Разделы портала «Азбука веры» Аарону, Первосвященнику, прав., глас 3 Стеблю Левиина корене,/приимый чин древняго Мафусаила,/он бо отча ради к Богу вознесения,/ты же братня ради с Богом беседования,/первосвященный во Израили молебниче о всех,/умоли Бога купно с братом своим боговидцем,//да избавимся от всякия скорби. Алексию Елнатскому, Христа ради юродивому, блж., глас 4 Христа ради юродство приял еси/и мученическаго венца сподобился еси,/и дар пророчества от Бога стяжал еси,/за негоже и заключение претерпел еси,/святый блаженный Алексие,/моли милостивого Бога//грехов оставление нам даровати. Перевод: Христа ради ты принял юродство и мученического венца удостоился ты, и дар пророчества от Бога получил, за него же и заключение претерпел ты, святой блаженный Алексий, моли милостивого Бога грехов прощение нам даровать. Андрею, Христа ради юродивому, блж., глас 1 Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ:/мы юроди Христа ради,/раб Твой, Андрей, юрод бысть на земли/Тебе ради, Христе Боже./Темже ныне память его почитающе,//Тебе молимся, Господи, спаси души наша. Перевод: Слова апостола Твоего Павла услышав, гласящие: «Мы безумны Христа ради» ( 1Кор.4:10 ), раб Твой Андрей юродивым стал на земле ради Тебя, Христос Бог. Потому сейчас, почитая его память, Тебе молимся, Господи, спаси души наши. Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому, блж., глас 4 Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/в посте и бдении пребывая,/тягость зноя летняго понесл еси,/и мразы зимния терпя,/темже и ныне приходящим с верою к тебе,/исцеление неоскудно подаеши,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: В терпении и мужестве Христа ради ты принял подвиг юродства, блаженный Андрей, в посте и бдении пребывая, тяготу зноя летнего переносил и морозы зимние терпел, потому и сейчас приходящим с верой к тебе, исцеление неоскудеваемо подаешь, моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

52 . Воплощение и Церковь . – МЦВ-к, 1914, 51–52. 53 . Церковь как союз любви. – Сост. Палицкий А. На запросы духа. Пг., 1914. 54 . Краеугольный камень Церкви ( Мф.16:13–18 ). – В память столетия (1814–1914) Императорской Московской Духовной Академии. С.П., 1914, 23 стр., и в Сборнике статей в двух частях: Ч. 1, С. П., 1914 (1915). 55 . Блаженный Андрей Тотемский – Сб. «Под благодатным небом», 1914, с. с. 119–121. 56 . Святой мученик Кельский, там же, с. с. 122–124. 57 . Святой мученик Нестор, там же, с. с. 137–139. 58 . Кто глава Церкви? (и на укр. яз.) – Листки для Галиции, С. П., 4. 59 . Кому принадлежала власть над всей Христовой Церковью во времена святых апостолов? (и на укр. яз.), там же, 10. 60 . О том, что римского папу не должно признавать видимым главой Христовой Церкви, там же, 12. 61 . Почему римского папу нельзя почитать за непогрешимого учителя веры, там же, 14. 62 . Как устроена в Галичине уния римскими папами, там же, 63 . Памятная лекция незабвенного учителя (К годовщине со дня смерти А.И.Введенского , († 23 февраля 1913 года). – МЦВед., 1911, 8, с. с. 147–153 (лекция о философской ответственности – см. Хр„ 1908, т. 3, с. с. 782–800). 64 . Христианства нет без Церкви. С.П., 1915, 67 стр. (No Christianity without the Church.–The Churchman, 1917, March 31, April 7th.). [Рец.: 1) [H. Г. –– ББЛ, 1916, 1–2; 2) С. – Прих. Л-к., 1911, 1, 3; 3) епископ Андрей (Ухтомский). Письма к пастырям Уфимской епархии. IX. Борьба с сектантством может быть только искренней, без умалчивания. – Уфимский епархиальный вестник. 1915, 6; 4) Утренняя звезда. 1915, 28 (10 июля); 5) РдСП, 1915, 29–30, с. с. 755–762, 32, с. с. 815–821; —153— 6) М-ий. ( В.П.Виноградов ). «Что думают и делают по епархиям во время войны?» – Хр., 1915, 6–7; 7) М.М.Тареев . – Хр., 1916, 1–2, с. с. 85–99 и 215–233 и в кн. «Философия жизни»; 8) [В. Г] –– Ц и Ж., 1916, 14]. 65 . Единство идеала Христова. Письмо к другу. – Хр., 1915, январь–февраль, с. с. 83–104 и 346–361. [Рец.: В. В.Розанов . Не надо брака... – Новое время. 1916, 4 апреля].

