Оставив святительство, он продолжил служение Богу в пещерах Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 году. Празднование его памяти 10 октября, совместно с другими святыми Волынского края, было установлено в 1831 году. Блаженный Андрей Тотемский Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он все раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему болыпую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба блаженного Андрея засвидетельствованы многие исцеления. 11-й день Святой апостол Филипп Святой апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Книга Деяний повествует, что он имел четырех дочерей, которые пророчествовали ( Деян.21:9 ). Впоследствии святой Филипп был поставлен апостолами во диакона. По рукоположении он вместе со святым первомучеником и архидиаконом Стефаном усердно служил верующим, заботился об убогих, сиротах и вдовах. Во время гонения на Иерусалимскую Церковь святой Стефан был убит, и все христиане рассеялись по областям Иудеи и Самарии. Святой апостол Филипп проповедовал Христа в Самарии, совершая многие чудеса и исцеления, изгоняя лукавых духов. В Самарии находился знаменитый волхв по имени Симон. Услышав благовестие святого апостола о Царствии Божием и о Имени Иисуса Христа, он также уверовал и крестился вместе с другими ( Деян.8:5–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Адрес : ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300 Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь. Адрес: Вологодская обл., г.Тотьма, наб. Кускова, д.7 Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского , который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас. Грязовецкий р-н [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Современный Галактиону замечательный подвижник был Иринарх Ростовский. Он принял пострижение на 30-м году жизни в Борисоглебском монастыре. Не довольствуясь обычными подвигами, он надел на себя тяжёлые вериги и оковы на ноги. Потом он затворился безвыходно в келлии, достал трёхсаженную цепь и приковал себя к стулу. За свои высокие подвиги он удостоился дара прозрения. Иринарх предсказал польскому воеводе Сапеге, что он будет убит, если не выйдет из России, что вскоре исполнилось. Блаженный подвижник скончался 13-го января 1616 года. Любимый русским народом подвиг юродства находил подражателей и в XVII веке. Этим подвигом прославились: Киприан, подвизавшийся при устье реки Уводи, в 7-ми вёрстах от села Воскресенского (Ковровского уезда, Влад. губер.), известного теперь под именем пустыни Киприановой; Максим тотемский, священник, юродствовавший 45 лет, Андрей тотемский, начавший подвиг юродства в галичском Воскресенском монастыре и перешедший потом в г. Тотьму, где продолжал свой подвиг. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, – тайно раздавал нищим. Скончался в 1673 году и по кончине своей прославлен чудесами. На юге России прославился высокими подвигами преподобный Иов, настоятель Успенской обители на Почаевской горе. Иов, сын православных родителей, прозванных Железо, начал свои иноческие подвиги в угорницком Спасском монастыре в Червонной Руси. Князь Константин Константинович Острожский, узнав о его благочестивой жизни, выпросил его у Угорницкого игумена для должности настоятеля в своей Дубинской обители. Благочестивый игумен собрал в Дубинский монастырь многочисленное братство, которое по его наставлению усердно занималось изучением писаний св. отцов. Гонение, воздвигнутое на православных после смерти князя Константина, заставило Иова удалиться в Почаевскую обитель, где, по неотступной просьбе братии, он принял на себя настоятельство. За несколько лет до кончины преп. Иов принял великую схиму с именем Иоанна и большую часть времени проводил в пещере, в строгих подвигах поста и молитвы. От продолжительного молитвенного стояния ноги преподобного отекли и покрылись ранами. Гниение ран было так сильно, что тело кусками отпадало от костей, но подвижник с удивительным терпением переносил тяжкие страдания. Он скончался 28-го октября 1651 года, ста лет от роду, предсказав день смерти своей за неделю. Период четвёртый. Русская Церковь под управлением Св. Синода

