блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом. Ныне же место упокоения блаженного Максима, одного из великих тотемских молитвенников, находится в запустении. БЛАЖЕННЫЙ АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ родился в 1638 году в селении Устье Толшемском, расположенном при впадении реки Толшмы в реку Сухону. Житие повествует, что в детстве он любил уходить в пустынные места, где подолгу молился. После смерти родителей, будучи десятилетним ребенком, он стал странствовать, переходя от одной святыни к другой и питаясь подаянием. Наконец, он пришел в город Галич (Костромской край), где нашел приют в Воскресенском монастыре у преподобного Стефана Галицкого, став его учеником и духовным сыном. Блаженный Андрей часто беседовал со своим духовным наставником, внимая его духовным поучениям. Постоянно пребывая в посте и молитве, Андрей каждое лето ходил по окрестным городам и селениям для поклонения святыням. Игумен Стефан, духовными очами прозрев в нем будущего угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть юродивым Христа ради. Кроме того, сам блаженный практиковал непрестанную Иисусову молитву . После смерти учителя Андрей перешел жить в Тотьму, где поселился у градской церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Юродствуя днем, ночи проводил в молитвах. Благотворил нищим и раздавал им все свои подаяния. Благодаря стремлению к духовной жизни, блаженный достиг высокого нравственного совершенства. Сохранились свидетельства тому, что многим он являлся во сне и исцелял больных еще при жизни. Незадолго до кончины праведный Андрей завещал пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву (будущему иеромонаху Ионе, основателю Троице-Дедовской пустыни) построить на острове Дедове часовню. В ней же поставить явленную икону Святой Троицы. Он же предсказал, что со временем на том месте будет обитель монахов. Исполненная высокого духовного совершенства, жизнь блаженного Андрея была недолгой. После десяти лет юродства он скончался 10 октября (23 октября н. ст.) 1673 года в возрасте тридцати пяти лет.

http://pravicon.com/info-3497

Тотемский воевода Михаил Григорьевич Ртищев долго страдал сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился к блаженному Андрею и, призвав его в свой дом, просил его помолиться. Блаженный велел воеводе приложиться к образу Спасителя, находившемуся в его комнате, и когда он приложился к святой иконе, то почувствовал себя здоровым. На берегу реки Сухоны в Тотьме обыкновенно собирались городские дети и играли в свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, так заспорив однажды, беспрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышал это из своей хижины и, не потерпя их сквернословия, погнал детей прочь. Дети побежали от него, но один из них обругал святого и ударил железной свайкою. Господь сохранил блаженного от удара без вреда, но дерзкого мальчика немедленно наказал. Тут же с криком упал он на землю и скоро умер. 10 лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Скончался он в молодых годах, всего 35 лет от роду, вероятно, истощив свое тело тяжелыми подвигами. Кончина его была мирной и непостыдной. Предузнав заранее день своей смерти, блаженный приготовился к ней. Призвав своего друга — пономаря Воскресенской церкви Иоанна Иаковлева, он отдал ему свое посмертное завещание и потом встал на молитву. Долго молился он о царствующем граде, о городах русских, о всем мире православном, и усердна была предсмертная молитва святого. Окончив молитву, блаженный просил себе прощения, затем попросил пригласить священника для исповеди. Когда священник окончил исповедь и причастил блаженного Андрея Святых Таин, подвижник начал склоняться как бы ко сну и, подозвав к себе Иоанна Иаковлева, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом: приготовь все нужное для моего погребения». С глубокой скорбью зажег Иоанн лампаду перед образом и покурил в комнате фимиамом. Видя, что блаженный начал кончаться, он со слезами поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Возвратившись снова, он нашел блаженного Андрея уже умершим и комнату — наполненной благоуханием. Кончина блаженного Андрея последовала 10 октября 1673 г. Весть