Глава XXIV Надлежит молиться, чтобы понять то, что пока еще непонятно 46 . Усердно перечитывайте эту книгу и, если понимаете [нечто], воздавайте благодарение Богу, если же чего-то не понимаете, молитесь, чтобы понять: ибо Бог подаст вам разумение. Помните, что написано: Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» 270 . Это та мудрость, которая нисходит свыше, как говорит тот же апостол Иаков. А иную мудрость отгоняйте от себя и молитесь, чтобы не было ее в вас, ибо апостол отверг ее, сказав: Если вы имеете горькую зависть, и есть среди вас распри, то это не мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, диаволъская. Ибо где зависть и распри, там неустройство и всякое дурное дело. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна 271 . Итак, какого блага не имеет тот, кто просил и добился такой мудрости от Господа? И отсюда также уразумейте благодать: ведь если бы от нас была подобная мудрость, то она не была бы свыше, и не следовало бы просить ее у Самого Бога, создавшего нас. Братия, молитесь и за нас, чтобы мы жили в веке сем воздержанно, благочестиво и праведно, ожидая блаженного упования и явления Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» 272 , Которому подобает честь и слава и держава с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Давайте посмотрим, какое истолкование дают святые отцы. Блаженный Августин Иппонский пишет: «Поэтому этот Жених (то есть Христос, – О. С.), равный Своим приглашенным, собиравшийся позвать на свадьбу (на мессианский пир, – О. С.) добрых и злых, даже захотел родиться от добрых и злых (здесь Августин имеет в виду родословие Иисуса Христа, в котором есть разные люди, – О. С.), чтобы подтвердить пророчество о Пасхе, в котором было заповедано вкушать агнца, выбранного из овец и коз – словно из праведных и неправедных, что явилось предызображением Его. Сохраняя и Божественное, и человеческое, Он не отверг добрых и злых предков ради связи по человечеству, но избрал рождение от Девы ради Божественного чуда» 109 . То есть для Августина Блаженного тот факт, что Христос есть наша Пасха, и, в то же время, в 5-ом стихе говорится: «Возьмите его (агнца) от овец, или от коз», все это свидетельство, что Христос одинаково по-доброму относится и к добрым, и к злым. Как говорится в Нагорной проповеди : «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:45, 48 ). Божественное бесстрастие – это всегда, при любых обстоятельствах совершенно одинаково относиться к тем людям, которых Господь посылает на нашем пути. А, с другой стороны, то, что в жертву приносится не только овен, но и козел, который считается строптивым животным – это свидетельство, что если человек с таким упорным козлиным нравом проявит жертвенность, он может быть принят Богом и из состояния козлиного может обратиться в стадо овец, то есть оказаться жертвой, угодной Богу и приятной для Него. Поэтому люди, которые заведомо говорят о себе: «Да, мы грешники, и мы окажемся слева от Христа как козлища», должны знать, что Бог призывает проявить жертвенность не только тех, кто окажется в день Суда справа от Него как Его овцы. Так как в 12-ой главе в 5 стихе Книги Исход предполагается, что можно вязать для жертвы или овец, или коз, то поистине все одинаково призываются ко спасению, к жертвенному служению перед Богом. Вот какой смысл может быть заложен в этих словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Далее, если крещеные не судятся, то лишенные крещения будут судимы. Далее прибавляет: суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Здесь говорит Спаситель ο Своем пришествии, без которого дети не могли бы быть в свете. В этой любви к тьме пребывают те, кои сами не верят и детей не допускают до крещения. A кто идет к свету, у того дела в Боге соделаны, так как он понимает, что оправдание его зависит не от его заслуг, но от благодати Божией, ибо, говорит апостол, Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Фил. 2:13 ). Таким способом совершается из телесного рождения духовное возрождение всех приходящих ко Христу; Сам это открыл, Сам показал, когда Его спросили, каким образом это может быть; всякое человеческое рассуждение по этому вопросу Он упразднил: пусть не отчуждают и детей от благодати прощения грехов. И дитя не иным путем переходит ко Христу: никто не может примириться с Богом и придти к Богу, как только чрез Христа. Что сказать ο самой форме таинства? Желал бы я, чтобы кто-нибудь из мыслящих противное принес мне младенца, подлежащего крещению. Если он не содержится во власти диавола, то какое значение имеет мое заклинание? Так как ребенок сам не может отвечать, то за него отвечает приносящий. Каким же образом он будет говорить, что отрицается диавола, которого в нем нет? Каким образом обращается к Богу, от Которого не отвращался? Каким образом верует в отпущение несуществующих грехов?» 88 В этом комментарии для нас важны те доводы, которые приводит Августин в доказательство той мысли, что детям при крещении прощается первородный грех. Доводы эти довольно слабы. Августин уверяет, что дитя в крещении освобождается от греха чрез оправдание и от смерти чрез воскресение, как некогда в пустыне смотревшие на медного змея врачевались от яда и спасались от смерти. Что ребенок заражен духовным ядом змия. т.е. тлением природы, и потому нуждается в уврачевании, это понятно, но что это уврачевание совершается не иначе, как чрез прощение грехов, это ни откуда не следует: уврачевание может состоять в восстановлении природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

