17–19]. Сын мой, бойся Господа и царя и не соединяйся с ослушниками, потому что внезапно наступит погибель их, и кто знает беду от них? Также и у мудрых [сказано]: «Не хорошо лицеприятствовать на суде». Кто говорит нечестивому: «Ты прав», тот проклят у народов, и племена будут ненавидеть того. Те, которые обличают, будуть похваляемы, и на них придет благословение. Устами целует тот, кто говорит правдивые слова [ст. 21–26]. Не будь напрасным свидетелем против ближнего своего и не ласкательствуй устами своими. Не говори: «Как он сделал мне, так и я сделаю ему. Я воздам каждому по делам его». Я прошел чрез поле ленивого человека, и чрез виноградник мужа глупого, и, вот, все наполнено терновником и поверхность покрылась колючею травою, и развалилась каменная ограда. Когда я, увидел это, то принял в сердце свое и научился от этого примера. [Глава XX:] Не начинай быстро спора о том, что увидели очи твои, чтобы не быть после в силах исправить это, когда ты обесчестишь друга своего. О деле своем говори с другом своим, но тайны не открывай постороннему, чтобы он не напал на тебя, когда услышит, и не перестал укорять тебя. Кто говорит слово в свое время, тот – как яблоки золотые на серебряных блюдах. Кто обличил мудрого и ухо послушное, тот – как золотая серьга и блестящий камень [ст. 8–12]. Кто поет стихи сердцу огорченному (pessimo), тот – как уксус на селитре. Если враг твой голоден, то напитай его, а если жаждет, то дай воды утолить жажду: ты собираешь угли на голову его, а тебе воздаст Господь [ст. 20–22]. Человек, не могущий управлять духом своим во время речи, подобен городу не запертому и не имеющему вокруг [себя] стен. [Глава XXVI:] Как птица, перелетающая моря, и воробей, летящий, куда ему хочется, так и напрасно произнесенное проклятие на кого-либо пройдет над ним. Для коня – бич, для осла – узда, а розга – на спину неразумных. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы не сделаться подобным ему. Отвечай глупому соответственно его глупости, чтобы он не показался себе самому мудрым [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1; 5–9; 13]. [Гл. III:] Братие мои, не желайте быть учителями в большем числе, зная, что вы примете большее осуждение. Ведь мы все много ошибаемся. Если кто-либо не погрешает в слове, тот есть муж совершенный: он может и все тело опутать уздою... Но никто из людей не может укротить языка: он – неудержимое зло, полон смертоносного яда. Им мы благословляем Бога и Отца, но им-же проклинаем и людей, которые созданы по подобию Божию. Из одних и тех-же уст происходит благословение и проклятие. Братие мои! не должно, чтобы это было так... Кто между вами мудр и наставлен строго, тот пусть покажет дело свое добрым обращением с мудрою кротостию. Потому что если вы имеете горькую зависть и сварливость в сердцах своих, то не хвастайтесь и не будьте лжецами вопреки истине. Ведь такая премудрость не исходит свыше, но она – земная душевная [животная] дьявольская; ибо где зависть и раздоры, там непостоянство и всякое нечестивое дело. А премудрость, свыше исходящая, прежде всего стыдлива, потом миротворна, скромна, послушлива, согласная с добром, полная милосердия и добрых плодов, рассуждающая без притворства. А плод правды мирно сеется у тех, которые соблюдают мир [ст. 1, 2; 8–10; 13–18]. [Гл. IV:] Откуда у вас вражда и распри? Разве не от похотей ваших, которые воюют в членах ваших. Вы просите и не получаете, потому что на зло просите, чтобы употреблять в похотях своих. Прелюбодеи! Разве вы не знаете, что дружба мира сего враждебна Богу? Итак тот, кто хочет быть другом века сего становится врагом Божьим... Поэтому и сказано: Бог гордым противится, а смиренным подает благодать. Посему будьте покорны Богу, но противостаньте диаволу, и он убежит от вас. Приближайтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Грешники, очистите руки; двоедушные! сделайте чистыми сердца свои. Будьте смиренны, рыдайте и плачьте. Да обратится смех ваш в рыдание и радость ваша в горесть. Смиритесь пред лицем Божьим, и Он возвысит вас. Братие, не предавайте друг друга... Один есть Законодатель и Судия, Который может освободить и погубить.