о ней скоро разнеслась по окрестным городам и селениям, и множество народа собралось ко гробу подвижника. Все увидели ясное, спокойное лицо блаженного, поняли действие на нем Божественной благодати и прославили Бога. Многие вспомнили тогда чудесные явления им блаженного Андрея, полученные исцеления по его молитвам, вспомнили сказанные им слова, на которые прежде не обращали внимание и которые сбылись в свое время. Вспомнив все это, знавшие блаженного убедились, что среди них жил угодник Божий, истинный человек Божий, и с великим почетом похоронили его тело под колокольней Воскресенской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы блаженного, и земля эта, по молитвам его, возвращала им здоровье. Жители города Тотьмы видели эти чудеса, и среди них с каждым годом росло глубокое благоговение к памяти почившего святого. Это побудило их просить о постройки церкви над гробом блаженного. 20 октября 1707 г. архиепископ Великоустюжский Иосиф дал на это разрешение, и церковь была построена. Так как блаженный Андрей не был причислен тогда к лику святых, то церковь была построена не во имя его, а во имя его Ангела, святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа/1 сентября). В настоящее время мощи блаженного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви города Тотьмы, у левого клироса. Память блаженного чтится местно. Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые. Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон блаженному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли. Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку». Когда больной исполнил это, то земля в его руках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении. Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление. Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Христова, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова». Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказал святой. «Святче Божий, прости меня, грешную», — ответила крестьянка, вспомнив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и поднял с постели совершенно здоровой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

По преставлении игумена Стефана, когда Андрея уже ничто не привязывало к монастырю, он оставил Галич и придя в Тотьму поселился на берегу Сухоны у церкви Воскресения Христова. Здесь не знаемый никем, он тайно служил Господу, продолжая свой подвиг юродства. Днем он ходил по городу как юродивый, а ночи проводил в молитве. Если добрые люди давали ему милостыню, то он тайно раздавал ее другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскорбления и обиды, блаженный Андрей благодушно терпел мороз и перемены погоды. Идя таким тесным, прискорбным путем, он достиг высокого нравственного совершенства и исполнился таких духовных дарований, что еще при жизни обнаружил в себе благодать Божию, многим являлся во сне и подавал исцеления больным. Как необыкновенна была жизнь блаженного Андрея, исполненная трудов и лишений, оскорблений и поруганий, так необыкновенна была и блаженная кончина его—безболезненная и мирная. Предвидя близость ее, блаженный в последний день своей жизни призвал пономаря Воскресенской церкви Иоанна Яковлева, которого любил и удостаивал своей дружбы, и сделал ему некоторые тайные поручения и наставления относительно спасения его души. Затем усердно и долго молился о царствующем граде, о граде Тотьме и о всем мире и просил у всех себе прощения, а пономарь, упав ему в ноги, просил у него прощения себе. Простившись со всеми и благословив своего друга, блаженный Андрей просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святых Тайн. Причастившись, он начал склоняться как бы ко сну, но тотчас же воспрянул и, подозвав к себе Иоанна, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом, приготовь все нужное для моего погребения». Иоанн со слезами зажег свечу пред образом и покурил в комнате фимиамом, а блаженный Андрей, оградив себя крестным знамением, начал кончаться. Тогда Иоанн, не зная, что ему делать, поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Когда же возвратился то нашел его умершим с крестообразно сложенными на груди руками, а комнату, наполненную благоуханием.

