Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее «постыдных страстей» и «непотребств», оскверняющих человеческое тело: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» ( Рим.1:26–27 ). «Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют», – писал апостол жителям развращенного Коринфа ( 1Кор.6:9–10 ). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. «Учение двенадцати апостолов», творения святителей  Василия Великого ,  Иоанна Златоуста ,  Григория Нисского , блаженного Августина , каноны святого  Иоанна Постника  выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: «Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы». Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из «сексуальных ориентаций», имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Бежите так, чтобы получить ее. Всякий, который в борьбе напрягается, воздерживается от всего; но те ведь для того, чтобы получить венец тленный, а мы, чтобы получить нетленный. Итак, я стремлюсь к тому некак будто к неизвестному; я сражаюсь не как бьющий воздух, но изнуряю тело свое и привожу в рабство, чтобы, проповедуя другим, самому как-нибудь не сделаться осужденными [ст. 1–27]. [Гл. X:] Братие! я не хочу оставить вас в неведении о том, что все отцы наши были под облаком... Но не во многих из них проявилось благоволение Божие, ибо они были повержены в пустыне. Это сделалось образом для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как были похотливы они; и не сделались идолослужителями, как некоторые из них, – как написано: Сел народ есть и пить, и поднялись на игрища [ Ucx. XXXII, 6 ]. И не будем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и пало их в один день двадцать три тысячи [ Чuc. XXV, 1. 9 ]. И не будем искушать Христа, как некоторые из них искушали, и погибли от змей [ Чuc. XXI, 6 ]. И не ропщите, как роптали некоторые из них, и погибли от истребителя [ Чuc. XIV, 37 ]. Но все это было с ними в смысле образов, и написано для исправления нас, в лице которых [они] дожили до последнего времени. Итак, тот, кто считает себя стоящим, тот пусть смотрит, чтобы не пасть. Вас постигло только человеческое искушение. Но верен Бог, Который не допустит вас искуситься более чем вы можете; но вместе с искушением даст и ослабление [его], чтобы вы могли перенести его. Поэтому, возлюбленные мои, избегайте идолопоклонства... Но то, что приносят в жертву язычники, они приносят в жертву бесам, а не Богу; а я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами: вы не можете пить чашу Господню и чашу бесов; не можете быть участниками трапезы Господней и трапезы бесовской. Ужели мы станем возбуждать ревность в Господе? разве мы сильнее Его? Мне все позволено, но не все полезно; мне все позволено, но не все назидательно. Никто пусть не ищет своего, но [для] другого. Все, что является на мясном торгу, ешьте, ничего не спрашивая по совести... Но если кто скажет: «Это принесено в жертву идолам», то вы не ешьте ради того, кто это показал и ради совести; но совесть я разумею не твою, а другого. В самом деле, к чему моей совести подвергаться суду со стороны чужой совести? Если я принимаю [пищу] с благодарением, то зачем злословить меня за то, что совершаю благодарение? Итак, едите ли вы, пьете ли вы, или делаете что-либо другое, делайте все во славу Божию. Не будьте соблазном для Иудеев и язычников, и для Церкви Божьей, как и я угождаю всем во всем, не ища того, что полезно мне, но для многих, чтобы они спаслись [ст. 1–14; 20–33].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

