Библейские события интересны святому Андрею как подобия людских грехопадений и восстаний, однообразно повторяющихся во все времена бытия человечества. По его словам, в греховных соблазнах людей страстные помыслы выполняют роль Евы – искусительницы Адама. Претворяясь в дела, помыслы страстей порождают затем любострастную человеческую жизнь и оживляют плоть. Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Святого Духа, поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя 2316 . Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает свое душевное безобразие чувством стыда пред Богом 2317 . В потоках душевных страстей утопают массы людей, наподобие нечестивцев, погибших в водах Всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее 2318 . Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения 2319 . Страсти сожигают души людей, как гееннский огонь содомлян, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота 2320 . Кающейся пред Богом душе полезно вспоминать свои грехи, руководствуясь библейскими историческими повествованиями, изображающими в лицах добродетели и пороки. В исторических событиях ветхозаветного времени навсегда покрыли себя бесславием, например, бесстыдный сын Ноя – Хам, презрительный Измаил, женонеистовый Исав, мятежники Дафан и Авирон, сыны слабовольного первосвященника Илия Офни и Финеес, волхвы фараона Ианний и Иамврий, блудные потомки Ефрема 2321 , ленивый и любострастный судия Самсон, гордый царь Саул и левит Оза, дерзновенно ходивший пред Богом 2322 . Совершенно отрицательны библейские образы любосластного Авессалома, хитрого Ахитофела, отступившего от Бога, сладострастного Соломона, непослушного отцу Ровоама, богоотступника Иеровоама, скверного Ахава, Иезавелиных лжепророков, сребролюбивого Гиезия, прокаженного царя Озию и др. 2323

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

А ежели обленишься и ослабеешь, то подвергнешься стыду, не одержишь победы и осквернишь свою совесть " . 26. Какие предосторожности внушает преподобный Нил против усиления блудных помыслов? " Надобно, говорит он, принять меры против того злокозненства диаволова, когда представляются в памяти и воображении нашем лица женские и иные доброзрачные. Хотя бы лица сии были благочестивы и хотя бы воспоминание о них было, по-видимому, бесстрастно, память о них и воображение тотчас должно отсечь. Если же замедлим, то злой прелестник удобно превратит и облечет мысли в скверное и мерзкое похотствование " . 27. Какую предосторожность внушает преподобный Нил против разжжения плотского? Следующую. " Иногда, говорит, мы и сами огорчаваемся на помыслы блудные и, размышляя о них, зазираем и устыжаем себя самих за то, что покушаемся на такие гнусности, которые приличны только бессловесным; иногда же и тем, что, будучи протовуестественно, скоту чуждо, обуреваемся. Но в сих чувствованиях, благих и делу приличных, не должно, особенно новоначальным, надолго задерживать ум свой, дабы под предлогом борьбы с духом нечистоты более не поработить себя страсти. Посему безопаснее для нас то, чтобы отревать первоначальные мысли (прилоги). Вступать же с ними в брань свойственно сильным, кои в состоянии различать благоугодно и распределять помыслы сии " . 28. Какая последняя предосторожность против того же внушения преподобным Нилом? " Сохраняй себя от собеседования с женщинами и от взирания на них; удаляйся от сожительства с юными, женовидными и красивыми лицами, и от взоров на них удерживайся. Ибо се есть сеть диавола на иноки, как сказал некто из Отцев. И, если возможно, не бывай с ними наедине, говорит св. Василий Великий, ни в нужной потребе. Ибо ничего нет нужнее для тебя души твоей, за которую Христос умер и воскрес. Наконец, отнюдь не слушай ни от кого непристойных разговоров, коими разражаются страсти. III. Против страсти сребролюбия " Ежели, говорит он, кого-либо томит и мучит дух гневный, питая в нем злопомнение и возбуждая в ярости воздать злом и отомстить оскорбившему, то да воспомянет он сей глагол Господень: аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешений их, ни Отец ваш небесный оставит вам согрешений ваших (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2346...

