Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЧАЕВ Стефан Трофимович († 13.05.1667, г. Галич Мерский), Христа ради юродивый, автор послания и покаянных стихов. Источником биографических сведений о Н. является комплекс документов (сохр. в копии XVIII в. в составе сборника-конволюта XVII-XVIII вв.: РНБ. Q.I.401), который включает «Прощальное послание» Н. матери и жене, написанное до ухода из семьи, короткую записку своему дяде с просьбой позаботиться об оставляемой семье, текст надписи на «образе» Н. («А при погребении его по совету усердствующих списан со всего его подобия действительный образ. А на том святом образе надпись зделана сицева…»), краткое описание церемонии погребения Н.), а также Житие блж. Андрея Тотемского, Христа ради юродивого. Н. был уроженцем Галича Мерского, сыном купца Трофима Нечаева. В зрелом возрасте он оставил родных, мать, жену и малолетнего ребенка, посвятив себя подвигу юродства. Осуществить свое намерение ему удалось не сразу: в «Прощальном послании» Н. писал, что в 1-й раз он не смог выдержать крайнего отчаяния матери и вернулся в семью. Но тяга к юродству возобладала, и, уже женившись и родив сына, он все же порвал с миром, ушел из Галича и мн. годы, до конца жизни, подвизался в юродстве. Свой подвиг Н. совершал преимущественно вдали от галичских пределов, как того и требовал неписаный устав поведения юродивого. Но из документов ясно, что он сохранил связь с Галичем. Обещая в «Прощальном послании» дать о себе знать спустя годы, он, очевидно незадолго до кончины, вернулся в родной город, где приготовил себе место для погребения («…у церкви Богоявления Господня под трапезою на левой стране за печью… сам себе гроб ископа»). Из Жития Андрея Тотемского известно, что Н. был наставником блж. Андрея и благословил его на подвиг юродства («…бысть (Андрей Тотемский.- Н. П.) собеседник блаженному Стефану Галическому и по благословению его нача безмолствовати и бысть юрод Христа ради»). Галичане почитали Н., 14 мая 1667 г. на его погребении присутствовали архимандриты Авраамиева Новозаозерского в честь Успения Божией Матери мужского монастыря и Паисиева галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , священники и диаконы всех галичских церквей, оба городских воеводы, действующий и «преждебывший», галичские дворяне и дети боярские, а также «многия посацкия и уездныя люди з женами и детьми».

http://pravenc.ru/text/2565176.html

Дедов Остров. Часовня Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Дедовская Троицкая пустынь Верстах в 6-7 от города Тотьмы, вверх по реке Сухоне, находятся три острова, расположенные рядом вдоль реки. В начале XVII века самый дальний от города и самый большой из них назывался «Дед», второй «Баба» и третий, меньшей по величине, - «Внук» или «Внучек». Острова принадлежали Ольге Строгановой, Позднее названия были переделаны в прилагательные: Дедов, Бабий и Внуков. На Дедове острове и расположена заштатная Дедовская Троицкая пустынь, получившая название от имени острова и главной своей церкви. Описание и история Дедовской Троицкой пустыни впервые были напечатаны в «Истории Российской Иерархии», составленной архимандритом Амиросием (изд. М., 1812г.). Автор сначала сообщает о местоположении пустыни, а затем излагает следующую историю её основания. Основатель пустыни иероманах Иона, ещё будучи понаморём Тотемской Воскресенской градской церкви (переименованной потом в Успенскую), 6-го июля 1670 года приехал на Дедов остров для сбора грибов и ягод и здесь, на западном мысу острова, обращённом против течения реки Сухоны, нашел на дереве икону с с изображением Пресвятой Троицы, Божией Матери с предстоящими апостолами Петром и Иоанном и преподобным Сергием (Радонежским) и Ионою, его учеником. Эту икону пономарь Иоанн, по пояснению автора, привёз в Тотьму и показал Андрею Тотемскому юродивому, который тогда был ещё жив и с которым пономарь был дружен. Блаженный Андрей, осмотрев икону, завещал пономарю построить на Дедовом острове часовню и поставить в ней икону и при этом предсказал, что впоследствии на том месте возникнет и монашеская обитель... Через несколько лет пономарь был посвящён во иерея к Тотемскому собору, овдовел и затем под именем Ионыпостригся в Тотемской Заозёрской Введенской пустыни.Ббоярин Фёдор Аврамович Лопухин, отец царицы Евдокии Фёдоровны, бывшей в то время воеводою в Тотьме, избрал его своим духовником. Узнав от него о завещании блаженного Андрея и о желании построить на Дедовом острове часовню, охотно разрешил ему, и тогда Иона устроив часовню, поселился на острове в выкопанной им пещере. С того времени и стала устроятся Дедовская Троицкая пустынь...

