Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Возвращение блудного сына»  — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным? 8 мин., 27.02.2016 Эту картину знают почти все — она упоминается во многих книгах по искусству, а ее репродукции можно найти даже в провинциальной библиотеке. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще — всей мировой культуры. Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным — настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу. Осмелюсь предположить, что причина широкой знаменитости картины Рембрандта кроется не только в гениальности ее создателя. Есть еще один момент, который искусствоведы почему-то иногда упускают из виду, — сама притча о блудном сыне, легшая в основу живописного сюжета, заниает в христианском вероучении очень важное место. Не зря ведь третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется — Неделя о блудном сыне. Но над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться. У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит — скоро сын получает необходимые деньги и уходит. Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его — нищего, голодного и изможденного — к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко — с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.

http://foma.ru/pritcha-o-bludnom-syine.h...

Неделя о блудном сыне Пока мы не опомнимся, пока мы не встанем и не пойдем к Нему — не станем тешиться надеждой, иллюзией о том, что прощение дается даром. Не станем утешаться, что ждет нас Отец с надеждой, с любовью: Он ждет тех, которые покаются. Он ждет тех, которые опомнятся, встанут, и в сокрушении сердца, покаянно, пойдут к Отцу, признавая, что мы, все мы, но каждый из нас за себя — недостоин быть назван сыном нашего Отца небесного, братом нашего Спасителя Христа… 16 февраля, 2013 Пока мы не опомнимся, пока мы не встанем и не пойдем к Нему — не станем тешиться надеждой, иллюзией о том, что прощение дается даром. Не станем утешаться, что ждет нас Отец с надеждой, с любовью: Он ждет тех, которые покаются. Он ждет тех, которые опомнятся, встанут, и в сокрушении сердца, покаянно, пойдут к Отцу, признавая, что мы, все мы, но каждый из нас за себя — недостоин быть назван сыном нашего Отца небесного, братом нашего Спасителя Христа… Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мне пришлось недавно прочесть следующие слова: «Дети чисты сердцем и праведны, и поэтому они ищут правды; взрослые осквернены, и они ищут милости». В сегодняшнем Евангелии мы находим почву и для того, и для другого отношения к жизни. Но обращаем мы особенно внимание на то, как отец принял своего сына, простил его, сделал его вновь членом своего дома, своей семьи в ликующей радости. И мало обращаем внимание на то, как этот младший сын, подобно нам, изменил своему призванию сына, ушел из отчего дома, растратил всё, что ему было дано от отца, и только тогда вернулся в отчий дом, когда его измучил голод, оставленность, одиночество. Вспомним рассказ, который мы только что слышали, но не мягкими, не ласковыми, жалостливыми словами Спасителя, а с той резкостью, грубостью, с которыми когда-то происходило то, о чем говорил Христос. Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, что мне достанется, когда ты будешь мертв…

http://pravmir.ru/nedelya-o-bludnom-syne...

Приготовительные песнопения к Великому посту Неделя Мытаря и Фарисея Стихира на Господи воззвах, гл. 1. Не помолимся фарисейски, братие; ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пошением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя. Стихира на стиховне, гл. 5. Отягченныма очима пойма от беззаконий моих не могу воззрети и видети высоту небесную: но приими мя, яко мытаря кающася, Спасе, и помилуй мя. На утрени, по 50-м псалме. Слава, гл. 8. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему; храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. И ныне: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Глас 6. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Глас 6. Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Кондак: гл. 4. Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя. Стихира на хвалитех, гл. 3. Фарисеа велехвальный глас, вернии возненавидевше, мытаревой же благоумеленной молитве поревновавше, не высокая мудрствуем, но себе смиряюще со умилением воззовем: Боже, очисти грехи наша. Неделя Блудного сына Стихира на Господи воззвах, гл. 1. Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки Своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному заколению, Спасу душ наших. Стихира на стиховне, гл. 6. Отеческаго дара расточив богатство, с безсловесными скоты пасохся окаянный, и тех желая пищи, гладом таях не насыщался, но возвратився к благоутробному Отцу, взываю со слезами: приими мя яко наемника припадающа человеколюбию Твоему, и спаси мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