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Бушев, блж., Христа ради юродивый, Вологодский († 24.06.1880). Род. в семье крестьянина Василия в дер. Семёнкове в 2 верстах от вологодского Димитриева Прилуцкого мон-ря . С ранних лет начал юродствовать. Образ его был запечатлен вологодским писателем А. В. Кругловым в очерке «На ниве жизни». А. был высокого роста, полный, с большой бородой; одевался в пестрый халат, шею и голову подвязывал платком, ноги его были изранены, т. к. ходил он без обуви, лишь в обмотках из тряпок. А. странствовал по Вологодской губ., предсказывал смерть людей, предвидел приход гостей, заранее различными действиями обличал неблаговидные поступки людей. Извозчики с радостью возили А., заметив, что после этого Господь посылал им успех. Особенно А. любил детей, и они отвечали ему взаимностью. Одной больной монахине-старице по ее просьбе он послал кафтан, и страдания ее ослабли. Отличался необычайным терпением, смирением, молитвенностью, был совершенным бессребреником, все, что ему подавали, раздавал нуждающимся. А. умер в приходе «у Леонтия на Глушице» в доме своего благодетеля, за месяц предсказав свою кончину, и был погребен на сельском кладбище при большом стечении народа, особенно из Кадникова. К его могиле приезжали издалека, чтобы отслужить панихиду и по ходатайству блаженного обрести милость Божию. Лит.: Юродивый Алеша. Серг. П., 1912. (Троицкий цветок. 85). Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/64638.html

Они потребовали, чтобы он разоблачился; он же понял, что его ждет, и сказал протодиакону с полным спокойствием: «Отчего ты не разоблачишь меня? Уже пришел час мой». И когда его разоблачили, казаки взяли его, повели на пытку и бросили на раскаленные угли. Ряса его загорелась. Казаки сорвали ее и стали его пытать. Митрополит же молчал и молился. Потом его повели на крышу собора (на скат) и поставили на край, и он упал и сейчас же убился, и, когда он был уже на земле, раздался страшный шум и стук, и великий страх напал на всех, и долгое время, минут 20, разбойники стояли повесив головы, не смея взглянуть один на другого, так они испугались. Но когда сбежалось в слезах духовенство, они разогнали его. Через час все же отдали им тело священномученика. Священники же перенесли его в собор, омыли раны и облачили в святительские одежцы. Все было сделано по уставу и церковным правилам. В 6 часов начался погребальный звон, а в 10 часов святитель уже  был погребен  внутри собора. Отставной стрелец Иван Глухой показал, что у него была больна нога. В ночь, когда св. Иосиф упал с крыши, он почувствовал, что его тянут за ногу. Он встал и увидел, что на крыше собора горят три большие свечи, а посредине — огромное пламя с искрами поднимается к небу. Он в эту ночь вставал 9 раз и всякий раз видел это чудо. К утру же нога его исцелилась. И другие люди видели в эту ночь то же чудо. •  Свщмч. Иосиф родился в г. Астрахани, впоследствии он стал первым митрополитом Астраханским. Скорби и страдания сопровождали святого с юных лет до мученической кончины. Когда ему было 7 лет, во время смуты, произведенной сторонниками самозванца Лжедимитрия I, в дом его родителей ворвались казаки и один из них ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал всю жизнь.   •  По другим сведениям, был погребен через 9 дней.   •  Возведен в святительский чин в 1656 г, в Москве. Канонизация священномученика совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 г. Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый (+ 1673) Память его празднуется 10 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Я же, как слепец, не понимая тогда, что он говорит это прикровенно обо мне, и не зная, кто таковы Дивеевские младенцы, отвечал ему: «Я, батюшка, не знаю». Тогда он, еще с большей улыбкой, снова повторил: «Да как же ты этого не понимаешь? Вот я тебе говорю о Дивеевских-то младенцах, что они приходят ко мне и просят моего совета и благословения надеть на себя вериги и власяницы; то как ты думаешь об этом?» Я вторично отвечал ему: «Я, батюшка, не знаю, полезно ли им будет это или нет». Но вдруг вспомнил, что ведь