Какой урок для нас, грешников! Вот в чем должно состоять и наше искупление своих грехов после покаяния в них. Искупать грехи – это значит приобретать добродетели, противоположные тем грехам и страстям, в которых мы приносим покаяние. Гордые и чванливые пусть станут смиренными, раздражительные – терпеливыми и снисходительными, блудные – чистыми, жестокие и холодные сердцем – сострадательными и милосердными! Слушая евангельское повествование о Закхее, мы напоминали себе о том, что подходит время нашего духовного обновления. Прошла неделя – Святая Церковь предлагает нашему слуху евангельскую притчу о мытаре и фарисее. И у самого тяжкого грешника могут быть добрые дела и добрые порывы души. И, вероятно, у этого мытаря они были, но сейчас, войдя в храм Божий, он о них не думает: он видит только свои грехи. Чувствуя их зловоние, он даже боится войти внутрь храма, чтобы этим своим смрадом не осквернить святыни храма, и, стоя у церковного порога и бия себя в грудь, шепчет ту молитву, которая стала любимым воздыханием каждого грешника: Боже, милостив буди мне грешнику! ( Лк. 18, 13 ). Вот в чем должно состоять истинное сокрушение в грехах: в полном и горячем самоосуждении, с забвением и всех тех малых добрых дел, которые могут быть в душе каждого. Такое сокрушение духа кающегося близко сердцу Небесного Отца и оправдывает грешника, как оправдало и этого мытаря. Прошла еще неделя. За Божественной воскресной литургией мы внимаем словам другой притчи Христовой – о блудном сыне. Блудный сын, как вы знаете, ушел из-под родительского крова, прожил в грехах в далекой стране, истратил всю долю своего имущества и, наконец, пришел в себя: опомнился, одумался и сознал всю глубину своего духовного падения. После этого он вернулся к отцу. С этого начинается покаяние и каждого из нас. Мы так привыкаем к своим грехам, что не замечаем их, не даем себе отчета в том, что своими грехами оскорбляем любовь Божию к нам и губим душу для вечности. Надо каждому из нас одуматься, раскрыть глаза на свои скверны, понять, что мы со своими нераскаянными грехами стоим на краю бездны, и, осознав всю опасность своего греховного состояния, спешить с покаянием в отчий дом – к ногам своего Небесного Отца. А Он, Любвеобильный и Всепрощающий, уже ждет со Своими объятиями каждого кающегося грешника, как в притче отец встречал своего блудного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Методический материал Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту, именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне, получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Вопросы на понимание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для индивидуального размышления Запишите свои ответы в блокнот. Если хотите, поделитесь своими мыслями в комментариях . Прочтите толкования   Святой праведный Иоанн Кронштадтский Митрополит Антоний Сурожский Святитель Николай Сербский Митрополит Антоний (Храповицкий) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Востав иду ко отцу моему (Лк 15:18). (Слова блудного сына из читанной ныне евангельской притчи) Братие! притча о блудном сыне должна занять все внимание наше. В ней, как в зеркале, видны все мы. Сердцеведец Господь в немногих словах и в лице одного человека представил, как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинно-сладостной жизни по Богу, и как испытанная нами тяжесть греха для души и тела, побуждает нас, по действию благодати Божией, обратиться и многих действительно обращает опять к Богу, к жизни добродетельной. Повторим ее и побеседуем о том, как необходимо и как удобно грешнику обращаться к Богу. У одного человека было два сына. Когда они пришли в возраст, младший сказал отцу: дай мне следующую часть имения. И отец разделил имение. Старший сын не взял своей доли и остался с отцом: знак, что он любил отца чистым сердцем, находил удовольствие в исполнении его воли (николиже заповеди твоя преступих) и удаляться от него почитал безумием.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

«Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь. Блудный сын. (Лк. 15:11–32) Не только гордость мешает покаянию, исповеди. Иногда бывает такое состояние, что не смеешь подойти к исповеди или из-за множества долголетних грехов, или из-за того, что на душе – страшный грех, который, думаешь, Господь Бог не простит. Ответом на эти смущения и является богослужение второй, подготовительной к Великому посту НеделиНедели о блудном сыне. Сегодня читалась такая притча. Было два сына у отца. Один взял свою долю имения отца и ушел в далекие места. Там он жил блудно, распутно, все прожил. Начался голод. Чтобы прокормиться, блудный сын стал пасти свиней и хотел с ними питаться, но и этого ему не позволяли. Тогда он вспомнил отца, у которого много слуг, и решил пойти к отцу и попросить взять его, как наемника. Вспомнил, решил и пошел. Отец еще издали увидел блудного сына, сжалился, побежал ему навстречу и обнял. А блудный сын сказал: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим ( Лк. 15:21 ). Отец же велел принести лучшую одежду, дать перстень на руку и заколоть теленка, чтобы есть и веселиться, потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк. 15:24 ). Да услышат эту притчу Христову все заблудившиеся, все тяжело согрешившие и все считающие себя погибшими. Да услышат они все эту притчу и да поймут, «яко благ Господь», что нет греха, который превзошел бы милосердие Божие, кроме греха нераскаянного. «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» Неделя о страшном суде. (Мф. 25:31–46) В прошлое воскресенье притча о блудном сыне напоминала нам о великом милосердии Господа к кающемуся грешнику. Нет греха, который был бы больше милосердия Божия. Сегодня Святая Церковь напоминает нам, что Господь не только милосерд, но и праведный Судия. Сегодняшнее евангельское чтение и вчерашняя всенощная говорят нам о праведном конечном Страшном суде, на который соберутся все народы, все люди. И разогнутся книги жизни каждого из нас, и каждый получит по заслугам: праведные получат вечное блаженство, а грешники – вечную муку. Это говорит Господь (см.: Мф. 25, 46 ). Церковь нам об этом напоминает, чтобы побудить к покаянию, чтобы побудить самим раскрыть нашу книгу жизни и вычеркнуть из нее на исповеди все грешное и недоброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Святые отцы мало говорят о причащении именно на Пасху (вероятно, ввиду того что в древности этот вопрос не поднимался), однако встречающиеся в их творениях высказывания весьма категоричны. У преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского читаем: " Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют " . Это суждение святые основывают на том, что, собственно, Пасха - это и есть Христос, как говорит Апостол: " Пасха наша, Христос, заклан за нас " (1 Кор. 5, 7). Таким образом, праздновать Пасху значит приобщаться к Пасхе - Христу, Его Телу и Крови. " Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай... " О чем же говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове, читаемом на пасхальном богослужении, как не о причастии? Тельцом упитанным Церковь называет Христа. Так, в толковании на притчу о блудном сыне, где под блудным сыном подразумеваемся все мы, а под отцом - Отец наш Небесный, говорится: " И тельца упитанного его ради (то есть нас ради. - Ред.) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови " (Синаксарий в Неделю блуднаго сына). Великий Григорий Палама законополагает в " Десятословии " , чтобы христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Примечательно также и то, что говорится в " Томосе единения " о епитимиях, определяемых лицам, вступающим в третий брак: " Если кто, достигнув сорока лет и при этом ни возраста не стыдясь, ни о должной христианской благопристойной жизни не заботясь, только лишь по действию страстного вожделения впадает в третий брак, тот да будет в течение пяти лет не причащающимся Святыни Причастия, и этот срок никак не может быть сокращен. Но и после того как он удостоится Пречистого Причастия, да не будет ему позволено причащаться в иное время, кроме как на спасительное Христа Бога нашего Воскресение, ради очищения, насколько возможно, бываемого от предшествующего воздержания Великого поста " . Итак, даже лица, подвергаемые епитимии, могут причащаться на Пасху, причем именно на Пасху, а у нас верующий человек, проведший пост в воздержании и чистоте, лишается того, о чем Церковь молится еще и до начала поста: " ...снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения " (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне вечера). Кстати, о песнопениях. Разве случайно то, что именно в Пасху и на Светлой седмице Церковь поет " Тело Христово приимите " (см. причастен Пасхи) до того, как выносится Чаша, призывая к Причастию всех присутствующих на богослужении?

http://e-vestnik.ru/analytics/trapeza_is...

