Триодь постная Триодь Постная содержит последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) мытаря и фарисея, неделя (воскресение) блудного сына, суббота и неделя (воскресение) мясопустные, вся седмица (семь дней) сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями триоди 8 . Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом, в седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по первом стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце), потому Октоих при пении Постной Триоди в эти дни не нужен. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них, потому что гласы Октоиха поются не одни и те же, а разные в те или иные года. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни кроме недели ваий, дванадесятого праздника, в неделю ваий они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Минея во время пения Триоди Постной в некоторые дни не поется 9 . Вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди. Но есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые при пении Триоди Постной не поется Минея Месячная, суть следующие: во-первых, все недели (воскресения) триоди Постной начиная от недели мытаря и фарисея до недели ваий включительно; во-вторых, среда и пяток 3 седмицы, четверток 5 седмицы 10 – великого канона; в-третьих, субботы: мясопустная 11 , сыропустная, 1 и 3 седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Митрополит Александр (Драбинко): Украина переживает свою новую Голгофу 20 февраля, 2014. Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) Опять голгофскими молотками звучат удары дубинок, снова разрывает слух вопль «распни». Во время молитвенного бдения в Киевском Спасо-Преображенском соборе на Теремках в ночь на 20 февраля к присутствующим обратился митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко). «Сегодня Украина переживает свою новую Голгофу в своей новейшей истории. Ее золото — голубой хитон — символы хлеба и неба, — залито кровью. Он раздираем междоусобицей. Брат восстал на брата, отец на сына и дети на родителей своих (Матф.10: 21). Заповедь Господней Любви — дорогого Божьего дара, который является залогом нашего спасения и мира, мира, которым так славилась Украина, вменена в ничто. Мир и любовь попраны и растоптаны. Опять голгофскими молотками звучат удары дубинок, снова разрывает слух вопль «распни». Его мы слышим во взрывах, калечащих людей. Кровью архидиакона Стефана взывает к миру и к Богу Златоверхий Киев, камнями которого побивают друг друга братья-украинцы. Пастырская совесть не позволяет и мне сегодня промолчать. Не могу безучастно смотреть на костер, в котором горит, как при новом Батыевом нашествии, Киев. Люди без лиц, как средневековые призраки, приводят в ужас цветущую некогда столицу, освященную Крещением и подвигами сонма святых. За что, Господи, опять разрушаешь украинский Иерусалим? За что эта Чаша Гнева Твоего выливается на мою страну и мой народ?! За чьи грехи адским дымом зловонный кострищ окуривается украшенная когда-то Тобой Украинская Земля? Когда прекратится варварское насилие нетронутой красоты того удела, который назван Третьим уделом Твоей Пречистой Матери, а Ты назвал Его Украиной? Для защиты или для наказания поднял свой меч Твой Архистратиг Михаил?! Обращаюсь ко всем, кто знает меня и верит мне! Много лет я несу послушание у ног великого сына Украины, нашего с Вами духовного Отца, — Блаженнейшего Митрополита Владимира. При ком-то рос я. Кто-то рос и духовно мужал уже при мне. Сегодня же прошу всех объединиться в общей молитве и посте. Верю, что неделя о блудном сыне, которую мы переживаем, закончится для Украины в наступающую неделю не Страшным Судом, а милостью Отца Небесного. Его объятия открыты, и Он с любовью и слезами ждет всех нас. Станем же достойными этой любви.