я и сам пришел к нему за тем же советом и благословением, и сказал ему: «Батюшка, и я к вам пришел за тем, чтобы вы благословили меня носить вериги и власяницу». И при этом рассказал ему все, как я желал и как достал эти вещи. Старец, выслушав меня, опять с прежней улыбкой сказал: «Как же ты не понимаешь, ведь я тебе об этом-то и говорю». Тогда внезапно как будто спала слепота моя, и я увидел силу благодати, живущей в нем; тут я понял ясно, зачем он заградил мои уста в начале беседы и о каких веригах и власянице потом говорил мне. Между тем как я, пораженный духовной мудростью старца, безмолвствовал, он вдруг замахнулся на меня правой своей рукой, как бы желая изо всей силы ударить меня по щеке; но он не ударил меня, а только прикоснулся к моему уху и сказал: «Вот кто тебя таким образом заушит – это духовная и самая тяжелая верига». Потом, набрав в рот слюны и как бы желая ослепить меня ею, сказал: «А если кто-нибудь заплюет тебе таким образом глаза – вот это духовная и самая спасительная власяница, только надобно носить их с благодарением, и знай, что эти духовные вериги и власяница выше тех, о которых ты думаешь и которые носить желаешь. Правда, что многие из святых отцов носили вериги и власяницы; но они были мужи мудрые и совершенные, и все это делали из любви Божией для совершенного умерщвления плоти и страстей и для покорения их духу, как например: Феодосий Печерский , Феодосий Тотемский, Василий Блаженный и другие святые отцы. Но мы с тобой еще младенцы, и страсти все еще царствуют в нашем теле и противятся воле и закону Божию. Итак, что же будет в том, что наденем и вериги, и власяницу, а будем спать, пить и есть столько, сколько нам хочется. Притом же мы не можем и самомалейшего оскорбления от брата перенести великодушно. От начальнического же слова и выговора впадаем в совершенное уныние или отчаяние, так что и в другой монастырь выходим мыслью, и смотрим с завистью на собратий своих, которые в милости и доверенности у настоятеля. Из этого рассуди сам, как мало или вовсе нет в нас никакого фундамента в монашеской жизни. И это все оттого, что мы мало о ней рассуждаем и внимаем ей».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Сказание о жизни и чудесных исцелениях от его гроба сгорело в пожаре Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. В течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, пренебрегая заботой о своем теле. Он умер в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Сказание о жизни и чудесных исцелениях от его гроба сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее было утрачено составленное в 1680 году новое сказание. В 1715 году началось местное почитание святого в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. В частности, четыре чуда, совершенные при мощах праведного, были представлены клеймами на его раке, находившейся внутри Воскресенской Варницкой церкви у левого клироса. Снаружи место погребения отмечала живописная фреска, изображавшая блаженного Максима, обрамленная деревянным киотом.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Резолюция: По сему сообщению Святейшего Синода членам и канцелярским служителям с подчинёнными Синоду местами жалованье до апробации вновь учинённого штата давать по прежним окладам, и на тое дачу надлежащую сумму денег отпускать в Синод из Коллегии Экономии из доходов синодальных Казённого и Дворцового приказов. 3655 . – 11 марта. Высочайшая резолюция на доклад Кабинета об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убивствах или в других тяжких винах, за восприятие веры Греческого исповедания 106 Конного казацкого полку калмык за смертное убийство, из которых некоторые казнены, а достальные 3 человека по наказании кнутом и вырезании ноздрей посланы в Рогервик, ежели они живы, а убивство чинили прежде принятия веры Греческого исповедания, будучи в Магометанском законе, то их освободить и определить к кому они пожелают в услужение, а ежели их во услужение никто не примет, то определить в монастыри и давать пропитание так, как отставным солдатам определено; також и впредь, ежели такие ж иноверцы в смертных убивствах или в других тяжких винах явятся, а потом веру Греческого исповедания восприимут, то их для того восприятия веры, нигде не описався, смертию казнить и в ссылку не посылать, а требовать о том указа от Кабинета. 