В христианские времена власяницей обыкновенно называется шерстяная одежда, носимая прямо на голом теле, причем иногда она скрывалась под верхнею одеждою. Ношение на голом теле власяницы основывалось на примере пророка Илии и святого Иоанна Предтечи, обыкновенною одеждою которых была власяница из верблюжьего волоса 272 . С третьего века о ней часто упоминают христианские писатели. Святой Киприан внушает падшим умилостивлять Бога слезами, уничиженным лежанием на земле, ношением власяницы. В среде монашества с четвертого века эта же одежда входит чуть не в всеобщее употребление. Так святой Андрей, после того, как его признали сумасшедшим и отпустили на волю, «взем нож, иде на студенец, и совлек с себя ризу, раздроби ю на пласты 273 ; святой Исидор Твердислов, решив принять на себя подвиг «юродства», «от риз совлечеся» 274 . Святой Василий блаженный «ни ризного одеяния на теле своем ношаше и наг хождаше и в зиме и лете» 275 ; святой юродивый Устюжский Иоанн «пребываше наг, точию едино рубище имея по чреслех своих. Егда же и в срачице прилучашеся ходити ему, и он ю ветху имеяше, и никогдаже измовену» 276 ; святой Прокопий Устюжский ходил «в единой ветхой рубищной и раздраной одежде полунаг сущи, рубищную же носимую одежду имеяше с единого рама спущену и плещи обнажены 277 ; святой Иоанн Большой Колпак по Москве ходил почти нагой 278 ; святой Георгий Шенкурский носил «гнусную и раздраную ризу, студа ради телесного покрывая тело свое, якоже достоит покрыти 279 ; святой Андрей Тотемский ходил в раздранной одежде 280 ; святой Симон Юрьевецкий зимою и летом имел одну длинную раздранную рубашку 281 ; святой Николай Кочанов носил ветхую одежду, а святой Феодор Новгородский ходил полунагим, святой Николай Псковский носил длинную рубашку, подпоясанную веревкой: святой Максим Московский почти нагим бегал по улицам Москвы; святой Лаврентий калужский зимой и летом ничего не носил, кроме рубашки и овчинного кожуха; святой Прокопий Вятский всегда рвал одежду, которую ему давали носить 282 ; святая Исидора «простым платом сквернавым покрывание главу свою» 283 . Иные из юродивых носили власяницу как например: Фаддей олонецкий 284 , Исакий Печерский 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епархиальный и Архиерейский советы Вологодской митрополии выразили всестороннюю поддержку решениям Священноначалия, принятым в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата 28 октября 2018 г. 15:37 26 октября 2018 года в Епархиальном управлении Вологодской епархии  под председательством митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия состоялось заседание Епархиального совета. В заседании приняли участие: секретарь Совета иеромонах Никандр (Пилишин), руководитель Службы протокола Вологодской митрополии ; члены Совета — протоиерей Андрей Смирнов, благочинный Вологодского Северо-Западного округа; протоиерей Алексий Рожнов, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вологодской епархии; протоиерей Андрей Исаев, благочинный Северо-Восточного (Зареченского) округа г. Вологды; протоиерей Георгий Зарецкий, руководитель Юридического отдела епархии; протоиерей Алексий Ольховников, настоятель Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды; протоиерей Александр Юшкин, первый проректор Вологодской духовной семинарии; иерей Игорь Шипицын, секретарь Вологодской епархии; иерей Сергий Викин, благочинный Южного округа г. Вологды; иерей Кирилл Киселев, благочинный Центрального округа г. Вологды. Митрополит Игнатий сделал сообщение о решениях Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 15 октября сего года в Минске. Члены Епархиального совета постановили выразить всестороннюю поддержку Святейшему Патриарху Кириллу и членам Синода в их соборном решении , направленном на сохранение целостности и единства православного мира. После обсуждения члены Совета приняли решение просить правящего архиерея митрополита Игнатия обратиться ко всем верным чадам Вологодской епархии с воззванием о сугубой молитве о Святейшем Патриархе Кирилле, Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии и единоверных братьях и сестрах в Украине в особо трудное время для Русской Церкви. 27 октября в Спасо-Прилуцком монастыре под председательством митрополита Игнатия состоялось заседание Архиерейского совета Вологодской митрополии , в работе которого приняли участие епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий , секретарь Архиерейского совета иерей Сергий Викин и руководитель Службы протокола главы Вологодской митрополии иеромонах Никандр (Пилишин).

