иерусалим есть мати всем нам ( Гал. 4:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И таким образом ныне о Христе Иисусе вы, бывшее далече, – говорит апостол верующим из язычников, – близь бысте кровию Христовою. Той бо есть мир наш, сотворивый обоя, т. е. иудеев и язычников, едино и средостение ограды разоривый ( Еф.2:13–14 ). Теперь для веры и Церкви Нового Завета предлежит брань уже не к плоти и крови, как то было в ветхозаветной церкви, которая подвизалась против змия-человекоубийцы, главным образом, в лице враждебных язычников, – но прямо «...к изобличенным от Христа началом и властем, и миродержителем тьмы...» ( Еф.6:12 ). Наконец, поскольку благодать примирения и сыновнего общения с Богом сообщается собственно вере, любовию поспешествуемой: то ясно, что верующих иудеев и язычников Христос соединяет во единое живое тело: «да оба созиждет во единаго новаго человека, творя мир,и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем. И пришед благовести мир вам дальним и ближним» – язычникам и избранному народу: «зане тем имамы приведение обои в едином Дусе ко Отцу» ( Еф.2:15–18 ). Верующие язычники, вместе с Израилем, сопричисляются таким образом к обществу святых, к избранной собственности Божией и составляют истинно Божия Израиля: «Темже убо ктому несте странни и пришельцы, но сожители святых и приснии Богу» ( Еф.2:19 ). О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни не обрезание, но нова тварь. И елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии ( Гал.6:15–16 ). Все заветные сокровища, открытые для веры во Христа, стали общими тем и другим, служа основанием и руководством для их веры: «наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Еф.2:20 ). Словом: язычники чрез веру и общение благодати вступают в исполнение церковное, безразлично от иудеев: в Немже (то есть во Христе) «всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе: о немже и вы», – то есть верующие язычники, – «созидаетеся в жилище Божие Духом» ( Еф.2:21–22 ). И это избрание язычников ко спасению, как и всех спасаемых (что выше уже было объясняемо), от века положено: избра нас в Нем (во Христе) «...прежде сложения мира быти нам святым и непорочным пред Ним в любви, прежде нарек нас в усыновление Иисус Христом...» ( Еф.1:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Приемлемо ли в православии учение о земном царстве Христовом? Что говорит Евангелие о Царствии Божием? У евангелиста Матфея оно прямо называется всюду «Царствием Небесным». У евангелиста Иоанна Богослова на протяжении всего Евангелия называется «вечной жизнью». У евангелистов Марка и Луки оно названо Царствием Божиим, но с тем же смыслом: «не ищите, что вам есть или что пить..., потому что всего этого ищут люди мира сего»; «приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах»; «не отягчайтесь заботами житейскими»; «предоставь мертвым хоронить своих мертвецов» ( Лук. 12, 29–30, 33; 21, 34; 9, 60 ). «Как было во дни Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж...: пришел потоп и погубил всех; как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили...: пролился с неба дождь огненный и серный и погубил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лук. 17, 27–29 ). Это слова Спасителя. На суде у Пилата «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» ( Иоан. 18, 36 ). Вот ответ на вопрос о строении земного благополучия. Христово Царство не от мира сего, хотя блаженство жизни во Христе, не только личной отдельного христианина, но и жизни христианских общин, жизни оцерковленной, начинается уже здесь, на земле, и это безчисленными примерами святых людей испытано и проверено. О.  Иоанн Кронштадтский много раз говорит о себе, о своем чувстве во время богослужения: «Где я? Я на небеси». Это чувство многих чистых душ. Здесь низведение неба на землю; но для этого нужно самим подниматься к небу, а не поворачиваться от него к земным интересам, земным планам. Евангелие зовет нас строить жизнь так, чтобы земля стала частью неба в смысле нравственном, как она является частичкой в небе в смысле физическом. Наш русский святитель Тихон Задонский подводит только общий итог всей христианской православной мысли за все века о Царствии Божием, когда пишет: «Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа. Христиан в мире сем житие не ино что есть, как странствование и непрестанное шествие и спешение к отечеству своему, якоже глаголет апостол: «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». Откуду нарицаются и суть странники и пришельцы в мире сем, якоже о Аврааме и Исааке и Иакове пишется: яко странни и пришельцы быша на земли... Христианское отечество есть небо, где слава Небесного Отца, Которому они молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех», где преславный дом Его, в котором «обители многи суть», где «град великий святый Иерусалим, имущ славу Божию»...; оком взираем «и воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

