– Справедливо; но Бог без сравнения более, чем ты, любил его и любит. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему? Вопросы и ответы. С. 209–210. 664. Осуждение, предвосхищающее суд Христов, но ины злоречие и оглаголание – Что такое осуждение, и почему отцы применяют осуждающего к антихристу? – Осуждение есть, когда ты, видя или зная грех или порок брата твоего, говоришь от сердца: он, по моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни! – Тогда ты становишься якобы судия ближнего и хочешь воссесть на Престол Единого Судии – Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу. Ино есть злоречие и оглаголание, но это еще не осуждение. Вопросы и ответы. С. 211. 665. Грех общий с кем, на исповеди – как частный – Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле? – Разве ты хочешь каяться за него? Если он не хочет сознаться в своем грехе, говори только о своем. Вопросы и ответ.С. 211–212. 666. Предлагать покаяние в общем грехе другому – излишне – Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе? (Старец улыбнулся). – Слишком велико твое рачение о спасении брата твоего. Думаю, помолиться лучше, чтобы Господь Сам т ему внушил. Вопросы и ответы. С. 212. 667. Помыслы блудные на исповеди излагаются обще, ибо могут быть навеяны диаволом и смутят обоих, и милость Божия не желает крайнего пристыждения – Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это? – Это так. Отцы были опытнее нас в душевных делах. Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание; да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедаться подробно, и ко смирению твоему посрамить себя: потому и подробное исповедание (хоть и редко) бывает на пользу. Но, видно, старцы знали великое милосердие Божие; не желающее крайнего пристыждения нашего; потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда, тебе диавол внушит их: и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда, и старец, не очень твердый, не вывеет скоро помыслы твои из уха своего сердечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Беседуя, пришли мы к мытарству, именуемому блудным. На этом мытарстве человек истязуется за всякое любодеяние, блудные помыслы и мечтания, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства, одетый в скверную и смрадную одежду, окропленную кровавой пеной, сидел на своем престоле... перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они были очень удивлены, что я беспрепятственно дошла до их мытарства; тотчас же поспешили вынести свитки, на которых были записаны все мои блудные дела, и принялись обличать меня. Указывали мне лиц, с которыми я в юности грешила, время, когда грешила, т. е. днем и ночью, и места, на которых соделала грех. Я ничего не имела возразить им в свое оправдание, а потому стояла, объятая стыдом, и трепетала от страха. Но святые Ангелы вступились за меня и начали говорить: «Она давно уже оставила блудную жизнь и после того много лет провела в посте и воздержании, строго соблюдая свою чистоту». На это бесы отвечали: «Мы и без вас знаем это, но она не открыла всех своих грехов на исповеди и не несла за них епитимии, при помощи которой она загладила бы свои грехи, а потому она наша. Итак, или оставьте ее нам и уходите, или выкупите ее добрыми делами. Святые Ангелы указали им на многие из добрых дел, совершенных мною, но так как этого было слишком мало для покрытия моих грехов, то нам пришлось оставить здесь многое из сокровищницы преподобного Василия, и я едва-едва избавилась от лютой беды. Источник. Продолжая подыматься выше, достигли мы семнадцатого мытарства, именуемого мытарство прелюбодеяния, где истязуются грехи тех, которые, живя в супружестве, нарушают супружескую верность и оскверняют супружеское ложе. Здесь же должны дать отчет и те, которые насильно оскверняют не желающих прелюбодействовать. Здесь же строго истязуют и тех, которые посвящают себе всецело на служение Богу, причем дают обет целомудрия, но впоследствии нарушают свой обет и впадают в грех прелюбодеяния. На этом мытарстве и за мною оказалось много грехов. Скверные, чуждые сострадания, духи этого мытарства, уличив меня в прелюбодеянии, хотели уже похитить меня из рук Ангелов и отнести на дно ада. Но святые Ангелы долго спорили с ними; оставив на этом мытарстве все до единого мои добрые дела и много из сокровищницы преподобного Василия, с трудом искупили меня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Важно, ради чего он это делал. – Действительно, если мы желаем жить добродетельной жизнью, то должны бороться со страстью, а не с потребностью. Сама потребность – нейтральна, не хороша и не плоха. Для педагогики это фундаментальный методологический принцип. Педагог, который этого не знает, борется с ребенком, а не с его пороками. Сегодня ко мне пришла одна мама и говорит: «У меня ребенок не хочет кушать, я его ругала, дубасила, а он все равно не ест!» А почему? Может, она действительно так молится, возможно, у него нет острой потребности в пище. Скорее всего это никак не влияет на его здоровье, сейчас Великий пост, на всех нас нисходит особая благодать. ...