Псково-Печерские старцы напоминают, что все святые Отцы Церкви, «без исключения, советуют и заповедуют упражнение Иисусовой молитвой (как только что было отмечено, она имеется и в кратком правиле преподобного Серафима Саровского . – К.С.), называют её оружием, которого нет крепче ни на небе, ни на земле» («Старческие советы». – 528). Но Псково-Печерские старцы делают существенную оговорку: Иисусову молитву «могут читать только те, кто сердце очистил от страстей – тогда она сама входит в сердце» (схиархим. Агапий (Агапов). – 171). Молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Сыне Божий, помоги мне!» есть «сокровенное поучение, есть непрестанная в уме молитва» («Старческие советы». – 528). Не преминули старцы отметить и то, что находятся такие люди, которые считают, что занятие Иисусовой молитвой может привести к прелести и потому строго запрещают творить её. Даже в монашестве некоторые утверждают, что она ни к чему, достаточно, мол, церковного богослужения и келейного правила. Но поступающие так допускают «крайнее богохульство» и сами впадают в бесовскую прелесть, ибо Господь наш Иисус Христос «есть единственный источник нашего спасения» («Печерская тетрадь». – 528). К тому же мы, вопервых, «не всегда в церкви или келье, а искушения следуют за нами всюду; а во-вторых, если бы выпевание да вычитывание молитв в церкви или в келье подлинно спасало бы, то... певцы и чтецы на клиросе были бы всюду образцами добродетелей, а сего мы не видим. Даже если поют красиво и читают верно, то внимание употребляется больше на самый порядок пения и чтения, как музыкальнее пропеть или по театральному прочесть, а не на смысл поемого или читаемого» («Духовная беседа печерского инока...» – 520–521). (Имеется здесь же очень важное продолжение мысли: «Есть, конечно, певцы и чтецы весьма духовные». – 521). Нельзя забывать также, что мы много грешим – и мыслью, и словом, и делом – ежечасно и даже ежеминутно; легко принимаем «прилоги», то есть нехорошие, блудные помыслы, и если не осуществляем их, то лишь потому, что нет подходящей возможности или случая. Вот тут-то и надо поспешить прибегнуть к молитве Иисусовой – скорей обращаться к ней – «шепчи или в уме проходи: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – и это медленно, со вниманием и скорбью. И отстанут помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Перед тем, как дать народу Израильскому заповеди, Бог сказал ему освятиться, вымыть одежды и не прикасаться к женам. Мы – новый Израиль, и эти события говорят нам очень важную вещь о том, что должно предшествовать нашей встрече со Словом Божиим. Очищение себя. Конечно, речь идет не о том, чтобы вымыть одежды или не прикасаться к женам перед чтением Писания. Мы знаем от Христа, что в первую очередь человека оскверняет то, что у него внутри, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19). Именно с этим и надо справиться в первую очередь. Если в человеке злость на кого-то, зависть или блудные помыслы, и он не хочет с этим расстаться – читать Писание практически бесполезно, будет трудно что-либо по-настоящему услышать. Сначала надо избавиться от этого хлама внутри – через покаяние, через исповедь, через осознание своих чувств. И только тогда можно будет услышать, что говорит Бог. Вот как говорит об этом относительно молитвы святитель Тихон Задонский: «Прежде молитв требуется ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи». Практика. Как можно себя очищать, и значит ли это, что только безгрешный человек может читать Писание? Во-первых, дело в степени. Если конкретно в данный момент мы настолько злы, что хочется человека убить или только что посмотрели порно, или находимся в глубоком отчаянии и готовы уже искать веревку – надо выйти из этих состояний. В случае злости уместно прописывание чувств и молитва к Богу с просьбой об избавлении, в случае порно срочная исповедь, а при отчаянии имеет смысл звонить на телефон доверия или просить о помощи близких. Впрочем, у каждого, наверно, свой способ. Главное, что в таких тяжелых состояниях воспринять Писание практически невозможно. Если же речь идет о легком раздражении, блудных помыслах, которые лезут в голову и банальном унынии – тут чтение Писания может помочь переключиться на другое. Хотя сначала все равно имеет смысл сосредоточиться на молитве. Честность

http://blog.predanie.ru/article/kak_chit...