благодеяния эти принесли не только то, что мы будем некогда радоваться полноте даров, но и ныне среди скорбей мы радуемся по причине обладания самою добродетелию и смеемся над яростию гонителей, считая жестокость средством к воспитанию терпения, так что не только не грешим ради награды, но и эту самую возможность не грешить считаем наградой. Видя исполнение обетований, вменяем в ничтожество все блага и бедствия сей жизни, ценя верность обетований Божиих по величию любви Его к нам. Ибо не напрасна надежда наша на вечные блага, так как поручительницею будущего блаженства имеем любовь Божию, которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, т.е. посредством даров Св. Духа. Бог показал Свою любовь к роду человеческому. Итак, верно воздаст верующим обещавший, ибо Кто Сына Своего не пощадил, но за всех нас предал Того, чрез Которого освятил нас действием Св. Духа, Тот как с Ним не дарует нам и всего ( Рим. 8:32 )? Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых, ибо едва ли кто умрет за праведника, разве, за благодетеля может быть кто и решится умереть. Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасаемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасаемся жизнию Его; и не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение ( Рим. 5:6–11 ). Апостол открыл, по какому побуждению Христос умер за нас, ничего хорошего не заслуживших, за нас, кои по любви к преступлениям попрали разум и закон, поступая по желаниям своим, обличаемым совестию с величайшею силою. Но так как ясно, что еще пророки ради праведности многократно воссияли презрением к смерти и что весьма многие спокойно шли на смерть за то, что они ценили, то чтобы исключительность доблести Христа была светоноснее подобных примеров, апостол прибавил то, чем показал, что любовь и мужество Христа стоят на исключительной высоте; допускаю, говорит, что за достойные вещи можно и умереть, потому что здесь скорбь умеряется созерцанием величия тех вещей, за кои полагается жизнь; но Христос ничего не имел, что мог бы любить в делах людей нечестивых, и за этих опозоренных нечестием не возгнушался смерти; ясно, что Он возвышается над всякою доблестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Блажен человек, который претерпевает искушение, потому что когда будет испытан, то примет венец жизни, который Бог обещал любящим Его... Итак, не заблуждайтесь, братие возлюбленные. Всякое наилучшее даяние и всякий дар совершенный исходит свыше от Отца светов... Вы знаете, братие мои возлюбленные, пусть будет всякий человек скор, чтобы слушать и медлен, чтобы говорить и медлен на гнев; ведь гнев человека не производит правды Божьей. Посему, отбрасывая всякую нечистоту, изобилие злобы, с кротостью принимайте внушаемое [вам] слово, которое может спасти ваши души. Но будьте исполнителями слова, а не слушателями только его, обманывая самих себя; потому что тот, кто является слушателем слова, а не исполнителем его, тот приравнивается к человеку, рассматривающему в зеркале природное выражение лица своего; вот он посмотрел на себя и ушел, и тотчас-же забыл, каким был. Но кто всмотрелся в закон совершенной свободы, и пребудет в нем, сделавшись не забывчивым [только] слушателем, но и совершителем дела, тот будет блажен в деле. Но если кто думает, что он благочестив и не обуздывает языка своего, а обращает сердце свое, благочестие того тщетно. Чистое и непорочное благочестие у Бога и Отца таково: посещать сирот и вдов в их скорби и сохранять себя неоскверненным от этого мира [ст. 2–12; 16, 17; 19–27]. [Гл. II:] Братие мои, не имейте веры в Господа нашего Иисуса Христа славы с лицеприятием... Братие мои возлюбленные, послушайте, разве Бог не избрал бедных в этом мире, как богатых верою, и наследников царства, которое Бог обещал любящим Его? А вы обесчестили бедного. Разве не богатые силою притесняют вас, и не они-ли привлекают вас в суды? Разве не они злословят доброе имя, которое усвоено вам? Но если вы исполняете царственный закон по писанию, – возлюби ближнего твоего как самого себя, – то хорошо делаете. А если взираете на лицо, то совершаете грех и по обличению закона оказываетесь преступниками его... Ведь суд без милосердия [предстоит] тому, кто не оказывает милосердия: милосердие стоит выше суда [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Блаженно чрево Марии Девы, носившее Сына Вечного Отца 579 . Стихи из Св. Писания 580 Видом Твоим и красотой Твоей стремись, успевай и царствуй. Поможет Ей Бог лицем Своим; Бог среди Нее, и Она не подвигнется. Возлюбит Ее Бог и изберет Ее: в чертоге Своем сотворит Ей жилище. