Согрешил ты? Скажи с полной решимостью в сердце: востав иду ко Отцу моему, и пойди к Нему самым делом. И лишь только успеешь ты выговорить в сердце эти слова; лишь только решишься твердо жить по воле Его: Он тотчас увидит, что ты возвращаешься к Нему: Он всегда не далеко от каждаго из нас (Деян 17:27); сейчас прольет в сердце твое мир Свой: тебе вдруг будет так легко и приятно, как, например, приятно бывает несостоятельному должнику, когда ему прощают его долг, или как приятно бывает нищему, которого вдруг одевают в лучшую одежду, или сажают за богатый стол. Но при этом заприметьте, братия, сколько видов грехов или страстей, столько и возвратных путей к Отцу небесному: каждый грех или страсть есть путь в страну, далекую от Бога. Ушел ты дорогою неверия: воротись назад, да сознай все его безрассудство, перечувствуй сердцем всю его тяжесть, пустоту, гибельность, и стань твердою ногою на путь успокоительной, сладостной и животворной для сердца человеческого веры, и держись ее всем сердцем. Ушел ты по пути гордости: воротись назад и стань на путь смирения, а гордость возненавидь, зная, что Бог гордым противится. Ушел по пути зависти: воротись с этой адской дороги и будь доволен тем, что Бог послал и помни, чье она исчадие:- первый завистник был диавол, и завистию диаволею грех в мир вниде (Прем 2:24); будь ко всякому доброжелателен. Если ушел путем вражды и гнева: воротись и стань на путь кротости и любви. Помни, что ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1 Ин 3:15); или удалился ты от Бога чревоугодием и распутством: воротись и стань на путь умеренности и целомудрия, и помни всегда, для руководства в жизни слова Спасителя: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печалми житейскими (Лк 21:34) и слова покаявшегося блудного сына: согрешили мы перед Тобою и уже недостойны называться Твоими сынами: прими нас, хоть как наемников: и Он верно примет нас, как детей. Аминь.  Прочтите толкования Святой праведный Иоанн Кронштадтский   Митрополит Антоний Сурожский Святитель Николай Сербский Митрополит Антоний (Храповицкий) ) Митрополит Антоний Сурожский Сегодняшнее Евангелие говорит нам не только о грехе и покаянии, но и о прощении, которое нам дается Богом.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

Устав Б. с. н. в греч. приходском Типиконе отличается от рус. тем, что здесь на «Господи, воззвах» стихиры Октоиха поются на 7, а Триоди - на 3; на хвалитех - Октоиха на 5 и Триоди на 3 ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 317-319); почти то же (на «Господи, воззвах» 6 и 4, на хвалитех - 5 и 3 стихир Октоиха и Триоди) - и в первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (Л. 1-5об.). При совпадении с Б. с. н. больших праздников неподвижного круга Типикон предписывает соединять их службы. В месяцесловной части Типикона есть 5 Марковых глав , посвященных соединениям подготовительных недель Великого поста со службами Трех святителей (30 янв.), предпразднства и самого праздника Сретения Господня (2 февр.), а также его попразднства и отдания (Т. 1. С. 438-440, 448-449, 458-461, 467-469, 484-485). Среди храмовых глав присутствует гл. 25, посвященная службе престольного праздника в храме святого в предпостовые недели, отсылающая к Марковой главе Сретения (Типикон. Т. 2. С. 1110-1111). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. кроме марковых есть общая глава о великом или храмовом святом в предпостовые недели, где (в отличие от 25-й храмовой главы совр. Типикона) соединение служб расписано подробно (гл. 49: Л. 75-77). В нек-рых совр. невизант. лекционариях (копт., католич. и англикан.) притча о блудном сыне также находится среди великопостных чтений - в 3-е и 4-е воскресенья поста соответственно (эл. ресурс: http://www.bombaxo.com/lectionaries.html ). Гимнография Б. с. н. тематически посвящена осмыслению евангельской притчи о блудном сыне; ее основной мотив - раскаяние молящегося, представляющего себя блудным сыном, удалившимся от Небесного Отца в страну греха. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), автор синаксаря Б. с. н., подробно раскрывая смысл притчи, писал, что она читается накануне поста для того, чтобы побудить верующих к раскаянию и предохранить их от отчаяния (Триодь Постная. Л. 12-13). Канон Иосифа 2-го гласа (ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Ιησο Θες μετανοντα δξαι (        )) с именем песнописца в акростихе 9-й песни указывается как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами и уже в Триоди X в. (Sinait. gr. 734) выписан 1-м; 2-м здесь выписан др. канон 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа (ирмос: Γν φ ν οκ λαμψεν (          ), нач.: Πντες νν βοσωμεν (Все ныне воскликнем)), с акростихом «Πτρου κανονρχου κα διακνου θρνος» (Петра канонарха и диакона плач), имеющий 2-ю песнь ( Quinlan. T. 2. P. 5, 8-17), он же присутствует и в слав. Орбельской Триоди (РНБ. F. п. I 102, XIII в.- Карабинов. С. 186). В ркп. Vat. Barber. 484, 1120 г. сохранился также фрагмент (7-9-я песни) анонимного канона 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа на Б. с. н., с фрагментом акростиха «[λ-?]ησων μς. μν» ([Пом]илуй нас. Аминь - Карабинов. С. 249). Еще 5 канонов о блудном сыне указаны в рукописях для 2-й недели поста.

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

И вот он идет к отцу. Встал и пошел к отцу своему. Он не надеется, что будет восстановлен статус его как сына, он хочет быть одним из наемников своего отца. Он считает себя недостойным, не требует каких-то привилегий, потому что все расточил, все потерял, и он идет и думает. О чем его дума? — Примет ли меня отец? Может быть он проявит гнев ко мне. Ведь я не приумножил те богатства, которые он мне дал. Я все это погубил, все это расточил, живя распутно, как отнесется ко мне отец? И мы читаем далее: “И когда он был еще далеко, увидел его отец”… О чем это? Это о том, что когда мы еще очень далеко от покаяния, но желание вернутся к Богу появляется в нашем сердце, Бог уже видит это желание. И читаем снова: “И когда он был еще далеко, увидел его отец его и СЖАЛИЛСЯ; и, ПОБЕЖАВ, пал ему на шею и целовал его. Отец, который символизирует Бога Отца, увидев раскаянные чувства у своего блудного сына, бежит навстречу. Бог спешит навстречу кающемуся грешнику, Он протягивает руку помощи. И то исцеление, которое происходит от Бога, оно происходит стремительно, как часто в Евангелие мы читаем: “Тотчас, имевший парализованную руку, протянул ее”. ” Тотчас парализованный встал, взял постель свою и пошел домой”. “Тотчас слепой прозрел”. Когда Господь, увидев дух раскаяния в нашем сердце, сжалится над нами, Он стремительно выходит к нам навстречу. Он бежит, по этой притче, к нам навстречу, Он бросается на нас, заключая в объятия любви и целует своего блудного сына. “Сын же сказал ему: Отче! я согрешил против неба и перед тобою, и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселится!” Как сказано в Евангелие: об одном кающемся грешнике ангелы на небесах радуются более, чем о девяносто девяти праведных. Когда человек кается Бог силен вернуть ему непорочные одежды крещальной купели белоснежные, надеть перстень на руку его, как знак достоинства наследников своего отца. Упитанного тельца приготовить, жертву, единственную, которую очищаются наши грехи. Апостол Павел пишет: Кровь Иисуса Христа омывает нас от всякого греха. Таким образом, удивительное сходство Евангелий о самарянине, о Закхее, о мытаре и фарисее и о блудном сыне — это введение в ПОСТ. Это темы, которые человек обсуждает в течении недели, потому, что это не только вспоминается в воскресение. Называется: неделя о блудном сыне; неделя о Закхее; неделя о мытаре и фарисее. То есть, целую неделю каждую эту покаянную тему мы должны переживать, ибо Евангельские чтения за Божественной Литургией — это Божественные уроки Иисуса Христа, которые предлагаются нам для того, чтобы мы в течении седмицы жили бы переживаниями этих тем, их осмысление. Как и сказано: вникай в себя и в Писания, так спасешься сам, так спасешь слушающих тебя.