http://pravmir.ru/mitropolit-aleksandr-d...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Валериан Кречетов О заблуждениях юности " loading="" decoding="" title=""/> Неделя о блудном сыне Собор новомучеников и исповедников Российских Лк.15:11-32, 79 зач. Лк.21:12-19, 106 зач. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали два евангельских чтения. Одно – воскресному дню, как предваряющему приближающийся Великий пост, притча о блудном сыне, и именуется неделя эта – неделя о блудном сыне. Второе Евангелие – памяти святых новомучеников и исповедников российских и всех в годину гонения на Церковь Христову в последние времена пострадавших. Так, Промыслом Божиим, установлено Церковью это сочетание: неделя о блудном сыне и память новомучеников и исповедников российских. Глубочайший смысл в тех евангельских чтениях, которые мы слышали сегодня. Прежде всего – непостижимая, всепрощающая любовь Божия. И – неблагодарный человек, – младший сын. Сказано: Человек некий име два сына. И рече юнейший ею отцу: Отче, даждь ми достойную часть имения . Не просто: «сказал один из них», но сказал юнейший , то есть младший, более юный. И этим Господь на все времена указал, что свойство молодости – считать, что она имеет право распоряжаться тем, что ей в какой-то степени принадлежит. Хотя имение-то было отеческое. То есть, глубочайший смысл: в том, что имеет молодость, всегда присутствует наследие старости. Каждый разумный человек должен понимать, что он, как говорят, не с нуля начинает, а пользуется тем, что до него уже было сделано. Мы рождаемся не посреди необитаемого острова, или леса, или пашни – и так и остаемся, – а мы рождаемся, приходим в этот мир, который уже устроен. И до нас уже научились и дома строить, и одежду делать, и нас в эту одежду одевают, нас кормят, поят – одним словом, мы живем во всем, что получили в наследие от своих родителей и вообще от предков. И поэтому почитание старших в каждом нормальном народе было естественным законом. Другое дело, что часто, не ценя того, что дано, и не понимая, какой ценой это создано, человек пользуется этим и тратит бездумно и даже во вред себе, как случилось с младшим сыном отца. Это ясно даже в обычном, мирском рассуждении и понимании.

http://azbyka.ru/propovedi/o-zabluzhdeni...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Надежда ПШЕНКО, преподаватель Института иностранных языков В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Существует замечательная возможность обогатить духовные размышления над этой евангельской историей (Лк. 15, 11-32) еще и созерцанием одного из величайших полотен Рембрандта, хранящегося в Государственном Эрмитаже. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». В мировом искусстве не так много произведений, способных оказать столь сильное воздействие на зрителя. Это произведение действительно представляет собой целое созвездие неразгаданных загадок и тайн: каждый раз оно ставит перед нами новые вопросы, не давая на них ответы. Даже по такому, казалось бы, простому вопросу, как авторство картины, у исследователей не существует единого мнения. Одни склоняются к мысли о том, что картину завершали ученики уже после смерти мастера, другие авторы ее «незавершенность» объясняют тем, что Рембрандт писал ее в несколько приемов, обращаясь к этой теме в разные годы своей жизни. Подлинные шедевры всегда так или иначе связаны с биографией своих создателей, поэтому «Возвращение блудного сына», скорее всего, могло появиться в наиболее трагические времена жизни, на склоне лет, после последовавших одна за другой невосполнимых утрат, за год до кончины самого художника. Легко ли человеку в полном одиночестве пережить в короткий промежуток времени одну за другой смерти жены, матери, любимого сына? Эта боль не могла не отразиться на внутренних переживаниях персонажей картины. Кто они? По крайней мере, два из них, которых мы видим в левом нижнем углу картины, ни у кого не вызывают больших сомнений - это отец и сын. Они образуют собой композиционный центр произведения. Величественная фигура отца, склонившегося для того, чтобы принять в объятья коленопреклоненного сына. Радость его столь велика, что он не дает сыну произнести до конца заранее приготовленную речь, он останавливает его в тот самый момент, когда сын готовился произнести: «Прими меня в число наемников твоих». Возвратившегося сына, сердце которого прошло сквозь очистительный огонь покаяния, отец не может принять в свой дом как наемника.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь? 15.02.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя о блудном сыне Слово в Неделю о блудном сыне Это Евангелие повествует о двух неожиданностях — относительно блудного сына и относительно его брата, старшего брата. Но когда речь заходит об отце — нет ничего неожиданного. Совершенно не видно по нему, что произошло что-то неожиданное, когда возвращается его сын. Напротив, он так его ждал, что узнал его издали. С самого его ухода из дома он знал, что этот сын однажды вернется. Он знал это, потому что любил его. Другие могли сомневаться, соблазняться бедствиями, постигшими блудного сына, может быть, посмеиваться над этим наивным отцом, упорствующим в своей надежде. Но отец никогда не сомневался. Об этой части оставленного наследства он мог законно не бояться, что она пропадет, ибо он был уверен, что этот сын, оставивший ее, однажды вернется, когда будет пойман отцовской любовью. Любовь, говорит апостол, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13, 7). Она бесконечно терпелива. В некотором смысле отец был даже соучастником этого несчастного ухода сына. Он не противился ему. И это снова, потому что он верил в любовь и знал, что путь любви никогда не бывает прямым, так чтобы с самого начала без сучка, без задоринки. И что, с другой стороны, никакой блудный сын не может долго прожить без подлинной любви. Деньги, женщины, удовольствия — только несчастный случай, который, впрочем, может оказаться смертельным, это авария на дороге по небрежности и по неосторожности — с точки зрения истинной любви. Пусть пройдет год, пять лет, даже двадцать лет — разве могут они уравновесить любовь отца, которая длится всегда. Отец, позволивший своему сыну уйти, предчувствовал другое. Он видел, что тот, живя в благополучии, был на грани привыкания к этой отцовской любви, которой он наслаждался, как это произойдет со старшим сыном после того как вкус ее начнет утрачиваться силой привычки. Он ждал этого возвращения блудного сына через пустыню, где нет любви и даже какой-либо ложной любви, ждал, пока не раскроется в нем, застигнутом любовью, новая способность ответить на эту любовь. В самом деле, о какой любви может идти речь там, где ничего никогда не предпринимают, чтобы достигнуть прощения?