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. Ублажат Меня все роды, ибо сотворил Мне Господь величие; Он – сильный, и свято имя Его. И милость Его в роды родов боящимся Его. Излилась благодать во устах Твоих: посему благословит Тебя Бог во век. Излило сердце мое слово благое; говорю я о делах моих Царю 581 . Когда царь возлежал за столом своим, нард Мой дал запах приятности 582 . Левая рука Его у Меня под головою, а правая обнимает Меня. Черна Я, но красива, дщери иерусалимские: поэтому Царь возлюбил Меня и ввел Меня в чертог Свой. Уже буря миновала, дождь прошел и перестает: встань, Подруга Моя, и иди. Прекрасной соделалась Ты и приятной в сладости Твоей, Святая Богородительница. Как избранное миро, Я дала приятное благоухание. Пред ложем этой Девы часто пойте нам сладкие песни. Поможет Ей Бог лицем Своим; Бог среди Нее и Она не подвигнется. Как веселящихся всех жилище в Тебе, Святая Богородица. Избрал Ее Бог и предызбрал; в селении Своем дал Ей обитать. Чтения Capitula а) На вечерне, в конце утрени и на 3 часе: Сир. 24 " Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки; Я служила пред Ним во святой скинии». б) На 6-м часе Сир. 24:11–13 : «И так утвердилась в Сионе. Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме власть Моя. И укоренилась Я в народе прославленном и в наследственном уделе Господа». в) На улицах так, как корица и бальзам, издающий приятный запах, и как смирна избранная распространила благоухание. Большие чтения (lectiones) На утрени 1-е, 2-е и 3-е из 1 гл. Песни Песней (любовь и красота возлюбленной). 4-е, 5-е и 6-е выдержка из слова бл. Августина (о славе Пресв. Девы, сравнение Ее с Евой и о песни Богородицы) 7-е и 8-е чтения из комментария бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Блаженный Августин предлагает аллегорическое истолкование: «Сыновья бились в утробе своей матери, и сказано Ревекке, когда там шла борьба: два племени во чреве твоем. Два человека, два народа: народ хороший и народ плохой, но тем не менее они борются в одном лоне. Сколько плохих в Церкви, и одно чрево носит их, покуда в конце не расстанутся (ср. Мф. 25, 31–46 ). И хорошие против плохих кричат, и плохие против хороших в ответ, и в одном чреве друг с другом борются» . Есть такая легенда, что когда беременная Ревекка проходила рядом с капищами языческими – они же жили среди хананеян,– то Исав начинал от радости прыгать в ней, как будто зная, что он потом станет вождем язычников. А Иаков – затихал. А когда она возвращалась в шатры своего мужа, Иаков от радости прыгал в ее чреве, а Исав пугливо затихал. Ну, казалось бы, сказка! Но смотрите: в Евангелии от Луки мы находим подобное повествование, где говорится, что когда Дева Мария вошла в дом Своей сродницы Елисаветы, то младенец Иоанн Креститель взыграл… во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Таким образом, он, будучи еще не рожденным младенцем, приветствовал Деву Марию. В действительности духовная жизнь человеческого плода до рождения – это некая духовная загадка. В Писании есть такой текст, где сказано: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16),– то есть это тайна! Тайна, как душа нерожденного младенца духовно самореализуется. Конечно, она может пребывать в абсолютном блаженном благоговении. Иоанн Креститель взыграл ; на греческом, на языке оригинала – «запрыгал»! А вот тут они толкались. Или прыгали от радости. И наверняка тому были разные причины! И вот Ревекка произносит такие слова: если так будет, то для чего мне это? Действительно, а для чего существуют женщины и тяготы беременности? Какое-то должно же быть назначение, смысл. Первое послание к Тимофею, 2я глава, 13–15й стихи: И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2, 14). И вы знаете, что наказание за грехопадение было, что она в беременности, в муках будет рожать детей (ср. Быт. 3, 16). И далее апостол Павел пишет о женах: Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). Теперь нам понятнее становятся слова Ревекки и ее вопрошания. Женщина спасается чадородием!

