26 апреля 1727 года вместе со своим спутником, афонским монахом Дионисием, В. Г. Барский снова сошёл на кипрский берег у Лимасола: “Есть же место то, идеже ми пристахом, рекомое Лемесо (Лимасол), еже есть мал град, и аще здания лепотна суть, понеже от плинф блатяних, не палених зиждемая, но на ровном, веселом же и мягком поле, при брезе морстем стоит” 75 , — писал Барский о Лимасоле. Через четыре дня он уже был в Никосии, где имел аудиенцию у главы Кипрской Церкви, которым тогда был Сильвестр (1718–1731): “Идохом первее к архиепископу всего Кипра, иже есть тамо в великой чести, — сообщает Барский, — и давши нам свое архиерейское благословение, отосла нас на малое пребывание в гостинницу, при храме святаго Антония стоящую, яже иногда бяше монастирь, ныне же мирская церковь” 76 . В. Г. Барскому удалось посетить также ряд храмов и обителей Кипра, находившихся в различных частях острова; он побывал в столичном храме святой Софии, превращённой турками в мечеть: “Наипаче же обретается даже доселе церковь святия Софии, велика и зело прекрасная, от камене резанного зданна, яже издалече вне града зрится, — писал Барский. — Ныне турки превратиша ю на свой мечеть, идеже собирающеся молитву деют, и несть христианину волно внити внутрь” 77 . Барский также приводит важные сведения о количестве храмов, имевшихся в Никосии в 1727 году: “Церковь християнских внутрь града всех суть 9, прочее же все турецкие мечети, иже от святих церквей превратиша; монастира несть ни единаго греческого внутрь, французский же един и едина арменская церковь” 78 . В описании Ларнаки В. Г. Барский традиционно упомянул о епископском служении святого Лазаря в этом городе и, помимо этого, отметил наличие здесь инославных христиан: “Есть же в Ларнаце едина церковь французская и монастирь францешканов, иноков римских” 79 . Барский совершил паломничество в знаменитый монастырь Кикко и описал чудотворную икону, издревле хранившуюся в монастырском храме: “Тамо в храме обретается едина икона Пресвятия Деви Богородици, именуемая Одигитрия, держащая на правици Господа нашего Иисуса яко младенца зело умиленна, сицевим образом, — писал Барский, — Ея же исписание не зрится, — вся покровенна есть, кроме лица, среброкованною шатою. Чудотворением от ветхих времен — даже до нине — прославляемая; пред нею же на всяк день иноци молебний канон поют. Не токмо же кипрский народ, но и окрестние далекие странни в велицем почитании икону ту имут” 80 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

72 . Тако святый препровождаше нощи, во дни же бе видети его светлым и веселым лицем, акибы склабящася 273 , и ни единаго не подъемлюща озлобления; егда же прихождаху к нему боляре его посещения ради, и видяше их святый, сожалеющих и скорбящих о нем, глаголаще к ним: «Се ли вам прискорбно, о друзи мои, яко зрите мя ныне, плененна и окованна отвсюду и тяжесть сию носяща на выи? Но не стужайте, ниже смущайтеся, вскоре бо узрите мя свободна и разрешенна плотских оков и предстояща Христу. Не смущайтеся, молю, яко давно желанныя ми дни ныне возсияша, иже предзнаменуют ми победоносное прешествие от юдоли сея плачевныя в дивный и немерцающий свет. О день приятный, егоже память зело услаждает мя! О день последний, далече ли отстоиши от Мене, да предстану Христу, да увижу всех праведных от века, да воспою радостно со аггелы песнь! Тако есть, любезнии друзи, тако Дух Святый нам в Писаниях изрек, яко елико внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется, 274 сиречь, елико больше умерщвляема бывает плоть, толико возмогает и мужается душа, 275 и сим образом приходит в возраст исполнения Христова. И паки глаголет: «Да не кто от вас постраждет, яко убийца или яко тать, или яко злодей, или яко чуждопосетитель 276 » Петр. 4, стих 15]. 277 «Аще ли же кто христианин состоит в страданиях, хвалюся, – рече, – в скорбех моих, яко знамение наше есть крест». 278 «Да возмет крест свой, – Спаситель вещает, – всяк последователь мой, яко воини есмы, яко настоит нам сражение и венец за победу, яко наше житие на небесех есть, яко странни и пришелцы есмы на земли». 