Давайте вспомним другую пару телесных добродетелей? – Целомудрие и блуд. – В их основе какая потребность? – В продолжении рода. – Бог дал человеку эту потребность? Она естественна, не греховна. Человек продолжает род – и слава Богу. Чадородием спасается жена, семья. Это – добродетель. И в то же время множество людей в современном мире живет таким образом, что, может быть, они и не впадают в блуд, но у них возникают блудные помыслы, они реагируют на блудные картинки в интернете, в фильмах, в рекламе. Они чувствительны, не безразличны к этому изображению, к некоторым людям, у них возникает чувство, страсть. Господь-то дал это чувство для того, чтобы люди не отвращались друг от друга, чтобы было влечение, чтобы продолжать род. А современное человечество превратило это в целую индустрию развлечений, бизнес и т.д. Иметь или не иметь Последняя пара телесных страстей и добродетелей – это сребролюбие и нестяжание. В основе этой диады лежит потребность в чем? – В финансовых средствах. – А финансовые средства, деньги – для чего нужны? – Для приобретения материальных благ. – Это естественная потребность? – Да. – Действительно, естественная. Другое дело, что лозунг сего дня – бери от жизни все. Цель нашего государственного образования – воспитание потребителя. У человека должен быть хватательный рефлекс. Зачем вообще человек нужен? Для того чтобы потреблял. Хорошо, если бы он духовно потреблял или хотя бы душевно. А оказывается, что нужен исключительно потребитель материальных благ. А зачем? А чтобы продавалось. Зачем эти торгово-развлекательные центры? А чтобы человек вкалывал всю неделю, а потом пошел, спустил бы там весь свой труд, весь свой пот, который выражен в деньгах, и развлекся, отвлекся от Бога. У человека формируется мировоззрение потребителя.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Petka 25 апреля 2016, 22:40 Сергей, но ведь покаяние это далеко не только брезгливое зажимание носа) Поищите, что значит это слово. Что до Интернета, то многим он помогает проявлять духовность и добрую волю, находить покой (если в быту злые люди затравили, например). Это лишь инструмент, один из многих. Хорошие люди и такую штуковину, как Интернет, обратят на добро. Александр 24 апреля 2016, 22:48 Добрый день. Как-то напали помыслы, причем блудные. И пришлось искать ответы. И нашел одну важную мысль: " ВСЕ НАШИ ПОМЫСЛЫ - ЭТО СЛЕДСТВИЕ НАШЕЙ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ! " И действительно, поругаешься, к примеру, с кем-то, а потом помыслы несколько дней мучают. А не поругался бы и помыслов не было! Жить надо нам по заповедям и все будет хорошо. Вот только бы потом в гордость не впасть)) Марина 15 января 2015, 10:11 Большое спасибо за статью. Храни всех Господь. Ирина 18 апреля 2013, 09:02 Размышляя на эту тему, ужасаешься, насколько тонкая грань между начальным помыслом и последующим, переходящим в страсть. Действительно, человеку необходимо совершать ежедневную работу над собой, и, только вера и душеполезные чтения спасают от проникновения в душу злых помыслов. Человек, как строитель, должен постоянно укреплять ту самую стену, которая защищает от помыслов, хотящих установить господство в разуме. Без духовной поддержки стена та изнашивается, истощается и становится хрупкой. А материала для укрепления заграждения достаточно: Святое Евангелие, молитва, Исповедь и Причастие, духовная литература, Церковная служба и Таинства. И для тех, кто думает, что вот Именно на него такие напасти, хочется сказать, что НЕТ. Этому подвержены абсолютно все, и дело каждого - спасение души! Я, лично, при том, когда меня посещают помыслы, сразу беру в руки книгу духовную и заполняю мысли благими словами, поучениями, и говорю себе, что буду допускать только то, что созидает мою душу, а не то, что приходит извне и стремится её разрушить. Светлана 14 февраля 2013, 15:58 Спаси Господи!!! А я много лет думала, что у меня навязчивые мысли на блудную тему (психиатрический феномен)и обращалась даже с этим к психологу. На другие темы тоже, но больше всего пугалась из-за блудных мыслей. А наверное просто обычный прилог, сосложение и т.д. Стало намного легче после прочтения статьи, главное, не надо бояться этих прилогов, а просто говорить " Не соизволяю " , как прочитала в духовной книге. Думаю, что все же я не психически больная!

