Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Осквернение — 1) внешнее действие, направленное на поругание над святыней или святым; 2) нарушение религиозной или нравственной чистоты ; 3) умаление собственного достоинства нарушением Заповедей Божьих ; 4) нарушение особых ритуальных требований и норм, связанных с положениями о ритуальной чистоте, прописанных в законе Моисея. Закон Моисеев выделял 4 вида осквернения грехом: 1. кровосмешение (разные виды блуда); 2. убийство; 3. идолопоклонство (здесь же волшебство и сознательное осквернение святынь Господних); 4. осквернение от соприкосновения со смертью, болезнью, нечистотой.   Спаситель обличал фарисеев, противопоставляя чистоплотности внешней, чистоплотность внутреннюю, нравственную. Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека . ( Мф.15:18-20 ). Оскверняет ли мужчину поллюция? Согласно церковным канонам, осквернением признается истечение семени мужчины во сне, которое имело греховные причины (блудные и плотские помыслы, осуждение, высокоумие и гордость, чревоугодие) ( 1е правило святителя Афанасия Великого ). О возможности Причащения после ночного осквернения повествует 28я глава («К») «Алфавитной синтагмы» Матфея Властаря . Если причины истечения были греховные, то следует прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения или «Правило от осквернения» , а затем исповедать этот грех в Таинстве Покаяния . Оскверняют ли женщину физиологические выделения и роды? Нет. Подробнее см. Нечистота ритуальная . Почему если человек оскверняется от общения с дурными людьми, то Бог не оскверняется даже и через общение с диаволом? Несмотря на слова псалмопевца, предостерегающие человека от общения с нечестивцами ( Пс.1:1 ), общение с грешником не осуждается Богом априори. Многое зависит от того, какова цель подобного общения и что человек может вынести из него.

http://azbyka.ru/oskvernenie

Однако Господь судит нас не по внешнему, но по внутреннему. И дело даже не в том, что нас судит Господь, а в том, что наша душа за время земной жизни обретает определенные качества. Наши грехи или добродетели – это определенные качества. Страсти греховные – это злые навыки, укорененность в чем-то злом. Некоторые духовные авторы приводят такое сравнение: когда душа попадает в иной мир, то проходит мытарства. Мытарства – это как магниты, к которым может притянуться душа. Если внутри души есть что-то, что соответствует этим мытарствам, например, какие-то блудные грехи или помыслы, к которым привязалась душа, сребролюбие, чревоугодие, или любые другие страсти, то душа притягивается к этому мытарству, как к магниту, и оказывается в лапах демонов. То есть наши страсти – это как бы качества нашей души. Так же как и добродетели – добрые качества души. И вся суть борьбы со страстями в том, чтобы искоренить страсти и придать душе противоположные навыки. Добродетели – это то, что противоположно грехам, так же как болезням противоположно здоровье. Племянница игуменьи, к сожалению, в своей душе была предана греховным страстям, и хотя на деле она их не реализовала, но ее внутренний мир был заполнен греховной страстью. Она не исповедовала эту страсть, носила внутри себя и с этим содержанием предстала в духовном мире. А такое внутреннее содержание соответствовало только адской жизни. Поэтому, если мы не хотим сподобиться той же самой участи, не нужно бояться исповедовать в Таинстве исповеди свои внутренние стремления и греховные расположения. Потому что святые отцы говорят – и это правило духовной жизни, – что страсти ослабевают от их исповедания. Когда мы не боимся и исповедуем их, то посрамление терпим не мы, а дьявол , искушавший человека. Вот почему в монастырях была практика откровения помыслов, когда внутренний мир полностью открыт духовнику и, соответственно, ничто греховное не задерживается в душе на продолжительное время. Конечно, живя в миру, полностью следовать откровению помыслов трудно, потому что не мы всегда имеем возможность исповедовать священнику все свои помыслы. Но если какая-то страсть сидит у нас в душе и мы привязаны к ней своими мыслями, именно ее и нужно исповедовать священнику. Через такую исповедь страсть будет уходить, потому что грехи не терпят обличения, они уходят, когда мы начинаем их обличать.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

