Как нам известно из Священного Писания Господь Бог благословил союз между мужчиной и женщиной и рождение потомства. Вот слова Господа Бога: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 27–28). Однако, несмотря на такое благословение, Господь Бог не позволял человеку искажать эту заповедь, напротив, в более поздних книгах Священного Писания (Второзаконие и т. д.) Бог дает евреям целый свод заповедей, касающихся сохранения целомудренного образа жизни в семье. Характерно, что за нарушение данных заповедей для евреев полагались суровые наказания. Это было необходимо для их же собственной пользы, т. к. они должны были сохранить чистоту, ибо именно из этого народа должен был родиться Мессия. К сожалению, данная страсть очень сильно поработила природу людей. Эта страсть имеет много различных вариаций и борьба с ней должна вестись постоянно. Однако, Церковь старается не углубляться в разговоры об этой страсти, т. к. она имеет сильный искусительный аспект, ведь природа человека стала немощна после грехопадения. Размышляя о заповеди Господа Бога «не прелюбодействуй», архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Грехи против этой заповеди столь мерзки и заразительны, что святой апостол советует даже не говорить о них христианам» . Данная страсть действительно является одной из сильнейших в падшем человеческом мире и справиться с ней в одиночку человеку не под силу, – здесь необходима помощь Божия и участие Церкви. Святые отцы всегда призывали человека помнить о страхе Божием, когда одолевает страсть блуда. Так, например, преподобный Нил Сорский писал: «Когда стужают тебе блудные помыслы, тогда наиболее ограждай себя страхом Божиим и напоминай себе, что от Бога ничего нельзя утаить, даже самого сокровенного помышления» . Сребролюбие – страсть к материальным благам и ценностям. Данная страсть относится к плотским в связи с тем, что она вызывает привязанность человека к ценностям внешнего мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи [ Ин. 8, 44 ]. Диавол вначале был сотворен весь истинен, но не устоял в истине и лишил себя всякой истины, сделавшись ложь, то есть прямою противоположностию истины. Дух есть истина [ 1Ин. 5, 6 ], говорит Владыка, то есть существо Духа Бога есть истина, потому что Дух Божий есть Сый и от Него всё, вместе с Отцем и Сыном – мир мысленно – духовный и мир чувственный, вещественный. Диавол есть ложь, то есть, превратившись сам из истины в ложь, в существо мечтательное (хотя и остался сам действительным, то есть с бытием своим), и из себя производит всё мечтательное, обольстительное, не сущее, или ложное; только от Сущего – истинное, только от Жизни – жизнь. Диавол же, сделавшись не тем, чем был (из истины – ложь), и производит из себя то, что не есть, то есть мечту, ложь, не жизнь, а смерть, ибо древо от плода своего познается, и никак не может произвести истины, потому что он отпал от ней совершенно и существо свое превратил в ложь, в отрицание всякой истины, а чего не имеет в себе, того не может и произвести из себя, – только от Сущем и Истинного сущее и истинное. Мы, поколику стоим в истине, в Боге, производим истинное: истинные и благие помыслы, святые чувства и добрые дела; а поколику стоим во лжи, плодим из себя противоположное, диавольское, Господь нарицает не сущая, яко сущая [ Рим. 4, 17 , а диавол существующее- несуществующим. О, отрицание бытия и жизни! О, призрак духовный! О, мечтатель! Потому он обольщает людей и делает их, если они верят его мечтам как истине, соумысленниками своими. Дух истины есть жизнь: Дух животворит [Им. 6, 63], говорит Господь; по противоположности, дух лжи – диавол – есть смерть, потому что един живот наш – Бог, а что противоположно Ему, то смерть. Жизнь заключается только в истине, потому что истина есть Бог, виновник всего сущего и живущего. О, Кронштадт! Кронштадт! В нем наравне с лавками и лавочками, трактирами, харчевнями, клубами, театрами, кондитерскими, винными погребами наравне стоят и домы блудилищные, как бы лавочки какие, в которые распутное юношество ходит удовлетворять преступную алчность своей страстной плоти! О! Какой усердный служитель сатаны Кронштадт! О, какое зло эти домы блудные! Я сказал: они стоят наравне с лавочками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Святитель Григорий Нисский писал: « Волшебство недействительно против живущих добродетельно, напротив того, подкрепляемые Божией помощью превозмогают всякую кознь » 151 . Сказано: « Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » ( Рим. 8, 35, 38–39 ). И мы переходим к следующему мытарству. Мытарство 16-е « Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным , где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: “Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании”. Бесы отвечали: “И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами”. Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее ». В Священном Писании сказано: « Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела » ( 1Кор. 6, 18 ). – То есть этот грех наиболее оскверняет тело совершающего его. И если о муже и жене сказано: « и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть » ( Быт. 2, 24 ), то о соединенном блудом с прелюбодейкой сказано: « Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? » ( 1Кор. 6, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так речь человека указывает на его духовно-нравственное состояние. Все мы помним слова: «Не судите, да не судимы будете», но грех осуждения так «легок», привычен и повсеместен, что совершенно не замечается нами. Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что мы сами рассказываем о соседке, сослуживце или приятеле — это не сплетня, это «правда». Исключите из беседы разговоры о чужой жизни, быте, поступках — кажется, и говорить-то станет не о чем. А ведь за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Советуя удаляться непотребного пустословия, апостол Павел пишет: «…неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2, 1). Кто-то может возразить, что, мол, осуждаем мы лишь то, чего сами не делаем, что нам не свойственно, а, наоборот, противно. Нет, осуждением мы как раз выдаем, показываем свои свойства. Существует нравственный закон, знакомый и используемый криминалистами, педагогами и профессиональными психологами. Древние формулировали его так: подобный видит подобное. В одном из «Патериков» есть притча: три человека, которых ночь застала на дороге, увидели прохожего. Каждый по-своему определил причину, заставившую его покинуть свой дом в столь позднюю пору. «Этот человек вышел на ночное воровство», — подумал один. «Он идет на тайное свидание с блудницей», — решил другой. «Этот благочестивый человек поднялся столь рано, чтобы успеть к заутрене в соседний город, там нынче большой праздник», — подумал третий. Как видны здесь и сребролюбие первого, и блудные помыслы второго, и благочестие третьего. Точно так же и мы обнаруживаем себя, высказывая суждение о ближнем. Приему на работу в некоторые фирмы предшествует беседа с психологом. Психолог выясняет мне- ние претендента о бывшем начальнике, о соседях, о лечащем враче, теще, и, по его словам о других, делает заключение о нем самом. Таким образом, осуждая, мы действительно осуждаем сами себя.

http://pravmir.ru/o-grexax-yazyka/

Это безусловный императив, за которым следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство. Господь Иисус однозначно и решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против человека, показное творение милостыни, молитвы и поста и получение соответствующей моральной «награды» от людей (Мф. 5-6). Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами, даже вполне очевидными и бесспорными с точки зрения ветхозаветной и мирской морали (Лк. 18, 9-14). Очевидно, что такие нравственные мерки неприменимы к обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. И не случайно Господь говорит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой моральной элитой: к Его Царству призываются все. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от «праведности книжников и фарисеев», почитавшейся в мирской среде как наивысшее достижение. Именно нравственность, задаваемая Нагорной проповедью, должна считаться нормативной для христианина и быть основой для его диалога с представителями иных этических систем. Мы не можем и не должны признавать достаточными для построения нашей собственной земной жизни или наших отношений с нехристианами ни ветхозаветный набор нравственных принципов, ни зыбкую почву естественного нравственного чувства, ни тем более какие-либо господствующие в обмирщвленном обществе моральные представления. Христианин — это человек, живущий по нормам Нагорной проповеди или по крайней мере стремящийся к тому. Любое примирение со злом, любой «откат» к дохристианской или нехристианской морали для него есть отступление, чреватое утратой спасения.