15 вражду Плотию своею, закон заповедий ученьми упразднив, да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир, 16 и примирит обоих во единем теле Богови крестом, убив вражду на нем: 17 и пришед благовести мир вам, дальним и ближним, 18 зане тем имамы приведение обои во единем Дусе ко Отцу. 19 Темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, 20 наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу, 21 о немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе: 22 о немже и вы созидаетеся в жилище Божие духом. Глава 3 1 Сего ради аз павел юзник Иисус Христов о вас языцех. 2 Аще убо слышасте смотрение благодати Божия данныя мне в вас, 3 яко по откровению сказася мне тайна, якоже преднаписах вмале: 4 о немже можете чтуще разумети разум мой в тайне Христове, 5 яже во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым его апостолом и пророком духом святым: 6 яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе Иисусе, благовествованием, 7 емуже бых служитель по дару благодати Божия, данныя мне по действу силы его. 8 Мне меншему всех святых дана бысть благодать сия, во языцех благовестити неизследованное богатство Христово 9 и просветити всех, что есть смотрение тайны сокровенныя от веков в Бозе, создавшем всяческая Иисус Христом, 10 да скажется ныне началом и властем на небесных Царковию многоразличная премудрость Божия, 11 по предложению век, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем, 12 о немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою его. 13 Темже молю (вы) не стужати си в скорбех моих о вас, яже есть слава ваша. 14 Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, 15 из негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется: 16 да даст вам по богатству славы своея, силою утвердитися духом его во внутреннем человеце, 17 вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, 18 да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Теперь уже к тому «несте странни и пришельцы, но сожителе святым и домашнии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу» ( Еф.2:19–20 ). Вас питает и греет Господь Иисус: зане уди есмы тела Христова, от плоти Его и от костей Его. Нам званным Иудеям и Еллинам Христос есть Божия сила и Божия премудрость. Божия стяжание, Божие здание есте: се сыти есте, се обогатистеся, с Богом воцариешеся; грешни бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога вашего. Ни едино убо ныне осуждение сущим во Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу. Оправдившеся бо верою мир имамы к Богу, Господем нашим Иисус Христом: той бо есть мир наш сотворивый обоя едино, и пришед благовести дальним и ближним. Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, едино тело: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся; несть Иудей, ни Еллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе; аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя есте и по обетованию наследницы. Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся; Господь близ, ныне время благоприятно, ныне день спасения, что убо речем к сим? Аще Бог по нас, кто на ны? Иже убо своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не с ним вся нам дарствует? Ежели еще грешником сущим нам, Христос за нас умре; много паче оправдани бывше кровию Его, спасемся им от гнева: аще бо врази бывше примирихомся с Богом смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в живот Его. Тако приветствую вас, род избранный, царское священие, язык свят, люди обновления, камение живое, храм духовный, святительство святое, Божие особенное достояние. Радуйся новый Израиль, возлюбленный Богу народ! на нем же почиет мир и милость Божия; да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждою веселия одея тя, яко на жениха возложи на тя венец, и яко невесту украси тя. Да обратиться душа твоя в покой твой, яко Господь благодействова тя, яко избави душу твою от смерти, очи твои от слез, и нозе твои от поползновления; приступисте бо к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам Ангелов, торжеству, и к церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к ходатаю завеша нового Иисуса, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Но расколов и раздоров между ними