Еще раз нужно повторить: запомните простую вещь - нельзя всех стричь под одну гребенку. Да, люди последнего времени, несомненно, гораздо слабее, чем древние, да и душевных качеств у нас таких нет, но все же это не значит, что для нас подобное совершенно невозможно, - главное, чтоб было рассуждение. Вопрос. Вот Вы, как кажется, против того, чтобы, ложась в три часа ночи, спать до девяти, но у нас, хоть и не очень часто, подобное бывает. Иногда задерживаешься по послушанию. Ответ. Я же не говорю об исключениях. Я говорю о том, что некоторые считают, будто это нормально, - а это на самом деле неправильно. Если же какой-то исключительный случай, если человек, допустим, ночью работал, а потом дольше поспит, то в этом никакого греха нет. Вопрос. Понимаю, что нехорошо принимать блудные помыслы, а пересилить себя, бывает, совсем не могу, так как страсть прикрывается приличным видом. Как стяжать мужество, чтобы не поддаваться этим помыслам? Может быть, прибегать к каким-то мыслям, которыми можно было бы укреплять себя в борьбе? К каким именно? Ответ. Помимо молитвы можно отрезвлять себя, как советуют святые отцы, представлением того, что будет с нашим телом по смерти, как оно будет разлагаться, что станет с телами тех людей, к которым мы испытываем вожделение. Размышление о смерти отрезвляет человека от многих его грехов, отводит от многих соблазнительных мыслей, не только блудных, но и помыслов гордости и других. Кроме того, мне кажется, очень уместно вспоминать и те евангельские изречения, которые мы сегодня разбирали, и таким образом приводить себя в чувство, возбуждать в себе ревность. Однако все равно не нужно забывать, что если брань сильная, то добрые мысли не смогут избавить нас от злых. В лучшем случае они только напомнят нам о том, к чему нужно стремиться, но вслед за этим мы должны мужественно устремиться на греховные помыслы с помощью Иисусовой молитвы. Если же мы будем надеяться только на то, что добрые мысли вытеснят злые, то вступим в препирательство с демонами и, конечно же, они нас обхитрят, обманут и увлекут соблазнительными образами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Воздушные мытарства. Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда» Цикл «Путь всей земли». Беседа 18-я Протоиерей Олег Стеняев «Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным , где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: “Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании”. Бесы отвечали: “И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами”. Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее», – поведала блаженная Феодора. Итак, на этом мытарстве мы рассмотрим такие грехи, как «всякое любодеяние... всякие нечистые страстные помыслы... согласие на грех... скверные осязания и страстные прикосновения». Далее, на 17-м мытарстве, рассмотрим грех супружеской измены (прелюбодеяние); и далее, на 18-м мытарстве, – содомский грех. В Священном Писании сказано: Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). – То есть этот грех наиболее оскверняет тело совершающего его. Что значит: «бегайте блуда»? Что значит: «бегайте блуда»? Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Лишь безудержным бегством можем мы спасти себя от жестокости столь коварного господина (т. е. соблазняющего нас дьявола – О.С .) и избежать столь низкого рабства (т. е. рабства греха – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

Лишь ощутишь пришествие врага, вставай на молитву, преклоняй колена, воздевай руки к небу или распростирайся по земле; рази этою молниею врага в лицо его, и он не возможет устоять против тебя, вскоре приучится обращаться в скорое бегство. Отвержение двоедушия, то есть колебания между любовию к Богу и любовию к греху, необходимо: от этого сохраняется, возрастает, усиливается наше благое произволение и стремление к Богу, чем привлекается к нам особенная милость Божия. «Если будем постоянно держать меч в руках, — сказал Пимен Великий, — то Бог будет постоянно с нами; если будем храбры, то Он сотворит с нами милость Свою» Превосходный образец борения молитвою против греховных помыслов видим в подвиге преподобной Марии Египетской Говорит святой Исаак Сирский: «Если кто не прекословит помыслам, злохитро всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молитвою к Богу, то это служит признаком, что ум его приобрел премудрость от благодати и что правильное разумение дела освободило его от многого (тщетного и излишнего) труда. Обретением краткого пути он отсек продолжительное парение (странствование) по пути растянутому. Не во всякое время мы имеем силу воспрекословить всем помыслам, противодействующим нам, и победить их; по большей части мы приемлем от них язвы, на исцеление которых нужно весьма значительное время. Ты выходишь на поединок с борцами, укрепленными шеститысячелетнею опытностию! Твое собеседование с ними доставит им возможность обдуманно нанести тебе поражение, превысшее меры премудрости и разума твоих. Если б ты и победил их, то ум твой остается оскверненным скверною помыслов, принесенных ими, и воня злосмрадия их в течение продолжительного времени остается в обонянии твоем. При употреблении же первого способа ты пребываешь свободным от них и от их последствий. Нет иной помощи, кроме Бога» В особенности должно избегать собеседования и словопрения с блудными помыслами. В такое словопрение наиболее вдается подвижник, ошибочно полагая, что блудные помыслы и мечтания восстали сами собою в его душе и могут быть обузданы силою благоразумного увещания самому себе, — не понимая, по неопытности своей, пришествия к себе демона, который охотно вступает с нами в беседу и словопрение, наверно зная, что сладострастные помыслы и мечтания найдут сочувствие в душе новоначального, возбудят и разожгут живущее в ней сладострастие; он приманивает и завлекает нас к беседе и словопрению, то как бы уступая и удаляясь, то снова нападая, в полной надежде получить над нами решительную победу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1943...

священноинок Дорофей Глава 25. Поучение о телесных страстях Жестокая беда – пленение ума страстями, о братья. То есть нечистые помышления, сердечное распаление, телесные вожделения и похоть. Не в состоянии человек привлечь благодать и вселить Духа Святого в сердце свое, пока имеет там подобное сладострастие. Ибо это знак и действие нечистого духа. И если такой человек усердно не утруждает тело подвигами, не трезвится душевно и телесно, то есть умом и сердцем, то не очистит Дух Божий его естество. А если не очистится, не сможет и обрети благодать во все дни жизни своей. Если же не обретешь благодати, горе тебе, увы тебе, окаянный, что губишь себя понапрасну, ибо через эти помышления, распаления и похоти находит дьявол доступ и место в нас и укрепляется. Великую власть даем ему над собой и яму сами себе роем, и попадаем в нее. Кто ест мед ножом, тот обрезает себе губы. Так и мы, добровольно подчиняясь, лишаемся благодати Божией, совершенства и спасения, когда лижем душой и сердцем грязную похоть по собственной воле. Телесное вожделение возникает у человека либо от горячительных напитков, либо от обильной пищи, телесного покоя и неумеренного сна, либо от воздействия сатанинского, либо от осуждения других и высокого мнения о своей чистоте, либо от праздных разговоров, либо от украшения одеждой и от того, что не храним око свое. И если приходят блудные помыслы, нечистые сновидения или страстные мечтания, или распаление телесное и душевное, то следует нам изнурять тело свое постом, жаждой, бдением и всенощным стоянием. Поскольку ничем от них не избавишься, кроме поста, воздержания и молитвы со слезами на всенощном бодрствовании. Следует уклоняться от общества мирян и, отводя глаза свои, не видеть женоподобных лиц и юных отроков. И никогда не трогать руками своими и не оглядывать глазами своими тайных частей своего тела, даже если отгниют. Все это приводит человеку на ум нечистые помыслы, вожделение, распаление и похоть, и поднимается блудная страсть. Если будем часто смотреть на женщин, касаться их, беседовать с ними и постоянно находиться рядом, то как сумеем избежать погибели?