279 Взирая убо на толикое блаженство мое, Вскую скорбите? Радовастеся иногда, егда славою сиях, егда изобиловах богатством, честию и властию, яже вся, яко сон, преидоша и, яко дым, исчезоша, бяху бо тленныя вещи и мнимое добро, еже никогдаже может истиннаго благополучия принести. Ныне же, зря мя победителя страстей, обогащенна страданиями, умерщвляема плотию, защитника правды, проповедника Христова, изобилующа духовною радостию и украшенна венцем нетленным, Вскую унываете, а не, радующеся, паче молите за мя, яко да доблественный подвиг в терпении совершу? Сия желайте ми, о друзи, аще любите мя, желайте, да моя умножатся страдания, яко да теми очищуся от грехов и, яко злато в горниле, чист предстану Христу, и приумножится ми славы венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедующе Твое о нас грешных присное заступление недостойными усты непрестанно возносим молитвы к Сыну Твоему и Богу нашему, поюще Ему: Аллилуия. Икос 6 Возсияла еси лучами чудес Твоих, Богородице Дево, исцеляющи вся, с искренним сердцем прибегающия к иконе Твоей всечестней, да вси Тебе согласно вопиют: Радуйся, от начала веков во спасение наше предызбранная. Радуйся, горо несекомая, от неяже краеугольный камень Христос отсечеся. Радуйся, неплоднаго корене прозябение. Радуйся, благодатию Божиею предочищенная. Радуйся, от младенства Богу посвященная. Радуйся, всеми добродетельми преукрашенная. Радуйся, Владычице, пред образом Святым Твоим радостию нас исполняющая. Кондак 7 Хотящии искоренити веру Христову в годину безбожных гонений, разрушиша святый храм Марииногорский. Ты же, Владычице, избрала место Себе в веси Блонь, идеже по мнозех летех икону Твою обретше, вернии воспевают Богу: Аллилуия. Икос 7 Вся еси в вышних, Владычице, обаче и нижних не оставляеши, защищающи, аки стеною, честною иконою Твоею грады и веси наша. Темже в радости вопием Тебе: Радуйся, Духом Святым осененная. Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице. Радуйся, яко с Тобою Господь. Радуйся, Благословенная в женах. Радуйся, верных Твоих не оставляющая. Радуйся, икону Твою в час испытаний сохраньшая. Радуйся, Владычице, пред образом святым Твоим радостию нас исполняющая. Кондак 8 Странни и пришельцы есмы на земли сей, житие бо наше суетно и маловременно есть. Темже молим Тя, Владычице, возбуди нас скоро от сна греховнаго, да сподобимся гласом радования воспевати Христу Богу: Аллилуия. Икос 8 Новое место иконе Твоей обретши в храме святого князя Александра Невскаго, Владычице, точиши исцеления всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим: Радуйся, Церкве утверждение. Радуйся, Мати Творца и Господа. Радуйся, смирением возвышенная. Радуйся, Симеоном благословенная и Анною возвеличенная. Радуйся, от всех родов ублажаемая. Радуйся, носившая на руку Твоею Содержащаго весь мир в деснице Своей. Радуйся, Владычице, пред образом святым Твоим радостию нас исполняющая. Кондак 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

269. Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что врата адова не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века, что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешитъ в истине веры или впасть в заблуждение. " Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения " (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл.12). 270. Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть Глава Церкве, и Той есть Спаситель тела, то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т.е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви. 271. Следующие мысли и воспоминания нужно соединять с наименованием Церкви Восточной. В раю, насажденном на Востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей; и там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На Востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей, собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей Вселенной; и доныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Восточных Церквах и в единомысленных с Восточными, каковой является, благодатью Божией, и Всероссийская Церковь. 272. Церковь называется Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Несте странни (вы не чужие) и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (сограждане святым и свои Богу), наздани (утверждены) бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну (имея краеугольным камнем) Самому Иисусу Христу (Еф.2,19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

4) Мы были рабами греха ( Рим. 6, 20 ), пленниками диавола ( 2Тим. 2, 26 ; Иоан. 12, 31 ), осуждены на смерть ( Быт. 3, 19 ): Христос освободил нас от рабства греху, избавил от власти диавола, спас от смерти своею смертию. Иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит. 2, 14 ). Понеже дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе ( Евр. 2, 14. 15 ). Истребив еже на нас рукописание ученми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте; совлек начала и власти, изведе позор дерзновением, победив их на нам ( Кол. 2, 14. 15 ). Якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор. 15, 22 ). Спасши, таким образом, нас от греха и всех гибельных следствий греха своею смертию, Господь Иисус стяжал для нас в тоже время величайшие блага. 