http://patriarchia.ru/db/text/5291286.ht...

Возражая, что многие с голубиною кротостью могли открыто возращать в себе семя добра, не имеет силы в глазах того, кто знает, что люди одарены не одинаковыми дарованиями, как естественными, так и благодатными. Значит, скрытность святых юродивых не может служить основанием того, чтобы считать, «юродство» противным природе человеческой. Глава V. Вид физической жизни святых юродивых: скитальческая жизнь, скудость в одежде, босоножие, провождение жизни вне жилищ или в непокрытых «хлевинах», спанье на голой земле. Нравственный смысл этих лишений. Все странности в образе жизни святых юродивых происходили вследствие отрешенности их от ума и от скрытности; иначе такой образ жизни не мог образоваться. При взгляде на жизнь святых юродивых прежде всего бросается в глаза их скитальческая жизнь. Вступая на подвиг «юродства», они покидали все мирское, порывали всякую связь с родными: святой Симеон покидает нежно любящую свою мать, святой Андрей пренебрегает своим положением у вельможи для «бегания», святой Прокопий, раздав имение свое, поселяется в Хутынском монастыре, а потом «юродствует» в городе, святой Иоанн Устюжский бегает по улицам полуобнаженный, святой Михаил Клопский пренебрегает своим княжеским достоинством, святые Николай и Феодор Новгородские пребывали вне отеческого дома и постоянно ходили по Новгороду, святой Максим Московский, оставив свое жилище, родных и близких сердцу, бегал по улицам Москвы, святой Василий блаженный, оставив род свой и дом отеческий ходил по улицам Москвы, святой Исидор Ростовский, «утаився всех, изыде из дому своего» и, поселившись в Ростове, проводил дни на городских торжищах, святой Прокопий Вятский, оставив родителей своих, «хождаше по всяк день от церкви к церкви, по торгу и по улицам», святой Андрей Тотемский тоже постоянно странствовал, святой Симон Юрьевецкий, тайно удалившись от родных и знакомых, скитался по полям и в безлюдных местах, святой Серапион Синдонит тоже не имел определенного пристанища и всегда странствовал, святой Виссарион путешествовал по монастырям 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На наружной стене Зографа представлено «мучение 26 зографских иноков, сожженных папою в монастырской башне 10 октября 1284 года за Православие» 664 . По январскому счету годов это было 10 октября 1283 года. Император Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер в 1283 году. Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась пред Церковью не поминать души усопшего мужа своего Михаила. «Царственность моя, – писала она, – ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило ее всю… поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собою, то и царственность моя, вследствие такого решения ее, достойно считает их отобщенными и отверженными. А так как та же святая Церковь Божия определила не удостаивать уставных поминовений и скончавшегося супруга моего, владыку и царя, за помянутое дело и смятение, то и царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность Святой Церкви, одобряет и принимает это определение и никогда не понудит совершать поминовение о душе владыки и супруга моего» 665 . Преставление блаженного Андрея Тотемского Блаженный Андрей 666 , уроженец села Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском монастыре у одного инока. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа, и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищею служили ему хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. По смерти наставника своего Стефана перешел он в Тотьму и поселился у церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Здесь он продолжал подвиги юродства: днем ходил он там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он еще при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. Раз зимою шел он, по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Лашкина (Лукашёва), Анна Ивановна; г. р. неизв., С.-Петербург - 1.07.1853, там же), юрод. Окончив один из петербургских ин-тов, А. П. готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел др. девушку. А. П. разочаровалась в возможности земного счастья, покинула родной город и приняла подвиг юродства; после долгих скитаний вернулась в С.-Петербург. Стараниями некоего архимандрита, к-рому она предрекла епископство, А. П. под вымышленными именем и званием дочери умершего работника медицинского ведомства Ивана Лашкина была определена в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре ушла оттуда, будучи не в состоянии вести праздную жизнь богаделки. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, А. П. бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной пл. к утрене или ранней обедне. Обитатели Сенной пл.- торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики - хорошо знали А. П., охотно подавали ей милостыню, знали ее и многие духовные лица. Все полученное подаяние А. П. раздавала бедным, ее подарки считались добрым предзнаменованием. Многие люди видели в блаженной лишь оборванную, ворчливую нищую и относились к ней недоброжелательно. А. П. не гневалась на обидчиков, призывала их впредь не грешить, в противном случае пророчила различные беды, и, если грешник не исправлялся, ее предсказания сбывались. А. П. похоронена на выбранном ею месте Смоленского кладбища при огромном стечении народа. Почитавшие А. П. люди брали землю с ее могилы для исцеления от болезней. В нач. XX в. над могилой блаженной была установлена часовня. Лит.: ЖПодв. Июль. С. 5-16; Раба Божия Анна Ивановна Лашкина, или Лукашёва, почивающая на Смоленском православном кладбище в С.-Петербурге. СПб., 1903; Рахманин Е. Раба Божия Анна, почивающая на православном Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. СПб., 19142. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/115610.html

Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый родился в 1638 году в крестьянской семье в Вологодской губернии, недалеко от Тотьмы. До десяти только лет прожил блаженный в доме своих родителей. Они не могли дать сыну образования, не научили даже простой грамоте, но воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь , строго соблюдать посты; научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой. Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь недалеко от дома, и церковь сделалась единственной школой для отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце Использованы книги «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского , «Жития русских святых» в шести томах, 1993 года, «Жития и творения русских святых», 1994 года, «Святая юность», 1996 года. Педагогоческая деятельность Святого Праведого Иоанна Крондштатского Детская душа – живая Божия красота. Как же после этого мог достойный Богоносец отец Иоанн не любить детей! В школу отец Иоанн, по собственным его словам, вступил как делатель в питомник душ. Воспитыватель душ – такова была задача, которую поставил себе новый законоучитель (примеч. – отец Иоанн преподавал в Кронштадтском городском училище, а затем в Кронштадтской классической гимназии Закон Божий). Его взгляды на преподавание были довольно определенные. Он заявлял не раз, что задача каждого преподавателя – дать ученикам определенный, неисчезающий прочный фундамент, на котором он сам будет строить впоследствии прочное здание разумного жизнепонимания. Не количество, а прочность усвоенного важна. Отец Иоанн указывает и то, где и как, какими средствами приобретается эта прочность. Средство это – соединить знание с душой, слить со всем ее прежним духовным содержанием так, чтобы знание срастворилось, вошло как новое, постоянное качество духа, – преподавать только то, что может быть усвоено, переработано душой, умом и сердцем, а не памятью. «При образовании юношества о чем надо больше всего стараться? О том, чтобы стяжать ему просвещенные очеса сердца. Не замечаете ли, что сердце наше – первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (идея) предшествует умственному познанию. Бывает так при познаниях: сердце видит разом, нераздельно, мгновенно; потом этот единственный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части, являются отделы: предыдущее, последующее; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму – внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому весьма важное дело – просвещенна очеса сердца при всех познаниях, но особенно при познании истин веры и правил нравственности».