Тогда о.Венедикт пошел за разрешением сего к батюшке о.Анатолию. «Ну что же здесь удивительного? – сказал о.Анатолий. – Ты иеромонах, а этого не знаешь? Это был, конечно, бес в образе о.Арсения» «Сомнения, равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать внимания на них,– сказал батюшка своему послушнику, – и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения – не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет... Презирайте их, и тогда они вам нисколько не повредят, особенно, если будете открывать их старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу. Особенно блудные помыслы: надо засыпать, закрыть навозом эту смердящую яму, а не копаться в ней. § 142 Два инока пришли в город, чтобы продать свое рукоделье. Продав все, один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице и, по наущению дьявола, впал в прелюбодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал: «Вот мы запаслись всем нужным, возвратимся же в келию». – Не могу, брат, – услышал он в ответ, – я пал... – Я тоже пал, – солгал его спутник, – искусил меня бес на городской улице и... Вот что, давай вернемся и вместе покаемся, чтобы спастись нам от муки вечной. Вернувшись, они сказали старцам, что согрешили. На обоих братьев была наложена тяжкая эпитимя. Спустя время Господь призрел на этот подвиг и открыл старцам правду. Оба – и грешивший, и негрешивший – были прощены. § 143 Пришли два монаха к старцу, а он их спросил, каким ремеслом добывают они свой хлеб. – Мы не трудимся, – торжественно отвечали молодые иноки, – а живем подаянием и непрестанно молимся. – Непрестанно? – удивился старец. – Так вы значит совсем не спите? – Спим, – отвечали гости растерянно. – Кто же молится за вас, когда вы спите? – поитересовался старец. Монахи промолчали, сильно покраснев, затем попросили назидания. – Я научу вас, как быть, – ласково улыбнулся старый авва. – Размочив немного прутьев, плету я свое рукоделье и повторяю слова молитвы. Затем продаю, что сделал, покупаю себе еды, а оставшиеся деньги раздаю нищим. Они за то хвалят Господа и просят Его о моем спасении. И потому, когда я ем или когда сплю, по благодати Божией у меня совершается неусыпаемая молитва. § 144

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не вреди целомудрию ближнего, равно, как и своему – вообще, жизни душевно-нравственной в других и в себе Важны обязанности наши к телесной жизни ближнего, равно как и к собственной, и виновно пред Богом нарушение этих обязанностей, от помехи чьему-либо сну, до удара оружием. Но обязанности в отношении к душе, или к внутренней, нравственной жизни, столько же важнее их, сколько душа дороже тела: нарушения обязанностей последнего рода в сравнении со грехами против тела (исключая решительного убийства или самоубийства) еще преступнее. После шестой заповеди Божией, которая запрещает касаться со вредом телесной жизни ближнего и своей, и напоминаются нам следующей (седьмой) эти обязанности наши относительно чистоты нравов в своем и чужом образе жизни. Требуется, главным образом, целомудрие не только телесное, но и душевное – целомудрие, как наилучшее украшение человека. Итак: Виды сердечной похоти Блудные помыслы, или представления Бывают помыслы о блуде невольные, у иных только минутные. Они требуют исповедания пред духовным отцом, но еще не вменяются в вину. И вообще, худые помыслы полезно выводить из себя наружу пред другими, притом, не пред духовным только отцом, которого иногда не близко или не легко увидать, но и пред мирянами, только бы известными строгою жизнью 120 . А особенно с блудными-то помыслами нечего таиться пред искренним и благочестивым человеком. Святые подвижники, обыкновенно, спешили открывать их опытным старцам, а медлительные терпели вред 121 . С другой стороны, те, пред которыми кто-либо открывает свою борьбу с блудными помыслами, как и с самою телесною похотью, те должны иметь осторожность, чтобы не пренебречь этим человеком, будто бы человеком нехорошей жизни 122 . Бывают блудные помыслы или представления, как воспоминание прежних падений. И эти помыслы тоже не составляют вины, если только человек не услаждается ими, если с первого раза отвергает их, стыдясь себя и испуская вздох самоосуждения пред Богом. Но когда кто останавливается приятным воспоминанием на них, например, как он первоначально познал сласть плотского совокупления с другим полом или как впоследствии допускал тот же грех, или как недавно, несколько лишь дней или часов назад, согрешил: это самое показывает, что он не от врага-дьявола, а «…искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:14 ). Тут две вины: и повод от себя, по прежней своей жизни, к плотским помыслам, и согласие с ними (а иначе, т. е., если бы они не нравились, то нечего было бы и останавливаться на них) 123 . Тогда человек может дойти или до нового падения или до падения только духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Очевидно, что есть еще какая-то сила злая, навевающая сомнения. Заметьте, ведь это — серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, поднять сомнения, да еще какие! Не обращайте на них внимания. Сколько было искренне верующих людей, которые сильно пострадали оттого, что принимали эти сомнения, разсматривали, разсуждали… Поэтому надо презирать эти сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам нисколько не повредят, особенно если будете их открывать старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе и старцу. Особенно блудные помыслы засыпать, закрыть надо навесом… эту смердящую яму, а не копаться в ней т.2, с. 85 — 86]. Враг легко ведет свою атаку, покуда мы путаемся в своем смущении или страхе перед помыслами. Однако если умеем презирать, не обращать внимания на сомнения, помыслы и хулы, то это уже ответный удар по гордости врага. Горд враг, и сильно уязвляется он нашим пренебрежением к его прилогам и презрением. Оттого-то, видя отсутствие вреда нам и будучи уязвленным сам, он и оставляет атаку. Входить же разговоры с врагом, как многократно говорили старцы, неразумно. Ибо «темы» для таких разговоров не наши, они вражьи, и враг знает как их развить к нашей гибели. Тем более, что изощренный, некогда серафимский ум диавола сплетает сети, которые невозможно распутать слабому уму человека. Поэтому надо презирать, отвергать без рассмотрения все помыслы, и в целях большей безопасности открывать их старцу-наставнику. Старцы давали советы по преодолению и конкретных помыслов, что делает их учение о помыслах весьма практичным. Опасны помыслы о собственном совершенстве, ибо они ведут к серьезным падениям. Преп. Амвросий подает совет: Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? т.2, с. 78]. Помысел о совершенстве — прямой продукт гордости и ее сестры самонадеянности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.1:28 ), – заповедал Бог первым людям. Брак и супружеская жизнь, освященные Церковью, грехом не являются. Блудные грехи есть извращение установленных и благословенных Богом отношений между мужчиной и женщиной. Достаточно полно грехи эти перечислены в Библии (Левит, 18 и 20) и в толкованиях седьмой Заповеди у разных авторов, поэтому не будем на этом задерживаться. Слова Божии «плодитесь и размножайтесь» глубоко вошли в естество человека, и проявляют себя как инстинкт продолжения рода. На нем и паразитирует блудная страсть, беспокоя человека с отрочества и до самой смерти. Даже когда тело уже увядает от старости и болезней, она «достает» человека помыслами, чувствами, сновидениями и беззаконными желаниями. И у монаха борьба с блудным бесом продолжается до конца земной жизни. Обет безбрачия не избавляет его от внешних и внутренних искушений сей страсти, скорее наоборот, они усиливаются. От чего бывали блудные искушения с древними монахами? В Патериках, повествующих об их жизни, говорится о некоторых причинах подобных искушений. Это чревоугодие, винопитие, многоспание, выходы из монастыря, принятие блудных помыслов. Для современных подвижников этот список требуется значительно расширить. К указанным выше причинам прибавились сомнительные шутки и анекдоты, кинофильмы, неразборчивое чтение светских книг, газет и журналов, последствия прежней распущенной жизни и неисповеданность в блудных грехах, свободное общение с противоположным полом, смотрение бесстыдных изображений, которые заполнили все пространство вокруг нас, от экрана телевизора и оберток на товарах до шокирующих летних нарядов на улице. Блудные помыслы и даже блудная брань нередко берут начало от взаимных телесных прикосновений, поэтому Отцами монашества строго указывалось хранить осязание «до такой степени, что отнюдь не брать брата за руку» 12 (См. об этом же в «Правилах общежития», 28). Воспитанному человеку полезно знать также о существовании «личного пространства», вторжение в которое без веской причины или согласия воспринимается личностью как агрессия. В разных культурах она различна: от 1 метра в русской культуре до трех в японской. Думаю, каждый почувствует беспокойство и дискомфорт, если в полупустом храме незнакомец подойдет и станет с ним рядом ближе 1 метра. В то же время, в переполненном храме это смущения не вызовет.

