Познаим братие, таинства силу,/от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына/преблагий отец, предустрет, лобзает/и паки своея славы познание дарует:/и таинственное вышним совершает веселие,/закалая тельца упитаннаго,/да мы достойно сожительствуем,/заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению,//Спасу душ наших. Перевод: Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим — человеколюбивым Отцом,//и славною Жертвою — Спасителем душ наших. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, глас 2: О коликих благ, окаянный, себе лиших!/О какова Царствия отпадох, страстный аз!/Богатство изнурив, еже приях, заповедь преступих./Увы мне, страстная душе!/Огню вечному прочее осудишися./Темже прежде конца возопий Христу Богу//яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя. Перевод: О сколь великих благ я, жалкий, самого себя лишил!/От какого Царства я отпал, несчастный!/Богатство расточив, которое получил, заповедь преступил./Увы мне, бедная душа!/Огню вечному ты впредь повинна./Потому прежде конца воззови Христу Богу:/“Как блудного сына прими меня, Боже,//и помилуй меня!” В субботу вечером, на утрени к традиционным полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й «На реках Вавилонских», который будет петься еще две субботы подряд. Также после 3-й песни канона на утрени поется проникновенный седален (тип песнопения в богослужении Православной Церкви) «Объятия Отча... »: Объятия Отча отверсти ми потщися,/блудно иждих мое житие,/на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,/ныне обнищавшее мое сердце не презри./Тебе бо Господи, во умилении зову:/согреших, Отче, на небо и пред Тобою. Перевод: Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: “Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!” Традиции праздника

http://foma.ru/nedelja-o-bludnom-syne-vo...

Но у хозяина (Бога) оказался другой закон, другая справедливость. Он платит людям не только за их труд, но неизмеримо больше за их страдания, мучения. Кто больше перестрадал за день: тот ли, кто весь день работал, ободряясь надеждой на получение возмездия за труды свои или тот, кто до последнего часа изнывал и огорчался от отсутствия работы? На весах Божественной Правды взвесится весь человек, всё его внутреннее состояние и внешние отношения. И там, где это состояние мучительно, скорбно и покаянно, там властно действует милующая любовь Божия. Это мы особенно ясно видим на притче о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ). Сколько мучений пережил этот блудный сын, пока был в стране далёкой? А когда пошёл к Отцу, то, сколько любви встретил у Него? Сын хотел быть только наёмником у Отца, а Отец принял его как возлюбленного сына, У сына никаких трудовых заслуг перед Отцом не было. Наоборот, он промотал всё, что выделил ему Отец. Но сколько же горя, мук, лишений хлебнул этот распутный сын, пока не пришёл в себя? и не пошёл с покаянным Чувством к Отцу. Вот за это-то (за очистительные мучения и глубокие покаяния) особенно и возлюбил его Отец. Вспомните, как огорчён и разгневан был старший сын в момент радостной встречи с младшим сыном. Он (старший сын) так же стал взывать к справедливости и бунтовать, как и наёмники сегодняшней притчи. Вот я столько лет служу Тебе, – говорил он Отцу, – и Ты никогда не дал мне козлёнка.., а для расточителя заколол откормленного телёнка ( Лк. 15:29–30 ). Так часто, братия и сестры, бывает в человеческих взаимоотношениях. Здесь царит справедливость близорукая, однобокая, земная. Всякий из нас ратует за справедливость для себя, поскольку она нам выгодна, забывая о других, а часто и за счёт их. Так, старший брат блудного сына, высказывая Отцу свои личные обиды, совсем не думал о брате, не жалел его и не разделил радость Отца, что (блудный сын) будучи мёртв, ожил, пропадал и нашёлся ( Лк. 15:32 ). Так и наёмники сегодняшней притчи, укоряя хозяина за несправедливую, как и казалось, выдачу зарплаты, думали только о себе, что они де пережили тягость дня и зноя и совсем не думали о тех, кто в течение дня пережил тот же зной и тяжесть, и скорбь от безработицы, более мучительную, чем сама