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Маркане обитель, в которой и собрал до 300 учеников. Скончался он в своей обители между 453 и 458 г. (по другим, в конце V в.). Преставление блаженного Андрея Христа ради юродивого Тотемского. Родом из седа Усть-Толщемского, он начал юродствовать в Галичском Воскресенском монастыре и проходил сей подвить 10 лет. Любимое место пребывания его было в городе Тотьме, у церкви Воскресения, на берегу реки Сухоны. Здесь, как будто лишенный рассудка, зимой и летом он ходил босой, в одежде худой и разодранной; пищей его были только хлеб и вода и то в таком малом количестве, чтобы только жить и не умереть. За такие высокие подвиги бл. Андрей еще при жизни удостоился дара чудотворений. Скончался он в 1673 г. У гроба его совершались чудеса. Над местом его погребения в 1707 г. устроена церковь в честь его Ангела – св. Андрея Стратилата. Ныне мощи его почивают под спудом в Успенской церкви у левого клироса. – Святителя Aмфuлoxiя, епископа Владимироволынского. По сказанию летописи, он хиротонисан в 1105 г. и преставился в 1122 г., (см. Святогор. мон. Волын. еп.). Празднование ему в Почаевской лавре с другими Волынскими святыми совершается 10 окт., в день возвращения Почаевской лавры к православию в 1831 г. 11 . Г. Св. апостола единого от семи диаконов. Из лика 70-ти, он принадлежал к числу 7 диаконов, избранных, апостолами, и трудился вместе с архидиаконом Стефаном. Родом он был из Кесарии Палестинской. Когда на церковь Иерусалимскую воздвигнуто было гонение, Филипп не убоялся «ярости беззаконных», прибыл с проповедью о Христе в Самарию и обратил здесь многих ко Христу. Между другими он крестил Симона волхва и евнуха царицы Ефиопской, которого он встретил на пути из Иерусалима в Газу, отправившись туда по повелению Ангела. ( Деян.8:5–13, 26–39 ). После крещения этого вельможи, ап. Филипп, будучи восхищен Ангелом, оказался в Азоте (на восточном бер. Средиземного моря, недалеко от Газы) и, проходя, благовествовалъ всем городам ( Деян.8:39–40 ). Придя в Кесарию и пробыв здесь в своем доме некоторое время, он возвратился в Иерусалим, где был поставлен свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый. Октябрь, 10 1673 Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский. Сентябрь, 7 1678 Святой мученик Павел Русский. Апрель, 6 1683 Святой мученик младенец Гавриил Белостокский. Апрель, 20 1690 Преподобный Корнилий Переяславский. Июль, 22 1693 Святитель Феодосий Углицкий, Архиепископ Черниговский. Февраль, 5 1696 Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Июль, 28 1698 XVIII в. Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Январь, 24 XVIII в. Святитель Митрофан, Епископ Воронежский. Ноябрь, 23 1703 Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский. Декабрь, 14 1707 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Сентябрь, 21 1709 Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Июнь, 10 1716 Преподобный Иов Анзерский. Март, 6 1720 Преподобномученик Пахомий. Май, 7 1730 Праведный Иоанн Русский, новый исповедник. Май, 27 1730 Святитель Иннокентий, Епископ Иркутский. Ноябрь, 26 1731 Священномученик Констанций Русский. Декабрь, 26 1743 Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Декабрь, 10 1754 Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский. Ноябрь, 4 1770 Святитель Софроний, епископ Иркутский. Март, 30 1771 Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский. Август, 13 1783 Преподобный Паисий Величковский. Ноябрь, 15 1794 XIX в. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Январь, 2 1833 Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец. Декабрь, 13 1837 Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Февраль, 12 1840 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Ноябрь, 19 1867 Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Апрель, 30 1867 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Март, 31 1879 Преподобный Амвросий Оптинский. Октябрь, 10 1891 Святитель Феофан, затворник Вышенский. Январь, 10 1894 XX в. Праведный Иоанн Кронштадтский. Декабрь, 20 1908 Равноапостольный Николай, епископ Японский. Февраль, 3 1912 Священномученик Иоанн (Кочуров), Протоиерей. Октябрь, 31 1917