http://pravicon.com/info-1770

На Вотче крестьянин Кирилл Федоров Мальцев три месяца был в расслаблении и не мог поднести руки к устам. Св. Андрей, явившись ему во сне, подошел к его постели и сказал: «Кирилл хочешь ли быть здоровым?» Когда Кирилл ответил ему: охота встать человек Божий, тогда св. Андрей, взявши больного за руку, поднял его и велел сходить приложиться к его гробу. Пробудившись Кирилл нашел себя совершенно здоровым. Тотемской окологородной волости, деревни Чернякова крестьянка Анна Петрова, жена Наумова, шесть месяцев была в столь сильном расслаблении, что лежала как мертвая, не имея силы пошевелить ни руками, ни ногами, ни глазами повести, ни принять пищи и питья, никого из семьи она не узнавала. Семейники ее стали молиться о ней блаженному Андрею и принесли от гроба его земли, положили в воду и влили ей в уста. С час времени после сего Анна лежала как мертвая, потом поднялась и села на своей постели, прославляя блаженного; с того времени она стала совершенно здоровою. На Устье Толшемском Дмитрий Васильев Кулаков полтора года страдал головною болезнью и был совершенно глух. Ночью явился ему св. Андрей и, подошедши к его постели, сказал: Димитрий обещайся св. Андрею, что на Тотьме у Воскресения Христова, отпет молебен Димитрий начал молиться и просить святого и тогда же получил исцеление. Тотемского уезда, царевской волости, в деревне Давидовской был скотский падеж. Св. Андрей, явившись крестьянину той деревни Максиму Васильеву Ручкову, сказал: раб Божий! помолись блаженному Андрею тотемскому и скот твой будет цел. Крестьянин с радостью исполнил приказание святого при его гробе и скот остался здоровым и целым. Преподобный Тихон Крестогорский Об этом угоднике Божием не дошло до нас никаких известий, кроме того, что в 7187 (1679) году он основал в 60 верстах от г. Никольска на реке Вохме Крестогорскую Тихонову пустынь, обращенную в 1764 году в приходскую церковь . Пустынь его была самая бедная, земли имела очень мало и во все время непродолжительного (85 лет) своего существования управлялась строителями. Имени Тихона Крестогорского нет в Историческом словаре о святых, ни у Филарета черниговского в его соч. «русские святые», ни в полном месяцеслове архим. Сергия, но авторитет ученого составителя списка вологодских угодников митрополита Евгения ручается за то, что этот неизвестный подвижник не без основания помещен им в списке св. вологодских угодников и без всякого сомнения у м. Евгения были достаточные к тому причины и доказательства, нам неизвестные, а может быть и на всегда утраченные. Ныне в приходской церкви один престол посвящен имени Тихона Амафунтского, вероятно, это был день тезоименитства подвижника. Преподобный Филипп Яиковский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Только современники жития блаженного Андрея могли видеть всю трудность его подвига. Зимою, в лютую стужу, летом в нестерпимый жар, блаженный ходил постоянно с босыми ногами и в ветхой, разодранной одежде, едва прикрывающей наготу его тела. Питаясь несколькими кусочками хлеба, он раздавал нищим все даяния, которые щедро изливались на него Христолюбцами. По кончине преподобного игумена Стефана, блаженный Андрей перешел в город Тотьму и там поселился при церкви Воскресенья Христова. Десять лет юродствовал в Тотьме блаженный Андрей, подавая многим исцеления от разных болезней. Прозрев наступление своей кончины, преподобный Андрей причастился Святых Тайн и, подозвав к себе пономаря Воскресенской церкви, которого очень любил, заповедовал ему что-то тайно и просил приготовить все для погребенья. Пономарь зажег свечу перед иконою и приготовил кадильницу с фимиамом. Блаженный Андрей перекрестился, сложил крестообразно руки и предал Господу дух свой. От роду ему было 35 лет. Это было 10-го октября 1673 года. В самую минуту преставления блаженного келья исполнилась благоухания. Мощи его почивают под спудом в Тотемской Воскресенской градской церкви. Октября 12-го церковь Вологодская совершает память преподобного Амфилохия. Особенного описания жития преподобного Амфилохия не было и сведения о нем почерпнуты из жития св. Дионисия, основателя Глушицкой обители. В 1417 году, Амфилохий будучи уже иеромонахом пришел из Великого Устюга к св. Дионисию и просил дозволить ему поселиться в обители Глушицкой. Св. Дионисий, объяснив преподобному Амфилохию всю суровость жития в обители, не только благословил инока быть его сподвижником в посте и молитве, но сотворил с ним завет не разлучаться до конца жизни. Подвижничество преподобного Амфилохия было истинным подражанием житью праведного Дионисия, и далеко распространилась слава о кротости, терпении, смирении и нищелюбии чудного инока Амфилохия. Перед кончиною своею, св. Дионисий назначил преподобного Амфилохия своим преемником. И достойно пас Христоименитое стадо Глущицкого монастыря преподобный Амфилохий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Незадолго до кончины блаженный вернулся в Воскресенский монастырь. Здесь он и поселился. В день смерти Андрей просил пономаря Иоанна пригласить священноинока Афанасия, который исповедал и причастил его Святых Тайн. — Брат! — сказал Андрей Иоанну.