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Кроме приложения восьмой недели, на Востоке сделана была и другая попытка исправить исчисление поста – посредством отнесения к нему первых трех дней Страстной седмицы. Такая система существует и сейчас у несториан: у них вышеуказанные дни называются последними днями поста. Вероятнее всего, греки довольно быстро забыли, какой именно порядок был установлен при Ираклии. Но предание, что в его правление сделали некоторое прибавление к Четыредесятнице, все же хранилось. Этим можно объяснить наличие уже в VIII веке в Греческой Церкви традиции полупостной приготовительной, то есть сырной, седмицы. Иначе говоря, был найден некий компромисс между постом из восьми недель, который практиковался ранее, и постом из семи недель. Введение сырной недели возможно рассматривать и как форму протеста православных против монофизитов. Как бы то ни было, но указанная вставка имеет большое значение для формирования Постной триоди в целом и ее локальных редакций в частности. Так, в Палестине число приготовительных дней к Четыредесятнице сырной седмицей и ограничилось. В Константинополе, напротив, с течением времени их количество увеличилось еще на две седмицы. В константинопольских евангелистариях IX–X веков неделя о блудном сыне, предшествующая мясопустной, обычно уже отмечается. Следовательно, здесь она считается седмицей, приготовительной к посту. Причиной, повлиявшей на изменение ее литургического статуса, вероятно, послужило содержание Евангелий этой недели: ясно видна их тенденция отметить последние недели перед постом особенными чтениями. В данную часть года полагается Евангелие от Луки. В предыдущие недели зачала идут последовательно: 66 (26-я неделя), 71, 76, 85, 91, 93, 94; в два последние воскресения – мытаря и фарисея, а также блудного сына – порядок возвращается назад: 89 и 79. На мясопустную и сырную недели зачала берутся уже не из евангелиста Луки, а из Матфея (106 и 17). Что касается начальной приготовительной недели мытаря и фарисея, то она была причислена к приготовительным дням гораздо позднее седмицы блудного сына. При этом в XII веке первая неделя уже твердо занимает свое нынешнее место. Главной причиной присоединения ее послужило, по мнению И.А. Карабинова, не столько содержание ее евангельского зачала, сколько идеолого-полемическое основание . Речь идет об обличении армян, проводящих эту седмицу в строгом посте, называемом у них «арачаворк», что означает «первый». Подобный пост соблюдается всеми восточными инославными христианами под названием поста ниневитян. Как видно, способ критики армянского обычая избран был греками такой же, как и в отношении восьминедельной монофизитской Четыредесятницы: он заключался в принципиальном освобождении в седмицу мытаря и фарисея среды и пятницы от поста.

http://pravoslavie.ru/29764.html

Богословское и нравственное содержание притчи о блудном сыне раскрывается в богослужебных текстах, содержащих призыв к обращению и покаянию: Триодь постная. Неделя о блудном сыне. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах» Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына преблагий отец предусрет лобзает, и паки своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же Человеколюбному Отцу и славному заколению, Спасу душ наших. Познаем, братья, силу таинства, ибо всеблагой отец, выбежав навстречу, лобзает блудного сына, вернувшегося от греха к отеческому дому, и снова дарует ему познание своей славы, и приносит таинственную радость Ангелам (см.: Лк. 15:10 ), заколов упитанного теленка, чтобы мы жили достойно и Человеколюбивого Отца, принесшего жертву, и самой славной жертвы – Спасителя душ наших.  Триодь постная. Неделя о блудном сыне. Утреня. Кондак. Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою Отче Щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. От Твоей отеческой славы я безумно удалился, в злых делах расточив богатство, которое Ты дал мне. Поэтому приношу Тебе голос блудного сына: согрешил пред Тобой, Милосердный Отец, прими меня, кающегося, как одного из наемников Твоих. В Неделю о блудном сыне и два последующих воскресенья к полиелейным псалмам добавляется псалом 136 «На реках вавилонских». В этом псалме изображен плач еврейского народа, находящегося в вавилонском плену и тоскующего об утраченной родине. В восточно-христианской экзегетической традиции псалом воспринимается как покаянная песнь, в которой человек оплакивает утрату небесного отечества в результате греховной жизни. Вавилон трактуется как символ греха; соответственно, вавилонское пленение – символ пребывания в плену у греха. Последний стих псалма – «блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» – толкуется в аллегорическом ключе как призыв к борьбе с греховными помыслами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда блудный сын, пришедший в себя путем страданий, обездоленности, одиночества, отверженности, направился к отчему дому и когда он был еще далеко от дома, хотя уже мог вдали видеть его очертания, отец, который, вероятно, много-много раз выходил и вглядывался вдаль, ожидая возвращения своего сына, — отец его увидел. И Евангелие нам говорит, что в сердце его загорелась жалость и ласка: «Сын его мил ему бе», — и не ожидая его прихода, он, старик, оскорбленный, обездоленный грехом и бессердечием своего сына, устремился к нему навстречу и пал на его плечо головой, и обнял его, и поцеловал его. Так ли мы встречаем друг друга, когда видим, что издалека, из той далекой страны, куда каждого из нас в какой-то момент (а иногда и часто в жизни) уносит грех, из той далекой страны к нам возвращается бывший друг, знакомый, приятель, родной? Так ли мы его встречаем? Прежде всего, часто ли наша любовь остается такой непоколебимой, что мы постоянно выходим на порог нашего дома, общего дома, того дома, который значит, что мы — вместе, и глядим вдаль в надежде, что он вернется? И когда мы видим, что идет в нашу сторону человек, который был нам близок, но стал далеким, — часто ли бывает, что мы в сердце поражены огнем прежней любви, лаской, жалостью? И часто ли мы первыми устремляемся навстречу и не ожидаем ни слова сожаления, ни покаяния, ни признания: обымем человека, приласкаем, утешим его в том, что он оказался неверен в любви и в дружбе? Не чаще ли мы ведем себя, как тот сын, который ничем не был виноват перед своим отцом, и когда вернулся с поля, с работы, и услышал, что радость ликует в отчем доме, прежде чем причаститься этой радости, захотел узнать, чему там радуются: почему здесь радость вне меня?.. И когда узнал, что его младший брат, который погибал, теперь вернулся, он войти не захотел. Грешный брат его, поняв, что сделал, увидев состояние, в которое он пришел в далекой стране, преодолевая стыд и страх, преодолевая неуверенность в том, как его примут, пошел к отцу, а этот праведный стоит вне дома, где радуются, что погибший вернулся к жизни, и ждет, чтобы отец пришел его молить: Войди в общую радость! Я радуюсь, радуются слуги, радуется брат — приди, приобщись нашей радости… Отец даже не может его просить, чтобы он свою радость внес в общую радость, потому что ясно: никакой радости у этого праведного нет о том, что погибший спасся… И как говорит отец, и как говорит праведный сын! Обращаясь к отцу, этот праведный сын говорит, что за все годы добродетельной жизни, труда отец его не наградил — словно платного рабочего! — ничем, а когда вернулся «этот твой сын», он заколол упитанного тельца… А отец ему отвечает: Разве нам не надо было радоваться, «когда твой брат вернулся?»… Праведный видит в блудном только согрешившего сына своего отца, которого за брата он уже не может принять, а отец ему напоминает, что если для него блудный — сын, то для праведника он — брат.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