http://patriarchia.ru/db/text/1094734.ht...

Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малкия (онанизм), гомосексуализм мужской и женский, педофилия (растление малолетних), зоофилия (скотоложество), трансвестизм и т. д. Исходя из этой классификации, мы можем разделить различные проявления блудной страсти в жизни человека на две основные группы 36 . 1. Сердечная похоть (блудные помыслы, т. е. блуд, производимый умом и сердцем). Блудные помыслы Помыслы невольные, навеянные извне. Они требуют исповедания, но не вменяются как грех, так как мы не вольны в том, что приходит нам на ум. Блудные помыслы полезно открывать духовнику: исповеданные, они теряют власть над нами. Блудные помыслы или представления, как воспоминание прежних падений. Эти помыслы также не составляют вины, если человек не услаждается ими, сразу же отвергая их и осуждая себя перед Богом. Если же кто увлекается и смакует подобные воспоминания, тот и дает себе повод для новых помыслов и соглашается с ними, что может повлечь новые искушения и падения. Происходит сочетание с ними, а это требует обязательного покаяния и исповеди. Когда блудный помысл принят и получил согласие на поселение в голове человека, он постепенно завладевает его умом, и в человеческом мозгу рисуются уже эротические картины, услаждающие его. В этом случае можно говорить уже о блудных мечтаниях. Это помыслы, которые человек сам намеренно возбуждает в себе, – любострастная фантазия, распутство мыслей, когда в уме рисуются все телесные движения к совершению плотского греха. Здесь мы видим уже полное подчинение блудной страсти или сосложение, когда одно лишь тело остается неоскверненным, а душа уже вся в блуде. Такое состояние требует покаяния и обязательной исповеди духовнику. Говоря о блудных помыслах, надо отметить, что в процессе сексуального возбуждения главную роль играет наша психика, а не физиология. Если предположить, что от нашей воли ничего не зависит, то выйдет, что на любую особь противоположного пола мы должны реагировать совершенно одинаково. Но в жизни происходит не так. Верным доказательством участия сознания в процессе возбуждения можно считать существование такой профессии, как врач. Находясь в своем кабинете, врач не испытывает возбуждения (за исключением редких патологий со стороны медиков) от соприкосновения с женским телом, хотя, выйди он на улицу, окажись в непрофессиональной обстановке, та же самая женщина, что оставляла его в кабинете спокойным и равнодушным, может вызвать у него сильнейшее желание. Еще одним примером могут служить танцоры балета, которые порой меняют половую ориентацию, потому что из-за частого соприкосновения с женским телом перестают возбуждаться им.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вопрос. Как быть, когда ослепляет страсть саможаления и ропота? Никакие увещевания не помогают. Ответ. Во-первых, я думаю, нужно заставлять себя молиться, а во-вторых, можно вспомнить примеры тех подвижников благочестия, которые, наоборот, проявили самоотвержение и терпение. Позволительно даже вспомнить, хотя это, быть может, несколько дерзновенно, евангельское повествование о страданиях Спасителя и таким образом себя пристыдить. Но, еще раз говорю, без благодатной помощи, подаваемой через молитву, едва ли какие-либо искусственные наши ухищрения нам помогут. Вопрос. Что такое хульные помыслы и в чем различие между хульными и блудными мыслями? Ответ. Под хульными помыслами в основном понимаются помыслы против Бога. Иногда бывает откровенное кощунство против Божией Матери, против святых икон, веры - это один вид хульных помыслов. Иногда возникает просто ругань, хула, даже какая-то отвратительная матерщина, как бы сама в уме произносящаяся и приводящая душу в мучительное состояние. В некоторых случаях хульные помыслы принимают вид блудных. То есть по видимости это помыслы как будто блудные: представляются какие-то омерзительные блудные картины, но по результату можно видеть, что на