http://sobory.ru/article/?object=22386

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Андрей Тотемский, блж. - житие Святой праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приходе Устье-Тотемском, находившемся верстах в 50 от города Тотьмы. До десятилетнего возраста он воспитывался в доме своих родителей-крестьян. Недалеко от их селения находилась приходская церковь, и родители Андрея посылали его к богослужению во все воскресные и праздничные дни. Даровитый мальчик скоро приобрел достаточное понятие о Боге, и его непорочное детское сердце возгорелось любовью к Нему. Услышав в церкви, что нельзя служить Богу и миру, блаженный отрок возненавидел мир и из любви к Богу решился отказаться от ласк отца и матери и пожертвовал своей любовью к ним. С этой целью, тайно оставив дом своих родителей, он ушел в пустые места, не думая много о том, как и чем будет питаться. В тишине уединения со всем жаром юного сердца он предался молитве и богомолию. Когда блаженный отрок по окончании своих пустынных подвигов возвратился домой, он уже не застал своих родителей в живых. Он решился навсегда оставить родину и отправиться в Галич, наслышавшись о богоугодной жизни иноков тамошнего Воскресенского монастыря, Прибыв в обитель, он поселился у одного инока, никому не открывая своего происхождения и постоянно пребывая в посте и молитве. Игумен монастыря блаженный Стефан Галичский, часто беседуя с молодым послушником, дал ему совет принять на себя иго юродства Христа ради. Послушный юноша последовал совету настоятеля и сделался юродом. Как бы лишенный рассудка, он зимой и летом стал ходить босой, в одежде ветхой и раздранной, питаясь только хлебом и водой. Каждый год он обходил окрестные города и обители для поклонения святыне и опять возвращаясь в Воскресенский монастырь. И где бы он ни находился, в сердце и на устах его была непрестанная молитва и сладчайшее имя Иисусово. Игумен Стефан часто наедине беседовал с ним, наставляя и укрепляя его в трудном подвиге юродства. Он убеждал его с любовью и терпением переносить случавшиеся скорби и обиды.