В общем на вооружении у человеконенавистных демонов блуда сейчас имеются все виды глубоко проникающих в души людей средств влияния, пленения, погубления. Грех блуда начинается ранее падения телом – с рассматривания соблазнительных зрелищ, увлечения воспоминаниями виденного греха, блудных картин, когда человек не отсекает и не изгоняет из души попавшую туда заразу греха. В уединении, часто ночью, возникшие в результате такой невнимательной жизни блудные помыслы особенно сильно одолевают человека. Здесь лучшим лекарством являются аскетические упражнения: пост в пище, недопустимость лежания в постели после просыпания, регулярное чтение утреннего и вечернего правила. Началом или частью блудного греха являются соблазнительные разговоры, непристойные истории, анекдоты, пение безнравственных песен, писание похабных слов, употребление их в разговорах (матерщина) – все это приводит к порочному самоуслаждению, которое тем более опасно, что связано с усиленной работой воображения, и неотступно начинает преследовать несчастного, часто пленяя весь ход его мыслей, чувств, превращая его в раба жалкой страсти, низкого порока. Много труда и скорбей надо понести затем, чтоб исцелить душу от этого зловредного, крайне прилипчивого, назойливого навыка. Хотя среди блудных грехов грех рукоблудия кажется самым «безобидным» – но этот грех наиболее трудно врачуется, так как навыкший к нему всегда легко может согрешить; особенно же ночью, лежа в постели, часто бывает побуждаем страстью прикасаться к своему телу и легко может пасть. Здесь нужно всегда заранее быть предупредительным – вовремя отсекать помыслы ко греху, в постель ложиться в белье, покрывающем большую часть тела, ни в коем случае не обнажаясь совсем, не позволять себе прикасаться к своему телу, быть осторожным в бане, стараться не смотреть на свое обнаженное тело, не заглядываться в зеркало. Необходимо чаще произносить краткие молитвы про себя, иногда шепотом, просить у Господа помощи против этого греха, призывать имя своего святого (чье имя носишь).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Таким образом, смотри как на порождение диавола на гордость, злобу, зависть, скупость, алчность к пище, к деньгам, злорадство, зложелательство, на блудные помыслы и дела, на хульные помыслы, на смущение, уныние и отчаяние, на холодность и отвращение к Евангелию, ко всем духовным писаниям, к богослужению, на вольномыслие, на упрямство и пр. Вся ветхозаветная и новозаветная история в богослужении Православной Церкви изображается. Указывать на это воспитанникам. Владыко Господи Иисусе Христе, Боже мой, в день сей, день тезоименитства моего, исповедую Тебе милости Твои превеликие, ихже удивил еси и удивляеши на мне непрестанно. Благодарю Тебя прежде всего, яко от небытия в бытие меня привел еси, яко из простого образованным, из незнатного знатным, яко иерея, из бедного небедным сделал мя еси; благодарю Тебя, яко доселе был еси светом моим, святынею моею, силою моею, дерзновением моим в служении сем великом. Благодарю Тебя, яко от неисчетного множества грехов моих, страстей моих – гордыни, злобы, лукавства, жадности, скупости, сребролюбия, скверных и хульных помышлений и от нечистоты плотской и от блудных помыслов, очищал милостиво и непрестанно являл еси на мне руку спасения Своего; благодарю Тебя за все силы, яже доселе на мне, окаянном, милостиво и державно являл еси. Благодарю Тебя за любовь и расположение ко мне и благотворительность всех присных и не присных моих; благодарю Тебя за правду Твою, за нравственные суды Твои, ихже являл еси на противниках Твоих и развратителях достояния Твоего, на утробах немилостивых. Благодарю Тебя, яко мне доселе по великому благоутробию Твоему терпел еси и со беззакониями моими не погубил еси. Благодарю Тебя, Господи, за матерь мою, за отца моего по жене моей, яко кротка его мне и тиха даровал еси; за жену мою, любящую меня, непотребного, и за женину сестру, обличающую неправды мои, яко ее ради познах и познаю действующие во мне страсти безобразия. Но любви и смирению нас научи, Владыко Господи, да заповедям Твоим всегда жительствующе и тако благоугодим Тебе, Отцу нашему Небесному, и великоименитой державе Твоей. Соверши нас до конца, Господи, потерпи безумию нашему, неправдам нашим, страстям нашим. Буди! Октября 19-е, 1865 г. Помяни, Господи, усопшего отца моего Илию и прости ему всякое прегрешение. Упокой душу его в месте светле, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Тем, кто побеждается похотью в помыслах, враг начинает советовать: «Уже все равно погибаешь, в намерении ты уже согрешил и прелюбодействовал сердцем, заповедь уже нарушил, и грех преступления заповеди уже вменен тебе; все кончено, ты весь осквернен, поэтому — удовлетвори теперь до конца похоти. Насладись, по крайней мере, своим вожделением». Но ты не верь вражьим помыслам (внушениям), увещает преп. Ефрем Сирин. Враг этим хочет окончательно уловить тебя и пленить тебя навыку греха. Этому вражескому внушению надо ответить, что хотя я и согрешил в сердце и пал оком, но прелюбодейное сердце сокрушаю покаянными воздыханиями и падшее око омываю слезами. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19).    Для невкусивших греховной сласти (через падения в самые блудные дела) враг внушает только один раз согрешить, вкусить сласть греха и потом перестать, а для вкусивших — коварный враг побуждает воспоминанием опять к совершению греха, и «стужает (беспокоит, надоедает) им сильной бранью».    Бывает еще и другое лукавство врага, внушающего, что нас никто не видит, поэтому нечего бояться согрешить. «Не мала борьба между чистотой и скверной, — пишет преп. Ефрем Сирин. — Содействующие нам в осквернении (бесы) внушают такую мысль: “Никто тебя не видит, чего боишься?” А содействующие нам во святыне (Ангелы) возражают им: “Бог видит, и Ангелы Его с тобою; как же говоришь: кто тебя видит?” Искуситель продолжает: “Где они? Пока никого здесь не видно”. На этом содейственники святыни прерывают его: “Не видишь?! Правду сказал ты, ибо написано: “Злоба их ослепила их” (Прем.2:21). “Создавый око не смотряет ли” (Пс.93:9)? Где укроешься от Бога (Пс.138:1—12). — Вот что вложи себе в помысл — и грех не будет более владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но прийдет к тебе радость и мир о Дусе Святе».    Некоторые из христиан, желающие проводить благочестивую жизнь, приходят в недоумение и смущение, когда в них восстают плотские помыслы и вожделения, и из-за этого впадают в уныние и часто вовсе оставляют богоугодную жизнь, признавая себя неспособными к ней. Бывает это с ними по той причине, что они не знают и не понимают того, что нашему естеству в состоянии падения плотские вожделения вполне естественны и поэтому естественно, что плотские помыслы, мечтания и ощущение вожделения приражаются к каждому человеку. «Если даже и страсть тревожит нас, — разъясняет преп. авва Дорофей, — то мы не должны этим смущаться; ибо смущаться в то время, когда нас тревожит страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит от того, что мы не знаем своего душевного устроения и избегаем труда (подвижничества), как сказали отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем нашей меры (нашего духовного состояния) и не имеем терпения в начинаемых нами делах (угождения Богу), но без труда хотим приобрести добродетель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Стр. 384 (54) Брат вопросил старца, говоря: Отец? Что должно мне делать? Меня беспокоит блудная страсть. Старец сказал ему: От этого помысла должно храниться со всевозможным усилием: потому что впадению в блуд часто последует отчаяние. Как корабль, носимый бурею и волнами, если потеряет кормило, то хотя и подвергается значительному бедствию по этой причине, однако еще продолжает плавать на поверхности вод, также если переломится его мачта, или потерпит какое-либо подобное этому повреждению, все еще остается надежда спасения для корабля: так и инок, беспокоимый другими страстями, надеется преодолеть их покаянием. Если же корабль погрязнет на дно моря, тогда нет уже ему надежды спасения: то же случается и с иноком, когда он впадает в страсть самым делом и когда овладеет им отчаяние. Стр. 384 (55) Брат спросил старца, говоря: Авва! Что мне делать? мне всегда стужают помыслы любодеяния и не дают успокоиться ни на один час; от этого очень скорбит душа моя. Старец отвечал: Наблюдай за собою, чадо! Когда бесы всевают страстные помышления в ум твой, – ты не принимай их, не беседуй с ними. Обычно бесам непрестанно приходить к нам и неупустительно стараться в чем-либо уловить нас; но они не имеют возможности принудить нас насильственно: в твоей власти принимать или не принимать их. Брат сказал на это старцу: что мне делать, авва! я немощен: похоть одолевает меня. Старец: внимай себе, чадо, и признавай пришествие демонов. Когда они начинают лишь говорить с тобою, не отвечай им, но, встав, пади лицем на землю и молись, говоря: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и помилуй меня. Брат сказал ему: Авва! Я принуждаю себя, но пребываю в нечувствии, и нет умиления в