Несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:19–20 ). Вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым (то есть члены одного благодатного царства Божия) и свои (родные) Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков (то есть на основании учений и писаний апостольских и пророческих), имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Называя Церковь Апостольской, Символ веры этим научает нас твердо держаться учения и преданий апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. Об этом говорит ап. Павел: Темже убо братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Итак, братия, стойте (будьте тверды) и держите предания (то есть то, что преподано из Божественного учения), которым вы научены или словом (устно), или посланием нашим (письменно). Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся ( Тит.3:10 ). Еретика после первого и второго вразумления отвращайся 103 . Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрезания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка ( Тит.1:10–11 ). Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных (из иудеев), каковым должно заграждать уста; они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти (то есть страсти к наживе). Христос Спаситель говорит: Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Если и Церкви не послушает брат твой (согрешивший), то да будет он тебе как язычник и мытарь 104 . Апостольское служение в Церкви Христовой продолжается непрерывно. Учреждение, в котором сохраняется преемство (то есть передача от одних лиц к другим) апостольского служения, называется церковной иерархией или священноначалием. Церковную иерархию составляют пастыри и учители Церкви, то есть епископы, пресвитеры и диаконы. Иерархия православной христианской Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и с тех пор она непрерывно продолжается через священное рукоположение в таинстве священства. Спаситель из множества верующих в Него Сам непосредственно избрал двенадцать апостолов, дав им власть учить людей, совершать таинства и управлять верующими. Когда число верующих увеличилось, апостолы, по воле Господа, рукоположили епископов и передали им свою благодать и свои права. Эти епископы в свою очередь через таинство священства передали благодать и права, полученные ими от апостолов, другим епископам, последние – еще другим, свои преемникам, и так до наших дней; так будет продолжаться до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Символе веры Православная Церковь называется апостольскою. Конечно, потому именуется апостольскою, что она непрерывно и неизменно сохраняет от святых апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа через священное рукоположение. Где прерывалось священство на какое-либо время, там нет церкви. Не может быть названа апостольской и такая церковная община, которая не имеет священства. Будучи апостольской, истинная Христова Церковь именуется Православной и Правоверующей. Святой апостол Павел пишет к ефесянам, бывшим язычникам, что через веру в Господа Иисуса Христа они вступили в Церковь и уже не странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:19–20 ). «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» . Именуя Церковь апостольской, мы тем самым отмечаем высокое значение её. Отсюда же душепагубно и неразумно было бы изменять православной Церкви и прилепляться к таким учениям и учителям, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает верующих во Христа такими словами: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Преемство апостольское сохраняется в Церкви через иерархию, т.е. священноначалие. Сам Господь наш Иисус Христос даровал его Церкви Своей. Со дня сошествия Святаго Духа на апостолов оно непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства. Что священноначалие установил Сам Господь Иисус Христос, об этом ап. Павел говорит так: Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в создание тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» . Священноначалие, простирающее свою власть на всю Церковь , есть Вселенский Собор. А главные части вселенской Церкви управляются патриархами и Святейшим синодом. Последний по правам и власти совершенно равен патриархам. Меньшие части церкви подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. Что должно исполнять верным чадам святой Церкви, то все указуется в книгах Священного Писания, в правилах святых