По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 5, и Триоди, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 3 (с припевами своими ). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отче Благий...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии блаженны гласа – 6 и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-03/

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее. Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи... В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341). 1 Согласно Уставу, «последование прилучившагося святаго в Неделю сию, и блуднаго, поем в пяток на повечерии, аще токмо не случится коего великаго святаго память» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»). Поскольку под субботу (30 января) совершается всенощное бдение в честь свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, служба свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Кира и Иоанна (с 31 января) может быть перенесена на повечерие в четверг вечера (см. 29 января). 2 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 3 Ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… мытаря и фарисея». 4 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Множества содеянных…». 5 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-13/

Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта. В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31). Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви» т. 2 10 мая 2014 г. скрыть способы оплаты Комментарии Александр 6 апреля 2019, 04:49 А насчет мытаря мы не знаем, где он был перед тем как прийти в Храм. А может он бессонными ночами клал со слезами поклоны, выл от отчаяния, сознавая свою греховность, взывал к Отцу, как блудный сын? А потом взял в руки Писание и начал выдавливать из себя шелуху Словом Божьим? И наконец узрел Бога внутри себя и побежал в Храм, понес свое единственное слово покаяния Тому, Кого увидел? А Бог ждал от него этого, посему и принял его краткую молитву, и радовался за воскресающего блудного сына. Может таков наш путь - выдавливать, вытеснять из себя Библейским Писанием, Евангелием, Святоотеческим словом и молитвами лукавую шелуху? Александр 6 апреля 2019, 04:34

http://pravoslavie.ru/1659.html

В Евангелии от Матфея Иисус Христос так объясняет сущность Царства Небесного: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф 13:31-32). Речь идет о том, что... Читать далее 12 притч: Христос о Царствии Небесном Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие … О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию Читать далее Притчи: как Христос учил людей Можно сказать, что притча — это загадка, которую слушателям нужно разгадать самим. Или же попросить рассказчика объяснить ее смысл. Читать далее Притча о блудном сыне: в пересказе для детей Эту историю про отца и двоих его сыновей рассказал Иисус Христос, когда благочестивые люди стали обвинять его в том, что он не гонит от себя грешников, общается с ними, беседует, ест с ними за одним столом. Читать далее «Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным? Притча о блудном сыне, легшая в основу гениальной картины Рембрандта, играет в христианском вероучении очень важную роль. Третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется – Неделя о блудном сыне. Читать далее Притча о блудном сыне Перед Великим постом идут три подготовительные недели, которые напоминают нам избранные евангельские события. Вторая неделя — о блудном сыне. Во время воскресной службы читается соответствующая притча, которую рассказал Иисус Христос (Лк 15:11–32). Читать далее Загадка притчи Христа о потерянной драхме: что такого необычного было в этой монете? В своих притчах Христос нередко строит сюжет вокруг темы денег. Одна из таких притч — короткая история о потерянной драхме. В ней рассказывается, как женщина, имеющая десять драхм, потеряла одну и начала тщательно искать ее по дому, для этого она зажгла свечи и начала мести пол. Когда же она нашла потерянную монету, то созвала подруг,... Читать далее

http://foma.ru/pritchi-hristovyi-infogra...