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1–17; 19–25]. [Гл. III:] Но знай то, что в последние времена настанут дни опасные, и будут люди самолюбивы, жадны, горды, надменны, злоречивы, непокорны родителям, неблагородны, преступны, нелюбовны, непримиримы, клеветники, невоздержны, не имеющие кротости, неблагожелательны, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, чем боголюбивы, правда, имеющие вид благочестия, но отвергшиеся его силы но ты их избегай. Ведь из них бывают те, которые проникают в дома и увлекают за собою женщин, обремененных грехами, которые увлекаются разнообразными похотями, они всегда учатся, но никогда не достигают познания истины... А ты последовал моему учению, наставлению, расположению, вере, великодушию любви, терпению, гонениям, страданиям, которые постигли меня в Антиохии, Иконии, Листре; гонения эти я перенес и от них спас меня Господь. И все которые желают жить благочестиво во Христе Иисусе будуть терпеть гонения. А люди злые и обольстители будут преуспевать во зле, заблуждаясь и увлекая к заблуждению. А ты оставайся тверд в том, чему научался и что вверено тебе. Притом-же ты с детства знаешь священные Писания, которые могут наставить тебя к спасению во Иисусе Христе. Всякое писание вдохновенно полезно для научения, для обличения, для направления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек, наставленный на всякое доброе дело [ст. 1–7; 10–17]. [Гл. IV;] Свидетельствую пред Богом и Иисусом Христом, Который придет судить живых и мертвых, и пришествием Его и царством Его, проповедуй слово, настаивай благовременно и безвременно, обличай, умоляй, запрещай со всяким долготерпением и учением, ибо будет день, когда не удержать здравого учения, но по своей прихоти наберут себе учителей, льстящих слуху [зудящих в уши=prurientes avribus]; но от истины они отвратят слух, а обратятся к басням. А ты бодрствуй, трудись во всем, совершай дело благовестника, исполняй свое служение. А я уже ослабеваю и наступает время моего разрешения [от тела]. Я подвизался добрым подвигом, окончил бег [на ристалище жизни], веру сохранил, и в конце готовится мне венец за праведность, который воздаст Господь, Судия праведный в день оный, и не только мне, и всем соблюдшим пришествие Его [ст. 1–8]. Из посланий блаж. Павла к Титу

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1–33]. [Гл. VII:] Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо это справедливо. Почитай отца своего и матерь, потому что это первая заповедь в обетовании, – [именно:] чтобы тебе было благо, и чтобы ты был долговечен на земле [ Исх. ХХ, 12 ]. И вы, отцы, не вызывайте раздражения у детей своих, но воспитывайте их в наставлении и исправлении. Служители! повинуйтесь плотским господам со страхом и трепетом в простоте сердца вашего, как Христу, служа не для вида, как человекоугодники, но как служители Христовы, исполняющие волю Божью в духе, как Господу, а не людям, зная, что каждый какое ни сделал-бы добро, то и получит от Господа, раб-ли он, или свободный. И вы, господа, делайте им то же самое, оставляя угрозы, зная, что на небесах Господь и их, и ваш, и что у Него нет лицеприятия. Вообще, братие, укрепляйтесь о Господе в могуществе силы Его. Облекитесь в оружие Божие, чтобы противостать козням диавола, потому что наша борьба не против плоти и крови, но против начальств и властей, против мироправителей, – этой тьмы, против духовных сил злобы в небесных (пространствах). Посему примите оружие Божие, чтобы можно было противостоять в день зла и стоять во всем совершенными. Итак, стойте препоясав чресла свои истиною, надев броню правды и обув ноги в приготовление Евангелия мира, во всех случаях, вооружаясь щитом веры во всем, чтобы им отразить все огненные стрелы лукавого; возьмите спасительный шлем и духовный меч, который есть слово Божие. Духовно молитесь всякою молитвою и прошением, бодрствуя постоянно в молении за всех святых, также и за меня, чтобы мне было дано слово с твердостью возвещать таинство благовествования, ради которого я исполняю посланничество в узах, [сих], так что в нем осмеливаюсь говорить так, как мне должно [ст. 1–20]. Из послания блаж. Павла к Филиппийцам [Гл. I:] Потому что я ни в чем не посрамлен, но со всякою несомненностью, как всегда, так и ныне будет возвеличиваться Христос в теле моем, чрез жизнь ли то, или чрез смерть; ибо для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение. Но если жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то я не знаю, что избрать. Меня угнетают два [желания]. Я желаю разрешиться от жизни и быть со Христом; это гораздо лучше; но оставаться во плоти необходимо ради вас... Вы столь достойно ходили в Евангелии Христовом, что приду ли я и увижу вас, или находясь в отдалении от вас, услышу, что вы стоите в одном духе, согласно трудясь в Евангельской вере и ни в чем не устрашаемые от противников, что для них является причиною погибели, а для вас – спасение; и это от Бога, ибо вам дано чрез Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него, совершая тот же самый подвиг, который вы и видели во мне, и ныне слышите относительно меня [ст. 20–24; 27–30].