апостолов, святых вселенских и поместных соборов и святых отцов и в церковных уставах. Десятый член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Повелевая испытывать, т. е. исследовать, изучать писания, Господь наш Иисус Христос прямо указывает и причину этого. Писание изучать необходимо потому, что оно свидетельствует нам о Нём ( Ин.5:39 ; Лк.24:27, 44 ). В то время книги Нового Завета еще не были написаны и их еще не могло касаться слово Господа нашего: испытайте писаний. Но никто и никогда, – кроме неверующих во Иисуса Христа распята – иудеев, магометан и язычников, – не сомневался в том, что и книги Нового Завета имеют полное право на то, чтобы стать на одной степени с писаниями ветхозаветными или с законом, пророками и псалмами, изучать которые необходимо всякому верующему в Иисуса Христа. Новый Завет имеет самое тесное отношение к Ветхому Завету, потому что первый, так сказать, скрывается в последнем и наоборот – последний раскрывается и пополняется в первом. И тот и другой имеют своим краеугольным камнем, своим главным предметом Иисуса Христа. Но равенство писаний Нового Завета с писаниями Ветхого Завета ясно утверждает и слово Божие. Так св. апостол Павел приравнивает апостолов к пророкам, когда говорит о христианах: несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краегольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:19, 20 ) или, когда говорит о христианском учении, которое во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его апостолом и пророком Духом Святым ( Еф.3:5 ). Тоже самое приравнение святых апостолов к святым пророкам видим мы и в словах апостола Петра: сие уже, возлюбленнии, второе вам пишу послание, в них же возбуждаю воспоминанием ваш чистый смысл: помянути прежде реченныя глаголы от святых пророк и апостол ваших ( 2Пет.3:1, 2 ). Отсюда с очевидностью, следует, что слова апостолов, т. е. их писания и учение совершенно равны с писаниями пророков, потому что и писания св. апостолов писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе живота имате во имя Его ( Ин.20:31 ), да веруете во имя Сына Божия; да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа ( 1Ин.3:23, 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время богослужения и вне его пренебрегай ради Бога мнением о тебе света и светских людей, часто лукаво мудрствующих о тебе. Диавол пугает тебя мнением света, людей мира. Презирай мечтательный страх. Сколь великими и бесчисленными чудесами Божией Матери Церковь обогатилась к утешению, радости, славе и силе своей и чад своих. Достойно и праведно и она прославляет их и Виновницу их, хотя и превосходят чудеса милости Ее все похвалы наши. Внушая, внушай громче, Святая Церковь Божия, чадам твоим чудеса Владычицы, да по долгу благодарят, славят Ее и да укрепляются в вере и надежде на Нее и в любви к Ней и в славе Ее. Поскольку Владычица есть многоплачевный струп бесов 61 то бесы ужасно хулят Ее, Преблагословенную, в рабах Ее и в противных Ей по делам своим. В первых против воли их, внутренно, в мыслях, а в других – с воли их, иногда и явно в речи. Крайне возмущает эта бесовская клевета премерзких духов злобы на Божию Матерь. Это пресмрадный струп на душе, обуреваемой бесовской хулой. Я, недостойный, скверный, и взирать недостоин на лик Пречистой Девы. Но испроси мне, Владычице, чистое сердце у Сына Твоего и Бога нашего, ибо всё может Твоя матерняя молитва , невозможно же Тебе ничесоже. Господи! Помяни страдающих беснованием, у коих был я, и исцели их. Слово молитвы моей да будут для них вместо посещения и тамошней у них и над ними молитвы. Аминь. Темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани [рус.: утверждены] бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу [ Еф.2:19–20 ]. Сколько величия, упования, отрады, утешения внушают эти слова Апостола! Вы не чужие и не пришельцы, но сожители святых угодников Божиих и свои Богу, составляя часть одушевленного, нерукотворенного храма Божия, основанного на пророках и апостолах, и имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа. 3 октября. Господи, ведый пристрастие, нелепоту, нечистоту, лицеприятие сердца моего! Очисти ныне всю внутренность мою от всякого лукавства, от всякой неправды, от всякого лицезрения, лицеприятия и [даруй] ценить человека по внутреннему его достоинству, по образу и подобию Божию. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Эта же самая вера в Послании восточных патриархов изображается так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они, тотчас, переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо, совершенное блаженство или совершенное мучение, каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно. Души людей, впадших в смертные грехи и, при смерти не отчаявшихся, но, еще до разлучения с настоящей жизнью, покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния... души таких людей нисходят во ад и терпят, за учиненные ими грехи, наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них. Облегчение же получают они по бесконечной благости, через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а, особенно, силой бескровной жертвы 383 . § 169. Об отношении живых к отшедшим от них членам Церкви Христовой Если же, по учению откровения и Церкви, души усопших не только сохраняют свое сознание и самодеятельность, по получении за гробом той или иной заслуженной участи, но и не прерывают с, остающимися в живых, духовного общении, или сами им являя свое участие в судьбе их, или же от них для себя ожидая такого участия; то отсюда прямо возникает вопрос: не требуется ли чего-либо соответственного и со стороны остающихся в живых по отношению к отшедшим, их во Христе, братиям. А, между тем, предположить это совершенно естественно и даже необходимо на том основании, что, по словам ап. Павла, мы, наравне со скончавшимися в вере нашими, во Христе, братиями, члены одного и того же, никогда не умирающего, духовного тела Церкви, в котором глава, возглавляющий всяческая, яже на небесех и яже на земли, Христос ( Еф.1:10, 22 ), что мы, хотя и живем на земле, но несмы странни (чужие) и пришельцы, а сожителе (сограждане) святым ( Еф.2:19 ) и, что вышний Иерусалим, жилище духов праведников, к которому мы приблизились ( Евр.12:22, 23 ), есть мати всем нам ( Гал.4:26 ). Если же на нас живых лежат, некоторого рода, обязанности, в отношении к отшедшим от нас нашим, по вере, братьям; то спрашивается, какого, именно, рода эти обязанности и чего они требуют от нас, во-первых, в отношении к совершеннейшим членам загробной Церкви Христовой или святым, а во-вторых, и в отношении к несовершенным членам той же Церкви или к умершим, не вполне очищенным, от своих грехов; так как различное нравственное состояние и к нам отношение тех и других, естественно, и от нас требует различных к ним, по своему характеру, отношений? – Ответом на все эти вопросы служит дальнейшее учение, с одной стороны, о почитании и призывании достигших духовного совершенства членов Церкви Божией или святых, а с другой – о молитвах за умерших небезгрешными или несовершенными членами той же Церкви. К этому учению мы и переходим. А) Об отношении живых к отшедшим от них совершенным членам Церкви Христовой или святым

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Лютеране говорят: «нет в Свящ. Писании ни заповеди, ни обетования, ни примера на то, чтобы мы прнзывали святых умерших». Напрасно. Пример для призывания святых отшедших из здешней жизни читаем в 1 Паралипом. гл. 29, ст. 18, где Давид Царь воспоминает отшедших из жизни сей праведников для подкрепления молитвы своей, точно также как и ныне православная Церковь призывает Христа Истинного Бога нашего молитвами Пречистые Его Матери и всех святых (см. Простран. Христ. Катех. в изъяснении 9-го Члена). Святые – не мертвы. И Бог наш – несть Бог мертвых, но Бог живых; ecu бо Тому живи суть ( Мф.22:32 ). Церковь Бога жива небесная и земная есть единое и нераздельное тело Христово ( Ефес.1:23; 4:4; 5:30 ). Бывший Иерусалим, к которому принадлежат святые, есть мать всем нам ( Гал.4:26 ). Мы имеем тот же со святыми город небесный Иерусалим. В тот же город записаны на небесах сущий и пребывающий во веки, которого и святые желали пламенно. Несмы странни и пришельци, но сожители есмы святым и приснии Богу, назданные на основании Апостол и пророк сущу, краеугольну Самому Иисусу Христу ( Ефес.2:19, 20 . Евр.12:22 ). Из Священного Писания мы видим, что святые, блаженствуя на небе, принимают участие в судьбе членов Церкви воинствующей вообще, и в судьбе тех или других членов ее в частности ( Иер.15:1, 5 , 2Пет.1:15 . Апок.5:8; 6:10; 8:3, 4 . Дан.10:11 . Зах.1:12 . Тов.12:12 . Мф.18:10 ). Так всегда и исповедовала Церковь, зная и по опытам, что святые принимают участие в судьбе христиан, и знают молитвы их, возносимые в тайне сердец. Как же нам, много согрешающим пред Богом ( Иак.3:2 ), а между тем имеющим таких соучастников в судьбе нашей, молитва которых много может ко благосердию Владыки ( Иак.5:16–18 ), не молиться им о сообщении нам плодов сего соучастия, или о не оставлении нас оным соучастием? И Лютеране исповедуют, что каждый член Церкви Христовой, живя на земле, может просить предстательства у святых, живущих на земле. За чем же утверждают они, что каждый член Христовой же Церкви, живущий на земле, не может просить предстательства у святых, торжествующих на небе, когда те и другие суть сожителие друг друга и приснии Богу ( Еф.2:19 )? и сколь близкие сожители! Вы приступили, – говорит христианам бож.