Ум наш обращаясь с видимым представляет себе вещи, естественно, посредством чувств. Ни ум, ни естественное представление вещей, ни самые вещи, ни чувства сами по себе – не зло, но лишь Божьи создания. И так, в чем же тут зло? – Зло заключается в страсти, присовокупившейся к умопредставлению естественному, т.е. в той степени, с какой ум наш относится к окружающим нас предметам. Страсть есть неестественное движение души, предающейся или бессмысленной любви, или безрассудной ненависти к чему-либо чувственному, или за что-нибудь чувственное, напр., несмысленной любви к роскошному столу, к женскому полу, к богатству, к славе или к чему-нибудь иному чувствительному; или же за таковое – ненависти, когда ненавидят без рассуждения что-либо из вышесказанного, или кого-нибудь за оное. Далее, – порок есть погрешительное суждение о вещах, сопровождаемое не правильным употреблением их. Например, употребление пищи и питься с целью поддержать свой организм, сделать его способным к трудам – есть суждение правильное; но кто при этом имеет в виду объедение утонченными яствами, или злоупотребление опьяняющими напитками, – тот уже погрешает в суждении не доброе, почитая добрым. Подобным образом погрешаем и во всех других вещах, и мысленных представлениях. Когда злые и блудные помыслы окружают тебя со всех сторон, – воззови тогда со слезами Владыке «изгонящий мя ныне обыдоша мя» ( Пс.16:11 ) и «радосте моя избави мя от обышедших мя» ( Пс.31:7 ). И избавишься от всех искушений и козней дьявольских. Сильное искушение представляют блудные помыслы, особенно, для беспечных для тех, которые неумеренны в пище, или часто вращаются среди общества. Пленяя ум прелестью сладостью, они (помыслы) тревожат тело, разжигая его и представляя ему различные мечтания и, таким образом призывают, влекут к соизволению на грех . Против таких искушений восприми пост, труд, бдение, безмолвие с прилежною молитвою. Непрестанно ищущие души нашей стараются посредством страстных помыслов повергнуть ее в грех или мысленный, или действительный. Но тогда они встречают ум, сопротивляющийся таковым – тогда «постыдятся и посрамятся»; когда же они найдут ум наш занятый духовным созерцанием. Тогда «возвратятся вснять и преустыдятся зело вскоре» ( Пс.34:4, 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Плотские мысли нельзя было искоренить, потому что они исходили из поврежденной грехом человеческой природы. Для подвижника важно было не уничтожить искушение, а бороться с ним – молитвой, постом, бдением. Авва Авраам говорил: мы слишком ничтожны, чтобы на нас нападали демоны, мы имеем дело только с собственными помыслами. От помыслов же никуда не деться: это все равно что, распахнув одежду, не впустить в нее воздух. Но надо сопротивляться им. Отсутствие искушений считалось плохим признаком – это значило, что ты уже живешь во грехе, сам того не замечая. Для борьбы с чувственным желанием в ход шли разные способы и средства. Одного молодого монаха блудные помыслы донимали так, что он по нескольку раз на ночь приходил к старцу, очищая душу покаянием. Старец внушал ему: благодари Бога, что тебя не мучают такие помыслы, как меня, а то бы ты сразу пал. Другой монах жаловался, что слишком слаб и не может бороться с блудным помышлением, даже молитва не помогает, потому что он не чувствует ее силу. Старец возражал: главное – молиться, а польза будет; молитва – это как заклинание, которого не понимает сам заклинатель, зато понимает змея – и слушается. Некоторые старцы советовали относиться к плотским помыслам как к харчевне, из которой доносится сладкий аромат еды: просто вдохни запах и иди дальше. Другие говорили: если бросить одежду, она истлеет; если бросить дурные помыслы, то и они истлеют. Но чаще всего монахи прибегали к умерщвлению плоти. Один старец замечал, что его никогда не смущали блудные мысли, потому что он все время страдал от голода, жажды и недостатка сна. Какой – то монах узнал, что женщина, которую он представлял в своих мыслях, умерла; тогда он пошел, выкопал ее из могилы и долго лежал в постели с разлагающимся трупом, чтобы наказать себя за греховные желания. Авва Евагрий зимой всю ночь сидел голым в колодце, борясь с похотью. Другие стояли по пояс в ледяной воде. От чувственной страсти не защищал и возраст. Один старец, заболев, пошел в город лечиться, хотя его предупреждали, что там он может впасть в блуд. Он ответил, что такого не может быть, потому что все его тело уже высохло и помертвело. А вернулся он в скит с ребенком, которого зачал во грехе с одной из девственниц, помогавшей ему при лечении в городе. Другой старец, Иоанн Никопольский, отказался принять больную женщину, хотя ему было уже 90. Престарелому Сисою ученик однажды предложил переселиться поближе к людям, где не так сурова жизнь. «Веди меня туда, где нет женщин», – ответил тот. Ученику пришлось признать, что только в пустыне их и нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бывают, наконец, такие блудные помыслы, которые человек сам намеренно возбуждает в себе и подолгу питает в своей душе, приобретая к ним любимую привычку: это любострастная фантазия, распутство мыслей. Человеку, например, живо представляются любовные целования с лицом другого пола, к которому есть влечение; воображается