Жизнь жительствующая как будто стирает для нас границы между живыми и мертвыми. У нас нет заупокойных последований в этот момент, а только прославление воскресшего Христа, у которого все живы, кроме тех, кто сознательно отвернется или отречется от веры в воскресшего Христа. 9-й день по богослужебному Уставу – первый день, когда после сугубо праздничных богослужений можно совершить полную панихиду. Традиционно в этот день православные стали приходить в храм, уже поминать в Пасхальный период всех усопших сродников, о ком желали молиться после светлого праздника Пасхи. Радоница стихийно возникла, она не прописана в Уставе, как другие родительские субботы. Это стихийно возникшая благочестивая традиция – помолиться уже пасхальным чином в радость Воскресения Христова за усопших сродников. Есть субботы, которые определены нашим Уставом. Это тоже очень мудрые установления,– так называемые две великие Вселенские родительские субботы. Первая – Мясопустная суббота, предпоследняя суббота перед Великим постом. Святая Церковь готовит нас к Великому посту четыре воскресенья перед его началом. Это Неделя о мытаре и фарисее, когда читается «Притча о горделивом мытаре и смиренном фарисее». Это «Притча о блудном сыне», где рассказывается драма сына, который ушел от отца, растратил имение и потом с покаянием вернулся, и отец, презрев все его прегрешения и неблаговидные деяния, принимает его кающегося с любовью ради искренности его покаяния. А третья неделя, то есть предпоследнее воскресенье, когда мы заговляемся на мясо,– Неделя о Страшном суде, когда богослужебные тексты говорят нам об огненной реке, о разгибающихся книгах, где записаны деяния каждого человека, где грозный Судия садится на Престол, а трубы Ангелов созывают с четырех концах земли души всех усопших на Страшный и нелицеприятный праведный Суд Божий. Картина Страшного Суда подвигает нас ещё больше подвязаться в воздержании и в покаянии, искренним раскаянием очистить свою душу от грехов, чтобы с чистой душой и сердцем встретить светлый праздник Пасхи и быть дальше готовыми предстать на Страшном Суде Христовом.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил/некогда чудодейственный Моисеев жезл,/крестообразным ударом разделивший море,/Израиля же беглеца, пешего путника спас,/песнь Богу воспевавшего. Восприемше теплыми слезами, блуднаго глас,/Тебе Отцу всех и Богу припадаем, вопиюще:/яко согрешихом от Тебе удалившеся, и блуду работавше,/приими наше покаяние. Начав с горячими слезами/блудного сына речь,/к Тебе, Отцу всех и Богу припадаем, возглашая:/“Согрешили мы, от Тебя удалившись/и блуду рабски служа,/но прими наше покаяние!” Царское преобидев благородие,/еже даровал еси мне, мене ради Слове, Человек бывый:/люте осудихся угодити свиниям, греховным вкусом,/но пощади мя Спасе, милосердием Твоим. Пренебрег я царственным благородством,/которое Ты даровал мне, Слово,/ради меня человеком ставший!/Тяжко был я осужден ухаживать за свиньями/за вкушение греха;/но пощади меня, Спаситель,/по милосердию Твоему! На колену падающа мя,/якоже первее блуднаго Владыко Господи,/Ты притек приими, и рукама объем,/подаждь ми образы Твоего спасения,/вместо наемника Человеколюбче,/паки Твоего сына сотворяя. Меня, на колени падающего, Владыка Господи,/Ты, как прежде блудного сына, поспешив, прими/и, заключив в Свои объятия,/открой мне Твоего спасения пути, Человеколюбец,/вместо наемника снова делая Своим сыном. Богородичен: Богоявления Тобою сподобися Богорадованная, человеческое естество:/едина бо ходатаица Дево, была еси Богу и человеком./Тем яко Божию Тя Родительницу вси достойно славим. Богородичен: Благодаря Тебе, благодати Божией исполненная,/Богоявления удостоилось человеческое естество:/ибо Ты, Дева, одна стала посредницей/между Богом и людьми./Потому Тебя, как Божию Родительницу,/мы все достойно славим. Иный канон святаго, глас 4. Иной канон святому, глас 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

1924 г. При греховном повреждении нашей человеческой природы мы многого не понимаем из соотношений между собою духа, души и тела и благодати Божией к ним, а также из таинства домостроительства нашего спасения, относящегося к оздоровлению наших души и тела и приведению их в состояние чистоты и согласия с духом при подчинении ему. Благодать Божия между прочими своими спасительными действиями на человека, при прохождении им духовной жизни, открывает ему неразумеваемое им в вышеозначенной области и даже вводит в правильное состояние по душе, телу и духу на некоторые мгновения, дабы человек мог иметь о них правильное понятие и стремился к достижению и уразумеванию. 