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Комнаты же или столбы ( παραστα’δες) и, как LXX от себя поставили, θεηλα’θ с той и другой стороны имели по шести локтей. И измерил он ворота от кровли комнаты или столба ( παραστα’δος) до кровли или до стены ее и нашел между кровлей и кровлей двадцать пять локтей ширины. Ибо столько было расстояния между входом и входом или между воротами и воротами. Это мы вкратце, более угадывая, нежели изъясняя, сказали, желая, применительно к буквальному смыслу, оттенить темную и почти не видную картину. Впрочем, в сжатом виде и не без колебания мы изложим то немногое, что можем предполагать. Апостол Павел, желая ефесянам ( Еф. 3 ) познания тайн, молит их, чтобы они исполнялись мудрости и любви Господней, чтобы, укоренившись и утвердившись, могли познать и постигнуть, что широта, и долгота, и глубина богатства Его, и к ним же говорит: яко несте странни, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу, о Немже всяко создание составляемо растет в Церков святу о Господе, о Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом ( Еф. 2:19–22 ). Также апостол Петр почти теми же самыми словами, – ибо чрез того же Духа, – говорит в послании: понеже уверовали, яко благ Господь. К нему же приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избранну, честну, и сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом ( 1Пет. 2:3–5 ). Отсюда ясно, что Господь Спаситель, истинный Строитель, испытывает камни: какие камни могут быть положены в основании храма, какие в средине, какие в более высоких местах, и какие [камни] низшей меры, или не столь крепкие и твердые, [могут] быть помещаемы в стене и вне храма, вокруг ограды ( το περιβο’λου). Ибо требуется немало силы и твердости для того, чтобы выдерживать [тяжесть] камней, сверху наложенных. Посему и апостол пишет к верующим: друг друга тяготы носите ( Гал. 6:2 ). И в другом месте написано: мы не должны брать на себя тяжесть, которую не можем выносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Служба Козельщанской иконе (1801, празднование 21 февраля) составлена в Козельщанской Полтавской обители, а служба Жировицкой иконе (1470, празднование 7 мая) – в Жировицком монастыре. Обе службы составлены в 20-е гг., тексты их прославляют Богородицу как источник чистоты и смирения и за благодатную помощь, явленную через иконы. Общим для всех Богородичных служб этого периода является осмысление духовных причин тех бедствий, в которых оказалась Церковь , и молитва к Богородице с просьбой о помиловании. Приведём некоторые тексты: «Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляеми есмы, но Ты простри десницу Твою, и яко Всехвальная, постави ны на камени веры, и спаси ны, Владычице…»; «Страшен есть гнев Господень, на вся смертныя належащ, но того ради показуется днесь и заступление верным: се бо прииде Благодатная во спасение людем Своим…», «Не надейтеся на князи преходящия: ничесо бо возмогут и, сыны человечестии суть, изыдут, яко былие, и никтоже их помянет… " (из службы иконе Богородицы «Державная»). «Се бо за беззакония наша люте страждем, от Бога наказуеми, со страхом и любовию принесем молитвы наша и возопиим Благословенней…»; «Странни и пришельцы суще в стране сей земной: отвсюду бедами и печальми обуреваеми, болезньми и страстьми угнетаеми, к Тебе прибегаем, о Мати Бога Вышняго…» (из службы иконе Богородицы «Козельщанская»). «О Владычице Богородице, Надеждо и Прибежище наше, покрый нас честным Твоим омофором от грядущаго на ны праведнаго гнева…» (из службы иконе Богородицы «Жировицкая»). «Темже и мы трепетом объемлемся, да не како по грехом, во отечествии нашем умножившимся, впишутся о нем во свиток сей словеса оная: отымется от вас Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его…»; «Не послужити, паче же противостояти учением и обычаем века сего, помози нам, Богородице, да не в конец погибнем…»; «Всякия ныне мятущия страну Российскую церковныя соблазны и разделения утоли, Владычице, молитвами Твоими, отступльшия же от Православныя Церкве пастыри и мирския люди на путь истины обрати» (из службы иконе Богородицы «Шуйская»).