— Пришло время разлучению души с телом! Приготовь все для моего погребения. Со слезами стал умолять Иоанн Андрея не покидать их, горе его было глубоко и искренно. — Всё от Бога,— говорил блаженный, утешая его,— поди, оставь меня одного... Иоанн вышел. Через несколько часов он снова вошел в келью Андрея. Блаженный лежал с крестообразно сложенными на груди руками. Он окончил свой земной путь. Похоронили Андрея, как он завещал, под колокольней храма Воскресения Христова. Десять лет юродствовал о Христе блаженный Андрей Тотемский, много чудес прославили его имя после кончины. Сила веры Множество народа собралось у лесной кельи отца Серафима. Старец каждый день удалялся сюда, ища уединения, но последнее время много народа приходило сюда к нему, Среди собравшихся было много больных, слепых и увечных. У самой дороги, под сосной, на траве сидел расслабленный: он не владел ни ногами, ни руками, и пять человек едва донесли его до кельи старца. Вот показался на дороге отец Серафим. Он шел, опираясь на свой посох; на старце был белый холщовый балахон, на голове камилавка, за плечами котомка со Святым Евангелием. На груди отца серафима висел большой крест — благословение матери, с которым старец никогда не расставался. Лишь только он поравнялся с расслабленным, больной хотел протянуть к нему руку... и не мог. — Батюшка, помогите,— едва прошептал он. Отец Серафим остановился. — К докторам надо обращаться, если хочешь лечиться от болезней,— сказал он. — Я много лечился,— горячо возразил больной,— но, видно, не такая моя болезнь, чтобы доктора могли вылечить меня... Грешен я, отче, грешен... и за грехи покарал меня Бог... Лишь благодать Божия может исцелить меня, я твердо в это верю. Молю тебя: помолись за меня! Сам я не дерзаю обратиться к Богу с такой молитвой, а твои молитвы угодны Богу, Господь услышит твою святую молитву!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

Выставка Максима Бови, посвященная русским святым, открылась в ЦВЗ " Манеж " декабря 2017 Итог пятилетнего труда мастера - 35 полотен, разделенных на три цикла. Первые два цикла экспозиции, " Седмица " и " Апостолы " , уже выставлялись в 2014-2015 годах в Александро-Невской лавре и галерее " Мастер-класс " . Сюжет дебютного цикла " Седмица " - история трех монахов, которые вышли из монастыря в поисках пропитания. Второй цикл, " Апостолы " , отсылает зрителя к евангельским сюжетам о двенадцати апостолах (в этом году цикл дополнила картина " Петр и Павел " , написанная к 1950-й годовщине мученической кончины святых). Новый цикл " 1240-1996 " , над которым художник работал два года, посвящен подвигам русских святых. Каждый век, начиная с XIII, представлен одной личностью: это страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Максим Грек, блаженный Андрей Тотемский, новомученик Александр Мюнхенский, праведные Иоанн Русский, Феодор Ушаков, Царственные страстотерпцы. Среди представленных десяти полотен серии - " Крест Иоанна Русского " , " Нева. 1240 " , " Сергиев Посад. 1380 " , " Андрей Рублев " , " Россия. 1918 " , " Евгений Родионов " и другие. Максим Бови поблагодарил всех тех, кто помогал и поддерживал его в организации третьей выставки. Художник подчеркнул, что зрителю не нужна специальная подготовка для понимания его картин: восприятие должно быть эмоциональным, сиюминутным, ведь это выставка живописи, а не информативный материал. " В каждом цикле есть любимые, близкие работы, в новом ближе всех, пожалуй, " Апостол Андрей " , - сказал художник. Говоря об оформлении картин в пространстве большого выставочного зала, Максим Бови признался, что навеяно оно было… русскими заборами.   Режиссер, актер и писатель Евгений Гришковец был впечатлен тем, как смотрится трилогия в пространстве выставочного зала: " Считаю, что это огромное культурное событие в масштабах страны. Для восприятия выставка совсем не простая, это серьезная работа - посмотреть ее всю от начала до конца. Это тот самый случай, когда человек может зайти с улицы на выставку одним, а выйти совершенно другим " , - отметил он.