http://azbyka.ru/k-tixomu-pristanishhu

Весь этот красочный мир, истлевающий в обольстительных похотях и приковывающий наше ненасытное око к экрану, призван именно разжигать нашу чувственность, будить «страстные мечты». И осквернившееся воображение действительно впрягает наше тело в несвойственную ему в пожилом возрасте работу. Наши глаза и уши, наполненные страстными, чувственными образами, дают толчок увядающей уже гормональной системе, насилуют естественный ход жизни. Возникают нежелательные явления в органах малого таза, у пожилых женщин обостряется забытая уже мастопатия. Как блудные грехи истощают и калечат тело, так блудные помыслы расслабляют разум. Пора покинуть «цветущий сад молодости», вспомнить о своих летах. Кстати, знайте: раковая клетка — это просто обычная клетка, но только отказавшаяся стареть. Все клетки нашего организма проходят неизбежный цикл: молодость, функциональный период, увядание, старение, смерть. А те клетки, которые не желают стареть, образуют опухоль. В человек все связано: тело, душа, дух. Будьте бдительны, чтобы ваши тело и разум не стали раковой опухолью для духа. Блудная страсть, если она укореняется в человеке, ведёт его к безумию. Частое наказание для блудников — это так называемое размягчение мозга, психическое заболевание. В недавнем прошлом, к слову, всякое психическое нездоровье считали следствием именно этого греха. В этой суровой каре, в недуге безумия сказалась особая милость Божия. Ведь страсть блуда, допущенная в сердце, очень трудно преодолима, а ответственность за неё сурова. С безумного же много ли спросишь? В Библии, в Книге наставлении Иисуса, сына Сирахова, читаем; «…три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их; надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке» ( Сир. 25:3-4 ). Все приятные любования похождениями красавца Родригеса или обворожительной Марии не что иное как грех против седьмой заповеди; «Не прелюбодействуй». Нужно дать себе в этот отчёт и не ссылаться на то, что все, мол, смотрят. Не беспокойся, места в аду хватит. Господь целые города — государства предал огню за блудные грехи. Так что массовость — не оправдание. И не объяснение. Не только красочными фильмами и сериалами привлекает телевизор праздного человека. Иному кажется, что он познает через телеокно мир, упражняет интеллект. Возможно. Но скорее, это просто способ забыться в мечтах, провести время.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Г. Из аввы Кассиана Когда мы ходили к святым отцам в Скит, то зашли и к авве Моисею, мужу высокому своей добродетелью и премудрому в божественных делах. Кроме прочих душеполезных бесед, спросили мы его и о том, как исповедовать помыслы и как это делать. Мы сказали, что наша застенчивость и утаивание помыслов происходит обычно от ложного страха, потому что некоторые отцы, выслушав братьев, не только не исцеляли, но и укоряли и повергали их в отчаяние. С такими случаями нам самим пришлось столкнуться в одном районе Сирии. Некий брат со всей простотой и откровенностью открыл душу одному местному старцу. Преодолев стыд, юноша обнажил перед ним потаенные уголки своего сердца. Старец же от его слов пришел в негодование и принялся бранить беднягу за столь дурные помыслы, и многие другие монахи, узнав об этом, стали стыдиться открывать свои мысли святым. Авва Моисей ответил нам: – Это хорошо, чада, не скрывать свои помыслы от отцов, но исповедаться свободно и начистоту. И не слушаться своего мнения, а без всяких колебаний довериться опытности отцов. И все же тайны сердца нужно поверять старцам духовным, рассудительным и известным, а не каким попало или старым лишь годами. Ведь многие видят только возраст и внешний вид, открывают свои помыслы и, вместо исцеления, получают отчаяние, потому что не тех слушали. Так, один брат весьма изнурял себя трудом, тем не менее бес блуда не оставлял его. Он пошел к старцу и открыл ему свою беду. А тот, будучи неопытен, услышав это, возмутился, назвал брата окаянным и недостойным даже носить монашеское одеяние, раз принимает такие помыслы. От его слов юноша пришел в отчаяние, оставил свою келью и пошел в мир. Но по Божию промыслу встретился с аввой Аполлосом, самым опытным из старцев. Тот, увидев его очень мрачным и подавленным, спросил: – Брат, чем ты так расстроен? От глубкого уныния поначалу брат ничего не отвечал, но старец уговорил его рассказать о причине своей печали. – Меня мучают блудные помыслы, – начал юноша. – Я пошел и открыл их старцу. И по его словам, у меня нет никакой надежды на спасение, и вот я ухожу в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Блудные мысли мы убрать не можем – это не в нашей власти, но в наших силах на них не отвечать. – Прекрасный ответ. Один из святых такой образ нарисовал: удалить блудные мысли из головы мы не можем так же, как остановить ветер. Но действие помыслов в голове подобно жерновам мельницы. Если насыпать пшеницу, получится хорошая мука, из которой можно испечь хлеб. Если же насыпать грязь, плевелы, то выйдет нечто неудобоваримое. Господь дал нам такой дар: во власти человека не принимать блудные помыслы, чтобы они не попали в жернова наших мыслей. В нас стреляют, но эти мысли нам противны; они вызывают у нас тошноту, а не сочувствие. Это может быть очень тяжелая борьба. Но здесь важна наша позиция и наша воля. Почему святые были святыми? Они изнемогали от множества подобных мыслей, которые стреляли в них каждый день с утра до вечера. В патериках можно найти тягчайшие примеры, когда человек был изнурен этими помыслами, однако воля его не хотела их принимать. Он сопротивлялся. И за этот подвиг сопротивления был увенчан благодатью, святой жизнью. Как не сдаться? Прежде всего, конечно, вопиять к Богу. Но можно и просто отвлечься. Как ребенка отвлекают, когда он плачет: то чайку нальют, то игрушкой помашут, так и мы себя, как детей, должны уговаривать. Стреляет такая блудная мысль, а ты себе говоришь: «Слушай, что-то полы грязные, надо бы помыть или что-нибудь постирать». На какое-то внешнее физическое действие переключиться. Поклоны поделать, если есть возможность. С кем-то поговорить, кому-то позвонить. Даже такие внешние, не духовные, а душевные действия все равно отвлекают, и мы выходим из дьявольского плена. В «Невидимой брани» Никодима Святогорца (1748–1809) есть две главы о целомудрии с очень сильными афонскими молитвами: «Иисусе мой Господи! Сладчайший мой Иисусе! Ускори на помощь мне и не дай врагу моему полонить меня!» (гл. 19 «Как побороть плотские страсти?»). Если такие сильные молитвы читать медленно, с уверенностью, то бес как ошпаренный отскакивает, и все нападения прекращаются. Опыт Церкви в борьбе с блудными помыслами выношен веками, и если мы желаем не поддаваться, не падать, а сохранять себя в целомудрии, иметь целостное воззрение на мир, то этим оружием должны владеть во всей полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Брань с помыслами Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться... сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять от нас помыслы. В грех они, как я уже сказал, поставиться не могут. Например, разве вы виноваты, что, когда отворили дверь кельи, вас охватил ветер и засыпало снегом. Никакой в этом вины нет. Но раз вы видите, что вам не под силу идти по такой вьюге, то можно спастись только бегством, именно, захлопнуть дверь. А другой, покрепче, он, подобно Да­виду, выходит на единоборство, но не с голыми руками. Заметьте, с чем вышел Давид на Голиафа — с камнем. А что значит камень? «Камень же был Христос» (1Кор. 10, 4) (преп. Варсонофий). ...Иногда уходят из храма из-за помыслов. Это, конечно, неразумно. Враг подымает брань помыслов с целью вывести из храма. Не должно поддаваться врагу. В боль­шинстве случаев у молодых бывают блудные помыслы, а у старых — помыслы гнева, воспоминание старых обид. Враг как бы говорит: «Ты помнишь, такой-то вот тебя оскорблял при всех, а ты смолчал, ни слова ему не сказал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что сказал бы...» Иногда от подобных помыслов иной весь вспыхнет от гнева. Надо бороться... (преп. Варсонофий). Когда беспокоят помыслы, или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: «Да будет воля Божия!» Это очень успокаивает... (преп. Варсонофий). А мы, если и окунемся в скверные помыслы — не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения, и Господь Милосердый простит (преп. Анато­лий). Без помыслов не проживешь. Все равно, как без навоза хлебушка не вырастишь. Премудрому они венец сплетают. Дай премудрому вину, и премудрший будет. А кто ими оплетается, тот пусть кается, восстает и спасается (преп. Анатолий). Да помыслов долго не держи. Пишешь, что у монахини их быть не должно: да к кому же им и лезть, как не к молодой монашке; у старой им поживы мало, те уж иску­сились, а молодых демоны и томят и тоскою, и другими страстями. От этого молоденькие делаются искусными: муж не искушен — неискусен (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Нечистые, блудные, плотские помыслы хорошо подавлять, рассеивать следующими духовными рассуждениями. Господь – Творец всего мира, а человек наилучшее Его создание и все в нем, в человеке, все члены его целесообразны и высоки, а потому ничто не должно возбуждать в нем скверных, грязных представлений и чувств. Отсюда если у тебя возникают дурные плотские помыслы, спеши обратиться мыслию ко Господу, хвали Его за премудрое создание человека, хвали Его как виновника всякой красоты в мире. Такими возвышенными