Близ последней, на противоположном правом берегу речки стояла деревянная церковь небольших размеров. Она принадлежала к прежде бывшей Голубинской пустыне, из которой на Рётче жило несколько лиц монашествующих. Последние совершали службу в церкви, заведовали мельницей, занимались скотоводством и обрабатывали землю. Указывают и то место, где была церковь. Оно неровное, изрытое ямами; в земле встречается масса старинного кирпича. В западной половине прихода на одном холме, между деревнями Косовым и Виторьевым, в древности была церковь или часовня. Холм, на котором стояла последняя, находится в поле крестьян деревни Виторьева, и это поле называется храмовым. Никаких следов постройки не сохранилось. У одного крестьянина деревни Виторьева хранятся две большие продолговатые с выемкою в средине дски от древних икон, стоявших, по преданию, в бывшей церкви или часовне. Из других местностей в приходе достойны внимания убогий дом и место родины преподобного Вассиана, Тиксенского чудотворца. Преподобный Вассиан глубоко чтится жителями Стрелицкого прихода. У последних сохранилось предание, что в семи верстах от приходских храмов, на правом берегу речки Рётчи (приток реки Сухоны), близ большой устюжской дороги в древности было небольшое селение " Малое Бурцово " , в котором родился и первоначально жил преподобный Вассиан. Верность этого предания подтверждается и письменными документами. Так в рукописи, хранящейся в Тиксенской Преображенской церкви Тотемского уезда, свидетельсвуется, что " сего блаженного (т. е. преподобного Вассиана) рождение в области города Тотьмы, веси, нарицаемые Стрелицы села Бурцова " . Из писцовых книг Тотемского уезда за 7138 год (1630 г.) видно, что в первой четверти XVII столетия в Стрелицкой волости действительно была деревня " Малое Бурцово " . В этой книге значится: " Деревня Бурцово меньшое на речке Ретче, а в ней крестьян: двор Богдашка Степанов, да сын ево Данилко, двор бобыль Семенка Юдин... " О том, когда нарушилась эта деревня, неизвестно. Недалеко от того места, где было " Малое Бурцово " , на расстоянии 1/4 версты от большой дороги и на самом берегу речки Ретчи в настоящее время существует часовня в честь преподобного Вассиана.

http://sobory.ru/article/?object=41441

Завершает канонизации XVIII века прославление преподобного Феодосия Тотемского (†1568; пам. 28 янв.). Его святые мощи были обретены 2 сентября 1796 года при перестройке Вознесенского храма в Спасо-Суморийском монастыре близ Тотьмы в Вологодском крае. Прославление его состоялось в 1798 году при императоре Павле I и празднование ему было установлено в день его блаженной кончины – 28 января. Посылая в Тотемскую обитель облачения в связи с обретением мощей Преподобного, император писал: «Духовное принося благодарение Промыслу Творца Всевышнего за озарение начала царствования моего явлением и многими чудотворениями святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, в изъявление благоговения моего к оным, посылаю в обитель Преподобного полную бархатную ризницу для соборного священного служения. Приемля сердцем чистым и благодарным сие на дни наши излияние Божия благодати, духовно молю, да всегда она на мне и на царстве моем пребывает» 1275 . Архиепископ Филарет (Гумилевский) называет автором службы преподобному Феодосию князя Гавриила Гагарина, бывшего министром коммерции и другом императора Павла I 1276 . Буквенный акростих службы имеет некоторые особенности, присущие гимнографу XVI века игумену Маркеллу Безбородому, с характерным удалением гласных 1277 . «Акростих читается следующим образом: ПОСЛи ТВОЕМУ СПаСЕ ПОМОЩ РАБУ ДА ПОЮ НеБеСНоГо ЧеЛоВеКА... Заглавные буквы стоят в акростихе, малые добавлены нами», – пишет Ф. Спасский 1278 . Открывает канонизации XIX века прославление сибирского иерарха. Обретение его святых мощей произошло ранее, в середине XVIII века, в связи со строительными работами в Вознесенском монастыре, где он был погребен. В 1801 году состоялось свидетельствование честных мощей первого Иркутского епископа, святителя Иннокентия, почившего 27 ноября 1279 1731 года. Были рассмотрены также чудеса, происходящие от его святых мощей. В 1804 году, при императоре Александре I, он был причислен к лику святых. Святитель Иннокентий прославился своей миссионерской деятельностью в Сибирском крае. «Святитель любил уединение и молитву. Он часто уходил в пещеру и там проводил время в молитве» 1280 . Первоначально он приложил свои труды на поприще духовного образования, будучи с 1710 года по 1714 год преподавателем Славяно-греко-латинской академии, а затем ее префектом 1281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Среди молившихся в храме были настоятельница Покровского ставропигиального монастыря игумения Феофания (Мискина), настоятельница московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального монастыря игумения Филарета (Смирнова), насельницы Покровской обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек, члены делегации духовенства и мирян Вологодской митрополии. Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского монастыря под управлением Л.В. Амбросовой. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Затем были вознесены молитвы о «упокоении душ рабов Божиих, по злой человеческой воле во граде Одессе в огне сожженных». Сегодня исполнилась третья годовщина со дня  трагедии в Одессе. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил клирика Николо-Угрешского ставропигиального монастыря , преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии диакона Сергия Шилова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Сивоконь, клирик храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы — подворья Покровского ставропигиального женского монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами блаженной старицы Матроны в Покровском храме обители и возглавил крестный ход по территории обители. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Великоустюжского и Тотемского Тарасия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. По окончании богослужения игумения Феофания (Мискина) от лица насельниц Покровского монастыря и благочестивых паломников приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону святой Матроны, созданную сестрами обители в старинной технике шитья. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар обители Предстоятель передал пасхальное яйцо.

http://patriarchia.ru/db/text/4882612.ht...

С. 217-218). Возле раки святого впосл. была размещена памятная надпись, содержавшая сведения о нем. В утраченной ныне рукописи XVIII в. «Житие и чюдеса преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго Суморина монастыря, новаго чюдотворца» из б-ки Суморина мон-ря после «Повести о рождении преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго...» были помещены тексты надписей, находившихся над погребениями прп. Феодосия, блж. Андрея и М. ( Срезневский. 1902. Ч. 1. С. 12). 17 дек. 1742 г. священники Воскресенской ц. подали рапорт архиеп. Великоустюжскому и Тотемскому Гавриилу (Русскому), в к-ром просили разрешить разобрать ветхие деревянные церкви Никольскую и Пятницкую. В июне 1743 г. последовало разрешение; Пятницкая ц. была разобрана в том же году, раку святого, вероятно, перенесли в Воскресенский храм. Как следует из рапорта свящ. Воскресенской ц. Иоанна Васильева от 7 февр. 1745 г., посланного архиеп. Великоустюжскому и Тотемскому Гавриилу, мощи М. находились под спудом, однако в документе не указано, как во время строительства было обозначено погребение святого (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 307-308 об.). К 1750 г. на месте Пятницкого и Никольского храмов построили каменную одноэтажную церковь, освященную во имя свт. Николая. В 1772-1775 гг. на 2-м этаже был устроен еще один храм, который освятили в честь Воскресения Христова (обветшавшую деревянную Воскресенскую ц. в 1783 разобрали). По оценке историков архитектуры, этот храм стал 1-м образцом «тотемского барокко». Архитектурный декор нижнего этажа был выполнен в стиле XVII в., а верхняя часть очерчивала «основную форму (включая простые наличники) с причудливым кирпичным фасадным декором в виде картушей» ( Брумфилд. 2005. С. 15). В 1868 г. у левого клироса Никольского храма над местом погребения М. установили резную деревянную раку. На ней в живописных клеймах были изображены чудеса, совершившиеся у мощей святого. На наружной стене место погребения блаженного отмечала фреска с изображением М. в деревянном киоте. По сведениям В.