нагота иного пола (видит, например, он женщину, как она ходит, и представляет ее себе нагою); собственная обнаженность; рисуются в уме все телесные движения к совершению плотского греха, так что одно лишь тело остается не оскверненным, а душа уже вся в блуде. Действительно, в таком случае бывает прямое желание плотского греха, но только нет возможности совершить грех по каким-либо обстоятельствам, это значит зажигать огонь в своем теле. Евангельский закон решительно осуждает подобные помыслы как блуд, преследуя зло в самом корне, а не запрещая одно лишь внешнее прелюбодеяние, как запрещалось более в Ветхом Завете: «уже прелюбодействует с нею в сердце своем», сказано ( Мф.5:28 ). (Говоря о сладострастных помыслах, мы не повторяем здесь о нападении такими-то помыслами, вместе с огненным распалением плоти, со стороны врага-дьявола, и этому подвергаются люди благочестивые и святые 124 : здесь и помыслы, и самое распаление тела – не вина). Кто же вообще хочет избавиться от блудных помыслов и скверных плотских картин, тот с пользою может представлять себе, как эти гнусные тайны для грешника нераскаянного изобличатся пред всеми на страшном суде; как они сходствуют с зловонием в нечистых местах 125 ; как наша собственная плоть, которою теперь мы занимаемся и чужая красота, которою прельщаемся, как после смерти они обезображиваются, гниют и оставляют от себя одни кости (остов). Не осуждение ближнего, воздержание в пище и молитва, так же сильные средства против блудных мыслей и представлений. Похотный взгляд на другой пол и пристрастие к красивым лицам «Глаза у них исполнены любострастия» ( 2Пет.2:14 ); «не засматривайся на чужую красоту» ( Сир.9:8 ). Как мысли блудные пробуждают в теле страсть и тело может быть доведено от них до настоящего блуда; так, с противной стороны, телесное впечатление вносит в душу блудную мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

65. Вопр. Что сказал преподобный Нил о подвиге против блудных помыслов? Отв. Он называет подвиг сей великим и многотрудным. " Велик нам, говорит, подвиг в борьбе с духом блудным и крайне труден (лют зело): ибо борьба сия объемлет и душу и тело. Посему крепко и непрестанно надлежит нам стараться о том, чтобы бодренно и неусыпно соблюдать сердце свое от блудных мыслей, а наипаче-в святые праздники, когда уготовляемся причаститься Святых Таин: в это время враг всячески силится осквернить нашу совесть. " 66. Вопр. Как побеждать блудные помыслы? Отв. " Когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно оживлять в себе страх Божий и приводить себе па память то, что от Бога ничто не может быть утаено, ни даже самое тонкое движение сердечное, и что Господь есть судия и истязатель за все, и за самое тайное и сокровенное. Должно тогда оживить в памяти своей и то обещание (иноческое), которое изрекли мы пред Ангелами и человеками, — обещание пробыть в целомудрии и чистоте " . 67. Вопр. Как разумеет преподобный Нил целомудрие? И сколь велико бедствие — впасть в грех, целомудрию противный? Отв. " Целомудрие и чистота не ко внешнему только житию относится, но обителью целомудрия должен быть потаенный сердца человек, соблюдающий себя от скверных помыслов: сие-то пред Богом многоценно и вселюбезно. А кто часто предается мыслям блудным и сквернит себя ими, тот любодействует в сердце своем, сказали Отцы. И если не соблюдет себя, то от мыслей — и к самому делу приходит. Сколь же велико бедствие, — самое это дело, — видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей грех: они именуют его падением. Ибо впадший в него становится бездерзновенен и сильно влечется (поревает) к отчаянию " . 68. Вопр. Какой совет собственно иноку преподает преподобный Нил на случай борьбы с духом блудным? Отв. " Полезно, по моему мнению, говорит он, во время брани против блуда, размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находимся, — размышлять, что мы облечены в образ Ангельский: как же дерзнем попрать совесть нашу и уничижить носимый нами Ангельский образ мерзостию блудною? Воспомянем еще стыд и срам пред человеками; ибо и представлением стыда и срама можем отразить студное и гнусное намерение. В самом деле, вообразим себе, что мы застигнуты кем либо в сквернодействе: не пожелали ли бы мы тогда лучше умереть, нежели обрестися в таком сраме? Так и иными способами потщимся отсекать нечистые помыслы " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

«Живописать» не надо — это реклама бесовщине, которая вредна. Основное же — искренность и неполовинчатость покаяния и желания избавиться от помыслов и страстей. В этом смысле высказывается преп. Лев: …Страстные волны и чрез помыслы и сонномечтаниями обуревают твою душу, и во оных находишь себя виновною нерадением, леностью и прочим. Это справедливо, что вины подаешь, но во всех оных твоих поползновениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. об страстных делах не иметь никаких разговоров, кроме откровения матери, которое весьма бы было для тебя полезно, но я вижу, ты по оным пред нею закосневаешь от стыда, и сие есть вид гордости т.2, с. 81]. Пример того, как ситуация с помыслами понималась подопечной старца не до конца. Из самого наличия помыслов и сонномечтаний правильно выводилась виновность в нерадении, лености и т.