Искренности, глубине и силе покаяния способствует вторая часть проповеди Спасителя: ибо приблизилось Царство Небесное. В этих словах указана та вожделенная цель, ради которой следует очищаться, обновляться сердцем, возрождаться духом для Царства Небесного. Другим примером глубокого и решительного покаяния является блудный сын в притче Спасителя о блудном сыне. Этот сын раскаялся в своём распутстве, признал своё недостоинство пред Отцом и пошёл просить Его милосердия. Как известно, Отец ответил безграничной любовью на раскаяние сына и открыл перед ним двери Своего Дома, Своего Царства 131 . Что же такое Царство Божие? В широком плане (смысле) Царство Божие (или Небесное) митрополит Филарет Московский определяет как «Царство природы, царство благодати и царство славы». Под первым царством разумеется весь мир, под вторым – « Церковь Божия на земле, под третьим – Церковь Небесная». Сам Христос под Царством Божиим разумел все три царства: царство природы ( Мф. 6:26–30 ), царство благодати ( Мф. 16:18 ) и царство славы ( Мф. 25:34 ). Наибольшее внимание уделял созиданию царства благодати – Царства Божия на земле и прежде всего в самом человеке. Царство Божие, – говорил Он, – внутри вас есть ( Лк. 17:21 ). Оно – в святилище, и сокровищнице нашей души и есть праведность, мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). «Тот, – говорит святой Иоанн Кассиан , – кто имеет указанные апостолом качества, находится в Царстве Божием, а те, которые живут в неправде, раздоре, печали, производящей смерть, те находятся в царстве дьявола». Царствие Божие означает пребывание Бога в сердце человека, означает непрерывное богообщение, столь свойственное святым угодникам Божиим. Царство моё, – говорит Спаситель, – не от мира сего ( Ин. 18:36 ): оно не в господстве над другими людьми, а в отдаче себя им ( Лк. 6:27–36 ), не в правах над ними, а лишь в обязанности пред Ними и пред Богом ( Лк. 17:10 ). Это Царство уготовано нам от создания мира ( Мф. 25:34 ). Поэтому искать его, созидать его внутри себя следует прежде всего и больше всего, а тогда лишь всё остальное, потребное для жизни, приложится нам ( Мф. 6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Этот соблазн тщеславия для каждого из нас в каждое мгновение явля-ется опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хо-рошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе от¬ношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием. В житии препо-добного Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его ста-рались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых рай-ских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях рай-ских ска¬зал: Нет еще!.. — и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом Единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь го-ворит нам о том, что только оторвавшись от тщеславия, Закхей стал спо-собным принять под свой кров, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться, то есть отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути — и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его. Вдумаемся в наше собственное состояние; станем перед Божиим су-дом — всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним ша-гом вошел мытарь Закхей. Аминь. Воскресенье 26 февраля 1978 г. Неделя о блудном сыне Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшнем Послании, в письме, обращенном через столетия к нам лично, апостол Павел нам говорит, что мы — храмы Свя­того Духа. Что же это значит? Это значит, что при крещении и миропомазании Дух Святой вселился в нас, лично, живет в нас и действует лично. Но если в вещественном храме Божие присутствие его как бы заполняет, но не соединяется с ним природно, то соединяясь с нами, Бог пронизывает нас в душе и в теле, во всем нашем существе, и мы делаемся через это, по слову апостола Петра, причастниками Божественной природы. И это мы знаем даже из малого нашего опыта причастия Пречистого Тела и Крови Господних. Его Тело делается нашим телом, Его Кровь бежит по нашим сосудам. Мы непостижимым об­разом являемся Его присутствием, хотя бы и затемненным, заслоненным нашей мертвостью, нашей греховностью, нашей нечуткостью.

http://pravmir.ru/vstupaya-v-velikiy-pos...

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года ( Розанов. Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых. Господские праздники в составе Г. п. б. к. Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к. Воскресные дни Г. п. б. к. являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории. К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