сердце моем, я не ощущаю силы слов. Старец отвечал: ты только говори слова эти, и Бог поможет тебе, как сказал авва Пимен и многие другие Отцы, что обаятель, когда производит обаяние, не знает силы произносимых им слов, но змея, когда слышит эти слова, то сила слов на нее действует, она повинуется и усмиряется: так и мы, хотя не знаем силы того, что произносим, но бесы, слыша произносимое нами, отходят со страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Телесное вожделение увядает от исповеди более, нежели от поста и бдения», – учит святитель Игнатий (Брянчанинов) с. 388]. Часто ли мы исповедуем этот грех и свои блудные помыслы? Вот еще рассказы из патерика: «Некоторый брат имел брань любодеяния. Он пошел к старцу и сказал ему о своих помыслах. Старец сделал ему наставление, утешил и отпустил с миром. Брат, почувствовав пользу, возвратился в свою келию. Но вот опять пришла брань. Он опять сходил к старцу и таким образом поступал несколько раз. Старец не оскорбил его, но наставлял его не только не вдаваться в расслабление, а, напротив, приходить к нему каждый раз, обличая врага, когда тот начнет нападать. Таким образом, говорил старец, враг, будучи обличаем, отступит: ничто так не противно духу любодеяния, как когда открывают его дело, и ничто не приносит ему такой радости, как когда скрывают приносимые им помыслы» [ср.: 9, с. 454]. Как средство борьбы с блудом необходимо помнить о том, что будет после этого мучить и жечь стыд. Святитель Тихон Задонский говорит: «Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть» с. 110]. Священники, служащие в наше время и принимающие исповедь, также отмечают пользу частого исповедания блудных помыслов, с которыми ведется борьба. Говорят они и о том, что неохотно прихожане исповедуются в этом. Но, конечно же, в первую очередь необходимо оградить себя от искушений: отстать от просмотра тех фильмов, телепередач, определенных сайтов в Интернете, чтения светской литературы соответствующего содержания – всего того, что возбуждает греховные мысли, отравляет память и воображение, учит неевангельскому образу жизни. 2.2. Педагогические методы. Вопросы школьного и семейного воспитания Сегодня СМИ и массовая культура пропагандируют в обществе «свободную любовь», преподнося примеры отношений, которые никак нельзя назвать любовью. Путаница в сердцах молодых людей начинается очень рано. Далеко не всякий сердечный порыв есть любовь. Отличить любовь от иного чувства, сохранить ее, пронести через свою жизнь – это путь к Богу. Это подвиг духа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Этот век и мир – прелестный: надо презирать его и всеми силами стремиться к тому веку, в котором царст­вует вечная истина, вечное веселие и который сам не имеет предела, к тому веку, который стяжал нам Своими страданиями и смертию и воскресением Сын Божий. Даруй, Господи, всем нам возлюбить тот век, а сей пре­зирать как век, в котором живет сатана с своими клевре­тами, имея власть великую, власть прелести, мрака, насилия и злобы, гордыни, сладострастия, любостяжа­ния и прочими страстями, коими нас опутывает. Увы мне, Господи, потопил я душу мою в невоздержа­нии и сделался вместилищем нечистых духов. Научи меня, Владыко, воздержанию! Избавь меня от сопротивных сил. В десять раз возвратил мне Господь за ближнего, за накормление и напоение его. О чем толковать? Из-за чего сердиться, смущаться? Сласти отвращают от Бога и от ближнего, охлаждают сердце к Богу и ближнему, – отсюда необходимость презирать их как самый убийственный яд, хуже всякой грязи считать их, а ближнего, который поедает наши сла­сти, не только не ненавидеть, а любить. Странное дело! Денег бы не жалко дать, например десять копеек, даже двадцать копеек, а сахару жаль на пять копеек, потому что они сласти. О, жало диавольское! О, слепота злобы и скупости! Разом двадцать копеек серебром одною моне­тою не жаль дать, а копейками и десять копеек жаль. Всё бы себе, окаянная, жадная плоть, загребла, всё бы себе, все сласти, все блага мира, а ближнему бы ничего или что похуже. Себе сладко – хорошо, другому сладко – больно. О, самолюбие! Сласти производят негу плоти, которую надо распи­нать, и блудные помыслы и движения в сердце и во плоти, также хульные помыслы. Надо от них отвращать­ся. Из-за сластей ты и жену не любишь. А права всех людей на дары Божии? А права отца на твои сласти! Ведь он воспитал и взлелеял для тебя дочь свою – жену [твою]. Ты должен с радостию всем угождать ему. Плоть и диавол – это одно; плоть и ложь – одно. Дух и Бог – одно; дух и истина – одно. Оставить поганую жадность. Разбранить себя за грехи юности, сказать, что я был нечистым псом, свиньей, хуже всякого скота. Господи! Помози!