1925 г. Праведный человек подобен доброму плодородному дереву, вокруг которого образуется оазис в пустыне безверия и греховности мира, а грешник – всё опустошающей вокруг себя сорной траве или болезнетворной гибельной бацилле, стремящейся всё разложить и разрушить. 1925 г. Таинство покаяния есть: 1) Суд – самоосуждение. 2) Баня – омытие греха. 3) Воскресение – возрождение. Условия сих действий: 1) Самоотвержение грешника. 2) Действие Св. Духа. Чем строже суд, тем обильнее милование. Больше свету, меньше тьмы. Больше к Богу, меньше ко греху. 1925 г. Саул неоднократно сознавал свою вину пред Давидом, преследуя его: И сказал Давиду: ты правее меня; ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом ( 1Цар. 24:18 ); И сказал Саул: согрешил я; возвратись, сын мой Давид; ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я, и очень много погрешал ( 1Цар. 26:21 ), но не исправлялся. Поэтому и погиб. Отсюда видно, что для спасения мало сознавать свои грехи для спасения, но нужно исправляться в них. Неделя Блудного сына есть праздник грешников, единственный в году. Великий пост есть время подвига – подобие сорокадневного подвига Иисуса Христа в пустыне. В неделю Блудного сына мы делаемся своими Богу, способными получить от Него дело, как от Царя своего или начальника, которое (дело) и есть подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В IX веке святые Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и так образовалась богослужебная книга – Постная Триодь, заключающая в себе около ста шестидесяти служб. В XIV веке Постная Триодь была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Подготовительные Недели Великого поста Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно. Неделя (без седмицы) о мытаре и фарисее, седмицы и Недели о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»). В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную. Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века – святители Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и дру­гие – оставили нам беседы и слова, произнесенные ими относительно поста еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель. Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду в VIII-IX веке. Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели, о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, – канон на Неделю о мытаре и фарисее 265 . Общее понятие о подготовительных Неделях 266 Приготовляя верующих к св Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию праро­дителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах она уже в приготовительные Недели начинает петь на утрене перед каноном умилительные стихиры «Покаяния отверзи ми двери. На спасения стези настави мя, Богородице. Множество содеянных мною лютых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. [«Объятия отцовские раскрыть мне поспеши; блудно растратил я мою жизнь, издалека взирая на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель. Не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господи, в умилении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою».] Кондак по 6-й песни, глас 3 Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. [«От Отеческой славы Твоей безумно убежав, я в пороках расточил богатство, которое Ты дал мне. Поэтому словами блудного сына взываю к Тебе: «Я согрешил пред Тобою, Милостивый Отец, прими меня, кающегося, и сделай меня хотя бы одним из наёмников Твоих».] В неделю мясопустную В этот день начинается третья приготовительная неделя к Великому посту, которая называется мясопустной, или сырной, а в народе масленой, масленицей. Всю неделю, включая среду и пятницу, разрешается вкушение немясных блюд. В воскресенье мясопустное происходит заговенье на мясо. Происхождение этого обычая таково. Византийский император Ираклий (610–640) дал обет запретить употребление мяса на этой неделе, если Бог укрепит его против персидского царя Хозроя, с которым он воевал уже шесть лет. По благополучном завершении тягостной войны Церковь , уважая благочестивый обет и ходатайство царя, исполнила его благое желание и узаконила это установление навсегда, также и для некоего предочищения, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли брозду (узду) поста». Само это воскресенье называется Неделей о Страшном Суде. Во время литургии читается Евангелие о Страшном Суде и последнем мздовоздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, происшедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и другие – оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных Недель. Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IX веках Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, – канон на Неделю мытаря и фарисея 72 . Общее понятие о подготовительных Неделях Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в подготовительные Недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасение стези настави мя, Богородице...», «Множество содеянных мною лютых...». С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма: «На реках Вавилонских...». Неделя о мытаре и фарисее Свое наименование эта подготовительная Неделя получила оттого, что на ней читается Евангельская притча о мытаре в фарисее ( Лк. 18, 10–14 ), из которой, по изображению притчи, видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Уставные особенности служб Недели о мытаре и фарисее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вторая неделя Великого поста является памятью святителя Григория Паламы . Синаксарь этого дня излагает сложную и драматическую историю жизни свт. Григория и его борьбы с еретиками, насаждавшими учение, противное Православной Церкви. Не будем здесь излагать историю этих споров и суть учения свт. Григория; вспомним только, какое значение для этих споров имеет учение о Фаворском свете. И вот, в богослужебных текстах не раз появляются эти образы света и даже стихи на этот день, составленные Никифором Ксанфопулом, особенно обыгрывают это слово: «Света светлаго проповедника ныне воистинну велия, Источник Света к незаходимому водит Свету». Постоянно говорится о свете. А сам свт. Григорий именуется так: «Сей Божественнаго и невечерняго Света сын». А противник его – Варлаам – со свойственной богослужебным текстам эмоциональностью называется «зверем»: «Италийский бо зверь, калабрийский Варлаам...» – так о нем сказано в Синаксаре. Говоря о литургических темах первых недель Великого поста, нужно сказать, что память св. Григория является самой поздней по своему возникновению из всех недель Великого поста. Она установлена в 1376 г, конечно, по аналогии с литургической темой первой недели Великого поста. Если мы взглянем на эти два воскресенья, подумаем о том, какие празднования установлены для них, то мы должны будем сказать, что начало Великого поста ознаменовано особенно победными, торжественными воспоминаниями. Вспомним, каковы были темы подготовительных седмиц поста: мытаря и фарисея, блудного сына, Страшного Суда, изгнания Адама и Евы из рая – все это должно было бы взбодрить, встряхнуть, побудить к посту. Начинается пост, и праздники воскресные – удивительно победные, радостные и светлые. Очевидно, это соответствует замыслу, как мы должны проводить пост, и что нам полезно помнить, и как нам полезно праздновать в эти дни. Третья неделя Великого поста должна быть нами рассмотрена более подробно. Название этой недели – Крестопоклонная. В этот день совершается особенное богослужение, по своему содержанию и по своей форме ни на что не похожее, и такая служба, с изнесением Честнаго Креста и особенным поклонением ему совершается всего три раза в год. Когда мы рассматривали круг неподвижных годовых праздников, мы говорили о празднике Крестовоздвижения, 14 сентября по ст.ст., и вспоминали, что почти такая же служба совершается на Крестопоклонную неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы в своей жизни выступаем порой и в роли младшего сына, и в роли отца (который страдает от того, что не знает, где находится его дитя), и в роли старшего сына. В этой роли мы выступаем по самым разным поводам, в том числе в контексте нашей повседневной церковно-общинной жизни. И контекст этот (то, что я говорю, необязательно относится к каждому из вас, но это распространенная церковно-психологическая реакция) таков: есть церковная община, есть ее члены, которые с самого начала в ней состоят; община существует через общее богослужение, через общее Причастие; возглавляется эта община пастырем, священником. Если в эту общину приходит человек, не такой, как мы, приходит с улицы, чем-то странный, пришедший из мира греха, то он одним своим видом и поведением нарушает уже принятые частично гласные, частично негласные правила. И вдруг священник все свое внимание обращает на этого вновь пришедшего (конечно, правильно делает, потому что поступает по образу Божию и по образу Сына Божия Иисуса Христа). В сердцах многих возникает ревность, зависть и осуждение. Я, например, помню эпизод, который имел место в 70-е годы, когда открытых церквей было мало, когда люди в церковь ходить боялись, когда ходили только постоянные прихожане. Дело было на всенощной под обычный воскресный день. Народу было очень немного, так сказать, все свои, и мой духовный отец совершал елеопомазание. В это время в церковь зашли две девицы, совершенно из другого мира: накрашенные, нескромно одетые и т. д., и т. п. Всех, кто там присутствовал, охватили ужас, смятение и трепет. А батюшка, когда их увидел, обратился к ним: «Здравствуйте, хорошие мои! Вот и вы пришли!» – и всевозможным образом их приветил. Дай нам Бог всем так поступать, причем от самой глубины своего существа, потому что мы – люди «многоэтажные», сложные, мы можем заставить себя так поступить, и это лучше, чем если бы мы поступали противоположно; но искреннее хрис-топодобное отношение к людям, подобным младшему сыну, приобретается некоторым подвигом и некоторым духовным опытом.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