http://moral.ru/prodigal-son/

Блудный сын: понятные и непонятые образы Легко узнать себя в образе блудного сына. Но кто признает себя в том брате, который увидел отцовскую радость о вернувшемся сыне и пир в его честь? 15 февраля, 2020 Легко узнать себя в образе блудного сына. Но кто признает себя в том брате, который увидел отцовскую радость о вернувшемся сыне и пир в его честь? Наступает неделя о блудном сыне. Чему учит христиан евангельская притча, которую, кажется, мы знаем наизусть? Размышляет протоиерей Александр Агейкин. Понятный и непонятный Протоиерей Александр Агейкин. Фото Юлии Маковейчук Для меня притча о  блудном сыне  — это яркое описание типажей человека, сделанное Самим Христом. Но, к сожалению, мы не научились в этой притче видеть всю полноту. Мы забываем, что там представлены не только два персонажа: нерадивый блудный сын и отец. Там представлен и второй сын — верный. Блудный сын для каждого из нас понятен — это образ нашего грехопадения, нашей жизненной гордыни. Все мы ежечасно и ежеминутно берем у Бога свою часть наследства в виде каких-то жизненных устремлений и привязанностей. Легко узнать себя в образе возвращающегося домой и принятого отцом блудного сына. Но кто из нас признает себя в том брате, который, возвращаясь после трудов с поля, увидел отцовскую радость о вернувшемся блудном сыне и пир, который устроил отец в его честь? И в сердце старшего брата рождается обида: «Я всегда был с тобой, а ты мне даже маленького козленка не дал с друзьями за трапезой разделить!». Читайте также — Блудный сын: потерянный и найденный Блудный сын — «Где ты был раньше?» Эта притча не только о тех людях, кто уходит, отпадает, а затем, придя в себя, возвращается, но и о тех, кто живет в Церкви, но которым обиды и отсутствие любви не позволяют жить в радости и принимать с радостью своих братьев. Это же мы, верные христиане. Это о нас. Приходит человек в церковь — и мы его встречаем не радостью, а обидой: где это он болтался? Сейчас он задумался, мысль о покаянии ему вдруг в голову взбрела, а где ж он раньше был? Мы, которые всегда в церковь ходили, молимся — мы достойны быть христианами! Радоваться вернувшемуся