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

40) Преподобный Онуфрий, строитель бывшего Катромского Николасвского монастыря при Катромском озере. Мощи его тамо под спудом; но когда скончался, неизвестно. 41) Преподобный Филипп, игумен, основавший в 1447 году Спасо-Казанский монастырь на р. Сухоне. Мощи его там на погосте под спудом. Память Ноября 15. В Тотемском уезде: 42) Преподобный Феодосий, игумен Спасо-Суморина монастыря, преставился 1568 г. января 28. Мощи его обретены в 1796 году и почивают открыто в сем монастыре. Память января 28. 43) Преподобный Вассиан, пустынник, на Тиксне реке, основатель бывшей Тиксеснской пустыни, преставился 1633 г. Сентября 12. Мощи его под спудом в Тиксненской приходской церкви. Память 12 Сентября. 44 и 45) Преподебные Григорий и Кассиан, Авнежские чудотворцы, основатели монастыря бывшего Авнежского в Авнежских волостях. Они убиенны Татарами и Вятчанами в 1392 году, июня 15. Мощи их под спудом в Авнежской приходской церкви. Память июня 15. 46) Блаженный Максим, священник Тотемский, юродствовал 45 лет, преставился в 1650 г. января 16. Мощи его в городской церкви, что у варниц. Почитание его началось с 1715 года. Мощи его под спудом. Память января 16. 47) Блаженный Андрей, Тотемский юродивый, уроженец Устья Толшемского, ученик преп. Стефана Галицкого, скончался 1674 года Октября 10, будучи 35 лет и 4 месяцов от рождения, а юродствовал 10 лет. Погребен в Тотемской Воскресенской градской церкви. Мощи его под спудом и почитаются издавна. Память 10 Октября. 48) Преподобный Агапит, основатель бывшего Маркушевского монастыря на речке Маркуше; убиее в 1584 году, мая 21. Мощи его под спудом в приходской Маркушевской церкви. Память мая 21. В Вельском уезде: 49) Праведный Прокопий, Устьянский. Когда жил и скончался, неизвестно. А мощи его открыто почивают в Усьянской приходской церкви. Они свидтен. Память июля 8 4 . В Никольском уезде: 50) Преподобный Тихон, основатель Крестогорской Тихоновой пустыни при реке Вохне. Жил около половины XVII столетия. Мощи его там под спудом. В г. Устюге и Устюжском уезде:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все это они делают для обмана людей простых, несведущих в Святом Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинно юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божии, то очень редкие, а по большей части нынешние юродивые – это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами и других, под видом благочестия, развращающие, говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, а когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, они предаются таким гнусным порокам, которых, по слову апостола, срамно есть и глаголати 266 . О таковых «подвигах» нынешних тунеядцев-юродивых рассказывает в своей «Исповеди» один из раскаявшихся мнимо-юродивых, нам современных. Он после «несколько лет», проведенных им в «юродстве», обратился на путь истины и правды, как об этом с раскаянием повествует в собственной «Исповеди», в начале коей замечает, что все обстоятельства его юродствования изложены по чистой истине, о чем свидетельствуется самим Богом 267 . Глава III Христа ради юродивые – истинные угодники Божии. – Преподобный Исаакий Затворник 268 . – Блаженный Прокопий Устюжский. – Иоанн Устюжский чудотворец. – Михаил Клопский. – Николай Кочанов Новгородский. – Феодор Новгородский. – Иаков Боровицкий. – Николай Псковский чудотворец. – Максим Московский. – Василий Московский. – Иоанн Московский. – Блаженный Исидор Ростовский. – Иоанн Власатый. – Лаврентий Калужский. – Прокопий Вятский. – Андрей Тотемский. – Максим Тотемский. – Георгий Шенкурский. – Киприан Суздальский. – Симон Юрьевецкий ПреподобныЙ Исаакий Затворник Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям, но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые силою благодати Божией ( 1Кор. Х:13 ). Исаакий был богатый купец города Торопца. Пожелав быть иноком, он раздал все свое имение нищим и пришел в пещеру к преподобному Антонию с просьбою постричь его в иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это был радостнейший день в жизни пр. труженика Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место, блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из