http://pravoslavie.ru/29316.html

Вадим 2 февраля 2012, 16:04 СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ! Помолитесь за меня 15 декабря 2011, 04:20 Всё понимаю. Проблемма остаётся. Личных волевых качеств недостаточно. Для встречи с священником и испрашивания у него совета..мешает стыд. Да и что я за христианин после этого. Уже нет сил..источено сердце злыми пожеланиями. Мало веры.. О если бы я верил.. Сильно верил.. Никогда бы не допустил такого. Как мне справится с собой? Как превозмочь ту часть которую культивировал и питал всю жизнь.. Как может душа быть настолько чёрной..А хуже всего что уже перестал понимать ПОЧЕМУ это грех. Уже не различаю..Всё серое. Да. Не холоден не горяч. Тлею.. Прошу помочь. Галина 15 октября 2011, 23:10 Благодарю и Спаси Вас Господи,! ...очень надеюсь и верю ,что каждый кто прочтет написанное обратится к своей душе и сердцу...есть о чем подумать ...и прежде чем совершить что-то задумайтесь! не причиняйте боли себе и близким....учитесь быть чистыми! Простите и поймите. С глубоким уважением к Вам. Валерия 20 апреля 2011, 21:32 Спаси вас Господи, отец Павел! спасибо за полезную статью! Да, очень грустно становится от того, что в наше время блудные страсти считаются нормой и людям вбивают в голову, что без этого никак нормальному человеку не прожить... вспомнила одну невыдуманную историю знакомых, когда у несовершеннолетней девушки были какие-то проблемы со здоровьем по-женски, и врач-гинеколог для того, чтобы все пришло в норму,посоветовал ей жить регулярной половой жизнью!!! И родители, не долго думая, нашли для нее партнера и розрешили ей с ним жить в отдельной квартире...Вот так все печально... Я и сама раньше считала это все нормой, но с Божией помощью одумалась, но все же, очень стыдно за то, что себя не сберегла от этого греха и грязи(((Надеюсь Бог меня простит... михаил 3 апреля 2011, 11:38 Спасибо за статью,за последнее время чуствую ослаб в своей бранью с этим грехом. Телевизор уже давно не смотрим. Однако блудные помыслы стали приходить во сне. Все как в живую. Сатана смется на до мной. Я стал молиться утром и на сон грядущий просил Бога , чтобы остерег меня слабого духом грешника от таких соблазнов, в начале помогало, перестали сниться такие сны. Но в нынешний пост стало еще тяжелей бороться. Братья, пусть Вам поможет Бог бороться с этим грехом.Женьщины прошу Вас не одевайтесь легкомысленно, не будте соблазнительницами, недавно сделал одной замечание о том . что ходит в обтягивающих джинсах, а сам в сердце впустил этот грех. Не крастесь, не пользуйтесь духами. Результат-сразу заболел.

http://pravoslavie.ru/29483.html

Искушение блудным бесом Господь попускает особенно людям горделивым – для того, чтобы их смирить и привести в чувство. Святые отцы рассматривают пять причин ночного осквернения, которое свойственно мужчинам и женщинам, и главная среди них – гордость, осуждение ближнего. Поэтому, если вдруг начинаются блудные искушения, нужно прежде всего вспомнить, где проявил неосторожность, невнимательность, где себе разрешил что-то, на что не имел права; сразу же спохватиться, вспомнить, а не судил ли кого-нибудь недавно, не превознесся ли над кем-то и не слишком ли внутренне возвысил себя, и сразу вернуть себя в смиренное состояние покаянием и исповедью. Иначе блудные помыслы не оставят. Напомню слова старца  Силуана Афонского , что, когда мы осуждаем ближнего, мы сами на время становимся демонами. Мы предаемся в руки падшего нечистого духа, становимся демоноподобными, – не ангелоподобными, не христоподобными, а демоноподобными! Именно в этот самый момент мы становимся доступны нечистой силе. Господь попускает ее овладеть нами, чтобы мы пали – за нашу гордость, за наше тщеславие, за наше превозношение и осуждение ближнего, что ближний пребывает в падшем состоянии, что он не такой духоносный и высокий, как мы. Господь использует падение для того, чтобы вернуть нас к Себе, для того, чтобы нас вразумить и показать: пока благодать Божия, покров Божий нас хранит, никакая сила не сможет нам сделать никакого вреда. Но как только мы сами отходим от этого благодатного покрова нарушением заповедей Божиих, тотчас же попадаем в руки страшной, злой, неумолимой силы. Поэтому впадшим в высокое мнение о себе еще и еще раз хочу напомнить, что единственно благодатью Божией мы бываем хранимы, а не своими усилиями. Стяжавший целомудрие достоин похвалы, но, возгордившись, забыв о Хранителе и Источнике целомудрия, может вскоре низко и постыдно пасть. Будь осторожен в целомудрии своем и о сохранении чистоты своей благодари Бога. Итак, за неверие Церкви и за непослушание люди, которые находились даже в старческом возрасте, восьмидесяти лет и более, впадали в эту страсть. Если вы будете пребывать в гордости и не будете хранить себя, то даже в старости в вас может возгореться прежняя страсть. Не нужно смеяться и говорить: «Не верю, что это может произойти со мной!». Из-за этого неверия и неосторожности такое может произойти с каждым, несмотря на его возраст, болезни и физическую немощь. Формирование растленности