http://pravmir.ru/otec-i-synovya/

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Вспоминая А.Пушкина в Неделю о блудном сыне Архиепископ Никанор (Бровкович), беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-летия по смерти его. 27 января 1837 года, на дуэли был смертельно ранен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 29 января, в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца (11 февраля по н. ст.), он скончался. 50-летняя годовщина гибели поэта пришлась на неделю о блудном сыне. В тот день архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) произнес замечательную проповедь, посвященную возвращению заблудшего поэта в «объятия Отча», сопоставив его многомятежную жизнь и христианскую кончину. См. также: - Неделя о блудном сыне - Неизвестный Пушкин. Подробности последних часов его земной жизни Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; (Лк. 15, 1–7, 11) . После чего Господь изрек притчу о блудном сыне. По независящим от нас обстоятельствам пришлось нам поминать заупокойным молением целых трех, самых великих наших писателей в день евангельского блудного сына: сперва Достоевского, затем Аксакова, а теперь вот поминаем раба Божия Александра Пушкина, великого нашего поэта, по исполнении пятидесятилетия со дня его кончины. И прекрасно, что в день блудного сына. Это наводит на знаменательнейшие сближения. Говори о мертвых хорошо или не говори ничего – это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого, впрочем, и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко религиозный народ – древние египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей-жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем пред трибуналом судей загробных, и только после такого суда согласно приговору судей-жрецов удостаивали умершего или же не удостаивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий по своему духу к духу христианскому.

http://zavet.ru/a/rss_1298367911.html

Праведность без любви, холодная, расчетливая, эгоистическая праведность, конечно, не есть настоящая праведность. Проповедь протоиерея Александра Салтыкова в неделю о блудном сыне, 2013 Между добром и злом Дорогие братья и сестры! Сегодня в Церкви совершается неделя о блудном сыне. Мы с вами готовимся к Великому посту и недели перед Великим постом имеют свой особый глубокий смысл. Евангелие о блудном сыне напоминает нам обо всех нас, о жизни человека, о том, как совершается в глубине его сердца движение между добром и злом. То, что началось когда-то у первых людей — движение между добром и злом, оно продолжается всю жизнь у каждого из нас. В Евангелии нам рассказывается о некоей семье, где был отец и, два сына. У них было хозяйство и отец при жизни своей решил разделить им имение, чтобы они жили самостоятельной жизнью. Все обычно, все, как часто бывает в жизни. Эта история характерна для всех времен, для всех народов, практически для всех людей рассказывается нам, чтобы мы с вами накануне Великого поста примерили ее к себе. Мы знаем, что дальше сыновья по-разному распорядились своим имуществом, как это часто в жизни и бывает. У них были разные характеры. Старший был очень положительным человеком — солидным, хозяйственным, послушным отцу. Одним словом, он жил праведной, хорошей, рациональной жизнью. Он честно и много работал, и, получив свое имущество, он не оставил отца, продолжал жить с ним работать, отложив богатство на будущее. Эмиграция и репатриация Младший сын имел другой характер. Он был распущенным и непослушным, и, наверно, очень веселым молодым человеком, может быть, жизнерадостным, но крайне страстным и подверженным различным искушениям. Получив эти деньги, он уехал в другие страны. Там он очень весело жил, все деньги растерял, дошел до полной нищеты. Работать он не любил, поэтому плохо работал. Там он дошел до того, что  ему нечего было есть, ему никто не доверял, все у него развалилось, он питался со свиньями. Когда он дошел до крайней нищеты, он раскаялся. Интересно, что он раскаялся только в таком состоянии. У него же было много ступеней вниз, но он был очень гордый, и никак не хотел каяться. Вероятно, он думал, что он еще поправит свои дела, начнет работать, разбогатеет. Но, увы – он был человеком со слишком испорченным нравом. Он потерял все и когда это случилось, и он питался со свиньями, то он решил: «У меня ничего не получается, пойду обратно к отцу».