д. Но, вероятно, не было своевременного покаяния — что и привело к устойчивости помыслов. Нужное откровение помыслов духовной матери откладывалось от стыда, в чем проявилась неосознаваемая гордость. Не правда ли, что такая половинчатость часто свойственна и нам? Надо понимать и истоки этой половинчатости. В душе человека идет борьба двух сил, и неполнота покаянного настроения свидетельствует о неуступчивости врага, его стремлении цепляться за человеческую душу до последней возможности. Как и о том, что и мы бываем непоследовательны, теряем бдительность и несем урон. Преп. Варсонофий говорит об этом так: …Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Презирайте их — и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения — не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

ВИДЫ СЕРДЕЧНОЙ ПОХОТИ Блудные помыслы. Возжделенные взгляды на другой пол. Чтение книг, располагающих к незаконной любви. Блудные разговоры. Сквернословие (матерная брань). Любовные песни. Страстная музыка. Бесстыдные танцы — пляска и такие же зрелища. Любовная переписка и списывание любовных стихов. Слишком короткое обращение с другим полом. Желание прельстить собой другой пол. Ухаживанье за женским полом. Любопытство на чужую обнаженность. Соблазн на собственную наготу. Неотклонение себя от живых соблазнительных картин плотской похоти. Украшение дома, особенно спальни, соблазнительными картинами или статуями. Искусственное разжение похоти. Нескромная одежда. Замечу, что все это у нас стало действительно лакейским (как и автор говорит об этом и даже называет это лакейским языком, в лакейском тоне), однако именно от не внесения сюда религии. Христианство, отвергнув, по существу, все, не допустило сюда божеского света и просвещения: и все пало в тьму! Между тем, по существу, все это, чтó исчисляет и осуждает автор, — есть правда, должное, необходимость: и «помыслы», и «вожделенные взгляды на другой пол», и «книги, располагающие к любви», и «разговоры», «песни», «музыка», «танцы», «переписка» и «любовные стихи», «короткое обращение с другим полом», «желание прельстить собою другой пол», «ухаживание за женским полом», «соблазн на чужую обнаженность», «украшение дома, особенно спальни» (только действительно не «картинками», которые были бы «подобиями», «кумирами»), «одежда» или полураздетость и вовсе раздетость в соответственном месте и с соответственным лицом или лицами. Но только все это должно быть не на площади и улице, а в храме и храмах, должно быть не намалеванным на вывесках балагана или цирка, а иметь место в церковных процессиях, как наши теперешние «крестные ходы», «крещение», «миропомазание», где тоже есть движение и обнажение плоти, но все постное, все не в отношении к главной заповеди Божией, а «наше», выдуманное. Приведу пример. В библейскую эпоху всякая израильская семья выжидала у сыновей и дочерей появление «волос отрочества», которыми назывались первые три волоса, появлявшиеся на лобке над детородными органами.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы… Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов. К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Святые Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

PS Я тут обратила внимание как одеты мужики в храме. Один другого краше :))) Кто-то в узких джинсах, обтягивающих все их " хозяйство " , кто-то в футболке " Just Do It " , кто-то в трениках с вытянутыми коленками... Так что автор статьи - хватит бить только в одни ворота. Для мужчин тоже существуют правила, только они на них плевать хотели. Наталия 27 ноября 2014, 03:40 Хорошая статья и полезная. Те кто критикует просто напросто оправдывают себя и не хотят изменяться. Носить юбки всегда удобно. Если кто-то часто ездит в транспорте или у кого малые дети, то надо выбирать юбки не столь длинные, а широкие немного ниже колен и конечно же не просвечивающиеся колготки или длинные сапоги. А кто замерзает зимой нужно покупать теплые колготки,длинные сапоги и носить длинное пальто. Замечу,что в дождь полезней носить юбки, т.к. если она намокнет, то колготки защитят, а в мокрых брюках можно заболеть. Про сквозняк совершенно верно. Вдумаетесь юбка колготки два слоя одежды, а брюки только один.Брюки мужская одежда, хотя в жарких странах носят и платья, но это из-за климата. Всегда и в любых народах женская и мужская одежда отличались.Так если у нас сейчас у мужчин принято носить брюки,то не будем уподобляться мужчинам, а будем оставаться женщинами. Замечу еще что при беременно брюки носить просто не возможно, очень не удобно.Про кроссовки врачи установили, что они вызывают плоскостопие. Нельзя заниматься спасением в любой одежде, та одежда которая пропагандируют разврат приятна лукавому, а не Богу. Если кому не мочь отказаться от мини и декольте, можно устроить ужин с мужем наедине, а детей бабушке.А косметика портит лицо - доказано врачами. Длинные волосы красота женщины и они никак не мешают, даже в жару. Василий 11 сентября 2013, 23:51 Алена писала: Один раз была в церкви, ко мне подошел молодой человек и честно сказал, что не стоит носить джинсы (я была в них), так как это вводит его в блудные помыслы. Алена, а многих вводит в блудные помыслы юбка до колен. Уж тогда лучше вообще в парандже ходить.