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1]. В псалме CXVII: Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милосердие Его. Пусть скажет ныне Израиль, потому что во век милость Его и проч... Когда был в смятении, я призвал Господа, и услышал меня Господь в широте [ст. 1–5]. И спустя пять строк: Лучше надеяться на Господа, чем надеяться на человека. Лучше надеяться на Господа, нежели полагаться на князей [ст. 8, 9]. И спустя восемь срок: Господь крепость моя и хвала моя, и Он был для меня во спасение. Голос хвалы и спасения в жилищах праведных [ст. 14, 15]. В псалме CXXIII: Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господа. Блаженны хранящее свидетельства Его: они ищут Его от всего сердца [ст. 1, 2]. И в другом месте: Буду ходить в пространном месте, потому что искал заповедей Твоих, и буду говорить о свидетельствах Твоих пред лицем царей, и не смущусь. И буду наслаждаться заповедями Твоими, которые я возлюбил; и подниму руки свои к заповедям Твоим, который я возлюбил, и говорить о повелениях Твоих [ст. 45–48]. И спустя четыре строки: От закона Твоего я не уклонился. Я вспомнил о судах Твоих от века и утешился. Ужас объял меня в виду нечестивых, потому что они оставили закон Твой. Заповеди Твои были для меня песнопениями в доме пришельства моего. Я вспомнил ночью о имени Твоем, Господи, и сохранил закон Твой. Это сделалось моим, потому что я сохранил закон Твой. Я сказал: «Участь моя, Господи, чтобы сохранять заповеди Твои». От всего сердца я молился пред лицем Твоим, умилосердись надо мною по слову Своему. Я размышлял о путях своих, и обратил ноги свои к свидетельствам Твоим. Я поспешил и не пренебрег сохранять заповеди Твои. Сети нечестивых опутали меня, [но] закона Твоего я не забыл. Среди ночи поднялся я, чтобы исповедаться Тебе о судах оправданий Твоих. Я – сообщник всех боящихся Тебя и сохраняющих заповеди Твои [ст. 51–63]. Я же всем сердцем своим соблюдал заповеди Твои. Ожирело сердце их, как жир, а я размышлял о законе Твоем. Благо мне, что я опечалился, чтобы научиться заповедям Твоим. Мне предпочтительнее закон уст Твоих сравнительно с тысячами золота и серебра [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1]. В псалме CXXIX: Я держался Господа, держалась душа моя: на слово Его надеялся [ст. 5]. В псалме СХХХ: Господи не превознеслось сердце мое, и не возвысились очи мои, и я не ходил в великом и в удивительном выше меня (превышающем мое понимание). Не решил ли я и не заставил ли молчать душу мою; как отнят был я от груди матери своей, так отнята была у меня душа моя. Израиль да уповает на Господа от ныне и до века. В псалме CXXXII: Вот как добро и приятно, чтобы братья жили в единении [ст. 1]. В псалме CXXXIII: Вот благословите Господа, все рабы Господни; хвалите, рабы Господа, стоящие в доме Господа, в дворах дома Бога нашего. Ночью воздвигайте руки свои к Святому и благословите Господа [ст. 1, 2]. В псалме CXXXIV: Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа, стоящие в доме Господнем, в дворах дома Бога нашего; хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо оно приятно [ст. 1–3]. Идолы язычников – золото и серебро, дела рук человеческих: уста имеют и не говорят, очи имеют, и не видят и проч. [ст. 15–17]. Подобны им и делающие их и все полагающиеся на них. Дом Израиля, благословите Господа; дом Аарона, благословите Господа; боящиеся Господа, благословите Господа [ст. 18–20] В псалме CXXXV: Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милосердие Его. Исповедайтесь Богу богов, ибо во век милосердие Его. Исповедайтесь Господу господствующих, ибо во век милосердие Его [ст. 1–3]. Исповедайтесь Богу неба, ибо во век милость его [ст. 26]. В псалме CXXXVI: Иерусалим, если я забуду тебя, да будет в забвении десная рука моя. Да прилипнет язык мой к гортани моей, если я не воспомяну о тебе, Иерусалим, если я не поставлю Иерусалим в начале радости моей [ст. 5–6]. В псалме CXXXVIII: Господи, не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, и не изнемог ли я [в борьбе] против восстающих на Тебя. Полною ненавистью я ненавидел их; врагами они были для меня [ст. 21, 22]. В псалме CXXXIX: Не дай, Господи, [исполнения] желания нечестивого; да не распространятся преступления его, и да не поднимут они головы [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