http://pravenc.ru/text/165231.html

По сравнению с армянскими лекционариями в рассматриваемом сборнике мы находим дальнейшие изменения, какие с течением времени испытало иерусалимское богослужение при сохранении в то же время своей древней основы. Начнем опять таки с богослужения подвижных дней. 40-ца в нашем памятнике предваряется мясопустной неделей. Для нее положены на утрени 3 Евангелие Мф. 5:17–48 (6, 7 и 3 заповеди и о любви к врагам в Нагорной проповеди ), а на литургии – Лк. 7:36–50 (Господь на вечери у Симона фарисея). В сырную неделю утреннее Евангелие Лк. 12:32–40 (заповедь бодрствовать в ожидании пришествия Господа), на литургии же – наше (лишь несколько длиннее: Мф.6:16–33 ). 1 неделя поста: Мф. 7:13–29 (конец Нагорной проповеди) и Мф. 6:1–15 (о милостыне, молитве и прощении обид); 2 неделя: Мф. 22:1–14 (притча о браке царского сына) и Лк. 15:11–32 (притча о блудном) 4 ; 3 неделя: Мф. 20:1–16 (притча о работниках в винограднике) и Лк. 18:9–14 (притча о мытаре и фарисее); 4 неделя: Мф. 21:33–46 (притча о злых виноградарях) и Лк. 10:25–37 (о милосердном самарянине); 5 неделя: Мф. 23:1–39 (обличительная речь Господа книжникам и фарисеям) 5 Лк. 16:19–31 (притча о богатом и Лазаре) 6 и Ин. 9:1–38 (о слепорожденном). Как видим, для 40-цы в Иерусалим избраны едва ли не самые трогательные, в смысле побуждения души к покаянию, зачала: этим иерусалимская система сильно отличается от константинопольской, назначающей для данного периода, за исключением приготовительных дней, большую часть чтений из рядовых зачал Евангелия Марка, которые с удобством можно прочесть во всякое другое время года. Для литургии Лазаревой субботы евангелистарий назначает Ин. 11:1–45 , но пред ним помещено зачало Ин. 11:55–57 (толки евреев, собравшихся на Пасху, о Христе), часть древнего чтения при возвещении Пасхи, с не совсем понятным заголовком: ες τν δπρθεσιν предназначалось ли оно в качестве заключения к Евангелию предшествующей недели (между ними стоит упоминавшаяся выше запись), или же употреблялось при старинном обряде возвещения Пасхи, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим – человеколюбивым Отцом,/и славною Жертвою – Спасителем душ наших. Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски   Последование богослужения на 28 февраля в разных форматах и онлайн     М. Красовицкая «Литургика»     Неделя о блудном сыне — это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее — к XII b., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны — 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского — он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха — тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

Закрыть «Радуйтесь в жизни даже мелочам» Проповедь в Неделю о блудном сыне Роман Овчаренко   23:46 02.03.2024 156 Время на чтение 4 минуты Фото: pravoslavie.ru Несколько буднично звучит знакомая нам с детства притча о блудном сыне. Едва мы слышим её первые слова, и наш интерес к ней гаснет, внимание пропадает. Знаем мол, читали, слушали. Да сколько же можно её повторять? Воля, конечно, ваша друзья, но что, если мы, в своей суете, всё же упустили основную мысль этого замечательного поучения? А что, если мы так и не смогли понять, чему учит нас Господь в этой притче? Может стоит всё же разобраться в ней? Итак, приступим. Что мы знаем о ней? В некой восточной стране живет человек, почтенный отец семейства. Он богат, достиг преклонного возраста, есть наследники его состояния – у него два сына. Для восточного человека – это несказанное счастье. Казалось бы живи, да радуйся, но, увы, мир не идеален. Как и жизнь, которую мы проживаем. Младший из его сыновей (здесь возможно указание не только на его физический возраст, но и на меру его восприятия Истины, на его духовную незрелость), избалованный с детства, не знавший отказа ни в чём, едва достигнув возраста совершеннолетия, заявляет о своих правах на наследство, не желая ждать кончины отцы, и законного порядка наследования. Отец не возмущается, созывает совет и честно делит свое имущество между двумя своими сыновьями. Младший сын, получив желаемое, отправляется в дальние страны, где его никто не знает, и где мораль не столь строга, как на Востоке. Там он очень скоро проматывает свое значительное состояние, удовлетворяя все свои, даже низменные желания. Из принца он превращается в нищего. Вот так поворот. Ко всем его финансовым злоключениям добавляется ещё и голод. Тот, кто еще вчера не знал, как зашнуровать собственные туфли, вынужден был искать себе работу. То ли в насмешку над ним, то ли из большой нужды его берут свинопасом. Ну и что, скажете вы? А то, что он – еврей и по закону Моисея не должен был есть свинину, да что там, есть, даже касаться свиней, которые считались нечистыми животными. Но его гордость сломлена, он соглашается на всё, и как сказано в Писании: «и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15, 16). Теперь представляете до какой степени он опустился? А дальше уже край: ненависть к Богу, к людям, к себе и самоубийство.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/02/ra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010