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Сямский монастырь расположен на юго-западном берегу Кубенского озера в 65 верстах от города Вологды. Он основан в 1524 году, в княжение великого князя Василия III. Предание об обстоятельствах происхождения Сямской обители сообщает следующее. Одному из жителей Сямской волости, который страдал тяжким недугом расслабления, явилась Божия Матерь и повелела ему объявить прихожанам Сямской Покровской церкви, чтобы здесь была устроена обитель с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Больной после этого выздоровел и свято исполнил волю Небесной Царицы: в 1524 году была основана обитель Рождества Пресвятой Богородицы и названа Сямским Богородице-Рождественским монастырем. Обитель пользовалась вниманием и покровительством московских государей. В 1544 году ее посетил царь Иоанн Грозный. В продолжение своего существования обитель испытала много бедствий, преимущественно от пожаров. В Смутное время она была подвергнута разграблению поляками. Но, несмотря на все несчастия, Сямская обитель с помощью Божией сохранила свое существование до настоящего времени. Управляет в ней игумен. В монастыре имеется один храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный; с двумя приделами внизу. С внешней стороны по особенностям архитектурного стиля он имеет большое сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Здесь с самого основания монастыря неизменно хранится местночтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямской. Празднование ей совершается 8 сентября. Почтовое отделение находится в 10 верстах от монастыря в селе Новленском. Тотемский монастырь. Тотемский монастырь находится в одной версте от уездного города Тотьмы и расположен на весьма живописном месте, – на мысу, образуемом изгибами двух рек: Ковды и Песьей Деньги, впадающих в Сухону. Основан монастырь знаменитым вологодским подвижником прп. Феодосием Сумориным. Прп. Феодосий прожил в основанной им обители 15 лет до блаженной своей кончины (1568 г.) и успел за это время упрочить ее существование не только в духовном, но и в материальном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

13 Иеромонах Варнава (Меркулов, 24.1.1831 †17.2.1906) Гефсиманский – старец-утешитель. Родился в семье крепостных крестьян Тульской губ. Находясь с отроческих лет под духовным руководством старца Геронтия, вступил в Троице-Сергиеву Лавру (1851), но уже через месяц перешел в Гефсиманский скит. Пострижен в рясофор; в мантию с именем Варнава (20.11.1866). Посвящен в сан иеродиакона (29.8.1871), а затем во иеромонаха (20.1.1872). Избран братией и утвержден священноначалием народным духовником Пещерного отделения. Вскоре он стал братским духовником Пещер (1890), а потом и духовником старцев Гефсиманского скита (1899). Блаженная кончина старца последовала в пятницу на первой седмице Великого поста 1906 г. в св. алтаре перед св. Престолом. В старческом служении о. Варнава подвизался 33 года, в Пещерах провел 47 лет. В настоящее время идет изучение материалов о возможности канонизации иеромонаха Варнавы. См.: Архим. Георгий (Тертышников). Житие преподобного иеромонаха Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Фессалоники. 1995. 14 Иверский Выксунский монастырь в Ардатовском уезде Нижегородской губ. – первоначально существовал в качестве богадельни (1864–1875), переименован в Иверскую общину (1874). Главным занятием сестер, согласно составленным о. Варнавою правилам, была молитва. С 1887 г. – монастырь третьего класса. Сразу же после смерти старца-утешителя начались хлопоты выксунских монахинь о переносе тела усопшего в свою обитель, которые окончились безрезультатно. Также без последствий были оставлены ходатайства о переименовании монастыря в «Иверский Варнавинский». В монастыре имелись четыре храма: соборный – во имя Иверской иконы Божией Матери; под соборным, в склепе – в честь Собора Безплотных сил; больничный – в честь Успения Божией Матери и новый каменный – во Имя Пресв. Живоначальной Троицы. 15 Архиепископ Никон (Рождественский, 4.4.1851 †30.12.1918), Вологодский и Тотемский – выдающийся церковный деятель начала века, член Государственного совета (1907), церковный писатель. Окончил Московскую духовную семинарию, принял монашество (1880). Казначей Троице-Сергиевой Лавры (1893), председатель епархиального училища иконописания (1901). Хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии (1904). Епископ Серпуховской, викарий Московской епархии (1904–1906), епископ Вологодский и Тотемский (1906). В связи с назначением в 1912 г. членом Св. Синода уволен от управления епархией. Архиепископ (1913). Председатель Издательского совета при Св. Синоде. Кроме «Троицких листков», издатель «Божией нивы», «Троицких цветков», «Троицкой народной беседы» и «Троицкого слова». Оказывал постоянное покровительство духовному писателю С. А. Нилусу. С 1910 г. известен как автор постоянно публиковавшихся «Моих дневников» (до 1917). Похоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