Песнь 1 Ирмос: Моисейскую песнь: Ирмос: Моисееву песнь начав: Иисусе Боже, кающася приими ныне и мене,/яко блуднаго сына, все житие в лености живша,/и Тебе прогневавша. Иисусе Боже,/прими ныне кающимся и меня,/как блудного сына,/всю жизнь в нерадении прожившего/и Тебя прогневавшего. Еже ми дал еси прежде,/зле расточих Божественное богатство,/удалихся от Тебе, блудно жив:/благоутробне Отче, приими убо и мене обращающася. То, что Ты дал мне прежде – божественное богатство –/в пороках я расточил;/удалился от Тебя, распутно пожив./Милосердный Отче,/прими же и меня, обращающегося. Слава: Объятия ныне Отеческая простер,/приими Господи и мене, якоже блуднаго, Всещедре,/яко да благодарно прославлю Тя. Слава: Объятия отеческие ныне распростерши,/прими, Господи, и меня,/как блудного сына, Всемилосердный,/чтобы я благодарно славил Тебя. И ныне, Богородичен: На мне Боже, всю показав благостыню,/презри моих множество согрешений, яко благодетель,/божественными Матере Твоея мольбами. И ныне, Богородичен: На мне, Боже, показав всю Свою благость,/презри множество согрешений моих, как Благодетель,/Божественной Матери Твоей мольбами. Катавасии же поем ирмосы канона. Моисейскую песнь восприимши возопий душе:/Помощник и Покровитель бысть мне во спасение,/сей мой Бог, и прославлю Его. Вместо катавасии поем ирмосы канона: Моисееву песнь начав,/воззови, душа:/“Помощник и покровитель стал моим спасением:/Он – мой Бог и прославлю Его!” Песнь 3. Ирмос: Неплодствовавший мой ум: Песнь 3 Ирмос: Бесплодный мой ум: Весь вне быв себе,/умовредно прилепихся страстей обретателем:/но приими мя Христе, якоже блуднаго. Весь оказавшись вне себя,/я безумно привязался к изобретателям страстей:/но прими меня, Христе,/как сына блудного. Блуднаго гласу поревновав, вопию:/согреших, Отче, якоже онаго убо,/и мене обыми ныне, и не отрини мене. Блудного сына возгласу подражая,/взываю: “Согрешил я, Отче!/Как его и меня обними же ныне/и не отвергни меня!” Слава: Объятия Твоя простер Христе,/милостивно приими мя,/от страны дальныя греха и страстей обращающася.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-o...

Апостол Павел знал эту свободу. И она приносила ему ту радость, какую не могли дать ему никакие земные ценности. Только в восторге радости обретенной свободы мог он воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал 2:20 ). Он же неустанно напоминает нам: «К свободе призваны вы, братья» ( Гал 5:13 ). Но он же на основании общечеловеческого опыта и элементарного здравого смысла сознает, что ничем не ограниченная свобода человека вне Христа неизбежно вырождается в произвол и насилие, угрожающее и обществу и природе: «Берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Гал 5:15 ). Более того, Апостол также видит, что неограниченная свобода способна выродиться в свою противоположность и стать рабством: «Ничто не должно властвовать надо мною» ( 1 Кор 6:12 ). В Неделю о блудном сыне уместно напоминается об этих словах Апостола в его Послании к Коринфянам. Дивная евангельская притча образно описывает путь человека от Бога и его возвращение к Богу. Жизнь в мнимой свободе, жизнь полная бессмысленной расточительности и плотских утех, приводит человека к физической и духовной катастрофе, к рабству, к утрате достоинства свободного человека. Он уже не способен думать о себе не только как о возлюбленном сыне и творении Божием, но просто как о человеке, сколько-нибудь достойном в глазах окружающих людей. Опустившийся, он думает о себе как о чреве, которое необходимо набить невкусными рожками, пищей нечистых свиней. Надо полагать, коринфские христиане, к которым обращается Апостол Павел, были далеки от несчастного состояния блудного сына из притчи. Но, в известной степени, их тоже подстерегала похожая судьба. Дело в том, что в Коринфской Церкви в ходу были в высшей степени свободные взгляды. Некоторые христиане несдержанность в поведении считали чем-то совершенно нормальным и даже похвальным свидетельством их «свободы во Христе». Пребывая в духовной прелести и в богословском невежестве, они оправдывали свое распутное поведение фальшивыми, якобы богословскими, положениями. Один из их лозунгов гласил: «Мне всё позволено». Возможно, при этом они ссылались на Апостола Павла, так как именно он много учил о христианской свободе. Но они его не поняли в принципе. Христианская свобода вовсе не означает произвола и несдержанности. Апостол противопоставляет безответственному и разрушительному коринфскому лозунгу две антитезы: во-первых, не всё человеку полезно, не всё приносит действительное благо, и, во-вторых, ничто не должно обретать власть над человеком, так как мнимая свобода часто оказывается рабством. Безграничное погружение в инстинкты и страсти может вести в глубокую несвободу. Всем нам это хорошо известно на печальных и, увы, распространенных явлениях алкоголизма, наркомании и других подобных недугов.