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Уверовал преподобный Павел слову преподобного Сергия и возвратясь с молитвою, действительно нашел свою келью не поврежденною. Октября 7-го 1412 года, предчувствуя наступление смерти, преподобный Сергий собрал иноков, прощальным словом заповедовал им взаимную любовь и строгое исполнение правил церковных, благословил их и приобщившись святых Тайн Господних, скончался среди общего плача. Тело его было погребено близь созданной им церкви Происхождения Честных Древ. Прошло более двухсот лет. Однажды, в ночном видении, явился преподобный Сергий одному благочестивому иноку Нуромско-Спасского монастыря и возвестив ему, что он грешный Сергий, некогда бывший начальником монастыря, повелел ему объявить игумену и братии, чтобы они поспешили открыть гроб его, ибо настало время, что Господу не угодно оставлять его в неизвестности. При этом преподобный указал и самое место, где находится его гроб. Трижды повторялось явление преподобного Сергия, в сонном видении, иноку, который считал его за мечтание и упорно молчал. Тогда жестокая болезнь внезапно поразила его. Видя в этой болезни наказание за ослушание воли Божьей, инок, с сердечным покаянием, спешит сообщить о своих видениях игумену. Он указал и самое место, где находился гроб св. Серия, и на этом месте, внезапно, получил совершенное исцеление от болезни. В царствование Благочестивейшего Государя Алексея Михайловича и во время патриаршества Никона, мощи преподобного Сергия были перенесены в монастырскую церковь , где и поныне почивают. По упразднении монастыря в 1764 году, церковь обращена в приходскую. Октября 10-го церковь Вологодская совершает память преподобного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого. Блаженный Андрей родился в 1638 году, в селении Усть – Тотемском. Будучи только десятилетним отроком, но одаренный уже умом опытного мужа, Андрей тайно оставил дом родительский и, скрываясь от людей, пребывал в безмолвных пустынях, непрестанно предаваясь молитве. По истечении нескольких лет, блаженный Андрей пришел в г. Галич, где поместился в монастыре у игумена преподобного Стефана Галичского, который прозрев в Андрее угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть Христа ради юродивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сюда прежде всего надобно отнести св. Ольгу († 969 г.), которая так известна усмирением древлян, состоявших, как ныне известно, в пределах Волынской губернии. За сим следуют: св. равноапостольный князь Владимир, просветитель Волыни и основатель многих ее городов и храмов; прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, который в 1099 г. был князем Луцкого удела на Волыни, и сверх сего в различные времена княживший в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие–многие другие посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставления», или занимались устроением Волынской Церкви в смутные времена. Наконец, даже святые и равноапостольные братья–просветители славянские Кирилл и Мефодий находятся в непосредственном ближайшем союзе с землей Волынской, т. к. история прямо говорит, что в числе других стран они также посылали проповедников и в пределы Волынские, так что вследствие этого, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простирались в самую глубь земли Волынской, до рек Буга и Стыри. Андрей Тотемский, блаженный Блаженный Андрей родился в июне 1638 г. в крестьянской семье Усть-Толшемского прихода, верст на 50 отстоящего от города Тотьмы (уездный город Вологодской губернии). Крестьяне–родители не могли дать сыну образования, которого тогда и не было на Руси, не дали даже простой грамотности, слабо распространенной в тогдашней деревне среди крестьян. Но несомненно, они воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь, строго соблюдать посты — научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой. Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь, не далеко отстоящую от села Усть-Толшемского. И церковь сделалась единственной школой для блаженного отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце. Благочестивым отроком овладела мысль о необходимости служить одному Богу; все думы и делания мальчика направлялись к тому, чтобы служение Ему поставить единственной задачей жизни и найти средства осуществить эту задачу. В храме он услыхал, что мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19), и потому покинул мир; услыхал еще, что истинный слуга и последователь Христа должен оставить отца и матерь (Мф. 19, 29), и потому ушел из родительского дома в пустынные места, жил там, как птица, не заботясь о пище, думая только о Боге и об угождении Ему. Мирская жизнь уже не стесняла теперь блаженного, и он свободно предался молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010