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вот если бы тебе сказали: «Сунь руку в огонь», тогда, пожалуй, надо было бы подумать, слушаться или нет. Вопрос. Духовник мне советует: «Смиряйся, даже пусть это будет в ущерб делу». Например, я два, три, пять раз смирюсь, но, если мне все-таки будет казаться, что он не прав, можно ли мне посоветоваться с ним еще раз? Ответ. Бывает, что тебе дают правильный совет, ты некоторое время понуждаешь себя его выполнять, потом начинается смущение. Переспрашиваешь – тебе говорят то же самое, тогда ты приободряешься и продолжаешь так делать. Не нужно бояться переспрашивать. Допустим, ты веришь духовнику, но если начал смущаться и удерживаешь сомнение в себе, то потом ты перестанешь исполнять благословение просто потому, что у тебя, так сказать, иссякнет сила духа. Поэтому лучше еще и еще раз прийти и спросить – ничего страшного. Если ты один раз исповедовал, к примеру, блудные помыслы и тебе сказали, как нужно себя вести, это не значит, что тебе больше никогда не надо открывать блудные помыслы. Ты будешь снова и снова о них рассказывать, тебе будут говорить то же самое, и, приободрившись, ты вновь и вновь будешь бороться и в конце концов почувствуешь благотворное действие этой борьбы. Так в любом деле. Что касается ущерба делу – ущерб ущербу рознь. Прежде всего, нужно думать о душе, так учит авва Дорофей . Конечно, нужно заботиться и о послушании, чтобы не вышло большого ущерба делу. У нас регулярно собирается духовный собор: настоятель, духовник, эконом, казначей, – они обговаривают и решают все вопросы. Каждый, выражаясь советским языком, докладывает свой участок работы, и тогда все всё знают. Так что духовник, дающий тебе совет, знает, где можно допустить ущерб делу, а где нельзя. Вопрос. Я не чувствую, когда говорю по страсти, то есть не замечаю, что оскорбляю людей. Бывает так: я вижу, что брат на послушании допустил какую-то ошибку, и стараюсь ему намекнуть, как можно это исправить. При этом у меня нет намерения оскорбить, даже наоборот – мысль как-то подбодрить брата, помочь ему, а он обижается. Что вы мне посоветуете? Ответ. Конечно, если человек грубый, то он может так подбодрить, что другой в уныние впадет. Раз тебе высказывают замечание о твоей грубости, значит, ты должен принять его к сведению и стараться исправиться: следить за языком, воспитывать в себе доброе расположение, избегать фамильярности. Наверное, это от свободного обращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Нужно знать, что после смерти каждого человека душа его проходит мытарства, где показываются все дела, добрые и злые, совершенные им при жизни. Всего мытарств 20, и самые страшные, самые трудные из них 16-е, 17-е и 18-е. 16-е мытарство – блуда, где испытуются те, кто жил вне церковного брака. 17-е мытарство – прелюбодеяния, где испытуются те, кто был венчан и нарушил обет супружеской верности. 18-е мытарство – содомские грехи, т. е. все виды извращений с супругами, кто сам с собой допускал вольности, а также противоестественные отношения лиц одного пола. Начальник этих мытарств – дьявол Асмодей. У него на службе находятся огромные полчища блудных бесов, которые соблазняют людей на смертные блудные грехи. Бесы похваляются, что через эти мытарства проходят только единицы, потому что виновных много, а кается редко кто: дьявол наводит на людей ложный стыд. Но, как говорят святые отцы, постыдные грехи сгорают со стыдом. Если у нас есть подобные грехи и мы не исповедали их духовнику, они остались на нашей совести и помешают нам войти в Царство Небесное, ибо туда не войдет ничто нечистое. В день Страшного Суда будет шествие святых и первыми за апостолами пойдут девственники, и ангельское пение будет таким дивным, таким прекрасным, что, если бы его услышали люди, все растаяли бы от любви. Но и блудники, если покаются, первыми войдут в Рай. Надо стараться жить целомудренно, свято, отгонять всякие нечистые помыслы, не допускать, чтобы они вошли в наше сердце. Жить надо так, чтобы дух бодрствовал над плотью, но не плоть над духом. Блудные грехи бывают от