21, 25–26).      Согласно Блаженному Августину, «к концу света будет общее гонение благих людей со стороны нечестивых, так что в одно и то же время одни будут подвергаться страху, а именно благие, а другие будут в безопасности, а именно нечестивые. Слова: когда будут говорить: мир и безопасность” относятся к нечестивым, которые будут мало обращать внимания на приближение Суда, в то время как слова из Евангелия от Луки (21, 26): люди будут издыхать от страха” и т. д. должны быть относимы к благим» . Беспечность среди людей будет проявляться и после гибели антихриста: они воспримут ее как некую досадную случайность, а не как действие Побеждающего Христа. Поэтому, хотя народы будут испуганы обнаружением этих небесных знамений, но прежде чем они начнут появляться, нечестивые люди будут считать себя в «мире и безопасности»: даже после смерти антихриста и до пришествия Христа, видя, что мир не уничтожился сразу, как они сначала подумали. Они продолжат идти путем греха и вседозволенности до самого конца. Сказано: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Отк. 8, 1). Как затишье перед бурей оборачивается катастрофой, так и перед   Пришествием Христа, уже после погибели антихриста, воцарится тишина раздумья – спасительная для сохранивших дар веры и напрасная для закоренелых противников Христа и Его Церкви. Беда Достопочтенный писал: «Мы верим, что после гибели антихриста в Церкви на некоторое время воцарится мир, о чем Даниил пророчествовал так: Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней” (Дан. 12, 12). О том же блаженный Иероним говорит следующим образом: “блажен тот, кто после гибели антихриста будет ждать еще тысячу двести девяносто дней, то есть три с половиной года, и еще сорок пять дней, потому что тогда придет во славе Своей Господь и Спаситель”. Почему воцарится молчание на сорок пять дней, знает лишь Бог. Если только мы не скажем со всей определенностью, что отсрочка пришествия царства святых – это испытание терпения.

http://pravoslavie.ru/114968.html

22. Каким образом говорится, что благодать Божия некоторым младенцам, которым предстоит умереть во младенчестве, дается, а некоторым – не дается, поскольку Бог предвидит их будущую волю, которую они имели бы, если бы продолжали жить, если, как определяет апостол, каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, а не соответственно тому, что он сделал бы, если бы дольше прожил в теле, – доброе или злое! Каким образом люди судятся соответственно своим будущим волениям, в отношении которых утверждают, что они имели бы их, если были бы дольше удержаны в теле, если Писание говорит: Блаженны мертвые, умирающие в Господе? 65 Несомненно, их блаженство не было бы надежным и безопасным, если бы Бог судил то, что они не сделали, но что им предстояло бы сделать, если бы эта жизнь оказалась для них более длительной. Тогда никакого благодеяния не получил тот, кто был восхищен, чтобы злоба не изменила разум его, поскольку он должен был бы понести наказание за ту злобу, от которой, быть может, неминуемой, он был избавлен. Тогда не следует радоваться о тех, о ком мы знаем, что они умерли в правой вере и доброй жизни, ведь они могут быть осуждены из-за неких преступлений, которые они, возможно, совершили бы, если бы продолжали жить. Тогда не нужно оплакивать или презирать тех, кто покинули эту жизнь, пребывая в неверии и дурных нравах, поскольку, возможно, если бы они продолжали жить, то принесли бы покаяние и стали жить благочестиво, так что в соответствии с этим и должны судиться. Тогда надлежит осудить и отбросить книгу славнейшего мученика Киприана «О смертности», в которой повсюду его намерение состоит в том, чтобы мы познали, что следует радоваться, когда умирают добрые верующие, поскольку они избавляются от искушений этой жизни и пребывают далее в блаженной безопасности 66 . Но поскольку это как раз вовсе не ложно, и, несомненно, блаженны мертвые, умирающие в Господе, то скорее надлежит высмеять и предать проклятию то заблуждение, руководствуясь которым некоторые полагают, что люди должны судиться в соответствии со своими будущими велениями, которым не суждено быть у умирающих. Всякий, кто верует в Бога, делает это по своей воле