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Надо молиться со слезами, думать о смерти, помнить, что наша участь за гробом нам неизвестна, несмотря на то что здесь мы, может быть, чувствуем обильную благодать. Падали даже люди, достигшие высочайшего духовного преуспеяния, – что уж говорить о нас! Вспомним про Адама, который пал, пребывая в блаженном состоянии; про диавола, который, будучи одним из светоносных ангелов, преисполненных благодати, возгордился своим состоянием, пал и в страшном падении увлек за собой многих. Мы также не знаем, чем кончим и что с нами будет. Может быть, с нас спросится еще больше, тем более если мы благодать имеем, а жизнь свою не исправляем. Необходимо себя смирять, в особенности памятью смертной и теми размышлениями, которые из нее проистекают. И не отдельно от молитвы, а вместе с ней. Не получается? Когда-то у тебя и ходить не получалось: пройдешь пару шагов – и упадешь, а мама тебя поднимала, опять ставила. Но сейчас же ходишь, не падаешь. Сразу ничего не получается, во всем нужен навык. Вывод такой: конечно, опасаться тщеславия нужно так же, как и всякой другой страсти. Но бояться так, чтобы этот страх мешал молитве, нелепо. Мы должны молиться, а если тщеславие пришло, вступать с ним в борьбу. Противиться ему при помощи внимания, памяти смертной, самоукорения, воспоминания о своих каких-то в особенности позорных грехах, унижающих нас, о своих недостатках (оговорюсь, что блудные грехи в памяти лучше не возобновлять). Лучше всего, повторю, обезоруживает эту страсть память смертная. А если мы все время будем бояться, что вот сейчас придет тщеславие или любая другая страсть, то никогда не сможем сосредоточиться. Вопрос. А разве можно, молясь, допускать, как вы сказали, мысли о смерти? Мне кажется, кто-то из отцов говорил, что во время молитвы нельзя думать даже и об этом. Ответ. Если тебя в молитве одолевают греховные помыслы, то мысли о смерти могут помочь в борьбе с ними. Если уж иметь в молитве помыслы, то те, которые избавляют от страстей, а не те, которые усиливают страсть. Если какое-либо размышление способствует сосредоточению, то в нем нет ничего плохого.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Согрешил пред Богом во время утрени лицезрением и человекострашием пустым, вообразив, что позади меня пред иконостасом стоял известный [Белавскец], хотя и не он вовсе был, а другой офицер, и смутившись при произнесении сугубой ектении. Что мне до личностей, до знаменитостей? Я должен одинаково смотреть на всех как на грешников или как на братьев, на сестер, на детей, – ибо нам, пастырям, даны имя и сан и власть отцов. Еще согрешил пред Богом тем, что не с сочувствием принял от отца Матфея, отца Павла и Ивана Тимофеевича Сидорова [весть] о смерти отца сего последнего, Тимофея, но с холодностию и лукавством. Непрестанно почти враг меня низлагает по самолюбию моему, по страстности моей. Господи! Не дай мне следовать злому и ложному направлению сердца моего, ибо пречасто сердцем моим управляют самолюбие и злоба, но даждь мне всеусильно противиться ему, поступать напротив ему: если, например, оно чувствует к какому брату неприязнь, зависть – всемерно стараться его любить, ему доброжелательствовать; если возбуждаются в нем блудные помыслы, чувства, ощущения – всемерно стараться укрощать их, уничтожать и возбуждать помыслы святые, возвышенные и прочее; при виде красоты лица человеческого дай мне возноситься к Тебе, Господи, первообразной и всепресветлой Красоте, и с чистотою сердечною взирать на всякую красоту человеческую. Ей, буди! Тайные чувства и мысли при вести о смерти кого-либо: и Бог с ним, туда и дорога, а мы еще поживем и насладимся настоящих благ, или: овца умерла, а нам, пастырям, достанется волна от него. А не помыслим, что и нам скоро туда же дорога и что, может быть, и весть о нашей кончине многие примут с такими же мыслями и чувствами. Какою мерою мерим, такою отмерится нам. До чужого мы больно падки, а за свое дрожим, как будто бы дело шло о нашей жизни или смерти, как будто, например, частые гости – посягатели на нашу жизнь, на наше благосостояние. О плоть лукавая, как ты стоишь за себя, за свои наслаждения, за свое пресыщение, за изобилие хлеба и вина, которых, впрочем, будет для тебя достаточно, если и гости будут у тебя, особенно свои, родственные. Распну я тебя, злодейку, злую, прожорливую, блудную, завистливую, ленивую! Заставлю тебя ревновать о взаимной любви, а не о сытости; о воздержании, а не о излишестве, пресыщении; о простоте в одежде и домашней обстановке, а не о роскоши, – ибо всё будет пищею тления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010