работа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Отчего всё это происходит? Почему мы глухи и немы в отношении других и жалостливы в отношении только себя самих? – Потому, что у нас нет любви ни к Богу, ни к людям и нет сознания того, что все мы живём в вертограде Господнем, т. е. в Царстве Божием, где у всех нас один Хозяин – Отец Небесный, а мы друг для друга – братья, сестры во Христе, и где любовь, взаимное несение жизненных тягот. В Царстве Божием – всё Божие: и природа, и люди. И всё исходит от Бога и должно быть возвращено Богу в виде благодарения Его Самого и помощи окружающим, людям. В этом Царстве Божием каждый из нас призывается потерять, забыть себя для себя, чтобы найти себя в других: в их скорбях и радостях, в их жизни и смерти, ибо сказано, что нет большей любви, как отдать жизнь свою за други своя ( Ин. 15:13 ) и тем возвратить её Богу. На этом пути, братия и сестры, нет других границ и норм, кроме бесконечных. Ведь это нам сказано: Будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). Он повелевает солнцу Своему исходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Он отыскивает каждую затерявшуюся овцу ( Лк. 15:4 ) и призывает к покаянию каждого блудного сына. Как тяжка, уныла и внутренне одинока была бы жизнь наша, если бы не было около нас любящего Отца Небесного! Как тяжело было бы нам нести крест своей жизни, своего послушания Богу. И мы совсем огрубели и одичали бы от грехов своих, если бы не было очищения от них в таинствах покаяния и Святого Причащения. Поспешим же, братия и сестры, и мы, как блудные дети, в оставшиеся дни Великого поста навстречу Отцу нашему Небесному. Поспешим на исповеди открыть Ему свою израненную и измученную душу, чтобы Он даровал нам через таинства покаяния – радость прощения, а через таинство святого Причащения – радость единения с возлюбленным Сыном Своим – Господом нашим Иисусом Христом. Укрепи нас, Господи, силой честного и животворящего Креста Твоего! Помоги нам, Боже, дружно и плодотворно работать в Твоём вертограде. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твоё поем и славим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И вот тут, братья и сестры, нам есть чему поучиться. Не спасет нас мнимая праведность, не спасет нас формальное посещение храма и лишь внешнее исполнение закона, правил и традиций христианства. Посмотрите, старший сын никуда не уходил из отеческого дома, а был не менее грешен, чем его младший брат. И старший сын, который не хочет войти в дом отца, оказывается тоже блудным сыном, исполненным такого самодовольства и самоправедности, какими были исполнены ложные праведники и фарисеи, распинавшие Христа и кричавшие: «Распни, распни Его». Не спасет нас даже постоянное пребывание в храме Божием! Не это главное, а главное то, что дает нам это посещение храма, что дает нам чтение молитвенного правила, что дает нам исполнение церковных традиций? Меняемся ли мы при этом к лучшему или остаемся закосневшими в своей греховной жизни, находясь как бы под колпаком и не желая замечать находящегося рядом человека — его радость, его горе? Имеем ли мы любовь к окружающим нас людям? Но, к сожалению, хоть мы и называемся христианами и призваны Господом к любви: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»(Ин. 13,34), на деле мы более похожи на этого старшего сына, очерствелого в своем эгоизме и мнимой праведности. Внешне мы вроде бы и с Богом, а в то же время часто готовы сказать Ему: «Господи, да я всю жизнь тебе отдал, а Ты что дал мне взамен? Болезни, несчастья, потери, скорби, нестроения!» Как часто мы подобным образом ропщем на Бога… Пусть же сердцеведец Господь, знающий не только наши дела, но и помышления, не лишит нас благодатного дара сыновства и сознания того, что мы все — дети Отца Небесного. Ибо это сознание всегда будет помогать недостойному стать достойным, неправедному — праведным, заблудшему вернуться на путь правый, пропавшему найтись, погибшему воскреснуть к жизни. Аминь. См. также: - Церковный год > > Неделя о блудном сыне «Никольский Благовест» Mon, 04 Mar 2002 11:56:14 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below.