http://pravicon.com/info-1770

ради висловили прийнятим у зв " язку з Константинопольського 28 жовтня 2018 р. 15:37 26 октября 2018 года в Епархиальном управлении Вологодской епархии  под председательством митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия состоялось заседание Епархиального совета. В заседании приняли участие: секретарь Совета иеромонах Никандр (Пилишин), руководитель Службы протокола Вологодской митрополии ; члены Совета — протоиерей Андрей Смирнов, благочинный Вологодского Северо-Западного округа; протоиерей Алексий Рожнов, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вологодской епархии; протоиерей Андрей Исаев, благочинный Северо-Восточного (Зареченского) округа г. Вологды; протоиерей Георгий Зарецкий, руководитель Юридического отдела епархии; протоиерей Алексий Ольховников, настоятель Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды; протоиерей Александр Юшкин, первый проректор Вологодской духовной семинарии; иерей Игорь Шипицын, секретарь Вологодской епархии; иерей Сергий Викин, благочинный Южного округа г. Вологды; иерей Кирилл Киселев, благочинный Центрального округа г. Вологды. Митрополит Игнатий сделал сообщение о решениях Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 15 октября сего года в Минске. Члены Епархиального совета постановили выразить всестороннюю поддержку Святейшему Патриарху Кириллу и членам Синода в их соборном решении , направленном на сохранение целостности и единства православного мира. После обсуждения члены Совета приняли решение просить правящего архиерея митрополита Игнатия обратиться ко всем верным чадам Вологодской епархии с воззванием о сугубой молитве о Святейшем Патриархе Кирилле, Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии и единоверных братьях и сестрах в Украине в особо трудное время для Русской Церкви. 27 октября в Спасо-Прилуцком монастыре под председательством митрополита Игнатия состоялось заседание Архиерейского совета Вологодской митрополии , в работе которого приняли участие епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий , секретарь Архиерейского совета иерей Сергий Викин и руководитель Службы протокола главы Вологодской митрополии иеромонах Никандр (Пилишин).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5291779...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Гробница прп. Иоасафа Каменского в соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Гробница прп. Иоасафа Каменского в соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436, с. Чирково на р. Кубене (ныне дер. Чирково Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.) - 50-е гг. XV в. (?), Спасо-Каменный мон-рь), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Каменский. В кратком летописце, известном по рукописи РНБ. Кир.-Бел. 27/1104, 60-е гг. XVI в., сообщается, что мощи И. пострадали во время пожара в Спасо-Каменном мон-ре в 1476 г. Этот летописец, возможно в более раннем списке, лег в основу Сказания о Спасо-Каменном мон-ре, написанного, по всей видимости, вскоре после 1481-1482 гг. (составителем первоначального текста был старец Паисий (Ярославов) , окончательный вид Сказанию придал др. книжник, назвавший Паисия «приснопомнимым старцем»). Согласно Сказанию, И. в миру носил имя Андрей, был сыном заозерского кн. св. Димитрия васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии , внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. при игум. Кассиане (Кассиан возглавлял мон-рь с 1469, в 1479 игуменом обители уже был Лонгин - Строев. Списки иерархов. Стб. 742; по мнению О. Л. Новиковой и С. Н. Кистерёва, факт игуменства Кассиана не подтвержден надежно источниками) и был отдан под начало «старцу духовну». Эти сведения из Сказания нуждаются в уточнениях. Кн. Андрей Заозерский упоминается в родословных книгах сер. XVI в., к-рые сообщают, что он был женат на дочери ярославского кн. Ивана Дмитриевича Дея и взял в приданое Кубену (РИИР. Вып. 2. С. 104). Не позднее лета 1447 г., после победы над угличским кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой , который был женат на сестре Андрея Софье, вел. кн. Василий II Васильевич забрал Кубену себе ( Зимин. 1991. С. 124). Видимо, этим временем можно датировать уход кн. Андрея в мон-рь. Место пострига И. было определено тем обстоятельством, что в XIV-XV вв. ярославские князья выступали главными ктиторами Спасо-Каменного мон-ря. Кн. Димитрий Васильевич активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые мон-ри на его землях. И. прожил в Спасо-Каменном мон-ре 5 лет и скончался. «положено бысть тело его во церкви древяной наверх земли. И лежало тело его во церкви до пожара много лет цело и невредимо». Больные «студеным недугом, трясавицею» получали у раки И. исцеление. 3 сент. 1476 г., когда все постройки Спасо-Каменного мон-ря были уничтожены пожаром, «тело блаженнаго старца Иоасафа... згорело же» (Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 42-43).