самом деле это помыслы хульные. Каково свойство хульных помыслов, каков их главный признак? - Они вызывают в душе отвращение, смущение, уныние и отчаяние. Если блудные помыслы вызывают, конечно же, сладострастие, вожделение, похоть и так далее (все это может проявляться в разной степени, но признаки все равно должны быть), то хульные помыслы для того приносятся в нашу душу врагом, чтобы привести нас в уныние и отчаяние. Поэтому борьба против хульных помыслов совершенно иная, в сравнении с борьбой против помыслов, скажем, блудных. С последними нужно бороться и отвергать их, а на первые оружие такое: не обращать на них ни малейшего внимания, презирать их и не придавать им никакого значения. Дьявол иногда представляет хульные помыслы в виде блудных для того, чтобы нас запутать. Например, одна женщина рассказывала, что она, глядя на иконы, видит какие-то отвратительные блудные картины, и оттого она и ужасалась, и унывала до такой степени, что боялась на иконы глаза поднять. На самом же деле это были, конечно, помыслы не блудные, а хульные. Отличить можно по результату. Результат хульных помыслов, в смысле воздействия их на нашу душу, - смущение, уныние, отчаяние. Дьявол хочет привести нас в отчаяние. Поэтому мы не придаем хульным помыслам никакого значения, они не наши, мы им не верим и перед Богом за них не отвечаем. Вот так и нужно отличать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/151/...

Вот поэтому, говоря о том, как нужно открывать помыслы, я боюсь употреблять слово " подробно " . Вопрос. А зачем исповедывать блудные сны, если их надо сразу забывать? Ответ. Если ты проснулась, сразу стала молиться и сон из памяти стерся, то это, конечно, лучше. А если ты все равно его запомнила, то ведь он отягощает твою память. Вопрос. Батюшка, у Льва Оптинского написано, что если мы подробно исповедуем блудные помыслы, то потешаем дьявола, а помыслы могут еще и усилиться. Ответ. Да, если человек рассказывает с услаждением, с каким-то удовольствием, то, конечно, он потешает дьявола и помыслы могут усилиться. А если мы хотим от власти этого помысла, который до какой-то степени уже овладел нашим сознанием, избавиться, то можем достичь этого, если о нем расскажем. Иногда бывает, что люди во время исповеди свои страсти вообще усиливают. В отношении блудной я что-то ничего подобного на своем опыте не замечал, а вот в отношении других страстей видел. Например, разгневался человек на кого-то, потом успокоился, - а на исповеди помыслов, начиная рассказывать, как его довели да как он рассердился, чувствует, что опять появился какой-то гнев. Вот разве что кто-то с таким же настроением будет и блудные помыслы исповедывать, тогда он может действительно страсть усилить. Вопрос. Батюшка, а не может быть такого, что у человека были какие-то помыслы, потом через неделю он пришел на откровение, но его эти помыслы уже не волнуют, когда же он их рассказывает, то как бы вновь все вспоминает, и после исповеди у него эти помыслы опять начинают действовать? Происходит нечто подобное тому, что описано в Вашем примере с гневом. Ответ. Да, это может быть. Но о чем это говорит? О том, что человек страстен до такой степени, что само воспоминание о прежних помыслах возбуждает страсть даже тогда, когда он должен каяться. Значит он исповедуется без покаяния, а наоборот с сочувствием страсти, у него нет самоукорения, нет смирения, это первое. Во-вторых, может получиться и так, что некоторое время мы действительно будем испытывать облегчение, оттого что не станем уже как бы забытые помыслы повторять, но зато старица наша или духовник потеряют над нами контроль и мы, не исповедуя помыслы, все больше и больше станем поддаваться их влиянию и втайне будем находиться под сильнейшим действием той или иной страсти, блудной например, о которой мы сегодня говорим. Лучше понести какой-то небольшой ущерб, но все рассказать, чем гоняться за малой пользой и получить великий вред впоследствии. Действительно, то, о чем вы спрашиваете, может быть, но это все-таки лучше, чем втайне грешить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Нектарий, только он больно чудной.