представлениями и чувствами ты можешь приостановить течение нечистых помыслов. На иных же хорошо действует такое рассуждение: что телесная красота, она непрочна, скоро преходяща! Сегодня красив человек, а завтра он может обратиться в смердящий, отвратительный, безобразный труп. Стоит ли к такой ненадежной красоте прилепляться сердцем? Дурные помыслы часто являются у нас от нечистого взора, а потому храни свои очи, не позволяй им бродить по распутиям мира, не позволяй им искать человеческой красоты. Старайся так воспитать свои очи, чтобы они, при взгляде на человека, останавливались не на внешнем его облике, а проникали бы внутрь, в сердце, созерцали бы человеческое достоинство, духовные качества человека, его духовную красоту. Что такое иметь страх Божий? Это значит никогда не забывать, кто Бог и кто мы. Бог – Творец мира, Судья и Мздовоздаятель наш, человек же грешное, падшее создание, которое только и может спастись милостию Божиею. И страх Божий великое значение имеет в деле нашего нравственного преуспеяния. Он удерживает нас от всего дурного, приучает нас к благоговению, смирению, кротости и чистоте. Ты немощный, а потому постоянно нуждаешься в благодатном подкреплении, нуждаешься в освящении святыней. Куда же тебе прежде всего идти, как не в храм к Божественной литургии, где видимым образом Господь каждый раз присутствует в Дарах Евхаристии? Здесь ты, стоя невдалеке от Самого Господа, кажется, все доброе можешь себе испросить. Помыслы мешают нам сосредоточиваться на молитве. Как прекратить их течение, как отшибить их от себя? В обыкновенном течении жизни наше внимание останавливает что-либо выдающееся – сильный стук, яркий ослепительный свет, какая-нибудь громада и т.п. Попробуем применить подобное в жизни нашего духа. Текут ненужные и даже вредные помыслы, отвлекающие нас от духовного созерцания. Постараемся вызвать в уме, с переживанием в сердце такие представления, как необходимость и неизбежность смерти, Страшный суд, всевидящее око Господа, безмерную милость Его к нам, нашу преступность, выдающиеся случаи (тяжелые) нашей жизни,– это отвлечет нас от житейского, ненужного течения мыслей и вставит нас в колею духовного созерцания. Мы не говорим уже о крестном знамении и призывании Сладчайшего Имени Господа Иисуса, чем, по опыту святых людей, лучше всего подавляются всякого рода нечистые, противные нашей духовной жизни помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Святыми Отцами нередко подчеркивается, что чревоугодие открывает путь к другому помыслу, связанному с первым. Это помысел БЛУДА. Так монах Евагрий говорит: «Из... помыслов, одни предшествуют, а другие следуют за ними: [так например] предшествуют помыслы... чревоугодия, а следуют – помыслы блуда». 415 Еще более лаконично и точно говорит он в другом месте: «Голодный волк выслеживает стадо, а дух блуда – набивающих свое чрево». 416 Дух блуда, является искажением естественной репродуктивной потребности в человеке, которую Бог назначил человеку после его грехопадения именно таким образом, т.е. через плотское совокупление (хотя если бы человек не утерял благобытия, то его репродуктивность происходила бы иначе). 417 Дух блуда следует за духом чревоугодия, тем самым подчеркивается их духовная родство и преемственность. 418 Бес блуда атакует подвижника на двух уровнях 419 : на плотском – когда внушает совершить незаконное совокупление с кем-либо, или на духовном, фантазийном – когда представляет блудные фантазии, принимая которые подвижник услаждается срамными образами, чем оскверняет душу и часто заканчивает самоудовлетворением разженной плоти (мастурбацией), таким образом, начиная на уровне духовном, заканчивает на плотском. 420 Вообще эта страсть имеет три источника: 1) плоть (закон естества); 2) воображение (память, душевное движение, помыслы) и 3) бесы (всевающие блудные помыслы в душу). 421 Блуд также имеет определенную генерацию, так уже Климент Александрийский перечисляет различные проявления блудной похоти: 1) женомания ( γυναικομανιαν) – т.е. острая и ничем несдерживаемая похотливость мужчины к женщине (в современной сексологии этот феномен получил название сатириазис, женский аналог – нимфомания); 2) педерастия ( παιδεραστιαν). 422 Кроме того общеизвестны такие проявления его как: прелюбодеяние – измена законному супругу/супруге; скотоложство – половой акт с животными. Распространенным пороком является рукоблудие (греч. μαλακι’α) 423 . Μαλακι’α 424 , в частности, была искушением среди монахов (о самом Евагрии известно, что ему не давал покоя демон блуда и он с ним мужественно боролся, различными способами умервщляя свою плоть, только за три года до его смерти он почувствовал, что этот дух от него отступил 425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010