многоядения, многоспания, от вольного обращения с лицами другого пола. Когда мы много смеемся и празднословим, слишком заботимся о красоте лица, одежды, это значит, что в нас действует блудный бес. Христианка должна заботиться не о внешней красоте, а о внутренней, не о тленной красоте тела, а о нетленной красоте души. «Да будет украшением вашим, – обращается апостол Петр к женам, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Пет. 3, 3–4). Главная же причина блудных грехов – наша гордость, тщеславие, осуждение ближнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 61. (15,12–21) О ГРЕХЕ И О ГРЕХОВНЫХ ПОМЫШЛЕНИЯХ Тлетворные порождения греха действительно составляют род жаб, зарождающихся, как в грязи, в нечистом сердце человека (14,280). Сердце, исполненное неприличных помышлений, всегда внушает мерзость, будучи зловоннее гниющего тела, и само только наслаждается собственною своею срамотою (23,174). Лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись же в сердце, не ограничиваются им, но выходят из сердца и как бы вырастают из него, проникая в плоть и являясь наружу (2,289). В человеке проносятся духовные и греховные помышления, и если греховному помышлению случится упредить, задерживает оно душу, мешает и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом (30,10). Нечистые помыслы исполнены мертвых костей и всякой нечистоты и зловония (30,143). Как тело растлевается блудом, так и душа оскверняется сатанинскими помыслами, превратными правилами, нечистыми мыслями (33,338). Тот, кто угождает своему чреву и в то же время желает побороть блудные помыслы, уподобляется человеку, желающему маслом потушить огонь (42,965). Грех растлевает и сребролюбием, ибо учит заботиться до смерти, и тело растлевает утомительными трудами, а душу оскверняет лукавством. Растлевает он и славолюбием, потому что внушает зависть и ненависть к ближним. Растлевает он и посредством добродетели, потому что учит ею тщеславиться. Производит растление и в (людях), скрывающих добродетели, когда делает их неразборчивыми, и при великих добродетелях вселяет в них страсти, по-видимому, самые маловажные, и ими повергает в расстройство все существо… Грех – смертельный яд. Грех приносит с собою страх, и его (грех) не должно скрывать, как скоро совершен, потому что не хочет обнаруживать себя, как гнусный и губительный. Не давай доступа смрадному греху, чтобы не удалился от тебя Дух Святой. Ты соделан храмом Божиим, должны ли возбуждаться в тебе непотребные движения? (25,350). Иные мазями умащают плоть свою, чтобы удивить других благоуханием, а грехи их смердят хуже трупов, брошенных на землю (25,352).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда за работою по послушанию стужают злые помыслы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию (преп. Амвросий). Спрашиваешь: как лучше, скорбеть ли о помыслах или не обращать на них внимания? И то и другое не твоей меры, т. е. не следует тебе бестолково скорбеть, и не можешь еще презирать помыслов, а следует тебе со смирением обращаться к Богу и молиться. Только во время молитвы должно стараться отвергать всякие помыслы и, не обращая на них внимания, продолжать молитву, если же стужение помыслов очень усилится, то опять должно просить против них Божией помощи (преп. Амвросий). Помыслы блудные Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаждений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и мучение совести всегдашнее обрящешь, когда же будешь противиться, то помощью Божиею и убежит от тебя враг (преп. Макарий). Когда же и случится ниспасть чрез сложение и пленение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смире­нием и сокрушением сердца, а не предавайся отчаянию, еще горшему самой страсти. Ищи же вины, откуда пришло сие, что так пострадала? А вины суть: гордость, мнение о себе, уничижение и осуждение других, сластопитание, излишний покой, сообращение с полом противным, и старайся удаляться, сколько можно, всего оного, а паче старайся смиряться, ибо, по слову святого Лествичника: где есть падение, там предварила гордость (Степень 23). Не закосневай в откровении, и это приводит к смирению, обличив себя пред другим; помнишь, когда сокрывала, что пострадала? (преп. Макарий). ...Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложении с ними возжигают сласть в теле (преп. Макарий). От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться — не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество — это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской — суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010