http://pravmir.ru/speshite-delat-dobro-2...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Архимандрит Дамаскин (Орловский). Воскресшая от духовной смерти душа. Архимандрит Дамаскин (Орловский) 06 марта 2024       Неделя о блудном сыне Предваряя притчу о блудном сыне, Господь приводит притчи о потерявшейся в горах овце и о потерянной драхме, давая понятие о некоторых фундаментальных качествах человека: человек не тому радуется, что у него есть, причем, есть неизмеримо больше того, что он потерял, а тому, что он это потерянное нашел. В одном случае он радуется, что нашел бессловесное животное, в другом случае – потерянную монету. В обоих случаях он свою находку, то что у него было, но что он потерял и нашел, воспринимает как событие необыкновенное, по поводу которого устраивает праздник и созывает друзей и соседей. И Господь как бы в укор фарисеям хочет сказать: если грешный человек радуется тому, что потерял и нашел, то тем более радуется Бог, Который теряет человека, впавшего в грех, когда обретает его в покаянии. И не только Бог радуется, видя, что его творение достойно того предназначения, для которого было сотворено, но и пекущиеся о душе человека Ангелы Божии, когда видят, как заполняется дом Божий, трапеза Господня, и сколько покаявшихся людей будут сопричислены их славе. В притчах о потерявшейся овце и потерянной драхме Господь показывает отношение человека к окружающему его миру – бессловесной скотине и бездушной вещи. Но в притче о блудном сыне Господь прямо говорит о взаимоотношениях Бога и человека, когда под Отцом, дающим человеку земное имение, подразумевается Бог. По существу, и младший, и старший сын были полноценными владельцами имения, за исключением разве того, что не могли употребить его тут же для удовлетворения своих пожеланий. Они были ограничены лишь в свободе тратить имение. Но как следует из поступков младшего сына и из слов старшего они были ограничены справедливо, потому что это данное Богом имение не знали на что употребить, не знали его смысла, не знали зачем оно им дано и тяготились тем, что им приходится трудиться, не соображая того, что трудятся они в том, что им дано бесплатно. Они не видели смысла в труде, а в Боге не видели благого Отца. Они не любили Его настолько, чтобы понять, что Он – эта сама Любовь, и она заповедала им трудиться и трудиться со смыслом.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Преодоление главного искушения 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Неделя о блудном сыне Слово в Неделю о блудном сыне Блудный сын решается возвратиться к своему отцу, но ему надо будет пройти еще долгий путь, который он теперь едва только начал. Он промотал свое богатство, он дошел до нищеты, до голода. И он вспоминает о всех благах, которые имел у отца. Почему бы не взять себя в руки и не попытаться вернуть хотя бы что-нибудь из прежнего? Просить больше у отца — он не смеет этого, он не может об этом даже подумать. Ему совершенно ясно: он не заслуживает уже называться сыном. Отныне он будет довольствоваться положением простого наемного работника своего отца, одним среди других. Как если бы он мог быть отстраненным от своего положения сына! И как если бы однажды он мог на самом деле заслужить любовь своего отца! Да, в первый раз он уступил искушениям — искушениям плоти. Но вот он готов уступить новому искушению, более тонкому, более страшному, которое таится в сердце каждого человеческого существа, — усомниться в любви своего отца. «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, и недостоин больше называться твоим сыном». А как тогда? Как если бы быть сыном было плодом торга, как если бы можно было купить любовь своего отца и милосердие Божие, как если бы достаточно было быть мудрым, чтобы обрести дары Его благодати. Но едва покаявшийся сын начал эту фразу, как у него не оказалось времени закончить ее. Впредь он будет наемным работником? Немыслимо! Отец уже бросился навстречу тому маленькому просвету, который открыл ему его сын, как сразу бросился он к нему, еще издалека узнав его. Разумеется, блудный сын теперь знает свой грех. Он приобрел обжигающий опыт своей немощи и всех скорбей, проистекающих из нее. Но он должен еще научиться бесконечно большему. Даже стоя на пороге отчего дома, он находится только на полпути. Ему дано будет сейчас узнать, до какой степени любовь его отца — абсолютно ничем не заслуженный дар, и что никогда не сможет он заслужить ее, и поэтому ничто никогда не могло поколебать ее, несмотря на все, что с ним произошло. И что эта любовь может буквально потопить все его грехи.

http://moral.ru/o-bludnom/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010