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вопрос 12. Что нам нужно делать, чтобы избежать греха? Ответ: Удаляться по своей воле от причин страстей. Вопрос 13. Каковы причины страстей? Ответ: Например, вино, женщины, деньги, телесная сила и т. п. Вопрос 14. Греховно ли все это по своей природе? Ответ: Нет, но природа человеческая из-за этого легко уклоняется в греховные страсти. Вопрос 15. Как может человек избавиться от навыка ко греху? Ответ: •     С помощью вражды к нему, • с помощью ненависти к нему, • с помощью исповеди. Вопрос 16. Что такое вражда по отношению ко греху? Ответ: Проявление истинного смирения. Вопрос 17. Что такое исповедь греха? Ответ: Проявление покаяния и умиления. Вопрос 18. А) Чем является ощущение человеком своих грехов? Ответ: Дарованием Божиим. Б) Когда получает человек это дарование Божие? Ответ: Когда Бог видит, что мы изнемогаем от многообразных искушений, Он посылает его нам, чтобы мы не отошли из этой жизни без пользы от бед и скорбей. Вопрос 19. А) Что является царицей добродетелей? Ответ: Покаяние. Б) Есть ли предел для покаяния? Ответ: Нет, ибо даже совершенство совершенных несовершенно. Вопрос 20. Что очищает душу? Ответ: •   Покаяние, •   Слезы, •   Исповедь, •   Смирение, •   Любовь , •   Милостыня, •   Молитва. Вопрос 21. Что такое покаяние? Ответ: – Второе духовное рождение, -&nnbsp;     Вторая благодать. Вопрос 22. Какова лестница, возводящая к покаянию? Ответ: – Вера в Бога, – Страх Божий, – Покаяние. Вопрос 23. Что порождают добрые дела и покаяние? Ответ: – Духовное ведение. Вопрос 24. А) Что должно сопутствовать покаянию? Ответ: Доброе произволение. Б) Почему? Ответ: Потому что оно достойно воздаяния и приносит великую радость. Вопрос 25. Где покаяние достигает совершенной степени? Ответ: В безмолвии. Вопрос 26. А) Приходят ли блудные помыслы при совершенном покаянии? Ответ: Нет. Б) Почему? Ответ: Потому что совершенное покаяние соединено со смирением. 2 лествица: ПОКАЯНИЕ Вопрос 27. А) Что достигается посредством сокрушения сердечного? Ответ: Смирение. Б) Почему? Ответ: Потому что человек в состоянии сердечного сокрушения презирает помыслы гордости. О плаче

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

– Когда приходят помыслы, осуждающие старца или ропщущие на него, Вы отвечайте на это помыслу, что «это не мое дело, за это старец отвечает, а не я». Старец отец Лев на такой же вопрос сказал: «Чадо, мы часто не понимаем, что говорят простые люди, с какой целью и намерением. Тем более мы не можем понимать того, что говорят старцы. Кроме того, из житий святых мы видим, что шуточки допускали и святые отцы. Например, преподобный Пахомий, преподобный Антоний Великий и другие. Конечно, содержание этих шуточек они брали не из Священного Писания и творений святых отцов, а просто что-нибудь рассказывали». Так и я. Рассказываю Вам что-либо, а в это время, может быть, бес хотел уныние на Вас навести, а мой рассказ отогнал его. Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долгое время вас беспокоят. Сомнения, так же как блудные и хульные помыслы, надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас. Он не вынесет презрения, ибо он горд. А если будете входить с этими помыслами в разговор, ибо все такие помыслы не Ваши, а внушенные врагом, то он закидает Вас, завалит и убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а в то же время замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Из этого очевидно, что есть какая-то злая сила, навевающая сомнения, блудные и хульные помыслы. Поэтому презирайте эти помыслы, они тогда Вам не повредят, особенно если будете открывать их старцу. Но, открывая их, нельзя вдаваться в подробности, иначе можно повредить и себе и старцу. В особенности блудные помыслы нельзя открывать в подробном изложении. Надо поскорее засыпать, закрыть эту смердящую яму, а не копаться в ней. Блудные помыслы Вам в грех не поставятся, если Вы не услаждались ими. Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться. Если у вас своих сил нет бороться с помыслами, то призывайте Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять их... Неисповеданный грех разрушающе действует на человека и приводит душу к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010