никаких нет, но все и во всем согласны с православными греками и с четырьмя Восточными Патриархами и с Великою Россиею. Вам самим известно, как они, опасно соблюдая православную веру, ненавидят всех еретиков, и всех обращающихся к Православной Церкви снова крещают: ибо они никакого еретического крещения не принимают. Приходящих из Польши и из Малой России они строго испытуют, в крещении не обливан ли был? Кто скажет, что он не погружен, а обливан, – тех всех не обинуясь паки крещают. Вам известно, как молдаване нас отвращаются и гнушаются, и почитают нас не раскольниками, как Россия, но еретиками, и не терпят даже и смотреть на наше двухперстное сложение, и всех наших обращающихся к ним перекрещивают. Вот, как нас гнушается греческая и молдавская Церковь ! Но Россия еще много нам делает снисхождения, как матерь чадолюбивая утешает малых чад своих, снисходит нашему безумию. А мы, как ехиднино порождение, бежим от возлюбленной своей матери, благоденственного нашего отечества, славной и православной России, и странствуем здесь по чуждым землям между чуждых родов и языков уже более 150 лет, и претерпеваем великие притеснения: живем на чуждых землях, и бегаем с места на место, как цыгане. И сколько уже разорилось наших сел, – нам известно. Ибо все нас гонят и ненавидят, и защиты ни от кого не имеем; странни есмы и пришельцы в земли чуждей. И Господа Бога мы прогневали: ибо Он строго и часто нас наказывает; и вам известно, как наши русские села часто страдают от моровой язвы – чумы: а молдавские села, близ стоящие, пребывают благополучны; за что еще более нас ненавидят. А о душевных наших бедствиях, что мы претерпеваем, и говорить уже нечего: вы сами знаете, что часто по десяти и по пятнадцати лет бываем без священника; a ежели и приедет из России какой-нибудь пьяница или расстрига, а многие бывают и самозванцы, то оберет деньги, да и уедет, а мы после скорбим, и кто у нас был, сами не знаем. И до тех пор мы не освободимся и не избавимся от этих великих скорбей душевных и телесных, пока не возвратимся в возлюбленное и благоденственное и славное наше отечество, в православную Россию, под покровительство единомысленного нашего благоверного и благочестивого Российского императора, и пока не поступим в недро возлюбленной нашей Матери, Святой Восточной Соборной Апостольской Христовой Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Наконец, четвертое свойство истинной Церкви Христовой то, что она есть Церковь апостольская. Она может быть названа так потому, что непрерывно и неизменно сохраняет преданное от апостолов учение и преемство даров Святого Духа чрез священное рукоположение. В этом же смысле она называется также православной или правоверующей. Мы сказали выше, что Церковь Христова есть едина, святая и соборная. Но как же, спрашивается, узнать истинную Церковь Христову? Христианских обществ, как известно, много. Между ними есть различие и в понимании учения Христова и в устройстве их, как земных обществ. Каждое общество почитает себя истинной Церковью, а другие ложными. Как же узнать истинную Церковь? Само собой понятно, что такой Церковью может быть только та, которая постоянна и согласна сама с собой во все времена, т. е. Церковь апостольская, которая непрерывно и неизменно сохраняет апостольское учение и имеет церковную иерархию, восходящую до времен апостольских, и неразрывно связанную с Апостолами. Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни положил только основание Церкви Своей, утверждена же и распространена на земле она была Апостолами. По повелению Самого Господа, они исшедше проповедаша всюду, Господу поспешствующу, и слово утверждающу последствующими знаменами ( Мк.16:20 ). Проповедуя всюду, Апостолы основали много частных церквей: иерусалимскую, антиохийскую, коринфскую, ефесскую и многие другие, которые сделались потом матерями для всех последующих частных церквей, и доныне существующих. Этими церквам они дали потом и в посланиях своих и в предании, и в самом строе все необходимое для из утверждения. Несте странни и пришельцы, – пишет Апостол Павел Ефесянам, – но сожителе святым приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:19–20 ). Этими словами Апостол указывает, что христиане сделались согражданами святым и своими Богу, т. е. стали членами Церкви потому, что утверждены на основании учения Апостолов и Пророков, имея основным учением учение Самого Иисуса Христа. Затем Апостолы, приняв от Святого Духа дары для своего служения, передали их после чрез священное рукоположение другим избранным ими лицам, пастырям Церкви. С тех пор и доныне сохраняется преемство