http://zavet.ru/a/rss_1015232174.html

Отделитесь же от порочных, не имейте с ними общения; презирайте порок, жалея грешников – ближних; и сами, хоть постепенно, очищайтесь и освобождайтесь от того нароста, от той коры скверн, которая покрыла и обезобразила вашу душу. Если вы будете удаляться зла и греховной тьмы и будете идти к свету, тогда Я, говорит Господь, прииму вас (Ис. 1Л1, 11). Ст. 18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями ( Uep. III, 19 ; Oc. I, 10 ). Такое радостное усыновление человека особенно совершается чрез Сына Божия, Единородного, чрез веру в Него. Тем, сказано, которые приняли Иисуса Христа как Бога, Спасителя, Он и дал власть быть детьми Божиими ( Ин. 1,12 ). Подумайте, сколько Господь милосерд к людям! Как Он хочет всех сделать Своими детьми, всем даровать Свое Царство, всех соединить с Собою! И что главнее всего, Он, подобно изображенному в притче о блудном сыне доброму отцу, уже на первые вздохи сокрушения отвечает прощением и утешением, при первых шагах к свету Сам является навстречу к ищущему света. Вы, добрые люди, только отделитесь от злых, и Я приду к вам и прииму вас, говорит Бог. Так нежно и стремительно мать подходит к своему младенцу, только что начинающему стоять и двигаться стоя. Дивно и безмерно милосердие Господне! Гл. VII, ст. 1. Итак, возлюбленные, имея такие радостные, обильно благодатные обетования от Бога Вседержителя, очистим же себя от всякой скверны плоти и духа. Скверна плоти – это тяжкие плотские грехи, как-то: блуд, пьянство, пресыщение. А скверны духа – это тоже тяжкие, главные, заправляющие нашею душою грехи, например гордость, зависть, мщение, скупость, неблагодарность. И чем раньше человек начнет исправление своей жизни, тем скорее он получит усыновление, скорее восчувствует в своем сердце присутствие Божие. Как счастливы те люди, которые еще не начинали скверниться гнусными грехами! Таким людям после крещения их принадлежит всыновление от Бога, мир духа и блага неба. Не с завистью ли и не с сожалением ли о себе мы, грешные, иногда смотрим на детскую душу, замечая ее ангелоподобную чистоту, незлобие, послушание и т. п. Да, православные, нередко жалеешь, что жизнь в нас идет не по Божьему хотению; годы проходят, все лучшие годы, а душу свою мы все более и более отягчаем скверными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Перевод: Ангельские Силы — при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое Тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе! Кондак воскресный, глас 6 Живоначальною дланию/умершия от мрачных удолий,/Жизнодавец, воскресив всех Христос Бог,/воскресение подаде человеческому роду:/есть бо всех Спаситель,//Воскресение и Живот, и Бог всех. Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он — Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего! Кондак Недели о блудном сыне, глас 3 Отеческия славы Твоея удалихся безумно,/в злых расточив еже ми предал еси богатство./Темже Ти блуднаго глас приношу:/согреших пред Тобою, Отче щедрый,/приими мя кающася,//и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. Перевод: От отеческой славы Твоей удалившись безумно, я расточил в пороках данное мне Тобой богатство. Потому вопль блудного сына обращаю к Тебе: “Согрешил я пред Тобою, Отче милосердный, прими меня, кающегося, и поступи со мной, как с одним из наемников Твоих!” На великой вечерне (в субботу вечером) Недели о блудном сыне поются стихиры, поясняющие евангельское чтение последующего воскресного дня, глас 1: В безгрешную страну и животную вверихся,/посеяв грех, серпом пожав класы лености/и рукоятием связав деяний моих снопы,/яже и постлах не на гумне покаяния:/но молю Тя, превечнаго делателя нашего Бога,/ветром Твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих/и пшеницу даждь души моей оставление,//в небесную Твою затворяя мя житницу, и спаси мя. Перевод: В безгрешную и жизни полную страну я был введен,/но, посеяв грех, серпом пожал колосья нерадения/и снопов — деяний моих — груды собрал,/которыми и устлал гумно — но не для покаяния!/Но прошу Тебя, предвечного Земледельца нашего, Бога,/ветром Твоего благосердия/развей мякину дел моих,/и пшеницу подай душе моей — прощение,/в небесную Твою житницу затворяя меня,//и спаси меня.