Всенощную уже стояли в послушническом одеянии. Сейчас нас позвал Батюшка. Подарил нам по балахону и банку варенья - по праздникам утешаться. Спаси его, Господи. Рассказал нам о своем посещении двух блаженных: Иванушки и Аннушки.Сегодня не могу больше писать. 1908 г. Февраль Часть первая. Дневник 1908 г. Февраль6 февраля Сейчас был у Батюшки, удалось побеседовать минут 20-25. Чтобы не забыть, постараюсь записать.Когда я пришел, Батюшка благословил меня, и я стал на колени около дивана, на который сел Батюшка.- Сомнения, Батюшка, и помыслы у меня.- Да, сомнения равно как блудные помыслы и хулы надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения - не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила зла, навевающая сомнения. Заметьте, ведь это серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, поднять сомнения, да еще какие… Не обращайте на них внимания.Сколько было искренних, верующих людей, которые сильно пострадали от того, что принимали эти сомнения, рассматривали, рассуждали. Возьмите наших писателей: Белинского,- какая разница у него в первой и второй половине его жизни. Лермонтов - тоже был сильный ум, Тургенев и др…Поэтому надо презирать эти сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам нисколько не повредят, особенно, если будете открывать их старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу. Особенно блудные помыслы: надо засыпать, закрыть навозом эту смердящую яму, а не копаться в ней. Что же у вас есть теперь? Какие сомнения, помыслы?- Да вот, Батюшка, у одного из братии вижу то, у другого -другое.- Ну вот, диавол всегда так. Он нам иногда представляет взгляд брата совсем другим, не таким, каким он является на самом деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

– Все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действие благодати (55:336–337). – От чревоугодия рождается мятеж помыслов (58:377). – Злые помыслы уподобляются идолам (58:378–379). – Срамные помыслы отгоняются чтением и продолжительной молитвой (58:380). – Блудные помыслы приходят от тщеславия (58:384–385). – Виды помыслов (58:386). – Победа человека, и поражение его, и сокровище, и защита его, и все у подвижника заключается в помысле его (60:403). – Бог попускает человеку поползаться в срамные и нечистые помыслы для того, чтобы он смирился (61:411). – Когда человек достигает мира помыслов? (65:420) – Поучением в божественных Писаниях ум освобождается от лукавых помыслов (66:423). –Что служит признаком того, что безмолвствующий подвижник искушен помыслом гордыни? (70:439) – Откуда рождается кротость помыслов? (75:453) – От чего происходят неудержимые помыслы, влекущие к падению? (75:454–455) – Помыслы уподобляются воде (75:460). – Различие между помыслами о предметах отдаленных и помыслами, возбуждаемыми видением вещей и приближением к ним (77:464–465). – В утружденном теле помыслы не могут предаваться суетным парениям (77:466–467). – Кому должно доверять свои помыслы? (78:468–469) – Всякая добрая мысль западает в сердце от благодати Божией, а лукавые помыслы попускаются для искушения и испытания нашего (85:487). Попечение. Какая польза быть вне житейских попечений? (3, 44; 39, 213–214; 58:377–378) – Невозможно соединить попечение о мире с попечением о Боге (35:197). – Кто печется о духовном, тому доставляется телесное, без попечения о нем (35:197–198). – Пекущемуся о славе имени Божия подается Богом и духовное, и телесное (35:198). – Попечение предавшегося Богу должно быть об истине (35:199). – Какой вред терпит человек от житейских попечений? (58:377) – Человек многопопечительный не может быть кротким и безмолвным (69, 431– 432). – Многочисленные попечения иноков – признак их нравственного расслабления (69:432).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010