http://pravoslavie.ru/110922.html

Бог единогласно именуется Художником, который творит мир как произведение искусства, в творениях святых Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Григория Нисского, блаженного Августина и других отцов. Например, святой Мефодий Патарский (III век) уподобляет Бога художнику, творящему, подобно «превосходному живописцу», «из стихий или вещества, или твердей», «выразившему многими красками одну идею», или скульптору, создавшему прекрасную статую», или архитектору, который приготовил для человека «этот мир, как прекраснейшее жилище и своими руками образовав его (человека), как бы прекрасное изваяние в великолепном храме». Описывая этапы творения в Шестодневе, отец Александр так толкует восьмикратное «увидел Бог, что хорошо весьма»: «Тут Бог вновь выступает, как Первообраз творческой личности. Художник — и не только собственно художник — но и всякая творческая личность не может не вглядываться, не вдумываться в свое произведение, потому что любит его». «Творчество неотделимо от любви», что есть «свидетельство о полноте Божественной любви к твари, которая и отвечала Творцу полным и единогласным хором хвалы и благодарности». Таким образом, слова «хорошо весьма» (по-гречески καλα λαν) можно перевести не только как «хорошо весьма», но и как «весьма красиво». Переходя к толкованию Нового завета, отец Александр отмечает, что это весьма трудно, потому, что хоть именно Новый завет есть «источник истинного понимания всех вещей и там мы обнаруживаем основы для любых построений», но в Новом завете нет «специально эстетических суждений». Все же автор видит в Новом завете свойственное Евангелию «художественно-эстетическое понимание сотворенного мира» и что Новый завет дает для этого «несколько кратких постулатов, вполне достаточных». Важнейшим текстом Нового завета, указывающим на эстетическое понимание мироздания, является, по мнению автора доклада, отрывок Мф 6 (ср. Лк 12) о полевых лилиях: « Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но, говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них, если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает …» Автор, указывая на контекст речи Христа (о промышлении Бога над людскими нуждами), и многозначность смысла, видит здесь и эстетический аспект.

http://pravmir.ru/nauka-krasoty/

Бог создал всех ангелов добрыми. Но часть из них, как существа, имеющие свободу воли, злоупотребили своей свободой и стали на путь противления Богу, т.е. пали в грех. К этому их не вынуждала никакая необходимость. Св. Писание ясно свидетельствует, что вначале падшие духи были безгрешны. Это прежде всего следует из слов Самого Господа Иисуса, когда Он, обличая иудеев, не веривших в Его слова, говорит им, что их отец – диавол, который «не устоял в истине» ( Ин.8:44 ). Так же св. апостол Петр в своем 2м послании говорит: «…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Петр.2:4 ). Св. ап. Иоанн Богослов свидетельствует: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин.3:8 ). Святая Церковь устами своих богодухновенных мужей – великих подвижников благочестия – всегда утверждала, что падшие духи были созданы добрыми, а потом сами сделались злыми. «Не то мы говорим, – пишет Блаженный Феодорит, – будто духи злобы от начала созданы злыми Господом всяческих, и будто дана им такая природа; но – то, что они сами по низвращению воли от лучшего устремились на худшее». Касаясь грехопадения диавола, св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Прежде диавола никто не согрешил; согрешил же он не потому, что бы от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха пала бы на того, кто таковым сотворил его); но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения соделался диаволом». По словам Блаженного Августина , «диавол есть дух нечистый; есть добро, как дух, и есть зло, как нечистый; он дух по природе, а нечистый по греху; из этих двух свойств первое от Бога, последнее от самого диавола». Но как произошло грехопадение диавола? Всем сотворенным ангелам была дарована свобода: или пребывать с Богом, или удаляться от него. В момент сотворения ангелы не имели окончательного совершенства и призваны были к его достижению через постоянное общение с Богом, что, в свою очередь, обеспечивало для них неизреченное блаженство.

http://azbyka.ru/diavol-i-ego-nyneshnie-...