http://pravoslavie.ru/5760.html

Такова первая и самопроизвольная прелесть: не только молитвы и внимания не следует совершать в этой области, но и самую ту теплоту, которая происходит в час молитвы из похотной области в сердце, ни в каком случае не нужно принимать. По слову святого Григория Синаита нужен не малый труд, чтобы ясно постигнуть и сохранить себя в чистоте от того, что противно благодати, ибо диавол имеет обыкновение показывать новоначальным свою прелесть под видом истины, представляя им зло, как нечто духовное, показывая мечтательно одно вместо другого по своему произволу, вместо теплоты, возбуждая свое жжение, и вместо веселия, доставляя бессмысленную радость и чувственную сладость. Впрочем, делателю умной молитвы полезно знать и то, что жжение или теплота иногда поднимается от чресл к сердцу и сама собою, естественным образом, если не сопровождается блудными помыслами. И это, по словам святейшего патриарха Каллиста, происходит не от прелести, но от естества. Если же кто-нибудь посчитает эту естественную теплоту за благодатную, то это уже будет, несомненно, прелесть. Поэтому подвизающийся должен не останавливать на ней своего внимания, но отгонять ее. Иногда же диавол, соединивши свое жжение с нашею похотью, увлекает ум в блудные помыслы. И это есть несомненная прелесть. Если же тело все разогревается, а ум остается чистым и бесстрастным, и как бы прикрепленным и погруженным в глубине сердца, начиная и оканчивая молитву в сердце, это есть, несомненно, от благодати, а не от прелести. В другом месте старец Василий говорит о телесных ощущениях при умной молитве следующее: прежде всего по словам святейшего патриарха Каллиста приходит теплота от почек, как бы опоясующая их, и она кажется прелестью, но это не так: теплота эта не от прелести, но от естества, и есть последствие молитвенного подвига. Если же кто считает эту теплоту от благодати, а не от естества, то это несомненная прелесть. Но какова бы ни была эта теплота, подвизающийся должен не принимать ее, но отвергать. Приходит и другая теплота — от сердца, и если при этом ум впадает в блудные помыслы, это есть несомненная прелесть; если же тело все от сердца разогревается, а ум остается чистым и бесстрастным, и как бы прикрепленным во внутреннейшей глубине сердца, то это есть несомненно от благодати, а не от прелести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, нужно ли исповедовать все помыслы? И как определить была это мысль или помысел? Беседа с помыслами или мечтательность? 4 Ответа Добрый день! Практика исповедания помыслов присуща монашествующим. Если греховные помыслы не становятся сильно навязчивыми, то не стоит о них говорить на исповеди. Особенно это касается блудных помыслов. Нужно помнить, что мы несем ответственность только за те помыслы, которые добровольно приняли в своем уме и свободно согласились с ними. Пока этого внутреннего согласия не наступило — это лишь мысленная брань, но не грех. Приведу также предостережение свт. Игнатия (Брянчанинова) : Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра. Не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех. Все помыслы назвать у Вас не получится, конечно (см. также приведенную выше цитату). А вот наиболее серьезные или навязчивые желательно исповедовать. Обычно это лучше делать с группировкой, например: блудные, хульные, осуждения и т.д. Если какой-то особенный помысл, то можно его назвать отдельно. Исповедь таких помыслов весьма полезна в борьбе с ними, если Вы об этом заботитесь. Если они были отвергнуты Вами, то не нужно Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-ispove...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010