5) Он установил своею кровию новый завет и воссоединил нас с Богом. И сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений, бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии ( Евр. 9, 15 ; снес. 12, 24). Ныне о Христе Иисусе, вы (язычники), бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою… Зане тем имамы приведение обои во едином дусе ко Отцу ( Еф. 2, 13. 18 ). 6) Он усыновил нас Богу и соделал присными Ему. Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына своего (единороднаго), рождаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем ( Гал. 4, 4. 5 ). Темже убо ктому несте странни и пришелъцы, но сожителе святым и приснии Богу ( Еф. 2, 19 ; снес. 2Петр. 1, 4 ). 7) Он даровал нам своею смертию средства быть праведными и святыми. Иже грехи наша сам вознесе на теле своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем ( 1Петр. 2, 24 ). Христос возлюби церковь , и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю себе славну церковь , не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф. 5, 25–27 ). И вас иногда сущих отчужденных и врагов помышленми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти его смертию его представити вас святых и непорочных, и неповинных пред собою ( Кол. 1, 21. 22 ; снес. Тит. 2, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В этом же смысле апостолами, или равноапостольными, мы называем просветителей той или иной страны, того или иного народа. Равноапостольным был князь Владимир, равноапостольной – княгиня Ольга, равноапостольной –просветительница Грузии Нина, равноапостольным – просветитель болгар царь Борис. Все они многих людей привели к вере христианской. Однако они не были непосредственными учениками Господа, которых Он послал с миссией апостольской в первые времена. Но само по себе свойство апостольства Церкви сохраняется во все время, пока Церковь существует. Потому что всякий раз она проповедует истину среди народа как прямым способом, распространяя сведения о жизни Господа, о том, как происходит спасение, так и косвенно – той жизнью, которую ведут христиане. Эта жизнь наиболее действенна в проповеди Евангельской, именно она свидетельствует о том, где истина и спасение. Кроме того, Церковь все время держится апостольского предания, т.е. очень тщательно сохраняет преемство от апостолов не только учения, но и таинств. Апостолы поставляли епископов в разных городах, помощников епископов, пресвитеров, диаконов. Это тщательно сохраняется до сих пор. ( Еф. 2:19–20 ) – “Несте странни и пришелцы, но сожители святым и приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сушу краеугольну Самому Иисусу Христу”. Эта цитата – подтверждение слов о том, что Господь наш Иисус Христос – краеугольный Камень Церкви, на Нем строится здание двенадцати апостолов, посланных Господом для проповеди и для осуществления таинств (“Шедше научите вся языки.”). ( 2Сол. 2:15 ) – “Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим”. Апостол говорит о том, что надо держаться того, что они услышали или прочли в послании апостольском. ( Тит. 3:10 ) – “Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся” (то есть когда попытаешься отвратить еретика от его учения один или два раза, больше не общайся с ним). ( Тит.1:10–11 ) – “Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прелыцени, наипаче же сущии от обрезания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Послание к Ефесянам, глава 2 На церковнославянском языке 14 Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый, 15 вражду Плотию Своею, закон заповедий ученьми упразднив, да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир, 16 и примирит обоих во единем теле Богови крестом, убив вражду на нем: 17 и пришед благовести мир вам, дальним и ближним, 18 зане Тем имамы приведение обои во единем Дусе ко Отцу. 19 Темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, 20 наздани бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, 21 о немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе: 22 о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом. (Еф 2:14-22) На русском языке 14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Прочтите толкования Святитель Лука Крымский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Святитель Феофан Затворник Святитель Лука Крымский Проповедь 24-й Недели по Пятидесятнице Сегодня вы слышали в апостольском чтении часть послания к Ефесянам святого апостола Павла. Это чрезвычайно важно, это нужно вам понять. Чтение на славянском языке вы не очень-то поняли, поэтому прочту его сперва по-русски, но не взыщите, если буду читать и проповедовать сидя, ибо не совсем хорошо чувствую себя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-24-aya-...