О неврозе праведника Иногда очень важно разрешить себе быть слабым 21 февраля, 2016 Иногда очень важно разрешить себе быть слабым Тем, кто не первый год в Церкви, уже давно всё известно и понятно. И про самодовольного фарисея, и про грешного мытаря, который ушел из храма оправданным более, нежели фарисей. Но вглядимся еще раз, что это за люди, что они переживают и что делают, — предлагает психолог и психотерапевт Марина Филоник. Неделя о мытаре и фарисее. Подготовительная к Великому посту. А пост готовит нас ко встрече с Христом воскресшим. Тема встречи с Богом пронизывает все подготовительные недели. Сначала слепой настойчиво кричит о помиловании и встречает Христа. Потом Закхей лезет на дерево, не оглядываясь, что про него подумают, и это предваряет удивительную Встречу. Теперь мытарь жаждет помилования и встречи с Любовью (и об этом сегодня поговорим подробнее). Потом будет встреча блудного сына с Отцом . Затем – встреча с Богом на Страшном суде. И, наконец, воспоминание разрушения отношений человека с Богом и призыв к восстановлению этих отношений через прощение Честная встреча с собой Мытарь видит правду о себе. И это очень важно. Он, во-первых, осознает реальное положение дел, то есть хорошо понимает, что из себя представляет. Он не слеп, не лжет себе, его психологические защиты, как мы сказали бы сегодня, не закрывают от его сознания дурных сторон его поступков и мотиваций. У него нет иллюзии о своей праведности, хотя, наверняка, за ним числятся и добрые дела – вряд ли он последний негодяй без капли человечности. И, во-вторых, у него есть смелость, как и у блудного сына, кстати, предстать перед Богом таким, какой он есть . Предстать честно и искренне, просто и по-настоящему. И так же искренне просить о том, в чем он сейчас больше всего нуждается. А нуждается он в любви. В переводе РБО читаем, что он «бил себя в грудь и говорил: «Боже, я грешен, но сжалься надо мной» (Лк, 18, 13). В синодальном переводе: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» В переводе под редакцией Кулакова: «Боже, прости мне, грешнику, вину мою!» Жалость, милость, прощение — свойства любви. Не секрет, что каждый человек нуждается в любви, но грешный — особенно.

http://pravmir.ru/o-nevroze-pravednika/

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА На бдении, по обычном стихословии, на Господи воззвах, поставим стихов 10, и поем стихиры Осмогласника воскресны 3, и Анатолиевы 3, и Триоди 4, повторяюще сия. Глас 1. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 3 и четыре из Триоди самогласные, повторяя их дважды. Глас 1. Вбезгрешную страну и животную вверихся,/посеяв грех, серпом пожав класы лености,/и рукоятием связав деяний моих снопы,/яже и постлах не на гумне покаяния:/но молю Тя превечнаго делателя нашего Бога,/ветром Твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих,/и пшеницу даждь души моей оставление,/в небесную Твою затворяя мя житницу, и спаси мя. Вбезгрешную и жизни полную страну я был введен,/но посеяв грех, серпом пожал колосья нерадения,/и снопов – деяний моих – груды собрал,/которыми и устлал гумно – но не для покаяния!/Но прошу Тебя, предвечного, Земледельца нашего, Бога,/ветром Твоего благосердия/развей мякину дел моих,/и пшеницу подай душе моей – прощение,/в небесную Твою житницу затворяя меня,/и спаси меня. (2) Познаим братие, таинства силу,/от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына/преблагий отец предустрет лобзает,/и паки своея славы познание дарует:/и таинственное вышним совершает веселие,/закалая тельца упитаннаго,/да мы достойно сожительствуем,/заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению,/Спасу душ наших. Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим – человеколюбивым Отцом,/и славною Жертвою – Спасителем душ наших. (2) Слава, глас 2: О коликих благ окаянный себе лиших!/О какова Царствия отпадох страстный аз!/Богатство изнурив, еже приях заповедь преступих./Увы мне, страстная душе!/Огню вечному прочее осудишися./Темже прежде конца возопий Христу Богу/яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-o...