3656 . – 12 марта. О разрешении архимандриту Тотемского Суморина монастыря носить митру По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по учинённой в Кабинете Его Императорского Величества на поданном блаженной и вечнодостойной памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне, Самодержице Всероссийской, синодальном о служении Устюжской епархии города Тотьмы Спасского Суморина монастыря архимандриту с шапкою доношении резолюции, которою велено по тому представлению о служении того монастыря архимандриту с шапкою определение учинить Святейшему Синоду по своему рассмотрению, приказали : означенного имеющегося Устюжской епархии в городе Тотьме Суморина монастыря архимандриту с шапкою по представлению епархиального архиерея преосвященного Гавриила, архиепископа Устюжского, для украшения церковного священнослужения отправлять позволить, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Его ради на Святой Афон и ко Гробу Господню удалился еси, и тамо благодатию и даром чудес обогатився, в страну Российскую к людем своим возвратился еси. Народы Кавказа в годину гонений молитвами, подвигом юродства и чудесы многими во Православии укрепивый, преподобне отче Феодосие, моли Христа Бога, да укрепит Господь люди, зде живущия, во Православии, и оградит землю нашу миром, и спасет всех, яко милосерд. Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 8 Возвысився на добродетель,/измлада возлюбив монашеское житие,/к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру,/и, украсив житие твое пощением и светлостию,/в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие ,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Возвысившись в добродетели, с юности возлюбив монашеское житие, ты исполнения своего желания доблестно достиг, в пещеру вселившись; и, украсив житие твое постом и чистотою, в молитвах, как бесплотный, пребывал, в Российской земле, как яркое светило просияв, отче Феодосий; моли Христа Бога спастись душам нашим. Феодосию Терновскому, глас 3 В блаженнем безмолвии пустыннем/и на соборех, любовию к Богу горя,/посрамил еси лукавых бесов и еретик злочестивых./На молитве же стоя, огня светлостию просиял еси/и преставлением твоим Ангелов поющих обвеселил еси,/Феодосие, отче наш,/сего ради молим тя://молися о душах наших. Феодосию Тотемскому, глас 1 От юности, преподобне Феодосие,/желание твое ко Христу Богу вперил еси,/егоже ради град и отечество оставль/и славу суетную, яко прах вменив,/последовал еси преподобному Димитрию/и обители его сожитель был еси,/преселився ко граду Тотьме/и в междоречие вселився,/постом и бдением, и власяным одеянием,/и веригами тело твое удручил еси./Сего ради Бог, видев твоя труды,/по преставлении твоем чудесы обогати тя:/бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши,/от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Дающему тобою всем исцеления.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Все умное свое желание к Богу вперив,/и Тому невозвратно от души последовал еси,/и житейския молвы отринув,/в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/и ныне со ангелы Святей Троице предстоя,/отнюду же и Всевидящее Око, твоя труды видев,/даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/иже тебе с верою почитающим/исцеление подаваеши невидимо/и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/от враг видимых и невидимых вси тебе вопием:/преподобне отче наш Варлааме,/моли непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Варлааме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче Ангелов. 