И далее мы читаем: Исх.15:20 . «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием». Здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением, когда не только кто-то из мужчин именуется пророком, но и женщина, сестра Моисея, называется: «Мариам пророчица». «Пророчествовали также и женщины, в древности Мариам, сестра Моисея и Аарона, а после нее Девора, а после них Олдама и Иудифь, одна при Иосии, а другая при Дарии. Пророчествовала также и Матерь Господа, и родственница ее Елисавета, и Анна, а в наше время (то есть после Дня Пятидесятницы, – О. С.) дочери Филиппа, однако они не превозносились над мужчинами, но соблюдали свою меру» 168 . Блаженный Августин предлагает следующее аллегорическое истолкование к данному стиху: «Так воспел Моисей и сыны Израилевы, так воспела Мариам пророчица и женщины Израилевы. Так и мы теперь поем: и мужчины, и женщины, и дух (то есть мужское начало, – О. С.), и плоть наши (то есть «плоть» как женское начало, – О. С.). Потому что «те, которые Христовы», – говорит апостол, – «распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). На это и указывает именно, как согласно понимается всеми, тот тимпан, который взяла Мариам чтобы воспевать на нем. Для того чтобы сделать тимпан, на дерево натягивается кожа – так точно из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати» 169 . Здесь мне хотелось бы остановиться на словах Блаженного Августина «из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати». Казалось бы, крест как символ страдания и «сладкий дар благодати» – понятия несовместимые! И здесь мне хотелось бы повторить пример, который уже звучал ранее. Во время Чеченской войны за нежелание принять ислам агаряне распяли наших солдат. С боем русские отбили своих. Из распятых только один оставался жив. Когда его начали снимать с креста, вынимая гвозди из рук, православный войн воскликнул: «Ребята не надо! Мне так хорошо…» Прав Блаженный Августин : невозможно нам без креста, а ведь у каждого он – свой, пережить «сладкий дар благодати».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Исх.4:25 . «Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня». Бог хотел убить Моисея за то, что один из его детей не был обрезан. Со Своих избранников Бог спрашивает намного строже, чем с обычных людей! Если в обычной христианской семье старшие дети крещены, а младших крестить пока не успели, и родители не спешат с этим делом – здесь, может быть, и не видно проблемы, хотя она реально может образоваться! Но тем более, когда человек верующий допускает какие-то дурные поступки – все совсем по-другому! Со Своих Бог спрашивает, особенно с таких, как пророки, гораздо строже! И вот истолкование Августина Блаженного , что там произошло: «Если бы во времена ветхозаветного человека я был иудеем, если бы не мог быть ничем лучшим, я непременно принял бы обрезание. Это знак праведности веры в то время, пока он не был отменен пришествием Господа, имел настолько большое значение, что ангел задушил бы маленького сына Моисея, если бы мать, схватив каменный нож, не обрезала мальчика, предотвратив этим таинством грозящую гибель. Это таинство также сдержало реку Иордан и вернуло ее в русло. Это таинство принял и Сам Господь, родившись, хотя и отменил его распятием» 63 . Здесь Блаженный Августин ставит перед нами интересный вопрос. Когда мы читаем 24-ый стих: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его», мы предполагаем традиционное объяснение – Бог встретил Моисея. Но есть и нетрадиционное малораспространенное объяснение: Бог осматривал все семейство и увидел мальчика необрезанного. Увидел и хотел его умертвить. Августин как раз говорит, что Бог хотел умертвить ребенка, потому что он был необрезанный среди обрезанных. Но, с другой стороны, большинство отцов говорит, что, конечно, вся вина была на отце, поскольку маленький ребенок не мог отвечать так серьезно за подобную оплошность. «Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его…» Вот опять непонятно, к чьим ногам? К ногам Моисея? Или к ногам ребенка? Или же, есть такое истолкование, что к ногам ангела – она видела место, где стоял ангел. «И, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня». То есть: «Мы вступили в Завет, это Завет крови, поэтому дитя трогать нельзя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но Августин видит в этих словах более того, на что они дают право: эти слова отнюдь не дают права думать, что грех Адама наследственно получается всеми при рождении в осуждение всех. Апостол говорит об осуждении всех за один первый грех Адама, но в чем состоит это осуждение, он не объясняет; осуждение это может состоять в расстройстве и смертности человеческой природы в Адаме, для чего не требуется передачи самого греха. В частности, в данном случае апостол, как видно из следующего стиха, под осуждением всех за грех Адама разумеет именно осуждение всех на смерть. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (ст. 17). Почему, спрашивает Августин, за преступление одного смерть царствовала посредством одного, если не потому, что узами смерти все содержались в том одном, в котором все согрешили, если даже они и не присоединили собственных грехов? Иначе смерть царствовала бы не чрез одного за преступление одного, но чрез каждого грешника за многие преступления каждого. Ибо если люди потому мертвы за преступление Адама, что подражали ему в преступлении, то и сам Адам еще более умер за преступление другого, так как диавол прежде его совершил грех и склонил его к греху, а Адам ни к чему не склоняет своих подражателей; многие, кои оказываются подражателями его, не слыхали или не признают, что он существовал и совершил грех 79 . Юлиан. Апостол возвестил ранее, что смерть царствовала чрез одного, который был образцом греха и преступниками по подобию которого оказываются грешащие под законом, и что чрез одного царствует в жизни обилие благодати, помогающей тем, кои подражают добродетели Христа. Жизнь, в которой намерены царствовать святые, есть жизнь вечная, следовательно и смерть, которая следует за добровольным нечестием, есть вечная смерть (II, 214–215). Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (ст. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Но кто находится в припадке безумия, тот живет, и не говорит против академиков: я знаю, что не страдаю безумием, а говорит: я знаю, что живу. Следовательно, никогда не может обманываться и лгать, кто утверждает, что знает, что живет». 2341 И нельзя сказать, чтобы это непререкаемое знание было слишком бедно содержанием и ограничивалось немногочисленными тезисами. Актов самосознания много, и знание о каждом из них может умножаться до бесконечности. «Кто говорит: знаю, что я живу, утверждает, что у него есть знание о чем-то одном. Если потом он скажет: знаю, что я знаю, что живу, то это уже два знания. А то, что он знает то и другое знание, есть уже третье знание». 2342 В самом сомнении скрыто доказательство невозможности абсолютного скептицизма, который, сомневаясь во всем, не может, однако, сомневаться в реальности собственного сомнения. «Всякий, сознающий себя сомневающимся, сознает истинное и вполне уверен в том, что сознает, следовательно, он уверен в истинном. Таким образом, всякий сомневающийся в бытии истины, в себе самом имеет нечто истинное, в чем он не может сомневаться». 2343 Свидетельство самосознания настолько бесспорно, что даже сам академик Цицерон, желая начать свой диалог «Гортензий» положением, не допускающим возражений, взял для него исходной истиной тезис все мы хотим быть блаженными. 2344 Подражая Цицерону, и Августин начинает свои диалоги с аксиоматических положений, опирающихся на достоверность самосознания. «Можешь ли ты, – обращается он к Навигию в диалоге «De beata vita» [«О блаженной жизни»], – назвать нам нечто такое, что ты знаешь? Могу, сказал он. Если это тебя не затруднит, сказал я, то укажи на что-нибудь. И так как он колебался, я спросил, знаешь ли ты по крайней мере, что ты живешь. Знаю, сказал он. Значит ты знаешь, что у тебя есть жизнь, так как никто не может жить иначе, как благодаря жизни». 2345 Тот же прием употребляет он и в других ранних диалогах. 2346 Говоря о самодостоверности актов сознания, блж. Августин разумеет не только непререкаемость познания внутренних переживаний, но и души как субстанции, обнаруживающейся в этих переживаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Но послушай как Навуходоносор опять из скота сделался человеком, научившись уповать на Бога, а не на себя, о чем он сам о себе свидетельствует. - " По окончании дней тех (т.е. семи времен, определенных Небом) - я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: " что Ты сделал? " " (Там же 4:31-32). Тяжкое зло - самонадеянность; она низложила и святого Апостола Петра: о Петре святый! что ты горько плачешь, когда пропел петух? - следовало прежде плакать, когда Господь всем говорил о Своем исходе (от мира), когда возвестил Он на вечери об ужасной смерти. Тогда действительно слезы были благовременны. Но самонадеянность устранила слезы, и вместо их слышалось безмерное обещание: " если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь " (Матф. 26:33). Так ли это? - по прошествии нескольких часов обещание это, данное по самонадеянности, не было исполнено, и уничтожено. (См. Матф. гл. 26-ю). Василий Великий справедливо сказал: " никто не остается чаще побежденным, как только тот, кто слишком на себя надеется. Напротив, кто мало надеется на себя, тот не начинает никакого дела, не призвавши наперед Бога себе в помощь. " Святой Амвросий некогда жаловался на блаженного Августина его матери, что Августин очень самонадеян, слишком много полагается на свой разум и на свою премудрость. И действительно, Августин не освободился от этого вредного порока, пока сам не почувствовал, что порок этот много вредит ему. В этом сам он признался впоследствии, говоря к Господу: " Мне казалось, Господи, что я мог сам собой быть доволен, и не подозревал, что Ты, Господи, управлял мной и таинственно наставлял меня; но когда Ты, Боже мой, нечтожно мало удалился от меня, то я упал в духе, и сам тот же час заметил это в себе и удостоверился в том. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Однажды он собирался произнести похвальное слово императору. В слове было много лжи, но это слово настроило бы многих людей благосклонно к оратору. Он шел к месту назначения, и изнурительные мысли душили его. На улице он заметил нищего, который, видимо, «подвыпил». Блаженный Августин вздохнул и обратившись к друзьям следующее. Страдая «от собственного безумия; уязвляемые желаниями, волоча за собою ношу собственного несчастья хотим мы достичь только одного: спокойного счастья. Этот нищий опередил нас; мы, может быть, никогда до нашей цели и не дойдем. Он получил за несколько выклянченных монет то, к чему я добирался таким мучительным, кривым, извилистым путем». У нищего, по мнению Августина, не было настоящей радости, но та, которую искал оратор на путях тщеславия, «была много лживее». Нищий веселился, а Августин был в тоске и его глодали заботы. Нищий был счастливее еще и потому, что раздобыл вина, осыпая людей добрыми пожеланиями». «А, я, — признался знатный муж, — ложью искал утолить свою спесь» . Мысль блаженного Августина можно прокомментировать с помощью анекдота. Новый русский приезжает на Гаваи. Покупает бутылку виски, ложится отдыхать под пальмой. Рядом валяется пьяный человек. Новый русский спрашивает: «Ты почему не работаешь?» «А зачем?» — отвечает пьяный. «Ну, как? Будешь работать, будешь зарабатывать деньги. Вот посмотри на меня. Работаю, раз в год езжу в отпуск. В этом году прилетел на Гаваи, лежу, понимаешь, под пальмой». «Так ведь, я и так уже здесь лежу», — отвечает ему гаваец. Ирония ситуации состоит в том, что вне религиозного контекста позиция гавайца неузявима. Общество ничего не сможет доказать ему, если не будет опираться на религиозную традицию. Священное Писание расскажет, что жить так, как живет пьяный гаваец – это плохо. «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» ( Ис.5:11 ). «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» ( 1 Кор.6:9-10 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/mirovozzrenche...

По мнению Августина, апостол для того именно выразился – чрез одного человека, от которого началось рождение людей, чтобы научить, что чрез рождение переходит на всех первородный грех 48 . Юлиан в словах апостола ο вхождении греха в мир чрез одного человека не усматривал ничего такого, что бросало бы тень на человеческое рождение и служило к осуждению естественной невинности, к обвинению божественного творения. Пытаясь, возражает он, аргументацией создать то, чего не содержат апостольские слова, ты прибавляешь, что апостол должен бы упомянуть диавола, если бы речь шла ο подражании, но упомянул человека, а не диавола, чтобы поняли, что он говорит ο рождении. Какой, спрошу я, был у тебя повод для составления такого мнения? Разве нельзя грешить чрез подражание людям? Хотя бесспорное дело не нуждается в свидетельстве Писания, однако выслушай Давида: не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззакония. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему ( Пс. 36:1,7 ). Все ветхозаветное Писание увещевает Израиля не подражать обычаям нечестивого племени. Посему, какая необходимость вынуждала, чтобы апостол, имея в виду подражание, назвал скорее диавола, чем человека, зная, что грешить можно чрез подражание как диаволу, так и людям? Или докажи, что нельзя грешить чрез подражание людям, или сознайся в неосновательности своего мнения. Α что ο диаволе написано: подражают ему принадлежащие к уделу его, то я соглашаюсь, что это благоразумно сказано автором той книги, кто бы он ни был. Но тебе это нисколько не помогает, если не докажешь, что нельзя грешить по подражанию людям. Подражание есть дело души, а рождение – пола. В добре можно подражать и Богу, и ангелам, и апостолам: Богу – будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф. 5:48 ), ангелам – да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ( Мф. 6:10 ), апостолам – будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 11:1 ). A в зле подражают и диаволу, как написано: подражают ему принадлежащие к уделу его ( Прем. 2:25 ), и людям – не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица ( Мф. 6:16 ), подражают и животным: не будьте как конь, как лошак несмысленный ( Пс. 31:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010