церквем и домом вашим, и убиения чад ваших, и поругания женам и дщерем вашим. Яко же пострадаша инии велиции славнии земли от турков, еже болгари глаголю и рекомии Греци, и Трапизон, и Амория, и Арбанасы, и Хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа, и инии мнозии земли, иже не сташа мужественни, и погибоша, и отечество свое изгубиша, и землю, и государьство, и скитаются по чужим странам бедни воистинну и странни, и много плача и слез достойни, укоряеми и поношаеми и оплеваеми, яко не мужествении; иже избегоша которые со имением многим, и с женами, и с детьми, в чужие страны, вкупе со златом души и телеса свои изгубиша и ублажают тех, иже тогда умерших, ниже скитатися по чужим странам, яко бездомкам. Тако ми Бога видех своима очима грешныма великих государь, избегших от турков со имением и скитающихся, яко страннии, и смерти у Бога просящих, яко мздовоздаяния от таковыя беды; пощади, господи, нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь». Последние слова замечательны: летописец говорит, что он сам видел изгнанных турками владетельных лиц; этого не мог сказать москвич, видевший в своем городе из греческих изгнанников одного Андрея Фомича Палеолога, брата великой княгини Софии, во-первых, потому, что Андрей в Москве вовсе не находился в таком положении, чтоб просить смерти как избавления от беды; во-вторых, потому, что в этом случае летописец не мог придавать делу такой важности: Андрея в Москве все видели, а не один летописец, которому всего приличнее было бы обратиться ко всем и сказать: «Вы все видели изгнанника». Следовательно, должно предположить, что летописец был за границею и где-нибудь, например в Венгрии, видел изгнанных турками владетелей славянских. Любопытно, что сочинитель известной повести о Дракуле воеводе волошском, говорит, что находившись в Венгрии, в городе Будине, видел там Дракулиных сыновей, которых король Матвей привез туда. Сочинитель повести о Дракуле не есть ли и составитель нашей летописи? Так как в Венгрию к королю Матвею был послан в 1482 году знаменитый дьяк Федор Курицын, то Востоков думает, что сочинение повести о Дракуле можно приписать или самому Курицыну или кому-нибудь из его спутников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   От этой печали происходят слезы и рождается плач — вернейший признак того, что молитва приблизилась к вратам милости и, возможно, была принята. В таком блаженном состоянии скорби и плача какая из страстей или какое свойство испорченного ветхого человека сможет приблизиться и побеспокоить подвижника? Какое страстное пожелание, какое стремление к отмщению, лень или уныние, ропот или другое проявление страстной природы и старых привычек дерзнет появиться в разуме и в сердце плачущего, когда тот уязвлен стрелою плача и сетования?    Печаль по Богу не только освобождает от неожиданного возбуждения страстей, но и усыпляет естественные потребности, важные для поддержания тела, так что, согласно Писанию, исполнивший вторую заповедь блаженства забывает «снести хлеб свой» (Пс. 101:5), обретая таким образом святую кротость. О кротких сказано, что Господь «научит кроткия путем Своим» (Пс. 24:9).    О, как необходимо нам, монахам, быть украшенными священной добродетелью кротости, чтобы в нашей жизни присутствовали гармония и мир! Братия нашего монастыря — это собрание людей, представителей различных народов и национальностей. Хотя все мы имеем разные мнения и взгляды, у нас должны быть согласие и единодушие между собой. Какое расположение духа или внешнее поведение способны создать единодушие в монастыре, как не блаженная кротость, свойственная характеру нашего Господа?    