кельи только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и исполненный дней с небольшим чрез два года почил от своих трудов и переселился в обителя вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворвому образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина его последовала 17 июля 1654 г. Мощи пр. Леонида почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской цервви; здесь же доныне сохраняется тяжелая и шестовая власяница его и как при жизни блаженного старца, так и ныне ежегодно бывает большое стечение богомольцев в девятую пятницу по Пасхе. Праведный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Св. праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приход Усть-Толшемском, находящемся верстах в 50 от г. Тотьмы. До десятилтнего возраста он воспитывался в дом своих родителей – крестьян. Еще и ныне крестьяне не очень много заботятся о воспитании своих детей, а в царствование Михаила Феодоровича, когда народ только еще начинал поправляться после бедствий и раззорения от самозванцев, воспитание детей в среде простого народа стояло еже ниже, тем более, что ни учителей, ни училищ еще не было» Все тогдашнее образование ограничивалось изучением азбуки, часослова и псалтири, умением написать свое имя и приложить руку, но и оно было долею только не многих счастливцев, сыновей богатых родителей, а небогатые родители Андрея не могли дать ему и этого. Набожные, но мало понимавшие сущность православной веры они учили сына только бояться Бога, власть поклоны пред св. иконами, соблюдать посты и ходить по праздникам в церковь , в чем, по мнению большинства народа того времени, и заключались все требования веры. К счастью отрока недалеко от их селения находилась приходская церковь и родители Андрея – сами усердные к ней – посылали Андрея к богослужению во все воскресные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дедов Остров. Часовня Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дедовская Троицкая пустынь Верстах в 6-7 от города Тотьмы, вверх по реке Сухоне, находятся три острова, расположенные рядом вдоль реки. В начале XVII века самый дальний от города и самый большой из них назывался «Дед», второй «Баба» и третий, меньшей по величине, - «Внук» или «Внучек». Острова принадлежали Ольге Строгановой, Позднее названия были переделаны в прилагательные: Дедов, Бабий и Внуков. На Дедове острове и расположена заштатная Дедовская Троицкая пустынь, получившая название от имени острова и главной своей церкви. Описание и история Дедовской Троицкой пустыни впервые были напечатаны в «Истории Российской Иерархии», составленной архимандритом Амиросием (изд. М., 1812г.). Автор сначала сообщает о местоположении пустыни, а затем излагает следующую историю её основания. Основатель пустыни иероманах Иона, ещё будучи понаморём Тотемской Воскресенской градской церкви (переименованной потом в Успенскую), 6-го июля 1670 года приехал на Дедов остров для сбора грибов и ягод и здесь, на западном мысу острова, обращённом против течения реки Сухоны, нашел на дереве икону с с изображением Пресвятой Троицы, Божией Матери с предстоящими апостолами Петром и Иоанном и преподобным Сергием (Радонежским) и Ионою, его учеником. Эту икону пономарь Иоанн, по пояснению автора, привёз в Тотьму и показал Андрею Тотемскому юродивому, который тогда был ещё жив и с которым пономарь был дружен. Блаженный Андрей, осмотрев икону, завещал пономарю построить на Дедовом острове часовню и поставить в ней икону и при этом предсказал, что впоследствии на том месте возникнет и монашеская обитель... Через несколько лет пономарь был посвящён во иерея к Тотемскому собору, овдовел и затем под именем Ионыпостригся в Тотемской Заозёрской Введенской пустыни.Ббоярин Фёдор Аврамович Лопухин, отец царицы Евдокии Фёдоровны, бывшей в то время воеводою в Тотьме, избрал его своим духовником. Узнав от него о завещании блаженного Андрея и о желании построить на Дедовом острове часовню, охотно разрешил ему, и тогда Иона устроив часовню, поселился на острове в выкопанной им пещере. С того времени и стала устроятся Дедовская Троицкая пустынь...