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

22]. Тогда будут призывать Меня, и Я не услышу; утром встанут и не найдут Меня, потому что они возненавидели наставление и не приняли страха Божия, и не вняли совету Моему, и устранились от всех обличений Своих. Итак они вкусят от плода жизни своей и насытятся от своих советов. Отвращение детей (parvulorum) убьет их и благополучие глупых погубит их. А кто будет слушать Меня, тот успокоится без страха и будет наслаждаться изобилием по удалении боязни зла. [Глава II]: Если же ты призовешь премудрость и склонишь сердце свое к благоразумию, если будешь искать ее, как деньги, и как сокровища выкопаешь ее; то уразумеешь страх Божий и найдешь познание Бога, потому что Господь подаст премудрость, и из уст его [исходит] познание и благоразумие. Он будет блюсти для правоходящих спасение и будет хранить ходящих в простоте, охраняя путь правды и ограждая пути святых. Тогда ты поймешь оправдание и суд, и справедливость, и всякий путь добрый. Если премудрость войдет в сердце твое и знание будет угодно душе твоей, то благоразумие оградит тебя и разуменье спасет тебя, так что ты будешь вырван от пути злого и от человека, говорящего развращенное: [от тех], которые оставляют путь правый и ходять путями темными, которые радуются, совершая зло, и веселятся в деяниях нечестивых, которые ходят путями развращенными и хождения которых безвестны; так что ты будешь оторван от жены чужой посторонней, которая услаждает свои речи и оставляет вождя юности своей, и забыла завет Бога своего [ст. 3–17]. [Глава III]: Милосерде и истина [пусть] не оставляют тебя. Окружи ими шею свою и напиши на скрижалях сердца своего, и ты найдешь благодать, и доброе наставление пред Богом и людьми. Полагайся на Господа от всего сердца своего и не опирайся на собственный разум. Во всех путях своих помышляй о Нем, и Он управит хождение твое. Не будь мудрым пред собою. Бойся Господа и отступай от зла [ст. 3–7]. Почитай Господа имуществом своим, и начатками всех плодов своих [ст. 9]. Не отвергай, сын мой, наставлений Господня; не ослабевай, когда Он исправляет тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2–10]. А вы, стада Мои, так говорит Господь, вот Я буду судить между скотом и скотом, овцами и баранами. Разве недостаточно было вам пастись на добром пастбище? А вы еще и остатки на пастбищах ваших попрали ногами своими; и когда пили чистейшую воду, то оставшуюся воду возмутили ногами своими, и овцы Мои питаются тем, что попрано ногами вашими. Посему так, говорит Господь Бог к ним: Вот Я буду судить между скотом жирным и скотом тощим, за то что вы толкались плечами и боками, и рогами своими прокалывали всех слабых скотов, пока не разогнали их далеко [ст. 17–21]. [Гл. XLV:] Сие говорит Господь Бог: Достаточно с вас, владыки Израиля. Вы оставьте неправду и хищение, творите суд и правду и отделяйте межи свои от народа Моего, говорит Господь Бог . Да будут у вас настоящие весы и настоящая зерновая мера для жидкостей (beatus). Это мы представили из тех книг, которые и у Иудеев признаются каноническими, и в которых мы нашли нечто, соответствующее настоящему произведению. Но не должно пропускать и тех [книг], о которых хотя известно, что они написаны до пришествия Христова, но которые не приняты Иудеями, однако Церковь Того же Спасителя принимает их. Среди них есть две, которые весьма многими называются именем Соломона за некоторое, – как я полагаю, – сходство образа речи; на самом же деле некоторые более ученые люди не сомневаются в том, что они Соломону не принадлежат. И однако неизвестно, кто составитель книги, которая называется книгою Премудрости 11 . Но о той другой, которую мы называем Экклезиастиком, известно, что ее написал некий Иисус по прозванию Сирах, – [известно] между теми, которые ту же книгу прочитали в целом виде. Таким образом из книги Премудрости мне казалось подходящим к этому произведению следующее. Из книги ПРЕМУДРОСТИ [Гл. 1:] Судящие землю, любите правду. Помышляйте о Боге в благости, и в простоте сердца ищите Его. Ибо Он обретается теми, которые не искушают Его; а является тем, которые имеют веру в Него. Ведь помыслы развращенные удаляют от Бога, а испытанная добродетель исправляет неразумных, так как в зложелательную душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, преданном грехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010