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Последи же слушахом службы Божой на горе Голгофе» отправованной при оной дири, идеже Крест с Христом стояше. Таже наставшу дню и воссиявшу солнцу, приидоша Турки и отверзоша врата святые, и поклонившиеся паки Гробу Господню и прочиим святым местам, изыйдохом, давши славу Богу. Тогда аз славях и благодарях Бога Вседержителя о всех, яже видах и слышах, и всегда благодарю Его, яко сподоби мс толь пресвятие и преславние посетити и лобизати места. Оттуду паки в монастырь Патриярший возвратихомся и приспевшу времени трапезою угощении бехом; по трапези же, по повелению наместника патриаршего, разведоша иноци хадзеев по монастырях на временное пребывание. Обычай бе там странным, не токмо духовным, но и мирским по монастырях жити, донележе обходят вси места святые и совершат поклонение. И изыйдоша того дне от Патриаршего манастыря вси на иные места, идеже кому возлюбися, обычай бо и постановление от давних лет есть тамо, яко не угощевают странних, токмо три дни, последи же сами кормляться в монастырех седяще, гостинниц бо кромешних их ради несть, а в монастырех келий суть много праздных, а иноков мало обитающих. Расшедшим же ся тогда всем, мне повеленно бисть удержати еще тамо чрез нсколико дней, имех бо себе теплая заступника и ходатая она вишшеписанна два протосингела Иерусалимска, с ними же вкупе еще от моря творих шествие к Иерусалиму, от них же с единым еше путешествуяй в земли Венецкой, позиахся в граде Киркере, идеже суть мощи Святителя Христова и Чудотворца Спиридона, с другим же в Македонии в Солуню. Тии убо ведоющи мя убога и нсмогуща от своего мешца кормитися, имеяху о мне попечение, Господы их спаси, И тако за их ходотайством и милостию питропа, или намесника Патриаршего» преселиша мя в монастырь святаго Архистратига Христова Михаила, идеже совокупивши мя в дружество с другим, такожде оскудне имущимся хадзеем, или поклонником, иже бяше от странни Сербския, от града Сегедина, именем Стоян Савин, дадоша обем едину келию, временнаго ради пребытия, и повелеша на всяк день пищу взимати от великаго монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еф.2:17.   И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким. «И пришед благовести мир вам, дальним и ближним. Дальними» называет язычников, а «ближними» иудеев. Еф.2:18.   Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. «Зане тем имамы приведение обои во единем Дусе ко Отцу» . Сие подобно сказанному Господом: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6). Привел нас ко) Отцу, говорит Апостол, привел же, сподобив духовной благодати. Еф.2:19.   Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. «Темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу» . «Святыми» называет здесь Апостол не только тех, которые под благодатию, но и тех, которые под законом и прежде закона. Ибо и об Аврааме сей Апостол сказал, что «ждаше основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог» (Евр. 11:10). Весьма высокого достоинства сподобились вы, говорит Павел, и тем, что стали присными Богу, и тем, что соделались сожителями святых. Еф.2:20.   Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. «Наздани бывше на основании Апостол и Пророк. Пророками» называет здесь пророков не Нового, но Ветхого Завета. Предпоставил же им апостолов, потому что чрез них прияли мы Божественную проповедь. «Сущу краеуголну Самому Иисусу Христу» . Как нарек Его главою тела, так называет и краеугольным камнем здания, потому что смыкает две стены и, подобно углу, соединяет уверовавших из иудеев и из язычников. Еф.2:21.   На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе. Еф.2:22.   На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. О «Немже всяко создание составляемо растет в Церковь святую о Господе» : о «Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» . В истолкованном выше Церковь назвал исполнением Божиим, а здесь называет храмом и жилищем. Соединение же тех и других производит угол, а здание совершает благодать Духа, чрез проповедников истины преподающая Божественные уроки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010