http://pravenc.ru/text/578044.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый (+ 1673) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 окт. в день преставления Св. блаженный Андрей родился в крестьянской семье, в 50 верстах от Вологды. Хотя родители его были безграмотны, они научили его христианской жизни своим примером. Церковь, которую он посещал постоянно, закончила его воспитание. Подвижническую жизнь он начал тем, что ушел на безмолвие. Во время его отсутствия родители его скончались. Тогда он поступил послушником в Галичский монастырь (Костромской епархии), но настоятель игумен Стефан, старец высокой подвижнической жизни, провидел его духовные силы: он направлял его на путь юродства Христа ради. И Андрей оставил монастырь. Пока был жив его наставник, он часто посещал его; когда же тот скончался, он перешел в город Тотьму, где его никто не знал, и поселился около Воскресенской церкви. Ночи он проводил в молитве. Днем собирал милостыню и раздавал ее бедным. Ходил он зимой и летом босой, в лохмотьях, питался лишь хлебом и водой. При жизни он был чудотворцем. Каждый год обходил окрестные святыни. Раз он встретил начальника дикарей Ажбакая, больного глазами. Тот стал его просить об исцелении. Андрей убежал, но Ажбакай умылся снегом, на котором стоял блаженный, и исцелился. От подвигов и лишений блаженный захворал. Он провидел день своей кончины и провел его в молитве, потом призвал священника, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн. Другу своему — пономарю Воскресенской церкви Иоанну, которому он предсказал монашество, он сказал: «Брат Иоанн, душа моя разлучается от тела, приготовь что надо для погребения». Иоанн поцеловал ему руку и вышел в слезах. Вернувшись, он нашел его скончавшимся, со скрещенными на груди руками. Вся комната была полна благоухания. Погребение его собрало множество народа. Все вспоминали святую жизнь почившего. Похоронили его около церкви, и на могиле его стали твориться чудеса. Впоследствии на могиле его воздвигли церковь. В последнее время святые мощи его почивали в Успенской церкви. Он явился во сне женщине, больной лихорадкой, дал ей приложиться к Евангелию, которое держал в руке, и велел ей идти молиться на его могиле. Женщина эта проснулась здоровой. Во время падежа скота он явился крестьянину Максиму Ронщакову и велел ему молиться о своем скоте блаженному Андрею Тотемскому. Скот этого крестьянина не болел. • Подвиг юродства блж. Андрей совершал в Тотьме, ныне входящей в Вологодскую епархию. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437768/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Лашкина (Лукашёва), Анна Ивановна; г. р. неизв., С.-Петербург - 1.07.1853, там же), юрод. Окончив один из петербургских ин-тов, А. П. готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел др. девушку. А. П. разочаровалась в возможности земного счастья, покинула родной город и приняла подвиг юродства; после долгих скитаний вернулась в С.-Петербург. Стараниями некоего архимандрита, к-рому она предрекла епископство, А. П. под вымышленными именем и званием дочери умершего работника медицинского ведомства Ивана Лашкина была определена в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре ушла оттуда, будучи не в состоянии вести праздную жизнь богаделки. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, А. П. бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной пл. к утрене или ранней обедне. Обитатели Сенной пл.- торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики - хорошо знали А. П., охотно подавали ей милостыню, знали ее и многие духовные лица. Все полученное подаяние А. П. раздавала бедным, ее подарки считались добрым предзнаменованием. Многие люди видели в блаженной лишь оборванную, ворчливую нищую и относились к ней недоброжелательно. А. П. не гневалась на обидчиков, призывала их впредь не грешить, в противном случае пророчила различные беды, и, если грешник не исправлялся, ее предсказания сбывались. А. П. похоронена на выбранном ею месте Смоленского кладбища при огромном стечении народа. Почитавшие А. П. люди брали землю с ее могилы для исцеления от болезней. В нач. XX в. над могилой блаженной была установлена часовня. Лит.: ЖПодв. Июль. С. 5-16; Раба Божия Анна Ивановна Лашкина, или Лукашёва, почивающая на Смоленском православном кладбище в С.-Петербурге. СПб., 1903; Рахманин Е. Раба Божия Анна, почивающая на православном Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. СПб., 19142. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/115610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (XVII в.?), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших), Христа ради юродивый, Карачевский. О житии святого ничего не известно: во 2-й трети XVII в. почитание мн. блаженных не успело сложиться из-за активного осуждения «лжеюродства» иерархами Русской Церкви (указ патриарха всея Руси Иоасафа I 1636 г. (ААЭ. Т. 3. С. 402. 