10/23 Мучеников Евлампия и Евлампии (303–311). Преподобного Амвросия Оптинского (1891). Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского (1122). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Святых 26 Зографских преподобномучеников (1284). Собор Волынских святых. Иконы Божией Матери «Зографской Акафистной» (ок. 1284). Тропарь мученикам Евлампию и Евлампии, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих... (общий мученикам). Кондак, глас 3 Доблия мученики и братию по плоти,/мудраго Евлампия и Евлампию почтим,/тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося;/сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Евлампие и Евлампие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому , глас 5 Яко к целебному источнику,/притекаем к тебе, Амвросие отче наш,/ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скорбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любви научаеши,/моли Человеколюбца Христа/и Заступницу усердную/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Завет Пастыреначальника исполнив,/старчества благодать наследовал еси,/болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе;/темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/отче святый Амвросие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Амвросие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Амфилохию, епископу Владимиро-Волынскому, глас 4 От мирскаго мятежа изшед,/в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси,/святителю Христов отче Амфилохие,/и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный,/в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси./И тако достиг добродетелей совершенства,/паки в пещеры святыя возвратился еси,/идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне,/к лику преподобных Печерских пречтен,/с нимиже молися Христу, всечестне,/спастися душам нашим. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Января 16-го Вологодская Церковь совершает память местно чтимого блаженного Максима Тотемского. Из дошедших сведений известно, что блаженный Максим был священником в Тотьме. Христа ради он юродствовал 45 лет. Преставился в 1650 г. января 16. Почитание его началось с 1715 года. Мощи его, под спудом, почивают в Градской Воскресенской Церкви, что у варниц. Житие Преподобного Феодосия Тотемского Преподобный Феодосий родился в царствование великого князя Василия Иоанновича, в Вологде, от благородного звания родителей, по прозванию Сумориных. По воле родителей, Феодосий, придя в возмужалый возраст, был женат и имел дочь, по имени Марину. После женитьбы Феодосия, недолго жили его родители, и за ними скоро скончалась и жена его. Тогда преподобный поспешил исполнить давнишнее, от юности таившееся в нем желание, посвятить себя иночеству. Он удалился в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, где и был пострижен в иноки. Замечательны были и постничество инока Феодосия, и его безропотное послушание. Он был назначен надзирателем за солеварнею в Тотьме, принадлежащей монастырю. В Тотьме Феодосий приобрел такую всеобщую любовь и уважение, что посадские жители просили Царя Иоанна Васильевича, дозволить преподобному Феодосию, построить монастырь, близ города, на горе, между двух рек Ковдою и Песью-Деньгою. В 1554 году Царь дал на то не только свое соизволение, но и назначил преподобного Феодосия настоятелем обители и освободил ее, несудимою грамотою, от всяких податей. Окрестные жители охотно приносили пожертвования деньгами и имуществом и скоро пр. Феодосий, с благословения Архиепископа Ростовского Григория, соорудил Церковь во имя Преображения Господня, и, по монастырскому чину, келии и трапезу. В 1555 году Царь даровал другую грамоту на монастырские солеварни и на безоброчную продажу соли. Число братии умножалось, и великим обилием исполнилась обитель. Куплею, вкладами и собственными трудами, преподобный прибрел в пользу монастыря угодья и две мельницы. С благословенья Епископа Ростовского и Ярославского, в епархии которого состояли тогда Тотьма, Феодосий обновил пустынь, построенную старцем Ефремом, находившуюся в Тотемском уезде в Займище Леванидовском и завел в ней братство. Видимые для всех были кротость и смирение игумена Феодосия. Не скрывалось и чрезвычайное пощение его и непомерные труды, но никто не видел, что под суровою власяницею преподобный, много лет носил железные вериги, столь тяжкие, что железо врастало в плоть. В 1568 году, 28 января, преподобный преставился, после четырнадцати – летнего управления