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице! Студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Евангелие учительное. XVI в. РГБ Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшного дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!» Преподобный Исаак Сирин называл покаяние отверстой дверью, которой входят в Божью милость усердно ищущие ее. Первое евангельское чтение подготовительных к Великому посту недель, в Неделю о мытаре и фарисее, напоминает об одном из важнейших условий покаяния — о смирении: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). Представляет интерес миниатюра к этой притче рукописного Евангелия учительного XVI в. из собрания Российской государственной библиотеки (РГБ. Ф. 90. 80). Смиренно склонившийся, бьющий себя в сокрушении сердечном в грудь мытарь изображен в пурпурных одеждах, с нимбом — так художник показал, что мытарь получил большее, нежели фарисей, оправдание. «Притчами вводяй вся Христос к жития исправлению, мытаря возвышает от смирения» (канон в Неделю о мытаре, песнь 1). Евангелие учительное Второй (из четырех подготовительных к Великому посту) воскресный день — неделя о блудном сыне — научает нас решимости; подобно тому, как голодающий в чужой стране блудный сын пришел в себя (Лк. 15:17) и решился с покаянием воротиться в отчий дом, зовет нас Церковь «блудного гласу поревновав», просить Отца Небесного: «Отче, якоже онаго, и мене обыми ныне, и не отрини мене» (канон недели о блудном, песнь 3), «Объятия Отча отверстии ми потщися… Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою!» (седален канона). Из композиций, иллюстрирующих притчу о блудном сыне, следует отметить икону середины XVII в. московской церкви Святой Троицы в Никитниках. Здесь выразительно представлены все основные эпизоды притчи, в том числе — и неудачная попытка блудного сына добраться до свиного корыта, и его смиренное возвращение в отчий дом: его, оборванного и грязного, заключил в объятия Отец, и уже несут ему слуги одежду первую (Лк. 15:22)… «Отеческая Твоя благоутробия ныне отверзи ми, Небесный Отче, и не отрини мене» (канон, песнь 5).

http://pravoslavie.ru/38123.html

Вот что бы сделал любящий, милосердный отец? Конечно, послал бы брата — раз уж он такой весь из себя послушный — передать сыну еще денег, чтобы он мог продолжить свой праздник жизни. Вот почему не шлет? Разве можно назвать отца, который отказывает сыну в помощи в трудную минуту, любящим? Не вызывает ли такая жадность и бессердечие у нас естественного чувства гнева и протеста? У многих вызывает; почему Бог не дает нам того, другого, третьего и четвертого, что мы хотим и требуем? Почему мы обречены истратить все — молодость, силы, красоту, здоровье, а потом умереть? Притча о Блудном Сыне многими читается как притча об авторитарном Отце, который доводит сына до крайней нищеты и тем вынуждает его вернуться и подчиниться его власти. Ярость блудного сына на Отца, который не обеспечил его достаточно большим наследством, не прислал ему еще денег, когда он все расточил, вообще позволил ему разориться и остаться без приятного времяпрепровождения в веселой компании — это очень распространенная реакция; иногда мы чувствуем ее и в себе. Чтобы «прийти в себя» блудному сыну нужно стукнуться о дно, и стукнуться больно — и отец дает ему такую возможность. Милосердие — это то, что принадлежит людям, гордыня, враждебность и высокомерные претензии которых сломлены. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс 33:19). Когда сын понимает, что это уж точно не отец согрешил против него, и даже не брат, что согрешил тут он, отец принимает его с ликованием и устраивает для него пир. Этот пир не был бы возможен, если бы сын стал предъявлять претензии — почему мне не слали еще денег на страну далече? И вряд ли история закончилась бы так хорошо, если бы он с порога потребовал: «Ну, где мой упитанный телец?» Чтобы попасть на пир, надо прийти со словами «я согрешил... я недостоин»; человеку сокрушенному и смиренному  непременно будет оказано милосердие, и Господь это ясно обещает. А человеку наглому, высокомерному и требовательному оказать его просто невозможно. Поэтому, приближаясь к Великому Посту, мы и читаем эту притчу — мы согрешили, мы виноваты, встанем, пойдем к Отцу.

http://foma.ru/o-trebovatelnom-bludnom-s...