http://sobory.ru/article/?object=22386

27) Максим Тотемский священник (18 янв.) † 1650 г. 70 . 28) Андрей Тотемский (10 окт.) род. 1638 г. † 1673 г. в вологодских пределах в селении Усть-Тотемском. Проф. Голубинский говорит, что он умер в 1674 г. 71 . 29) Иона монах Пешношского монастыря Московск. губ., Дмитровск. уезда подвизался во второй половине XVII в. † 1737 г. в лесу и найден охотниками чрез несколько месяцев после смерти совершенно нетленным. О его подвигах было писано в светской литературе, напр. в «Маяке» за 1845 г. т. VI и в Московских губернских ведомостях за тот же год. Последний из юродивых не канонизован. У Преосв. Сергия, архим. Леонида, у Савваитова, Барсукова, Толстого, Поселянина, Кайдалова и др. упоминается еще до 26 юродивых, сведения о которых находятся в рукописных святцах местных монастырей и церквей, но они не канонизованы. Все исторические сведения из жизни поименованных св. юродивых, строго проверенные критикой, вошли в состав нашего сочинения в качестве фактических данных, подтверждающих известное нравственное положение. Чтобы определить значение и смысл самого названия, какое св. церковь прилагает к поименованным угодникам Божиим, необходимо название «юродивый» рассмотреть в связи с другими наименованиями, составляющими принадлежность каждого юродивого и помещающимися в их житиях. В самых повествованиях св. юродивые – монахи именуются преподобными, мирские именуются праведными и блаженными. Конечно, св. церковь , усвояя св. юродивым различные наименования, выражающие их свойства и добродетели, кроме прославления их, имеет целью еще и то, чтобы возбудить в сердцах всех членов церкви благочестивую ревность к достижению той славы, какую заслужили пред Богом св. юродивые. «Мужества святых, говорит св. Димитрий Ростовский , ими же, Богу помогающу, крепце противу плотских вожделений ратоваша, памятствовати потребно быти разумеем, яко образ добродетельного их жития разумеюще, себе самих возбуждаем к тех подражанию» 72 . Сообразно этому св. намерению не бесполезно вникнуть в смысл и значение тех наименований, какие св. церковь усвояет св. юродивым. Все юродивые именуются святыми. Если производить слово святой – γιος от греческих же слов: отрицательной частицы а и γ – земля, то оно будет означать такого человека, который живет жизнью не земною, а небесною, т. е. который не прилепляется ни к чему земному, порочному, а всем существом своим постоянно стремится от земли горе – к Богу, и для которого земля есть не более, как место изгнания, истинное же отечество его на небе (Филип. Ill, 20). Русское слово святой можно производить от славянских слов: свыше и ятый, т. е. такой человек, который жизнью своею показывает, что он стоит выше всего земного, принадлежит к горнему миру, и который делами своими возвышается над прочими земнородными. Еврейское слово кадош означает отделенного, избранного из всех и назначенного на служение истинному Богу 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. V; Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиц. культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска): Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 31; Соскин А. И. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997. С. 169. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 559; Голубинский. Канонизация святых. С. 357; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 45-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 243. З. Н. Мехреньгина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/674101.html

И. Верюжский, на самой гробнице были изображены в клеймах 4 чуда, связанные с исцелениями при гробе в 1680-1706 гг. Свящ. И. Верюжский приводит их описание, включающее имена исцеленных, даты, особо подчеркивает тот факт, что о чудесах известно именно благодаря сохранившимся изображениям на гробнице. Из этого следует, что сюжеты в клеймах сопровождались пространными надписями или сами клейма могли представлять собой тексты с описаниями чудес. Единоличные образы святого XVIII-XIX вв. неизвестны. Его изображение присутствует на неск. иконах среди Вологодских святых, самые ранние могут быть датированы 1-й четв. XVIII в., напр. икона «Спас на престоле, с предстоящими и припадающими Тотемскими и Великоустюжскими святыми» (Тотемское музейное объединение). М. изображен в верхнем регистре левой части композиции седым старцем, лик в 3/4-ном повороте вправо, руки в молении перед грудью. На нем длинная светлая рубаха с длинными рукавами. У святого высокий открытый лоб с обширными залысинами, короткие вьющиеся волосы, едва достигает груди окладистая борода, надпись: «Максимъ блаженный Тотемский». Напротив него, в правой части композиции, помещен др. Тотемский святой - блж. Андрей, Христа ради юродивый. Их изображения в иконописи составляют устойчивую пару. Исключением является образ 1-й четв. XVIII в. редкой иконографии, происходящий из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В центральной части композиции помещен ростовой образ Божией Матери «Оранта» в круглой мандорле, украшенной звездами, в к-рые вписаны фигуры Киево-Печерских преподобных. Сложносоставная композиция иконы включает изображения Св. Троицы, праздников, сюжетов из Киево-Печерского патерика и предстоящих святых, расположенных в 4 регистра по сторонам Пресв. Богородицы. Слева в верхнем ряду 5 святых, среди к-рых - М. (ближний к центру, вместе с прав. Прокопием и блж. Иоанном Устюжскими). Его образ близок к изображению на иконе «Спас на престоле, с предстоящими святыми». На иконе 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010