даров Святого Духа в церковной иерархии чрез священное рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии (свои) Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 19–20). В нынешнее время отчуждения от Церкви нашей интеллигенции, обезумевшей духовно, должно вразумлять ее, какой безумный, гибельный шаг она сделала через свое отпадение, в какую пропасть она стремится! Именно в пропасть. Поймите же вы, нечестивые: ведь Христос не напрасно приходил на землю, жил тридцать с лишком лет, учил, чудотворил, пострадал, умер и воскрес, основал Церковь на земле и вознесся на Небо. Не забывайте, что вы члены Тела Христова, что вы — свои, а не чужие Богу. А вы ведете себя как чужие для Бога. Мы, как члены Церкви Христовой, свои Христу, свои Богоматери, свои всем святым и, как члены, должны призывать их в нуждах, бедах, скорбях и болезнях, а также и в радостях и должны подражать их житию по силе своей. Наши современные безбожники во главе со Львом Толстым считают Евангелие за басни и не верят в Божество Иисуса Христа, как и в Его Божественное посланничество, Божественное слово и чудеса, и своим неверием и клеветою на Господа и на Церковь Его смутили все современное русское учащееся юношество, поколебали веру в недоучках и переучках, подкопали своею ложью и дерзким вольнодумством все основы веры и нравственности, произвели безнравственность, анархию, неповиновение детей родителям, учащихся и подчиненных начальству, подданных верховной власти, незаконные, безумные забастовки, сделали правильную гражданскую жизнь невозможною при настоящих условиях и попустительстве власти. Вот бесконечный вред толстовского неверия! Вот плоды безбожия! Война злополучная попущена на нас, как наказание праведное от Бога праведного. Что нам нужно при этом хаосе? Прежде всего нужно строгое действие всех властей, нужно общее покаяние всех классов населения России, нужен общий пост, общественная горячая молитва Богу об обращении заблудших, об исправлении нравов, потребен страх Божий, страх Суда Праведного, грозного наказания Божия. К этому призывает всех и монарх, наш государь, Богом поставленный для управления народами по заповедям Божиим и государственным законам. И мы всех соотечественников призываем к горячему и глубокому покаянию, усердной молитве и милостыне. Мы должны преобразиться, немедленно измениться во всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   Определяя, что такое священство, мы можем сказать так: это один из элементов суще­ства Церкви, которое дает своим законным служителям особую силу и власть совершать бо­жественные таинства, толковать божественное откровение и служить домостроительству спасения, осуществляемого в среде людей Господом нашим Иисусом Христом.    Церковь, через продолжающееся присутствие своего Основателя Господа Иисуса Хри­ста, Который есть ее Глава, и через непрерывное деиствование в ней Святого Духа, Который управляет ею и ведет ее к конечной цели, представляет собой распространение Божественно­го Воплощения. Продолжая дело Христово на земле, Церковь помогает верующим овладе­вать результатами этого дела и, хотя они еще продолжают свой подвиг как странники и при­шельцы, поддерживает их уверенность в обетованных благах, чтобы они чувствовали, по словам Апостола, что они уже не «странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу» (Еф. 2:19).    «Присвоение» верующими даров Господа достигается в Церкви посредством различ­ных функций священства, которые состоят в продолжении мессианского служения Христа Спасителя, Пророка и Архиерея, которое Он передал Своим ученикам, а те — своим преем­никам. Вот каковы виды этого служения, то есть функции священства. Это проповедь Слова Божия, заключающего в себе передачу истины об открытой через Христа воле Божией, о божественных таинствах и всемудром домостроительстве Божием. Кроме того, это освя­щение верующих особыми благодатными и священными средствами, которые приводят в действие дар спасения, предназначенный человечеству через Крест и Воскресение Христа. Затем, это управление и руководство душами верующих ради достойного их соучастия в плодах Духа, чтобы они, получив просвещение и освящение, стали способны воздавать Бо­гу и ближним свою любовь. Все это и многое другое, что осуществляется ради усвоения ве­рующими спасительного дела Христова, может иметь силу только при посредстве священст­ва.    Приведем слова великого иерарха Христовой Церкви Иоанна Златоуста о достоинстве и высоком положении священства: «Священство совершается на земле, но по чиноположе­нию небесному».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010