Обращаясь с проповедью к Своим слушателям, произнося притчи, Спаситель не стремился к оригинальности. Мы можем заметить, что одну и ту же мысль, одну и ту же идею Господь пытается донести до нас в разных притчах. Представление о «несправедливости» Бога мы можем почерпнуть из притч о наемных работниках и о немилосердном заимодавце. Драгоценность человеческой души, пусть и запятнанной грехами, провозглашают притчи о заблудившейся овце, потерянной драхме и о блудном сыне . Строгость Божьего суда и возможность падения тех, кто был уверен с собственной избранности, видны в притче о злых виноградарях, которую мы слышали в прошлое воскресенье, и в притче о званных на брачный пир, представляющую собой сегодняшнее евангельское чтение. Но каждая притча многогранна, своеобразна и, в соответствии со своей иносказательной, метафорической природой, предполагает различные толкования и прочтения. В сегодняшней притче можно усмотреть изображение евхаристического пира. Бог Отец – Небесный Царь – устроил брак Своего Сына с Церковью. Все мы, именующие себя христианами, приглашены на свадьбу, на брачный пир. Этот пир имеет начало, но не имеет конца. Мы можем участвовать в нем каждое воскресенье, даже каждый день, – и нас там ждут, нас зовут туда. Но откликаемся ли мы на этот призыв? Далеко не все и далеко не всегда. Многие пропускают воскресное богослужение по неуважительным причинам (с точки зрения образцового прихожанина): нужно успеть сделать домашние дела, а когда-то нужно и отдохнуть. Сегодня друзья пригласили в гости, а завтра мы сами принимаем гостей. В прошлое воскресенье я приболел, а в это – выздоровел и отправился на дачу. По-житейски, по-человечески всё это понятно, но получается, что человек неделя за неделей, месяц за месяцем отвергает призыв Сына Божьего, оскорбляя Его и Его Невесту. Но не менее часто встречается и другое. Представим себе: человек принимает приглашение, приходит на свадьбу, но ничего не ест и не пьет. Почему? Боится, что отравлено? Избегает вводить хозяина в издержки? Презирает пригласившего и его близких? Так или иначе, но в любом случае такое поведение выглядит странным и вызывающим.

http://pravmir.ru/brak-agnca-2/

Перед Богом все равны: и тот, кто ушел, а потом, «придя в себя», вернулся с покаянием, и тот, кто всегда с Богом. Радость о кающемся грешнике сегодня почему-то рождается только на небесах, а не в нашей повседневной церковной жизни, не среди воцерковленных людей. Мы не научились радоваться возвращению каждого человека — вот та ценная мысль, которую я вижу в этой притче. Мы не должны задумываться о том, где брат промотал имение и почему именно сейчас вернулся домой. Читайте также — Неделя о блудном сыне: толкование, проповеди, иконы Для того Церковь нам и предложила в эту подготовительную неделю перед Великим постом притчу о блудном сыне, чтобы мы научились чаще заглядывать в себя, узнавать себя в евангельских персонажах. Для того нам и само Евангелие дано, чтобы мы научились сверять свою жизнь с ним, а не просто наслаждаться чудными глаголами и красочными притчами Божьими. Любовь отеческая: сын остается сыном В притче есть образ отца. В нем Господь нам показывает Свою безграничную любовь. Есть абсолютная «свобода», которую предлагают человеку соблазны, и есть Божественная любовь, которую никакой человеческий грех не может превзойти. Она нам дает силу, надежду и упование, потому что нет такого момента, когда бы мы не могли прийти в себя и вернуться к Богу, прося Его помощи, как блудный сын: «Я не достоин быть Твоим сыном, но хотя бы как наемника прими меня, потому что я не могу без Тебя — я без Тебя погибаю». И Господь не только прощает, но и покрывает все любовью. Сыновнее достоинство человеческое не убывает. Господь в этой притче отвечает на вопрос, насколько каждый человек дорог Ему — как родной сын. И никакие обстоятельства — своеволие, своенравие, гордыня человеческие на фоне Божественной любви не могут стереть этих отношений Отца и сына, Бога и человека, предстояния человека — сына, а не раба, трепещущего от страха — перед Богом. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/otec-i-synovya/

Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. к. лекционарная система раннего визант. обряда скорее всего была сходна с лекционарной системой древнего иерусалимского богослужения ( Пентковский. С. 71, 74). В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца (VI в.) о блудном сыне исполнялся, согласно Кондакарю Patm. 213, XI в., во 2-ю (=3-ю иерусалимскую) неделю Великого поста ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90). Известны сборники святоотеческих чтений, в к-рых слова Иоанна Златоуста, тематически связанные с притчей о блудном сыне, помещены в неделю 2-ю поста; одно из чтений указывается Евергетидским Типиконом во 2-ю неделю, после 3-й песни канона ( Bertoni è re. P. 127-128). В послеиконоборческом визант. обряде в связи с развитием системы памятей подготовительного к посту цикла чтение этой притчи закрепляется за неделей перед мясопустной, т. е. Б. с. н. становится одним из предпостовых воскресений. В Типиконе Великой ц. X в. она открывает собой подготовительный период к Великому посту и называется «неделей перед мясопустом» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); здесь уже указаны те же апостольское и евангельское литургийные чтения (1 Кор 6. 12-20 и Лк 15. 11-32), что и в наст. время. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 166). То же - и в слав. (болг. и древнерус.) Евангелиях XI в. (Саввина книга. М., 1999. С. 399; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 185; глаголическое Ассеманиево Евангелие ( Kurz J. Evangeliar Assemanuv. Dil 2. Praha, 1995)). Следы этой практики находим и в относительно поздних памятниках XIII в. ( Темчин С. Ю. Было ли краткоапракосное Евангелие первой слав. книгой, переведенной с греч.//Исследования по слав. ист. языкознанию. М., 1993. С. 25) и даже в синаксаре XV в., приплетенном к Добромирову Евангелию XII в. ( Алтбауер М. Добромирово Евангелие. Ckonje, 1973. С. 438).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

И Давид понял свой страшный грех . Он сожалел о нем, плакал перед Богом и составил дивную покаянную молитву, которую каждый день читают в церкви и которая начинается: „Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости” (псал. 50). Вот почему мы и слышим – „Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости”. Но не только грех царя Давида и его покаяние напоминает нам сегодня церковь – она читает нам сегодня притчу о блудном сыне: как он ушел от отца, в чужой стране жил распутно, все прожил, дошел до нищеты, питался со свиньями и вдруг вспомнил отца, пошел к нему с просьбой простить и как отец вышел к нему, радостно обнял и все простил. Вот и нам надо осознать свои грехи, вспомнить Господа Бога и пойти попросить прощения с желанием стать лучше. Аминь. 3. Неделя о Страшном Суде Все мы исповедуем словами Символ Веры , что веруем в Господа Иисуса Христа, „паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым”. Евангельское чтение поясняет нам картину Страшного Суда ( Мф. 25:32–46 ). Жизнь наша идет обычно в большой суете, в повседневных заботах, мы захвачены ими как водоворотом и нет времени спокойно подумать о самом главном. Мы успокаиваем себя тем, что Господь милостив, что Он простил и блудного сына, и разбойника на кресте, принял воздыхание мытаря. И забываем при этом, что у всех них была крепкая вера, обращенность к Господу, глубокое раскаяние. Будет ли это у нас? Будет ли для этого у нас время? За неделю до Великого Поста, Св. Церковь как бы бьет в набат. Она предупреждает нас, что смерть грешника люта, что Страшный Суд не пугало, а действительность, о которой мы знаем от Самого Господа. Напомнив нам милосердие Господа в Неделю о Блудном Сыне, она зовет нас теперь к духовному трезвению. Помните, что никто из нас не знает, когда и как пробьет его последний час и будет ли время обратиться с верой и покаянием к Господу. Св. Церковь зовет нас сделать усилие и вырваться из водоворота повседневных забот, подумать о самом главном, о будущей жизни, о своей душе, о тех семенах, которые сеем своею жизнью. Св. Церковь зовет нас приготовиться к покаянию и к встрече с Господом. Да услышат сердца наши этот зов! 4. Перед Постом

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010