Поэтому я неустанно и усердно прошу вас пребывать в кротости и иметь мир со всеми, чтобы получить благословение Благодати Христовой. Не будем забывать об этом основании нашего призвания, основании нашей богоподобной личности. Потому что только мирная и кроткая воля, смиренный образ поведения и взаимная любовь делают нас подобными нашему Первообразу. «Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе... Той бо есть мир наш... темже убо ктому несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу» (Еф. 2:10, 14, 19). Разве не хотим и мы, следуя за нашими богоносными Отцами, продолжая их путь, услышать от Господа: «Блажени кротцыи; яко тии наследят землю» (Мф. 5:5)? Ибо что такое кротость, как не состояние смирения, как не свойство божественного образа и красоты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

На стиховне, стихиры, глас 6: Яко звезда пресветлая/посреде икон Твоих святых, Богородице,/честный образ Твой Козельщанский/путеводствует во спасение людей,/сияя чудесы многоразличными,/и несть таковаго, иже зрением святыни Твоей не умилится./Темже исцеление прият и девица Мария/в тяжцем недузе своем неисцельнем,/егда душею скорбящею и сердцем сокрушенным/припадши со слезами к пречистей иконе сей,/молитвенно воззва к Тебе,/Утешению страждущих, помощи просящи,/и абие исцелевши благодарственно возопи с веселием Благодатней:/радуйся, всех скорбящих Радосте. Стих: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Егда принесена бысть/чудотворная икона Твоя, Владычице, во град Москву,/яко реки многоводный, потекоша к ней людие,/с верою и молитвою к Тебе в недузех своих,/и приемлюще исцеления дивная, прославиша Тя, Богородицу./Егда же возвращена бысть икона сия в место свое,/тогда и зде молящийся с верою и любовию обретоша в ней,/яко море неисчерпаемое благодати,/велию помощь и утешение от Тебе, Всеблагая Мати. Стих: Слыши, Дщи, и виждь/и приклони ухо Твое. Величаем Тя, Пречистая Богородице Марие, немолчными гласы,/святая обитель лучами озаряемая/от благодатныя иконы Твоея исходящими./Прославляет Тя и вся Российская страна,/в нуждах и напастех имущи в Тебе скорую Помощницу/и от враг видимых и невидимых Всемощную Заступницу. Слава, глас 8: Странни и пришельцы суще в стране сей земной:/отвсюду бедами и печальми обуреваеми,/болезньми и страстьми угнетаеми,/к Тебе прибегаем, о Мати Бога Вышняго,/помяни, Дево Всенепорочная, еже стяжала еси стадо Твое,/и отверзи двери милосердия Твоего,/Матерним дерзновением Бога умоляющи,/да пробавит милость Свою ведущим Тя яко Заступницу усердную,/яко Благ и Человеколюбец Господь. И ныне, глас тойже: В день праздника нашего вострубим духовною цевницею,/торжествуй, обитель святая, имущи Державную Помощницу/в скорбех многомятежнаго жития нашего,/и крепкое заступление в напастех,/незримую Наставницу, ко спасению путеводствующую,/и о всем мире Молебницу теплую./О Госпоже Царице и Владычице,/умиленною душею смиренно молим Тя,/приклони ухо Твое к молению грешных раб Твоих,/усердно призывающих Тя,/и сподоби нас райских селений причастники быти,/да безконечно славословим Тя,/Едину Чистую и Препрославленную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010