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

Два сына в притче – это две степени крайнего отношения к Истине. И когда каждая из этих крайностей пытается к себе эту истину притянуть, прибегая к горячности и силе, то вместо приближения получают отклонение. Таков математический закон логики при доказательстве истинности явления. Об этом писал еще Рене Декарт. Об этом говорит нам и Господь в своей притче. Не притягивайте Истину за уши, живите спокойно и, по совести. Не завидуйте и не раздражайтесь. Радуйтесь в жизни даже мелочам. Умейте признавать свои ошибки, и не повторяйте их вновь. А, главное, помните, дом Отца нашего Небесного всегда открыт, как и Его объятия. Роман Викторович Овчаренко , кандидат богословия, магистр истории Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В какой регион России вернутся холода, и лето будет совсем не жарким Из-за чего погиб россиянин в Таиланде: ужасающая смерть Затонувшее авто с парнями нашли в реке на глубине 8 метров Кем была бабушка, задушившая своего внука: 2 месяца ареста Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/02/ra...

Южноитал. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. P. 187) уже не допускает возможности соединения службы Б. с. н. с последованием рядового (непразднуемого) святого; гимнографический формуляр здесь сходен с формуляром Иерусалимского устава, выписанным уже во мн. Триодях XIII в. (напр., РНБ. Греч. 229 ( Герцман. С. 106, 137, 142, 146, 170, 182, 183, 194); (болг.) БАН. 4. 5. 14 (Пергаменные рукописи БАН. С. 43)). По Типикону, принятому ныне в РПЦ (Т. 2. С. 800-802), в Б. с. н. отменяется последование рядового святого, а к воскресной (из Октоиха) службе рядового гласа прибавляется триодная (на «Господи, воззвах» к 6 стихирам Октоиха прибавлены 2 стихиры Б. с. н. по дважды и славник; из Триоди берутся славники на литии и на стиховне; к 3 канонам Октоиха (на 8) прибавлен канон Б. с. н. на 6, по 3-й песни к-рого поются седален и богородичен, а по 6-й - кондак с икосом Триоди; к воскресному эксапостиларию прибавлены 2 светильна Триоди и богородичен; на хвалитех к 5 стихирам Октоиха прибавлены 3 Триоди и славник; евангельская стихира поется перед 1-м часом; на литургии - блаженны Октоиха на 6 и Триоди (канон, песнь 6) на 4, прокимен и аллилуиарий рядового гласа, чтения Б. с. н.). В целом устав службы близок к указаниям 5-й гл. Типикона (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), но в службе Б. с. н. (как и большинства недель Триоди) воскресный кондак заменен триодным, а евангельская стихира вытеснена триодным славником и поется перед 1-м часом. Кроме того, на Б. с. н. начинается пение дополнительного к полиелею Пс 136 «На реках вавилонских» . Типикон предписывает петь этот псалом на 8-й глас, «      »; такое исполнение Пс 136 бывает лишь трижды в году и помимо Б. с. н. положено также в 2 последующие недели - мясопустную и сыропустную. Наконец, в Б. с. н., как и во все воскресенья Постной Триоди, начиная с недели о мытаре и фарисее и заканчивая 5-й включительно, обычные припевы к Пс 50 на утрене заменяются особыми: «          », «          », «          ». В дореформенной рус. традиции (XVI - 1-я пол. XVII в.) на Б. с. н. и недели о мытаре и фарисее и мясопустную на Пс 50 на «  » и «    » пели обычные припевы (постовое «    » начиналось лишь с сыропустной недели), но на «      » - уже «    ».

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010