264); Деяния Большого Московского Собора 1666-1667 гг. (Моск. Собор, 1666-1667. Л. 28)). К. упоминается в справочнике архим. Леонида (Кавелина) . Судя по прозванию святого, он подвизался в г. Карачеве (ныне Брянской обл.). В сер. 70-х гг. XX в. при составлении богослужебных миней (МП) имя К. было включено в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 158. 611; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; Минея (МП). Май. Т. 3. С. 379; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 315. Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ИОАНН (кон. XVI - нач. XVII в.?), блж., Христа ради юродивый (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Можайский АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/1684730.html

А так как та же святая Церковь Божия определила не удостаивать уставных поминовений и скончавшегося супруга моего, владыку и царя, за помянутое дело и смятение: то и царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность святой Церкви, одобряет и принимает это определение, и никто не понудит совершать поминовение о душе владыки и супруга моего» 147 . † Преставление блаж. Андрея Тотемского Блаженный Андрей 148 , уроженец с. Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском монастыре у одного инока. – Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищей служили ему хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. – По смерти наставника своего Стефана, перешёл он в Тотьму и поселился у церкви Воскресения Христова на берегу р. Сухоны. – Здесь он продолжал подвиги юродства: днём ходил он там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он ещё при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. – Раз зимой шёл он, по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 вёрст от Тотьмы. С ним встретился на дороге старшина дикарей Ажбакай, страдавший глазами; зная по слухам Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. – Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление. – Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе Воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его св. Тайнами. – Причастившись св. Таин, попросил клирика оставить его одного; потом, позвав его, сказал: «брат; пришло время разлучения души с телом». – Иоанн в слезах зажёг свечу перед иконой и покурил фимиамом. Вслед затем блаженный тихо скончался с руками, сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольней.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И. Верюжский, на самой гробнице были изображены в клеймах 4 чуда, связанные с исцелениями при гробе в 1680-1706 гг. Свящ. И. Верюжский приводит их описание, включающее имена исцеленных, даты, особо подчеркивает тот факт, что о чудесах известно именно благодаря сохранившимся изображениям на гробнице. Из этого следует, что сюжеты в клеймах сопровождались пространными надписями или сами клейма могли представлять собой тексты с описаниями чудес. Единоличные образы святого XVIII-XIX вв. неизвестны. Его изображение присутствует на неск. иконах среди Вологодских святых, самые ранние могут быть датированы 1-й четв. XVIII в., напр. икона «Спас на престоле, с предстоящими и припадающими Тотемскими и Великоустюжскими святыми» (Тотемское музейное объединение). М. изображен в верхнем регистре левой части композиции седым старцем, лик в 3/4-ном повороте вправо, руки в молении перед грудью. На нем длинная светлая рубаха с длинными рукавами. У святого высокий открытый лоб с обширными залысинами, короткие вьющиеся волосы, едва достигает груди окладистая борода, надпись: «Максимъ блаженный Тотемский». Напротив него, в правой части композиции, помещен др. Тотемский святой - блж. Андрей, Христа ради юродивый. Их изображения в иконописи составляют устойчивую пару. Исключением является образ 1-й четв. XVIII в. редкой иконографии, происходящий из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В центральной части композиции помещен ростовой образ Божией Матери «Оранта» в круглой мандорле, украшенной звездами, в к-рые вписаны фигуры Киево-Печерских преподобных. Сложносоставная композиция иконы включает изображения Св. Троицы, праздников, сюжетов из Киево-Печерского патерика и предстоящих святых, расположенных в 4 регистра по сторонам Пресв. Богородицы. Слева в верхнем ряду 5 святых, среди к-рых - М. (ближний к центру, вместе с прав. Прокопием и блж. Иоанном Устюжскими). Его образ близок к изображению на иконе «Спас на престоле, с предстоящими святыми». На иконе 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010