Можно ли молиться за новорожденного, если его еще не крестили? 23.03.2021 23:54:58 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2021/03/02/21-00 о. Фёдор: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры, в эфире радио «Радонеж» протоиерей Федор Бородин. Мы вступили во вторую подготовительную седмицу к Великому посту. Неделя о блудном сыне. Богослужебные тексты, мысли наши все время возвращаются к этой величайшей притче Господа нашего Иисуса Христа. Она поистине бездонна, в ней колоссальное количество смыслов, открытий. Нужно обязательно говорить о самом главном, что в ней есть - мы любимы Богом. Наша надежда и радость. Эту притчу придумал не человек, который пытался навязать Богу то представление о Нем, какое нам хотелось бы встречать. Ее сказал Сам Господь, ответил на важнейший вопрос человеческого бытия. Много написано текстов, миллионы сказаны слов о том, кто такой Бог, и чуть поменьше сказано о том, Кто Он  для человека и кто человек для Бога. Однако в личном богословии, в осмыслении своего пути жизни, это самый главный вопрос - Господи, кто я Тебе? Кто Ты мне? В истории религиозной мысли люди по-разному отвечали на этот вопрос. Кто-то говорил, что Бог это только Творец, Он только сотворил человека, мир. Как говорили в эпоху просвещения отходившие от христианства европейские философы, особенно французские, что Бог это великий часовщик, который построил великий и гениальный механизм, завел его и отошел. С равнодушием наблюдает, как шестеренки крутятся, как проходят человеческие судьбы, как человек мучается страдает, как любит и бывает счастлив или погружается в горе. Кто-то считает, что бог это строгий судья. Христианство переделывает под такое видение Бога. Да, мы верим в Бога-Судью, но это не главное в Боге. Это не главное в его отношении ко мне человеку. А вот что главное - в притче. Поэтому она так и велика. Когда нам уныло, тяжело, тоскливо, когда нам кажется что бессмысленно, что мы оставлены, то надо брать Евангелие, открывать 15 главу Евангелия от Луки, еще раз читать эти великие слова - было у отца два сына.

http://radonezh.ru/2021/03/23/mozhno-li-...

Нынешняя неделя называется неделей блудного сына; почему же не называется неделей блудной дочери? Мало ли между нами и блудных сыновей и блудных дочерей, одинаково несчастных, равно погибающих в блате грехов, равно мертвых душой, равно могущих покаяться, воскреснуть, ожить и принести чистосердечное покаяние? Те и другие, отцы и дети, сыновья и дочери – чада Божии, и потому название недели блудного сына заключает в себе понятие о всех грешниках. Впавшие в тяжкий грех называются падшими потому, что душа грешника кажется как бы впавшей в пропасть, отпадшей от Бога и людей, потерянной, потому что грешник, какой бы то ни был: блудник, или пьяница, или вор, ходит, как потерянный, или как будто потерявший что; погибшим называется, ибо над ним висит гнев Божий, ему грозит нечаянная смерть, суд Божий, погибель во аде. Правда, что пока человек живет, то все еще надеется покаяться, хотя часто бывает, что он до смерти себя обманывает: от греха прежде всего тотчас умирает душа, как тело умирает от чада, хотя телом и живет человек; но грешнику две величайшие опасности на земле угрожают: или нечаянная смерть, или отчаяние. Смерть посылает Бог, а отчаяние насылает диавол. В отчаяние человек впадает или от стыда или от пьянства; но блажен тот человек, который успевает обдумать свое положение, и тотчас бежит к священнику и признается во всем. В таком разе он уподобляется человеку, который решается во что бы то ни стало перескочить глубокую пропасть. Казалось бы, что за труд прийти к духовнику и искренно, и откровенно рассказать свое горе; но диавол, поймавший в свои руки грешника, как лютый зверь свою добычу, ни за что не выпускает его из рук своих. Он тотчас внушает грешные мысли: «не бойся греха, и другие грешат; еще покаешься, грех приятен, еще поживешь на свете». При таких мыслях несчастный блудник ходит той же дорогой греха, пьяница спешит в кабак, сребролюбец еще и еще захватывает чужое, строит новые планы для наживы; таким образом грех обращается в привычку, а наконец в природу. Тогда уже не разум и не Бог управляет жизнью и делами человека, но один диавол. Ни стыд, ни позор, ни обличение, ни укоризны, ни побои, никто и ничто не может сбить грешника с пути его беззаконного. Иногда совесть и пробуждается, иногда на мысль приходит и смерть, и суд Божий, и ад; но все это отуманивается глубоким мраком любимой страсти и диаволом. Смотрит он, что и Бог в совесть его толкает, и Ангел-хранитель предохраняет от нечаянной смерти, и словно доброго друга вразумляет, и слово Божие иногда поражает слух, и колокол призывает на молитву, но «еще и еще погрешу и покаюсь», – говорит грешник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Рубежная диагностическая работа по МХК В гимназии прошла окружная предметная диагностика по предмету Мировая художественная культура. Ученикам предлагалось провести сравнительный анализ художественных произведений и записать ответ в виде эссе. Предлагаем вам работы учеников 11 класса. Сравнительный анализ произведений Босха «Блудный сын» и Рембранта «Возвращение блудного сына» Мельничук Алена 11 класс Как всем известно, эта неделя посвящена притче о «блудном сыне». Многие творческие люди, в частности художники, посвящали свои произведения этой притче, описанной в Евангелии о Луки. Босх и Рембрандт были не исключениями. Эти два художника жили в XVII веке, один в начале – Босх, другой в конце – Рембрандт. Страна, в которой они творили свои полотна, называлась Нидерландами (сегодня Голландия). Эта эпоха в истории искусства называется Северным возрождением. В отличии от оптимистического итальянского возрождения Нидерландам свойственен пессимизм, печаль, темные краски, это можно объяснить религиозными предпочтениями: голландцы – протестанты. Но вернемся к «блудному сыну». Что же общее и различное в картинах Босха и Рембрандта. На полотне Босха сын идет через огород своего отца. Его лицо искажено усталостью и, видимо, мучениями совести. На него смотрят все настороженно, его не узнают даже собаки, с которыми, я думаю, он имел обыкновение играть в детстве. Его одежда порвана, башмак потерян. Сын еще не знает примет ли его отец или нет. Картина Рембрандта обладает более трогательным и теплым сюжетом. Сын уже прощен и принят в отчий дом со всеми почестями. Привлекает внимание так же лицо свидетеля: молодой человек сзади отца стоящий, скорее всего, является старшим сыном. Он смотрит на брата с недовольством, может быть даже завистью. Картина Рембрандта лично мне ближе. Персонажи картины выглядят немного дружелюбнее, картина зачаровывает теплотой, и создается впечатление, что мы, зрители, не одни являемся свидетелями этой встречи отца и сына.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/112...

Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних ( Лк. 18:9 ), поэтому Православная Церковь в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе воснесется», что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах. На утрени в неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой недели (воскресения) Великого поста включительно, после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных». Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога, а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, святая Церковь в следующую неделю после недели мытаря и фарисея, притчею о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у ангелов и об одном кающемся грешнике, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. На утрени в неделю блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною. Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся. Седмица после недели (воскресения) блудного сына, которою перед Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустною, а неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (мяса отпуст, лишение, прекращение). В субботу мясопустную перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, на который предстанут все живые и умершие, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf 53. 32 неделя по Пятидесятнице. О Закхее. Зов Божий (Лк. 19:1–10) Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19:9 ). Наступающая неделя и следующие за ней, благочестивые слушатели, являются неделями, подготовительными к Великому посту. Они называются неделями о Закхее 96 , о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сырная. Подготовительными они называются потому, что начинают нас готовить к глубокому покаянию и исправлению в течение Великого поста для достойной встречи светлого праздника Христова Воскресения. Все названные выше недели имеют то общее, что касается вопроса об отношении Бога к кающемуся грешнику и об отношении этого грешника к взыскующему его Богу. Если человек грешник покаянно обращается к Богу, то Бог милосердно отвечает прощением грехов возрождением к духовной жизни в Боге. Так, когда грешник Закхей по внутренним побуждениям захотел увидеть Иисуса Христа, то Он (Христос) Сам пришёл к нему и даровал спасение дому его ( Лк. 19:9 ). Когда мытарь (из притчи о мытаре и фарисее), движимый сознанием своей греховности и потребностью в очищении, вошёл в храм помолиться, то милосердием Божиим был оправдан более чем фарисей ( Лк. 18:14 ). Когда блудный сын (из притчи о блудном сыне) с сокрушением сердечным возвратился из страны далёкой к отцу, то был встречен им с любовью и всепрощением. Все три притчи 97 , братия и сестры, приводят к выводу, что если человек захочет искать Бога, то он найдёт Его. Если решением своей собственной воли и покаянного чувства устремится к Нему, то его встретит милосердие Божие и духовное обновление. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что без нас, без нашего желания и свободного решения Бог не спасёт нас. И это потому, что Бог не творит ни над кем насилия, ибо создал человека по образу Своему, т. е. разумным и свободным и не лишает его свободы в выборе пути жизни – в сторону добра или зла, спасения или гибели. Господь желает видеть в каждом из нас не раба и не наёмника, а сына, чадо своё любезное, милое, дорогое, влекомое к Богу сыновним чувством, т. е. добровольно, охотно и радостно 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010