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В 1670 году пономарю Воскресенской церкви города Тотьмы Иоанну явилась икона Святой Троицы на западном берегу острова Дедов. Иоанн показал обретенную икону тотемскому юродивому Андрею. В 1673 году перед смертью своей блаженный Андрей завещал священнику (Иоанн был уже рукоположен) построить часовню на острове и поместить туда Троицкую икону. Овдовев, Иоанн постригся в монахи с именем Иона.В 1697 году приехал в Тотьму новый воевода Федор Авраамович Лопухин с дочерью Евдокией, первой супругой Петра Великого. По просьбе Ионы Лопухин отдал ему весь остров Дедов для устроения там Троицкой обители. Вкладчиками обители были воевода и его дочь.В 1698 году для явленной иконы построена часовня Святой Троицы. В 1706 году освящена первая деревянная холодная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1715 году построена вторая деревянная церковь, но она осталась неосвященной. В этом году Дедовская пустынь приписана к Спасо-Суморину монастырю, игумен Спасо-Суморина монастыря распорядился продать достроенное здание Всехсвятской неосвященной церкви.Через 12 лет Дедовой пустыни возвращена самостоятельность. Монахи снова начали строить теплую церковь, и в 1732 году теплая деревянная церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1754 году освящена новая деревянная Сергиевская церковь взамен обветшавшей. В 1762 году на острове построили небольшую каменную Покровскую церковь вместо деревянной. В 1764 году по просьбе жителей Дедовская пустынь не упразднена, а оставлена с одним священником и причетником на содержании города. В 1765 году начали пристраивать к Покровской каменной церкви каменную Троицкую церковь, до этого в Троицкой Дедовой пустыни была только часовня Святой Троицы. В 1770 году холодная Троицкая каменная церковь с шатровой колокольней в одной связи освящена, маленькая теплая Покровская церковь осталась при Троицкой церкви приделом. С 1832 года пустынь снова приписана к Спасо-Суморину монастырю.Через несколько лет ветхую деревянную Сергиевскую церковь разобрали и устроили в каменной церкви второй теплый придел – преподобного Сергия Радонежского. В начале 20-го века вся земля на острове (пашня, сенокосы и лес) принадлежала Спасо-Суморину монастырю. Церковь, окруженная каменной оградой с настоятельскими кельями в ней, стояла на западном конце Дедова острова. Над землянкой основателя пустыни старца Ионы с южной стороны пустыни стояла часовня. За оградой располагались деревянные строения: дом для братии, баня, амбар, погреб и скотный двор. Скот выпасали на восточном залесенном конце острова. Перед церковью с запада росли ели и сосны. В этой хвойной рощице любили прогуливаться горожане.

http://sobory.ru/article/?object=22385

Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Макисма Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказание святого, и скот его, действительно, не пострадал. Так прославил Господь Своего смиренного угодника. Амвросий Оптинский, преподобный Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти святого Александра Невского 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник. «В какое число было мое рождение, — вспоминал впоследствии старец, — не помнила и сама матушка, потому что в тот самый день, как я родился, к деду в дом, где тогда жила моя мать, съехалось много гостей (дед мой был благочинным), так что мать мою должны были выпроводить вон, и она в этой суматохе и запамятовала, в какое именно число я родился. Должно полагать, что это было около 23 ноября». И, говоря об обстоятельствах своего рождения, отец Амвросий любил пошутить: «Как на людях родился, так все на людях и живу». При крещении новорожденному дано было имя Александр в честь святого благоверного князя. В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видал и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строго церковной и религиозной среде. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии, благодаря своем богатым способностям, Александр Гренков учился очень хорошо . «Гренков мало занимается, — говорил его товарищ по семинарии, — а придет в класс, станет отвечать, точно как по писанному, лучше всех». Обладая от природы веселым и живым нравом, он всегда был душой общества молодых людей. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Св. Писания, богословских, исторических и словесных наук. И поэтому ему никогда и в голову не приходила мысль о монастыре, хотя некоторые и предрекли ему об этом. За год до окончания он тяжко заболел. Надежды на поправление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010