http://foma.ru/nedelja-o-bludnom-syne-vo...

Слава, глас 2: О сколь великих благ я, жалкий, самого себя лишил!/От какого Царства я отпал, несчастный!/Богатство расточив, которое получил, заповедь преступил./Увы мне, бедная душа!/Огню вечному ты впредь повинна./Потому прежде конца воззови Христу Богу:/“Как блудного сына прими меня, Боже,/и помилуй меня!” И ныне: Богородичен 1й, гласа. И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа. Вход. Свете тихий: Прокимен: Господь воцарися: На литии по обычаю стихира храма. На литии стихира храма Слава, глас 4: Яко блудный сын приидох и аз Щедре,/житие все иждивый во отшествии./Расточих богатство, еже дал еси мне Отче:/приими мя кающася Боже, и помилуй мя. Слава, глас 4: Как блудный сын и я пришел, о Милосердный:/все имение истратив на чужбине,/я расточил богатство, которое Ты дал мне, Отче./Прими меня, кающегося, Боже, и помилуй меня! И ныне: Богородичен тогожде гласа. И ныне, Богородичен воскресный того же гласа. На стиховне Осмогласника, по алфавиту. Стихиры на стиховне октоиха Слава, самогласен, глас 6: Отеческаго дара расточив богатство,/с безсловесными скоты пасохся окаянный,/и тех желая пищи, гладом таях не насыщаяся,/но возвратився к благоутробному Отцу,/взываю со слезами:/приими мя яко наемника/припадающа человеколюбию Твоему и спаси мя. Слава, глас 6: Отеческого дара расточив богатство,/с неразумными скотами пасся я, несчастный,/и желая их пищи, голодал, не насыщаясь;/но возвратившись к милосердному Отцу, взываю со слезами:/“Прими меня, как наемника,/припадающего к человеколюбию Твоему/и спаси меня!” И ныне, Богородичен: Творец и Избавитель мой Пречистая,/Христос Господь из Твоих ложесн прошед,/в мя оболкийся,/первыя клятвы Адама свободи./Темже Ти Всечистая,/яко Божии Матери же и Деве,/воистинну вопием немолчно:/радуйся ангельски, радуйся Владычице,/предстательство и покрове,/и спасение душ наших. И ныне, Богородичен: Творец и Искупитель мой, Всечистая,/Христос Господь,/произошел из чрева Твоего,/в меня, человека, облекшись/и от древнего проклятия Адама освободил./Потому Тебе, Всечистая, как Божией Матери и истинной Деве/возглашаем ангельское приветствие “радуйся” не умолкая:/“Радуйся, Владычица, защита, и покров,/и спасение душ наших!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-o...