Афродитианова повесть, 792, 797; порицается, 200, 201. Афанасия александрийского : Толкование Псалмов, 88. Послание к Антиоху см. Антиох князь; Аммону, Руфину, 205–207. Слова и отрывки, 13, 15, 87, 91, 165, 169, 185, 189, 192, 203, 204, 339, 667, 668, 732, 746, 752, 753, 757, 764, 766, 768, 770, 794, 802, 804. Житие В. Антония, 684, 763. Его житие см. Жития Святых. Афанасий, монах иерусалимский, 15, 205, 206, 224. Афанасий русин, святогорец, 746. Афанасий, поп, владелец, 350. Афонская гора, 175, 200, 686, 704, 746, 756, 757, 793. Афанасия Волховского, иером. префекта Троицкия лавры, слово, 198. Упомин. архимандритом, 457. Басманова Ивана супруга, Ирина, 76. Басов Феодор, владелец, 259, 484. Баторий см. Стефан. Батыя пленение Руси, 714, 770, убиение его, 663, 714, 805. Бенетскому архиепископу послание, 205, 206. Бердпбека, хана,ярлык, 177,765. Беседы трех святителей Василия В., Григория Б. и Иоанна Злат., 256, 769, 774, 778, 786. Беседовник см. Григорий. Библия. Книги В. и Н. завета: Пятокнижие Моисеево, 1, 44, 45. Иис. Навина, Судей Изр., Руфь, Есфирь, 2. Ездры 2-й кн. гл. 3 и 4, 659. Псалмы Давидовы, 3, 46–62. Псалтири следованные, 308–343. Толкования Псалмов, 85–88, 791. Притчи Соломоновы, 730, 773. Екклесиаст, 730. Песнь Песней, 730, 765, 773, с толкованием, 730. Премудрость Сирахова, 730. Пророки толковые, 63, 89–91. Выписки из книг В. Завета, 15, 205, 206, 728, 729, 731, 770, 771, 812. Четвероевангелие, 46, 66–70, по дням – апракос, 5. Толковое, 92–98, 107–115. Учительное 99–106. Деяния, и Послания Апостольские, 71–78, 783, апракос, 79–82. Толкования на них, 116–118, 150. Апокалипсис, 83, 84, 659, 710, с толкованием Андрея кесарийского , 6, 119–122, 692. Библейская история, 38, 728–731, 735, 769. Библиотеки разные см. Описание рукописей. Благовестник, книга, 107–115. Благовещеиие. Поучения на сей праздник, 11, 99–104, 106, 137, 142, 143, 150, 160, 602, 643, 675, 704, 744, 745, 753–755, 793, 796, 805. Блудного сына неделя. Поучения, 9, 11, 39, 99–101, 103–106, 142–144, 204, 404, 758, 793.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Блудного сына, мечтавшего наполнить свое чрево пищей, напоминает нам и другой лозунг коринфян: «Пища для чрева и чрево для пищи: Бог уничтожит и то и другое». Лукавый лозунг! Он и сегодня многим приходит в голову: мол, пища и питие — нормальные естественные процессы, касающиеся преходящего в человеке. Нравственно все это, мол, нейтрально. Так же и сексуальные потребности естественны, и им можно отдаваться столь же просто как потребности в пище и питии. Но Апостол Павел сознательно противопоставляет содержательное в богословском плане слово «тело» поверхностному коринфскому «чрево». Зная о телесном воскресении Христовом и нашем грядущем телесном воскресении, унизительно мыслить о человеке как о чреве, наполненном пищей. Для Апостола Павла человек — не чрево, а тело, которое должно принадлежать Господу, тело, призванное к прославлению Бога. Ради такого человека во всей его «телесности», со всей его жизнью отдал Себя на крестную смерть Господь Иисус Христос: «Господь для тела!». Такова цена за человека и его свободу, свободу истинную, свободу не выбора между рестораном и свиным корытом с рожками, а свободу от греха, который создает подобный выбор. Истинная свобода достигается только в познании абсолютно свободного Бога Отца через причастие Его абсолютно свободному Сыну в соединении с абсолютно свободным Святым Духом. Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Архиепископ Никифор (Феотокис) Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Архиепископ Никифор (Феотокис) Толкование на Апостол из Первого послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор 6:12–20) аа) О чревоугодии (9:12–13) Стих 12. Вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего. Вся ми леть суть . Судя по тому, чту в следующем стихе, который прямо связан с настоящим, говорится о брашнах, дается мысль, что в словах: вся ми леть суть , говорится: мне можно вкушать всякого рода пищу. Но можно разуметь здесь вообще услаждение всех чувств — зрения, слуха, обоняния и осязания, и удовлетворение всех телесных потребностей, кроме пищи, и сном, и покоем, и прохлаждениями и омовениями, вообще все утешения плоти.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010