16/29 Поклонение честным веригам апостола Петра. Праведного Максима, иерея Тотемского (1650). Тропарь апостолу Петру, глас 4 Рима не оставль, к нам пришел еси/честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне,/имже верою покланяющеся, молимся:/твоими к Богу молитвами/даруй нам велию милость. Кондак, глас 2 Верховнаго и перваго апостолов,/истины Божественнаго ученика,/Петра великаго восхвалим/и того верою целуем вериги,/прегрешений разрешение приемлюще. Ин кондак, глас тойже Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников первопрестольника,/созывает бо вся праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги/и подает согрешений прощение. Тропарь праведному Максиму, иерею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4 Непорочным священством Богови послужив,/посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/взем бо крест последовал еси Христу, невозвратным помыслом/и с любовию к Нему приближался,/земная оставив, Небесная восприял еси,/блаженне Максиме отче наш,/моли Христа Бога/сохранитися граду Тотьме невредиму/и спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Божественный Евангельский глас услышав,/радостною душею Тому последуя,/пришел еси в тихое пристанище безстрастия,/частыми молитвами и постом, и слезными струями душу с телом омывая,/воздушною тягостию плоть умерщвляя,/руганием людским помышления смиряя,/о нападствующих молился еси:/Господи, не постави им греха./Тем и по смерти чудесы тя Бог прославляет/и всех звати тебе научает:/радуйся, богомудре Максиме отче наш. Ин кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

- Для того чтобы построить новое, нужно было стереть память о прошлом... Как вы думаете, у нас получится восстановить разорванные нити? - Я думаю, что, пока есть люди, которые этим интересуются и стараются передать детям, веры терять не надо. Мы должны выстоять. - В 2008 году «Вера» опубликовала материал о школьниках из поисковой группы «Романтики», которая работала под руководством Галины Александровны Оленевой. Действует ли сейчас эта группа? - К сожалению, уже нет. В конце 90-х, работая на станции юных туристов, Галина Александровна организовала группу ребят, которые собирали этнографические сведения по району, предметы старины, записывали воспоминания старожилов. Зимой они изучали культуру края и готовились к экспедициям: что собирать, как составлять опросники, строить беседу. А летом отправлялись по тотемским деревням. Группа существовала, пока Галина Александровна работала как педагог-организатор. - Почему работа прекратилась? Она устала? - И сложнее с возрастом стало, и, наверно, интерес изменился. Сейчас она работает в воскресной школе при церкви. Сказала, что ближе хочет быть к Господу Богу. Но все собранные материалы и уникальные записи готова передать в музей. Галина Александровна мне пообещала, что постепенно будет всё разбирать. Мне кажется, она рада, что мы продолжаем то, что она когда-то начинала. По одной теме она уже принесла часть материалов и сказала: «Давайте мы с вами постепенно будем это поднимать, пласт за пластом...» У неё есть и предметы, принадлежавшие уроженцу Вожбальской волости блаженному Николаюшке (о нём «Вера» тоже писала) . Что-то из домашней утвари - я помню, ребята приносили вещи в музей и показывали... - Значит, всё-таки есть среди молодых те, кто интересуется краеведением? - По роду своей деятельности я учу детей заниматься исследовательской работой. Я, может, даже меньше вкладываю в своих подчинённых, потому что это люди взрослые, чем в них. Мы помогаем найти источники, направляем их при сборе информации. Ежегодно в музее проходит детская научная конференция - помню, она начиналась с восьми детей, представивших свои доклады. В этом году прошла уже 18-я конференция и сохраняется устойчивая цифра исследователей - 50-55 человек, освещающих именно краеведческие темы. Допустим, ребёнку необходима информация просто для реферата. Он приходит в музей, сидит, что-то листает, изучает, переписывает, копирует. И мы видим, что тот, кто хотя бы раз сделал хорошее исследование, начинает работать дальше. В итоге многие из молодого поколения тотьмичей занимаются исследованиями более 4-5 лет. Могу привести в пример свою дочь. Мы с третьего класса начали заниматься изучением семейной родословной. Собрали материалы о семье, потом нашли материалы о деревне. В этом году она в 15-й раз приняла участие в краеведческой конференции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010