Среди богослужебных текстов этой недели хотелось бы выделить седален, который поется после 3-й песни канона. Произнося богослужебные тексты, мы чувствуем, сколько теряют эти слова, если они не поются, а читаются. Мы уже говорили о единстве слова и звука в православном богослужении. Там нет абстрактной музыки, нет звука, не соединенного со словом, не наполненного словом; на органе в православных храмах не играют, это ясно. А вот то, что нет слова, не окрашенного звуком, это нам с непривычки бывает очень трудно почувствовать. Эти удивительные тексты даже трудно читать — их нужно только петь. Таков знаменитый седален в Неделю о блудном сыне после 3-й песни, и на литургии его часто поют после запричастного стиха: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. М. Красовицкая «Литургика»     Антоний Сурожский «Духовное путешествие»     Прежде всего, это вовсе не притча об отдельном грехе. В ней раскрывается сама природа греха во всей его разрушительной силе. У человека было два сына; младший требует от отца свою долю наследства немедленно. Мы так привыкли к сдержанности, с какой Евангелие рисует эту сцену, что читаем ее спокойно, словно это просто начало рассказа. А вместе с тем, если на минуту остановиться и задуматься, что означают эти слова, нас поразит ужас. Простые слова: Отче, дай мне... означают: " Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты стоишь на моем пути. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужна свобода и все плоды твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить! " Читать полностью в «Духовном путешествии»

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей. Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8й: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Аллилуия, глас 4й: «Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых»; стих: «Бог прославляемь в совете святых». Причастен: «Радуйтеся, праведнии…». Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей. Поется «Достойно есть…». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Пение стихир святителей, глас 4й: «Благодати органы…», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2й: «Киими похвальными венцы…», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222). 2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4й: «Яко блудный сын…», поется на «И ныне» литийных стихир. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396. 4 Там же. С. 396, 398. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). «Аще ли Неделя блуднаго, или мясопустная, прилагаем и третий псалом: На реках Вавилонских» (Типикон, 30 января, 1я Маркова глава, 2е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Идёт к отцу, а отец встречает его с раскрытыми объятиями. И какая же произошла радостная, сердечная встреча! Отец только и ждал её. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Отец не упрекнул сына за прошлое». Он даже не позволил сыну до конца объясниться, исповедаться. Всё потонуло в любви отца к сыну, всё покрыла отцовская любовь. Какая радость: сын пропадал и нашёлся, погибал и ожил! Вот какова любовь отца к покаявшемуся сыну. Как видим, эта притча не только о блудном сыне, но и о безграничной, премилосердной любви Отца Небесного к нам, грешным. Возлюбленные братия и сестры! Все мы блудные дети у Отца Небесного. Мы блудные тем, что своевольничаем, попираем волю Отца: что хотим, то и делаем, всё себе позволяем и разрешаем. Мы всегда стремимся оторваться от Отца Небесного, потерять связь с Ним, уйти в страну греха и порока. Второй наш блудный грех в том, что мы теряем связь с людьми. Хотим оторваться друг от друга, не признаём, не чтим: жена – мужа, дети – родителей, родители – своих отцов и матерей и т. д. Везде своеволие, везде желание создавать перегородки друг от друга, разбегаться в разные стороны, в дальние углы. Так теряем мы связь и со своими ближними и родными. И третий грех блуда, о котором говорится в сегодняшнем апостольском чтении – это грех телолюбия, угождения плоти и похотям её. Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1Кор. 6:19 )? Прославьте Бога в душах и телах ваших ( 1Кор. 6:20 ), говорит апостол Павел. Но мы телом своим не прославляем Бога, а гневим, не храм из него созидаем, а разрушаем его. Разрушаем тем, что излишне перекармливаем, излишне наряжаем, излишне угождаем ему, а главное – растлеваем блудным и оскверняем блудными помыслами. Надо помнить, что нельзя тело превращать в идола, мамону, кумир. Итак, блудно живут те, кто грешит против Бога, уходит от Него: не верует или мало верует, своевольничает. Блудно живут те, кто порывает связь с людьми, кто дома не живёт в мире, согласии, любви; кто ссорится, скандалит, враждует. И, наконец, блудно живут те, кто, угождая своему телу, развращает, растлевает его в блудных помыслах и делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010