созданной им Спаса-Суморинскою обителью, где погребено и тело его. В час смерти, которую предвидел великий подвижник, он приобщился Божественных Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Горлица и ласточка умеют распознавать время года для перелетания в теплыя страны» ( Иер. 8:6 ): так и наша голубка-младенец как будто знала, когда ей надобно было отлететь из сей юдоли плача в страну райскую, где жизнь безконечная и радость неизглаголанная. Она простилась со всеми близкими родными, которые съехались в этот воскресный день (2 января) для поздравления родителей с новым годом. Она, в самом деле, и меня дождалась, как говорил я при первом моем свидании с крестницей; мне по милости Божией ( Иов. 12:9–10 ), дано было несколько дней утешиться ею. Господи! упокой младенца, молился и плакал я особенно в день ее погребения на Ваганьковом кладбище. 1855 г. VI. Путешествие из Вологды в Тотемский Спасо-Суморин монастырь преподобного Феодосия в 1860 году 75 Преп. Феодосий Тотемский родился в Вологда, в царствование Василя Иоанновича, от благородных родителей по прозванию Сумориных и воспитан был в страхе Божием. По настоянию родителей он женился и имел дочь Марину, но семейная жизнь не отвлекала его от любви к Богу: он усердно посещал церковь , часто молился дома и особенно ночью. Настроенный к благочестивой жизни, он по смерти родителей и супруги своей, конечно, не без внутреннего воздействия благодати Божией, поступил в Вологодскую Прилуцкую обитель преп. Димитрия и принял здесь пострижение. В обители Феодосий проходил тяжелое послушание – носить воду и пек хлебы, рубил дрова, в тоже время соблюдал строгий пост и возносил молитвы к Богу. По приказанию игумена, он отправился в Тотьму смотреть за монастырскими солеваренными заводами. Здесь ему понравилось одно место между речками, впадающими в реку Сухону, оттененное лесом и горою; на этом месте Феодосий основал в 1554 г. Спасо-Суморинский монастырь и еще обновил бывшую в Тотемском уезде пустынь Ефремову. Настоятельствуя над двумя обителями, он, как строгий подвижник, изнурял свое тело веригами и жесткою власяницей. Блаженный преставился в 1568 году и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались чудеса. В 1796 году, при копании рва для нового храма Вознесения Господня, были обретены мощи Феодосия нетленными, а в 1798 г. установлено праздновать ему повсеместно 28 января, в день его преставления,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Тотемские свв. - житие Святые земли Тотемской (Вологодская область) Святые земли Русской... Православные люди чтут в них не только небесных покровителей нашей Родины, но и пытаются сверять по ним свой жизненный и духовный путь. Их жития или даже отрывочные сведения, дошедшие до наших дней, отмечают непрерывность их подвига и особую Богоизбранность. Святость подвижников подтверждалась почитанием угодников Божиих сразу после окончания их земного пути, а в исключительных случаях — при жизни. Как правило, официальная канонизация запаздывала. Канонизация есть установление Церковью почитания святому со служением ему молебнов, иногда установлением праздников с составлением особых служб и акафистов. Этот акт призывает к поминанию имени святого в различных формах общественного богослужения. Помимо общей канонизации. Церковь знает еще и местную, на епархиальном уровне, а также более узкую, ограниченную монастырем или же приходом, где находились мощи святого. Последние формы причисления к лику святых приближаются к народным, совершенным в сознании православного русского народа. Подтверждением тому служат дошедшие до нас тропари и кондаки, глухие упоминания о прежде бывших иконах местных святых. Не исключение из этого правила и святые земли Тотемской. Из множества святых, в земле Тотемской просиявших, до наших дней дошли лишь имена преподобных Феодосия Тотемского и Вассиана Тиксненского, блаженных Максима и Андрея Тотемских, прославленных народом буквально сразу после их преставления. Тотемским преподобным свойственны почти все черты преподобнического типа святости, который с конца XVI века начинает все отчетливее проявляться в северных русских киновиях, где царила умеренная уставная строгость и продолжались традиции общежительства. В то же время местным преподобным были свойственны и некоторые особенности — им не чужды идеалы аскетизма и пустынничества (в форме личной аскезы). К концу XVII столетия происходит постепенное

http://pravicon.com/info-3497

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010