Более молодых вдовиц избегай, ибо они, впадая в излишества в противность Христу, желают вступать в брак, они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. А вместе с тем они приучаются в праздности обходить дома; они не только праздны, но и болтливы, говоря то, чего не должно [говорить]. А о более молодых я желаю, чтобы они вступили в брак, рождали детей, были хозяйками домов, чтобы не давать никакого повода противнику к злословию, ибо некоторые уже совратились назад в след сатаны. Если какой-либо верный имеет вдов, то да поддерживает их, чтобы не обременялась Церковь , так что было-бы достаточно для тех, которые по истине вдовицы. Хорошо предстоятельствующие пресвитеры пусть удостоиваются двойной почести. Ибо Писание говорит: Не налагай узды на вола молотящего, и: Достоин трудящийся награды своей. На пресвитера принимай обвинение только при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие имели боязнь. Свидетельствую пред Богом и Иисусом Христом, и избранными Ангелами, чтобы ты соблюдал это без предубеждения, не делая ничего по склонности на какую-либо сторону. Ни на кого не возлагай рук с поспешностью и не принимай участия в чужих грехах. Кроме того не пей только воду, а употребляй немного вина ради желудка своего и частых своих немощей. Грехи некоторых явны и ведут к суду, а у некоторых скрываются. Подобным образом и добрые дела явны; а те, которые не таковы, не могут быть скрыты [ст. 1–25]. [Гл. VI:] Рабы, находящиеся под ярмом, должны почитать своих господ достойными всякой чести, дабы не было нареканий на имя Божье и учение. А те, которые имеют господами верующих, пусть не презирают их в виду того, что они братья, но еще больше пусть служат им, потому что они верные и возлюбленные участники в благодеянии. Научай этому и увещевай. Кто учит иначе и не утверждается на здравых словах Господа нашего Иисуса Христа и на том, что относится к благочестию учения, тот горд, ничего не знает, но любит совопросничество и словопрения, из которых происходят зависть и раздоры, злоречие, злые подозрения, столкновения между людьми с испорченным умом и лишенных истины, думающих, что благочестие выгодно для прибытка.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Боящимся Его Он сделает угодное и услышит вопль их и спасет их. Сохраняет Господь всех любящих его и сокрушит всех нечестивых. Хвалу Господу изрекут уста мои, и благословит Господа всякая плоть во век века (in aeternum et jugiter) [cm. 18–21]. В псалме CXLV: Хвали, душа моя, Господа. Я буду хвалить Господа в жизни моей и воспевать Господу моему, пока живу. Не полагайтесь на начальников и на сына человеческаго, у которого нет спасения [ст. 1, 2]. Блажен тот, у которого помощник Бог Иакова; надежда такового на Господа Бога его [ст. 5]. В псалме CLVI: Хвалите Господа, ибо Он благ; песнь Господа нашего [или: Господу нашему] – ибо [это] должно: прекрасная похвала [ст. 1]. Господь воздвигающий смиренных, унижающий нечестивых до земли. Пойте Господу в исповедании, пойте Богу нашему [ст. 7?] Его хотение не в крепости коня, и благоволение Его не к крепости голеней мужа. Благоволение Господа к тем, которые боятся Его и ожидают милосердия Его [ст. 10, 11]. В псалме CXLVIII. Да хвалят имя Господа цари земли и все народы, князья и все судии земли, юноши и девы, старцы и дети [ст. 11–13]. В псалме CXLIX: Пойте Господу песнь новую; хвала Его в собрании святых. Да возвеселится Израиль о Творце своем, и сыны Сиона да торжествуют о Царе своем [ст. 1, 2]. Он возвысит смиренных в Спасителе [in Jesu]. Взыграют святые в слове; будут восхвалять на ложах своих. Восхваления Бога в гортани их [ст. 6]. В псалме CL: Хвалите Господа в святых Его, хвалите Его в крепости могущества Его. Хвалите Его в силах Его. Хвалите Его во множестве величия Его [ст. 1–2]. Все дышащее пусть хвалит Господа [ст. 6]. А теперь мы собрали из книги Соломона то, что, по нашему мнению, необходимо для этой книги, и прежде всего из книги Притчей. Эта книга почти вся имеет важное значение для наставления в благочестивых нравах, если только она будет правильно понимаема. Но то, что [в ней] темно, я пропущу. Пусть эти места будут достоянием читателей и любителей духовных писаний, чтобы они могли упражняться [в них]. Мы же в этом труде своем решили подобрать то, что относится, – как легко уразуметь, к прохождению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010